Научная статья на тему 'Спегальский юрий Павлович (1909 1969 гг. ) выдающийся исследователь и реставратор древнего зодчества г. Пскова'

Спегальский юрий Павлович (1909 1969 гг. ) выдающийся исследователь и реставратор древнего зодчества г. Пскова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спегальский юрий Павлович (1909 1969 гг. ) выдающийся исследователь и реставратор древнего зодчества г. Пскова»

Ю. С. Ушаков

Спегальский Юрий Павлович (1909 - 1969 гг.) - выдающийся исследователь и реставратор древнего зодчества г. Пскова

Вступительная заметка, публикация и примечания

М. А. Кузьменко

ЗИЮНЯ 2009 г. исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося исследователя архитектуры древнего Пскова, основателя Псковских

реставрационных мастерских, архитектора-реставратора и художника Юрия Павловича Спегальского.

Это замечательное событие позволяет предложить читателям еще один материал, хранящийся в Квартире-музее Ю. П. Спегальского (ПГИХМЗ, № 26547 /1184/) - статью ленинградского ученого Ю. С. Ушакова. Но прежде чем представить автора и его работу, своеобразным эпиграфом к публикации приведем слова о Ю. П. Спегальском двух хорошо известных псковичам ленинградских ученых -Валентина Александровича Булкина1 и Владимира Александровича Назаренк о .2 Недавно в разбираемом архиве О. К. Аршакуни был обнаружен листок, на котором рукой В. А.

Булкина написано следующее: «1) Есть имена, неразрывно связанные с определенными городами (Каргер - Новгород, Киев; Воронин -Владимир и т.д.) Спегальский связан с Псковом. 2) Спегальский создал историю архитектуры Пскова, связал воедино изучение отдельных памятников. Сейчас нельзя обойти наследие Спегальского, когда пишут историю русского искусства. 3) Спегальский был

дожником, историком, архитектором.».

Назаренко: «Спегальский - археолог будущего.

Таких археологов почти нет. Он осмысливает по остаткам всю эпоху, ее быт. Археологи обычно сетуют о нехватке данных. У Спегальско-го все детали говорят».

Трудно сказать, по какому поводу был составлен этот набросок - осмысление дея-

ху-

Ю. П. Спегальский. Фото 60-х гг. XX в.

Публикуется впервые

тельности Ю. П. Спегальского: рукопись не датирована. Может быть, это была программа будущей книги о Спегальском, написанной совместно с О. В. Овсянниковым - «Ученый, зодчий, каменщик» (Л., 1983), или тезисы какого-нибудь выступления, с которым ученый хотел познакомить О. К. Аршакуни.

Хотелось бы, чтобы эти слова услышали те, кто призван достойно подготовить и провести предстоящий юбилей Ю. П. Спегальского.

Автор предлагаемой статьи - Юрий Сергеевич Ушаков (1928 - 1996), доктор архитектуры (1983), Лауреат Государственной премии РСФСР, получивший ее за архитектуру Новосибирского Академгородка (1967), профессор ЛИСИ, с 1983 г. возглавлявший кафедру теории и истории архитектуры. В 1994 г. он издал совместно с Т. А. Славиной учебник «История русской архитектуры», который, по мнению специалистов, «популярен не только в среде архитекторов, но и всех интересующихся отечественным зодчеством». Долгое время он руководил Комиссией истории и охраны памятников в Ленинградском отделении Союза архитекторов, где неоднократно выступал и Ю. П. Спегальский по вопросам охраны памятников Пскова. Юрий Сергеевич Ушаков - художник, фотохудожник и книжный график, что, конечно, сближало его с Ю. П. Спегальским.

В музее Ю. П. Спегальского хранятся две его книги, подаренные О. К. Аршакуни: «Архитектурное наследие - в строй современности» (Л., 1980) и «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» (Л., 1982). Уже название этих книг ученого говорят о том, что в научно-исследовательской работе

двух ученых было общее: изучение древнего народного зодчества, прежде всего жилого. Из бесед с женой Ю. С. Ушакова - Ярославой Евгеньевной Москаленко выяснилось, что О. К. Аршакуни бывала у них дома. Видимо, она и была инициатором написания Ю. С. Ушаковым двух статей о Спегальском. Предлагаемая статья написана в 1983 г. и, судя по всему, предназначалась для опубликования в 1984 г. , когда исполнялось 15 лет со дня кончины Ю. П. Спегальского и 75 лет со дня его рождения. Но по неизвестным причинам света она не увидела.

