СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ЗИМНИХ
МНОГОБОРЦЕВ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
(РГПУ им. А.И.Герцена)
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье автор обосновывает целесообразность психической подготовки зимних многоборцев в зависимости от типа темперамента.
Исследование было связано с разработкой программы тренировки, направленной на оптимизацию процесса подготовки спортсмена. В результате всестороннего изучения были сделаны рекомендации по организации психофизического тренинга зимних многоборцев различного типа темперамента (сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики).
Ключевые слова: спортивная конкуренция, эмоциональное напряжение, психическое состояние, устойчивость внимания, моделирование, тренинг и темперамент.
SPECIAL MENTAL TRAINING AND EMOTIONAL STABILITY IN LONG TERM TRAINING PROCESS OF WINTER MULTIATHLONISTS
Vadim Valerevich Farbey, candidate of pedagogical science, senior lectures,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St. -Petersburg
Annotation
Practicability of winter multiathlonists mental training depending on temperament is proven by author of the article.
A research was connected with the development of training program purposed for the athletes training process optimization. As a result of all-round research some recommendations on psychophysical training of winter multiathlonists of different temperament were made (sanguine, choleric, melancholic, phlegmatic).
Key words: sport competitiveness, emotional tension, psychological state, attention stability, modeling, training and temperament.
Вопросы психолого-эмоционалыюй подготовки спортсменов в зимних много-борьях в настоящее время актуальны, причем выступления в ответственных соревнованиях проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.
Цель исследования - повышение эффективности в спорте высших достижений зимних многоборцев (биатлонистов, полиатлонистов) на основе учета индивидуальных и типологических показателей эмоциональной устойчивости в зависимости от типа темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Соревновательная деятельность в биатлоне и полиатлоне (стрельба) имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой видов спорта. По мнению специалистов (Л.М. Вайнштейн, В.И. Моросанова, 1984 и др.), психическая надежность соревновательной деятельности в стрельбе обусловлена высоким уровнем развития мышления, внимания, мотивации, волевых усилий, способности к саморегуляции, чувства времени, координации движений и др.
Повышенная эмоциональная напряженность соревновательной деятельности в стрельбе (особенно при функциональных сдвигах) предъявляет ряд требований к личностно-типологическим особенностям, среди которых большое внимание уделяется темпераменту (А.В. Родионов, 1965; и др.).
Поскольку эмоциональные механизмы содержат приспособительный эффект,
выступая в динамическом единстве по отношению к успеху достижения принятой цели, то эмоциональная устойчивость может быть представлена как целостный процесс эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности.
Учитывая специфику стрельбы в биатлоне и полиатлоне и особенности соревновательной деятельности в них, возможно говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий спортсменов на огневых рубежах.
В ходе исследований было обнаружено, что применение средств и методов психологической подготовки в годичном цикле тренировки не получило должного научного обоснования. Анализ учебных программ и рабочей документации СДЮСШ, УОР, ТТТВСМ свидетельствует о том, что в настоящее время данному виду подготовки в зимних многоборьях практически не уделяется внимание.
В ходе исследований выявлена четко прослеживаемая динамика снижения уровня личностной тревожности и нервотизма по мере роста спортивного мастерства, параллельно возрастают показатели психической надежности, одним из компонентов которой является соревновательная эмоциональная устойчивость. Улучшаются показатели мотивационной сферы, помехоустойчивости и способности к саморегуляции.
Одним из ведущих компонентов надежности выполнения выстрела, по мнению специалистов, является устойчивость внимания (Л.В. Вайнштейн, 1981). Исследования выявили тенденцию к снижению уровня устойчивости внимания в конце дистанции (с 69,18±3,11% до 66,13±1,61%), что, как следствие, приводит к снижению качества стрельбы (г=0,661). При этом установлено, что качественные показатели внимания резко ухудшаются в условиях соревновательной деятельности. Отмечено достоверное снижение коэффициента устойчивости внимания с 70,18±1,81% перед началом соревнований до 63,16±1,14% к концу соревнований (1=2,8 при р < 0,05).
