Научная статья на тему 'Специальная оценка условий труда: цели и перспективы'

Специальная оценка условий труда: цели и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ / CERTIFICATION OF THE WORKPLACES / ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / HARMFUL PRODUCTION FACTORS / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / РАБОТНИКИ / WORKERS / РАБОЧИЕ МЕСТА / WORKPLACES / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА / IMPROVEMENT OF WORKING CONDITIONS / PROFESSIONAL ILLNESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Любовь Александровна, Тараканов Дмитрий Александрович

В статье рассмотрены новые подходы к оценке условий труда на рабочих местах, в связи с принятием новых нормативно-правовых актов в этой сфере. Проанализированы основные этапы процедуры оценки, выделены существующие проблемы и сложности ее реализации. Определены ближайшие возможные перспективы развития специальной оценки условий труда в нашей стране. При подготовке этого закона исходили из того, что в принципе ключевым направлением должно быть экономическое стимулирование работодателей и создание неких взаимосвязей, для того чтобы работодатели были заинтересованы в улучшении условий труда. Что дал Закон о специальной оценке условий труда? Он позволил привести к единой системе технологию оценки условий труда на рабочих местах. Он разделил эту систему по уровням, введена процедура идентификации и выявления вредных и опасных производственных факторов, когда осуществляется эта работа именно документально, без каких-либо замеров. Впервые установлена связь дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд с классами условий труда. Если работодатель проводит спецоценку условий труда, то он имеет возможность снизить тариф страховых взносов. Если условия труда будут благоприятными, то работодатель получает возможность, внедряя новые технологии, вообще ничего не платить в Пенсионный фонд за условия труда. Работа во вредных условиях является причиной большого числа профессиональных заболеваний, численность заболевших которыми ежегодно увеличивается на 5-7 тыс. человек. Суммарные экономические потери государства и работодателей от указанных причин составляют до 1,9 трлн рублей ежегодно. В целях преодоления указанных негативных тенденций в сфере охраны труда и разработана система специальной оценки условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS: OBJECTIVES AND PROSPECTS

In article new approaches to an assessment of working conditions on workplaces, in connection with acceptance of new regulatory and legal acts in this area are considered. The basic stages of procedure of an assessment are analyzed, existing problems and complexities of its realization are allocated. The nearest possible prospects of progress of a special assessment of working conditions in our country are certain. By preparation of this law recognized that basically a key direction there should be a provision of economic incentives of employers and creation of certain interrelations that employers have been interested in improvement of working conditions. What has given the Law on a special assessment of working conditions? It has allowed leading to uniform system matter technology of an assessment of working conditions on workplaces. It has divided this system on levels, procedure of identification and revealing harmful and dangerous manufacturing factors when this work documentarily is carried out, without any gauging is entered. For the first time communication of additional tariffs of insurance payments in Pensioner fund with classes of working conditions is established. If the employer spends special assessments of working conditions it has a possibility to lower the tariff of insurance payments. If working conditions will be favorable the employer has an opportunity, introducing new technologies, in general nothing to pay in the Pension fund for working conditions. Work on harmful conditions causes wide range professional illnesses, number ill with which annually increases on 5-7 thousand people. Total economic losses of the state and from the specified reasons make employers up to 1,9 billion rubles annually. With a view of overcoming specified negative tendencies in area of a labor safety the system of a special assessment of working conditions also is developed.

Текст научной работы на тему «Специальная оценка условий труда: цели и перспективы»

С.А. Бугаенко, О.И. Проник

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКИХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ..

ОСОБЛИВОСТ1 РОЗВИТКУ УКРАШСЬКИХ 1НТЕГРОВАНИХ СТРУКТУР

© 2014

С.А. Бугаенко, кандидат економiчних наук, доцент Одеська национальна академ1я харчових технологий, Одеса (Украгна) О.1.Проник, викладач кафедри облшу i аудиту ПВНЗ «Херсонський економ1чно-правовий iнститут», Херсон (Украша)

Анотащя: У статп розглянуто 0CH0BHi проблеми розвитку украшських iнтегрованих промислових структур, приведено класифжацш переваг, що обумовлюють iнтеграцiю господарюючих суб'eктiв в галузях промисловостi Украши. Дослiджено аргументи необхвдносп створення великих iнтегрованих промислових структур. Наведено аналiз основних проблем розвитку украшських iнтегрованих промислових структур, яш обумовлюють !х низьку ефективнiсть.

