УДК 343.2/.7 ББК 67.408
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10376
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Виктория Викторовна МИРОНЧУКОВСКАЯ, преподаватель института права и экономики Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина, кандидат философских наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам правового механизма борьбы с терроризмом, рассматриваются его отдельные контексты. Проводится анализ влияния законодательства о противодействии терроризму на уровень преступности террористической направленности.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, правовое регулирование, направления борьбы, правовой механизм.
Annotation. This article is devoted to the legal mechanism of the fight against terrorism; its individual contexts are considered. An analysis is made of the impact of anti-terrorism legislation on terrorist crime rates.
Keywords: terrorism, counterterrorism, legal regulation, areas of struggle, legal mechanism.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» в ст. 3 содержит правовые определения таких понятий, как «терроризм», «террористический акт», в исчерпывающем перечне закрепляет то, что законодатель квалифицирует как «террористическая деятельность». Важно, что на законодательном уровне указанные понятия строго разграничены.
Так, «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях»1.
Противодействие терроризму и его проявлениям, как известно, представляет собой составную часть правового механизма обеспечения национальной безопасности в нашей стране.
Наиболее удачное определение этого механизма дал A.A. Куковский, который в широком смысле рассматривает его как «систему средств, при помощи которых осуществляется результативное воздействие на подвергшиеся угрозам общественные отношения и социальные процессы с целью защиты жизненно важных интересов общества и государства»2.
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года3 активно воспроизводит законодательную конструкцию обеспечения безопасности как степень защищенности. A правоохранительная система, являясь одним из важнейших субъектов обеспечения безопасности социума, рассматривается как целостная совокупность направлений, в рамках которых реализуются разнообразные государственно-правовые средства, методы и гарантии, обеспечивающие защищенность личности, общества и государства, в том числе и от угроз со стороны терроризма и его проявлений.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
Таким образом, правовой механизм борьбы с терроризмом и его проявлениями можно рассматривать в следующих контекстах:
во-первых, как закрепленную в законодательстве совокупность направлений борьбы с терроризмом;
во-вторых, как «систему средств, при помощи которых осуществляется результативное воздействие на подвергшиеся угрозам общественные отношения и социальные процессы с целью защиты жизненно важных интересов общества и государства»4 в рамках указанных направлений;
в-третьих, как совокупность «методов, способов и приемов, используемых субъектами обеспечения безопасности для решения стоящих перед ними задач»5, в данном случае для целей борьбы с терроризмом.
К сожалению, нельзя не отметить того, что в юридической литературе недостаточное внимание уделяется изучению характеристики сложного правового механизма борьбы с терроризмом, подробному анализу его составных элементов. В результате указанный механизм до сих пор не имеет четко определенной структуры, не показаны конкретные направления борьбы с террористическими проявлениями, как это сделано, например, по отношению к основным направлениям борьбы с экстремизмом6. Именно поэтому необходимость повышения эффективности борьбы с терроризмом требует существенного уточнения структуры правовых механизмов обеспечения противодействия угрозам со стороны как терроризма, так и его проявлений.
Определение в п. 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации в качестве субъектов противодействия терроризму большого количества органов государственной власти и органов местного самоуправления, с одной стороны, подчеркивает особую важность такой работы, а, с другой — ставит задачу по строгому разграничению компетенции каждого из указанных субъектов.
На практике это заметно затрудняет координацию деятельности субъектов противодействия терроризму, а также определения средств и методов приложения совместных усилий. Частично такая проблема может быть решена путем определения в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации7 статуса каждого субъекта противодействия терроризму.
Кроме того, на законодательном уровне до сих пор не закреплено и то, как отдельные направления и способы противодействия терроризму взаимодействуют между собой.
В настоящее время легальное противодействие терроризму охватывает деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов8.
Ранее, как показывает исторический опыт, суть борьбы с этим явлением основывалась исключительно на запретах и репрессиях. Однако, по справедливому замечанию K.M. Ханбабаева, эта «политика была не просто малоэффективна, но и приводила к обратным результатам»9.
Аналогичные мнение высказывали и другие авторы, отмечая, что «в практике противодействия терроризму превалировали односторонние карательно-репрессивные мероприятии, как правило, военного характера с участием силовых структур»10. Но «эти санкционированные государством действия, направленные на решение сиюминутных проблем, не могли устранить первопричины терроризма и выявить его истоки. Эти действия носили скорее оборонительно-ответный, чем наступательно упреждающий харак-тер»11. Причем квалификация деяния как террористической деятельности неизбежно предполагала жесткое силовое противодействие.