Вторая же статья Ю. С. Ушакова стала «Предисловием» к книге О. К. Аршакуни «Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского» (М.,1987). Несмотря на то, что статьи имеют много общего, мы, тем не менее, решили еще раз познакомить читателей с мнением известного ученого и архитектора о деятельности Ю. П. Спегальского. В архиве Ю. С. Ушакова хранится «Папка Ю. П. Спегальского», есть надежда, что она будет передана его женой Я. Е. Москаленко музею Спегальского в Пскове. Немногочисленные сведения о Ю. С. Ушакове получены из статьи Э. Луценко , Г. Марса и В. Лелиной «Зодчий, ученый, педагог», опубликованной в Интернете, за что сердечная благодарность Надежде Борисовне Скобельцыной.

Примечания

В.А.Булкин - археолог, искусствовед, преподаватель ЛГУ

В.А.Назаренко - кандидат исторических наук, научный сотрудник ЛОИА АН СССР

Уроженец города Пскова, Ю. П. Спегальский еще в юные годы проникся глубоким пониманием самобытности псковской народной архитектуры. Работая каменщиком на стройках, он в совершенстве изучил приемы псковской каменной кладки, собрал коллекцию уникальных печных изразцов XVI - XVIII вв. Редкая целеустремленность, проявившаяся еще в школьные годы, помогла ему стать назаурядным исследователем, глубоко проникнуть в секреты народного творчества, раскрыть своеобразие зодческой культуры Псковской земли. Первые результаты исследований Ю. П. Спегальского появились в краеведческих журналах 20-х годов.1

Работа по изучению древней архитектуры Пскова была продолжена и в пору обучения на архитектурном факультете ЛИСИ (19281936 гг.), став в дальнейшем главной темой зодчего-исследователя.

После окончания архитектурного факультета Ленинградского инженерностроительного института он работает в отделе охраны памятников Ленгорисполкома и в архитектурно-художественных мастерских. Обследуя памятники Ленинградской области, Ю. П. Спегальский продолжает углубленное исследование каменного зодчества Пскова.2 В 1938 году им была завершена научноисследовательская работа о вкладе псковских

- 17G -

зодчих-каменщиков в создание национальной шатровой архитектуры. Эта интересная и самобытная работа была высоко оценена и рекомендована к печати.3 В 1939 - 1940-х годах он исследует и реставрирует один из ценнейших памятников гражданской архитектуры Пскова XVII века - вторые палаты Меншиковых («дом Яковлева»), находившиеся в катастрофическом состоянии.

Довоенные исследования Ю. П. Спегальского, проведенные в 1920 - 30-х годах до варварского разрушения Пскова немецко-фашистскими захватчиками, стали ценнейшей основой для целого ряда выводов и базой для послевоенного восстановления древней архитектуры города.

В годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде по заданию Военного Совета и Ленгорисполкома Ю. П. Спегальский проектирует и выполняет сложную работу по маскировке высотных сооружений города. Зимой 1941 - 1942 годов, в самые тяжелые дни блокады Ленинграда, он создает оригинальную серию из 70 рисунков-реконструкций памятников архитектуры Пскова, названную автором «По Пскову XVII века», часть которой опубликована уже после кончины Ю. П. Спегальского, в 1974 году.

После освобождения Пскова от врага, в 1944 году Ю. П. Спегальский возвращается в родной город и возглавляет Псковскую областную инспекцию охраны памятников.4 Под его руководством была проведена работа по систематизации и постановке под государственную охрану всех памятников средневековой архитектуры Пскова. Эта работа послужила основой для созданного Ю. П. Спегальским в 1945 - 1947 гг. первого в нашей практике проекта архитектурных заповедников в городе Пскове с особыми зонами застройки и благоустройства. Этот проект решал важную задачу органичного включения исторической застройки в структуру современного города и сохранения фрагментов древней планировки его исторического ядра. Для реализации этого предложения Ю. П. Спегальский выполнил ряд эскизных проектов жилых домов для застройки в зоне заповедников. Ю. П. Спе-гальскому удалось добиться сохранения многих фрагментов древней планировки города с комплексом архитектурно-исторических и

археологических памятников для будущей углубленной научной работы над ними и не в ущерб развитию города. Впервые разработанный им проект системы охранных зон стал составной частью послевоенного перспективного плана развития города Пскова, что, несомненно, способствовало сохранению его неповторимого облика .5

