Эксперимент в школе
Статья содержит краткое описание результатов экспериментальной работы МОУ Баевская СОШ за время участия в программе РИП. В школе впервые был осуществлён системный подход к экологическому образованию с целью воспитания социально зрелой личности экологически безопасного типа.
Глебова Валентина Дмитриевна
Научный руководитель по развитию инновационных процессов МОУ Баевская СОШ Лёшина Людмила Алексеевна
Заместитель директора по научно-методической работе учитель биологии МОУ Баевская СОШ Ульяновская область Николаевский район село Баевка
Создание условий для развития нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования в сельской национальной школе
Как создавалась и апробировалась система экологического образования в МОУ Баевская СОШ Ульяновской области Николаевского района?
Ключевые слова: экологическое образование, модель экологического образования, УМК, метода проектов, нравственно-волевые качества, входная диагностика, национальное воспитание, духовно-нравственное воспитание, формирование экологической культуры.
Одним из чрезвычайно перспективных направлений обучения и воспитания в общеобразовательной школе является экологическое образование, которое следует рассматривать шире, чем просто природоохранное. Задачей экологического образования является подготовка выпускника, воспитанного на принципах гуманистического отношения к окружающей среде, к другим людям, к себе. Решение поставленной задачи требует системной постановки экологических учебных и воспитательных вопросов на протяжении всего периода становления личности.
Система экологического образования, начиная с 2007 года, создавалась и апробировалась педагогическим коллективом МОУ Баевская СОШ.
Нами была составлена модель экологического образования в МОУ Баевская средняя общеобразовательная школа по теме «Развитие нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования сельской национальной школы».
Работа по данной теме осуществлялась по трем направлениям: учебная, воспитательная и научно-практическая.
Учебная работа - это уроки, учебные экскурсии, практические работы.
Научно-практическая - это, научные исследования:
- изучение охраняемых растений и животных области, района, села.
- обследование, изучение водных объектов.
- изучение и охрана памятников природы села, района.
- участие в областных, всероссийских праздниках друзей природы, научно-практических конференциях, олимпиадах.
(она осуществляется по плану РИП, УИПК ПРО, Областного экоцентра, ОСЮН, Николаевского ЦДТ).
Воспитательная работа - постоянно на уроках и внеклассных мероприятиях, акциях по охране природы.
Внеурочная и внеклассная работа в школе проходит по следующим направлениям:
• охрана рек и родников;
• озеленение села;
• внутреннее озеленение школы;
• помощь пернатым друзьям.
Был подготовлен учебно-методический комплекс для учителей-предметников и классных руководителей по созданию условий для развития нравственных качеств личности через систему экологического образования в условиях национальной школы. В данном УМК даны методические рекомендации по нравственному воспитанию и экологическому образованию. Дана система работы, планы уроков и внеклассных мероприятий в начальных, средних и старших классах, разработана методика контроля оценки качества процесса сформирован-ности нравственно-волевых качеств личности на уроках с 1-11 классы.
В нашей школе существует смешанная модель экологического образования. В 10-11 классах ведётся элективный курс «Экология» с 1996 года, а остальные предметы экологизированы.
Специфика курса «Экология» заключается в комплексности подхода к раскрытию сущности экологических проблем, поскольку они касаются не только биологических вопросов, но и социальных сфер. В курсе рассматриваются основные вопросы; экосистема, экологическое равновесие естественных экосистем, рациональное природопользование, естественные экосистемы, охрана природы, будущее человечества. Идея рационального природопользования пронизывают все уроки. Курс является в какой-то степени обобщающим, так как знания о флоре и
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
43
Эксперимент в школе
фауне, полученные при изучении ботаники и зоологии становятся необходимыми. К сожалению, многие учащиеся больше знают об экзотических растениях и животных, чем о тех, что можно встретить в лесах, болотах, лугах родного края. Поэтому теоретические знания конкретизируются и расширяются во время экскурсий и выездных экологических смен.
В школе создано эколого-краеведческое объединение «Юный эколог». Учащиеся сами ведут исследования под руководством Лешиной Л.А. по направлениям: геоэкология, экология и гидрология, комплексная оценка качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям и др. Члены объединения активно участвуют в проведении «Дней защиты от экологической опасности». Создан видеофильм «МОУ Баевская СОШ»
Под руководством заслуженного учителя Российской Федерации по биологии и экологии Лёшиной Л.А. учащиеся занимаются поисковой деятельностью, составляют и проводят экскурсии по истории родного края. Мы вправе ожидать, что новое поколение, прошедшее через систему непрерывного экологического образования, будет носителем экологической культуры, что, собственно, и является целью современного экологического образования.
При реализации метода проектов стараемся избегать глобальных тем. Ведь детям значительно интереснее, и полезнее в воспитательном плане, знать то, что происходит «дома».
Наблюдения за природой родного края имеют особую воспитательную ценность. Знакомство с жизнью близкого с детства, леса, луга, поля, реки будет способствовать развитию любви, привязанности и уважения к родным местам, воспитывать заботливое, бережное отношение к богатствам своего края, побуждать учащихся к активной деятельности, направленной на их охрану, так как создаются условия для развития нравственно-волевых качеств личности.
