Научная статья на тему 'Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплексов'

Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ БИАТЛОНИСТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / THE SHOOTING PREPARATION / THE QUALIFIED BIATHLONISTS / MEANS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарбей Вадим Валерьевич

В статье представлены рекомендации по применению технических средств обучения (ТСО) и ритмо-структурных комплексов (РСК) с целью повышения уровня специальной стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов. Определена последовательность использования средств специальной стрелковой подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL SHOOTING TRAINING OF BIATHLONISTS IN THE SHOOTING-GALLERY WITH THE USE OF TECHNICAL MEANS OF TRAINING (TMT) AND RHYTHMIC-STRUCTURE COMPLEXES (RSC)

The article presents the recommendations for using TMT and RSC with the aim to improve special shooting rate of qualified biathlonists. The succession of special fire training means is determined.

Текст научной работы на тему «Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплексов»

из лука, гиревой спорт и ряд других. Здесь подготовлены чемпионы мира, Европы, Российской Федерации. Именно малые города стали базой и резервом многих мегаполисов. Уже сам образ жизни населения в них, зачастую близкий к деревенскому, способствует формированию выносливости и трудолюбия, чего так не хватает жителям больших городов. Между тем лишь каждый пятый из числа жителей занимается спортом и оздоровительной физкультурой. Из их числа 62,5% составляет учащаяся молодежь, 57,1% - руководители разного уровня, 25% - врачи, 27,5% - госслужащие.

В заключение отметим, что представленная структура основных детерминант, определяющих характер жизнедеятельности человека, базируется на основе объективных факторов и показателей развития социальной среды малого города, а образ жизни является закономерным отражением состояния и тенденций развития данного социального пространства. Этими обстоятельствами и была обусловлена концептуальная основа подхода, которая нашла отражение в содержании этой статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдье, П. Социология политики I П. Бурдье. - М. : Sоcio-Logos, 1993. - 333

с.

2. Давиденко, Д.Н. Здоровый образ жизни : учеб. пособие I Д.Н. Давиденко ; Балтийская Педагогическая Академия. Отд-ние валеологии. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996. - 32 с.

3. Курлов, А. Б. Методология социального моделирования I А. Б. Курлов. - Уфа : Автор-проект, 2000. -C158-159.

4. Салов, В.Ю. Теоретико-методические основы здорового образа жизни учащейся молодежи I В.Ю. Салов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта.

- СПб. : [б.и.], 2001. - 90 с.

СПЕЦИАЛЬНАЯ СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА БИАТЛОНИСТОВ В ТИРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И РИТМОСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕСОВ

Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены рекомендации по применению технических средств обучения (ТСО) и ритмо-структурных комплексов (РСК) с целью повышения уровня специальной стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов. Определена последовательность использования средств специальной стрелковой подготовки спортсменов.

Ключевые слова: стрелковая подготовка, квалифицированные биатлонисты, технические средства обучения.

SPECIAL SHOOTING TRAINING OF BIATHLONISTS IN THE SHOOTING-GALLERY WITH THE USE OF TECHNICAL MEANS OF TRAINING (TMT) AND RHYTHMIC-STRUCTURE COMPLEXES (RSC)

Vadim Valerevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Russian state pedagogical university named after A.I. Gerzen,

St.-Petersburg

Abstract

The article presents the recommendations for using TMT and RSC with the aim to improve special shooting rate of qualified biathlonists. The succession of special fire training means is determined.

Keywords: the shooting preparation, the qualified biathlonists, means of training.

ВЕДЕНИЕ

В настоящее время в практике подготовки биатлонистов большое внимание уделяется стрелковому компоненту [1; 2; 3; 4; 5; 11; 12; 14].

Увеличение доли упражнений стрелкового и скоростно-силового характера у биатлонистов 1-го разряда и КМС в условиях тира, а также на разминке общей и специальной, пристрелке в спокойном состоянии и с хода на различных этапах подготовки на снегу, предварительных и основных соревнований, способствует повышению уровня специальной стрелковой подготовленности и положительно влияет на динамику спортивных результатов.

В соответствии с этим были поставлены задачи: выявить оптимальные стрелковые упражнения, которые целесообразно использовать в тренировочном процессе на различных его этапах для повышения качества процесса стрелковой подготовки и улучшения спортивно-технических результатов, а также разработать и экспериментально обосновать эффективность использования специальных стрелковых упражнений в тире, на пристрелке и разминке при подготовке биатлонистов первого разряда и КМС.

МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На этапах предварительных и основных соревнований после дня отдыха на фоне восстановления мы проводили специальную стрелковую тренировку в тире с двумя группами биатлонистов I разряда и КМС по 11 человек в каждой. Группа А занималась с включением в учебную программу ТСО и РСК в тире, а группа Б - по общепринятым программам для ДЮСШОР и УОР.

Тренировки в тире проводились для совершенствования техники стрельбы в спокойном состоянии и после нагрузки, коррекции и исправления ошибок, допущенных на огневых рубежах в условиях контрольных тренировок и соревнований. Затем стрелковую тренировку в тире переносили на стрельбище, включая нагрузку на модельных отрезках предстоящих трасс соревнований.

Содержание специальной стрелковой тренировки для биатлонистов группы А в тире на этапе начальной подготовки на снегу подробно описано нами в [11,14].

С целью контроля физической работоспособности был использован индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ), а также модифицированный ИГСТ, который был приближен к характеру выполнения нагрузки в биатлоне (с оружием за плечами).

Работа с оружием в условиях тира осуществлялась с целью отработки фаз стрельбы (изготовки, прицеливания, нажатия на спусковой крючок), используя РСК по пяти зонам интенсивности, которые дали возможность получить объективную информацию о качестве и времени стрельбы, затрачиваемом биатлонистами [15].

Стрелковая нагрузка дозировалась в соответствии с планами по микроциклам (МЦ) на этапах и периодах подготовки.

В процессе исследования нами были проанализирована структура фаз стрельбы в условиях тира и последовательность применения стрелковых упражнений (рис. 1).

В процессе подготовки на первом этапе тренировки применялись различные диаметры мишеней и дистанция стрельбы, а именно: ПВ - мишень № 4 и № 9, МВ мишень № 6 б и № 7 м с целью совершенствования навыка кучной и скорострельной стрельбы, на втором этапе выявлялось их эффективное чередование в микроциклах начальной подготовки на снегу, этапах предварительных и основных соревнований (табл. 1 - 3).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Включение стрелковых занятий в тире в тренировочные микроциклы этапов первой подготовки на снегу, предварительных и основных соревнований позволяет устранить ошибки и проверить специальную стрелковую подготовленность квалифи-

цированных биатлонистов.

В результате применения стрелковых занятий в тире группа А значительно опередила группу Б по показателям специальной стрелковой подготовленности как при стрельбе без нагрузки на 9,6 %, так и после стандартной 5-минутной нагрузки с использованием ТСО и РСК на 12,5%.

Таблица 1

Результаты стрельбы из положения лежа биатлонистов группы А

Регистрируемые параметры компонентов стрелкового упражнения № мишеней, дистанция

№4, (10 м) №9, (15 м) №6б, (25 м) №7м, (50 м)

1. Отклонение пробоин от центра мишени, мм 17,1 18,8 22,0 21,7

2. Штрафное время, с 160 186 190 228

3. Время, затрачиваемое на изготовку и стрельбу,с 39,3 38,6 34,4 33,1

4. Отклонение пробоин от центра мишени, стрельба лежа, 10 выстрелов, мм 24,2 23,9 28,1 22,4

5. Отклонение пробоин от центра мишени, стрельба стоя, 10 выстрелов, мм 12,2 13,1 18,4 19,8

6. ЭЛТ, удержание светового луча 10-15 с, стрельба лежа (в районе 8) 10 13 15 15

7. ЭЛТ, удержание светового луча 7-10 с, стрельба стоя (в районе 4) 5 8 11 8

Таблица 2

Результаты стрельбы по стандартным мишеням группы А и Б_______________

Регистрируемые параметры стрелкового упражнения № мишеней, дистанция

№4, (10 м) №9, (15 м) №6 б, (25 м) №7 м, (50 м)

А Б А Б А Б А Б

1. Стрельба из положения лежа, 10 выстрелов без нагрузки (очки) 91,4 85,1 86,3 - 85,8 - 94,8 88,4

2. Стрельба из положения стоя, 10 выстрелов без нагрузки (очки) 68,2 64,8 62,8 - 59,0 - 72,1 67,3

