Юбилеи
DOI: 10.15643/libartrus-2016.6.11
Сознание ученого в океане бессознательного (к 70-летию Виктора Михайловича Аллахвердова)
© М. В. Иванов1, В. Л. Ситников2*
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I Россия, 190031 г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 9.
2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, 191186 г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.
*ЕтаП: kvpps@yandex.ru
В статье представлена научная биография Виктора Михайловича Аллахвердова - одного из выдающихся отечественных психологов Санкт-Петербургской научной школы, Почетного Президента Санкт-Петербургского психологического общества, основателя первой в Советском Союзе и России психологической кафедры технического вуза, создателя оригинальной психологической теории сознания и нового научного психологического направления - психологики.
Ключевые слова: В. М. Аллахвердов, Леонардо, сознание, бессознательное, психологика, психологический факультет, Санкт-Петербургское психологическое общество, научная школа,ученики и соратники.
25 декабря 2016 г. доктору психологических наук, заведующему кафедрой общей психологии Санкт-Петербургского университета, Почетному Президенту Санкт-Петербургского психологического общества, профессору Виктору Михайловичу Аллахвердову исполняется 70 лет. Для него это событие внутренней жизни, которая течет рекой, не прерываясь, и едва ли он стремится в ней выставлять юбилейные буйки. Уж слишком он самобытен и далек от анкетного формализма. Для нас же появляется серьезное основание подумать и поговорить о том, как замечательный ученый являет собой то, что лежит в рамках обычной, привычной повседневности, и притом несет на себе печать оригинальности, парадоксальности, значительности.
Мы не случайно обращаемся к образу реки, потому что аллахвердовская теория сознания одним из источников имеет джеймсовскую концепцию потока сознания. А в «реку времен», в ее «стремленье» влился и поток научного сознания Аллахвердова как заметная струя современной культуры - не только психологии, но и культуры в целом: философии, искусствознания, педагогики, социологии.
Теория сознания Аллахвердова по масштабу соотносима с самыми крупными и самыми известными психологическими теориями. Ей присущи универсальность, широкий охват эмпирического материала, эвристичность, скоординированность с важнейшими психологическими идеями прошлого, совместимость с новациями смежных наук. Можно ожидать формирования новой психологической парадигмы в мировой науке - и да сбудется это ожидание! По коридорам факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета ходит живой классик, от которого мы надеемся услышать еще немало новых мыслей. И будем
этому радоваться! Но сейчас хочется рассказать об основных этапах пути Виктора Михайловича от студента-электротехника до выдающегося ученого-психолога.
Он родился в 1946 г. в семье ленинградских интеллигентов (отец - крупный строитель, мать - преподаватель музыки), учился в школе гимназического типа и посещал музыкальную школу, занимался коллекционированием репродукций мировой живописи, увлекался шахматами, футболом и настольным теннисом, исключительно много читал. В 1965 г., по окончании школы, Виктор Аллахвердов поступил на электротехнический факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТа), где в течение двух лет получил серьезное общетехническое и математическое образование (заодно посещая лекции по математике на матмехе ЛГУ). В 1966 г. в ЛГУ им. Жданова был открыт факультет психологии. Его создатель, академик Б. Г. Ананьев, мыслил вырастить когорту высокоинтеллектуальных и серьезных студентов, которые должны были стать эталонным поколением психологов, задающих стандарт расширенной профессиональной подготовке в области человекознания (именно в области психологии страна разительно отставала от западного образования). Б. Г. Ананьев и его ученики дали действительно мощный импульс развитию факультета. И, узнав об открытии факультета, Виктор Аллахвердов в 1967 г. перевелся на второй курс психологического факультета, где специализировался по общей и инженерной психологии.
Сегодня Виктор Михайлович входит в когорту первого выпуска психологического факультета СПбГУ - психологов, закончивших обучение в 1971 г. Он сразу же был принят в аспирантуру факультета психологии, по окончании которой блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Еще будучи в аспирантуре, Аллахвердов объединил ищущих студентов и аспирантов факультета в общество «Леонардо», которое стало важным явлением студенческой жизни не только факультета и университета, но и молодежной среды города. У леонардовцев не было прямой оппозиционности, но чувствовалось стремление к свободе, инициативности, культурной активности, открытости обсуждений «острых» вопросов (в том числе и научных). Они оказали влияние на активность студенческого научного общества; организовывали встречи с первокурсниками, чтобы помочь им как можно быстрее и успешнее войти в достойную студенческую жизнь; успешно боролись в КВНах с «китами» университета (старейшими его факультетами); устраивали первоапрельские юмористические вечера, когда никому не было скучно и не пахло никакой официальностью. «Леонардо» попытался создать максимально свободную духовную атмосферу.
