Научная статья на тему 'Специальное оборудование и прибыль при расчёте начальных (максимальных) цен государственных контрактов при поставке продукции по государственному оборонному заказу (с проектом Методических рекомендаций)'

Специальное оборудование и прибыль при расчёте начальных (максимальных) цен государственных контрактов при поставке продукции по государственному оборонному заказу (с проектом Методических рекомендаций) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / DEFENSE CONTRACTS / ОБОРУДОВАНИЕ / EQUIPMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PRICE / CALCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Алексей Викторович, Бочарова Ольга Алексеевна, Капелюха Дарья Дмитриевна

В работе рассмотрена краткая историческая ретроспектива калькулирования себестоимости по статьям затрат и категории «специальное оборудование» по продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (ГОЗ), и приведены особенности включения специального оборудования при расчёте начальных (максимальных) цен государственных контрактов (договоров).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быков Алексей Викторович, Бочарова Ольга Алексеевна, Капелюха Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальное оборудование и прибыль при расчёте начальных (максимальных) цен государственных контрактов при поставке продукции по государственному оборонному заказу (с проектом Методических рекомендаций)»

Special equipment and profit in the calculation of the initial (maximum) price of state contracts on delivery of products by the state defensive order

(draft guidelines) Bykov A.1, Bocharova O.2, Kapelyukha D.3 Специальное оборудование и прибыль при расчёте начальных (максимальных) цен государственных контрактов при поставке продукции по государственному оборонному заказу (с проектом методических рекомендаций) Быков А. В.1, Бочарова О. А.2, Капелюха Д. Д.3

'Быков Алексей Викторович /Bykov Alexey - главный специалист; 2Бочарова Ольга Алексеевна / Bocharova Olga - главный специалист;

3Капелюха Дарья Дмитриевна / Kapelyukha Darya - специалист 2 категории, Федеральное государственное унитарное предприятие «Организация «Агат», г. Москва

Аннотация: в работе рассмотрена краткая историческая ретроспектива калькулирования себестоимости по статьям затрат и категории «специальное оборудование» по продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (ГОЗ), и приведены особенности включения специального оборудования при расчёте начальных (максимальных) цен государственных контрактов (договоров).

Abstract: the paper deals with a brief historical retrospective price calculation for cost items and the category «special equipment» for the products supplied under the state defense contracts and inclusion of special equipment when calculating the initial (maximum) price of defense contracts (contracts).

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, оборудование, государственные закупки. Keywords: price, calculation, defense contracts, equipment.

Впервые с научной точки зрения об учете затрат и калькулировании себестоимости заговорил представитель французской бухгалтерской школы Жан-Густав Курсель-Сенель, которому принадлежит разработка учения об учете затрат и калькуляции себестоимости, в котором впервые были сформулированы различия между учетом затрат и расчетом себестоимости. Курсель-Сенель утверждал, что учет затрат ведется ради определения себестоимости, т. е. учет себестоимости есть цель учета затрат [4].

Себестоимость продукции является важнейшим показателем деятельности экономического субъекта, непосредственно влияющим на получаемый им итоговый финансовый результат. Способ определения себестоимости продукции носит название калькулирования (от лат. «calculation» - счет, подсчет). Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.

В России свой вклад в разработку теории и методологии калькулирования себестоимости в конце XIX в. внесли С. Ф. Иванов, Э. Э. Фельдгаузен, П. И. Рейнбот и другие учёные.

С. Ф. Иванов выдвинул идею создания производственных (калькуляционных) счетов учета затрат, при этом в себестоимость он включал только прямые расходы, а все «общие» затраты предлагал относить на другой специальный счет без распределения [1].

Э. Э. Фельдгаузен видел в учёте средство управления предприятием, отождествляя при этом такие понятия, как «контроль» и «учёт». Ему принадлежит первая попытка введения в калькуляцию методов, получивших развитие в стандарт-костинге и нормативном учёте.

П. И. Рейнбот с точки зрения правильной организации производственного учета и калькулирования себестоимости продукции предложил открывать аналитические счета не на все виды производимой продукции, а лишь на участки (цехи, мастерские и т. д.). Такие участки стали прототипами современных центров ответственности. К прямым затратам П. И. Рейнбот относил материалы, жалованье, погашение (амортизацию). Остальные расходы рассматривались как общие и один раз в конце года распределялись пропорционально сумме оборотных средств, закрепленных за данным подразделением. По окончании года выполнялась калькуляция путём деления прямых и части накладных расходов, относящихся к данной мастерской, на объем готовой продукции, и таким образом определялась себестоимость, которую заносили в книги складского учета готовой продукции [4].