Ключовi слова: ефективнють, iнтеграцiя, структура, промисловють, агрокомплекс, розвиток, переваги.

FEATURES OF UKRAINIAN INTEGRATED STRUCTURE DEVELOPMENT

© 2014

S.A. Bugaenko, Candidate of Economic Science, associate Professor

Odessa National Academy of Food Technologies, Odessa (Ukraine) O.I.Pronik, lecturer, Department of Accounting and Audit PHEI «Kherson Economic Law Institute» Kherson (Ukraine)

Annotation: In the article the basic problems of Ukrainian integrated industrial structures, classification provided benefits that contribute to the integration of economic entities in industries Ukraine. Researched arguments need for a large integrated industrial structures. The analysis of the main problems of Ukrainian integrated industrial structures that cause their low efficiency.

Keywords: efficiency, integration, structure, industry, agriculture, development benefits.

УДК 331.45

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2014

Л. А. Васильева, заведующая кафедрой «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Д. А. Тараканов, старший преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены новые подходы к оценке условий труда на рабочих местах, в связи с принятием новых нормативно-правовых актов в этой сфере. Проанализированы основные этапы процедуры оценки, выделены существующие проблемы и сложности ее реализации. Определены ближайшие возможные перспективы развития специальной оценки условий труда в нашей стране. При подготовке этого закона исходили из того, что в принципе ключевым направлением должно быть экономическое стимулирование работодателей и создание неких взаимосвязей, для того чтобы работодатели были заинтересованы в улучшении условий труда. Что дал Закон о специальной оценке условий труда? Он позволил привести к единой системе технологию оценки условий труда на рабочих местах. Он разделил эту систему по уровням, введена процедура идентификации и выявления вредных и опасных производственных факторов, когда осуществляется эта работа именно документально, без каких-либо замеров. Впервые установлена связь дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд с классами условий труда. Если работодатель проводит спецоценку условий труда, то он имеет возможность снизить тариф страховых взносов. Если условия труда будут благоприятными, то работодатель получает возможность, внедряя новые технологии, вообще ничего не платить в Пенсионный фонд за условия труда. Работа во вредных условиях является причиной большого числа профессиональных заболеваний, численность заболевших которыми ежегодно увеличивается на 5-7 тыс. человек. Суммарные экономические потери государства и работодателей от указанных причин составляют до 1,9 трлн рублей ежегодно. В целях преодоления указанных негативных тенденций в сфере охраны труда и разработана система специальной оценки условий труда.

Ключевые слова: аттестация рабочих мест, вредные производственные факторы, работодатели, работники, рабочие места, специальная оценка условий труда, профессиональные заболевания, улучшение условий труда.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Охрана жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности - одна из основных задач государства и первостепенная задача работодателя. Уровень смертности в трудоспособном возрасте в РФ продолжает оставаться крайне высоким, значительно превышая средние показатели по странам ЕС. При этом довольно часто превалирует тенденция сокрытия риска профессиональных заболеваний, особенно в угольной промышленности, сельском хозяйстве и ряде других видов экономической деятельности [1]. Как мотивировать работодателя создавать максимально безопасные для сотрудников условия труда? Россия вступила во всемирную торговую организацию и это, безусловно, заставляет вводить в законодательство РФ те общепризнанные в мировом сообществе механизмы охраны труда, которые успешно используются в различных странах [2]. Специальная оценка ус-

ловий труда была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест. Отмена аттестации рабочих мест связана с ее неэффективностью. Во-первых потому, что не достигалась одна из основных целей - улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Результаты исследования роли аттестации рабочих мест по условиям труда в системе управления охраной труда в организации представлены в работах таких ученых как Щеколдина М. В. [3], Артемьева В. В. [4], Ранцева Н. В. [5] Особенности применения оценки усло-

Л. А. Васильева, Д. А. Тараканов СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ...

вий труда в различных отраслях исследовали Верзунов В. А. [6], Шевкун И. Г. [7] и другие. Однако на сегодняшний день введены новые требования к процедуре оценки условий труда и необходимо акцентировать внимание на принципиальных отличиях новых подходов к проблеме от существовавших прежде, рассмотреть возможные сложности и недостатки над которыми предстоит работать.