Студенты и аспиранты психфака, приобщившиеся к «Леонардо», имели роскошную возможность побывать в тех «местах», которые, казалось бы, навсегда были закрыты для советской публики, пережившей «культурную революцию»: в живописном салоне отверженных, в кафе неприкаянных поэтов «Бродячая собака», на дискуссиях философского общества. И именно в той не оформившейся еще культурной среде, которая только потом создаст традиции, обрастет мемуарами, и небрежно натянутые на подрамник холсты поместят в шикарные музейные рамы. Известно, насколько сильно изменили климат страны выставки живописцев-бунтарей. Одна из таких выставок была организована леонардовцами в залах психфака в 1972 г. Она не была официальной, а значит, не потребовала проверки на бдительность у стражей «социалистического реализма». Она была в прямом смысле общественной (в рамках студенческого общества «Леонардо»), и не нашлось аргументов, чтобы ее запретить.
По окончании аспирантуры Аллахвердов получил распределение в ЛИИЖТ, сегодня это Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.
В табели о рангах психологических организаций железнодорожный институт тогда едва ли мог претендовать на заметное место. Так что могло создаться впечатление провинциального уголка. Но все было другим. Во-первых, ЛИИЖТ являлся уникальным учебным заведением: это был старейший технический вуз России, собрат Царскосельского лицея и, что еще важнее, отец всех технических школ страны. В нем сохранились благородные традиции Корпуса инженеров путей сообщения, созданного по указу Александра I, чье имя он сейчас и носит. Во главе института стоял замечательный ректор Евгений Яковлевич Красковский, который умел смотреть вперед и понимал, что интерес к «человеческому фактору» со временем будет только расти. Е. Я. Красковский умел ценить инициативных людей. А инициативности В. М. Аллахвердову было не занимать. Он стал заместителем руководителя «Бюро социальных исследований» при кафедре философии. Бюро это было прибежищем пенсионеров (в основном отставных военных и смещенных работников администрации) и занималось вялым сбором транспортных данных, мало к чему обязывающих.
Ректор, естественно, хотел иметь продуктивное подразделение и искал толковых профессионалов. Приход Аллахвердова сказался с изумляющей быстротой. В бюро он пригласил молодых, толковых и нестандартно мыслящих людей, которые смогли провести перспективные социально-психологические исследования на железной дороге, дав дельные предложения по улучшению работы транспортников (например, по совместимости членов локомотивных бригад, от которых напрямую зависит безопасность движения, и по информационной подготовке машинистов перед рейсом). Началась инженерно-психологическая работа по улучшению диспетчерских пультов метрополитена. Но это были лишь первые шаги.
В. М. Аллахвердов важной задачей считал изменение культурно-психологического климата в институте и искал пути движения к цели. В стенах ЛИИЖТа была проведена первая в стране межвузовская научная конференция, посвященная организации психологической службы в вузе (которая, разумеется, уже появилась при Бюро). В ЛИИЖТе по проекту Аллахвердова и его коллег открылся первый в технических вузах страны тренинговый кабинет (его еще не было даже на факультете психологии ЛГУ). В нем отрабатывались не только тренин-говые формы психологической помощи, но и активные методы обучения, что оказало воздействие на педагогический процесс в институте. Аллахвердов организовал ведение сотрудниками Бюро занятий по психологии и педагогике на факультете повышения квалификации преподавателей и инженеров. По его же инициативе было открыто отделение психологии на факультете общественных профессий ЛИИЖТа, и некоторые его выпускники затем продолжили образование на годичных курсах факультета психологии ЛГУ и защитили кандидатские диссертации. Разумеется, Виктор Михайлович не просто организовывал начинания. Он всегда участвовал в деле сам, и обычно с большим, решающим вкладом. «Личный пример - не просто лучший, это единственный способ убедить», - утверждал Альберт Швейцер.
В начале 1980-х гг. в ЛИИЖТе собралась уникальная команда специалистов. Когда в стране насчитывалось лишь около двух тысяч дипломированных психологов, в этом институте их было десять, причем шесть из них - кандидаты наук, двое из них в последствии защитили докторские диссертации. Поэтому неудивительно, что первая в СССР психологическая кафедра в техническом вузе была создана в 1982 г., и ее первым заведующим стал В. М. Аллахвердов, который возглавлял кафедру до 1997 г. Кафедра прикладной психологии и социологии практически сразу стала научным психологическим и культурологическим центром института. Сегодня на кафедре, созданной Виктором Михайловичем почти тридцать пять лет
назад, работают пять докторов и больше десяти кандидатов наук, которые готовят бакалавров и магистров психологии не только для системы РЖД.
В ЛИИЖТе продолжались поиски новых путей в науке и педагогической практике. После августовского путча 1991 г. из учебных программ вузов выпали догматически построенные исторические и философские дисциплины. Но с 1 сентября Виктор Михайлович и его коллеги стали в институте читать студентам курс «Культурология», т. к. кафедра оказалась готова к усовершенствованию гуманитарного образования больше, чем другие гуманитарные кафедры университета.
