Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 812-817. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 812-817. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
УДК 336.22
DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(5).812-817
Л. Р. СЛЕПНЕВА
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Российская Федерация
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ФИСКАЛЬНАЯ РОЛЬ И РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация. В условиях глобального экономического кризиса и ограниченности бюджетных ресурсов особо актуальными становятся вопросы стимулирования развития малого бизнеса посредством мер налогового регулирования, не требующих, с одной стороны, вложения бюджетных средств, а с другой — обеспечивающих в перспективе фискальный эффект от их применения. С учетом этого в статье исследуется фискальная роль и регулирующее значение специальных налоговых режимов для развития малого бизнеса. На основе обобщения существующих понятий специального налогового режима обоснован его сущностный признак — система мер налогового регулирования, и предложено авторское определение. Схематично показаны параметры специальных налоговых режимов, рассмотрены последствия от их применения для экономики России. Представлена динамика основных показателей деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, предложены направления совершенствования практики применения специальных налоговых режимов в России.
Ключевые слова. Специальные налоговые режимы; малый бизнес; фискальная функция; регулирующая функция; налоговые доходы; бюджет; фискальный эффект.
Информация о статье. Дата поступления 10 июня 2015 г.; дата принятия к печати 6 июля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.
L. R. SLEPNEVA
East-Siberian State University of Technologies and Management,
Ulan-Ude, Russian Federation
SPECIAL TAX REGIMES: THE FISCAL ROLE AND REGULATING MEANING TO SMALL BUSINESS DEVELOPMENT
Abstract. Under the conditions of the global economic crisis and limited budget resources the issues of small business stimulation by means of tax regulation which, on the one hand, does not imply any budget resources investments, and, on the other hand, ensure the fiscal effect of their application, gain particular importance. In this regard, the article is intended to scrutinize the fiscal role and regulating meaning of special tax regimes to small business development. On the basis of the synthesis of the existing notions of a special tax regime, its essential features which is a system of tax regulation measures, are justified. The author's definition is also offered. The parameters of special tax regimes are schematically defined; the consequences of their application to the Russian economy are considered. The dynamics of the main indicators of small and medium businesses performance is given. Certain improvements intended for special tax regimes application practice in Russia are offered.
Keywords. Special tax regimes; small business; fiscal function; regulating function; tax income; the budget; fiscal effect.
Article info. Received June 10, 2015; accepted July 6, 2015; available online October 30, 2015.
Изменение геополитического положения России и ее внутренней экономической политики актуализировали вопросы модернизации форм и методов поддержки развития малого бизнеса, в том числе за счет совершенствования применяемых специальных налоговых режимов. Методологической основой их использования является эффективная реализация важнейших функций налогов (фискальной и регулирующей) в сфере малого бизнеса, создающего около 16,5 % валового внутрен-
© Л. Р. Слепнева, 2015
него продукта страны и обеспечивающего занятость почти четверти трудоспособного населения [2]. Следует подчеркнуть, что чем эффективнее выполняется регулирующая функция специальных налоговых режимов, тем более существенным является фискальный эффект от их применения [8, с. 95-158; 10]. Следовательно, представляет определенный научный интерес исследование фискальной роли специальных налоговых режимов в формировании налоговых доходов бюджетов и
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 812-817. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 812-817. ISSN 1993-3541
L. R. SLEPNEVA
изучение их регулирующего значения для развития малого бизнеса.
В ст. 18 Налогового кодекса РФ понятие «специальный налоговый режим» трактуется как «особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов». Таким образом, в законодательно определенном содержании понятия специального налогового режима акцентируется внимание на возможности налогового регулирования посредством применения специального порядка определения элементов налогообложения, обеспечивающего более благоприятные условия для отдельных категорий налогоплательщиков (представителей малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей) либо по отдельным видам деятельности.
Законодательное определение данного понятия, по мнению И. В. Липатовой, является недостаточно полным, это приводит к тому, что под специальным налоговым режимом можно понимать и оффшорные зоны, и другие режимы налогового благоприятствования для отдельных территорий, а также льготное налогообложение в рамках общего налогового режима [2].
Безусловно, сущностное содержание понятия специального налогового режима представляется многоаспектным, однако следует уточнить, что он, как особый порядок определения элементов налогообложения, освобождающий от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, необязательно является льготным.
Обосновывая высокую значимость регулирующей и фискальной функций и их тесную взаимосвязь [11], В. М. Фокин определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом РФ, а также федеральными законами, действующими в соответствии с ним [3].
Аналогичный подход прослеживается в определении этого понятия как особого режима, призванного создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, и для индивидуальных предпринимателей [3; 5].
Все перечисленные определения объединяет то, что содержание понятия специально-
го налогового режима рассматривается как система мер налогового регулирования без детализации его отличий от общего налогового режима. Однако в приведенных определениях подчеркивается основная цель перехода от общего к специальному налоговому режиму, при котором происходит упрощение, способствующее достижению более высокого фискального и регулирующего эффектов, а также снижению издержек налогообложения.