Первое отечественное учение о структуре себестоимости принадлежит представителю русской бухгалтерской мысли начала ХХ в. А. И. Гуляеву. В состав себестоимости он включал материалы, заработную плату, затраты механической и электрической силы и амортизацию, причем два последних

вида расходов относил на себестоимость, если они участвовали в создании определенного вида продукции. В состав себестоимости он включал: материалы, заработную плату, затраты механической и электрической силы и амортизацию, причем два последних вида расходов относил на себестоимость, если они участвуют в создании определенного вида продукции. Распределение накладных расходов рекомендовалось выполнять пропорционально заработной плате. Гуляев применял счет «Выпуск готовой продукции». Он же рекомендовал аналитический учет по заранее установленным, так называемым счетным (учётным) ценам. Разница между фактической и сметной себестоимостью отражалась на счете «Убытки и прибыли» [3].

Распределение накладных расходов рекомендовалось выполнять пропорционально заработной плате [5].

В книге «Генезис управленческого учета на коммерческих предприятиях» И. Е. Мизиковский, изучая теоретико-методологические проблемы управленческого учета, большое внимание уделяет сущности понятия «себестоимость»: «...анализ понятия «себестоимость» показал, что по своей имманентной сущности она представляет собой многоуровневую, сложную систему сведений, характеризующих в стоимостном выражении целенаправленное потребление ресурсов в ходе обычной деятельности хозяйствующего субъекта» [2].

В современных словарях экономических терминов можно встретить следующие определения себестоимости. Себестоимость продукции - это:

1) стоимостная цена используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию; 2) совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учёт расходов по статьям затрат. Экономическим элементом называют первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

При реализации плана-графика размещения государственных заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ) при определении цены государственного контракта (договора) при определении себестоимости поставляемой продукции используется элементный состав затрат, при этом в соответствии с абзацем 1 пункта 32 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 407 (далее - Положение) затратный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены государственного контракта либо цены государственного контракта с единственным поставщиком, при котором цена единицы планируемой к закупке продукции определяется исходя из состава затрат на ее производство и реализацию, включаемых в стоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат (в том числе с учетом факторов, снижающих эти затраты) и размера прибыли.

Одним из методов определения начальной (максимальной) цены государственного контракта (договора), а также цены государственного контракта с единственным поставщиком по государственным контрактам в рамках ГОЗ является затратный метод. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены государственного контракта либо цены государственного контракта с единственным поставщиком, при котором цена единицы планируемой к закупке продукции определяется исходя из состава затрат на ее производство и реализацию, включаемых в стоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат (в том числе с учетом факторов, снижающих эти затраты) и размера прибыли. В связи с тем, что до настоящего времени методические рекомендации по определению размеров рентабельности (прибыли) при расчете цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, не утверждены, авторский проект методики представлен в Приложении 1.

В соответствии с абзацем 4 статьи 32 Положения, состав затрат, включаемых в цену на продукцию, поставляемую ГОЗ, определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. В настоящее время состав затрат на продукцию ГОЗ определяется Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 года № 200 (далее - Порядок). Однако данный нормативно-правовой акт не распространяется на поставку научно-технической продукции по ГОЗ.

Постараемся определить, что понимается под дефиницией «специальное оборудование» в документах по бухгалтерскому учёту.

В соответствии с пунктом 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утверждённых приказом Минфина России от 26 декабря 2002 года № 135н (далее - Методических указаний) специальное оборудование - многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний учитывается как специальное оборудование:

- специальное технологическое оборудование (химическое, металлообрабатывающее, кузнечно-прессовое, термическое, сварочное, другие виды специального технологического оборудования), применяемое для выполнения нестандартных операций;

- контрольно-испытательные аппаратура и оборудование (стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки), предназначенные для регулировок, испытаний конкретных изделий и сдачи их заказчику (покупателю);

- реакторное оборудование;

- дезавакционное оборудование;

- другие виды специального оборудования.

Одновременно с этим, в соответствии с пунктом 6 Методических указаний, не учитывается как специальное оборудование технологическое оборудование для выполнения типовых (стандартных) операций по механической, термической, гальванической и иной обработке деталей и изделий, стандартное испытательное оборудование для проверки покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов, а также иное оборудование общего применения.

В настоящее время нормативно-правового акта федерального уровня, регламентирующего критерии включения, исключения специального оборудования из себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ (в том числе и поставке научно-технической продукции ГОЗ), не разработано.