С середины 1990-х гг. началось сотрудничество с американским институтом Линкольна по освоению опыта разрешения конфликтов. Аллахвердов и его коллеги получили первые в стране международные сертификаты медиаторов, а в 1999 г. ими был издан первый в стране учебник «Конфликтология» (под ред. А. С. Кармина).
В 1994 г. Виктор Михайлович защитил докторскую диссертацию «Опыт теоретической психологии», что открыло новую страницу в науке о человеке. Наиболее полно теория Аллах-вердова представлена в его книге «Сознание как парадокс» (первое издание осуществлено в 1999 г.).
В. М. Аллахвердов выступил против попытки преодолеть вялотекущий кризис в психологии признанием равноправия разных взглядов на природу психического и даже провозглашением такого многообразия благом. По его убеждению, теоретический анархизм - это научный тупик. Психология как наука должна иметь четкие основания и рационально объяснять логику психических процессов. Поэтому Аллахвердов и назвал свою теорию психологикой.
Основной парадокс, с которым сталкивается психология, связан с природой сознания. Сознание, т. е. самое важное, что ценит в себе человек, что непосредственно представлено нам в нашем душевном опыте, - в науке выглядит каким-то эпифиноменом.
Зачем оно нам? Чтобы выжить? - Но в мире достаточно биологических существ, которые живут, не имея сознания.
Чтобы улучшить физиологическую регуляцию? - Но в наших действиях часто успех зависит как раз от невмешательства сознания (например, при игре на фортепьяно).
Мы очень ценим сознательный подход к делу, однако попытка в творческом процессе ограничиться одними командами сознания - это обречь себя на тривиальность.
Аллахвердов задает много подобных неудобных вопросов, но предлагает и свой ответ. Физиология работает идеально в тех ситуациях, когда приложимы даже очень сложные, но однозначно фиксированные алгоритмы. В тех же случаях, когда точного заготовленного решения нет, она дает сбой, позволяет слепые и нецеленаправленные реакции. Сознание же возникает для выдвижения гипотез, которые имеют шанс дать когнитивную, познаваемую и осознаваемую структуру неопределенной ситуации, а затем включает контроль для проверки подтверждения выдвинутого предположения.
Следствия из такой установки весьма серьезны. Физиологические данные представлены в психике в изобилии, сознание же начинает работать лишь с частью предъявленной информации. Совершается позитивный выбор содержательных элементов, которые и будут находиться в сознании и обрабатываться им. Это было известно и раньше (гештальтисты при анализе восприятия фигуры в двойственных изображениях отмечали устойчивость выбора при их повторных предъявлениях).
Но В. М. Аллахвердов (и в этом заключается его важный вклад в науку!) показал, что сохраняется и последующее неприятие отвергнутых вариантов - действует закон последействия негативного выбора. Это значит, что в специальном отсеке подсознания сохраняется (а не аннулируется) «запретная», но учтенная информация. Наша картина мира напоминает Луну, имеющую светлую и темную стороны. В нас сидит знаний намного больше, чем мы осознаем.
Последствия такой логики для гуманитарного знания весьма серьезны. Например, в педагогике следует отказаться от сравнения сознания ученика с пустым сосудом, в который учитель вкладывает жемчужины знания. Скорее надо помочь убрать барьеры, которые создало сознание, совершив не лучший позитивный выбор и прочно отвергнув оптимальное решение (видимо, вундеркинды, случайно сделав правильный выбор, дальше сами развивают успешную стратегию и достигают быстрых успехов).
Можно увидеть приложение такого подхода и к проблемам культуры. Различные национальные стереотипы включают как алгоритмы уместного поведения, так и запреты (например, табу), справедливость которых неочевидна для носителей другой культуры и со временем признается предрассудком.
Логика развития познавательных структур, описанная Аллахвердовым, находит также широкий круг применения. Так, утверждается, что сознание сперва использует наиболее простые гипотезы и лишь со временем в результате проверочной деятельности уточняет и усложняет их. Применимость такого подхода очевидна как в возрастной психологии, так и в историко-культурной.
Известно, что интеллектуальная деятельность первобытных и нецивилизованных народов почти не включает механизмы опровержения принятых мнений и регулятивов, а любое их подтверждение считается абсолютным (не действует попперовский принцип фальсификации, что делает любой миф и любую религию принципиально неопровержимыми). Установка «пробуждающегося» сознания реализуется в сверхдетерминизме, который пронизывает любое объяснение реальности как результата чьей-то непоколебимой воли (духа, колдуна и т.п.). Осознание случайности или вероятности происшедшего, равно как и непределенности будущего успеха -это признак более развитого и более позднего сознания. Парадоксально, но факт.
