Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОСТАВЩИКА НА ЭТАПАХ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОСТАВЩИКА НА ЭТАПАХ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
447
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА / ASES / СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горохова Дарья Александровна, Степанова Елена Геннадьевна, Еськина Елена Владимировна

В статье рассмотрены вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества организации с учетом требований стандарта оценки поставщиков альянса Renault-Nissan-Mitsubishi (ASES). Приведен общий перечень 9 разделов ASES. В статье подробно рассмотрены требования разделов, касающиеся общесистемных вопросов и этапов непосредственно серийного производства. В статье приведен перечень документированных элементов, которые необходимо разработать для выполнения требований каждого подраздела стандарта ASES и ключевые моменты, на которые при этом следует обратить внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Горохова Дарья Александровна, Степанова Елена Геннадьевна, Еськина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL REQUIREMENTS OF AUTOMAKERS TO THE SUPPLIER’S QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE STAGES OF MASS PROD UCTION OF PRODUCTS

The article discusses the issues of developing and implementing an organization’s quality management system, taking into account the requirements of the Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance Supplier Evaluation Standard (ASES). A general list of 9 ASES sections is given. The article discusses in detail the requirements of the sections concerning system-wide issues and the stages of direct serial production. The article provides a list of documented elements that need to be developed to meet the requirements of each subsection of the ASES standard and the key points that should be paid attention to.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОСТАВЩИКА НА ЭТАПАХ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ»

УДК 658

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-9-401-411

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОСТАВЩИКА НА ЭТАПАХ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

Д.А. Горохова, Е.Г. Степанова, Е.В. Еськина

В статье рассмотрены вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества организации с учетом требований стандарта оценки поставщиков альянса Renault-Nissan-Mitsubishi (ASES). Приведен общий перечень 9 разделов ASES. В статье подробно рассмотрены требования разделов, касающиеся общесистемных вопросов и этапов непосредственно серийного производства. В статье приведен перечень документированных элементов, которые необходимо разработать для выполнения требований каждого подраздела стандарта ASES и ключевые моменты, на которые при этом следует обратить внимание.

Ключевые слова: система менеджмента качества, оценка, ASES, серийное производство, документирование элементов.

Устойчивое непрерывное развитие компании во многом зависит от построения эффективной системы управления. Международный опыт в области построения системы менеджмента качества (СМК) организации стандартизирован и описан в стандарте ISO 9001. Разработка и внедрение СМК в соответствии с ISO 9001 создает основу для осуществления системного, регулярного управления, основанного на процессном подходе и цикле PDCA, риск-ориентированном мышлении и на определении и реализации возможностей для улучшения.

Однако ISO 9001 задает общие, базовые требования, часто не учитывая специфики конкретной отрасли и тем более отдельно взятой организации. В связи с чем появляются специфические стандарты, основанные на ISO 9001, и дополняющие его требования, например, в автомобильной отрасли это IATF 16949. Ориентация на конкретную отрасль позволяет учитывать ее особенности и усиливать базовые требования дополнительными, например, требованием применения конкретных инструментов, методов.

Кроме требований стандартов поставщики должны выполнять требования автопроизводителя, которые прописываются в отдельном стандарте для поставщиков. Автопроизводитель от своих поставщиков требует обязательной сертификации как минимум по ISO 9001, максимум по IATF 16949 и обязательное выполнение их собственных специальных требований. Специальные требования потребителей как правило предполагают успешное и полное внедрение ISO 9001 и IATF 16949 и дополняют, расширяют требования этих стандартов, расставляют акценты в приоритетных для потребителя вопросах. Например, альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi разработан такой стандарт для поставщиков - ASES (Alliance Supplier Evaluation Standard).

В результате, потенциальный поставщик автопроизводителя сталкивается с внушительным набором требований не только к качеству продукции, но и к системе управления качеством и должен иметь соответствующую СМК.

Компании, разрабатывая и внедряя СМК в соответствии с ISO 9001, IATF 16949 и специальными требованиями потребителей встречается с типичными трудностями, связанными с широтой требований стандартов и необходимостью искать решения для организации такой системы документированной информации, которая с одной стороны соответствовала бы всем требованиям стандартов и с другой стороны не была бы перегружена, экономила человеческие и временные ресурсы.

Требования стандартов заданы обобщенно и имеют множество способов практической реализации. Основываясь на опыте внедрения СМК в соответствии с ISO 9001, IATF 16949 и ASES рассмотрим, как наиболее эффективно реализовать требования ASES на производственном предприятии, какие документированные элементы создать и на какие ключевые моменты обратить внимание.

ASES состоит из 9 разделов. Часть из них проверяет выполнение требований, касающихся процесса проектирования и разработки новой продукции, вторая часть - проверяет выполнение требований на этапе серийного производства и общесистемные требования, это такие разделы как:

Раздел 1. Политика в области качества и система качества.

Раздел 2. Анализ несоответствий по качеству.

Раздел 6, пункт 6.1 Обучение операторов в процессе серийного производства, пункт 6.2 Оценка навыков оператора.

Раздел 7. Обеспечение качества на этапе серийного производства.

Раздел 8. Управление изменениями.

Раздел 9, пункт 9.3 Управление эффективностью работы субподрядчиков, пункт 9.4 Управление работой с субпоставщиками по 8D.

Каждый раздел разделен на подпункты, часть из которых отмечены как критические, наиболее приоритетные при оценке.

В рамках данной статьи рассмотрим более подробно разделы, связанные с общесистемными требованиями и требованиями на этапе серийного производства.

В табл. 1 приведен перечень документированных элементов, которые необходимо разработать для выполнения требований каждого подраздела из раздела 1 «Политика в области качества и система качества» стандарта ASES и ключевые моменты, на которые при этом следует обратить внимание. В разделе 1 проверяется выполнение общесистемных требований по обязательной сертификации по IATF 16949/ ISO 9001, реализации плана корректирующих действий по замечаниям сертификационного аудита, проведению аудитов продукта, процессов, проведению анализа со стороны руководства. Раздел также проверяет порядок управления специальными характеристиками продукта, установленными потребителем, проведения ежемесячных совещаний СМК, порядок распределения ролей и ответственности между сотрудниками службы качества. Особое внимание уделяется соблюдению требований процедуры по управлению специальными характеристиками, обязательному отслеживанию целей потребителей (Ranking для Альянса) на совещаниях.