Государственный заказчик при расчёте начальных (максимальных) цен государственных контрактов (договоров) при поставке научно-технической продукции руководствуется «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции», утверждённых Миннауки России 15 июня 1994 года № ОР-22-2-46 (далее -Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций к статье «Спецоборудование для научных (экспериментальных) работ» относятся затраты на приобретение и изготовление (включая затраты на проектирование, транспортировку, монтаж, опробование и пуско-наладку) необходимых для выполнения определенных договоров (заказов) стендов, испытательных станций, аппаратуры, приборов, механизмов, устройств, специальных инструментов и другого специального оборудования, включая серийные изделия, предназначенные для использования в качестве объектов испытаний и исследований.

В то же время данными Методическими рекомендациями не определён порядок определения затрат при приобретении специального оборудования или его изготовлении.

В свою очередь целесообразно затраты по данной статье определять следующим образом:

- при приобретении со стороны - по стоимости приобретения, включая налог на добавленную стоимость, а также расходов на поставку специального оборудования на предприятие (включая затраты на ввозные таможенные пошлины и сборы), пуско-наладочные работы, сервисное и послепродажное обслуживание;

- при изготовлении на предприятии-пользователе специального оборудования, используя труд работников предприятия-пользователя - по себестоимости в рамках статей калькуляции, устанавливаемых Порядком, исходя из принятого на предприятии порядка калькулирования себестоимости продукции.

В свою очередь, при поставке серийной продукции, а также при поставке иных видов продукции, государственным заказчиком при изготовлении и (или) приобретении специального оборудования следует руководствоваться Порядком.

В соответствии с пунктом 9 Положения государственный заказчик направляет одновременно всем предполагаемым поставщикам, включенным в указанный перечень, одинаковые по содержанию запросы о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика.

В соответствии с пунктом 12 Положения на основе анализа предложений о цене государственный заказчик определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену государственного контракта.

При подготовке технического задания (технических требований) к заказу, размещаемому в единой информационной системе, государственный заказчик в лице профильного департамента, согласно ведомственному распределению обязанностей, располагает информацией о наличии производственных мощностей. Таким образом, в целях достижения необходимых характеристик поставляемой продукции в подготавливаемом техническом задании (технических требований) профильный департамент вправе

указать необходимое специальное оборудование, учитывая ранее приобретённое (изготовленное) специальное оборудование в рамках других государственных контрактов.

Вместе с тем, государственный заказчик при подготовке обоснований по уровню начальных (максимальных) цен государственных контрактов (договоров) учитывает принцип эффективности использования бюджетных средств согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

Следовательно, при расчёте начальной (максимальной) цены государственного контракта (договора), государственный заказчик может включить в состав поставляемой продукции ГОЗ затраты на специальное оборудование:

по приобретаемому специальному оборудованию:

- при указании заказывающим управлением (департаментом) государственного заказчика специального оборудования (включая количество и технические характеристики) в технических требованиях (техническом задании) на поставку продукции ГОЗ, одновременно с представлением ценовой информации (прайс-листы, коммерческие предложения) и блок-схемы специального оборудования с привязкой к создаваемому в рамках работы макету, узлу, агрегату, стенду и др.;

- при представлении заказывающим управлением (департаментом) государственного заказчика отдельного решения о необходимости приобретения и использования закупаемого специального оборудования в данной теме в целях получения необходимых тактико-технических характеристик и отсутствии аналогичного специального оборудования, закупленного (поставленного) в другой (других) заказах государственного заказчика, одновременно с представлением ценовой информации (прайс-листы, коммерческие предложения) и блок-схемы специального оборудования с привязкой к создаваемому в рамках работы макету, узлу, агрегату, стенду и др.;

- по изготавливаемому на предприятии - головном исполнителе специальному оборудованию - при представлении расчётно-калькуляционных материалов в соответствии с Порядком с одновременным представлением блок-схемы специального оборудования с привязкой к создаваемому в рамках работы макету, узлу, агрегату, стенду и др.

Приложение 1

Расчёт размера рентабельности продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, с учётом роста производительности труда и инвестиций за счёт чистой прибыли

Расчёт размера рентабельности по заказам ГОЗ с учётом изменений темпов производительности труда, инвестиционной составляющей и отраслевой специфики экономической деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации целесообразно осуществлять по следующей формуле:

Ренгт/. = К х Кпт х К х Ренг„ ,

ГК инв ПТ отр ГКплан'

где

- плановый размер рентабельности поставляемой продукции, определяемый

предприятием - головным исполнителем государственного контракта (договора) по заказам ГОЗ. Данный размер рентабельности определяется согласно приложения А по плановой калькуляции к государственному контракту (договору), представляемой государственному заказчику после заключения государственного контракта, в сроки, обозначенные в условиях государственного контракта (договора). Сведения по плановым значениям рентабельности продукции, поставляемой по заказам ГОЗ, следует указывать в соответствии с таблицей Приложения Д.

