УДК 658
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПАРК МАШИН КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
© Леонид Леонидович Решетников
Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия, кандидат технических наук, доцент кафедры математических методов, статистики и информационных технологий в экономике, e-mail: [email protected]
Обоснована необходимость разработки новой теории, позволяющей принимать управленческие решения в области технической политики организации, определены возможности реализации инновационной политики предприятий при эксплуатации машин.
Ключевые слова: инновации; технология.
Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 г. определила основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.
Эффективная реализация инновационной политики в значительной степени обусловлена выбором приоритетов инновационного развития в условиях кризиса и дефицита ресурсов.
Приоритеты научно-технического развития и критических технологий являются мощным инструментом влияния государства на развитие промышленности и экономики страны и призваны обеспечивать достижение среднесрочных и долгосрочных целей технико-экономического развития Российской Федерации. В настоящее время такая увязка целей и путей их достижения лишь формально отражена в приложении к Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 г.
Критические технологии, выделенные в рамках каждого приоритетного направления, будут наиболее перспективными с точки зрения технологического и инновационного развития, а также определят ориентиры развития научно-технологического комплекса страны с учетом среднесрочных задач социально-экономического развития.
Концепция технологических укладов (которая является продолжением теории длинных волн Н.Д. Кондратьева), предполагает наличие коротких и длинных циклов производства. Согласно этой снискавшей большую популярность концепции, очевид-
но, что инвестиции в инновации пятой волны (компьютер, малотоннажная химия, телекоммуникации, электроника, Интернет) уже не смогут дать нужной отдачи. В рамках прогноза научно-технического развития России заявленные приоритетные направления могут быть отнесены к шестому технологическому укладу (биотехнологии, нанотехнологии, проектирование живого, новая медицина, робототехника и др.).
Реализация отдельных приоритетных направлений научно-технического развития и критических технологий связана с созданием комплекса механизмов инновационного развития, одним из которых могут стать центры коллективного пользования производственным оборудованием (наряду с центрами прототипирования и инжиниринговыми фирмами). Очевидно, что обеспечение всех малых и средних предприятий современным производственным оборудованием и машинами невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современные материальные ресурсы. Среди широко востребованного парка грузоподъемных, строительных и коммунальных машин присутствуют современные модели стоимостью более ста тысяч долларов, такое приобретение и эффективную эксплуатацию может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Таким образом, от использования новых технологий в производстве оказывается отсеченным огромный пласт малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в специализированных центрах услуг.
На Западе такой подход получил широкое распространение, причем следует отметить, что не только малые и средние, но также и крупные предприятия являются клиентами подобных центров.
В современных российских условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства.
При традиционном подходе, когда машины и оборудование присутствуют на каждом из предприятий, затраты на его приобретение оказываются в десятки раз выше, чем в случае оснащения центров коллективного пользования, обслуживающих такое же количество предприятий. Немаловажным фактором в сравнении является обеспечение оборудования квалифицированным обслуживающим персоналом - для оснащения через центры коллективного пользования потребуется на порядок меньше квалифицированных специалистов. Одним из основных результатов организации центров коллективного пользования станет обеспечение доступа к современным технологиям для малых и средних предприятий, для которых покупка собственных дорогостоящих машин и оборудования практически невозможна. Если для оснащения региональных центров использовать частично бюджетные средства, их окупаемость за счет увеличения объемов производства предприятий, пользующихся услугами центра, и соответствующего увеличения выплат налогов может быть предельно быстрой [1].
Возможная форма коллективного использования машин и оборудования в пределах рассматриваемой инновационной составляющей развития Российской Федерации на уровне региона - региональный специализированный парк машин (РСПМ) с соответствующим уровнем управления ресурсами (отличным от традиционно принятого), основанный на использовании современных инструментов в области управления.
В условиях динамично развивающегося рынка, внедрения новых технологий в производственных процессах статичные модели управления производством становятся неэф-
фективными. Сформировался круг потребителей услуг на механизированные работы, производимые как сравнительно дешевой отечественной, так и дорогой импортной техникой, что отражается на принципах формирования парков машин. Парк машин сократился за десять лет наполовину, количество машин с истекшим сроком службы в отдельных организациях превысило 90 %, более трети техники простаивает без работы.