Таблица 1

Раздел 1. Политика в области качества и система качества

Подразделы Документированные элементы Ключевые моменты

1.1 Система контроля качества - Сертификат соответствия СМК требованиям IATF 16949/ ISO 9001. - Отчет по результатам сертификационного аудита. - План корректирующих действий (ПКД) по замечаниям сертификационного аудита. - План подготовки к сертификации по IATF 16949 (если СМК сертифицирована по ISO 9001). - Портфолио от потребителей (благодарственные письма, награды, статусы лучших поставщиков и др.) Убедиться, что: - комплект утвержденных документов в наличии; - сроки в ПКД не просрочены; - сроки в плане подготовке не просрочены.

- Стандарт организации (СТО) "Внутренние аудиты" (включает процедуру аудита процессов СМК, аудита продукта; планирования аудитов продукции со спец. характеристиками). - Матрица компетентности аудиторов процессов СМК (ФИО действующих аудиторов). - Утвержденный график проведения внутренних аудитов (включает аудит СМК, процессов, продукции). - Протоколы переноса сроков аудитов в графике (подписанные ответственным за СМК). - Заполненные чек-листы аудитов в соответствии с графиком. - Отчеты по выявленным несоответствиям аудитов СМК. - Регламент и протоколы ежемесячных совещаний СМК (включен вопрос/ решения по внутренним аудитам СМК, процессов, продукта). - СТО "Анализ со стороны руководства" (АВР) - Отчет по АВР, протокол АВР. - Чек-листы аудита продукта, включающие S/ R характеристики. - СТО "Управление специальными характеристиками". - Перечень продукции со спец. характеристиками. Убедиться, что: - аудиторы имеют непросроченные сертификаты; - график аудитов выполняется; - протоколах совещаний по качеству и протоколах АВР имеются решения по внутренним аудитам. Продемонстрировать: - в СТО правила планирования аудита продукта со спец. характеристиками; - пример отчета аудита для продукции со спец. характеристиками, которые выделены.

- Матрица специфических требований потребителей. - СТО "Выученный урок". - СТО "Управление несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия". - Сводный план корректирующих действий/ План PDCA. Продемонстрировать: - примеры бланков выученных уроков; - актуальный план PDCA.

1.2 Служба качества и совещания по качеству - Организационная структура компании. - должностные инструкции (ДИ) на сотрудников службы качества. - ДИ главного инженера по продукту (руководителя проекта). - Приказ о введении СМК с распределением ролей и ответственности. - Матрица компетентности инженерно-технических работников (ИТР). - Процессная модель СМК. - Карты всех процессов - Реестр применяемой документированной информации - Регламент ежемесячных совещаний СМК (включен Ranking или другие цели потребителей). - Протоколы ежемесячных совещаний СМК (включены решения по аудитам СМК, процессов, продукции). - Продемонстрировать, что в орг. структуре служба качества (директор по качеству) подчиняется напрямую генеральному директору. Продемонстрировать, что определена ответственность и полномочия: - по остановке производства и отгрузки (например, у директора по качеству); - за управление изменениями (например, у главного инженера по продукту); - за решение вопросов по рекламациям в гарантии и за детали с S/R характеристиками (например, у директора по качеству). - Продемонстрировать протокол совещания, в котором отражен анализ Ranking или других целей потребителей. - Продемонстрировать присутствие директора по качеству на совещаниях.

1.3 Цели в области качества - Политика в области качества. - Цели по качеству продукции, включая мероприятия по достижению целей. - Панель KPI процессов СМК (включая методологию ведения). - Отчет по Ranking. - План PDCA включает мероприятию по улучшению Ranking. Продемонстрировать, что: - цели по качеству продукции детализированы по видам продукции; - показатели KPI процесса производства в панели KPI детализированы по цехам и участкам, включают уровень дефектности в РРМ; - цели по Ranking выполняются; - мероприятия связаны с улучшением Ranking

Раздел 2 ASES «Анализ несоответствий по качеству» оценивает выполнение требований по постановке целей в области качества и отслеживанию выполнения мероприятий по их достижению, порядок анализа гарантийных претензий по методу Вейбулла и эффекту конечного клиента. Особый приоритет имеют пункты по анализу коренных причин несоответствий деталей и по предотвращению повторного возникновения дефектов в результате низкой результативности анализа. Поставщику в рамках раздела 2 следует применять такие инструменты и методы как: PDCA (планирование-действие-проверка-корректировка), анализ Вейбулла, анализ по эффекту конечного клиента, 5W1H (Кто? Что? Когда? Почему? Каким образом?), методика решения проблем 8D, диаграмма Исикава, анализ дерева отказов (FTA), 5 Почему.

В табл. 2 приведен перечень документированных элементов, которые необходимо разработать для выполнения требований каждого подраздела из раздела 2 стандарта ASES и ключевые моменты, на которые при этом следует обратить внимание.

Таблица 2

Раздел 2. Анализ несоответствий по качеству_

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

2.1 Деятельность по достижению целей по качеству - Цели в области качества на текущий год - PDCA в поставках, в гарантии по внутренней дефектности. - Отчет по анализу несоответствий (дефектов) Парето (периодический в течение года) в гарантии, в поставке и внутренних дефектов - Отчеты совещаний по качеству - Протоколы совещаний по качеству - Протоколы совещаний с руководством Продемонстрировать, что: - дефекты по качеству (претензии в гарантии, дефекты в поставке и внутренние дефекты) имеют количественное выражение, ранжированы по значимости и наглядны для всех сотрудников компании; - план улучшения качества основан на анализе прошлых рекламаций (возникновение и обнаружение); - План позволяет примерно оценить ожидаемые достижения (прогноз) и разработать дорожную карту для достижения целей по качеству потребителя; - PDCA содержит: наличие целей по улучшениям и плана действий по основным проблемам, наличие дорожной карты для достижения цели, годовую дорожную карту на основании предыдущих результатов работы; - на ежемесячных совещаниях по качеству проверяют ход выполнения мероприятий (по результатам и отслеживанию плана действий); - мероприятия по устранению дефектов выполняются в установленные сроки без задержек.

