Территория науки, 2013.№4
профилактики преступлений в современной России. М., 2012. С. 145164.
2. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 2007, с. 136.
3. Ривкин К. Криминалистическая характеристика современных присвоений. - Экономика и жизнь, 2007. С. 22
Покачалова С. А.
СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Россошь
Ключевые слова: Создание юридического лица, признаки
юридического лица, учредители, государственная регистрация юридического лица.
Аннотация: Создание юридического лица является одной из возможностей реализации гражданами РФ своих конституционных прав на осуществление предпринимательской деятельности. Данная статья раскрывает особенности создания юридического лица.
Keywords: Creating a legal entity, signs a legal entity, the founders of the state registration of legal entities.
Abstract: The creation of a legal entity is one of the feasibility of Russian citizens of their constitutional rights to carry out business activities. This article reveals the peculiarities of creating a legal entity.
Демократические преобразования, начатые в нашей стране на рубеже XX - XXI столетий, затронули все сферы экономической и политической жизни общества. Практическое воплощение принципа свободы предпринимательства в сочетании с принципом его государственного регулирования на путях интеграции в международное сообщество возымело своим результатом признание России страной с рыночной экономикой и благоприятным инвестиционным климатом. Возрос авторитет Российского государства на международной арене, упрочился его статус как полноправного партнера в отношениях с промышленно развитыми странами. Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1). Реформы,
направленные на становление важнейших институтов правового
136
Территория науки, 2013.№4
государства, коснулись всех отраслей отечественного права. Поистине революционные перемены, связанные с укреплением отношений собственности, развитием договорного права, защитой исключительных и личных неимущественных прав, других институтов, произошли в области цивилистики.
В изменившихся социально-экономических условиях существенной трансформации подвергся институт юридического лица. Общественные отношения, возникающие в процессе создания и деятельности юридических лиц, в том числе корпоративные правоотношения, которые складываются между юридическим лицом, его учредителями (участниками) и субъектами, осуществляющими функции его органов, все более усложняются, появляются новые виды договоров, формируются принципы корпоративного поведения и вырабатываются критерии взаимной гражданско-правовой ответственности участников этих отношений. Категория юридического лица стремительно развивается под влиянием достижений европейского континентального и англо-американского корпоративного права. В российском правопорядке построена новая система юридических лиц, которая продолжает стремительно эволюционировать. Кардинальные изменения претерпели основополагающие принципы регулирования правового механизма создания и функционирования юридических лиц. В связи с этим теоретические подходы, сложившиеся в прежней системе к объяснению сущности юридического лица, требуют глубокого переосмысления. Возникла острая необходимость в создании целостной, научно обоснованной концепции, раскрывающей природу правого регулирования создания юридического лица.
В данном докладе будет предпринята попытка исследовать и проанализировать проблемы, связанные с нормативно - правовым обеспечением и реальным осуществлением правового регулирования создания юридического лица в Российской Федерации. Актуальность данного вопроса вызвана тем, что организация и создание юридического лица учредителями - физическими лицами позволяет им реализовать свое конституционное право на предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности (или на определенном ограниченном вещном праве) обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [5, С. 247]. Необходимо подчеркнуть, что даже
137
Территория науки, 2013.№4
наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом -субъектом гражданского права [7, С. 57-59]. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве, т.е. официальное признание ее юридической личности государством (публичной властью).
Процесс образования и деятельности юридического лица немыслим вне проявления воли определенной группы людей или даже одного человека, равно как он невозможен вне проявления в какой-либо форме государственной воли. Из нашего понимания юридического лица как созданного в соответствии с законом для определенных целей реального, но вместе с тем искусственного субъекта права, которому могут принадлежать имущественные и некоторые личные неимущественные права и обязанности, применимые к его природе, также следует вывод, что его создание есть следствие акта деятельности других субъектов, основанного на прямом или косвенном дозволении государства. Во всех правопорядках юридические лица возникают по воле их учредителей, под контролем публичной власти, которая следит за законностью их создания. Согласно нормам российского законодательства создание юридического лица путем учреждения осуществляется по решению одного или нескольких учредителей.
Признание лица учредителем имеет практическое значение, поскольку учредители - как в широком, так и в узком смысле слова -несут не только гражданскую, но и административную и даже уголовную ответственность за ненадлежащее назначение первых органов, представление ложной информации, искажение финансовой отчетности, иные нарушения корпоративного законодательства. Действующее российское законодательство не определяет понятие учредителя, устанавливая лишь его права и обязанности по созданию юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 51 и п. 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации, а прекращает свое существование (ликвидируется) после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Юридическое лицо может быть создано путем либо учреждения заново, либо реорганизации одного или нескольких уже существующих юридических лиц [3, ст. 12-16]. .В процессе учреждения создается новое юридическое лицо, которое не является правопреемником другого субъекта. Реорганизация путем слияния,
138
Территория науки, 2013.№4
выделения или разделения означает перемены в статусе одного или нескольких уже существующих юридических лиц, в результате чего также возникают новые субъекты права, которые становятся преемниками сливающихся или разделяющихся юридических лиц (ст. 57, 58, п. 1 ст. 129, ст. 387 ГК РФ). Как при учреждении, так и в ходе реорганизации возникновение нового субъекта права является результатом совокупности юридических фактов, каждый из которых порождает определенные правовые последствия, которые приводят к созданию одного, а в случае реорганизации, возможно, нескольких юридических лиц [9, С. 165-170].