Сознание, в трактовке Аллахвердова, способно не только отважно биться за свой выбор, свои постулаты, но и преодолевать ограниченность своих установок. Определенное с высокой точностью выпадает из непосредственного осознания подобно затихнувшему тиканью продолжающих ходить часов. Сознание работает только с изменяющейся информацией и особенное внимание уделяет неожиданному, которое сперва с помощью защитных механизмов стремится тривилизовать и лишь в крайнем варианте блокировать. Но жертва прошлого негативного выбора сохраняет немалую активность и при смене когнитивного контекста стремится всплыть в сознании, что собственно и доказывает ее сохранение в подсознании. Так осуществляется творческий процесс, когда успех приносит краеугольный камень, коим пренебрегли строители.
Все сказанное связывается с верой в необычайную мощь психики человека. Нам известны привычные пределы, которые являют умственные способности людей: ограниченный объем памяти, внимания, восприятия. Здравый смысл здесь опирается на бытовую эмпирику, а в наукообразной форме выступает как психолого-педагогическая истина, проистекающая из
предположения о физиологических границах переработки информации (в современной трактовке она соотносится и с компьютерной метафорой).
Аллахвердов же утверждает, что физиологические возможности неограниченны, мозг -это структура, которая может считаться идеализированным объектом. А все ограничения на когнитивную деятельность накладывает сознание во имя стройности и организованности умственной деятельности. Поэтому расширение возможностей сознания означает облегчение доступа к фактически беспредельной информации, полученной каждым человеком. Каждый человек носит в себе информационный космос. Бездарность объясняется не наследственностью, не наличием в голове «камня глупости», не объемом мозга, а развитостью личности и ее культурной среды, ибо там находятся динамические силы, способные преодолевать действие неадекватных защитных механизмов. Конечно, глубокая нейропатология может ограничить возможности человека, но никакие физиологические улучшения сами по себе таланта и гения не сотворят. Это дано только суверенному сознанию.
Было бы наивным попытаться изложить даже основные идеи Аллахвердова, да и нет в этом надобности. Его книги могут доставить немалое наслаждение ищущему уму и подвигнуть к исследованию, проверке, а, может быть, и опровержению высказанных утверждений (сам Аллахвердов это только приветствует). Но даже в трактовке затронутых нами проблем виден масштаб аллахвердовского подхода к духовной жизни человека и человечества.
Не так часто в современной психологии возникает новая школа. Идеи Аллахвердова оказались столь значительными, что к нему потянулись молодые искатели путей в будущее. Свою роль сыграли и изменения в нашей социальной жизни. Расширились границы свободы научных споров, и университетская наука предпочла плодотворные теории благонамеренным. В. М. Аллахвердова пригласили в Санкт-Петербургский государственный университет. Виктор Михайлович в 1997 г. стал заместителем заведующего кафедрой общей психологии, а вскоре - и ее заведующим. В 1998 г. он был избран президентом Санкт-Петербургского психологического общества (СПбПО) и возглавлял его 16 лет, так организовав его работу, что в СПбПО стали активно вступать психологи из регионов России и зарубежья. К моменту проведения в 2003 г. в Санкт-Петербурге очередного съезда Российского психологического общества оказалось, что больше половины всех членов РПО составляют представители Санкт-Петербургского психологического общества.
На кафедре молодые сотрудники и преподаватели - ученики В. М. Аллахвердова - проводили убедительные эксперименты в парадигме психологики, появились кандидатские и докторские диссертации. Были подготовлены два сборника научных трудов, в которых опубликованы результаты исследований учеников и союзников Аллахвердова: «Экспериментальная психология познания. Когнитивная логика сознательного и бессознательного» (СПб., 2006-17 авторов) и «Когнитивная психология сознания» (СПб., 2011-19 авторов). Сам же В. М. Аллах-вердов активно пишет статьи и монографии, значительная часть которых отражена в прилагаемом списке литературы [1-63].
И все отчетливее проявляется интерес В. М. Аллахвердова к феноменам личности и культуры: они последовательно включаются в ткань когнитивных процессов (особенно в зоне знаковых систем и механизмов отождествления, интерференции, смены контекста, инсайта). Все отчетливее выступает творческая функция сознания, которая не просто украшает личность и культуру, а выступает как их сущностное начало.
По проблемам психологики печатаются труды, проходят семинары и конференции, читаются открытые лекции в России и за рубежом, в серьезных телепрограммах ведутся передачи... К Аллахвердову и его школе все больше прислушиваются ученые разных направлений и профессий. Все идет так, как и должно идти. И хочется вместе с замечательным психологом перешагнуть ту линию, которую пока задает горизонт психологики, и увидеть новый горизонт, услышать следующее новое слово Аллахвердова о том, зачем нам дано сознание - самое ценное наше достояние.
Литература
1. Аллахвердов В. М. Психика и сознание в логике познания (доклад) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. №1. С. 35-46.
2. Аллахвердов В. М., Гусева Е. А., Иванов М. В. Жизнь и творчество Анатолия Соломоновича Кармина // Карминские чтения: мат-лы Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы философии, культурологии, психологии, конфликтологии, образования». Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. 2015. С. 10-21.
3. Аллахвердов В. М. Принципы рациональности и детерминизма в психологии // От истоков к современности: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 т. М., 2015. С. 13-16.
