Самойленко Кристина Владимировна
адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612584050)
Специально-криминологические меры противодействия сексуальной насильственной
преступности в семье
В статье рассмотрены вопросы совершенствования специально-криминологических мер противодействия сексуальной насильственной преступности в семье. Сформулированы основные направления криминологической профилактики сексуальных насильственных преступлений, совершаемых в отношении членов семьи, определены основные задачи и приоритетные пути ее оптимизации.
Ключевые слова: преступность, предупреждение преступлений, специально-криминологические меры, сексуальное насилие в семье, государственная семейная политика, демографическая политика.
K.V. Samoylenko, Adjunct of a Chair of Criminal Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584050.
Specially-criminological measures of counteraction to sexual violent crime in the family
In the article questions of improvement of specially-criminological measures of counteraction to sexual violent crime in the family are considered. The main directions of criminological prevention of sexually violent crimes committed against family members are formed, main goals and priority ways of its optimization are defined.
Key words: crime, crime prevention, specially-criminological measures, sexual violence in the family, state family policy, population policy.
Семья - неотъемлемая часть современной общественной системы. Взаимосвязь общества и семьи очевидна и естественна. Общество формирует определенный тип семьи, которая, в свою очередь, оказывает воздействие на общесоциальные процессы и отношения [1, с. 263]. В современном мире виртуальной и реальной информированности это является особенно важным. В более чем десяти странах (в том числе в государствах Западной Европы) существуют законодательные акты, позволяющие однополые браки, а также акты, разрешающие производить усыновление (удочерение) однополым семьям. По мнению отдельных западных ученых, в том числе социологов, психологов, сексологов и политологов, данные меры свидетельствуют о демократичности и современности взглядов.
Россия не принимает такого рода «демократию» и не поддерживает подобного рода «нововведения» в области брака и семьи. По мнению автора, отказ от традиционного понимания семьи, брака и брачно-семейных отношений совершенно неприемлем и не способствует развитию общества.
Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулина в одном из своих интервью отметила, что семья является важнейшим социальным институтом как для отдельного человека, так и для всего общества. Государственная семейная политика - это целостная система политических, правовых, экономических, социальных, медицинских и культурных мер, направленных на развитие семьи.
На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «Об опеке и попечительстве», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, иными нормативными правовыми актами. Однако рост разводов, увеличение числа детей-сирот и рож-
343
денных вне брака, ухудшение экономического положения семей заставило государство задуматься о разработке новой стратегии государственной политики в данной области.
Целью семейной политики Российского государства является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие «благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь». Последние несколько лет Россия, как и весь мир, находится в условиях социально-экономического кризиса. Несмотря на это, в отличие от многих стран семейная политика для нашего государства имеет особое значение и направлена на создание благоприятного пространства для функционирования традиционной семьи.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. цели семейной политики заключаются в обеспечении необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохра-нительной и сексуальной функций, для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека; в создании благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства [2]. Для реализации указанных целей Концепция выделяет направления государственной семейной политики, заключающиеся в развитии законодательной базы семейной политики; социокультурной, демографической и экономической политики в отношении семьи. Государство оказывает поддержку семей, находящихся в особых обстоятельствах, взаимодействует с неправительственными организациями - субъектами семейной политики. Разрабатываются механизмы реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период и по регионам.
Осуществляя поставленные задачи, российское общество в целом и государственные органы в частности взяли курс на всемерную защиту и поддержку семей и детства. Достаточно отметить, что за последние пять лет законодательными органами Российского государства приняты нормативные акты, регулирующие социальную защиту семьи и детства, причем не только на территории России, но и на международном уровне (например, ограничение возможности усыновления российских детей зарубежными семьями). Тем самым на законодательном уровне решается вопрос о защите прав и интересов российских семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одной из важнейших проблем современного общества является преступность, существующая в недрах семьи, к которой относится и наиболее отвратительное ее проявление -сексуальное насилие в отношении родственников и других членов семьи. Задачей общества и правоохранительных органов остается противодействие преступности в целом и сексуальному насилию в семье в частности. Общая цель противодействия преступности предопределяет основные ее задачи:
установление возможных изменений преступности в будущем;
установление возможности появления новых категорий преступников;
определение возможностей появления новых видов преступлений и декриминализации имеющихся в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это;
выработку общей концепции противодействия преступности;
принятие перспективных управленческих решений;
выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, осуществляющих противодействие преступности.
