Научная статья на тему 'Создание в техникуме условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья'

Создание в техникуме условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание в техникуме условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

СОЗДАНИЕ В ТЕХНИКУМЕ УСЛОВИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н. А. Фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово т. А. Надобная, мастер производственного обучения

Предоставление образования подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из стратегических направлений социальной и образовательной политики России.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Государственное профессиональное образовательное учреждение г. Кемерово под руководством директора М. В. Боровского осуществляет подготовку выпускников специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида, более 20 % из которых — инвалиды.

Профессиональное обучение в рамках профессиональной подготовки осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных к обучению лиц с ОВЗ, учитывающих индивидуальные образовательные потребности обучающихся и необходимые условия.

К индивидуальным образовательным потребностям обучающихся относятся:

- потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей интересов мотивов и способностей (личностная успешность);

- потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

- потребности в развитии у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Необходимые условия для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ — оказание коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для них методов и способов общения, максимально способствующих получению соответствующего образования, а также социальному развитию подростков, которое вклю-

Н. А. Фесикова

т. А. Надобная

чает в себя способность к адекватному восприятию современных социальных требований.

Профессиональная подготовка в ОУ осуществляется по следующим профессиям: штукатур, маляр строительный, облицовщик-плиточник, столяр строительный, слесарь-сантехник, швея, вышивальщица, обувщик по ремонту обуви.

Содержание и форма обучения ориентированы не только на получение знаний, умений и практического опыта, но и на организацию профессиональных отношений, способствующих дальнейшему самоопределению обучающихся в выбранной профессии, и их социализацию.

Мастера производственного обучения и преподаватели ОУ успешно внедряют в практику современные педагогические технологии, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся.

В образовательном учреждении разработана программа «Школа здорового образа жизни», которая основана на применении здоровье-сберегающих технологий как для обучающихся, так и всего педагогического коллектива. Педагоги ОУ проводят занятия с учетом гигиенических требований организации урока, используя разнообразие и чередование видов деятельности: дозирование учебного материала, физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, производственную гимнастику, — позволяющие снять мышечное напряжение.

Занятия по физической культуре проводятся по программе Комплекса мер физкультурно-

76

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСГВО» № 4 (51) 2016

оздоровительного характера профессиональной направленности для обучающихся строительных профессий (штукатур, маляр строительный, облицовщик-плиточник, столяр строительный, слесарь-сантехник) и профессий бытового обслуживания (швея, вышивальщица, обувщик по ремонту обуви), что ведет к сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Физкультурно-оздоровительный комплекс разработан с учетом медицинских показаний обучающихся, одобрен и рецензирован заведующей отделением физиотерапии и лечебной физкультуры Кемеровского кардиологического центра. Ежегодно преподаватели физической культуры пересматривают и дорабатывают программу комплекса с учетом медицинских показаний обучающихся, поступивших на первый курс, что позволяет поддерживать и развивать их уровень физического, психологического и социального здоровья, формировать отношения обучающихся к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Преподаватели и мастера производственного обучения в образовательной деятельности активно применяют информационно-коммуникационные технологии:

- демонстрация видеофрагментов, фильмов при изучении нового материала, видеоэкскурсии на профильные предприятия. Их преимущества: есть возможность остановить кадр, посмотреть еще раз, повышается эффективность получения информации;

- презентации — способствуют мотивации обучающихся и используются на различных этапах занятий;

- тестовые задания — применяются как при изучении нового материала на этапе закрепления, так и при повторении. Свои ответы обучающиеся комментируют, что способствует активизации их мыслительной деятельности.

При разработке дидактических материалов педагоги выдерживают принципы от простого к сложному, доступности и посильности выполнения заданий, учитывают индивидуальные особенности обучающихся.

Но в современных условиях производства возрастает доля умственной деятельности в трудовом процессе рабочего, что увеличивает число задач, не укладывающихся в рамки стереотипных решений рабочих с ОВЗ. Поэтому большая роль в профессиональной подготовке обучающихся отводится дисциплине «Производственное обучение», в которую входят учебная и производственная практики (1722 часа). Дальнейшее трудоустройство выпускников с ОВЗ

во многом зависит от успешного освоения этой дисциплины.

Формирование добросовестного отношения к труду, развитие логического мышления, способности анализировать собственную деятельность, оценивать качество выполняемых работ, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля — задачи учебной практики. На занятиях учебной практики используются различные методы активизации познавательной деятельности обучающихся: словесно-наглядные, словесно-демонстрационные, практические.