2.2 Анализ информации для гарантийных претензий - Анализ Вейбулла для основных претензий по гарантии - Схема анализа по эффекту конечного клиента - СТО «Процедура решения проблем по качеству» - Отчет по отказам в гарантии (годовой) Продемонстрировать: - процедуру по анализу информации. с применением инструмента 5W1H (Кто? Что? Когда? Почему? Каким образом?); - ведение сбор информации об автомобиле, таких как пробег, страна продаж; - проведение нескольких видов анализа: по месяцу предъявления претензии, по месяцу изготовления, анализ Парето, по моделям, региону, видам отказов, количеству претензий. Показать записи.

- PPM в гарантии по месяцу производства, по месяцу рекламации - Продемонстрировать наличие системы действий в случае резкого всплеска (есть определение) с установленным пороговым уровнем

- Список целей по качеству (деятельность по снижению количества случаев NDF) Продемонстрировать: - наличие целей по снижению NDF (NTF и С/и). - случаи NDF (NTF = необоснованный съём, С/и = причина не известна), какие действия предприняты для снижения NDF

- отчеты 8D по гарантии - Подтвердить документально, что процедурой предусмотрен алгоритм действий для анализа единичных претензий. - Продемонстрировать алгоритм действий для анализа единичных претензий, отслеживание прогресса посредством контрольного листа. - Подтвердить, что установлены контактные лица, занимающиеся претензиями в гарантии у автопроизводителя, с ними налажена связь на регулярной основе - указать, кто (наличие доверенности).

2.3 Анализ причин несоответствия деталей (критический пункт) - Процедура по анализу коренных причин несоответствий - СТО «Процедура решения проблем по качеству» - СТО «Управление несоответствующей продукцией» - Продемонстрировать процедуру по проведению анализа коренной причины в случае возникновения несоответствующих деталей (гарантия, РРМ в поставке, внутренний РРМ), которая включает логически последовательные шаги: получение деталей; анализ деталей; анализ коренной причины; оформление 8D.

- Схема анализа по эффекту конечного клиента - Отчет по анализу коренных причин - Продемонстрировать метод анализа по эффекту конечного клиента / виду отказа (процедура включает детальное описание операций, методы измерения, способы использования инструментов и оборудования).

- Отчеты 8D - Продемонстрировать применение инструментов качества (Исикава, FTA, 4М или аналогов), воспроизведение дефекта, анализа 5 Почему отдельно для возникновения и не обнаружения. - Продемонстрировать отчет 8D на каждую претензию потребителя. Отчет 8D на внутренние проблемы с качеством, которые определены количественно (как минимум, ТОП внутренних проблем охвачен).

-Только для S/R. Процедура и 8D отчеты для внутренних проблем - Продемонстрировать, что на все внутренние РРМ, связанные с S/R характеристиками имеются 8D отчеты или эквивалент

2.4 Предотвращение рецидива (повторного возникновения дефектов в результате низкой результативности анализа) (критически пункт) - Отчеты 8D - Протоколы анализа FMEA (пересмотренные) - Контрольный лист несоответствий (лист мониторинга, демонстрирующий, что уровень повторного возникновения дефектов низок или близок к нулю) Продемонстрировать: - что является повторными дефектами (та же причина и детали); - на примере, что повторным дефектам уделяют особое внимание (например, проводят особый анализ причин повторного возникновения дефектов или более глубокий анализ). Какой % повторов выявлен за текущий период

- СТО «Процедура решения проблем по качеству» - Ведомость мероприятий - База «Выученные уроки» Продемонстрировать: - базы данных прошлых проблем, ответственное лицо/ответственное подразделение за заполнение базы, обновление базы при выявлении дефекта; - систематизированные выученные уроки, с учетом новых проектов; - что выученные уроки описывают контрмеры, описывая ситуацию "до/после"; - как выученные уроки распространяются внутри компании.

2.5 Контроль за ходом устранения дефектов - Листы контроля прогресса (база отслеживания этапов 8 D) Продемонстрировать: - что отслеживается выполнение каждого шага 8D, что мероприятия выполняются в намеченный срок, что система отслеживания дает предупредительный сигнал для действий, сроки которых подходят, для каждого шага (конечный срок выполнения соответствует срокам потребителя; - подробный лист контроля прогресса, включающий этапы "первичная информация", "ответ потребителю", "обновление базы "выученных уроков", "распространение на аналогичные продукты/процессы", "распространение на другие заводы", "обновление технического стандарта". (Предусмотрена защита, препятствующая закрытию листа контроля, если какая-либо графа данных не заполнена); - результативность корректирующих действий (например, через 3 месяца после реализации корректирующих действий) по каждой проблеме (спустя 1 год, 2 года после реализации корректирующего действия) по всем критериям надежности

Раздел 6 «Обучение операторов», пункт 6.1 Обучение операторов в процессе серийного производства и пункт 6.2 Оценка навыков оператора включает требования по проведению многоуровневых аудитов: наблюдений за оператором с заполнением чек-листов, наличие полных, качественных обучающих материалов для осуществления обучения, в том числе отдельное внимание в них должно быть отведено обучению в отношении специальных характеристик продукции.

Требования к обучению следующие:

1. Обучение запланировано и проводится с привязкой к каждому уровню оператора.

2. Есть записи с подтверждением проведения обучения операторов.

З.Осуществляются наблюдения за работой после обучения.

Методические материалы (презентации) по обучению должны включать:

1. Информацию о производственных операциях, основанная на рабочих инструкциях (включая информацию о технологии производства).

2. Управление несоответствующей продукцией.

3. Нетипичные ситуации, способы реагировании при их возникновении

4. Применение измерительного инструмента.

5. Изучение плана управления.

6. Знание продукта.

7. Доработку, если применимо.

8. Организацию рабочего места и безопасность рабочего места

9.Продуты с характеристиками по безопасности и регламенту (если применимо).

