УДК 378 ББКЧ51
СПЕЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ
И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия
Предложена экспериментальная специально-оздоровительная программа профилактики и коррекции избыточного веса студенток, включающая в себя этапы повышения двигательной активности и снижение калорийности пищевого рациона при минимальных временных и финансовых затратах и способствующая снижению избыточного веса, что подтверждается результатами исследований.
Ключевые слова: физическое воспитание студенток с избыточным весом, специально-оздоровительная программа, академические и самостоятельные занятия.
Несмотря на наличие специальных и научно-методических публикаций фундаментального плана и прикладного характера по проблемам со -вершенствования системы вузовского физического воспитания, вопросы оздоровления студенток, особенно с избыточным весом, пока являются наименее разработанными на уровне конкретных педагогических технологий. Всё более очевидной становится необходимость проведения исследований экспериментального плана, посвящённых разработке акцентированно-оздоровительных технологий в методике физического воспитания студенток с избыточным весом.
Часто встречающееся ошибочное восприятие студентов с избыточным весом как «больных» молодых людей порождает общеизвестную практику максимального снижения физических нагрузок на учебных занятиях по физической культуре с такими студентами, хотя известно, что 75 % всех случаев избыточного веса являются результатом алиментарного ожирения, вызванного постоянным привычным перееданием и малоподвижным образом жизни [1; 6]. В подавляющем большинстве случаев это практически здоровые юноши и девушки, живущие и работающие в общих со всеми студентами условиях и нуждающиеся лишь в особом подходе при организации учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию.
Основной формой направленного использования физической культуры в общеобразовательной и высшей школах являются обязательные учебные занятия. Однако они не обеспечивают качественное решение задач физического воспитания, поэтому перспективным путём повышения эффективности оздоровительного воздей-
ствия являются самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеурочное время [24; 6; 7].
Кроме этого, физическая подготовка должна базироваться на непрерывной системе физического воспитания на протяжении всего процесса обучения в вузе. Но добиться непрерывности этого процесса очень сложно, так как занятия по физическому воспитанию прерываются экзаменами, педагогической практикой, каникулами. Перерывы в занятиях часто достигают 15-17 недель в год и ведут к постепенному угасанию двигательных качеств, снижению уровня здоровья и росту заболеваемости. Особенно это актуально для студенток, имеющих избыточное жироотложение. При этом установлено, что более высоких результатов в улучшении собственного здоровья достигают студенты специальных медицинских групп, занимающиеся физическими упражнениями самостоятельно, в свободное от учёбы время [6; 7]. В связи с этим возрастает роль самостоятельных занятий по заданию преподавателя как неотъемлемого компонента физического воспитания учащихся с избыточным весом тела. Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания студентов.
Отсюда следует, что вузовские учебные программы по физической культуре без приложения к ним комплексов самостоятельно выполняемых заданий не могут обеспечивать необходимую степень оздоровительного воздействия на организм студентов с избыточным весом.
Разработанная экспериментальная специально-оздоровительная программа профилактики
и коррекции избыточного веса студенток включала в себя академические и самостоятельные занятия. Академические занятия проводились в форме ритмической гимнастики, наиболее полно отвечающей всем требованиям, предъявляемым к занятию по физическому воспитанию для студенток с избыточным весом. Самостоятельные занятия проводились в соответствии с программой самостоятельных занятий студентов, составленной автором на основании примерной учебной программы по физической культуре для вузов; материалов отечественных и зарубежных литературных источников [5; 6; 8].
Наиболее доступным и полезным средством самостоятельных занятий является ходьба на открытом воздухе, не требующая дорогой экипировки и специальных спортивных сооружений, а нагрузка в ней легко дозируется самим занимающимся в зависимости от уровня подготовленности и состояния здоровья. Всё вышеуказанное учитывалось нами при разработке экспериментальной методики организации самостоятельных занятий оздоровительной ходьбой со студентками, имеющими избыточный вес.
В рекомендации по питанию вошли требования сбалансированности и разнообразности питания, соответствия калорийности рациона суточному расходу энергии, уменьшения количества жирной, сладкой пищи, алкоголя, соли, консервированных продуктов и увеличения потребления овощей, фруктов, высоковолокнистых продуктов, соблюдения режима питания.
Программа рассчитана на студентов, допущенных к занятиям физической культурой в вузе. Она состоит из пяти этапов. Продолжительность каждого из первых четырёх этапов составляет три недели, пятый — бессрочный. В содержании каждого периода — два раздела: подготовительный (далее «Подготовка») и основной (далее «Освоение»). В разделе «Подготовка» даются рекомендации по организации самостоятельных занятий физической культурой, питанию, приёмам и методам самоконтроля. В разделе «Освоение» даётся содержание самостоятельных занятий, ре -комендации по питанию, формам и методам самоконтроля.