На наш взгляд, не случайно в Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, ратифицированной Россией 20 апреля 2006 г., отмечалось: «для того чтобы деяние составило преступление, указанное в статьях 5 и 7 настоящей Конвенции, не обязательно фактическое совершение террористического преступления»12.
Исходя из этого указания Конвенции Совета Европы на практике появился целый ряд новых направлений борьбы с терроризмом, отразившийся в криминализации многих форм его проявлений. Среди них, в частности, были указаны такие, как: публичное подстрекательство к совершению террористических преступлений, вербовка террористов, их подготовка и обучение для совершения террористических актов.
Несомненно, что принятый в 2006 г. ФЗ «О противодействии терроризму» подействовал в некоторой степени «отрезвляюще» на террористов, но, несмотря на значительное снижение количества террористических актов, в целом не уменьшаются случаи совершения преступлений террористического характера13.
Не вызывает сомнения, что повышение эффективности каждого из указанных в законодательстве направлений борьбы с терроризмом и его проявлениями основывается, прежде всего, на необходимости установления таких форм и методов борьбы с терроризмом, которые соот-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
ветствуют реальным угрозам и реализация которых будет способствовать формированию действенного правового механизма.
1 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 18.03.2020 г.) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
2 Куковский A.A. Механизм обеспечения национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 38. Сер.: Право. Вып. 24. С. 9-11.
3 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11. 2014 г. № Пр-2753) // СПС «Гарант»
4 Куковский A.A. Указ. соч. С. 10.
5 Колокольцев B.A. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2005.
6 Некоторые из основных направлений и форм борьбы с экстремистской деятельностью были названы в Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 г. В соответствии с этим Законом полиция обязана «принимать меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан».
7 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009 г.) // Рос. газ. 2009. № 198. 20 окт.
8 Пункт 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму».
9 Ханбабаев К.М. Противодействие экстремизму и терроризму в зарубежных странах: состояние и проблемы. 8 сентября 2014 г. // URL: Экстремизм.т
10 Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных Сил с терроризмом в Российской Федерации // Гос-во и право. 2001. № 1. С. 76.
11 Горбунов Ю.С. К вопросу о правовом регулировании противодействия терроризму // Журнал рос. права. 2007. № 2. С. 39.
12 Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые основы государственной функции и организации деятельности органов государственной безопасности и правоохранительных органов России в сфере противодействия экстремизму и терроризму // Конституционализм и госу-дарствоведение. 2017. № 2. С. 79.
13 В период с 2000 по 2005 гг. на территории РФ было совершено 27 террористических актов,
в период с 2006 по 2010 гг. - 9 терактов, с 2011 по 2015 гг. — 9 терактов // Список терактов и жертв в России в 2000 — 2015 гг. // https://pikabu.ru/
story/spisok_teraktov_i_zhertv_v_rossii_s_ 2000__2015_
goda_4955471;
По данным Генеральной прокуратуры РФ, размещенным на iminfin.ru, за январь — июль 2019 г. было зафиксировано 1108 преступлений террористического характера, что было на семь единиц, или на 0,64%,
больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом было выявлено 427 лиц, совершивших такие преступления (на 40 человек, или на 8,57% больше, чем в 2018 г.) // Статистика террористической активности в России // http://iminfin.ru/news/303-statistika-terroristicheskoj-aktivnosti-v-rossii
Библиографический список
1. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. № Пр-2753) // СПС «Гарант»
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009 г.) // Рос. газ. 2009. № 198. 20 окт.
3. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 18.03.2020 г.) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
4. Горбунов Ю. С. К вопросу о правовом регулировании противодействия терроризму // Журнал рос. права. 2007. № 2. С. 38—44.
5. Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных Сил с терроризмом в Российской Федерации // Гос-во и право. 2001. № 1. С. 75—78.
6. Колокольцев B.A. Обеспечение государственных интересов России в контексте Концепции национальной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2005.
7. Куковский A.A. Механизм обеспечения национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 38. Сер. :Право. Вып. 24. С. 9—11.
8. Макушев И.Г. Правовое обеспечение взаимодействия субъектов противодействия терроризму в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации // Сб. матер. Все-рос. науч.-практ. конф. «Национальная безопасность России: актуальные аспекты». Март 2018. С. 114—120.
9. Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые основы государственной функции и организации деятельности органов государственной безопасности и правоохранительных органов России в сфере противодействия экстремизму и терроризму // Конституционализм и государство-ведение. 2017. № 2. С. 74—88.
10. Ханбабаев К.М. Противодействие экстремизму и терроризму в зарубежных странах: состояние и проблемы. 8 сентября 2014 г. // URL: Экстремизм.™
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020