Содержание учебной практики способствует сознательному применению теоретических знаний смежных дисциплин при выполнении обучающимися практических работ. Задача мастера производственного обучения состоит в том, чтобы на уроке шире практиковать и использовать разные формы и средства обучения, способствующие познавательной деятельности обучающихся. Наглядные пособия, применяемые в учебной практике, выполняют две функции: при объяснении нового материала являются основным источником знаний и используются как вспомогательный материал.

Обучающимся, которые не ждут объяснений мастера, на занятии предлагаются инструкционные карты. Они позволяют проверить правильность выполнения задания другими обучающимися, т. е. осуществить взаимоконтроль. Правильно выполненная инструкционная карта помогает не допустить ошибки в технологической последовательности. Карточки-задания развивают зрительную память обучающихся, подготавливают их к сознательному, активному усвоению материала, способствуют более осмысленному выполнению практических заданий.

Практическая работа на занятиях учебной практики направлена на изготовление изделий, приближенных по своему качеству к товарной продукции, или выполнение видов работ, идентичных реальным ремонтно-строительным работам. Такие виды деятельности вызывают интерес, способствуют закреплению уже имеющихся трудовых навыков, создают положительное отношение к труду в целом.

Для создания атмосферы реального производства мастера производственного обучения используют на занятиях учебной практики игровые технологии. Например: группа обучающихся разбивается на две подгруппы, в каждой из которых выбирается бригадир, контролер ОТК. Мастеру производственного обучения отводится роль мастера цеха, который контролирует работу бригад. Бригадиры получают у мастера одинаковые за-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 4 (51) 2016

77

дания, материалы, инструменты и равное время для изготовления изделия. При такой форме организации урока создается атмосфера соревнования. Каждая бригада старается выполнить работу не только быстро, но и качественно. Во время работы сплачивается коллектив, обучающиеся лучше узнают друг друга, что позволяет рационально распределить выполняемые операции — каждому по силам и способностям.

Подобные занятия, помогают обучающимся лучше ориентироваться во время производственной практики на предприятиях, что значительно облегчает их адаптацию к условиям работы в трудовом коллективе.

Для успешного развития интеллектуальных задатков обучающихся мастера производственного обучения используют задания творческого характера: изготовление трафаретов (маляры, штукатуры, столяры, швеи, вышивальщицы, обувщики, слесари-сантехники), настенных панно (облицовщики-плиточники), бытовой и садовой мебели (столяры), коллекции одежды (швеи, вышивальщицы), декоративная отделка обуви, изготовление украшений из кожи, замши, текстиля для обуви и сумок (обувщики) и др. Процесс создания нового дает возможность использовать уже имеющиеся трудовые навыки, развивать наглядно-образное мышление, воображение, формировать усидчивость, воспитывать волю, умение доводить начатое дело до конца.

Практическое применение своим возможностям и способностям обучающиеся находят на факультативных занятиях: техническое творчество и театр моды «Вариация».

Изделия, выполненные обучающимися на факультативных занятиях и производственном обучении, пользуются большим спросом на выставках, аукционах и губернаторских распродажах. Ежегодно работы обучающихся занимают призовые места на областном конкурсе «Арт-Профи-Форум».

Важное значение имеет выбор практических квалификационных работ для выпускников. Под-

бор работ осуществляется с учетом индивидуальных психолого-физиологических способностей каждого обучающегося. Участие в выборе работ принимают и обучающиеся. Самыми активными являются столяры и вышивальщицы, т. к. на защиту они предоставляют готовые изделия. Организуется обсуждение материально-технической стороны задания с мастером производственного обучения (материал, оборудование, приспособления, инструменты, размер) и выбирается оптимальный вариант работы.

Ежегодно на защите выпускных квалификационных работ по профессии «столяр строительный» председатель комиссии предлагает нашим выпускникам трудоустройство на предприятие, настолько профессионально бывают выполнены их работы и грамотно проходит защита.

Разнообразные творческие конкурсы, выставки работ, спортивные секции также позволяют раскрыть творческий потенциал обучающихся. В результате больше половины обучающихся принимают активное участие в творческой, спортивной и общественной жизни ОУ, занимая призовые места в конкурсах, ярмарках, аукционах, а также спортивных училищных, районных и городских соревнованиях.

Коллектив ОУ активно работает над выстраиванием взаимодействия с предприятиями и организациями-работодателями для прохождения производственной практики, адаптации к условиям работы в трудовом коллективе и дальнейшего трудоустройства выпускников. На протяжении последних лет складываются добрые отношения с социальными партнерами, которые серьезно подходят к организации практики, закрепляют за обучающимися мастеров-наставников, которых мы знакомим с психологическими и физиологическими особенностями обучающихся. В результате совместной работы 68 % выпускников с ОВЗ в этом году были трудоустроены на предприятия города и области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.