РСПМ как инструмент управления машинами и оборудованием, в техническом отношении, позволит получать следующие выгоды:
- использование необходимой техники, которую предприятие не может купить;
- минимизация отрицательных последствий из-за поломок при использовании новой высоконадежной техники, современного эффективного сервиса и высококвалифицированного сервисного персонала, применения резервной техники;
- возможность использования самой современной технологии и лучших образцов техники со сменным рабочим оборудованием;
- исключение дорогостоящих затрат на технический сервис, включающих затраты на приобретение и содержание мастерских, оборудования для сервиса, резерва запасных частей, а также ведение отчетности;
- исключение затрат на хранение техники;
- исключение инвестиций на приобретение машин и организацию их использования;
- исключение отрицательных последствий от использования морально и физически устаревшей техники;
- возможность оценки полезности новой машины перед ее покупкой, быстро реагировать на заказы клиентов и выполнять их с максимальной эффективностью;
- быстро получить квалифицированные консультации по подбору техники, а также правильному и безопасному ее использованию;
- отсутствие долговых обязательств, связанных с приобретением техники и выплатой процентов за пользование кредитами;
- отсутствие платежей по налогам на имущество.
Парки техники являются достаточно сложным объектом с точки зрения управления, имеется определенный круг работ, в которых исследуются процессы использования
машин, в основном эти работы связаны с процессом обеспечения работоспособности парков техники.
Среди теорий, объясняющих вопросы эксплуатации техники, можно выделить несколько направлений:
- труды, связанные с надежностью машин, рассматривающие проблемы, связанные с созданием долговечных безопасных конструкций, с упором на изучение вопросов физического износа техники и частичного освещения некоторых вопросов функционирования оборудования;
- рассмотрение теоретических вопросов обслуживания сложных систем. В качестве аппарата исследования применяется теория массового обслуживания, исследования операций, другие более частные теоретические разработки. Эти исследования позволяют научно обосновать решения вопросов резервирования, оптимизации ремонтных мощностей, снабжения запасными частями, определения времени простоя машин в ожидании ремонта и пр.
По мнению Б.Г. Кима [2], известные теории не обеспечивают решения вопросов организационно-управленческого плана обеспечения исправности и работоспособности парка машин, нужна новая теория, с помощью которой можно научно обосновать многие решения в области управления и технической политики организации. Основные компоненты такой теории должны отражать наработки по следующим направлениям:
1) приспособленность машины к функционированию в конкретных условиях эксплуатации (эксплуатационный аспект модернизации);
2) количественная оценка влияния факторов эксплуатации на техническое состояние машин и ее компонент;
3) определение влияния интенсивности использования на техническое состояние оборудования;
4) изучение и разработка новых систем обеспечения работоспособности техники;
5) разработка конкретных структур систем обеспечения исправности и работоспособности оборудования, классификация ступеней восстановительных воздействий для определенных видов машин;
6) нахождение и оптимизация организационных структур управления процессом
обеспечения работоспособности парков техники;
7) разработка комплексов решений по управлению техническим состоянием парков машин;
8) технология производства ремонтных и профилактических работ с прогнозированием их развития;
9) выработка интегральных критериев оптимизации и определение их взаимосвязи с локальными критериями отдельных задач.
Специфика рассматриваемого объекта предполагает учет существенного влияния внезапных отказов техники (особо возрастающего по мере старения машин), что, несомненно, является одним из ключевых моментов при эксплуатации парков машин. Негативное влияние ущерба можно уменьшить путем правильной организации ремонтно-восстановительных мероприятий и создания резерва техники для замены отказавших машин.
Разработка информационно-комму-
никационных систем, как одно из направлений инновационного развития Российской Федерации, включает важнейшие технологии, которые могут иметь значительное применение в РСПМ:
- технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления;
- технологии обработки, хранения, и защиты информации.
