Научная статья
УДК 377. 011.3 йО!: 10.17853/2686-8970-2022-2-95-107
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Александр Николаевич Чуксин
кандидат педагогических наук, заместитель руководителя
Центр опережающей профессиональной подготовки, Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М. С. Солнцева,
Тамбов, Россия
chuksin_an@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7963-5567
Аннотация. Названа миссия и дано определение воспитательной работы в современных колледжах. Проведен анализ соответствия воспитательной работы требованиям профессионального стандарта. Рассматриваются особенности организации воспитательной деятельности учреждений профессионального образования Тамбовской области: ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника; перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания; компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения; профессионализм педагога.
Ключевые слова: воспитание, среднее профессиональное образование, воспитательная работа, организация воспитательной работы
Для цитирования: Чуксин А. Н. Специфические особенности воспитательной деятельности организаций профессионального образования Тамбовской области // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 95-107. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-95-107.
© Чуксин А. Н., 2022 INSIGHT. 2022. № 2 (10)
95
Original article
SPECIFIC FEATURES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS OF THE TAMBOV REGION
Alexander N. Chuksin
Candidate of Sciences in Pedagogy, Deputy Head Advanced Training Center,
M. S. Solntsev College of Engineering and Technology of Ground Transport, Tambov, Russia
chuksin_an@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7963-5567
Abstract. The article presents the definition and the aim of educational work in modern secondary vocational education institutions. The analysis is carried out to determine whether the educational work meets the professional standard requirements. The article considers the characteristics of educational activity in the vocational education institutions of the Tambov region: emphasis on the formation of social and professional mobility of graduates; shift from education to self-education; compensation for the insufficient role of the family in the upbringing of the younger generation; teacher professionalism.
Keywords: education, secondary vocational education, educational work, organization of educational activities
For citation: Chuksin А. N. Specific features of educational activities in vocational education institutions of the Tambov region // INSIGHT. 2022. № 2 (10). P. 95-107. (In Russ.). https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-95-107.
В современных условиях развития нашего общества и государства острейшей проблемой остается уровень духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Неблагоприятная демографическая ситуация, рост преступности, нивелирование семьи как ценности, утрата патриотического сознания, снижение уровня здоровья и качества жизни требуют серьезного пересмотра векторов развития образования, определения не только его материальных, но и духовных ресурсов, которые вызывают серьезные опасения.
Миссия системы среднего профессионального образования (СПО) -формирование творческой личности конкурентоспособного специалиста, достойного гражданина России. Огромную роль в формировании будущего специалиста играет как учебная, так и воспитательная
96
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
работа, важность которой отмечается сегодня многими исследователями (K. Boonprakarn, K. Laeheem [1]; A. Doñate-Martínez, J. Garcés, F. Rodenas [2] и др.). На необходимость комплексной программы по модернизации воспитательной работы в образовательных организациях указывают Т. В. Носакова и Т. С. Парпура, основываясь на результатах своего исследования состояния воспитательной деятельности на базе 24 организаций [3].
Воспитание, как справедливо отмечает Н. Р. Глушнева, - это творчески целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и студентов по созданию оптимальных условий организации усвоения ценностей общества и, как следствие, развития индивидуальности, самоактуализации личности [4].
В свою очередь, Э. Р. Баграмян, И. А. Киселева, А. Л. Сахарчук и Е. С. Сахарчук называют условия воспитательной (прежде всего, внеучебной) деятельности студентов: «целеполагание внеучебной деятельности, имеющее преимущественно социальный фокус, соответствие содержания воспитательной деятельности задачам преодоления индивидуализма и разобщенности, учет дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности» [5, с. 12].
В стандарте профессионального образования приведены единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону учебно-воспитательного процесса и сформулировать достаточно точно основные показатели качества обучения. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объем и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса профессионального образования. Педагог профессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых. Подготовка студентов по избранной специальности проводится на основе личностно ориентированного обучения. Практика демонстрирует единые требования к обязательному минимуму получаемых компетенций, и они всегда выполняются там, где для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-
INSIGHT. 2022. № 2 (10)
97
воспитательных и производственных задач разной сложности. По-сильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности [6].