3. Габарит рассеивания пробоин (мм) 29,0 29,9 34,2 - 51,6 - 64,9 71,6

4. Время, затраченное на стрельбу из положения лежа, 5 выстр. (с) 52,8 62,4 49,1 - 48,2 - 45,0 58,1

5. Время, затраченное на стрельбу из положения стоя (с) 45,1 49,8 42,4 - 40,2 - 34,9 42,4

6. Стрельба из положения лежа после нагрузки, 5 выстрелов (оч) 42,1 37,5 41,3 - 43,6 - 41,3 38,9

7. Стрельба из положения стоя после нагрузки, 5 выстрелов (оч) 34,7 27,4 29,3 - 32,7 - 36,8 24,7

Установлено, при стрельбе в тире с целью развития чувства выстрела и субъективной проверки точности необходимо делать отметки карандашом на чистой мишени, а затем сравнить их с пробоинами на мишени.

Исследования позволили определить наиболее рациональные размеры и номера мишеней - № 4, № 6 б, № 9, № 7 м. Применение в стрелковой подготовке мишеней с различным диаметром и конфигурацией (ромб, треугольник, квадрат, горизонтальная и вертикальная восьмерка) в соревновательном периоде позволяют повышать кучность стрельбы, а контрастные микроциклы с использованием стрелковых упражнений в тире позволяют улучшить скорострельность с меньшим отклонением пробоин от центра мишеней на 11,4-15,6%.

Таблица 3

Чередование мишеней с различным диаметром и конфигурацией_____________

Основная направленность занятий Этапы подготовки

Начальной подготовки на снегу Предварительных соревнований 1-й этап основных соревнований 2-й этап основных соревнований

1. Стрелковая тренировка для формирования скорострельности, мишень № 9, № 7 м 9 9 7 м 9

2. Стрелковая тренировка для совершенствования техники выстрела, мишень №6 б, № 7 м 6 б; 7 м 7 м 7 м 6 б; 7 м

3. Комплексная тренировка с высокой интенсивностью (ЧСС 180 ± 10 уд/мин) для формирования скорострельности, мишень № 9, № 7 м 6 б; 7 м 9 6 б 4

4. Комплексная тренировка со средней интенсивностью (ЧСС 168180 уд/мин) для формирования кучности, мишени № 4, № 6б 4 6 б 7 м 6б

5. Стрельба по мишеням, имеющим различную конфигурацию ромб-3, 1 1 -

квадрат-2, 1 1 1

треугольник-2 - 1 2

8 верт.-2 1 1 1

да -гор. -2 1 1 1

Примечание. В таблице указаны только занятия с включением стрелковых и комплексных тренировок. Диаметр мишеней равен: № 4 - 28 мм, дистанция для стрельбы - 10 м; № 9 - 58 мм, дистанция - 25 м и 50 м; № 6 б - 40 мм, дистанция - 25 м и 50 м; № 7 м - 100 мм, дистанция - 50 м.

Рис. 1. Последовательность применения стрелковых упражнений в тире

При планировании учебно-тренировочного процесса дифференцированное применение мишеней в процессе пристрелки и разминки в сочетании с применением ТСО и РСК позволяют одновременно совершенствовать скорострельность и кучность стрельбы. Поэтому, по мере повышения уровня тренированности биатлонистов в комплексных тренировках с циклической нагрузкой высокой интенсивности целесообразно совершенствовать скорострельность с использованием мишеней большого диаметра, а при средних и малых физических нагрузках основное внимание должно быть направлено на совершенствование кучности стрельбы с использованием мишеней среднего и малого диаметров. Затем следует от мишеней с различным диаметром переходить к стрельбе по установкам, что позволит устранить ошибки и сохранить навык скорострельности и высокое качество стрельбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев, Н.В. Причины ошибок юных биатлонистов в стрельбе из положения лежа по мишеням, расположенным в горизонтальный ряд / Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницын //Актуальные вопросы лыжного спорта : сб. науч. тр. - Омск, 1994- С. 4-8.

2. Афанасьев, В.Г. О повышении специальной стрелковой подготовленности лыжников-биатлонистов к основным стартам сезона / В.Г. Афанасьев, Б.И. Сергеев, Е.А. Грозин // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 2. - С. 13-15.