4. Аллахвердов В. М., Гершкович В. А., Карпинская В. Ю., Морошкина Н. В., Науменко О. В., Тухтиева Н. Х., Филиппова М. Г. Эвристический потенциал концепции Я. А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №6. С. 24-34.
5. Аллахвердов В. М. Как сознание выбирает одно значение из многих возможных? // Петербургский психологический журнал. 2015. №13. С. 1-13.
6. Аллахвердов В. М. За границей осознаваемого. Радикальный когнитивизм о некоторых пределах нашей способности обработки информации // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. №2. С. 72-80.
7. Аллахвердов В. М. Сознание, научение и контроль: вперед к теории (доклад) // Вестник Санкт-Петер-бургскогоуниверситета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. №4. С. 41-51.
8. Аллахвердов В. М., Аллахвердов М. В. Феномен струпа: интерференция как логический парадокс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. №4. С. 90-102.
9. Волков Д. Н., Аллахвердов В. М., Гершкович В. А., Карпинская В. Ю., Кувалдина М. Б., Морошкина Н. В., Медников С. В., Андриянова Н. В. Коррекция когнитивных ошибок у спортсменов высокой квалификации // Спортивный психолог. 2013. №1. С. 32.
10. Гершкович В. А., Морошкина Н. В., Аллахвердов В. М., Иванчей И. И., Морозов М. И., Карпинская В. Ю., Кувалдина М. Б., Волков Д. Н. Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. №3. С. 43-54.
11. Аллахвердов В. М. Зачем психологии нужны правила игры в науку // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 2. №2. С. 2-17.
12. Аллахвердов В. М. Настоящее и будущее российской психологии: мнения ведущих специалистов // Национальный психологический журнал. 2012. №1. С. 10-11.
13. Аллахвердов В. М. Когнитивная психология сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. №2. С. 50-59.
14. Аллахвердов В. М. Сквозь методологические тернии к светлому теоретическому будущему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. №4. С. 14-18.
15. Аллахвердов В. М. Законы сознания и эволюция знания // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 1. №2. С. 2-18.
16. Аллахвердов В. М. Во весь голос о сознании // Петербургский психологический журнал. 2012. №1. С. 1-14.
17. Аллахвердов В. М., Белова С. С., Бехтерева Н. П., Бристол А., Валуева Е. А., Васильев И. А., Воронин А. Н., Гордеева Т. О., Григоренко Е. Л., Данько С. Г., Дорфман Л. Я., Журавлев А. Л., Кабанов В. С., Кауфман А., Князева Т. С., Корнилов С. А., Люсин Д. В., Мартиндейл К., Медведев С. В., Медынцев А. А. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. Москва, 2011.
18. Аллахвердов В. М., Воскресенская Е. Ю. Ошибки как закономерный результат работы идеальной познающей системы // Современная экспериментальная психология В 2-х томах. Москва, 2011. С. 29-38.
19. Агафонов А. Ю., Аллахвердов В. М., Аль-Батал Т. М., Ананьева К. И., Антонец В. А., Барабанщиков В. А., Бе-лопольская Н. Л., Блинникова И. В., Богоявленская Д. Б., Владимиров И. Ю., Воронов А. Я., Воскресенская Е. Ю., Голиков Ю. Я., Горбунова А. И., Гусев А. Н., Демидов А. А., Дозорцев В. М., Емельянова С. А., Ершова Р. В., Жегалло А. В. Современная экспериментальная психология. В 2-х томах. Москва, 2011. Т. 2.
20. Аллахвердов В. М. Предисловие. Когнитивная психология на перепутье // Вестник Санкт-Петербург-скогоуниверситета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. №2. С. 3-5.
21. Аллахвердов В. М. Типология теоретических исследований в психологии: когнитивный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. №2. С. 6-16.
22. Аллахвердов В. М. Симфоническая мощь сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. №2. С. 9-20.
23. Аллахвердов В. М. Где мы? Откуда мы? Куда мы идем? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. №1. С. 76-89.
24. Аллахвердов В. М. От «методологического одичания» психологов к светлому теоретическому будущему // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. №4. С. 61-67.
25. Allakhverdov V. M., Gershkovich V. A. Does Consciousness Exist?-In What Sense? // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Pp. 1-8.
26. Allakhverdov V. M., Gershkovich V. A. Does Consciousness Exist?-In What Sense? // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Vol. 44. No. 4. Pp. 340-347.
27. Аллахвердов В. М. Размышления о науке психологии с восклицательным знаком. Санкт-Петербург, 2009.
28. Аллахвердов В. М. Сознание - кажущееся и реальное // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. №1. С. 137-150.
29. Allakhverdov V. M. The Role Of Consciousness In Human Cognitive Activity // Psychology in Russia: State of the Art 2009. Т. 2. С. 124-140.
30. Аллахвердов В. М. Ностальгия по теоретической психологии // Вопросы психологии. 2008. №6. С. 109118.