Без сомнения, так называемые «современные» взгляды на развитие семейных и половых отношений оказывают значительное влияние на молодое поколение. Половая распущенность чаще всего начинается именно с семьи. Профилактическая работа в семьях, где распространена половая распущенность, должна быть направлена, главным образом, на оздоровление морально-нравственного климата в семье. Исключительное значение имеет предупреждение насильственного поведения родителей в отношении их несовершеннолетних детей и в отношении более уязвимых членов семьи (престарелых родителей, женщин).
Вышеперечисленное касается в основном общесоциальных мер противодействия преступности. В контексте настоящей работы нас интересуют специально-криминологические меры противодействия сексуальной насильственной преступности, совершаемой в отношении родственников и других членов семьи.
Борьба с сексуальным насилием в основном ведется уголовно-правовыми средствами. Вместе с тем, практика показывает, что их применение имеет ограниченные возможности в предотвращении сексуального насилия, а также социальной реабилитации его жертв, поскольку выявление исследуемых фактов с целью использования в борьбе с ними уголовно-правовых средств находится на крайне низком уровне. Особенно это касается случаев сексу-
344
ального насилия, совершаемого в отношении родственников и других членов семьи. Зависимые члены семьи, опасаясь потери кормильца, либо из нежелания «выносить сор из избы» скрывают эти факты, неохотно идут на контакт с правоохранительными органами.
В России противодействие семейному насилию в целом и сексуальному насилию в семье в частности имеет ряд недостатков, к числу которых относятся ограниченность информационной базы, приоритет репрессивных подходов над превентивными, недостаточность ресурсного обеспечения и адресного воздействия. Кроме того, законодательная база противодействия исследуемому виду преступности развита недостаточно. Поскольку отношения, возникающие в рамках семейно-брачной сферы, не могут быть урегулированы действующими уголовно-правовыми методами и средствами, существует потребность в законе о сексуальном насилии в семье, который регламентировал бы деятельность системы его предупреждения, а также в ряде других мер социально-экономического и правового характера.
По уровню воздействия специально-криминологические меры противодействия преступности можно разделить следующим образом:
меры, осуществляемые в масштабах всего государства (общегосударственные);
меры в масштабах области (региональные); меры, осуществляемые в масштабах района (местные);
меры, применяемые в масштабах отдельного объекта (локальные);
меры, применяемые к отдельным гражданам (индивидуальные).
По своему характеру специально-криминологические меры делятся на организационно-управленческие, технические и правовые.
В зависимости от субъекта применения выделяются меры, применяемые государственными органами, и меры, которые могут применять общественные формирования и граждане.
Чтобы специально-криминологические меры противодействия сексуальному насилию в семье были достаточно эффективными, они должны отвечать требованиям законности, быть своевременными, радикальными, экономически целесообразными и обоснованными. Несомненно, любая мера должна применяться тогда, когда к этому есть основания, и быть индивидуально дифференцированной.
В субъектах Российской Федерации необходимо принять нормативно-правовые акты, определяющие принципы и методы защиты и охраны лиц, которые стали жертвами сексуального семейного насилия. Возможно организовать приюты для жертв сексуального семейного на-
силия, где временно могли бы содержаться, обучаться и воспитываться не только подростки до оздоровления условий воспитания в семье или передачи их на государственное воспитание, но и взрослые жертвы сексуального насилия. В органах местного самоуправления основать службы реабилитации жертв сексуального семейного насилия, работающие на основе анонимности. В учебных заведениях, особенно в общеобразовательных школах и лицеях, сформировать психологические службы или штат сексопатологов, обладающих образованием соответствующего профиля.
Меры индивидуальной профилактики рассматриваются в двух направлениях. Во-первых, они должны применяться к лицам, в отношении которых осуществляется контроль за условно осужденными, условно-досрочно освобожденными, осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы. Особенно это касается тех из них, кто обвинялся за совершение преступлений сексуального характера и отбыл наказание. Также необходимо обращать внимание на несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением. Особое внимание субъектам профилактики следует уделять лицам с неустойчивой психикой, для чего необходимо знать, кто из таких лиц состоит на учете в психоневрологических медицинских учреждениях, беседовать с соседями, с активистами, членами домовых комитетов, старшими по домам и подъездам. Автор согласен с мнением Ю.М. Антоняна, который предлагает защищать людей от агрессивных посягательств психически больных лиц в том случае, если они совершают общественно опасные поступки [3, с. 245]. Полагаем необходимым внести в правовые акты изменения и дополнения, которые обязывали бы суды во всех случаях расторжения брака супругов, особенно имеющих несовершеннолетних детей, выяснять мотивы развода и назначать комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу для более компетентного решения таких вопросов, как реальные причины расторжения брака.