Накопив богатый практический опыт и обладая качествами подлинного исследователя, в 1947 году Ю. П. Спегальский поступает в аспирантуру при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии Художеств СССР. В период обучения в аспирантуре работа исследователя по памятникам Пскова еще более активизируется. К 1948 году им было завершено исследование, сопровождавшееся рядом открытий (уточнена датировка, первоначальный облик и все последующие этапы перестройки) такого уникального памятника псковского зодчества XVI века, как церковь Николы со Усохи. На основе исследования был выполнен проект реставрации памятника, в основной своей части в те годы выполненный в натуре... К этому времени на плане Пскова были нанесены 215 каменных гражданских построек XVI - XVII веков, выявленных, атрибутированных и описанных Ю. П. Спегальским. Все эти материалы, хранящиеся в архиве Псковской реставрационной мастерской, и сегодня активно служат делу восстановления памятников древнего зодчества города и являются опорным планом для проектных работ по реконструкции его исторической части. Помимо проектной работы и в этот период он ведет активную общественную деятельность, направленную на совершенствование охранно-реставрационного дела в г. Пскове.

В 1951 году Ю. П. Спегальский успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры на тему «Псковские каменные жилые здания XVII века».6 По общему признанию, его исследование - новая яркая глава в изучении не только псковской, но и всей русской средневековой архитектуры. Материалы исследования были рекомендованы к изданию, и в 1963 году вышла из печати монография Ю. П. Спегальского под тем же названием.

Тщательное и углубленное исследование древних жилых домов Пскова, начатое Ю. П. Спегальским еще в 20-е годы, когда многие фрагменты древних построек были еще в относительной сохранности, позволили автору не только детально и убедительно реконструировать каменные этажи домов, но и по сохранившимся следам восстановить верхние жилые рубленые в дереве этажи.7 Существование верхних деревянных собственно жилых этажей на каменных палатах XVII века - главный вывод исследователя, подтвержденный наличием подобного приема в целом ряде других русских городов. По своему значению эта работа вышла за пределы псковской тематики и создала основу для дальнейшего изучения памятников жилой древнерусской архитектуры.

В 1951-1956 годах Ю. П. Спегальский -научный сотрудник Ленинградского филиала Академии Архитектуры СССР. В этот период на основе собранных в 20-х годах образцов им была выполнена работа по реконструкции декора псковских изразцовых печей XVII века - значительный вклад в изучение русского керамического искусства. Помимо серии художественно-графических реконструкций, одна из печей была воссоздана в материале в натуральную величину.

В 1957 году к 250-летию Ленинграда по заказу ленинградских реставрационных мастерских Ю. П. Спегальский выполнил обследование, основание и расчеты по возведению лесов для реставрации шпиля Петропавловского собора. За эту уникальную работу он был удостоен правительственной награды.

В 1958 году Ю. П. Спегальский в качестве научного сотрудника Ленинградского отделения Института археологии АН СССР выполнил еще одну крупную работу по исследованию русской деревянной гражданской архитектуры домонгольского периода. Реконструкция и систематизация деревянных городских жилых построек Северо-Западной Руси, выполненная исследователем, была основана не только на археологических данных, но и на анализе логической целесообразности того или иного планировочного и объемного приемов и на логике функциональной взаимосвязи помещений. Такой новый подход

дал не только интересные научные результаты в виде выводов и серии гипотетических реконструкций, основанных на глубокой интуиции автора, но и предвосхитил важные тенденции в развитии советской археологической науки. Эта работа в виде монографии «Жилище Северо-Западной Руси ІХ-ХІІІ веков» была опубликована в 1972 году и высоко оценена исследователями.

Один из капитальных трудов, посвященных архитектуре Пскова - книга Ю. П. Спегальского «Псков», выдержавшая уже два переиздания и вышедшая далеко за пределы историко-архитектурного путеводителя. По сути дела - это научная монография, подводящая итоги многолетних исследований Ю. П. Спегальского во Пскове. Написанная живым и ярким языком, она в тексте и графических реконструкциях правдиво воссоздает прошлую жизнь памятников архитектуры Пскова.

В 1976 году вышла в свет книга «Каменное зодчество Пскова». Эта монография

- часть широко задуманного исследователем труда об искусстве псковских зодчих-каменщиков; она позволяет понять и оценить оригинальность методики исследования, применявшейся Ю.П.Спегальским. В 1970 году была опубликована последняя работа Ю.П. Спегальского, посвященная церкви Василия на Горке в Пскове, в которой дана новая датировка известного памятника (середина XVI века), детально проанализированы его конструктивные особенности и реконструированы архитектурно-художественные формы, характерные для периода расцвета псковской храмовой архитектуры.8

Заботы о состоянии охранно-

реставрационного дела в Пскове не покидали Ю. П. Спегальского на протяжении всего ленинградского периода жизни, и в 1968 году он принимает приглашение Псковского областного Управления культуры возглавить Псковскую реставрационную мастерскую. Полный широких творческих замыслов и планов, он вступает в свой последний период научной и общественной деятельности.