КПТ - коэффициент производительности труда, определяемый согласно данным Приложения В по методике, изложенной в Приложении Б. Расчёт данного коэффициента целесообразно производить с учётом темпов роста производительности труда, использованных Минэкономразвития России при формировании базового варианта прогноза социально-экономического развития России.

Котр - отраслевой коэффициент, учитывающий особенности поставки продукции организаций

оборонно-промышленного комплекса. Расчёт данного коэффициента проводится в соответствии с Приложением Г.

Кит - зависимость уровня рентабельности от степени участия организаций в инвестиционных проектах по федеральным целевым (государственным) программам и (или) реализация планов по

технологическому развитию за счет собственных средств. Расчёт данного коэффициента рекомендуется учитывать по следующей формуле:

к.....= 1 + ичп

ОИ К < 2

инв

где:

ИЧП - объём инвестиций в денежном выражении, направляемых на технологическое развитие предприятия за счёт чистой прибыли, руб.;

ОИ - суммарный объём инвестиций предприятия, руб.

Расчёт данного коэффициента проводится в соответствии с данными Приложения Е.

Максимальный размер рентабельности работ по государственному контракту (договору) на поставку научно-технической, серийной продукции, утилизации стратегических вооружений, сервисных, регламентных работ, услуг по транспортировке и запуску с учётом статьи 35 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 407 не может превышать 1 процент плановых затрат организации, представляющей предложение о цене, на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), а также работ (услуг) других исполнителей, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20 процентов остальных плановых затрат указанной организации на поставку продукции по государственному контракту;

не может быть менее 5 процентов плановых затрат организации, представляющей предложение о цене, на поставку продукции по государственному контракту, в состав которых не включаются плановые затраты указанной организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), а также работ (услуг) других исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта.

Приложение А

Расчёт планового размера рентабельности поставляемой продукции по заказам ГОЗ (РенГКплан) (применяется для организаций, в отношении которых государственный заказчик ГОЗ проводит единую государственную политику)

Плановый уровень рентабельности поставляемой по заказам ГОЗ продукции устанавливается в размере, обеспечивающем беспрерывную работу предприятия оборонно-промышленного комплекса при поставке научно-технической, серийной продукции, а также при оказании услуг.

Минимальный и максимальный размеры рентабельности поставляемой продукции определяются с учётом статьи 35 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 407.

1. Плановый уровень рентабельности поставляемой продукции устанавливается с корректирующим коэффициентом К, равным частному от деления полной суммарной себестоимости государственных контрактов организации с государственным заказчиком ГОЗ на полную суммарную себестоимость государственных контрактов по ГОЗ со всеми заказчиками ГОЗ.

^ Полная себестоимсть заказов государственного заказчика ГОЗ ^ Полная себестоимсть заказов всех заказчиков ГОЗ

Коэффициент К рассчитывается с точностью до одного десятичного знака после запятой.

2. Произведём расчёт прибыли, планируемой к получению, с учётом затрат на развитие, выполнение социальных мероприятий по формуле:

Пплан1 соц + Птп К + Н + ОтчФБ (2)

где:

Псоц - прибыль, направляемая на поддержание и развитие систем социального обеспечения, тыс. рублей;

Пнтп - прибыль, направляемая на создание научно-технической продукции, обеспечивающей научно-технический задел с целью повышения тактико-технический характеристик выпускаемой продукции, тыс. рублей;

ОтЧфБ - отчисления организации в федеральный бюджет (только для ФГУП);

Н - сумма налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, выплачиваемые за счёт прибыли до налогообложения и не относимые на себестоимость продукции, тыс. рублей.

3. Произведём расчёт прибыли, планируемой к получению, с учётом затрат на реализацию плана технического перевооружения и суммарных расходов организации по кратко- и долгосрочным кредитам по формуле:

Ппшн2 =(ПТП+Кредит)* К, (3)

где

ПТП - суммарные расходы организации оборонно-промышленного комплекса и по реализации плана технического перевооружения;

Кредит - суммарные расходы организации по кратко- и долгосрочным кредитам (бухгалтерский баланс, форма 1, раздел 1410, 1510).