Перечень документации и ключевые моменты, на которые следует обратить внимание при выполнении требований раздела 6 «Обучение операторов» стандарта ASES приведен в табл. 3.

Таблица 3

Раздел 6. Обучение операторов, пункт 6.1 (в серийном производстве), 6.2_

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

6.1 Обучение операторов в серийном производстве - Учебный план - Учет обучения - Предоставить план-график обучения производственного персонала (кого и когда необходимо обучить). - Предоставить Программу производственного обучения (стажировки), презентацию по обучению (методические материалы. - Предоставить записи, подтверждающие проведение обучения операторов. - Предоставить доказательства проведения наблюдения за операторами после пройденного обучения (порядок описан в стандарте, заполненные Чек-листы наблюдения за операторами). - Убедиться, что ответственный исполнитель внес изменения в матрицу поливалентности по результатам обучения.

- Обучающие материалы и записи - Продемонстрировать Программу производственного обучения (стажировки). - Продемонстрировать презентацию по обучению (методические материалы).

- Презентация по обучению в отношении специальных характеристик Наличие требований: В случае со специальными операциями, на которых закладываются характеристики по безопасности/регламенту, проводится постоянное обучение соответствующих операторов (знание продукта, влияние в процессе эксплуатации авто, обращение с продукцией, контроль оборудования). - Продемонстрировать учебный план по ежеквартальному обучению операторов, имеющих уровень компетенции «Самостоятельный работник» и «Наставник» и работающих на специальных операциях (на которых закладываются характеристики по безопасности/регламенту). - Предоставить записи, подтверждающие проведение обучения операторов, работающих на специальных операциях. - Предоставить доказательства проведения наблюдения за операторами после пройденного обучения (порядок описан в стандарте, заполненные Чек-листы наблюдения за операторами).

- СТО «Порядок подготовки и переподготовки, оценка компетентности, осведомленности и мотивации персонала» - Правила по переобучению - Записи по переобучению при возвращении обученных операторов к работе по тому же процессу спустя какое-то время (долгое отсутствие, смена работы) - Стандарт по переобучению разработан, используется и записи ведутся. - Правила по переобучения описаны стандарте. - Предоставить записи, подтверждающие проведение переобучения операторов после длительного отсутствия работника сроком 3 и более месяцев - Предоставить доказательства проведения наблюдения за операторами после пройденного обучения (порядок описан в стандарте, предоставить заполненные Чек-листы наблюдения за операторами) - Убедиться, что ответственный исполнитель внес изменения в матрицу поливалентности по результатам обучения (при необходимости)

Окончание таблицы 3

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

6.2 Оценка навыков оператора (критический пункт) - СТО «Порядок подготовки и переподготовки, оценка компетентности, осведомленности и мотивации персонала» - СТО «Многоуровневые аудиты» - Записи по контролю качества - Уровень брака, запись действий - Подтверждение качества изделий при работе новых/временных операторов - Существует и используется стандарт по контролю качества в случае работы новых или временных операторов. - Детали, выпущенные новыми/временными работниками, подвергаются проверке выборочно до тех пор, пока не достигнут требуемый уровень качества. - Продемонстрировать записи, которые ведутся при контроле качества изделий новыми/ временными операторами и наставниками. - СТП регламентирует следующее: качество изделий подтверждается контролем со стороны наставника. - Продемонстрировать результаты контроля изделия, уровень брака по нему, действия по NOK результатам контроля.

- Оценка уровня квалификации оператора (включая временных операторов) - Учет обучения, записи обучения - Матрица квалификации (поливалентности), доступная для производства. - Описание уровней квалификации представлено в стандарте - Предоставить актуальную матрицу поливалентности с учетом вновь принятых работников. Матрица поливалентности должна быть доступна в цехе. - Продемонстрировать, что оценка уровня квалификации (матрица поливаленно-сти) объективна для каждого уровня, основана на достижении пересмотра и записей предопределенных критериев, включая достижение качества и времени цикла. - Показать критерии перехода в статус наставника. - Предоставить записи, подтверждающие проведение обучения сотрудников. - Порядок по управлению и сохранению записей по назначению и смене наставников (описан в стандарте).

-График наблюдения за операторами - Записи о наблюдении за операторами для проверки выполнения операций в процессе (чек-листы) - Предоставить разработанный график наблюдения за операторами для проверки выполнения операций в процессе. Наблюдение за всеми операторами проводится минимум раз в месяц (для получения 4 баллов за данный пункт). - Подтвердить, что наблюдение за операцией проводится для проверки выполнения операций в процессе для всех операторов (литейщики, сборщики, контролеры). - Предоставить доказательства проведения наблюдения за операторами (порядок описан в стандарте, предоставить заполненные Чек-листы наблюдения за операторами). Есть четкие записи и обратная связь. - Доказательства проведения действий, описанных в стандарте, при отрицательных результатах наблюдения за операторами

Раздел 7 «Обеспечение качества на этапе серийного производства» оценивает выполнение требований на этапах серийного производства от поступления материалов и комплектующих до отгрузки готовой продукции. Критическими, наиболее приоритетными являются пункты:

1. Проверка при запуске линии. Особое внимание уделяется наличию инструкций и чек-листов запуска линии, контролю всех ключевых параметров, связь с планом управления и подтверждение запуска линии руководителем.

2. Мониторинг параметров процесса во время производства. На рабочих местах должны быть карты режимов, записи об изменении параметров во время производства.

3. Межоперационный и окончательный контроль. Оценивается соответствие среды для контроля, наличие на рабочем месте NOK \ OK образцов продукции, проведение контроля по плану управления и наличие записей.

4. Специальные характеристики. Характеристики по безопасности должны быть обозначены символом на всех документах (чертеж детали, план управления, инструкции по процессу и оборудованию), должен быть обеспечен 100% контроль характеристик по безопасности (или SPC-контроль).

5. Управление несоответствующей продукцией. Проверяется наличие маркировки, изоляции несоответствующей продукции, наличие записей, проведение анализа причин, порядок доработки или уничтожения несоответствующей продукции.