Содержание разделов и итоги выполнения заданий фиксировались занимающимися в дневниках самоконтроля. На всех пяти этапах предлагался следующий порядок работы: освоить раздел «Подготовка», изучить раздел
«Освоение» и выполнить все задания; ежедневно на страницах дневника в разделе «Освоение» отмечать все сдвиги в лучшую сторону. Задания для самостоятельных занятий, по организации питания и самоконтролю студентки получали на трёхнедельный период. На первом занятии каждого из пяти этапов, на обязательных и факультативных занятиях, консультациях, во время бесед сообщались теоретические сведения по организации самостоятельных занятий, питания и контролю. Использовались разнообразные средства убеждения по организации здорового образа жизни.
Результаты исследования. Результаты педагогического эксперимента показали, что у студенток экспериментальной группы «А» после первого этапа исследований произошли существенные изменения в показателях морфострук-туры (табл. 1). Снизился вес на 2,4 кг ^ = 4,77 при Р < 0,001). Уменьшились расчётные показатели средних значений по группе абсолютной и относительной жировой масс (в среднем на 3,2 кг, что составило 3,9 % от исходного уровня до начала эксперимента). В то же время отмечен положительный рост абсолютной и относительной мышечной массы (прирост составил 1,5 кг по средним значениям групп в значении «абсолютная мышечная масса» (АММ), или 4 %% по показателям «относительная мышечная масса» (ОММ)). Достоверность изменений подтверждается высокими показателями ^критерия (Р < 0,001) при уровне вероятности 99,9 %.
Предложенная методика содействовала уменьшению кожно-жировых складок. Наибольшие изменения в величинах складок достигнуты на спине, животе, бедрах, груди, плечах (задняя поверхность) (Р < 0,001). Вместе с тем в контрольной группе «Б» (табл. 2), которая занималась по общепринятой методике сдвиги в характеристиках морфоструктуры оказались менее существенными. Так, после первого этапа исследований в расчётных показателях «абсолютная жировая масса» (АЖМ) и «относительная жировая масса» (ОЖМ) наблюдались достоверные различия между группами «А» и «Б» (АЖМ t = 4,12 при Р < 0,001; ОЖМ t = 4,03 при Р < 0,001). В то же время различий в абсолютной мышечной массе не наблюдалось, хотя исходный уровень АММ в экспериментальной группе «А» был меньше, чем в группе «Б». Он составил 27,1 кг в группе «А» против 25,9 кг в группе «Б», хотя t = 1,51
Таблица 1
Изменения в показателях морфоструктуры девушек экспериментальных групп «А» и «Б»
после 1-го и 2-го этапов исследования
Статистические показатели
№ Морфометрческие показатели t Р
А Б А Б А Б А Б
1 Длина тела, см 0,1 0 0,04 0 1,52 0 >0,05 >0,05
2 Масса тела, кг -2,4 -2,2 0,51 0,48 4,77 4,56 <0,001 <0,001
3 АЖМ, кг -3,2 -3,4 0,39 0,36 8,22 9,65 <0,001 <0,001
4 ОЖМ, % -3,9 -4,4 0,34 0,38 11,51 11,56 <0,001 <0,001
5 АММ, кг 1,5 0,7 0,19 0,19 7,77 4,10 <0,001 <0,01
6 ОММ, % 4,0 2,7 0,24 0,36 16,59 7,31 <0,001 <0,001
Таблица 2
Сходства и различия морфометрических показателей у девушек экспериментальных и контрольных групп после 1-го и 2-го этапов исследований
Статистические показатели Статистические показатели
№ Морфометрические X, о, V, т после 1-го этапа V Р X, о, V, т после 2-го этапа г- Р
показатели исследовании исследований
Экс. гр. «А» Контр. гр. «Б» Экс. гр. «Б» Контр. гр. «А»
1 Длина тела, см 165,7 166,8 166,8 165,7
4,03 4,77 0,68 4,64 4,02 0,69
2,4 2,9 >0,05 2,8 2,4 >0,05
1,04 1,23 1,20 1,04
2 Масса тела, кг 61,3 64,8 62,6 61,6
2,61 2,84 3,51 2,24 2,82 1,08
4,3 4,4 <0,01 3,6 4,6 >0,05
0,67 0,73 0,58 0,73
3 АЖМ, кг 15,5 19,2 15,8 15,8
2,25 2,65 4,12 2,01 2,56 0
14,5 13,8 <0,001 12,7 16,2 >0,05
0,58 0,68 0,52 0,66
4 ОЖМ, % 25,2 29,5 25,1 25,6
2,64 3,18 4,03 2,56 3,06 0,49
10,5 10,8 <0,001 10,2 12,0 >0,05
0,68 0,82 0,66 0,79