Обобщая имеющиеся понятия специального налогового режима, можно предложить следующую его интерпретацию: специальный налоговый режим — это особый порядок определения элементов налогообложения, который в отличие от общего налогового режима предусматривает уплату единого налога, обеспечивающего освобождение налогоплательщиков от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов.
Однако исчисление и уплата единого налога не освобождает от обязанности уплаты некоторых налогов и сборов, которые ввиду их высокой значимости, специфики и целевой направленности невозможно либо нецелесообразно заменить единым налогом. Действующие в настоящее время в России специальные налоговые режимы характеризуются рядом параметров (рис. 1).
Специальные налоговые режимы получили широкое распространение во многих странах мира. По оценке В. Ф. Тарасовой в мировой практике применяют два подхода при формировании специальных налоговых режимов: упрощение порядка расчета и взимания налогов, предусмотренных общим режимом налогообложения; оценка потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов [4]. При этом специальные налоговые режимы представляют собой один из способов государственной поддержки малого предпринимательства, поскольку малый бизнес является важной сферой функционирования экономики, который характеризуется большей гибкостью и адаптивностью к изменяющейся конъюнктуре рынка, экономическим и другим преобразованиям.
Практика применения специальных налоговых режимов в России относительно небольшая. С 1995 г. применяется упрощенная система налогообложения для малых пред-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 812-817. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 812-817. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
приятий; в 1999 г. введен единый налог на вмененный доход (первоначально действующий на территории отдельных регионов); с 2004 г. действует единый сельскохозяйственный налог, а также система налогообложения при
выполнении соглашения о разделе продукции; с 2013 г. — патентная система налогообложения [7]. Однако уже можно отметить ряд конструктивных и деструктивных последствий (рис. 2).
Рис. 1. Параметры специальных налоговых режимов
Последствия
Рис. 2. Последствия от установления специальных налоговых режимов для экономики России
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 812-817. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 812-817. ISSN 1993-3541
L. R. SLEPNEVA
Регулирующее воздействие специальных налоговых режимов проявляется через создание благоприятных экономических и финансовых условий для развития бизнеса путем снижения налоговой нагрузки и упрощения учета и отчетности в сравнении с общим налоговым режимом, что стимулирует рост предпринимательской деятельности в приоритетных сферах [6]. Усиление прозрачности расчетов по единому налогу и упрощение процедур налогового администрирования содействуют повышению собираемости налогов и сужению теневого оборота [8]. Однако наличие жестких условий и ограничений для применения специальных режимов и ряд других факторов приводят к созданию новых схем ухода от налогообложения, а также уменьшению налоговых платежей и уклонению от уплаты единого налога в системе специальных налоговых режимов [9].
Однако, несмотря на ограничения и трудности, деструктивные последствия осуществляемых в последние годы реформ, в том числе в сфере налогообложения, число предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей растет на фоне существенного сокращения числа средних предприятий (табл.).
Темп роста среднесписочной численности работников малых предприятий значительно
выше аналогичного показателя по микропредприятиям, а также численности занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности. Абсолютный объем оборота малых предприятий более чем в пять раз превышает оборот средних предприятий, однако темп прироста оборота малых предприятий отстает от аналогичного показателя по микропредприятиям. Объем выручки индивидуальных предпринимателей также характеризуется положительной динамикой, а его абсолютная величина практически вдвое превышает оборот средних предприятий. Приведенная динамика свидетельствует об усилении роли малого бизнеса в экономике страны.
В связи с нестабильностью финансово-экономической обстановки и реформами, проводимыми в стране в последние годы [12], определены следующие направления дальнейшего совершенствования практики применения специальных налоговых режимов, содействующих развитию малого бизнеса:
1. Учитывая, что превалирующая доля предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей (почти три четверти) применяют упрощенную систему налогообложения, следует рассмотреть возможность снижения ставки налога на 1 %. Проведенные расчеты подтверждают целесообразность
Динамика основных показателей деятельности предприятий малого и среднего бизнеса за 2011—2013 гг.
Показатель 2011 2012 2013 Изменения, %
Предприятия (на конец года):
средние 15 945,0 13 767,0 13 684,0 85,82
малые 1 836 432,0 2 003 038,0 2 063 126,0 112,34
микропредприятия 1 593 755,0 1 759 973,0 1 828 589,0 114,73
Количество фактически действующих индивидуальных 2 505,1 2 602,3 2 499,0 99,76
предпринимателей, тыс. чел.
Среднесписочная численность работников на предприя-
тиях, тыс. чел.:
средние 1 964,4 1 719,6 1 705,5 86,82
малые 6 557,5 6 506,8 1 1 695,7 178,36
микропредприятия 3 864,4 4 248,9 4 769,5 123,42
Численность занятых в сфере индивидуальной предпри- 5 453,1 5 647,1 5 429,5 99,57
нимательской деятельности, тыс. чел.
Оборот предприятий, млрд р.:
средние 5 150,4 4 710,6 4 717,5 91,59
малые 22 610,2 23 463,7 24 781,6 109,60
микропредприятия 7 028,3 8 347,4 9 101,3 129,50
Объем выручки индивидуальных предпринимателей, 8 057,2 8 707,4 9 732,9 120,80
млрд р.
Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_47/ Main.htm.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 812-817. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 812-817. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
данного решения, поскольку выпадающие доходы являются несущественными при значительном снижении налоговой нагрузки на малый бизнес.
2. Для повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства следует рассмотреть возможность введения налоговых льгот для предприятий фондообеспечивающих, ресурсоснабжающих и иных смежных отраслей, инвестирующих средства в развитие сельского хозяйства.
3. С целью оптимизации налоговых и других обязательных платежей для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, рассмотреть возможность установления льготных размеров страховых взносов на некоторый «адаптационный» период.
4. Упрощение системы администрирования и уплаты налогов субъектами малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, в части сокращения числа форм налоговой отчетности и перехода на электронный документооборот.
Реализация предложенных направлений будет содействовать укреплению малого бизнеса и, в свою очередь, способствовать решению проблемы занятости и повышению уровня качества жизни населения. В конечном счете, активизация регулирующего воздействия посредством совершенствования практики применения специальных налоговых режимов направлена на расширение налоговой базы и повышение налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Список использованной литературы
1. Киреенко А. П. Издержки налогообложения в Российской Федерации / А. П. Киреенко, С. С. Быков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 190 с.
2. Липатова И. В. Специальный налоговый режим в аграрном секторе экономики: теоретические и организационные основы / И. В. Липатова // Все для бухгалтера. — 2008. — № 4. — С. 18.
3. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем : монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2014. — 375 с.
4. Налоги и налогообложение : учебник / В. Ф. Тарасова, М. В. Владыка, Т. В. Сапрыкина [и др.] ; под ред. В. Ф. Тарасовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КноРус, 2011. — 485 с.
5. Налоги и налогообложение : учебник / под ред. И. А. Майбурова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Да-на, 2009. — 466 с.
6. Налоговые льготы. Теория и практика применения : монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2014. — 487 с.
7. Налоговые системы. Методология развития : монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2012 — 464 с.
8. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс : учеб. для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2014. — 560 с.
9. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения : монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, —2013. — 383 с.
10. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития : моногра-фия для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю .Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 415 с.
11. Фокин В. М. Налоговое регулирование : учеб. пособие / В. М. Фокин ; под ред. С. Г. Пепеляева. — М. : Статут, 2004. — 76 с.
12. Экономика налоговых реформ : монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. — Киев : Алерта, 2013. — 432 с.
References
1. Kireenko A. P., Bykov S. S. Izderzhki nalogooblozheniya v Rossiiskoi Federatsii [The expenses of taxation in the Russian Federation]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 190 p.
2. Lipatova I. V. Special tax regime in the agrarian sector of the economy: theoretical and organizational basics. Vse dlya bukhgaltera = All for the bookkeeper, 2008, no. 4, pp. 18. (In Russian).
3. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Nalogi i nalogooblozhenie. Palitra sovremennykh problem [Taxes and taxation: a range of modern problems]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2014. 375 p.
4. Tarasova V. F., Vladyka M. V., Saprykina T. V. et al. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. 2nd ed. Moscow, KnoRus Publ., 2011. 485 p.
5. Mayburov I. A. (ed.). Nalogiinalogooblozhenie [Taxes and taxation]. 3rd ed. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2009. 466 p.
6. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Nalogovye l'goty. Teoriya i praktika primeneniya [Tax benefits. Theory and practice of use]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2014. 487 p.
7. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya [Tax systems. Development methodologies]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 464 p.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 812-817. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 812-817. ISSN 1993-3541
L. R. SLEPNEVA
8. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Nalogovyi menedzhment. Prodvinutyi kurs [Tax Management. An Advanced Course]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2014. 560 p.
9. Maiburov I. A., Kireenko A. P., Ivanov Yu. B. (eds). Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax evasion. Problems and solutions]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2013. 383 p.
10. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Fiskal'nyi federalizm. Problemy i perspektivy razvitiya [Fiscal Federalism. Problems and prospects of development]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2015. 415 p.
11. Fokin V. M., Pepelyaev S. G. (ed.). Nalogovoe regulirovanie [Tax regulation]. Moscow, Statut Publ., 2004. 76 p.
12. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B., Tarangul L. L. (eds). Ekonomika nalogovykh reform [Economy of tax reforms]. Kiev, Alerta Publ., 2013. 432 p.
Информация об авторе Слепнева Людмила Романовна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Слепнева Л. Р. Специальные налоговые режимы: фискальная роль и регулирующее значение для развития малого бизнеса / Л. Р. Слепнева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 812-817. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).812-817.
Author
Ludmila R. Slepneva — Doctor habil. (Economics), Professor and Chair, Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation, East-Siberian State University of Technologies and Management, 40v Kluchevskaya St., 670013, Ulan-Ude, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article Slepneva L. R. Special tax regimes: the fiscal role and regulating meaning to small business development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, рр. 812-817. DOI: 10.17150/1993-3541. 2015(5).812-817. (In Russian).