Правы В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, Н. Ф. Родичев и И. С. Сергеев, устанавливая ориентир воспитательной работы в СПО на удовлетворение интереса работодателей в подготовке молодых кадров. Исследователи говорят о необходимости интеграции корпоративной культуры предприятий и организаций, где студенты СПО проходят практику, с внутренней культурой образовательной организации, «создавая единое непротиворечивое воспитательное пространство» [7, с. 11].
Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет воспитательный процесс на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек. Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагогов и обучающихся. Среди направлений воспитательной работы Ф. Н. Алипхано-ва особо выделяет следующие [8]:
• активация самоуправления (актив групп, клубов и спортивных секций);
• организация внеучебной деятельности и свободного времени студентов;
• профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни;
• профилактика опозданий и пропусков занятий без уважительной причины;
• совершенствование документации по ведению дополнительных образовательных услуг.
Одним из наиболее эффективных, на наш взгляд, направлений воспитательной работы в колледже является студенческое самоуправление, которое в настоящее время, скорее, можно назвать соуправле-
98
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
нием. Студенческое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. На основе анализа практики работы органов студенческого самоуправления, резолюций студенческих форумов и рекомендаций государственных органов в системе СПО Тамбовской области выработалась своя структура студенческого самоуправления (рис. 1).
Рис. 1. Структура студенческого самоуправления
Как показывает практика, в ситуации самоуправления студентов педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри-и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги, кураторы должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции. Смысл студенческого самоуправления заключается не в управлении одних студентов другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении способ-
МЭЮНГ. 2022. № 2 (10)
99
ствует формированию у обучающихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Основными задачами самоуправления обучающихся являются:
• приобретение студентами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;
• защита прав;
• совместное решение педагогами и обучающимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.
Самоуправление, безусловно, необходимо. Ведь оно способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей, хозяев своей собственной жизни. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся.
Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание, под которым А. У. Романченко и О. А. Шестакова предлагают понимать «сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях» [9, с. 73].
Как отмечают исследователи, в процессе самовоспитания студенты колледжей должны осуществлять следующие действия: «анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои "плюсы" и "минусы", от которых предстоит избавиться; ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств; участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий; осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т. е. уточнять цели» [9, с. 73].
100
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
Воспитание является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса и в образовательных организациях среднего профессионального образования Тамбовской области. Оно строится на основе гуманистической направленности воспитательной работы, развития социальной и культурной компетентности личности [10].
Учреждения СПО Тамбовской области при организации воспитательного процесса ставят следующие цели и задачи:
• формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания;
• развитие духовности и культуры поведения, инициативности и самостоятельности;
• организация социально значимой, творческой деятельности студентов;
• формирование толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Поставленные задачи направлены на то, чтобы в колледжах региона присутствовала доброжелательная и творческая атмосфера, укреплялась вера в силы и возможности каждого студента. Одной из важнейших задач образовательных организаций Тамбовской области является сплочение коллектива. В группах должна царить дружественная атмосфера, взаимоуважение. На сегодняшний день это очень актуально, потому что студенческая группа - это психологическая общность, которой присущи функционально-ролевая структура, лидерство, типичные конфликты и т. д.
Для организации досуга студентов и сплочения коллектива в течение года проводятся традиционные мероприятия: «Трудовые резервы Тамбовщины», «Студенческая весна», День знаний, День отказа от курения, День профтехобразования, Новый год, День России, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, День Победы.
С целью оценки содержания и структуры воспитательной работы, определения проблем и особенностей реализации досуговой деятельности студенческой молодежи в колледжах и техникумах Тамбовской области в период с мая 2019 г. по декабрь 2020 г. было проведено социологическое исследование. В исследовании приняли участие 1607 чел.: специалисты по воспитательной работе, кураторы,
МЭЮНГ. 2022. № 2 (10)
101
старосты студенческих групп, студенты всех курсов очной формы обучения. В качестве диагностического инструментария были выбраны методики М. А. Галаниной, Е. И. Григорьевой и М. И. Долженко-вой. Оценка действенности стимулов для студентов осуществлялась с помощью методики В. И. Зверевой, Н. В. Немовой.