31. Аллахвердов В. М. Симфоническая мощь сознания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. №3. С. 4-19.
32. Allakhverdov V., Ivanov M. Commentary: In Search Of A Rational Answer To A Postmodernist Question // Culture and Psychology. 2008. Т. 14. №1. С. 71-79.
33. Allakhverdov V., Ivanov M. In Search Of A Rational Answer To A Postmodernist Question // Culture and Psychology. 2008. Т. 14. №1. С. 71-79.
34. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Принцип проверяемости (часть II) // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. №1. С. 195-209.
35. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Принцип проверяемости. Часть III. Стратегии независимой проверки // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. №2. С. 175-185.
36. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Принцип преемственности, или как возможны научные открытия // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. №3. С. 167-180.
37. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. почти постмодернистский гипертекст о методологии науки, написанный в подражание О. Уайльду авторами, отнюдь не ласково относящимися к постмодернизму // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. №3. С. 5-8.
38. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Методологические принципы как регулятивы исследовательской деятельности психолога (ответы на вопросы) // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. №4. С. 180-189.
39. Аллахвердов В. М., Воскресенская Е. Ю., Науменко О. В. Сознание и когнитивное бессознательное // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008.№2. С. 10-19.
40. Аллахвердов В. М., Куликов Л. В. Проблемы психологии сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. №2. С. 3-9.
41. Allakhverdov V. M. Awareness As A Result Of Choice // Psychology in Russia: State of the Art. 2008. С. 136.
42. Аллахвердов В. М. Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи // Теория и методология психологии Постнеклассическая перспектива. Москва, 2007. С. 174-194.
43. Аллахвердов В. М., Кармин А. С. Историческая психология личности // Вопросы психологии. 2007. №3. С.
177-179.
44. Аллахвердов В. М. Вера в психологию как науку // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. №4. С. 25-34.
45. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Введение в рубрику // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. №1. С. 227-230.
46. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Принцип простоты // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. №1. С. 230-246.
47. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Принцип идеализации // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. №2. С. 147-162.
48. Аллахвердов В. М., Кармин А. С., Шилков Ю. М. Принцип проверяемости (часть I) // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. №3. С. 152-163.
49. Аллахвердов В. М., Агафонов А. Ю., Вишнякова Е. А., Волохонский В. Л., Воскресенская Е. Ю., Гершкович
B. А., Иванов М. В., Иванова Е. Н., Иванова Н. А., Карпинская В. Ю., Кувалдина М. Б., Ледовая Я. А., Морош-кина Н. В., Науменко О. В., Сергеев С. Ф., Филиппова М. Г. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного. Санкт-Петербург, 2006.
50. Аллахвердов В. М. Процесс осознания в контексте когнитивной науки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. №2. С. 56-61.
51. Аллахвердов В. М. Радикальный взгляд на когнитивизм и сознание // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. 9. №3. С. 65-70.
52. Аллахвердов В. М. Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. №1. С. 100-104.
53. Аллахвердов В. М. Рассуждение о науке психологии с восклицательным знаком // Национальный психологический журнал. 2006. №1. С. 10.
54. Аллахвердов В. М. Грустный оптимистический взгляд на психологическую науку // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №1. С. 130-139.
55. Аллахвердов В. М. Блеск и нищета эмпирической психологии (на пути к методологическому манифесту петербургских психологов) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №1. С. 44-65.
56. Аллахвердов В. М. Как сознание решает задачи научения и заучивания // Российский психологический журнал. 2005. Т. 2. №1. С. 13-29.
57. Allakhverdov V. M. The Way Consciousness Solves Problems Of Learning And Memorization // Российский психологический журнал. 2005. Т. 2. №1. С. 96-111.
58. Аверин В. А., Аллахвердов В. М., Семенов В. Е., Юрьев А. И. Куда идет отечественная психология? (о работе III съезда российских психологов "психология и культура") // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №1. С. 125-128.
59. Аллахвердов В. М. Послесловие к съезду // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. №2.
C. 94-99.
60. Аллахвердов В. М. Не пора ли нынче, братья-психологи, начать новые песни и не растекаться мыслию по древу? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. №4. С. 113-125.
61. Аллахвердов В. М., Защиринская О. В. Санкт-петербургское психологическое общество - региональное отделение российского психологического общества // Российский психологический журнал. 2004. Т. 1. №1. С. 91-97.
62. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. Санкт-Петербург, 2001.
63. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. Санкт-Петербург, 2000.
Поступила в редакцию 13.12.2016 г.
DOI: 10.15643/libartrus-2016.6.11
Consciousness of the scientist at the ocean of the unconscious
© M. V. Ivanov1, V. L. Sitnikov2*
1 Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University 9 Moskovsky Avenue, 190031 Saint Petersburg, Russia.
2Herzen State Pedagogical University of Russia 48 Moika river Embankment, 191186 Saint Petersburg, Russia.