При достижении целей исследовательских работ дети получают удовлетворение, а когда их работы занимают призовые места в районе, области - это пробуждает к участию в исследовательской работе других учащихся, у них повышается качество знаний по биологии, экологии, дети гораздо легче усваивают знания при непосредственном контакте с природой.
Методика контроля оценки качества процесса сформированности нравственно-волевых качеств личности на уроках с 1-11 классы апробирована в нашей школе.
Входная диагностика была проведена в первой половине 2006-2007 учебного года. Выходная диагностика - во второй половине 2008-2009 учебного года. Диагностика была проведена во всех класса.
Сравнение результатов входной и выходной диагностик показывает выраженную тенденцию на увеличение осведомленности учащихся в вопросах экологии.
Учителя начальных классов в своих отчетах отмечают возрастание умений содержать школу в чистоте, ухаживать за цветами, стремления к соблюдению правил личной гигиены, участию в трудовых десантах.
Преподаватели среднего звена отмечали постепенное развитие умений определять видовой состав однолетних и многолетних растений, ведения учебно-исследовательского наблюдения, способности анализа простейших экологических ситуаций. Исчезло негативное отношение к работе на пришкольном участке, а занятия в экологических отрядах стали престижными.
Большинство старшеклассников научилось оказывать первую помощь и давать ценностную оценку окружающей среде, моделировать искусственные экосистемы. Повсеместно отмечается их стремление заниматься природоохранной деятельностью.
Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий. Программы учебных курсов в нашей школе включают знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, так как без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, озерах, полях, лугах, лесах невозможно усвоение полноценных экологических знаний. Изучение особенностей природы осуществляется по принципу: от близкого - к далёкому, от родного края - ко всей стране и другим странам и континентам.
В содержании каждого учебного предмета заложены возможности для экологического образования учащихся. Это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить ёмкость содержания урока, обогатить знания природоведческого и природоохранного характера. Элементы экологического образования могут быть включены в любой этап урока.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества» (Л.С. Выготский). Наша школа на 98% состоит из детей и учителей мордовской национальности. Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Приобщение к культуре своего народа, его традициям, духовным ценностям, осуществляется на родном языке, так как только через родной язык можно понять их истинную суть. В нашей школе с 1989 года
44
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Эксперимент в школе
организовано изучение родного языка, истории и культуры народа как основы формирования национального самосознания.
В 2010 году учителями начальных классов были подготовлены рабочие программы элективных курсов по мордовскому языку (Эрзянь кель) со 2 - 4 классы. Основное содержание этого курса направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся: усвоение нравственно-этических традиций и главных духовных богатств мордовского народа, установление между людьми подлинно человеческих, гуманных отношений, как в семье, так и в обществе.
На уроках и во внеурочное время учащиеся с удовольствием изучают обычаи и традиции мордовского народа, организуют и проводят национальные праздники, учатся уважать культуру своего и других народов, у них развиваются познавательные и интеллектуальные способности, формируются патриотизм и культура межнациональных отношений.
Приоритетными направлениями по воспитанию духовно-нравственной личности в МОУ Баевская СОШ являются:
• изучение родного языка и культуры как основы формирования - национального самосознания;
• приобщения к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, к художественно-прикладной деятельности, быту, национальным традициям, одежде, кухне, ремеслам;
• формирование чувства уважения к совместно проживающим народам, их языку и обычаям, воспитанию толерантности, гуманистической культуры межнационального общения.
На базе нашей школы создан краеведческий музей. Работа в музее способствует развитию творческих способностей учащихся, его погружению в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире. За каждым экспонатом - своя история, на которой можно построить урок. Например, в первом классе учитель посвящает специальный урок музею, где объясняет детям, что «музей», в переводе с греческого (буквально) означает «храм муз», а в храме человек должен вести себя достойно, так как он находится перед лицом Божиим.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершавшими боевые и трудовые подвиги.
В ходе освоения учащимися основ экологических знаний и овладения ими первичного опыта защиты природной среды родного края необходимы новые формы организации учебной деятельности.
Осознанному поиску места человека в современном динамичном мире способствует обучение в ак-
тивных формах, таких как, технология критического мышления, дебаты, работа в парах сменного состава, имитационные игры, технология позиционного обучения, тренинги.
Постоянное использование активных форм изменяет обычную логику построения всего курса. У нас появились новые технологии - мастерские.
Данная технология позволяет создать условия для развития учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.
При проведении мастерских мы, учителя, помним, что информация, пропущенная через эмоциональночувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.
Об этом говорят успехи учащихся нашей школы в различных конкурсах.