4. Объединив формулы (2) и (3), получим общее плановое значение планируемой к получению прибыли:

Пплан = Пплан\ + Ппмн2 (4)

ппшн = (Псоц + Птп + ПТП + Кредит)х К + Н + ОтЧфБ (5)

3. Полученное значение план) сравнивается с фактическим размером прибыли, полученным в прошлом аналогичном периоде по формуле:

Пфакт 1 ллп /

а = —-— х 100% (6) П )

план

где

Пфакт - фактический размер прибыли, полученным в прошлом аналогичном периоде по всем видам поставляемой в интересах государственного заказчика ГОЗ по видам поставляемой продукции.

В целях сокращения размера задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса перед кредитными организациями на краткосрочную и среднесрочную перспективу формирования бюджета Российской Федерации (1-3 года) рекомендуется использовать норматив 33 % 100'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н 30% = '

3

Под среднесрочным периодом понимается период времени, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно, согласно пункту 19 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

3.1. В случае, если а < 30%, то рассчитывается плановый размер прибыли

П = 1 33 * П (7)

Пплан 1,33 П факт (/)

Полученное значение Пплан делится на сумму плановых затрат указанной организации на поставку продукции по государственному контракту за исключением плановых затрат указанной организации на оплату сырья и материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), а также работ (услуг) других исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта (Себ) по контрактам государственного заказчика ГОЗ.

Таким образом

р = Пп лан р ен ГКплан ^ , (8)

Себ

3.2. В случае если а — 30% процедуры, указанные в пункте 3.1, не проводятся. В этом случае расчёт производится по формуле:

7}^,, П план

Рен ГКплан (9)

Себ

Приложение Б

Расчёт коэффициента производительности труда (К ПТ) при определении планового размера

рентабельности поставляемой продукции по заказам ГОЗ (применяется для организаций, в отношении которых государственный заказчик проводит единую государственную политику).

1. Выработка (В) определяет объем продукции в единицу оплачиваемого рабочего времени одним списочным работником. Показатель можно найти в зависимости от двух факторов - потраченного времени и среднего количества работников (по исходным первичным данным заполняются таблицы 3-5).

Расчет в зависимости от среднего количества персонала:

*=Я

Ч

В - выработка тыс. рублей на чел.;

Р - объем реализованной продукции организации, тыс. рублей; Ч - среднее количество персонала, чел.

2. На основании расчета показателей результативности функционирования работников на предприятии (выработки и трудоёмкости выполнения работ) рассчитывается индекс производительности труда следующим образом:

а) по выработке:

В - в

К1Т = -б- х100%

Вб

б) по трудоемкости:

КТр = Тр° Трб х 100%

Тр6

уб

где Во - выработка продукции в отчетном периоде;

Вб - выработка продукции в базисном периоде;

Тро - трудоемкость продукции в отчетном периоде;

Трб - трудоемкость продукции в базисном периоде;

К

ПТ — индекс производительности труда в процентах.

Приложение В

Расчёт планового размера рентабельности поставляемой продукции по заказам в рамках ГОЗ (Рен гкплан ) (применяется для организаций любой организационно-правовой формы, кроме организаций, в отношении которых государственный заказчик проводит единую государственную политику)

Плановый уровень рентабельности поставляемой по ГОЗ продукции устанавливается с учётом статьи 35 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 407.

Плановый уровень рентабельности поставляемой продукции устанавливается с корректирующим

отраслевым коэффициентом (Котр), учитывающем особенности поставки продукции по государственным контрактам ГОЗ.

Рен Г1т = Рен Г1т х К х К

ГК ГКмин отр риск

где

К

отр - отраслевой коэффициент, учитывающий особенности поставки продукции организаций оборонно-промышленного комплекса;

К

риск - корректирующий коэффициент, учитывающий риск исполнения государственного контракта (договора).

Расчёт данного коэффициента рекомендуется учитывать по следующей формуле:

ГК

ту* _ ^ раст

риск ГЧ/"

общтема

где:

ГК

раст - количество государственных контрактов (договоров) по заказам государственного заказчика ГОЗ, в отношении которых проводилась процедура расторжения (вне зависимости от инициатора расторжения государственного контракта), ед.;

ГК

общтема - общее количество государственных контрактов (договоров), заключенных государственным заказчиком ГОЗ за последние 3 года по каждому виду поставляемой продукции, ед.