Результаты исследования показали повышение оценки содержания и структуры воспитательной работы в сравнении с 2019 г. (в среднем с 43 до 81 %). Опрос выявил увеличение числа студентов (по сравнению с 2019 г.), вполне удовлетворяющих свой профессиональный познавательный интерес в воспитательной среде (с 39,4 до 79,2 %). Оценка действенности стимулов для студентов с помощью методики В. И. Зверевой, Н. В. Немовой выявила повышение оценки студентами колледжей влияния воспитательных стимулов на профессиональное развитие в 3,7 раза. Экспертная оценка позволила констатировать положительные изменения и выявить единство учебной, профессиональной и повседневной деятельности (рис. 2).
Разнообразие досуговой деятельности
Рис. 2. Результаты оценки содержания и структуры воспитательной работы: --2020 г.;.....- 2019 г.
102 ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
воспитательной деятельности
воспитательной работы
Оценка интенсивности воспитательной работы выросла с 47 до 91,2 % и коррелирует с оценками компетенций и с оценками развития профессионально важных качеств личности студентов (рис. 3).
Профессиональная У///////////////////////////////////////Л88.6 Общая ///////////////////^ 8
шм^те^ ^ПТ|М11М1МТ|М 111111Г53 о 63 ■ 9
Ответственность
Креативность
93 , 4
........................... 1 1790
Х///////////////////////////////////////Л88 , 0
44
хл '//////////////////////////////////////////Л94 , 5
Инициативность :::::::::::::: ::::::::::::::: ::::::::::::::: ::::::::::::::: ::::!173 0
4 ГГГГГГГ1 ГГГГГГГ1 Г1ГГ1ГП^156 0.....' ■
Интенсивност^ 91, 2
...............:147 0
.......... 137-0 ' ,
0 20 40 60 80 100
Проценты
Рис. 3. Результаты оценки интенсивности воспитательной работы: И - 2022 г.; □ - 2020 г.; ЕВ - 2019 г.
На основании сравнительной оценки воспитательной работы системы СПО Тамбовской области мы считаем, что результаты исследования доказывают повышение результативности в профессиональном воспитании студентов.
Огромное внимание в колледжах и техникумах Тамбовской области уделяется работе с родителями. Организация работы с родителями строится на основе педагогических принципов. Цель просветительского принципа - обучить родителей видеть и понимать изменения, происходящие со студентами. Здесь активно используется такая форма работы, как родительское собрание. Темы собраний не сводятся только к ознакомлению родителей с успеваемостью, посещаемостью и дисциплиной студентов. Темы подобраны грамотно и целенаправленно, например, «Воспитание здорового в нравственном и физиче-
МЭЮНГ. 2022. № 2 (10)
103
ском отношении человека», «Как наладить общение с ребенком в семье», «Любовь в семье», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка» и др. Консультативный принцип подразумевает совместный педагогический поиск методов эффективного влияния на студента в процессе приобретения учебных навыков. Многие кураторы групп используют в работе с родителями такие формы, как тестирование, анкетирование, «телефон доверия». Работает консультативный пункт для родителей, проводятся вечера вопросов и ответов. Коммуникативный принцип - это обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, взаимодействия детей и родителей. В колледжах проводятся совместные собрания детей и родителей; приглашаются родители для выступлений, рассказов о своей профессии; работает родительский комитет и др.
Воспитательный процесс в колледжах Тамбовской области - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
Таким образом, к специфическим особенностям организации в регионе воспитательной деятельности учреждений профессионального образования можно отнести следующие:
1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения предлагают не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров. Данный вывод коррелируется с идеей А. Г. Кислова и И. В. Шапко о том, что «профессиональное воспитание должно выводить обучающихся за границы традиционных познаний, учить видеть особенности разных видов деятельности, понимать других людей, потому что ни одна профессия никогда не существовала в одиночку, сама по себе» [11, с. 28]. В свою очередь, В. И. Блиновым и Л. Н. Крутеевой определена стратегически важная задача развития системы среднего профессионального образования России на ближайшее десятилетие - обеспечение управленческими
104
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
механизмами, позволяющими своевременно и адекватно реагировать на изменения внешних условий как на рынке труда, так и в сфере технологий [12].