Как уже упоминалось, юридическое лицо должно обладать четырьмя обязательными признаками. Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.
К числу таких признаков относятся (п. 1 ст. 48 ГК РФ): 1) организационное единство; 2) имущественная обособленность; 3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам; 4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.
Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае - гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач.
Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляются в ее учредительных документах - уставе, учредительном договоре либо в общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ). В них обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция и т.д.), в большинстве случаев - предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные законом для соответствующих разновидностей юридических лиц.
Наличие такого рода документов и является формальным выражением организационного единства как признака юридического лица.
139
Территория науки, 2013.№4
Имущественная обособленность организации предполагает
наличие у нее некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления). Очевидно, что отсутствие собственного имущества исключает возможность самостоятельного участия в гражданском (имущественном) обороте, а тем самым и признания субъектом гражданских правоотношений. Ведь участниками товарноденежных отношений в нормальной ситуации должны быть именно собственники.
Принадлежащее организации имущество первоначально
охватывается понятием уставного капитала или «уставного фонда» (в товариществах - «складочного капитала», в кооперативах - «паевого фонда»), размер которого отражается в ее учредительных документах.
Учредители или участники юридического лица по общему правилу не отвечают по его долгам. Но даже при установлении законом такой ответственности (например, в некоторых случаях банкротства юридических лиц, а также для полных товарищей и собственников имущества учреждений и казенных предприятий) она всегда носит дополнительный (субсидиарный) характер, т.е. наступает лишь при отсутствии или недостатке имущества у самого юридического лица.
Показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах.
Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, благотворительный фонд), а в ряде случаев и на характер его деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ) (например, общество защиты животных).
Фирменное наименование регистрируется вместе с регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о фирме в соответствующий реестр юридических лиц. Право на фирму является личным правом и имеет абсолютный (исключительный) характер. Организация, зарегистрировавшая фирменное наименование, получает исключительную возможность его использования и вправе требовать прекращения неправомерного (без ее согласия) использования такого наименования другими юридическими лицами и возмещения причиненных этим убытков (п. 4 ст. 54 ГК РФ).
140
Территория науки, 2013.№4
Юридическое лицо должно также иметь официальное место нахождения («юридический адрес»), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ), и обязательно указывается в его учредительных документах [11, С. 114119].
Целям индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наряду с фирменными наименованиями служат товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров. Товарные знаки (знаки обслуживания) являются условными обозначениями, используемые для отличия однородных товаров и услуг, выпускаемых (оказываемых) различными производителями (например, изготовителями автомобилей, одежды и обуви, некоторых пищевых продуктов и т.д.) [10, С. 38-44].
Зарегистрированный в патентном ведомстве товарный знак (знак обслуживания) порождает исключительное право на его использование. Наименования мест происхождения товаров
используются для обозначения товаров, обладающих особыми свойствами, которые предопределены природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся (например, шампанские вина, тульские самовары и т.п.).
Указанные признаки юридического лица в тех или иных вариантах воспроизводятся и в современной зарубежной литературе. На их основе затем выводятся научные (доктринальные) понятия
юридического лица, обычно отсутствующие в законодательстве. В российском гражданском праве на базе отмеченных признаков юридического лица закон традиционно закрепляет определение этой категории.
В нашей работе особое внимание уделяется особенностям создания юридического лица. Понятие «образование (создание)» юридического лица употребляется в двух смыслах. Во-первых, он означает весь процесс (порядок) создания юридического лица, который включает в себя совокупность действий и отношений, связанный с созданием юридического лица. Во-вторых, этот термин применяется для обозначения тех юридически значимых обстоятельств (фактов), с наступлением которых юридическое лицо считается созданным. Юридическое лицо можно определить как искусственный субъект гражданского права, который в соответствии с законом создается другими субъектами (учредителями) для определенных целей; как правило, обладает правом собственности в отношении переданного ему учредителями имущества, может иметь иные имущественные
141
Территория науки, 2013.№4
права и нести имущественные обязанности, применимые к его природе.
Организационно-правовую форму юридического лица следует определить как вид юридического лица, который отличается от другого вида способом создания, объемом правоспособности, порядком управления, наличием, характером и содержанием корпоративных прав и обязанностей учредителей (участников) и субъектов, осуществляющих функции его органов, в отношении друг друга и юридического лица. Гражданскому законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочнонормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.
В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются, прежде всего, на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли. Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут. Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).