Анализ соревновательной деятельности зимних многоборцев показал высокую значимость для стабильности воспроизведения отдельных фаз выстрела, так и в целом от 1-го до 5-го выстрела в биатлоне и зачетных 10-и выстрелов в полиатлоне.
Исследования позволили установить четкую зависимость между личностными характеристиками, уровнем технического мастерства и диапазоном временных характеристик фаз подготовки к выстрелу и стрельбы в целом в биатлоне и полиатлоне.
Известно, что одним из главных источников психической напряженности спортсмена является собственно соревновательная обстановка, а в биатлоне и полиатлоне психическая нагрузка часто определяется динамикой результатов, в биатлоне -стрельба по установкам в борьбе за достижение желаемого спортивно-технического результата, в полиатлоне - по одному выстрелу в меняющиеся мишени.
Отметим, что наибольшую напряженность, по мнению большинства опрошенных тренеров и спортсменов (95,1%), вызывает ситуация «успеха», когда каждый последующий выстрел в полиатлоне и биатлоне на каяедом отрезке дистанции стрельба по установкам увеличивает тревогу спортсмена, дезорганизуя контроль за четким техническим выполнением отдельных элементов каждого последующего выстрела по установкам. Эго особенно заметно в эстафете и спринте.
Следующей по уровню психического напряжения была признана ситуация «контрольных стрельб» (67,1%), в ходе которой перед спортсменом стоит задача достижения максимального результата на основе точного представления им своих технических возможностей.
На третье место (64,1%) была поставлена ситуация «потерь», когда зимний многоборец неудачно начал стрельбу после первого отрезка дистанции в биатлоне или у него по какой-либо причине снизилась точность прицеливания.
На четвертом месте ситуация «тактического выбора» (60,6%), возникновение которой возможно при стрельбе в ограниченное время, когда нет выбора и надо быстро стрелять, нехватка времени, при плохой погоде, а также в ходе проведения ответственных соревнований.
Полным отсутствием тревожности и волнения была охарактеризована ситуация стрельбы в ходе учебно-тренировочного занятия, когда спортсмены дают себе право на технические и тактические ошибки.
Моделирование соревновательной деятельности зимних многоборцев с помощью компьютерной программы «Биатлон и Мишень», работающей на основе методики .И. Моросановой (1984) «Надежность саморегуляции психической деятельности», позволило в лабораторных условиях проследить динамику состояния психической напряженности зимних многоборцев на вегетативном уровне.
Наименьшие показатели ЭКС (24,8±0,8 кОм) и максимальные величины ЧСС (172,8±1,8 уд/мин) характерны для ситуации «поощрения успеха». В случае «угрозы штрафных санкций» показатели ЧСС, по сравнению с «ситуацией успеха», ниже (152,1±1,9 уд/мин), уровень ЭКС при этом повышается до 28,6±0,8 кОм. При выполнении стрельбы, имитирующей ситуацию «тактического выбора», показатели ЭКС и ЧСС (34,8±0,8 кОм и 141,2±2,1 уд/мин) приближаются к показателям «контрольных стрельб» (46,1±2,2 кОм и 139,6±2,0 уд/мин, соответственно), что можно объяснить недостаточным опытом ведения спортсменами соревновательной борьбы в подобных ситуациях.
В ходе моделирования были выявлены типы психологических реакций на различные ситуации, возникновение которых возможно в ходе соревновательной борьбы и организации психофизического тренинга с зимними многоборцами различных типов темперамента.
Положительная реакция на ситуацию «успеха» и ситуацию «потерь» наблюдается у спортсменов с сильным, уравновешенным типом нервной системы, обладающих как подвижностью (сангвиники), так и инертностью нервных процессов (флегматики).