Формирование целей статьи (постановка задания). Необходимо понять каковы перспективы института специальной оценки условий труда. Чем она принципиально отличается от существовавшей ранее аттестации рабочих мест. И каковы направления реформирования системы управления охраной труда в организации в связи с введением спецоценки.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Специальная оценка условий труда - это современный инструмент установления класса условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности. Ее результаты имеют самое разнообразное применение. На основании результатов спецоценки работодатель решает, какие мероприятия выполнить для улучшения условий труда, какими средствами индивидуальной и коллективной защиты обеспечить работников, как рассчитать полагающиеся им компенсации за работу с вредными условиями труда. Рабочие места, технические утройства, здания и сооружения, сама организация производственного процесса должны обеспечивать безопасность работников в соответствии с нормативными документами в области охраны труда [8]. По результатам спецоценки устанавливается и размер страховых взносов в Пенсионный фонд.

Таким образом законопослушный работодатель, который заинтересован в обеспечении безопасных условий труда на рабочих местах, используя результаты спецоценки, может снизить затраты организации на выплату компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, и на оплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и вывода из эксплуатации опасных для здоровья рабочих мест.

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. За нарушение этого требования с 2015 г. грозит предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 60 тыс. до 80 тыс. руб. для организаций. А за повторное нарушение должностное лицо привлекут к административной ответственности уже на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалифицируют на срок до 3 лет. Индивидуальному предпринимателю может грозить такой же штраф либо приостановление деятельности до 90 суток, организации

— штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 90 суток.

На самом деле специальная оценка условий труда

- это не переворот в охране труда. Аттестация рабочих мест тоже основывалась на оценке условий труда. Вообще процедура оценки условий труда имеет уже достаточно продолжительную историю, в этом году ей будет уже 28 лет, впервые она проводилась в 1986 г. на ВАЗе в качестве эксперимента.

Изменение названия - это попытка законодателей избавиться от процедуры, которая не привела к ожидаемым результатам. В порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что все рабочие места должны быть аттестованы. На практике это оказалось трудновыполнимым. Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн Аттестация рабочих мест была процедурой негибкой, не учитывающей специфику различных рабочих мест, а у работодателя отсутствовал материальный стимул для ее проведения.

Закон о специальной оценке условий труда разрабатывался совместно с представителями профсоюзов и

работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полной оценки абсолютно всех рабочих мест, защищая интересы работников. А работодатели хотели, чтобы им разрешили декларировать безопасность рабочих мест, на которых по определению не может быть вредных условий труда. В результате постарались соблюсти баланс интересов обеих сторон социального партнерства [9]. Именно социальное партнерство дает возможность двум сторонам - работодателям и работникам согласовывать свои интересы в области условий и охраны труда на всех уровнях. Конвенция МОТ № 187 особо подчеркивает важность социального партнерства на уровне организаций как элемента национальной системы охраны труда [10]. Законом установлено, что полномасштабная оценка условий труда с исследованиями и измерениями фактических значений вредных факторов должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии безусловно несут в себе риск для здоровья: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Согласно общероссийским данным, в 2013 г. по сравнению с 2012г. производственный травматизм снизился на 13,5 %, однако в 26 субъектах Российской Федерации произошел рост числа погибших: в Республике Коми - в 1,5 раза (+9), Пермском крае - в 1,3 раза (+14) [11].Таких трамоопасных рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть более простой и менее затратной.

Такой упрощенной процедурой является идентификация. Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов - это первый этап специальной оценки условий труда на относительно безопасных рабочих местах (не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Если эксперт организации, проводящей специальную оценку, установит, что рабочие места безопасны и измерять вредные факторы нет необходимости, условия труда на этих рабочих местах признаются допустимыми.

В этом случае следующий этап (исследования и измерения фактических значений вредных факторов) не осуществляется. Работодателю надо будет просто подать декларацию о соответствии условий труда на рабочих местах нормативным требованиям, которая будет действительна в течение 5 лет. Если же эксперт по результатам идентификации сочтет, что на рабочих местах возможно наличие вредных факторов, то начнется следующий этап спецоценки - исследования и измерения этих факторов.