Во-вторых, специально-криминологические меры должны применяться в отношении потенциальных жертв сексуального семейного насилия, выявление которых наиболее ответственная и тонкая работа как психологов, так и педагогов, а также сотрудников правоохранительных органов.
Для более эффективного применения таких мер необходимо исследовать условия, способствующие совершению сексуальных насильственных преступлений в отношении родственников и других членов семьи. К этим условиям относятся невмешательство, нереаги-
345
рование окружающих на факты насилия, а также нераскрываемость преступлений, что ведет к безнаказанности. В целях выявления возможных жертв сексуального семейного насилия сотрудникам инспекций по делам несовершеннолетних и участковым инспекторам следует поддерживать тесный контакт с работниками ЗАГСа, детскими больницами и поликлиниками, вендиспансерами и психоневрологическими медицинскими учреждениями. Среди источников информации о неблагополучных семьях можно выделить письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о противоправном поведении членов той или иной семьи, материалы уголовных дел, возбужденных по фактам семейного насилия, или «отказные» материалы по тем же фактам.
Важным направлением в деятельности соответствующих служб должно стать проведение среди населения просветительской работы, в частности осуществление широкой рекламы деятельности этих служб. Через средства массовой информации, женские консультации, поликлиники и больницы населению необходимо сообщать «телефоны доверия» и адреса приютов, где жертвам сексуального семейного насилия могут оказывать медицинскую и психологическую помощь. Нужно проводить лекции в школах среди учащихся, их родителей, учителей, в других учебных заведениях, дошкольных и иных учреждениях, на предприятиях, в организациях. Особое внимание следует уделять лицам, склонным к насилию, в том числе и сексуальному.
Последние изменения уголовного законодательства вносят определенный вклад в борьбу с семейным насилием, но, вместе с тем, это не решает проблемы и не способно ее решить, поскольку сфера применения уголовного закона ограничена. Отдельные поправки не могут охватить все случаи насилия в семье. Без сомнения, сказанное касается сексуального насилия, которое проявляется относительно родственников и других членов семьи.
Закономерным стало бы включение в российскую политику противодействия преступности криминологической коррекции семейных отношений. В связи с этим предлагается внести дополнительно в официальную статистику не только данные о совершенных, расследованных и рассмотренных половых преступлениях, но и сведения о потерпевших и виновных по признакам родства и свойства для определения наличия либо отсутствия между ними семейных связей.
До настоящего времени правоохранительные органы во многих случаях берут под наблюдение неблагополучные семьи и ведут с ними профилактическую работу только после того, как в них уже совершено сексуальное насилие.
Следовательно, к моменту, когда государственные и общественные институты подключаются к профилактике семейного неблагополучия, семейный конфликт уже достигает крайней формы его разрешения, в том числе и совершения сексуального насилия в отношении родственника или другого члена семьи.
Сотрудники полиции не стремятся оказать реальную помощь членам такой семьи, мотивируя свое бездействие якобы личностными семейными отношениями: «Сами разбирайтесь». Предупредительная деятельность в указанном направлении сводится, как правило, к профилактическим беседам или угрозам привлечь виновного к уголовной ответственности. Прежде всего, это происходит в силу недостаточной компетенции большинства сотрудников в психологических и тем более сексуальных вопросах. Поэтому такого рода «беседы» чаще всего оказываются неэффективными, а иногда и просто вредными. Жертвы семейного сексуального насилия замыкаются, перестают жаловаться, а порой и совершают попытки самоубийства.
Предупреждение сексуальной насильственной преступности в семье в значительной мере зависит от ранней профилактики семейного неблагополучия. Однако данные, полученные из бесед и анкет, проведенных автором с жертвами сексуального семейного насилия, свидетельствуют о несвоевременном и неполном выявлении сотрудниками полиции неблагополучных семей. Необходимо отметить, что профилактика сексуального насилия в семье должна носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.
Для повышения эффективности работы сотрудников полиции, и в частности инспекций по делам несовершеннолетних, по предупреждению насильственной сексуальной преступности в семье необходимо совершенствовать их профессиональное образование, создавать на базе учебных заведений системы МВД России специализированный факультет подготовки сотрудников с определением конкретной программы обучения, включающей изучение проблем борьбы с сексуальной насильственной преступностью в семье. Видимо, назрела необходимость подготовки соответствующих специалистов и в учебных заведениях педагогического и медицинского образования.
Субъекты профилактики насилия в семье должны использовать гибкую систему мер уголовно-правового и социально-правового воздействия.