Улучшение результативности деятельности в условиях ситуации «успеха» при одновременном ухудшении ее в случае «угрозы штрафных санкций» было отмечено у большинства зимних многоборцев. В нее вошли лица с сильным уравновешенным как подвижным, так и инертным типом нервной системы (сангвиники, флегматики), а также с сильным неуравновешенным типом нервной системы (холерики).
Отрицательный тип реагирования на ситуацию поощрения при положительной реакции на ситуацию «потерь» характерен для спортсменов с сильным неуравновешенным типом нервной системы (холерики).
Ухудшение качества и результативности «стрельбы» в индивидуальной гонке при возникновении ситуации как «успеха», так и «потерь» было отмечено только у спортсменов со слабым типом нервной системы (меланхолики).
Для выявления степени взаимосвязи личностных характеристик соревновательной эмоциональной устойчивости был проведен корреляционный анализ, который позволил обнаружить достоверно значимую взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями тревожности (г=0,618) и невротизма (г=0, 674). Несмотря на данные авторов об отсутствии каких-либо значимых связей между уровнем соревновательной эмоциональной устойчивости и результативностью стрельбы, в биатлоне в нашем исследовании между данными показателями была зафиксирована достаточно тесная связь (г=0,816). Кроме того, на конечный результат стрельбы по установкам в условиях соревновательной борьбы в значительной степени оказывают влияние показатели тревожности (г=0, 810), невротизма (г=0,615), способности к саморегуляции (г=0,801), соревновательной мотивации (г=0,816), помехоустойчивости (г=0,655), устойчивости внимания в обычных условиях и при действии сбивающих факторов (г=0,701 и г=0,718, соответственно), стабильности воспроизведения временных параметров подготовительных фаз стрельбы (г=0,783) и фазы выполнения каждого выстрела (г=0,801).
Установлено, корреляционную структуру соревновательной эмоциональной устойчивости биатлонистов и полиатлонистов составили наиболее тесно связанные с ней показатели соревновательной мотивации, тревожности и невротизма, а также показа-
тели устойчивости внимания, помехоустойчивости, стабильности воспроизведения временных параметров отдельных выстрелов. Исследование было связано с разработкой программы ментальной тренировки, направленной на оптимизацию процесса подготовки биатлонистов и полиатлонистов.
В программу входит индивидуальная работа, при этом программа ментальной подготовки к соревнованиям разрабатывается вместе с тренером и психологом. Общая программа оказывается эффективной при условии, что каждый спортсмен тренируется по индивидуальной схеме.
Для этого на основании длительного и всестороннего изучения особенностей деятельности биатлонистов и полиатлонистов были даны рекомендации по организации психофизического тренинга со спортсменами различных типов темперамента.
Холерикам и сангвиникам, отличительными особенностями которых являются реактивность, неуравновешенность, сенситивность, были рекомендованы упражнения на релаксацию, физическое расслабление. Саморегуляция в таком случае основывается на использовании приемов отвлечения, переключения внимания на другие объекты. В ожидании сложных ситуаций, во время ответственной деятельности использовались такие приемы, как самовнушснис-самоубсждснис. десенсибилизация, деактуализации, построение внутренних опор.
Для меланхоликов наиболее характерно сочетание невротичности, тревожности, мнительности и эмоциональной неустойчивости. Для наиболее эффективной ликвидации негативного влияния этих свойств применялись комплексы релаксирующих средств, медитация. Из вербальных средств наибольшее значение имели сублимация, рационализация, катарсис, тонизация.
У флегматиков отмечаются такие свойства темперамента, как эмоциональная устойчивость, резистентность, инертность, ригидность. К особенностям этой группы можно отнести медленную врабатываемость, несвоевременное переключение при быстрой или неожиданной смене обстановки, но при этом же стабильность и устойчивость улучшаются. Наиболее полезным из психологических воздействий в данном случае были признаны упражнения на совершенствование различных свойств внимания, моделирование разнообразных и непредвиденных ситуаций с выбором эффективного решения и идеомоторная тренировка с разнообразными упражнениями для развития как двигательной структуры, так и быстроты и силы выполнения.