6. Обработка несоответствующих деталей. Оценивается наличие специального поста для доработки с инструкциями по доработке, наличие маркировки деталей, ведению записей.

7. "Нетипичные ситуации" для деталей и оборудования. Должен быть разработан план реагирования в нештатных ситуациях для рабочего персонала, учитывающий ситуации для продукта и для оборудования.

8. Обслуживание оборудования и оснастки. Должен быть разработан план-график обслуживания на год, оборудование и оснастка со специальными характеристиками имеют отметки о них в план графике, имеют приоритет в обслуживании, значок (S, R) на оборудовании и оснастке. Проверяется наличие перечня запчастей для оборудования и его отслеживание, проверяется состояние оснастки, расходных / быстроизнашиваемых изделий.

Перечень документации и ключевые моменты, на которые следует обратить внимание при выполнении требований раздела 7 «Обеспечение качества на этапе серийного производства» ASES приведен в табл. 4.

Таблица 4

Раздел 7. Обеспечение качества на этапе серийного производства_

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

7.1 Получение материалов и комплектующих - СТО Порядок приема, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей (ТМЦ) - СТО Управление несоответствующей продукцией - СТО Специальные и ключевые характеристики - DCL (описание логистических условий) - Записи результатов проверки (дата приемки, проверки) - Ярлык - Обозначение зоны хранения - Обозначение срока годности- S\R (продукт идентифицирован, контролер обучен) - Упаковка должна соответствовать DCL (предохраняет детали от повреждений, смешивания, пыли и грязи) - периодичность контроля материалов и комплектующих согласно плану управления - инструкции по входному контролю (плана управления/обеспечение качества) - результаты контроля записаны (с данными) и подписаны - проверенная упаковка идентифицирована ярлыком с указанием даты - обратная связь с субпоставщиком, если проблема обнаружена после контроля (24 часа) - изоляция несоответствия/ указана ли на ярлыке проблема, дата, ответственный - определение зон хранения - соответствующая среда, отсутствие повреждений - FIFO внедрен, каким образом выполняется - Идентификация и требования к продукции c S/R, обучение контролера

7.2 Проверка при запуске линии (критический пункт) - СТО Управление производством - Чек-лист (карта запуска) - на каждом раб месте, включает окончание производства - План управления (ПУ) (пункты контроля согласно ПУ, критерии оценки в ПУ, пункты по чистоте - ПУ (Количественные измеримые показатели для параметров процесса в ПУ) - Утверждение первой детали - Poka Yoke (инструкция, записи) - Корректирующие действия в случае отклонений (подпись отдела качества) - Наладочные детали (количество определено, записи) - Переналадка линии (убирают ранее изготавливающиеся детали, комплектующие, упаковку. Записи подтверждены менеджером) - Подтверждение запуска (подпись менеджера) - инструкции по запуску и чек-лист (распложены на каждом рабочем месте, легки для понимания) - проверяемые пункты связаны и теми, которые перечислены в Плане управления - ведется запись начальных значений - таблица запуска соответствует критериям - действует стандарт для контроля первых деталей при запуске линии - проводится одобрение первой детали - запуск производства при соответствии всех параметров - Poka Yoke проверятся ложным запуском линии - Рабочие инструкции объясняют, как производить проверку - корректирующее действие выполнено и записано - руководитель подтверждает проверки запуска

7.3 Мониторинг параметров процесса во время производства (критический пункт) - СТО Управление производством - Карты режимов литья - Карты эскизов - Записи параметров - ОК диапазоны (автотревога в случае отклонения или проверка через 4 часа) - Инструкция по наладке - Записи по отклонениям и контрмерам (подпись отдела качества) - таблица параметров (карта запуска) - индикаторы легки для понимания и визуальны - условия наладки определены и проводятся квалифицированным работником - ведется запись изменений параметров во время производства - корректирующие действия выполнены и записаны, отклонения подписаны отделом качества - имеется процедура полного старта после ремонта/техобслуживании или пробном производстве (продемонстрировать пример, доказательство)

7.4 Технологические/рабочие инструкции - СТО Разработка технологической документации - Технологическая документация, в которой учтены ключевые моменты обеспечения качества, присутствуют иллюстрации - ключевые моменты для обеспечения качества описаны в инструкциях по процессу - имеется визуализированный процесс и четкие инструкции - затронуты все пункты контроля (процесс и продукт) - инструкции расположены там, где операторы могут их использовать при необходимости - операторы работают в соответствии с инструкциями по процессу - проводится регулярное наблюдение за операцией, руководителем или контролером

7.5 5S - СТО 5S - Инструкция по уборке - отсутствуют видимые упавшие детали на полу - место измерительных инструментов, калибров определено - стандарты уборки, частота уборки определена - стандарт оценки для 5S / регулярные аудиты 5S - частота определена - аудит 5S проводится 1 раз в смену, результаты аудитов отражены в документации и связаны с деятельностью по улучшению - одежда операторов стандартизирована - проблемы в поведении операторов отсутствуют

7.6 Чистота и сохранность деталей - Правила реагирования при несоблюдении чистоты, сохранности - Ярлык с причиной остановки, если продукция имеет статус незавершенной - чистота детали соответствует ее спецификации - сохранность продукции учтена - риск повреждения отсутствует - стружка, пыль, металлопорошок на линии отсутствует - статус незавершенной продукции идентифицируется, когда оператор покидает рабочее место - при нарушении процесса годные детали защищены и отделены во избежание смешивания с подозрительными деталями

7.7 Межоперационный и окончательный контроль (критический пункт) - СТО Контроль - План управления - Записи о контроле - Инструкции по контролю (инструмент, метод) - NOK \ OK образы - NOK калибр - соответствующая среда для контроля (свет/чистота) - контроль проводится как план управления и записывается - критерии контроля поясняются граничными образцами, расположенные на рабочем месте (хранение соответствующее) - граничные образцы периодически контролируется - инспектор или отдел качества подтверждают записи - если контроль оборудования несоответствующий, немедленно остановить поставки, сообщить руководителю, проверить подозрительные партии, провести анализ коренной причины, проинформировать покупателя

7.8 Статистическое управление процессом (SPC) - СТО Порядок применения статистических методов управления процессами - Протокол SPC - Воспроизводимость процесса по всем требуемым характеристикам в плане управления контролируются с помощью SPC. - Воспроизводимость процесса контролируются периодически (раз в квартал) - Четкие сигналы для реагирования (в случае негативных трендов, отклонений и т.д.) - В случае, если реакция требуется, принимаются немедленные корректирующие действия. - Есть записи о корректирующих действиях.