3. Баранов, Л. С. Совершенствование стрелковой подготовки в тренировке биатлониста в соревновательном периоде / Л. С. Баранов, В.В. Фарбей, В.М. Фролов // Научное обоснование процесса подготовки в лыжном спорте. - Л., 1980. - С. 28-32.

4. Безмельницын, Н.Г. Физическая нагрузка и перемещение средней точки попадания при стрельбе в биатлоне / Н.Г. Безмельницын // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 6. - С. 21-24.

5. Докучаев, В.П. Стрелковая подготовка биатлонистов в круглогодичной тренировке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Докучаев В.П. - Л., 1985. - 20 с.

6. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий с заданным результатом с помощью императивных тренажеров / С. П. Евсеев ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1989. - 25 с.

7. Ермаков, В. В. Применение тренажеров в подготовке лыжников-гонщиков и биатлонистов : учеб. пособие для преп. и студ. ин-тов физ. культуры / В.В. Ермаков. -Смоленск : [б.и.], 1986. - 34 с.

8. Жилина, М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена / М.Я. Жилина. -М. : Изд-во ДОСААФ, 1986. - 104 с.

9. Пятков, В.Т. Методические рекомендации по выявлению перспективных стрелков : обоснование отбора в стрельбе. Ч. 1 / В.Т. Пятков, С.И. Хаустов. - Алма-Ата : [б.и.], 1989. - 32 с.

10. Романин, А.Н. Психологическое обеспечение подготовки биатлонистов. Ч. 1 : Психологические исследования : метод. рекомендации / А.Н. Романин ; ВНИИФК. -М. : [б.и.], 1977. - 21 с.

11. Скорохватова, Г.В. Стрелковая подготовка биатлонисток 16-18 лет в соревновательном периоде / Г.В. Скорохватова, В.В. Фарбей, А.Н. Куракин. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена 2000. - 127 с.

12. Солдатов, О. А. Метод повышения результативности стрельбы у квалифицированных биатлонистов : автореф. дис. ... канд.пед. наук / Солдатов О. А. - М., 1989.

- 24 с.

13. Субботин, В.Я. Технические средства в стрелковой подготовке биатлонистов высших разрядов / В.Я. Субботин, А. Д. Солдатов, Ю.П. Курочкин // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 5. - С. 11-13.

14. Фарбей, В.В. Методика совершенствования тренировочного процесса лыжников биатлонистов в системе вуза : методические рекомендации / В.В. Фарбей. - Л. :

Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена, 1985. - 67 с.

15. Фарбей, В.В.Педагогические и медико-биологические критерии отбора в биатлоне / В.В. Фарбей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 11 (62). - С. 309-316.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Наталья Валентиновна Финогенова, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Владимирович Решетов, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Волгоград

Аннотация

Рассматривается возможность использования подвижных игр с элементами спорта в физическом воспитании детей дошкольного возраста для всестороннего, гармоничного развития дошкольников

Ключевые слова: подвижные игры с элементами спорта, произвольность поведения, дети дошкольного возраста.

THE POSSIBILITIES OF USING OF OUTDOOR GAMES WITH SPORT COMPONENTS WITHIN PRESCHOOLERS

Natalia Valentinovna Finogenova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

Denis Vladimirovich Reshetov, the post-graduate student,

Volgograd state academy of physical culture,

Volgograd

Abstract

In this article we can see the possibilities of using of outdoor games with sport components in physical education within preschoolers.

Keywords: outdoor games with sport components, free behavior, preschoolers.

Дошкольное детство - ответственный период развития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это - возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Одним из первых признаков развития воли является произвольность, то есть способность управлять своим поведением.

В обобщенной форме произвольность поведения можно рассматривать как сознательную активность индивида, приведение собственных внутренних резервов в соответствие с условиями внешней среды для достижения значимой цели. Произвольность поведения рассматривается нами как самостоятельное обеспечение ребенком адекватности собственных действий и поступков, их соответствия принятой программе, требованиям определенных принципов и правил.

Важнейшим источникам развития произвольного поведения в дошкольном возрасте является игра, на что указывал еще Л.С. Выготский. Значение игры было также экспериментально подтверждено в работах Д.Б. Эльконина (1999), Н.Я. Михайленко,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.