ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 95-96.
УДК 159.922;159.953
А.В. Гидлевский
СОЗНАНИЕ КАК РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ
Рассматривается сознание как рабочая память, которая включает в себя несколько составляющих: сенсорную, кратковременную, промежуточную и долговременную память (архив). Концепция сознания как рабочей памяти позволяет наделить последнюю ролью фундамента рассмотрения проблем, связанных с сознанием, и имеет высокий онтологический и прикладной статус.
Ключевые слова: сознание, рабочая память, модели рабочей памяти, промежуточная память, образование, метод И.Г. Песталоцци.
Настоящая статья продолжает дискуссию по проблемам, связанным с сознанием, которая затронута в работах [1-8].
Рабочая память представляет собой организацию работы с информацией, преимущественно в части принятия решений [9]. Поскольку организация чего-либо - это единство структур и функций, можно говорить о том, что модели рабочей памяти описывают структуры и превращения запомненного (информации).
Важный этап экспериментальных исследований проблем рабочей памяти (сознания) мы связываем, в частности, с именами В. Вундта и А. Бине, ряд идей которых лег в основу последующих моделей А. Бэддели, Н. Коуэна, А. Эриксона, В. Кинтш и др. [10; 11]. Отметим, что понятие рабочей памяти под названием «оперативная память» используется начиная с 1960-х гг. В исследованиях последнего времени термин «оперативная память» активно замещается термином «рабочая память». Практически все модели рабочей памяти включают в себя кратковременную память и систему доступа к ресурсам долговременной памяти. При этом многие исследователи, в том числе А. Бэддели, А. Эриксон и В. Кинтш, говорят о рабочей памяти как о части долговременной памяти, что не меняет сути дела.
Организацию рабочей памяти рассмотрим на простом примере. В процессе восприятия текста рабочая память, направляемая усилием произвольного внимания, «обозревает» текст шаг за шагом, удерживая в поле внимания некоторый объем текста, величина которого зависит от тренировки и знакомства с текстовыми субъектами (понятиями, терминами и др.). Очевидно, что для понимания содержания нескольких страниц, например, научного текста требуется хранить в промежуточной памяти немалый объем информации, величина которого не имеет четкого верхнего предела и зависит от тренированности рабочей памяти. Рабочая память при этом «обозревает» не только содержимое промежуточной памяти, относящееся к данному тексту, но и фрагменты долговременной памяти (архива), привлекаемые для более полного понимания текста. Заметим, что «химия» превращения «промежуточно» запомненного на период времени от нескольких минут до нескольких часов в запомненное на более длительное время - месяцы и годы - зависит от системы повторений.
Отличительной особенностью отечественной науки советского периода является сведение памяти к сознанию. Позднее наметился переход на позиции западной психологии, которая в настоящее время в основном рассматривает сознание как рабочую память, фактически исключая термин «сознание» из научного обихода [12]. В настоящее время проблемами рабочей памяти (сознания) занимаются в мире многие десятки лабораторий, однако судьбе отечественных исследований данного направления трудно позавидовать, как и судьбе отечественной науки в целом. А между
© А.В. Гидлевский, 2015
96
А. В. Гидлевский
тем нет более важной задачи в педагогической психологии, чем исследование особенностей организации рабочей памяти, поскольку именно от ее тренированности зависит эффективность принятия решений в любой отрасли человеческой деятельности.
Многим известны проявления уникальных свойств тренированной рабочей памяти. Автор был свидетелем довольно редкого события, произошедшего на одной из городских олимпиад, когда десятиклассница выиграла олимпиаду с огромным отрывом от чемпионов - победителей олимпиад самого высокого уровня. Припоминаются автору и другие похожие случаи. Возможности рабочей памяти проявляются и в сеансах одновременной игры вслепую в шахматах. Сходные уникальные результаты, индуцированные напряженным сосредоточением с целью работы со сложными визуализациями, имели место в йоге, но они считались помехами на пути самосовершенствования. Из рассмотрения ряда проявлений особенностей рабочей памяти напрашивается следующий вывод: путем тренировки в течение нескольких месяцев можно значительно увеличить возможности рабочей памяти (сознания, интеллекта).
Одна из первых известных нам реализаций уникальных возможностей рабочей памяти в образовании принадлежит И.Г. Песталоцци, который использовал
определенным образом организованные визуальные алфавиты. О своем методе Песталоцци говорит так: «Метод поднял развившуюся по определенным законам способность к наблюдению у человека до всеобъемлющей силы искусства, благодаря которой умственные способности человека, безусловно, также неизмеримо усилятся, разовьются и, я бы сказал, по существу умножатся» [13]. Существующая же в России система «запоминательного» образования может быть названа педагогическим преступлением, поскольку вынуждает учащихся использовать для прохождения образовательного контроля (зачетов экзаменов и др.) промежуточную память, следы которой тут
же стираются после завершения контрольного мероприятия, например сдачи экзамена. Данное обстоятельство с успехом приводит к угасанию интеллекта учащихся со всеми вытекающими последствиями,
например, в виде фрагментации личности, ликвидации возможностей критического мышления и др.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гидлевский А. В. Генетические и средовые детерминанты альтруистичного и эгоистичного сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 8586.
[2] Гидлевский А. В., Филатов В. И. Антропный космологический принцип: начало дискуссии // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 92-93.
[3] Гидлевский А. В., Шкарупа В. М. Амбивалентность философии: простота versus сложность // Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 91-93.
[4] Гидлевский А. В., Шкарупа В. М. Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход) // Вестн. Ом. унта. 2014. № 3. С. 62-64.
[5] Обросов М. О. Структура характера русского народа // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 8182.
[6] Петров А. А. Миф и мезореальность // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 87-89.
[7] Черняк Н. А. Эпоха без морали // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 83-84.
[8] Шкарупа В. М. Истина и мезореальность: первое приближение // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 90-91.
[9] Бондаренко И. А., Гидлевский А. В. Философское содержание понятия информации: критический анализ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http:// www.science-education.ru/120-15733.
[10] Бэддели А. Рабочая память // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. 3-е изд. М. : Астрель, 2008. С. 436461.
[11] Working memory; URL: http://en.wikipedia.org/ wi ki/Working_memory.
[12] Гидлевский А. В. Сознание как механизм памяти // Гуманитарные исследования : ежегодник. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. Вып. 9. С.10-15.
[13] Песталоцци И. Г. Избр. педагогич. соч. : в 2 т. М. : Педагогика, 1981. Т. 1. С. 214.