Продолжение таблицы

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

7.9 Специальные характеристики (критический пункт) - СТО Специальные и ключевые характеристики - Символ, обозначение (КД, ПУ, РИ, оборудование) - Записи по качеству (несоответствие; дата; действия; сроки; ответственность; кол-во) - Характеристики по безопасности обозначены символом на всех документах (чертеж детали, план управления, инструкции по процессу и оборудованию) - обеспечен ли 100% контроль характеристик по безопасности (контроль, контроль SPC) - характеристики по безопасности проверяются оборудованием (таким как Poka Yoke, SPC контроль) - даже в случае единичного несоответствия для специфичных характеристик идентифицируется коренная причина и предпринимаются контрмеры - число продукции четко указано и написано разборчиво - действие в случае несоответствия четкое и записано с указанием даты -содержимое ясно - стандарт для маркировки доработанных несоответствующих деталей - хранить все документы и записи, относящиеся к деталям по безопасности (15 лет минимум) - система позволяет работать только квалифицированным операторам

7.10 Управление несоответствующей продукцией (критический пункт) - СТО Управление несоответствующей продукцией - Маркировка - Красный ящик - Записи о дефектах - стандартная процедура по управлению несоответствующей продукцией (по типу дефекта) Правила для несоответствующей продукции (НП) соблюдаются (обнаружение НП; маркировка и изоляция; обратная связь на процесс, анализ НП, доработка, разбор, уничтожение) - процедура находится в легкодоступном месте для оператора - четкое определение несоответствия - несоответствующие детали изолированы и заблокированы - немедленная связь с причиной процесса в случае несоответствия и запись - правило распространения действует

7.11 Обработка несоответствующих деталей (путем доработки, разборки, ремонта, замены, повторной сборки, повторного использования и т. Д.) (критический пункт) - Описание доработки (для каждой детали, для каждого вида доработки) - Записи по количеству доработанной продукции - Матрица поливалентности - Маркировка на посту доработки - Бирки для идентификации, изоляции - Список возможной доработки одобрен - Правила повторного контроля - Инструкция по доработке - обращение с несоответствующей продукцией - понятно для каждой детали и каждого уровня проблемы (отремонтирована или нет) - инструкции по ремонту находятся на рабочем месте ответственного персонала - матрица поливалентности, статус оператора, допущенного к доработке - отремонтированные детали промаркированы и снова запущены в процесс - правило повторного контроля отремонтированных деталей определено - определено специальное место для доработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.12 «Нетипичные ситуации» для деталей и оборудования (критический пункт) - План реагирования в нетипичных ситуациях (НС) для рабочего персонала - Записи о нетипичных ситуациях - «необычный» продукт и ситуации с оборудованием определены измеримыми значениями или четким описанием (например, нехватка мощности, отсутствующее оборудование, странный запах, нарушение SPC, последовательные несоответствующие детали, не идентифицированные детали) - считаются ли «упавшие» детали «необычной» ситуацией - определено - Правила реагирования (распространения). Действия: как перезапустить производство? Записи: возникновение записывается по типу феномена в «контрольном листе» - деятельность по расследованию. - предыдущие детали контролируются и блокируются Определение НС для продукта: увеличение количества несоответствующей продукции, последовательный дефект, неизвестный дефект, новое место возникновения дефекта, упавшая деталь. Для оборудования: перебой в снабжении (электричество, вода, газ, масло, др.), незапланированная остановка, звуки, запах, утечка масла.

7.13 Деятельность по улучшению в цехе - СТО QRQC. Процедура быстрого реагирования на проблемы качества в производстве - График с результатами и целями (каждый процесс) - Записи по совещаниям по качеству - бережливое производство - внедрение деятельности по улучшению в цехе, вовлечение операторов: группы (5S, TPM, Kaizen), ящик с предложениями и поощрения, зона для совещаний - определение действия по каждой проблеме во время совещаний - доказательство эффективности можно проверить (документы о совещаниях по качеству, план действий с целями и сроками выполнения) - проводится проверка результатов предыдущих действий - организация Gemba Walk.

7.14 Управление процессом отгрузки/доставки (упаковка). - СТО Управление производством - Ярлык приемки - Ярлык приемки в результате проверки прикреплен. - Сопроводительный ярлык с SR символами - Отметка/запись для неполного контейнера - Соблюдение принципа FiFo - Тип упаковки соответствует спецификациям - Отсутствие риска смешивания

7.15 Хранение готовой / незавершенной продукции - СТО Управление производством - Планировка склада - Планировка и зоны хранения - Ярусность определена - Защита от окружающей среды обеспечена - Ответственный за хранение определен - Риск загрязнения отсутствует - Соблюдение принципа FiFo - Межоперационный запас сведен к минимуму - Запас между двумя процессами защищен от повреждения - Предотвращение смешивания

7.16 Прослеживаемость - СТО Идентификация и прослеживае-мость - Записи в чек-листах - Карты прослеживаемости - Стандарт поясняет прослеживаемость и метод поиска - Прослеживаемость в течение 2 часов выполняется - брать конечное число деталей - Идентификация партий, включающая детали, сырье и все процессы по деталям с характеристиками по безопасности, если возможно производится - Записи: номер партии, количество, дата производства, контроль и доставка, включая количество, некоторые условия производства (чек-лист запуска, оснастка/номер пресс-формы) - стандарт поясняет прослеживаемость и метод поиска - можно сделать это по-другому: от сырья до произведенных деталей