Для обоснования применения комплексной методики психологической тренировки, направленной на повышение уровня соревновательной эмоциональной устойчивости, был проведен педагогический эксперимент. Из числа испытуемых были созданы три группы по 12 человек в каждой (А, В, С). Объемы часов, отводимых на общую и специальную физическую, техническую и тактическую подготовку и особенно стрелковую, во всех группах были равны.
Группа В тренировалась по общепринятой программе для СДЮСШ, утвержденной в 2002 г. Времени, отводимого на психологическую подготовку в учебнотренировочных группах 1-4-го годов обучения, не было.
В процесс учебно-тренировочной деятельности группы С дополнительно добавлены элементы психологической подготовки. Один раз в неделю в тренировочное занятие включались по выбору тренера идеомоторная тренировка, аутотренинг, дыхательные упражнения или задания на развитие внимания. Объем времени, отводимого на вышеуказанные мероприятия, составил в среднем 3-4 часа в месяц.
Группа А проводила учебно-тренировочные занятия по разработанной нами программе, в которой особое внимание уделялось эмоциональной устойчивости зимних многоборцев.
Группы были идентичны по всем исследуемым показателям. Проверка уровня развития психических качеств и технических показателей спортсменов, выполненная в начале педагогического эксперимента, не выявила достоверных различий между группами испытуемых (р>0,05). В конце эксперимента было установлено, что результаты
большинства тестов и проб имели достоверные как внутригрупповые, так и межгруп-повые различия.
Так, показатели группы А, характеризующие уровень внимания, возросли: в обычных условиях - на 16,4%, а при дополнительном воздействии сбивающих факторов - на 12,5% (шум зрителей, незнакомая обстановка).
Достоверные изменения произошли в уровне развития личностных качеств зимних многоборцев. Соревновательная эмоциональная устойчивость повысилась на 29,6%. Показатели тревожности и невротизма, оказывающие самое непосредственное влияние на соревновательную эмоциональную устойчивость (СЭУ), снизились на 10,8 и 10,3%, соответственно. Уровень помехоустойчивости увеличился на 48,8%, способность к саморегуляции возросла на 43,0%, а показатели мотивационной сферы - на 97,8% и сравнялись с показателями молодежной сборной команды РФ (р<0,05).
Изменения произошли и в психотехнических показателях. Разница между реальным выполнением первого выстрела в биатлоне и мысленным его представлением сократилась на 41,8%, второго - на 39,4%, третьего - 34,5%, четвертого - 38,1%, пятого - 29,6%. Возросла стабильность воспроизведения отдельных фаз стрельбы в условиях соревнований. Разброс временных характеристик подготовительных фаз стрельбы в биатлоне уменьшился на 28,1%, а фаз изготовки и прицеливания «ПЛАТО», нажима на спусковой крючок, собственно выполнения выстрела в полиатлоне - на 26,1%.
Уровень показателей в контрольной группе С, использующей в учебнотренировочном процессе элементы психологической подготовки, изменился. Способность к длительной концентрации внимания увеличилась на 4,4% в обычных условиях и на 5,6% - при введении дополнительных сбивающих факторов.
Уровень СЭУ повысился на 12,3%. Соревновательная мотивация увеличилась на 21,8%, а показатели помехоустойчивости и саморегуляции возросли, соответственно, на 25,9 и 21,4%. Уровень показателей развития личности тревожности и невротизма обнаружил тенденцию к уменьшению.
Динамика изменения психотехнических показателей выглядит следующим образом: разница между реальным и идеомоторным выполнением каждого выстрела сократилась на 8,1%; стабильность воспроизведения подготовительных фаз выстрела в условиях соревновательной деятельности возросла на 7,9%, а фаз выполнения выстрела - на 5,8%.