5 АММ, кг 27,1 25,9 26,6 26,8
2,42 1,89 1,51 1,60 2,38 0,27
8,9 7,3 >0,05 6,0 8,9 >0,05
0,62 0,49 0,41 0,61
6 ОММ, % 44,1 39,8 42,5 43,5
2,63 1,93 5,11 2,18 2,57 1,15
6,0 4,8 <0,001 5,1 5,9 >0,05
0,68 0,50 0,56 0,66
7 Обхват бедра, см 51,7 50,5 51,2 51,5
2,08 1,97 1,62 1,47 1,99 0,47
4,0 3,9 >0,05 2,9 3,9 >0,05
0,54 0,51 0,38 0,51
Окончание табл. 2
№ Морфометрические показатели Статистические показатели X, о, V, т после 1-го этапа исследований t; P Статистические показатели X, о, V, т после 2-го этапа исследований t; P
Экс. гр. «А» Контр. гр. «Б» Экс. гр. «Б» Контр. гр. «А»
8 Жировые складки на спине, мм 15,4 2,77 18,0 0,72 18,0 3,28 18,2 0,85 2,34 <0,05 15,2 2,38 15.7 0,61 15,9 3,32 20,9 0,86 0,66 >0,05
9 Жировые складки 18,9 22,4 18,1 19,3
на животе, мм 3,76 4,07 2,45 3,73 3,96 0,85
19,9 18,2 <0,05 20,6 20,5 >0,05
0,97 1,05 0,96 1,02
(Р > 0,05). В показателях ОММ разница существенная: 44,1 % в группе «А» и 39,8 % в группе «Б» в значениях t = 5,11 (Р < 0,001).
Этот факт характеризует положительное перераспределение в процентном отношении ОЖМ и ОММ в сторону увеличения мышечной массы и снижения жировой в экспериментальной группе «А» при практически стандартном исходном соотношении этих показателей в экспериментальной группе «Б». Последнее убедительно подчёркивает эффективность предложенной методики для экспериментальной группы «А». Главным результатом воздействия экспериментальной методики является снижение величины жировых складок у девушек по всем параметрам исследуемых признаков, что существенно отличается от таковых показателей у девушек контрольной группы. Самое существенное снижение в величинах жировых складок у девушек экспериментальной группы «А» произошло в показатели жировых складок на бедре ( = 4,73; Р < 0,001), задней поверхности плеча ^ = 5,13; Р < 0,001), передней поверхности плеча ( = 3,97; Р < 0,001), груди ^ = 3,24; Р < 0,01). В остальных жировых складках уменьшение также существенно (Р < 0,05). Обхватные размеры у девушек экспериментальной группы «А» и «Б» значительных отличий не имели (Р > 0,05). Исходя из того, что обхватные размеры в целом определяют величины АММ и ОММ, а жировые складки влияют на показатели АЖМ и ОЖМ, следует, что предложенная методика в основном направлена на снижение веса, уменьшение жировых складок и проявления целлюлита.
Для подтверждения эффективности предлагаемой нами методики на втором этапе иссле-
дований сравнительный эксперимент поставлен был по типу перекрёстного, когда экспериментальная группа «А» стала контрольной, а группа «Б» — экспериментальной и ей были предложены занятия по экспериментальной методике. За период педагогического эксперимента на втором этапе исследования произошли существенные сдвиги в экспериментальной группе «Б» в показателях массы тела (табл. 1) (уменьшилась на 2,2 кг), АЖМ (уменьшилась на 3,4 кг), что в целом по показателям ОЖМ отразило снижение жировой массы на 4,4 %. Отмечено положительное снижение и среднегрупповых величин жировых складок: на передней поверхности плеча уменьшилось на 2,4 мм, на задней поверхности плеча — на 3,9 мм, предплечье — на 1,1 мм, груди — на 1,9 мм, спины — на 2,8 мм, живота — на 4,3 мм, бедра — на 4,6 мм, голени — на 2,1 мм. Изменения существенны при высоких значениях ^критерия и уровня вероятности 9999,9 % (Р < 0,01-0,001). Исключение из экспериментальной программы группы «А» сравнительного контроля отразилось на показателях морфо-структуры у девушек в этой группе (табл. 2). Они стали набирать вес, жировые складки стали увеличиваться, что в целом отразило тенденцию возвращения исследуемых характеристик на исходный уровень. Это ещё раз подчёркивает то, что предлагаемая нами экспериментальная методика эффективна и приводит к существенным положительным результатам в сравнении с существующими традиционными методиками.