Окончание таблицы 4

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

7.17 Обслуживание оборудования и оснастки (критический пункт) - СТО Управление оборудованием - СТО Управление оснасткой - План-график обслуживания на год, критерии и записи о проверке оборудования имеются: - Бирка о пригодности (чек-лист запуска) - Чек-листы (предметы проверки) - Запасные части и их отслеживание - Данные по мониторингу срока службы инструмента/оснастки - Отчет о результативности обслуживания - Оборудование и оснастка с SR отмечены SR в план-графике, имеют приоритет в обслуживании, дополнительное внимание, значок на оборудовании и оснастке. - Техническая пригодность контролируется системой (например, 1С), а не только графиком - Срок технической пригодности указан на каждом станке. - Есть критерии проверки после наладки (пробный запуск и утверждение результатов) - Стандартизация проверок и тех. обслуживания с применением блок-схем / рисунков. Используется чек-лист. - Перечень и отслеживание запчастей - Мониторинг срока службы инструмента/оснастки и интервалов между ТО (по количеству смыканий) - Отчет о результативности обслуживания (время простоев, отношение превентивного и корректирующего обслуживания). Результативность обслуживания отслеживается с помощью индикаторов процесса (КРк): наличие оборудования, среднее время ремонта (MTTR), средняя наработка на отказ (MTBF) Оснастка: - состояние расходных / быстроизнашиваемых изделий и отслеживание

7.18 Поверка, калибровка, аттестация измерительного инструмента и калибров - СТО Управление средствами измерения - График поверки/калибровки на год - Бирка пригодности - Результаты калибровки - Сертификат калибровки - Договор с компанией, осуществляющей поверку/калибровку - Ответственный по поверке/калибровке (сертифицирован внешним обучением) - Лист ежедневных проверок с отметками о пригодности измерительного приспособления перед использованием - Продемонстрировать, как отслеживается график - Продемонстрировать пример проверки тех. пригодности измерительного приспособления - Продемонстрировать бирку пригодности на измерительном приспособлении

В табл. 5 приведен перечень документированных элементов, которые необходимо разработать для выполнения требований каждого подраздела из раздела 8 «Управление изменениями» стандарта ASES и ключевые моменты на которые при этом следует обратить внимание. В разделе 8 проверяется выполнение требований по корректному управлению изменениями по 4 М (человек, машина, материал, метод), изменениями процессов, в дизайне (продукте), изменений у субподрядчиков. Все пункты раздела являются приоритетными, критическими, особо отслеживаются при оценке. Особое внимание уделяется отслеживанию изменений, ведение баз данных по изменениям.

Таблица5

Раздел 8. Управление изменениями_

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

8.1 Изменения 4М (критический пункт) - Стандарт по изменениям 4М - База незапланированных изменений - Доска 4М в производстве - В стандарте продемонстрировать определение, что такое запланированное и незапланированное изменение. Для незапланированных изменений: - Продемонстрировать доску и базу данных по 4М изменениям. - Продемонстрировать механизм информирования высшего руководства и рекомендации.

8.2 Управление изменениями процессов / установок/ субподрядчиков (критический пункт) - Стандарт по изменениям процесса/производственной площадки - Стандартные формы по изменениям процесса - Список (база) изменений процесса - Документ с анализом рисков изменений - План действий по изменениям процесса - план управления, рабочие инструкции, деятельность по наращиванию мощностей по изменениям - Характеристики продукта, воспроизводимость процесса, цели - База отслеживания запланированных изменений, - PSW/PPAP (или аналог) Продемонстрировать: - стандарт с детальным определением понятия "изменение процесса", которое четко определено по 4М (категории, включая изменения субпоставщика). Привести примеры (чек-листы, риски) изменений процессов по 4М. В стандарте определено правило утверждения изменения. - риски (в случае отсутствия заделов, кризиса по качеству, поломки оборудования и т.д.) учтены в процедуре по изменениям процесса. Результаты анализа и план действий описываются в форме по изменениям процесса - соответствующие отделы готовят и подтверждают Р-РМЕА, план управления, рабочие инструкции - продемонстрировать примеры. - систему информирования потребителя и получение его одобрения при необходимости - базу отслеживания запланированных изменений, в том числе изменений у субпоставщика и листы изменений в документах (например, РМЕА, ПУ, РИ.) - имеется подтверждение качества продукта и воспроизводимости процесса после изменения. - подписанные потребителем PSW/PPAP (или аналог)

8.3 Управление изменениями в дизайне (продукте) (критический пункт) - Процедура по изменению конструкции (продукта) - Лист контроля за изменением конструкции (база) - Извещение об изменении конструкции/запрос на изменение - План действий по изменениям конструкции - Документ по анализу рисков - Документы, отражающие характеристики продукта, воспроизводимость процесса, цели - Действия по наращиванию мощностей - Протоколы совещаний (Design Review (DR)) - PSW/PPAP (или аналог) Продемонстрировать: - процедура по управлению изменениями конструкции содержит требования к информированию потребителя, валидации изменений, одобрении потребителем. Процедура охватывает изменения у субпоставщика. - (если применимо) результаты теста по надежности. - при анализе рисков учтены: отсутствие задела, кризис по качеству, поломки оборудования - Лист отслеживания изменений конструкции должен включать контроль партии, дату отгрузки, изменения у субпоставщика и т.д. - подписанные потребителем PSW/PPAP (или аналог)

Окончание таблицы 5

Подраздел Документированные элементы Ключевые моменты

8.4 Контроль изменений у субподрядчиков (критический пункт) - Стандарт по изменениям процесса/производственной площадки - записи по качеству (база): запрос на изменение процесса/производственной площадки; запрос на изменение конструкции (продукта) - данные по характеристикам продукта, воспроизводимость процесса, целям - PSW/PPAP (или аналог) - Подтвердить, что СТО описывает систему запроса на изменение процесса/производственной площадки и запроса на изменение конструкции (изделия) от поставщика субпоставщику. - В договорах на поставку или в руководстве по качеству для поставщиков (или аналоге) определены требования по управлению изменениями. - Подтвердить, что процесс управления изменениями для субпоставщика проводится по ANPQP (или аналог). - Продемонстрировать, что имеется подтверждение качества продукции и воспроизводимости процесса до и после изменения и достижения целей. - Продемонстрировать подписанные потребителем PSW/PPAP (или аналог)

В табл. 6 приведен перечень документированных элементов, которые необходимо разработать для выполнения требований из раздела 9 «Управление субподрядчиками» стандарта ASES (пункт 9.3 Управление эффективностью работы субподрядчиков и пункт 9.4 Управление работой с субпоставщиками по 8D) и ключевые моменты, на которые при этом следует обратить внимание. В пункте 9.3 Управление эффективностью работы субподрядчиков проверяется выполнение требований по установке целей по качеству поставщиков в договоре, требований по оценке действующих поставщиков по разработанной системе показателей, требований по проведению аудитов поставщиков с формированием плана корректирующих действий.

