Научная статья на тему 'Создание выразительного художественного образа в процессе работы над композицией в технике мозаики'

Создание выразительного художественного образа в процессе работы над композицией в технике мозаики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мозаика / смальта / композиция / творчество / пространственное смешение цветов / выразительность и гармония цветовых отношений / художественный образ / крест / подростки. / Mosaic / smalt / composition / creativity / spatial mixing of colors / expressiveness and harmony of color relations / artistic image / cross / adolescents.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатохина Надежда Николаевна

В статье дан краткий исторический обзор искусства мозаики. Рассматриваются особенности монументальной эмалевой живописи и процесс создания мозаики, практические вопросы решения проблемы применения техники мозаики в современном монументальном искусстве. Анализируются приемы и способы работы с мозаикой, особенности цветовой и фактурной поверхности материала смальта. Отмечается, что для подросткового возраста актуальным является использование новых материалов и техник с целью активизации процесса обучения и развития композиционно-творческих способностей детей. Представлены мозаичные работы обучающихся школы церковных искусств. Описан творческий проект с поэтапным выполнением декоративной композиции «Крест» из материала смальты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN EXPRESSIVE ARTISTIC IMAGE IN THE PROCESS OF WORKING ON A COMPOSITION IN THE TECHNIQUE OF MOSAIC

The article gives a brief historical overview of the art of mosaic. Features of monumental enamel painting and the process of creating a mosaic, practical issues of solving the problem of using mosaic techniques in modern monumental art are considered. The methods and methods of working with mosaic, the features of the color and textured surface of the smalt material are analyzed. It is noted that for adolescence, the use of new materials and techniques is urgent in order to create an activation of the learning process and development of the compositional and creative abilities of children. Mosaic works of students of the school of church arts are presented. A creative project is described with a step-by-step execution of the decorative composition «Cross» from the material of smalt.

Текст научной работы на тему «Создание выразительного художественного образа в процессе работы над композицией в технике мозаики»

ПРАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

RAR УДК 71 ББК 85.145.3

СОЗДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В ТЕХНИКЕ МОЗАИКИ

Шатохина Надежда Николаевна,

кандидат педагогических наук, директор школы церковных искусств Курского Свято-Троицкого женского монастыря. ул. Горького, 13/1, Курск, Курская обл., Россия e-mail: nadin.mar@yandex.ru

Аннотация

В статье дан краткий исторический обзор искусства мозаики. Рассматриваются особенности монументальной эмалевой живописи и процесс создания мозаики, практические вопросы решения проблемы применения техники мозаики в современном монументальном искусстве. Анализируются приемы и способы работы с мозаикой, особенности цветовой и фактурной поверхности материала смальта. Отмечается, что для подросткового возраста актуальным является использование новых материалов и техник с целью активизации процесса обучения и развития композиционно-творческих способностей детей. Представлены мозаичные работы обучающихся школы церковных искусств. Описан творческий проект с поэтапным выполнением декоративной композиции «Крест» из материала смальты.

Ключевые слова

Мозаика, смальта, композиция, творчество, пространственное смешение цветов, вы- 85

разительность и гармония цветовых отношений, художественный образ, крест, подростки.

В настоящее время идет процесс восстановления прерванных православных традиций украшения храмов и других архитектурных сооружений в древней технике мозаика.

Как отмечают исследователи, мозаика является востребованным искусством в современной художественной отечественной практике. Имеется широкое поле для применения мозаики

• • Г-

'■"■'Л'.»

А ' - . . ■'

Л'/-

Ш

V) . ли О. .

- • ч

V '/

..V ; .V ■ 1 Аз . •• -ь

V* • %

К Ь'Д,

-■'»Л

' Ш

«ПКГ, . - V/

" - . ■ ✓

Рис. 1. Христос. Деисус. Мозаика южной галереи. Фрагмент

Рис. 2. Богоматерь. Деисус. Мозаика южной галереи. Фрагмент

в самых разнообразных формах и проявлениях, особо в наружных архитектурных украшениях церковного зодчества. Закрепленная специальным раствором на стенах, она надолго сохраняет свой первоначальный вид.

Мозаике посвящены труды и исследования многих авторов (В. К. Макарова, Н. М. Мавроди-ной, Т. В. Баранова, А. И. Ларионова, Е. В. Лавре-ньева), рассматривающих общие и специфические черты разновидностей мозаичного искусства, виды и техники мозаики.