В 2004 году учащиеся нашей школы были участниками экологической экспедиции в Старо-Кулаткин-ском районе. С 2005-2010 годы являлись участниками Областного профильного эколого - биологического лагеря «Очаг» в Павловском, Николаевском районах. Материал, который был собран учащимися во время экспедиций, впоследствии был обработан и представлен в исследовательских работах на конкурсах «Юные исследователи природы», которые проводятся с целью совершенствования работы по экономическому и биологическому образованию, привлечению детей к проблемам классической экологии, активизации их исследовательской работы. Эти научные эколого-биологические экспедиции трудно переоценить. Они развивают чуткое и бережное отношение к природе, и кем бы ни стал человек, мысли заложенные в детстве, останутся с ними на всю жизнь. Научноисследовательская работа направлена на образование, воспитание и развитие школьников, стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления, формирование нравственности. Такая работа не носит массовый характер. К ней привлекаются наиболее увлечённые, способные и подготовленные учащиеся, которые впоследствии используют полученные знания в жизни. Учащиеся, которые занимались исследовательской работой в школе, выбирают для поступления соответствующие учебные заведения.
С 24 по 28 апреля 2009 года в г. Москва на базе федерального детского эколого-биологического центра состоялся финал Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». Проведению финала предшествовал областной конкурс «Моя малая родина» на базе областной станции юных натуралистов, где ученица 11 класса нашей школы Кав-
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
45
Эксперимент в школе
каева Анастасия заняла 1 место и попала в федеральный (заочный) тур Конкурса, в котором принимали участие представители из 50 субъектов Российской Федерации. На федеральный (заочный) тур поступило 319 конкурсных работ, из них к участию были допущены 198 (индивидуальных и коллективных) работ обучающихся 6-11 классов. В финал Конкурса, где будут определяться победители, вышли 79 конкурсных работ. Среди них от Ульяновской области оказалась и работа ученицы нашей школы Кавкаевой Насти «Этноэкологическая тропа» «Загадки прошлого». Принимая участие в очном туре, она заняла 2 место. Два последних года учащиеся нашей школы являются призёрами Областного детского православного форума «Симбирская земля - наша духовная родина: вчера, сегодня, завтра».
Стало традицией в нашем районе и области - проведение экологических конференций, с целью выявления наиболее способных к исследовательской деятельности учащихся в области экологии, биологии и охраны природы. На протяжении 10 лет учащиеся нашей школы являются призёрами этих конференций в разных номинациях, а также участниками областных.
У каждого класса есть своя территория, за которой дети ухаживают, сажают кусты, деревья, выращивают декоративные цветы, принимают участие в смотре-конкурсе классных участков. С помощью учащихся была заложена аллея выпускников. В 2010 году для озеленения территории села и школы было посажено 40 саженцев ели.
Результаты такой экологической воспитательной работы налицо: каждый класс имеет свой маленький участок «природы», каждый ученик вносит свою лепту в общее дело, занимается созидательным трудом. Дети, особенно начальных классов, вовлекают в общее дело большое количество родителей. Ребёнок и взрослый, посадивший хоть одно деревце, уже никогда не будет ломать деревья, не будет топтать траву, рвать цветы.
В марте 2007, 2009 г. школа участвовала в Межрегиональной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов (УИПК ПРО), а в 2010 году в Международной выставке-ярмарке и получила сертификаты инновационной деятельности.
Стало традицией проведение творческой экологической гостиной с преподавателями МОУ Чуфаров-ская СОШ Вешкаймского района, МОУ Радищевской СОШ №1 Радищевского района, встреча с представителями мордовской автономии.
В рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского
государства и 15-летием мордовской культурно-просветительской общественной организации «Лисьма-пря» на базе нашей школы состоялся национальный фестиваль мордовской песни «Масторавань морот» («Песни матери - земли») с участием творческого коллектива учителей и учеников.
Усилия всего нашего педагогического коллектива направлены на создание условий для развития нравственно-волевых качеств личности при помощи экологического образования в сельской национальной школе.
Наши дети в результате правильного понимания и интересно поставленной работы по непрерывному экологическому образованию и природоохранной работе становятся:
• социально более адаптивными;
• психологически более уравновешенными;
• физически более здоровыми.
Несколько лет уже ученики нашей школы не состоят на учёте ПДН ОВД.
Формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, развитие нравственно-волевых качеств личности - сложный и длительный путь. Мы надеемся, что направление выбрано нами верно. В этом нас убеждает заинтересованность и результативность работы по экологическому образованию учащихся МОУ Баевская СОШ.
Литература
1. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 48с.
2. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 48с.
3. Новикова Л.И., Алиева Л.В. и др. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа / Л.И. Новикова, Л.В. Алиева, и др. - М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000, - 72с.
4. Плоткин М.М. Воспитательный процесс современной сельской школы: опыт, тенденции и перспективы развития. - М.; Издательство Института педагогики социальной работы, 2002. Серия «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». Выпуск № 35. - 64с.
5. Васильева О.А. Как конструировать учебный материал, ориентированный на дифференциацию обучения учащихся сельских школ? // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5.
6. Винокуров А.К. Консолидация сельских школ при профильной дифференциации старшеклассников посредством очно-заочного дистанционного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №4.
46
Эксперимент и инновации в школе 2011/2