Если спецоценка подтвердила безопасность условий труда на рабочем месте и в течение 5 лет на нем не произошло никаких несчастных случаев и у работников не было выявлено профзаболеваний, повторную спецоценку можно не проводить. Достаточно снова подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 лет.

В соответствии с новыми требованиями организация, проводившая специальную оценку условий труда, должна указать в Карте специальной оценки условий труда СНИЛС работников, количество женщин, инвалидов на рабочем месте. Это требования появилось для того, что вести учет работников, занятых на вредных и опасных работах, чтобы Пенсионный фонд РФ мог установить их стаж на рабочих местах с вредными условиями труда, и, соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение. А учет количества женщин и инвалидов на рабочем месте позволяет вести достоверный статистический учет этих категорий работников. В том числе - для предоставления им социальных гарантий и компенсаций за вредную работу [12].

Закон № 426-ФЗ предусматривает проведение внеплановой спецоценки, если изменяется производственный процесс, заменяются оборудование, материалы и сырье, средства индивидуальной защиты и это может

Л. А. Васильева, Д. А. Тараканов экономическое

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ... направление

повлиять на уровень воздействия на работников вредных факторов. Определять, приведут ли изменения технологического процесса, оборудования, сырья, материалов и средств защиты к изменению воздействия на работников вредных факторов должен работодатель. Именно он принимает решение о необходимости проведения внеплановой спецоценки [12]. Для этого анализируются характеристики нового оборудования (автомобилей или систем вентиляции и освещения), оказывающие влияние на условия труда работников. Например, для автомобилей это могут быть уровни шума и вибрации в кабине, для систем освещения - уровень освещенности на рабочих местах, для систем вентиляции - скорость движения (подачи) воздуха в помещении и на рабочих местах.

Есть работники, которые не являются надомными или дистанционными работниками (в отношении таких работников специальная оценка условий труда не проводится), но у которых нет стационарного рабочего места, например курьеры, промоутеры, работники, обслуживающие объекты связи, а также различные коммуникации, путевые обходчики на железнодорожном транспорте и тп. Эти работники трудятся на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами. Спецоценка на таких рабочих местах начинается с определения типичных технологических операций с одинаковыми вредными и опасными производственными факторами. Затем эксперт оценивающей организации определяет время выполнения каждой технологической операции и оценивает, как вредные факторы воздействуют на работников. Для этого он проводит хронометрирование, анализирует локальные нормативные акты, опрашивает работников и их непосредственных руководителей [12].

У работника есть право на достоверную информацию об условиях труда на своем рабочем месте. И если он не согласен с результатами специальной оценки условий труда, он может обратиться в инспекцию по труду в соответствующем субъекте Российской Федерации или непосредственно в Роструд с жалобой на действия или бездействие должностных лиц, участвующих в проведении спецоценки.

С 1 января 2015 г. КоАП предусматривает административную ответственность всех участников спецоценки за нарушение порядка ее проведения.

В настоящее время рабочая группа из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей проводит мониторинг правоприменительной практики Закона и Методики проведения спецоценки. Возможно, по результатам ее работы Методика будет уточнена.

Все эти изменения в процедуре оценки условий труда несомненно направлены на улучшения условий труда работников и на изменение отношения к этой процедуре работодателей.

Однако существуют и некоторые сложности.

То, что сейчас предлагается в качестве Методики, прилагаемой к Федеральному Закону «О специальной оценке условий труда» в качестве подзаконного акта, с натяжкой можно назвать документом, регламентирующим деятельность экспертов по специальной оценке условий труда, в том числе и по идентификации наличия вредных производственных факторов на рабочих местах и формирования их перечня. Ее отличает неточность формулировок, неопределенность критериев, отсутствие конкретных методов принятия того или иного решения, все это делает далеко небесспорным любое заключение эксперта. Согласно закона любая из сторон спецоценки (и работники, и работодатели) могут опровергнуть заключения эксперта на любом этапе оценки условий труда и эксперт может подвергнуться серьезному наказанию (штраф, ликвидация аттестата) [13].