Мозаика была известна в Риме, Египте, Греции, Византии. Византийская мозаика при этом имела преимущество в декоративном украшении убранства храмов. Применяемые еще в древности приемы и сюжеты служат творческими источниками для современных художников. Знаменитые равеннские мозаики обладают особой силой образного воздействия. Храм Софии в Константинополе является известным памятником византийского зодчества. Образы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, находящиеся в этом храме, до сих пор является моде-

лью для копирования в живописи и мозаиках [Святая София]. Мозаика набиралась из мелких кусочков смальты с применением натурального золота, драгоценных камней, жемчуга, перламутра. Ниже представлены мозаики храма Святой Софии в Константинополе — всемирно известного памятника византийского зодчества (рис. 1, 2).

С принятием христианства мозаика пришла в Россию. Русские храмы украшали вначале византийские мастера монументальной живописи. В работе им помогали талантливые русские мастеровые. Примером монументальной живописи Киевской Руси является мозаика Святой Софии Киевской. Мастерство изобразительных форм мозаичной композиции и глубина духовного содержания священных изображений Святой Софии Киевской ярко представлены в изображении Христа Пантократора, Богоматери («Нерушимая Стена»), Архангелов, композиции «Евхаристия» и других мозаичных работах. Русскую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Его рецептами пользуются художники до сих пор.

Рис. 3. Пластинки из смальты и стекла

М. В. Ломоносов занимался технологией изготовления смальты, его смальта красивая и разнообразная.

Смальта представляет собой цветные кубики стекла, сплавленного с минеральными красками. В состав смальты входят кремний, известь, сода, алюминий, магнезия, борная и фосфорная кислоты, а также другие материалы. Их измельчают в порошок, перемешивают и нагревают в печи до высокой температуры. Из расплавленной массы отливают пластины, которые потом разрезают на нужные тессеры1.

Она отличается прочностью, блеском, имеет практическую и эстетическую ценность. Для неё характерны ценные декоративные свойства — живость красок, прозрачность, глубина колеров, ясность и колоритность изображения. Смальта имеет богатую цветовую палитру, насчитывает сотни разных оттенков цветов (рис. 3).

Мозаика с применением смальты прошла долгий путь от простых орнаментов до сложных декоративных композиций. Процесс выполнения декоративных композиций с использова-

1 Мозаика. Хоаким Чаварриа. Серия «Искусство и ремесло»/ Пер. с исп. М : ООО «Художественно-педагогическое издательство», 2007. 160 с.

нием смальты основан на изучении основных законов и выразительных средств композиции. В ходе мозаичной работы рассматриваются особенности ритма в композиционном построении, стилизации природных форм, текстуры и фактуры материала, гармонии цветовых отношений, понятия композиционного центра. Компоновка выбранных кусочков смальты осуществляется в соответствии сочетаний цвета по принципу равновесия, доминанты, ритма, их гармонизации, выразительности контуров и смысловым содержанием декоративной композиции.

Для того чтобы эффективно работать в техники мозаики, необходимо изучить ее художественные особенности и технические возможности. В своей работе «Изразцы и мозаика» В. И. Селезнев описывает особенности монументальной эмалевой живописи и процесс создания мозаики из кусочков смальты. Он указывает, что от расположения кусочков смальты относительно друг друга и фона композиции зависит тональное решение мозаики. Различные приемы подбора кусочков смальты дают возможность передавать тонкие градации живописи. Так, высветление тонов происходит за счет рядом стоящих с хроматическим цветом (красным, желтым, синим и др.) белой смальты, а с помощью черной смальты цвета оттеняются. Отмечается, что вблизи мозаичная работа смотрится как подбор цветных пятен, а на определенном расстоянии они воспринимаются уже как целостное изображение в виде какой-либо формы. Чтобы грамотно выполнить мозаичную работу, необходимы практические знания эффектов пространственного смешения цветов. От особенностей внешней поверхности материала смальты зависит восприятие мозаики. Так, смальтой корпусной (не блестящей) хорошо передаются утонченные живописные произведения. А для внешних декоративных изображений лучше подходит смальта с блеском, чистых тонов. Она может использоваться в орнаменте, где различные неровности поверхности кусочков смальты усиливают яркость отраженных от нее лучей. В таких работах употребляются контуры, разграничивающие светлые и темные тона. Вопрос выбора фона мозаичной композиции зависит от общей колористической гаммы произведения. Традиционные золотые фоны в церковной живописи применяются с целью оживления красочного слоя изображения.