Приложение Г

Расчёт отраслевого коэффициента (Котр )

Зависимость уровня рентабельности от отраслевой специфики оборонно-промышленного комплекса рекомендуется учитывать с помощью коэффициента (котр ), определяемым по формуле:

ВВПркп (по добавленной стоимости) ОТР Бюджетные ассигнования государственного заказчика (кассовое исполнение) (1)

где

Бюджетные ассигнования РКП - кассовое исполнение ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом.

ВВПРКП (по добавленной стоимости) = ^ВДСР

(2)

^^ ВДСРКП - сумма валовой добавленной стоимости от реализации продукции РКП по

государственным контрактам (договорам), коммерческим контрактам, за исключением работ, выполняемых в рамках международных соглашений и договоров Российской Федерации.

^ ВДСРКП = Выпуск товаров - Промежуточное потребление (3)

где

Выпуск товаров - суммарная стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчётном периоде.

Промежуточное потребление - стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчётном периоде в процессе производства. В состав промежуточного потребления не включается потребление основного капитала. Основным информационным источником для расчета выпуска крупных и средних предприятий являются данные структурного обследования по форме федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», утверждённой приказом Росстата от 15 июля 2015 года № 320 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий».

Для расчета выпуска по малым предприятиям используются данные годовой бухгалтерской отчетности и форм федерального статистического наблюдения (Таблица 1). Алгоритм расчета выпуска аналогичен расчету выпуска по крупным и средним предприятиям.

Наименование показателя (включается в расчет +, исключается из расчета -) № строки (по форме 1-предпритияе) Математи ческое действие

Итого выпуск 1+2

Выпуск товаров и услуг собственного производства (без торговой наценки) 1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов и других аналогичных платежей) 502 +

Произведено промышленной продукции, зачисленной в отчетном периоде в основные средства 515 +

Произведено сельскохозяйственной продукции, зачисленной в отчетном периоде в основные средства (скот и многолетние насаждения) 516

Произведено продукции, переданной другим юридическим и физическим лицам на безвозмездной основе 518 +

Произведено кормов, удобрений и прочей продукции для использования при осуществлении сельскохозяйственной деятельности собственными силами 519 +

Произведено сельскохозяйственной продукции собственного производства, переданной своим несельскохозяйственным подразделениям 520 +

Субсидии из бюджета, связанные с текущим производством 523 +

Остатки на складе сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, приобретенных для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг): 627 -

на начало года

на конец года 628 +

Выпуск в части торговой наценки 2

Продано товаров, приобретенных для перепродажи 507 +

Расходы на приобретение товаров для перепродажи 601 -

Остатки товаров для перепродажи 606 -

на начало года

на конец года 607 +

Продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для производства продукции 512 +

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных для производства продукции, но проданных на сторону без переработки(обработки) 632 -

Для расчета выпуска на экономическую деятельность, не наблюдаемую прямыми статистическими методами, используются все доступные источники информации: данные текущих и выборочных статистических наблюдений, административные данные и другая косвенная информация.

Основным информационным источником для расчета промежуточного потребления также являются данные формы № 1-предприятие (Таблица 2).

Наименование показателя (включается в расчет +, исключается из расчета -) № строки (по форме 1-предпритияе) Матема тическое действие

Промежуточное потребление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) 610 +

Расходы на приобретение топлива 616 +

Расходы на энергию 621 +

Расходы на воду 625 +

Остатки на складе сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, приобретенных для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг): 627 +

на начало года

на конец года 628 -

Стоимость сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), переданных безвозмездно и/или в счет вклада в уставный капитал другим организациям 631 -

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных для производства продукции, но проданных на сторону без переработки(обработки) 632 -

Арендная плата (без арендной платы, указанной по строкам 614, 703) 639 +

Представительские расходы 649

Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций 657 +

Другие расходы, связанные с производством и продажей продукции (товаров, работ, услуг) 658 +

Таблица 3. Данные для расчёта показателя производительности труда (лист 1 из 3)

№ гт.'п Наименование государственного контракта Реквизиты государстве иного контракта Стоимость работ по гос тыс. ¿дарственному контракту, зублей Среднесписочная численность сотрудников списочного состава и внешних совместителей, чел.

2012 (факт) 2013 (факт) 2014 (факт) 2015 (факт) 2016 (план) 2017 (титан) 2012 (факт) 2013 (факт) 2014 (факт) 2015 (факт) 2016 (план) 2017 (план)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 и 14 15

Научно-нс следовательские я опытно-констр- тторскне работы

1

2

Итого

Поставка серийной продукция

1

2

Итого

Уттмшзат^ия стратегических вооружений

1

2

Итого

Прочие работы, услуги 1 регламентные работы услуги по запуск1

1

2

Итого

Таблица 4. Данные для расчёта показателя производительности труда (лист 2 из 3)

Трудоёмкость работ по гмударстьениому контракту, Коэффициент производительности труда трудоёмкости. по

№ п п государственного государственного чел. часов ИТ

контракта контракта 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2012 2013 2014 2015 2016 201?