Такая методика может быть разработана только учеными - гигиенистами, профпатологами, профэпи-демиологами. Именно гигиеническая оценка факторов 130

рабочей среды и трудового процесса на основании регистрации изменений в организме работников указывается в законе в качестве оснований для классификации условий труда. Например, оптимальные и допустимые условия труда (классы 1 и 2) определяются как условия, при которых сохраняется здоровье работников. Вредные условия труда (класс 3) - это условия, которые оказывают неблагоприятное действие на организм работника - от функциональных изменений (класс 3.1) до тяжелых форм профессиональных заболеваний (класс 3.4). Опасные условия труда (класс 4) создают угрозу для жизни и обуславливают высокий риск развития острых профессиональных заболеваний (ПЗ) [13].

Во всем мире специалисты в области медицины труда работают над проблемами ранней диагностики профессиональных заболеваний, которая может служить и индикатором неблагополучия с производственной средой. Из-за несовершенства СИЗ или их отсутствия возникает множество профессиональных заболеваний и травм. Например, по причине загазованности и вредных выделений в воздухе рабочей зоны работники технического сервиса часто приобретают респираторные заболевания. В силу повышенного уровня шума, недостаточной освещенности происходят нарушения в работе слухового и зрительного органов работников [14]. В этой области получены результаты, которые можно использовать и для идентификации вредных производственных факторов, однако разработчики нормативно-правовых актов не принимают их во внимание.

В реальности получаем отставание законодательства от возможностей, предлагаемых современной медициной труда. И как результат - отсутствие в на сегодняшний день полноценной методики специальной оценки условий труда. Пока ее не будет, деятельность экспертов в этой области будет источником конфликтов, в том числе и судебных.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Организация оценки условий труда еще достаточно долго будет переживать переходный период в своем развитии, однако, это развитие будет продолжаться. В проведении спецоценки заинтересованы как работодатели, так и работники. Первые будут стремиться снизить повышенные тарифы страховых выплат, вторые получить компенсации за работу во вредных условиях и потребовать от работодателя улучшения этих условий.

В условиях переходного периода будет расти спрос на услуги испытательных лабораторий для оценки условий труда. Работодатели в нашей стране начинают осознавать, что сохранение жизни и здоровья означает сохранение важнейшего кадрового фонда: квалифицированные работники, достигшие зрелого возраста способны дать больше, нежели любой, самый прибыльный капитал. В конечном счете, состав рабочего коллектива и качество здоровья его членов отражается на качестве управления предприятием.

В конце концов, в недалеком будущем, все стороны придут к пониманию того, что для эффективной деятельности в этой области необходимы полноценные нормативно-правовые акты (методики, классификаторы, руководства). Главное на этом этапе избежать распространенной ошибки - бездумного заимствования стандартов зарубежных промышленно развитых стран.

Таким образом, назрела необходимость смены методологического подхода в управлении охраной труда. С развитием научной мысли на смену доктрине абсолютной безопасности пришла другая доктрина: появилось понимание того, что полностью устранить профессиональный риск невозможно.

Первым шагом в сторону преобразований в сфере охраны труда стал федеральный закон «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с января 2014 года. Это первый этап, необходимый для того, чтобы понять фактическое состояние дел; чтобы у общеБалтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4

Л. А. Васильева, Д. А. Тараканов СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ...

ства было четкое представление о том, какое количество рабочих мест в стране, сколько на них занято людей и, самое важное, в каких условиях эти люди трудятся.

Закон о спецоценке предусматривает постепенный переход от списочного принципа к принципу определения фактического воздействия вредных и опасных производственных факторов на конкретном рабочем месте, в том числе и для того, чтобы на основании специальной оценки выявить и определить уровень профессионального риска. Для законодателей очень важно понять мнение науки в этом направлении и итогом совместной работы могло бы стать определение единых подходов к оценке и управлению профессиональными рисками, а также формирование предложений по внедрению их в законодательство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлов В. И. XII Всероссийский конгресс «Профессия и здоровье» // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2014. № 2. С. 23.

2. Пименова Н. А. Будущее системы охраны труда в России // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2013. № 6. С. 8-9.

3. Щеколдина М. В. Диссертация на тему: Аттестация рабочих мест по условиям труда как важнейший элемент системы управления охраной труда в организации. 08.00.05. Москва, 2008, 141 с.