Рис. 4. Виды нательных крестов Древней Руси

Автор пишет, что в искусстве классической смальтовой мозаики существует два способа изготовления композиции. Это «прямой» и «обратный» набор, в зависимости от расположения лицевой стороны мозаичного изображения. Самый древний и простой способ — это прямой метод, который состоит в первоначальной укладке кусочков смальты на поверхность, покрытую тонким слоем пластилина с переведенным рисунком. Затем выбранную смальту с пластилиновой поверхности перекладывают на грунт свежего цемента и укрепляют. Так постепенно весь грунт заполняется смальтой. При этом между кусочками смальты образуются промежутки, заполненные цементом. Эти швы необходимы для сцепления смальты с цементом. В наружных мозаичных работах не рекомендуется оставлять много швов, они со временем могут разрушаться. Когда используются мелкие кусочки смальты в композиции, образуется частая сеть швов. В этом случае чистота и яркость красок уменьшаются. Плиточки смальты желательно ближе располагать друг к другу, а сцепление их с раствором делать за счет нижних боковых скосов. При изготовлении мозаики используются специальные инструменты, такие, как молоток, резец, клещи, зубило, разнообразные кусачки, стеклорез и другие. С помо-

Рис. 5 а., 5 б

щью этих инструментов смальта раскалывается на мелкие кусочки нужного размера2.

В своем исследовании Тренин Г. А. указывает, что монументально-декоративное искусство оказывает непосредственное влияние на формирование творческой активности личности. Использование мозаики в процессе работы над композицией произведения способствует воспитанию чувства красоты, цветовой гармонии, развитию художественной культуры3.

Педагогами школы церковных искусств, созданной на базе Курского Свято-Троицкого женского монастыря, успешно решаются проблемы

Изразцы и мозаика. Очерк техники и значения их в декоративном искусстве и зодчестве/ В. Селезнева. С- Пб. : Издание К.Л. Риккера, 1896. 80 с.

Официальный сайт приоритетного проекта «Современная образовательная цифровая среда в РФ» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://online.edu. ru/ru/

2

3

Рис. 5 в., 5 г.

Рис. 5 д., 5 е.

обучения подростков выразительности художественного образа в процессе создания монументальных композиций в технике мозаики. Поиск гармоничного и выразительного решения составляет основу процесса создания художественного образа в материале. О важности использования возможностей различных материалов в обучении подростков искусству пишут многие педагоги. Известный педагог В. С. Щербаков, рассматривая в процессе работы художественно-творческое развитие личности своих учеников, отмечает, что в подростковый период «угасания» детского творчества, утраты выразительности изображения целесообразно использовать в обучении изобразительной деятельности различные материалы, техники и виды искусства. «Так как изображение — не только сам изображенный предмет, но и материал, и плоскость изображения, то нужно приучать детей рассматри-

вать художественный материал не как внешнее в работе, а как средство выразить внутренние представления об объекте. Нужно показать им, что выразительность изображения проявляется в материале»4.

Мозаика, в частности, материал смальта, благодаря своим цвето-тоновым качествам и фактурным свойствам, активизирует творческий процесс создания композиции, вызывает интерес к работе у подростков. Она является аналитическим материалом, который позволяет работать долго и вдумчиво. Обучающиеся, работая над определенной православной тематикой в технике мозаики, выражают свое эмоциональное отношение к предмету посредством цвета, ритма и других средств композиции. Они

4 Мозаика. Хоаким Чаварриа. Серия «Искусство и ре-месло»/Пер. с исп. М: ООО «Художественно-педагогическое издательство», 2007. 160 с.

Таблица 1. Последовательное выполнение простой декоративной композиции «<Крест» в технике мозаики из смальты

разрабатывают живописно-техническую концепцию будущего художественного образа в мозаике с учетом закономерности пространственного смешения цветов. При этом от них требуется внимательное отношение к анализу эскиза и тщательный подбор необходимого материала с учетом выбранной цветовой палитры.

В работе с детьми для выполнения мозаичной композиции используются простейшие геометрические мотивы, стилизованные растительные формы, на основе которых создаются орнаменты. Орнамент как древнейший вид художественной деятельности является воплоще-

нием через условные формы, различные символы определенных понятий добра, красоты, защиты. Так, крест является главным символом христианства, символом спасения и искупления рода человеческого. При совершении всех церковных Таинств Крест с Распятием (изображение Господа Иисуса Христа) обязательно должен быть. «Образ Креста так глубок, что все, содержащееся в словах Евангелия, особенным образом присутствует и в нем»5. Существуют различные виды нательных крестов, которые носятся христианами под одеждой (рис. 4).