2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания. Педагогические коллективы работают над созданием механизма формирования способностей обучающихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации. Данный вывод совпадает с результатом исследования, проведенного А. С. Огоновской и И. С. Огоновской со студентами педагогического колледжа, согласно которому 87 % студентов считают, что обучение в колледже способствует повышению их культурного уровня. Авторы особо акцентируют внимание на том, что «личностный и профессиональный рост невозможен без мотивации к саморазвитию» [13, с. 42].
3. Компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляет всех работников профессионального образования уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья обучающихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни. Важно отметить, что на необходимость использования воспитательного потенциала семейных традиций в формировании межкультурного взаимодействия при подготовке студентов - будущих учителей и родителей указывает и О. Б. Б1к;а§1гоуа [14].
4. Профессионализм педагога. Правы В. В. Дубицкий с соавторами, говоря о потребности совершенствования перечня необходимых педагогу и мастеру производственного обучения компетенций, соответствия уровня профессионального мастерства педагогов запросам общества [15]. Субъектом воспитательной деятельности в любой педагогической системе является педагог - носитель ценностных ори-ентаций, культуры.
Принципами планирования воспитательной работы являются целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизне-
МЭЮНГ. 2022. № 2 (10)
105
деятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.
Список источников
1. Laeheem K., Boonprakarn K. Family background in upbringing, experience of violence, and authority relationship among married, Thai, Muslim couples in Pattani province experiencing domestic violence // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 37, iss. 2. P. 93-99. https:// doi.org/10.1016/j.kjss.2015.12.001.
2. Rodenas F., Garces J., Donate-Martinez A. A New Educational Model to Train Parents for a Successful Upbringing of Children: A European Cross-national Study // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 82. P. 298-301. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.264.
3. Парпура Т. С., Носакова Т. В. Исследование проблем воспитательной работы в современных общеобразовательных организациях // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 132-143. https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2021-4-132-143.
4. Глушнева Н. Р. Развитие учреждения среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 185 с.
5. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика / Е. С. Сахарчук [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 11-40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40.
6. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования / В. И. Блинов [и др.]; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. М.: Федер. ин-т развития образования, 2016. 255 с.
7. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? / В. И. Блинов [и др.] // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 4-14. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2021.45.2.001.
8. Алипханова Ф. Н. Воспитательный процесс в организациях среднего профессионального образования // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 15. С. 12-14.
106
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
9. Шестакова О. А., Романченко А. У. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно-воспитательного процесса // Вестник непрерывного образования. 2016. № 2. С. 73-75.
10. Банникова Л. Н., Сафронова Т. М. Модернизация подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования как направление региональной образовательной политики // Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты: материалы 5-го Тюм. междунар. социол. форума, Тюмень, 5-6 окт. 2017 г. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2017. С. 355-360.
11. Кислов А. Г., Шапко И. В. Воспитание профессиями: к теоретическому обоснованию современной стратегии профессионального воспитания // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 15-31. https://doi.org/10.52944/P0RT.2021.45.2.002.
12. Блинов В. И., Крутеева Л. Н. Развитие среднего профессионального образования в современной России // Техник транспорта: образование и практика. 2020. № 1 (4). С. 269-277. https://doi.org/10.46684/ 2687-1033.2020.4.269-277.
13. Огоновская А. С., Огоновская И. С. Воспитание как традиционная ценность и актуальная социальная практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3 (46). С. 33-48. https:// doi.org/10.52944/P0RT.2021.46.3.004.
14. Biktagirova G. F. Intercultural Upbringing in a Family in the Context of National Traditions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 426-431. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.085.
15. Дубицкий В. В., Коновалов А. А., Кислов А. Г. К решению актуальных задач кадрового обеспечения в системе профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3 (46). С. 6-20. https://doi. org/10.52944/P0RT.2021.46.3.001.
Статья поступила в редакцию 18.03.2022; одобрена после рецензирования 27.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.
The article was submitted 18.03.2022; approved after reviewing 27.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.
INSIGHT. 2022. № 2 (10)
107