Наименьшие сдвиги в системе исследуемых показателей были зафиксированы у зимних многоборцев контрольной группы В. Так, уровень концентрации внимания за год вырос лишь на 2,2% при выполнении корректируемой пробы в обычных условиях и на 3,9% - при ее повторном выполнении с дополнительным внешним воздействием.
Уровень тревожности снизился на 0,7%, а показатели невротизма изменились на 1,8%. Уровень СЭУ также не претерпел достоверных изменений (р>0,05). Он увеличился всего на 4%. Другие компоненты психической надежности зимнего многоборца имели следующую динамику развития: уровень помехоустойчивости увеличился на 7,1%, саморегуляции - на 10,7%, а показатели мотивационной сферы повысились всего на 3,5%. Зимние многоборцы по-прежнему продолжали испытывать чувства высокой ответственности и нервозности, когда оказывались в ситуации соревнований.
Измерение стабильности воспроизведения отдельных фаз выстрела лежа и стоя в серии из пяти по установкам в биатлоне и 10 выстрелов стоя в полиатлоне в условиях соревнований показало, что размах вариации за год уменьшился на 58% в подготовительных к выстрелу фазах и на 4% - при производстве собственно выстрела. Разница между временем реально выполняемого выстрела и его мысленного представления сократилась на 3,4%.
ВЫВОДЫ
1. Выявлена тесная взаимосвязь уровня СЭУ с показателями тревожности и невротизма. Показатели тревожности и невротизма обнаружили тесную взаимосвязь с
уровнем соревновательной мотивации, концентрации внимания в обычных условиях и при действии внешнего раздражителя, а также чувством времени, обеспечивающим стабильность воспроизведения временных параметров фаз выстрела.
2. Использование комплекса разработанных рекомендаций, основанных на выявлениях индивидуально-типологических различий, способствовало повышению уровня СЭУ зимних многоборцев на 29,8%. Достоверно улучшились и другие параметры в системе исследуемых показателей, что положительно отразилось на результативности выступления зимних многоборцев в соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайнштейн, Л.Л. Психология в пулевой стрельбе / Л.Л. Вайнштейн. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1981. - 142 с.
2. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М. : Наука, 1988.- 192 с.
3. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка / А.В. Родионов. - М. : ТОО «Дар», 1995. - 64 с.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Виталий Петрович Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор
Наталья Валентиновна Финогенова, кандидат педагогических наук, доцент
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В статье представлена методика проведения занятий по физическому воспитанию в период подготовки к обучению в школе на основе использования подвижных игр с направленным воздействием на формирование произвольности поведения.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, занятия по физическому воспитанию, подвижные игры, произвольность поведения.
PARTICULARS OF THE PHISICAL CULLTURE LESSONS THAT IS GIVEN IN PERIOD OF PREPARATION FOR SCHOOL SERVICE
Vitaliy Petrovich Cherkashin, doctor of pedagogical sciences, professor, maiden pro-rector Natalia Valentinovna Finogenova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Volgograd state academy of physical culture
Annotation
The article presents a methodology of giving physical culture lessons in period of preparation for school service on the basis of action games with directed influence on formation of behavior arbitrariness.
Key words: preschool children, physical culture lessons, action games, behavior arbitrariness.
ВВЕДЕНИЕ
Переход ребенка в школу приносит с собой сложный комплекс новых воздействий, приспособление к которым сопряжено с немалыми трудностями, связанными с освоением учебной деятельности, школьных норм поведения, управлением двигательной активностью, значительной статической нагрузкой [1,6]. Это требует активизации всех систем жизнедеятельности организма ребенка, напряженного функционирования адаптивных механизмов.
Как показывает изучение научно-методической литературы, готовность ребенка к школе определяется его состоянием здоровья, физическим, психическим и умственным развитием, сформированностью волевой сферы личности [4].