(фал) (факт) (фал) (фай) (□лай) (план) (факт) (факт) (факт) (факт) (план) (план)

1 2 3 4 5 6 7 8 ? 10 11 12 13 14 15

Научно -ис еле до в атель с кие н опытно-конструкторские работы

1 X X

2 X X

X X

Итого X X

Поставка серийной продукции

X X

X X

X X

Итого X X

Утилизация стратегических вооружении

X X

X X

X X

Итого X X

Прочие рлос ты. усл\тн (регламе ятиые работа, услуги по запуску)

X X

X X

X X

Итого X X

Таблица 5. Данные для расчёта показателя производительности труда (лист 3 из 3)

№ пп Наименование государственного контракта Реквизиты государственного контракта Коэффициент лрон5ьоднтельностн груда по трудоёмкости, ллг Уровень рентабельности согласно плановой калькуляции, % Уровень рентабельности согласно отчетной калькуляции %

2012 (фит) 2013 (фат) 2014 (фиг) 2015 (Факт) 201« (таи) 2017 (план)

I 1 3 4 5 6 7 3 9 10 11

Научно'Последователе кие н ОПЫТНО »конструкторс кие работа

X X

5 X X

2 X X

X X

Итого X X

Поставка серийной про ЗУКЩНН X X

1 X X

2 X X

X X

Итого X X

Утилизация стратегические вооружений X X

1 X X

2 X X

X X

Итого X X

Прочие работы, услуги (регламентные работы, услуги но запуску) X X

1 X X

2 X X

X X

Итого X X

Указания по заполнению формы

Форму ПТ предоставляют юридические лица, определённые приказом Минпромторга России от 03 июля 2015 года № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса», в отношении которых государственный заказчик проводит единую государственную политику, а также юридические лица любой организационно-правовой формы выполняющие (или выполнявшие в течение последних 3 лет) государственные контракты.

Данные предоставляются в целом по юридическому лицу с учетом данных по всем его обособленным подразделениям.

В графе «Наименование государственного контракта» указывается тема государственного контракта (договора) и шифр темы (при наличии).

В графе «Реквизиты государственного контракта» указываются дата, месяц и год заключения государственного контракта (договора) и номер государственного контракта.

На листе 1 и 2 формы ПТ в графах «Наименование государственного контракта», «Реквизиты государственного контракта» в обязательном порядке указываются одинаковые по содержанию данные.

По строкам на листе 1 и 2 формы ПТ отражаются доходы, признанные в бухгалтерском учете в качестве доходов от обычных видов деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06 мая 1999 года № 32н.

При этом доходами организации не признаются поступления от других юридических и физических лиц: сумм налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

В графе «Стоимость работ по государственному контракту» указывается размер выделенных ассигнований по этапам, начало которых осуществлялось в указанном временном периоде.

В графе «Уровень рентабельности согласно плановой калькуляции» указывается уровень рентабельности, использованный при расчёте плановых затрат по государственному контракту, представляемый государственному заказчику при заключении государственного контракта.

В графе «Уровень рентабельности согласно отчётной калькуляции» указывается уровень рентабельности, полученный в ходе исполнения в целом по государственному контракту.

В графе «Трудоёмкость работ по государственному контракту» указывается суммарное количество отработанных человеко-часов работниками списочного состава и внешними совместителями за год. В количество отработанных человеко-часов включаются фактически отработанные работниками часы с учетом сверхурочных и отработанных в праздничные (нерабочие) и выходные (по графику) дни как по основной работе (должности), так и по совмещаемой в этой же организации, включая часы работы в служебных командировках. В отработанные человеко-часы не включаются: время нахождения работников в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках, отпусках по инициативе работодателя; время повышения квалификации работников с отрывом от работы; время болезни; время простоя; часы перерывов в работе матерей для кормления ребенка; часы сокращения продолжительности работы отдельных категорий работников, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени; время участия в забастовках; другие случаи отсутствия работников на работе независимо от того, сохранялась за ними заработная плата или нет.

В графе «Среднесписочная численность сотрудников списочного состава и внешних совместителей» указывается численность работников, работавших (работающих) по государственному контракту (этапам государственного контракта), указанным в столбцах 2, 3.