Проблемы обеспечения необходимого уровня надежности и безотказности машин (также их агрегатов и узлов), технического диагностирования и вытекающие решения в системе управления РСПМ находят качественно новые возможности при реализации системы слежения за машинами в режиме «онлайн». Современные телекоммуникационные решения позволяют достаточно просто и сравнительно недорого оснастить конечное оборудование (машины) средствами сбора и передачи технических и эксплуатационных параметров и отслеживать их в режиме реального времени.
Например, фирма Тга^Соге предлагает свой продукт 01оЬа^ауе, позволяющий использование в системах управления, слежения и контроля тяжелой техники (с использованием технологий спутниковой связи). Решения Тгап8Соге с применением технологий спутниковой связи имеют длительный и успешный
опыт использования в коммерческих перевозках грузовыми автомобилями [3].
GlobalWave через геостационарные спутники глобальной системы позиционирования (GPS) позволяет операторам контролировать критические рабочие параметры машины на мобильных терминалах с графическим интерфейсом. Беспроводный мониторинг с широким функционалом позволяет не только снизить эксплуатационные расходы и повысить надежность оборудования, но и предотвратить хищение материальных ценностей.
Веб доступ GlobalWave обеспечивает интерфейс связи с картографической информацией и доступ к различным геоинформа-ционным системам, обеспечивая высокий уровень оперативного управления группой машин.
Немаловажным позитивным фактом является то, что рассматриваемые системы имеют промышленный уровень реализации, компактное герметичное исполнение и достаточную защищенность для работы в условиях ударной нагрузки, вибрации, экстремальных температур, высокого давления, мойки и других суровых условиях окружающей среды. Надежность, простота в установке, низкое потребление энергии позволяют рассматривать устройства данной категории в качестве долговременной перспективы для широкого их внедрения в машины. Конкретные преимущества видятся в следующем:
- сокращение сроков развертывания-свертывания работ;
- снижение затрат на закупки нового оборудования;
- снижение затраты на текущую эксплуатацию;
- повышение уровня надежности оборудования;
- снижение стоимости работ;
- розыск похищенных машин;
- сокращение затрат на розыск машин (при необходимости).
Реализуемые системой инструменты могут быть востребованы как информационные ресурсы для заинтересованных в следующих данных: местоположение (GPS); статус состояния машин и оборудования; предупреждающие сигналы и сигналы тревоги; информация о режимах эксплуатации оборудования (работа, перерывы, степень загрузки); перебазировка машин и т. д.
При интеграции данного решения в корпоративные информационные системы различного уровня легко контролировать информацию: параметры эксплуатации оборудования в различных разрезах (по времени, проекту, заказчику и т. д.); графики технического обслуживания и ремонта; наработки узлов и агрегатов; параметры инвентаризации и пр.
Описанное решение рассматривается как частный случай, показательный пример, позволяющий рассматривать РСПМ в качестве поля для внедрения современных инновационных разработок как технического, так и организационного плана. Ряд законодательных инициатив и конкретных государственных проектов и программ по инновационной политике позволяет судить о конкретной государственной заинтересованности в продвижении эффективных технологий в экономику страны.
1. Попова Е.В. Актуальные вопросы инновационного развития России // Инновации. 2009. № 10 (132). С. 42-47.
2. Ким Б.Г. Теория обеспечения работоспособности и исправности парков строительных машин // Интерстроймех 2005: Труды международной научно-технической конференции./ отв. ред. А.А. Серебренников, Ш.М. Мерда-нов. Тюмень, 2005. Ч. 1. С. 174-177.
3. иКЬ: http://www.gpsdai1y.com/reports/Heavy_ Equipment_Management_System_Tracks_High _Do11ar_Renta1_Assets_999.html (дата обращения: 22.19.2010).
Поступила в редакцию 2.10.2010 г.
UDC 658
SPECIALIZED PARK OF CARS AS A TOOL FOR INNOVATIVE MANAGEMENT
Leonid Leonidovich Reshetnikov, Tyumen State University, Tyumen, Russia, Candidate of Technics, Associate Professor of Mathematical Methods, Statistics and Information Technologies in Economics Department, e-mail: [email protected]
The necessity of developing of a new theory, which allows management decisions in the field of technology policy organization, is proved; the opportunities of realization of innovative enterprise policies during operating machinery are determined.
Key words: innovations; technology.