Научная статья на тему 'Специальная образовательная правоспособность осужденных к лишению свободы в обязательстве возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования'

Специальная образовательная правоспособность осужденных к лишению свободы в обязательстве возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / PRISONERS / SPECIAL CAPACITY OF PRISONERS FOR THE RIGHT TO EDUCATION / SPECIAL ACTIVE EDUCATIONAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брылякова Екатерина Станиславовна

в статье рассмотрены такие правовые категории, как «правоспособность» и «дееспособность», обоснована целесообразность признания допустимости терминов «специальная образовательная правоспособность осужденных к лишению свободы» и «специальная образовательная дееспособность осужденных к лишению свободы», а также их легального закрепления в законодательстве об образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брылякова Екатерина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CAPACITYOF PRISONERS FOR THERIGHT TOEDUCATION IN COMMITMENTS UNDER THEPAID SERVICES CONTRACT IN THE SPHERE OFHIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

in this article the author considers such legal categories as capacity for rights and active capacity. Analyzing scientific approach to the content of legal status of prisoners and the possibility of their participating in educational process the author gives grounds for expediency of admission that it is possible to use and to secure in legislation of education the terms «special capacity of prisoners for the right to education» and «special active educational capacity of prisoners».

Текст научной работы на тему «Специальная образовательная правоспособность осужденных к лишению свободы в обязательстве возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования»

Гражданское право

УДК 347.155 E.S. BRYLYAKOVA*

ББК 67.404.011

Б89 SPECIAL CAPACITY OF PRISONERS FOR

THE RIGHT TO EDUCATION IN COMMITMENTS UNDER THE PAID SERVICES CONTRACT IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация: в статье рассмотрены такие правовые категории, как «правоспособность» и «дееспособность», обоснована целесообразность признания допустимоститерминов «специальная образовательная правоспособность осужденных к лишению свободы» и «специальная образовательная дееспособность осужденных к лишению свободы», а также их легального закрепления в законодательствеоб образовании.

Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, специальная образовательная правоспособность, специальная образовательная дееспособность

ЕКАТЕРИНА

СТАНИСЛАВОВНА

БРЫЛЯКОВА*

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Annotation: in this article the author considers such legal categories as capacity for rights and active capacity. Analyzing scientific approach to the content of legal status of prisoners and the possibility of their participating in educational process the author gives grounds for expediency of admission that it is possible to use and to secure in legislation of education the terms «special capacity of prisoners for the right to education» and «special active educational capacity of prisoners».

Key words: prisoners, special capacity of prisoners for the right to education, special active educational capacity.

Обращение к правовому положению осужденных к лишению свободы позволяет выделить некоторые отличия их правового положения по сравнению с правовым положением иных граждан. Специальное правовое положение осужденных к лишению свободы характеризуется совокупностью содержащихся в уголовно-исполнительном законодательстве юридических норм, закрепляющих права, свободы и обязанности данной категории лиц1. А.Я. Гриш-ко отмечает, что права и обязанности осужденных подразделяются на две группы: 1) права и обязанности, общие для всех граждан Российской Федерации; 2) права и обязанности специальные, то есть принадлежащие только осуж-денным2. Осужденный к лишению свободы ограничивается и в таких нематериальных благах, как личная свобода, свобода передвижения, сфера частной жизни. Объем и уровень пра-воограничений носят временный характер, поскольку действуют в период отбывания осужденными наказания и могут устанавливаться только федеральным законом. При этом полного лишения правоспособности не происходит (за исключением применения смертной казни. -прим. авт.), но ограничивается способность иметь отдельные права3.

В цивилистической доктрине вопрос правового положения осужденного, а именно его правоспособности и дееспособности также не оставлен без внимания4. В частности, Г.Ф. Шер-шеневич отмечал: «...со времени объявления

* Адъюнкт кафедры гражданского права и процесса (Академия ФСИН России)

E-mail: Kots [email protected].

приговора осужденный лишается своей прежней правоспособности: он не только утратил все принадлежащие ему до того права, но и не может приобретать новых, поскольку они основываются на прежних отношениях... Как неправоспособный, он и недееспособен.. С другой стороны, эти лица. не лишаются возможности вновь приобретать права. не лишены права. вступать в обязательства. Следовательно, эти лица приобретают новую правоспособность, не имеющую ничего общего с прежнею.»5. В соответствии с п. 1 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина определена как «. способность иметь гражданские права и нести обязанности. ». Социально-юридическое свойство правоспособности присуще каждому человеку в течение его жизни. Н.Г. Александров правоспособность определяет как «. своеобразное длящееся между лицом и государством отношение, обусловливающее возможность для лица при наличии фактических условий, предусмотренных юридической нормой, становиться участником правоотношения того или иного вида, то есть обладать теми или иными правомочиями и нести те или иные обязанности»6. Иными словами, правоспособность заключается в юридической способности обладания различны -ми гражданскими правами и несения бремени юридических обязанностей. В литературе призна -ется, что правоспособность гражданина может иметь специальный характер7.

Таким образом, правоспособность осужденных к лишению свободы имеет специальный характер с учетом определенных ограничений и изъятий, обусловленныхспециальным правовым статусом данных лиц, установленным нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Проецируя эти положения цивилистической доктрины на сферу образования, следует отметить, что непосредственной реализации субъективного права на образование, праву на участие в обязательственных, договорных образовательных правоотношениях должна предшествовать юридическая способность обладания подобными правами. Вне таковой способности немыслимы отношения в сфере образования.