Подростки на занятиях по мозаике из материала смальты создают орнаменты с изображением декоративных крестов. Задача композиционного решения креста включает передачу в работе гармоничных отношений отдельных элементов материала мозаики (кусочков смальты). Фантазия детей в украшении крестов не знает границ. Ниже представлены работы обучающихся по созданию творческой композиции «Крест» в технике мозаики (рис. 5 а-е).

Одна из этих работ представлена в таблице в развернутом виде и описана с указанием поэтапного выполнения композиции «Крест» в технике мозаики с использованием смальты в прямоугольном формате.

1 этап. Разработка эскиза композиции в цвете. Работа начинается с разработки эскиза, который выполняется в цвете (с помощью акварели, гуаши, темперы). В первоначальном творческом замысле могут быть некоторые изменения в ходе работы, в зависимости от возможностей смальты и цветовой палитры материала.

2 этап. Выполнение рабочего рисунка в натуральную величину карандашом на плотной бумаге.

3 этап. Перевод рисунка на пленку шариковой ручкой.

4 этап. Перенесение рисунка с пленки на поверхность, покрытую тонким слоем пластилина с помощью инструмента «колесико».

5 этап. Составление цветовой палитры из материала и отбор необходимого количества и нужного размера смальты для мозаики в соответствии с имеющимся эскизом (образцом).

6 этап. Укладывание отобранных кусочков смальты на поверхность относительно конту-

Изразцы и мозаика. Очерк техники и значения их в декоративном искусстве и зодчестве/В. Селезнева. СПб.: Издание К. Л. Риккера, 1896. 80 с.

5

ров изображения, все время сверяясь с эскизом композиции.

7 этап. Подготовка поверхности для выкладывания мозаики в раствор (армирующая сетка, раствор).

8 этап. Постепенное перенесение фрагментов мозаики в раствор. Очистка поверхности изображения.

На основе вышесказанного необходимо отметить, что знания об искусстве мозаики, умения формировать графическое, цветовое, колористическое решение композиции изображения, навыки работы с эскизом помогут проявить самостоятельные решения творческих задач по нахождению новых способов создания художественного образа, будут способствовать развитию таких личностных качеств, как усидчивость и терпение.

Список литературы

1. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты. Иконы.

Складни: Альбом. М.: Интербук-бизнес, 2000.

136 с.

2. Изразцы и мозаика. Очерк техники и значения их в декоративном искусстве и зодчестве/В. Селезнева. С.-Пб.: Изд-е К. Л. Риккера, 1896. 80 с.

3. Мозаика. Хоаким Чаварриа. Серия «Искусство и ремесло»/Пер. с исп. М.: ООО «Художественно-педагогическое издательство», 2007.160 с.

4. Святая София. Константинополь. Серия «Музеи мира». Елена Милюгина: Альбом. М.: ООО «ИЭ Русский мир», 2016. 122 с.

5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для у-ся. 5 - 8 кл.: в 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. 80 с.

6. Справочник православного человека: в 4-х ч. М.: Данилов мужской монастырь, 2014. 688 с.

7. Тренин Г. А. Монументально-декоративное искусство в формировании творческой активности личности: авт. диссерт., Омск, 2013.

8. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей). М.: Просвещение, 1969. 272 с.

CREATING AN EXPRESSIVE ARTISTIC IMAGE IN THE PROCESS OF WORKING ON A COMPOSITION

IN THE TECHNIQUE OF MOSAIC

Shatohina Nadezhda Nikolaevna,

PhD, director of the school of church arts Kursk Saint-Troitsk nunnery str. Bitter, 13/1, Kursk oblast, Russia e-mail: nadin.mar@yandex.ru

Abstract

The article gives a brief historical overview of the art of mosaic. Features of monumental enamel painting and the process of creating a mosaic, practical issues of solving the problem of using mosaic techniques in modern monumental art are considered. The methods and methods of working with mosaic, the features of the color and textured surface of the smalt material are analyzed. It is noted that for adolescence, the use of new materials and techniques is urgent in order to create an activation of the learning process and development of the compositional and creative abilities of children. Mosaic works of students of the school of church arts are presented. A creative project is described with a step-by-step execution of the decorative composition «Cross» from the material of smalt.

Keywords

Mosaic, smalt, composition, creativity, spatial mixing of colors, expressiveness and harmony of color relations, artistic image, cross, adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.