Пункт 9.4 является критическим, он охватывает вопросы открытия и мониторинга выполнения запросов 8D поставщикам при возникновении несоответствий. Должна поддерживаться в актуальном состоянии база 8D субпоставщиков, где отслеживается информация от открытых запросах 8D, сроки закрытия этапов 8D субпоставщиком.

Раздел 9. Управление субподрядчиками

Таблица 6

Подраздел

Документированные элементы

Ключевые моменты

9.3 Управление эффективностью работы субподрядчиков

- СТО Управление закупками

- Бальная оценка поставщиков

- СТО Аудит

- Матрица планирования аудитов

- Графики аудитов на 1 год

- Реестр отчетов по аудитам с отметками о выполнении плана корректирующих действий (ПКД)

- Отчеты об аудитах поставщиков

- Продемонстрировать, что цели по качеству поставщиков определены в договоре, сведены в отдельном файле целей по качеству всех поставщиков

- Продемонстрировать заполненную бальную оценку поставщиков, убедиться, что для худших, ненадежных поставщиков по результатам оценки разработаны и реализованы мероприятия (например, внеплановый аудит, запрос ПКД, 8Д, PDCA, ТММ (встреча с высшим руководством))

- Убедиться, что все запланированные аудиты проведены или сроки перенесены

- Проверить, что для всех проведенных аудитов с замечаниями разработаны ПКД. Предоставить пример ПКД, пример отслеживания их внедрения поставщиком

9.4 Управление работой с субпоставщиками по 8D (критический пункт)

- Стандарт СТО Процедура по решению проблем по качеству

- База 8D субпоставщиков

- Отчеты 8D

- Наличие подтверждающих документов выполнения корректирующих мероприя-

Продемонстрировать:

- правила работ с субпоставщиками.

- правила по выявлению повторного дефекта. Документально подтвердить, что случаи повторного возникновения определены и отслеживаются.

- Убедиться, что сроки в базе 8D субпоставщиков не просрочены, верно указаны переносы, и в случае задержки принимаются соответствующие меры. Имеются подтверждающие документы.

- Проверить открытие 8D всем субпоставщикам по каждому выявленному несоответствию.

- Проверить анализ причин субпоставщиков, убедиться, что коренная причина раскрыта. Если коренная причина не раскрыта - шаги 8D должны быть не акцептованы.

- Продемонстрировать, что анализ причин не обнаружения/возникновения проводится с применением соответствующих инструментов по качеству (5 Почему, диаграмма Исикавы и др.)._

Таким образом, специальные требования потребителя (ASES), касающиеся системных вопросов и серийного производства в большинстве случаев ориентированы на практическое выполнение совокупности требований. Например, потребителя особенно интересует соответствующее управление специальными S/R характеристиками, проведение анализа коренной причины в случае возникновения несоответствующих деталей, четкий мониторинг параметров процесса при запуске линии и во время производства, межоперационный и окончательный контроль и вопросы обслуживания оборудования и оснастки. Потребитель, выдвигая и оценивая специальные требования ставит главной своей целью обеспечение высокого уровня качества поставляемой продукции за счет учета и снижения влияния многих негативных факторов и достижения минимальной изменчивости изначально заданных при проектировании и согласованных параметров продукции и процессов.

Сформированные в табл. 1-6 конкретные наименования документов и ключевые моменты, на которые следует обратить внимание, позволят организациям, внедряющим требования ASES, реализовать внедрение с наибольшей эффективностью и сократить затраты времени и человеческих ресурсов на понимание сущности требований ASES и определения формы их реализации в виде системы стандартов, журналов, чек-листов и прочей документированной информации. Как показывает практика, поставщик автопроизводителя стакивается с тем, что потребитель в общем виде информирует поставщика о совокупности требований к СМК и производственной системе, не конкретизируя отдельные, часто сложные моменты, что приводит к замечаниям на аудитах потребителя и снижению оценки поставщика. Применение разработанных рекомендаций позволит сократить подобные риски.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9001 -2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ,

2015. 32 с.

2. IATF 16949:2016. Фундаментальные требования к системе менеджмента качества для производств автомобильной промышленности и организаций, производящих соответствующие сервисные части. Automotive Industry Action Group, 2016. 60 с.

Горохова Дарья Александровна, преподаватель, [email protected], Россия, Тольяти, Тольяттинский государственный университет,

Степанова Елена Геннадьевна, канд. техн. наук, инженер, [email protected], Россия, Тольяти, ООО «Русконсалтпроект»,

Еськина Елена Владимировна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет)

SPECIAL REQUIREMENTS OF AUTOMAKERS TO THE SUPPLIER'S QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE STAGES OF MASS PROD UCTION OF PRODUCTS

D.A. Gorokhova, E.G. Stepanova, E.V. Eskina

The article discusses the issues of developing and implementing an organization's quality management system, taking into account the requirements of the Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance Supplier Evaluation Standard (ASES). A general list of 9 ASES sections is given. The article discusses in detail the requirements of the sections concerning system-wide issues and the stages of direct serial production. The article provides a list of documented elements that need to be developed to meet the requirements of each subsection of the ASES standard and the key points that should be paid attention to.

Key words: quality management system, evaluation, ASES, serial production, documentation of elements.

Gorokhova Darya Alexandrovna, teacher, [email protected], Russia, Tolyatti, Tolyatti State

University,

Stepanova Elena Gennadievna, candidate of technical sciences, engineer, lenafran@mail. ru, Russia, Tol-yati, Rusconsaltproekt LLC,

Eskina Elena Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Samara, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (Samara University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.