В какой мере специальный характер правоспособности осужденных к лишению свободы распространяется на сферу правоотношений, связанных с образовательными услугами? Полагаем, что в некоторой степени образовательная правоспособность осужденных умаляется. Так, лица, отбывающие пожизненное лишение

свободы, вправе заниматься только самообразованием. Несовершеннолетние осужденные и осужденные, отбывающие наказание в колонии-поселении, имеют право только на заочное обучение в вузе (ст. 129, 141 УИК РФ). Косвенным ограничением образовательной правоспособности лиц, изолированных от общества, выступает организация и проведение ЕГЭ, поэтому, несмотря на провозглашенное в ст. 18 ГК РФ субъективное право «совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах», осужденный, для которого невозможно успешно выдержать испытания ЕГЭ, не сможет участвовать в обязательстве по оказанию услуг высшего профессионального образования. Кроме того, осужденные к лишению свободы лишены права получения поддержки со стороны государства посредством предоставления образовательных кредитов студентам вузов8, довольно распространенных в современной России9. Исходя из условий предоставления подобных образовательных кредитов следует обратить внимание на необходимость включения осужденных к лишению свободы в отдельную категорию, чтобы они могли стать участниками подобного договора, но с конкретизацией специальных условий его предоставления.

Итак, специальную образовательную правоспособность осужденных к лишению свободы допустимо рассматривать как особое юридическое качество, обусловленное способностью осужденных к лишению свободы с определенными ограничениями и изъятиями, детерминируемыми правовым статусом данных лиц, иметь права и нести обязанности в сфере получения образования независимо от его уровня, формы и вида. Это обстоятельство позволяет включить в предлагаемую нами главу «Правовое регулирование отношений по получению образования осужденными к наказанию в виде лишения свободы» разрабатываемого федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»10 норму в следующей редакции:

«Образовательная правоспособность осужденных к наказанию в виде лишения свободы означает способность иметь права и нести обязанности в сфере получения образования независимо от его уровня, формы и вида.

Образовательная правоспособность личности осужденного является неотъемлемой частью образовательной правоспособности гражданина, признаваемой и охраняемой в связи с отбыванием им наказания в виде лишения свободы.

Гражданское право

Гражданское право

Для различных категорий осужденных к наказанию в виде лишения свободы устанавливаются специальные режимы реализации образовательной правоспособности, обусловленные характером ограничений прав в сфере получения образования».

Заслуживает внимания также вопрос о легитимном признании специальной образовательной дееспособности осужденных к лишению свободы. Несомненно, она является составной частью общей дееспособности граждан. В действующем законодательстве дееспособность гражданина определена как «... способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их...» (п. 1 ст. 21 ГК РФ). В цивилистической литературе отмечается, что дееспособность есть «. предоставляемая гражданину возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.»11.

Очевидно, что в предлагаемую нами главу разрабатываемого федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященную осужденным, следует включить положения о специальной образовательной дееспособности осужденных к лишению свободы следующего содержания:

«Образовательная дееспособность осужденных к наказанию в виде лишения свободы означает способность осужденного совершать действия, направленные на установление, изменение или прекращение обязательств, связанных с получением образования в условиях изоляции от общества».

Специальная образовательная правоспособность и дееспособность осужденных к лишению свободы должны приниматься во внимание при анализе субъектного состава обязательств в сфере образовательных услуг. Подобный учет позволяет обратить внимание на необходимость определенной корректировки правового регулирования отношений в области получения образования осужденными к лишению свободы.

1 См., напр.: ИвашкинД.И. Правовое положение осужденныхк лишению свободы в РоссийскойФедерации: дис. ... канд. юрид. наук Хабаровск, 2003. С. 20; ДобрынинаМ.Л. Правовое положение осужденныхв местах лишения свободы дис. ... канд. юрид. наук М., 2006. С. 28; ГришкоА.Я. Гражданско-правовой статус лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы монография / под науч ред. В. А. Рыбакова. М., 2005. С. 19.

2 См.: ГришкоА.Я. Указ соч.

3 См.: Гражданское право: в 4 т.: Общая часть: учеб. для студентоввузов, обучающихсяпо юрид. специальностям / В.С. Ем [и др.]; отв. ред. Е.А. Суханов 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. Т. 1. С. 153.

4 См.: Иоффе О. С. Гражданско-правовое положениезаключенных в исправительно-трудовыхучреждениях М., 1959. С. 11; Волошин Н.П., Розанцева Д.Н. Гражданско-правовое положение заключенных в исправитель-но-трудовыхколониях учеб. пособие. М., 1965. С. 9; Рыбаков В.В. Имущественные права лиц, осужденныхк лишению свободы дис. ... канд. юрид. наук М., 2006. С. 3-9.

5 ШершеневичГ.Ф. Учебник русскогогражданскогоправа (по изд. 1907 г.) / вступ, ст. Е.А. Суханов М., 1995. С. 88.

6 АлександровН.Г. Законность и правоотношенияв советском обществе. М., 1955. С. 134.

7 См.: Гражданскоеправо. С. 151.

8 См. подробнее: Об изменении условий проведения эксперимента по государственнойподдержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственнуюаккредитацию: Постановление Правительства Рос. Федерации от 28 августа 2009 г. N° 699 // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2009. № 37. Ст. 4413.

9 См.: Старостина Е. С. Развитие региональных рынков образовательногокредитованияв РоссийскойФедерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2007. С. 1-24.

10 Об образовании в РоссийскойФедерации: проект федерального закона [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 05.12.2010).

11 Гражданскоеправо. С. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.