*Email: kvpps@yandex.ru
The article is devoted to the scientific biography of Victor Mikhailovich Allakhverdov, one of outstanding domestic psychologists of the St. Petersburg school of sciences, the Honourable President of the St. Petersburg psychological society, the founder of the first in the Soviet Union and Russia of psychological chair of technical college, the founder of the original psychological theory of consciousness and the new scientific psychological direction, the psychologic.
Keywords: V. M. Allakhverdov, Leonardo, consciousness, unconscious, psychologic, psychological faculty, St. Petersburg psychological society, school of sciences, pupils and colleagues.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.
Please, cite the article: Ivanov M. V., Sitnikov V. L. Consciousness of the scientist at the ocean of the unconscious / / Liberal Arts in Russia. 2016. Vol. 5. No. 6. Pp. 646-657.
References
1. Allakhverdov V. M. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2016. No. 1. Pp. 35-46.
2. Allakhverdov V. M., Guseva E. A., Ivanov M. V. Karminskie chteniya: mat-ly Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «Aktual'nye problemy filosofii, kul'turologii, psikhologii, konfliktologii, obrazovaniya». Peterburgskii gosudar-stvennyi universitet putei soobshcheniya Imperatora Aleksandra I. 2015. Pp. 10-21.
3. Allakhverdov V. M. Ot istokov k sovremennosti: Sbornik materialovyubileinoi konferentsii: V 51. Moscow, 2015. Pp. 13-16.
4. Allakhverdov V. M., Gershkovich V. A., Karpinskaya V. Yu., Moroshkina N. V., Naumenko O. V., Tukhtieva N. Kh., Filippova M. G. Psikhologicheskii zhurnal. 2015. Vol. 36. No. 6. Pp. 24-34.
5. Allakhverdov V. M. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal. 2015. No. 13. Pp. 1-13.
6. Allakhverdov V. M. Vestnik Yaroslavskogogosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki. 2014. No. 2. Pp. 72-80.
7. Allakhverdov V. M. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2014. No. 4. Pp. 41-51.
8. Allakhverdov V. M., Allakhverdov M. V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2014. No. 4. Pp. 90-102.
9. Volkov D. N., Allakhverdov V. M., Gershkovich V. A., Karpinskaya V. Yu., Kuvaldina M. B., Moroshkina N. V., Med-nikov S. V., Andriyanova N. V. Sportivnyi psikholog. 2013. No. 1. Pp. 32.
10. Gershkovich V. A., Moroshkina N. V., Allakhverdov V. M., Ivanchei I. I., Morozov M. I., Karpinskaya V. Yu., Kuvaldina M. B., Volkov D. N. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2013. No. 3. Pp. 43-54.
11. Allakhverdov V. M. Izvestiya Irkut-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2013. Vol. 2. No. 2. Pp. 2-17.
12. Allakhverdov V. M. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2012. No. 1. Pp. 10-11.
13. Allakhverdov V. M. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2012. No. 2. Pp. 50-59.
14. Allakhverdov V. M. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2012. No. 4. Pp. 14-18.
15. Allakhverdov V. M. Izvestiya Irkut-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2012. Vol. 1. No. 2. Pp. 2-18.
16. Allakhverdov V. M. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal. 2012. No. 1. Pp. 1-14.
17. Allakhverdov V. M., Belova S. S., Bekhtereva N. P., Bristol A., Valueva E. A., Vasil'ev I. A., Voronin A. N., Gordeeva T. O., Grigorenko E. L., Dan'ko S. G., Dorfman L. Ya., Zhuravlev A. L., Kabanov V. S., Kaufman A., Knyazeva T. S., Kornilov S. A., Lyusin D. V., Martindeil K., Medvedev S. V., Medyntsev A. A. Tvorchestvo: ot biologicheskikh osno-vanii k sotsial'nym i kul'turnym fenomenam [Creativity: from biological bases to social and cultural phenomena]. Moscow: 2011.
18. Allakhverdov V. M. Sovremennaya eksperimental'naya psikhologiya V2-kh tomakh. Moscow: 2011. Pp. 29-38.
19. Agafonov A. Yu., Allakhverdov V. M., Al'-Batal T. M., Anan'eva K. I., Antonets V. A., Barabanshchikov V. A., Belo-pol'skaya N. L., Blinnikova I. V., Bogoyavlenskaya D. B., Vladimirov I. Yu., Voronov A. Ya., Voskresenskaya E. Yu., Golikov Yu. Ya., Gorbunova A. I., Gusev A. N., Demidov A. A., Dozortsev V. M., Emel'yanova S. A., Ershova R. V., Zhegallo A. V. Sovremennaya eksperimental'naya psikhologiya. V2-kh tomakh [Modern experimental psychology. In 2 vols.] Moscow: 2011. Vol. 2.
20. Allakhverdov V. M. Predislovie. Kognitivnaya psikhologiya na pereput'e. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2011. No. 2. Pp. 3-5.