Основная работа этого периода - создание «Перспективного плана реставрации, восстановления и консервации памятников

архитектуры в г. Пскове». Этот план, разработанный им в 1968-1969 годах, утверждает и развивает основные положения первого проекта архитектурных заповедников города Пскова (1945 - 1947 гг.), явился основным документом для практической деятельности по комплексной реставрации памятников города. Распределение автором памятников по комплексам - основа для последовательного их восстановления и включения в современную жизнь города.

Скоропостижная кончина Ю. П. Спегальского (17 января 1969 года) не дала ему возможности самому принять участие в осуществлении намеченных замыслов, но разработанный им план стал реальной основой и программой для дальнейшей деятельности Псковской реставрационной мастерской. На рабочем столе Юрия Павловича осталась недописанной статья со словами, обращенными к Пскову, к его памятникам, к творческому гению русского народа. Ушел из жизни талантливый ученый и зодчий, прекрасный человек и патриот, так много сделавший для родного города.

Исследования и труды, оставленные Ю. П. Спегальским, определяют наше представление о псковском каменном зодчестве

как об одном из уникальных периодов развития русской материальной культуры.

Ю. П.Спегальский похоронен в Пскове на Мироносицком кладбище. Могила Ю. П. Спегальского композиционно решена просто и выразительно: в нее входит бетонный армированный крест, выполненный в древнеславянских формах. 9 На нем медная доска с надписью:

Юрий Павлович Спегальский Кандидат архитектуры (1909 - 1969)

Могила обрамлена бетонными блоками и приподнята над уровнем земли площадкой, устланной квадратными бетонными плитами. Вдоль площадки с одной стороны - ряд акаций, с другой -куст жасмина.

В 1973 году была создана комиссия по творческому наследию Ю. П. Спегальского при Президиуме Центрального Совета ВО-ОПИК. В 1979 году Управлением культуры при Псковском облисполкоме творческое наследие Ю. П. Спегальского было взято под государственную охрану. В 1982 году решением горсовета депутатов трудящихся улица Михайловская в г. Пскове была переименована в улицу Спегальского.

г. Ленинград, 1983 г.

Примечания

1 Подробнее об этом см.: Филимонов А.В. Юрий Спегальский в кружке юных краеведов //Псков.Памяти

Юрия Павловича Спегальского.1909-1969. Псков.1999. Сс.14-20

2 Ю.С.Ушаков не назвал участие Ю.П.Спегальского в 1936 г. в реставрации Гремячей башни. См. об

этом статью Ю.Б.Бирюкова «Работы итальянцев в Пскове и Гремячая башня 1525 г.» //Там же

3 Имеется в виду работа Ю.П.Спегальского «Зодчество псковских каменщиков - создателей шатровой

архитектуры в камне».1936-1938 гг. //Архив ЛОИА. Ф.78

4 Ю.С.Ушаков не упомянул важнейший факт в биографии Ю.П.Спегальского и в истории Пскова - соз-

дание в 1946 г. под руководством Спегальского Псковских реставрационных мастерских.

5 К сожалению, не так благополучно в послевоенном Пскове с внедрением заповедников, разработанных

Ю.П. Спегальским, впрочем, как и сейчас. Спегальский вынужден был в конце 1947 г. покинуть Псков более чем на 20 лет.

6 Название диссертации Ю.П.Спегальского «Псковская каменная жилая архитектура XVII века», а на-

звание монографии, вышедшей в 1963 г. то, что указал Ю.С.Ушаков.

7 Сделанные в конце прошлого века и в начале нынешнего реставрационные обследования жилых зда-

ний XVII в. (Поганкиных палат, вторых палат Меншикова) позволяют говорить о том, что Спегальский гипотетически восстанавливал в своих реконструкциях верхние деревянные этажи. Возможно, дальнейшее изучение других псковских памятников подтвердит гипотезу ученого о том, что и в Пскове в XVII в. были верхние деревянные этажи.

8 Несколько лет назад поврежденная медная доска была заменена на деревянную

9 В 1991 г. рядом с могилой Ю.П.Спегальского появилась могила его жены О.К.Аршакуни. В настоящее

время обе могилы требуют реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.