Приложение Е

Форма представления информации об участии организаций в инвестиционных проектах по федеральным целевым (государственным) программам и (или) реализации планов по техническому развитию за счет собственных средств

(наименование организации)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Наименование показателя Единица измерения 2013 (факт) 2014 (факт) 2015 (план) 2016 (прогноз)

Федеральная целевая программа № 1*

1 Объём инвестиций, всего тыс. рублей

в том числе за счёт:

2 чистой прибыли организации

3 средств федерального бюджета

4 Удельный вес инвестиций за счёт чистой прибыли (стр2 х100%) ^ стр. 1 ) %

5 Удельный вес инвестиций за счёт средств федерального бюджета (Стр 3 х100%) ^ стр. 1 ) %

Федеральная целевая программа N° 2*

6 | Объём инвестиций, всего | тыс. рублей | | | |

* Приводится полное наименование государственной или федеральной целевой программы. В случае получения организацией инвестиций по различным государственным или федеральным целевым программам данные предоставляются по каждой программе по приведённым показателям. Подпись1.

1 Подписывается должностным лицом организации, в сферу ответственности которого входит содержание информации, содержащейся в данной форме.

Литература

1. Иванов С. Ф. Полная, толково и ясно изложенная, всем доступная простая и двойная торговая бухгалтерия. М., 1898.

2. Мизиковский И. Е. Генезис управленческого учета на отечественных предприятиях. М.: Экономистъ, 2006.

3. Соколов Я. В. Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. Москва «Финансы и статистика», 2004.

4. Фетисова О. А. Развитие теоретико-методических основ калькулирования себестоимости продукции и услуг организаций сферы интернет-технологий // дисс. на соиск. степ. к. э. н. Пермь, 2015.

5. Этапы развития бухгалтерского учета: учебное пособие / под ред. Л. Н. Родина, Л. В. Пархоменко. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

Business angels of venture projects Abdulkarimov Sh. Бизнес-ангелы венчурных проектов Абдулкаримов Ш. Н.

Абдулкаримов Шамиль Ниматулаевич /Abdulkarimov Shamil — бакалавр, кафедра проектного менеджмента, факультет менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены разные категории бизнес-ангелов (инвесторов венчурных проектов), описываются проблемы, а также даются рекомендации, связанные с поиском и выбором инвесторов венчурных проектов.

Abstract: the article considers different categories of business angels (investors in venture capital projects), outlines the challenges and recommendations associated with finding and selecting investors for venture projects.

Ключевые слова: венчурные проекты, бизнес-ангелы, старт-ап, инвестиции. Keywords: venture projects, business angels, start-up, investment.

Что же такое венчурный проект? Венчурный проект, как термин, берет начало от английского «venture», что переводится как «рискованное предприятие или начинание». Фактически это организация прибыльного венчурного бизнеса с минимальными рисками, учитывающего как интересы инициаторов венчурных проектов, так и венчурных инвесторов, а также последующее эффективное управление компанией.

Венчурный бизнес - вид бизнеса, ориентированный на практическое использование инноваций, технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике [2]. Вместе с тем, коммерциализация идей, изобретений ноу-хау, инновационных проектов требует именно венчурного финансирования на основе организации венчурного бизнеса, поскольку вся инновационная деятельность является высокорисковой. Именно в этом случае для венчурного инвестора появляется шанс получить прибыль в разы превышающую начальные инвестиции.

И хотя мировой венчурный бизнес, как форма инвестирования, имеет уже более чем полувековую историю, в России этот вид бизнеса начал развиваться сравнительно недавно, но уже определил основные тренды, игроков и направления развития.

Отбор венчурных проектов для последующей реализации - наиболее ответственная и важная часть подготовительного этапа старт-ап проекта, однако нельзя забывать и о необходимости тщательного отбора инвесторов [3].

В мире современного бизнеса существует такое же разнообразие частных инвесторов, как и предпринимателей. Они различаются по степени компетенции в определенной отрасли, опыту в бизнесе и, самое главное, способностью эффективно работать с фирмой.

Венчурные инвесторы подразделяются на две категории - бизнес-ангелы и фирмы венчурного капитала. Мы же более подробно остановимся именно на первой категории.

Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, часто имеющие богатый предпринимательский опыт, которые инвестируют некоторую часть своих собственных денег в малые венчурные фирмы. К основным факторам, мотивирующим бизнес-ангелов инвестировать свои средства, можно отнести следующие:

• ожидание больших финансовых прибылей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.