21. Allakhverdov V. M. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2011. No. 2. Pp. 6-16.
22. Allakhverdov V. M. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2011. No. 2. Pp. 9-20.
23. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2010. Vol. 7. No. 1. Pp. 76-89.
24. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2010. Vol. 7. No. 4. Pp. 61-67.
25. Allakhverdov V. M., Gershkovich V. A. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Pp. 1-8.
26. Allakhverdov V. M., Gershkovich V. A. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Vol. 44. No. 4. Pp. 340-347.
27. Allakhverdov V. M. Razmyshleniya o nauke psikhologii s vosklitsatel'nym znakom [Reflections on the science of psychology with an exclamation mark]. Sankt-Peterburg, 2009.
28. Allakhverdov V. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2009. Vol. 4. No. 1. Pp. 137-150.
29. Allakhverdov V. M. Psychology in Russia: State of the Art. 2009. Vol. 2. Pp. 124-140.
30. Allakhverdov V. M. Voprosy psikhologii. 2008. No. 6. Pp. 109-118.
31. Allakhverdov V. M. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya. 2008. No. 3. Pp. 4-19.
32. Allakhverdov V., Ivanov M. Culture and Psychology. 2008. Vol. 14. No. 1. Pp. 71-79.
33. Allakhverdov V., Ivanov M. Culture and Psychology. 2008. Vol. 14. No. 1. Pp. 71-79.
34. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2008. Vol. 3. No. 1. Pp. 195209.
35. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2008. Vol. 3. No. 2. Pp. 175185.
36. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2008. Vol. 3. No. 3. Pp. 167180.
37. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2008. Vol. 3. No. 3. Pp. 5-8.
38. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2008. Vol. 3. No. 4. Pp. 180189.
39. Allakhverdov V. M. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2008.No. 2. Pp. 10-19.
40. Allakhverdov V. M., Kulikov L. V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2008. No. 2. Pp. 3-9.
41. Allakhverdov V. M. Psychology in Russia: State of the Art. 2008. Pp. 136.
42. Allakhverdov V. M. Teoriya i metodologiya psikhologii Postneklassicheskaya perspektiva. Moscow: 2007. Pp. 174194.
43. Allakhverdov V. M., Karmin A. S. Voprosy psikhologii. 2007. No. 3. Pp. 177-179.
44. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2007. Vol. 4. No. 4. Pp. 25-34.
45. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2007. Vol. 2. No. 1. Pp. 227230.
46. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2007. Vol. 2. No. 1. Pp. 230246.
47. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2007. Vol. 2. No. 2. Pp. 147162.
48. Allakhverdov V. M., Karmin A. S., Shilkov Yu. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2007. Vol. 2. No. 3. Pp. 152163.
49. Allakhverdov V. M., Agafonov A. Yu., Vishnyakova E. A., Volokhonskii V. L., Voskresenskaya E. Yu., Gershkovich V. A., Ivanov M. V., Ivanova E. N., Ivanova N. A., Karpinskaya V. Yu., Kuvaldina M. B., Ledovaya Ya. A., Moroshkina N. V., Naumenko O. V., Sergeev S. F., Filippova M. G. Eksperimental'naya psikhologiya poznaniya: kognitivnaya logika soznatel'nogo i bessoznatel'nogo [Experimental psychology of cognition: cognitive logic of the conscious and unconscious]. Sankt-Peterburg, 2006.
50. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2006. Vol. 3. No. 2. Pp. 56-61.
51. Allakhverdov V. M. Epistemologiya i filosofiya nauki. 2006. Vol. 9. No. 3. Pp. 65-70.
52. Allakhverdov V. M. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2006. Vol. 1. No. 1. Pp. 100-104.
53. Allakhverdov V. M. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2006. No. 1. Pp. 10.
54. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2005. Vol. 2. No. 1. Pp. 130-139.
55. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2005. Vol. 2. No. 1. Pp. 44-65.
56. Allakhverdov V. M. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2005. Vol. 2. No. 1. Pp. 13-29.
57. Allakhverdov V. M. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2005. Vol. 2. No. 1. Pp. 96-111.
58. Averin V. A., Allakhverdov V. M., Semenov V. E., Yur'ev A. I. Psikhologicheskii zhurnal. 2004. Vol. 25. No. 1. Pp. 125-128.
59. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2004. Vol. 1. No. 2. Pp. 94-99.
60. Allakhverdov V. M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2004. Vol. 1. No. 4. Pp. 113-125.
61. Allakhverdov V. M. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2004. Vol. 1. No. 1. Pp. 91-97.
62. Allakhverdov V. M. Psikhologiya iskusstva. Esse o taine emotsional'nogo vozdeistviya khudozhestvennykh pro-izvedenii [The psychology of art. Essay on the mystery of the emotional impact of works of art]. Sankt-Peterburg, 2001.
63. Allakhverdov V. M. Soznanie kak paradox [Consciousness as a paradox]. Sankt-Peterburg, 2000.
Received 13.12.2016.