4. Артемьева В. В. Диссертация на тему: Аттестация рабочих мест как ресурс управления на железнодород-ной транспорте. 22.00.08. Саратов, 2002, 164 с.

5. Ранцев Н. В. Диссертация на тему: Аттестация рабочих мест по условиям труда и оценка рисков в управлении охраной труда. 08.00.05. Москва, 2010, 139 с.

6. Верзунов В. А. Диссертация на тему: Гигиеническая оценка условий труда и состояние здоровья пожарных. 14.00.50. Иркутск, 2006, 131 с.

7. Шевкун И. Г. Гигиеническая оценка условий труда водителей пассажирского автотранспорта и меры профилактики. 14.00.59. Москва, 2009, 174 с.

8. Стариков К. А. О некоторых аспектах управления безопасностью труда // Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях. 2014. № 1. С. 11.

9. Вельмяйкин С. Минтруд России определил перечень рабочих мест, на которых специальная оценка условий труда должна проводиться с учетом особенностей // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2014. № 2. С. 10.

10. Стариков К. А. Рекомендации Международной организации труда (МОТ) по управлению охраной труда // Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях. 2014. № 3. С. 5.

11. Рябов А. А. Производственный травматизм: итоги 2013 г// Безопасность труда в промышленности. 2014. № 2. С. 76.

12. Корж В. А. Эксклюзивное интервью: Спецоценка поможет снизить издержки. http://noobot.ru/index.php/ novosti/121-spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.

13. Федорович Г. Перспективы специальной оценки условий труда. http://www.trudcontrol.ru/press/spetial-ocenka/6617/perspektivi-specialnoy-ocenki-usloviy-truda.

14. Буренко Л. А, Казакова В. А. Источники производственных и профессиональных рисков на рабочих местах и методы их устранения // Безопасность труда в промышленности. 2014. № 5. С. 74.

15. Каримова Н. ФЗ «О специальной оценке условий труда»: Гарантии и компенсации работникам при вредных условиях труда. http://spb-egida.ru/story/fz-o-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda-garantii-i-kompensatsii-rabotnikam-pri-vrednyih-usloviyah-truda.

16. Топилин М.: Нужно экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда. http:// www.xn--80aaonuxegac9b5g.xn--p1ai/?start=6ю.

17. Микульчик В. Охрана труда г. Судак. http:// otsudak.io.ua/.

18. Федеральный Закон РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

19. Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

20. Соловьев А. Управление охраной труда и административная реформа // Охрана труда и социальное страхование. 2004. № 6. С. 3-6.

SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS: OBJECTIVES AND PROSPECTS

© 2014

L. A. VasiFeva, the manager of the chair "Labour safety and security of ability to live" D. A. Tarakanov, the senior teacher of the chair "Labour safety and security of ability to live" Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Knyaginino (Russia)

Annotation: In article new approaches to an assessment of working conditions on workplaces, in connection with acceptance of new regulatory and legal acts in this area are considered. The basic stages of procedure of an assessment are analyzed, existing problems and complexities of its realization are allocated. The nearest possible prospects of progress of a special assessment of working conditions in our country are certain. By preparation of this law recognized that basically a key direction there should be a provision of economic incentives of employers and creation of certain interrelations that employers have been interested in improvement of working conditions. What has given the Law on a special assessment of working conditions? It has allowed leading to uniform system matter technology of an assessment of working conditions on workplaces. It has divided this system on levels, procedure of identification and revealing harmful and dangerous manufacturing factors when this work documentarily is carried out, without any gauging is entered. For the first time communication of additional tariffs of insurance payments in Pensioner fund with classes of working conditions is established. If the employer spends special assessments of working conditions it has a possibility to lower the tariff of insurance payments. If working conditions will be favorable the employer has an opportunity, introducing new technologies, in general nothing to pay in the Pension fund for working conditions. Work on harmful conditions causes wide range professional illnesses, number ill with which annually increases on 5-7 thousand people. Total economic losses of the state and from the specified reasons make employers up to 1,9 billion rubles annually. With a view of overcoming specified negative tendencies in area of a labor safety the system of a special assessment of working conditions also is developed.

Keywords.certification of the workplaces, harmful production factors, employers, workers, workplaces, a special assessment of working conditions, professional illnesses, improvement of working conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.