Список литературы
1. Беюл, Е. А. Ожирение / Е. А. Беюл, В. А. Олене-ва, В. А. Шатерников. - М. : Медицина, 1986. - 175 с.
2. Горелов, А. А. Двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи России / А. А. Горелов, А. В. Лотоненко, О. Г. Румба // Культура физ. и здоровье. - 2010. - Вып. 2 (27). - С. 4-8.
3. Железняк, Ю. Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 12. - С. 21-24.
4. Лотоненко, А. В. Физическая культура и здоровье : монография / А. В. Лотоненко, Г. Р. Гостев, С. Р. Гостева, О. А. Григорьев. - М. : Еврошкола, 2008. - 450 с.
5. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» : учеб.-метод. пособие для студентов ву-
Поступила в редакцию: 2 декабря 2015 г.
зов всех направлений профилей подготовки квалификации «бакалавр» / сост. А. Э. Беланов и др. - Воронеж, ИПЦ, 2012. - 38 с.
6. Рубцова, И. В. Оздоровительные технологии на занятиях по физической культуре со студентками, имеющими избыточный вес : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Рубцова. - Малаховка, 2004. - 264 с.
7. Усатов, А. Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / А. Н. Усатов, В. Н. Усатов // Вестн. спорт. науки. - 2009. - № 1. - С. 45-50.
8. Физическая культура : пример. программа для вузов / сост. В. И. Ильинич, Ю. И. Евсеев. - М. : Информатика, 2000. - 72 с.
Для цитирования: Рубцова, И. В. Специально-оздоровительная программа для студенток с избыточным весом / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 80-85.
Сведения об авторах
Рубцова Ирина Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Воронежский государственный университет. Воронеж, Россия. [email protected]
Кубышкина Татьяна Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Воронежский государственный университет. Воронеж, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 2, pp. 80-85.
Special Health Improvement Program for Overweight Female Students
I. V. Rubtsova1, T. V. Kubishkina2
Voronezh State University, Voronezh, Russia 1 [email protected]; 2 [email protected]
The special experimental health-improvement program has been developed for the correction and prevention of excessive weight among female students. It includes an aumentation of physical activity and a low fat diet. With minimal time expenditures and financial costs, this programme leads to weight loss, which is confirmed by the results of the research.
Keywords: physical education for overweight students, special health-improvement programme, academic classes, out-of-class activities.
References
1. Beyul E.A. Ozhirenie [Obesity]. Moscow, Medicine Publ., 1986. 175 p. (In Russ.).
2. Gorelov A.A. Dvigatelnaya aktivnost i zdorove studencheskoy molodezhi Rossii [Physical Activity and Health of Student's Youth of Russia]. Kultura fiziches-kaya i zdorove [Physical Culture and Health], 2010, vol. 2 (27), pp. 4-8. (In Russ.).
3. Zheleznyak Yu.D. Fizicheskaya aktivnost i zdorove studentov vuzov nefizkulturnogo profilya [Physical Ac-
tivity and Health Students are not Athletic Profile]. Teo -riya i praktika fizicheskoyi kulturyi [Theory and Practice of Physical Culture], 2006, vol. 12, pp. 21-24. (In Russ.).
4. Lotonenko A.V. Fizicheskaya kultura i zdorove [Physical Culture and Health. Monograph]. Moscow, 2008. 450 p. (In Russ.).
5. Programma uchebnoy distsiplinyi «Fizicheskaya kultura» [Program of Discipline «Physical Culture»: Teaching Aid for Students of All Areas of Training Profiles Qualification of «Bachelor», ed. A. E. Belanov]. Voronezh, 2012. 38 p. (In Russ.).
6. Rubtsova I.V. Ozdorovitelnyie tehnologii na zan-yatiyah po fizicheskoy kulture so studentkami, imeyus-chimi izbyitochnyiy ves [Wellness Technologies in the Classroom for Physical Education with Students Overweight. Thesis]. Malahovka, 2004. 264 p. (In Russ.).
7. Usatov A.N. Dopolnitelnyie zanyatiya fizicheskoy kulturoy kak faktor povyisheniya dvigatelnoy aktivnosti studentov [Additional Classes in Physical Culture as a
Factor in Increasing Students' Physical Activity]. Vestnik sportivnoy nauki [Sports Science Bulletin], 2009, vol. 1, pp. 45-50. (In Russ.).
8. Fizicheskaya kultura: primernaya programma dlya vyisshih uchebnyih zavedeniy [Physical Education: Exemplary Program for Higher Educational Institutions. ed. V. I. Ilinich, Yu.I. Evseev]. Moscow, 2000. 72 p. (In Russ.).