Одним из наиболее мощных факторов, влияющих на криминогенную ситуацию в семье, выступает негативное психическое состояние, которое обусловлено невозможностью удовлетворения сексуальных потребностей. В этой ситу-
346
ации жертва не видит выхода из создавшегося кризисного положения, а сексуальный насильник не может или по каким-то причинам не желает удовлетворить свои сексуальные потребности другим способом, кроме применения сексуального насилия в отношении близкого человека. Такое состояние обусловливает либо пассивно-виктимное, либо агрессивно-виктимное поведение. В этой связи считаем необходимым в целях оказания социально-правовой помощи реальным и потенциальным жертвам насилия предусмотреть на законодательном уровне и осуществлять комплекс мер, направленных на нейтрализацию фрустрирующего характера ситуации, предоставление пострадавшим убежища, психологической поддержки, установление дифференцированных правоограничений для насильника и т.д. [4, с. 378].
Меры специально-криминологического предупреждения преступлений характеризуются совокупностью средств и способов, направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений [5, с. 75]. Поскольку они касаются совершенно относительно определенных субъектов, постольку масштаб их применения несколько меньше, чем у общесоциальных мер. Вместе с тем, в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и зачастую охватывает целые отрасли народного хозяйства, а также распространяется на отдельные категории лиц. Объектами такого предупреждения являются как преступность в целом, так и ее виды, а также отдельные преступления.
Специально-криминологическое предупреждение преступлений - это социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям общественной морали и законности специальных методов и приемов, знаний и навыков регулирования социальных отношений в целях ликвидации тех их отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений [4, с. 380].
Специально-криминологическое предупреждение сексуальных насильственных преступлений, совершаемых относительно родственников и других членов семьи, требует специальных криминологических знаний, которые необходимы как при разработке комплексных планов и целевых программ, так и при выработке и реализации мер предупреждения данного вида преступлений.
Автор согласен с мнением о том, что эффективное упреждающее воздействие на преступность, ее причинный комплекс невозможно без принятия Федерального закона «О предупреждении насилия в семье» как части криминологического законодательства. Кроме того, в связи с затянувшимся прохождением на федеральном уровне Федерального закона «О предупреждении насилия в семье» необходимо разработать и принять подобные законы в субъектах Федерации [6, с. 85].
С 2006 г. введена отдельная статистическая форма по потерпевшим. Вместе с тем, по-прежнему актуален вопрос об адекватном статистическом отражении криминологически значимых характеристик не только жертв сексуального насилия в семье в связи с высокой латентностью преступлений в семейной сфере, но и самих виновных в совершении сексуальных насильственных преступлений в отношении родственников и других членов семьи. Поэтому необходимо пересмотреть подход к приему заявлений от граждан, подвергшихся жестокому обращению в семье, более внимательно проверять поступающую информацию.
Предупреждение сексуальных насильственных преступлений, совершаемых в отношении родственников и других членов семьи, должно проводиться в комплексе с борьбой с пьянством, алкоголизмом, наркоманией. Правоохранительные органы должны реагировать на заявления об угрозах применения насилия в отношении членов семьи. Следственным органам и органам дознания необходимо повышать уровень следствия. Важное значение имеет эффективность работы исправительных учреждений, наблюдательных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних.
В целом для повышения эффективности предупреждения насильственной преступности в семье государственные и общественные институты обязаны комплексно планировать мероприятия, направленные на укрепление семьи, улучшение микроклимата в ней, объединяя при этом усилия многих субъектов, сочетая меры общего и индивидуального предупреждения, организовывая взаимодействие государственных и общественных институтов, совершенствуя практику за счет использования зарубежного опыта.
1. Игнатов Н.С. Конфликт как основа внутрисемейных насильственных преступлений // Вестн. Удмуртского университета. 2006. № 6.
1. Ignatov N.S. Conflict as a basis of family violent crimes // Bull. of Udmurt University. 2006. № 6.
347
современные проблемы науки и практики
2. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ № 1351 // СПС «КонсультантПлюс». 2013.
3. Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. М., 2001.
4. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2003.
5. Криминология: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
6. Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии /под ред. Д.А. Шестакова. СПб., 2003.
2. On approval of the incept of demographic policy of the Russian Federation for the period till 2025: decree of the President of the Russian Federation № 1351 // HLS «ConsultantPlus». 2013.
3. Antonyan Yu.M. Violence. Human. Society. М, 2001.
4. Ilyashenko A.N. Counteraction to violent crime in the family: criminal and legal and criminological aspects. M., 2003.
5. Criminology: textbook for high schools / ed. by V.D. Malkov. 2nd ed., rev. and add. М., 2006.
6. Crime among social subsystems. A new concept and industries of criminology / ed. by D.A. Shestakov. SPb., 2003.
общество и право • 2014 • № 1 (47)
348