Объем правоспособности юридического лица (общая или специальная) может быть установлен только законом. Если
142
Территория науки, 2013.№4
учредители коммерческой организации, обладающей в силу закона общей правоспособностью, самостоятельно устанавливают в учредительных документах ограничения на осуществление юридическим лицом отдельных видов деятельности либо указывают их исчерпывающий перечень, подобные самоограничения не изменяют общий характер правоспособности данного юридического лица. Отношения между юридическим лицом и его учредителем по своей природе являются видом гражданско-правовых отношений -корпоративными отношениями, в том числе, если учредителем выступает публично-правовое образование, от имени которого действуют уполномоченные государственные органы (органы местного самоуправления) в соответствии с их компетенцией, установленной правовыми актами.
Специфика корпоративных отношений, существующих между юридическим лицом, его учредителями (участниками), а также иными лицами, осуществляющими функции его органов, состоит в том, что их участники, будучи самостоятельными и независимыми субъектами гражданского права, обладающими собственной волей, приобретают по отношению друг к другу права корпоративной власти и принимают на себя обязанности корпоративного подчинения, причем объем и содержание этих прав и обязанностей определяется законом, учредительными документами юридического лица и соответствующими договорами. Учредительными документами юридического лица являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения). Что касается органов юридического лица, то им является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избрания) - законом и учредительными документами.
Юридические лица регистрируются в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
143
Территория науки, 2013.№4
Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Отдельные вопросы регистрации регулируются подзаконными нормативными правовыми актами президента России и правительства России [ 4, С. 122].
Однако в Гражданском кодексе РФ нет отдельной статьи «Создание юридического лица», поэтому определить, с какого момента в соответствии с положениями самого ГК РФ юридическое лицо считается созданным можно только путем системного анализа других статей. В п. 2 ст. 51 ГК РФ указано, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Следует считать, что это положение применяется ко всем способам создания юридических лиц, которые предусмотрены действующим законодательством: как путем создания юридического лица впервые, так и путем его реорганизации. Это находит подтверждение в п.п. 2,4 ст. 57 ГК РФ, из которых следует, что вновь возникшие в процессе реорганизации юридические лица подлежат государственной
регистрации. Действующий ГК РФ определяет юридический факт, который непосредственно порождает появление юридического лица как субъекта гражданского права моментом государственной регистрации, но не содержит указаний о том, что считать таким моментом. Раскрывается это понятие в Законе «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с п. 2 ст. 11 моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Вопросы создания юридических лиц путем реорганизации растворились в ст. 57 ГК РФ «Реорганизация юридических лиц», что вряд ли способствует целостному восприятию всех юридически значимых моментов по вопросам создания юридических лиц. Более системно эти вопросы регламентированы в Законе «О государственной регистрации юридических лиц», в главе V «Г осударственная регистрация юридических лиц», однако и в этом законе вопросы создания юридических в процессе реорганизации затронуты в связи с завершением государственной регистрации лиц, создаваемых путем реорганизации.
Поэтому представляется целесообразным введение в Гражданский кодекс РФ отдельной статьи «Создание юридических лиц», в которую должны быть включены важнейшие общие положения об образовании юридического лица, способы создания юридических лиц по ныне
144
Территория науки, 2013.№4
действующему законодательству, четкое определение юридического факта, с наступлением которого юридическое лицо считается созданным. Интересно отметить, что в ГК РСФСР 1964 г. существовала ст. 27 «Образование юридического лица», которую законодатель тех лет счел необходимым включить в кодифицированный нормативный акт. Представляется, что включение такой статьи в ГК РФ подчеркивало бы важность этого института, ибо он имеет, прежде всего, гражданско-правовое исходно-важное значение. Задачи Закона «О государственной регистрации юридических лиц» несколько иные и основная часть норм этого закона, как отмечается в литературе, относится к предмету административного права.
Список литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Феникс, 2013. - 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. от 27.12.2009 г.: СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.): СЗ РФ, № 33, ст. 3431.
4. Алексеев, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» / Ю. В. Алексеев. -М. : Юрайт-Издат, 2002. - 336 с.
5. Гражданское право: учебное пособие / А. М. Гатин. - М. : «Дашков и Ко», 2008.
6. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц: учебное пособие / Т. А. Гусева, А. В. Чуряев. - М. : Деловой Двор , 2008. - 232 с.
7. Корнеева, И. Л. Гражданское право Российской Федерации: учебник для вузов / И. Л. Корнеева. - М. : Юристъ, 2005. - С. 57-59.
8. Сотникова, Л. В. Реорганизация юридических лиц: Правовые основы, бухучет, налогообложение: учебно-методическое пособие / Л. В. Сотникова. - М. : Налоговый вестник, 2006. - С. 165-170.
9. Фомичева, Л. П. Товарные знаки и знаки обслуживания. Правовые основы, учет и налоги: учебное пособие / Л. П. Фомичева.-М. : Вершина, 2008. - 200 с.
10. Чашин, А. Н. ООО: регистрация и перерегистрация: учебнометодическое пособие / А. Н. Чашин. - М. : Дело и Сервис, 2010.
145