Научная статья на тему 'Создание условий для интеграции цифровых решений в школе в рамках перехода от цифровизации к цифровой трансформации образовательного процесса'

Создание условий для интеграции цифровых решений в школе в рамках перехода от цифровизации к цифровой трансформации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / цифровая модель школы / инновационный проект / образовательный процесс / драйверы цифровой трансформации / digitalization / digital transformation / digital school model / innovative project / educational process / drivers of digital transformation.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Усынин Вячеслав Васильевич, Солодкова Марина Ивановна, Нуштайкина Оксана Анатольевна

В статье описываются ключевые аспекты проектирования цифровой модели школы в рамках инновационной деятельности общеобразовательной организации как региональной инновационной площадки. Раскрываются подходы к решению проблем создания гибкой системы управления школой и персонализированным образовательным процессом, внедрения новых форм образовательных практик, методов и технологий в условиях цифровой образовательной среды, в том числе на основе драйверов цифровой трансформации («Умный лицей», «Цифровые портфолио», «Содержание образования», «Кадры для цифровой трансформации образовательного процесса»). Цель исследования – описать условия (нормативные, организационные, информационно-технологические, учебно-методические, кадровые, материально-технические), обеспечивающие полноценную цифровую трансформацию образовательного процесса в МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска». Отличительной особенностью данного исследования является его адаптивность, позволяющая учитывать индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого участника образовательных отношений. Научная новизна исследования заключается в разработке новой модели образовательной организации, в которой все направления интеграции цифровых решений обеспечивают переход от цифровизации к цифровой трансформации образовательного процесса. В результате ожидается, что данная модель позволит системно внедрить цифровые технологии в образовательный процесс МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR THE INTEGRATION OF DIGITAL SOLUTIONS IN THE SCHOOL, ENSURING THE TRANSITION FROM DIGITALIZATION TO DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article describes the key aspects of designing a digital school model within the framework of innovative activities of a general education organization as a regional innovation platform. The article reveals approaches to solving the problems of creating a flexible school management system and a personalized educational process, introducing new forms of educational practices, methods and technologies in a digital educational environment, including those based on digital transformation drivers (“Smart Lyceum”, “Digital Portfolio”, “Education Content”, “Personnel for Digital Transformation of the Educational Process”). The purpose of the study is to describe the conditions (regulatory, organizational, information technology, educational and methodological, personnel, material and technical) that ensure a full-fledged digital transformation of the educational process in MAOU “Lyceum No. 97 of Chelyabinsk”. A distinctive feature of this study is its adaptability, which allows taking into account the individual needs and level of training of each participant in educational relations. The scientific novelty of the study lies in the development of a new model of an educational organization in which all areas of integration of digital solutions ensure the transition from digitalization to digital transformation of the educational process. As a result, it is expected that this model will allow for the systematic implementation of digital technologies in the educational process of MAOU “Lyceum No. 97 of Chelyabinsk”.

Текст научной работы на тему «Создание условий для интеграции цифровых решений в школе в рамках перехода от цифровизации к цифровой трансформации образовательного процесса»

Создание условий для интеграции цифровых решений в школе в рамках перехода от цифровизации к цифровой трансформации образовательного процесса

Усынин Вячеслав Васильевич,

кандидат педагогических наук, директор МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» E-mail: [email protected]

Солодкова Марина Ивановна,

научный консультант, методист МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»

E-mail: [email protected]

Нуштайкина Оксана Анатольевна,

заместитель директора по НМР МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»

В статье описываются ключевые аспекты проектирования цифровой модели школы в рамках инновационной деятельности общеобразовательной организации как региональной инновационной площадки. Раскрываются подходы к решению проблем создания гибкой системы управления школой и персонализированным образовательным процессом, внедрения новых форм образовательных практик, методов и технологий в условиях цифровой образовательной среды, в том числе на основе драйверов цифровой трансформации («Умный лицей», «Цифровые портфолио», «Содержание образования», «Кадры для цифровой трансформации образовательного процесса»). Цель исследования - описать условия (нормативные, организационные, информационно-технологические, учебно-методические, кадровые, материально-технические), обеспечивающие полноценную цифровую трансформацию образовательного процесса в МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска». Отличительной особенностью данного исследования является его адаптивность, позволяющая учитывать индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого участника образовательных отношений. Научная новизна исследования заключается в разработке новой модели образовательной организации, в которой все направления интеграции цифровых решений обеспечивают переход от цифровизации к цифровой трансформации образовательного процесса. В результате ожидается, что данная модель позволит системно внедрить цифровые технологии в образовательный процесс МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска».

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая модель школы, инновационный проект, образовательный процесс, драйверы цифровой трансформации;

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена внедрением и успешностью реализации процессов цифровой трансформации всех сфер жизни, в том числе и сферы образования. Цифровая трансформация системы образования, регулируемая стратегическими инициативами и нормативными актами Правительства Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 « О национальных целях развития РФ на период до 2030 года (http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726) и Программа «Цифровая экономика РФ: утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632. https://base.garant.rul71734878), в настоящее время является предметом широких дискуссий в научных и профессиональных кругах. Обсуждаются как безусловная важность ожидаемых результатов, так и необходимость обеспечения плавного перехода от процесса цифровизации образования к его качественной трансформации в среднесрочной перспективе.

Наличие такого тренда является ответом на вызовы разворачивающейся в настоящее время четвертой индустриальной революции (Индустрия 4.0), который позволит каждому обучающемуся реализовать необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровой трансформации, включая применение методов искусственного интеллекта, средств дополненной и виртуальной реальности; развитие в образовательной организации цифровой образовательной среды; обеспечение общедоступного широкополосного доступа к интернету, работы с большими данными.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные направления цифровой трансформации Лицея;

- построить и представить модель образовательной организации, в которой все направления интеграции цифровых решений обеспечивают переход от цифровизации к цифровой трансформации образовательного процесса;

- сформулировать предложения по гармонизации процесса цифровизации образовательной организации в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде.

сз о со "О

1=1 А -1 о

сз т; о m

О от

З

ы о со

Теоретической базой исследования послужили методологические установки, сформулированные в монографических исследованиях последних лет, в которых раскрываются особенности, тенденции и концептуальные принципы цифровой трансформации общего, высшего и профессионально-педагогического образования (Уваров, 2018; Гнатышина Е.В., 2017,); в статьях из периодических изданий и тезисах научных конференций (Ватьян А.С., Гусарова Н.Ф., Добренко Н.В., 2022. Ученые и педагоги исследователи предлагают ряд новых методологических подходов, стратегий и технологий к изучению цифровой трансформации образования, в том числе: «технологию цифрового ангела» с целью стимулирования репродуктивных и креативных мыслительных действий и способностей обучающихся в цифровой среде (Степанов, Оржековский, Ушаков, 2020).

Практическая значимость. Результаты исследования могут найти применение в процессе обновления содержания педагогического образования в системе подготовки будущих учителей на базе педагогических вузов и педагогических колледжей, а также в условиях педагогического образования университетского типа. Статья может быть полезна исследователям в области образования, преподавателям и администраторам системы педагогического образования и подготовки кадров, а также всем, кто интересуется проблемами и стратегиями модернизации отечественного образования.

Обсуждение и результаты

Цифровая трансформация в сфере образования представляет собой процесс достижения каждым обучающимся необходимых образовательных целей через персонализированный подход, основанный на использовании передовых цифровых технологий. В этот процесс входит применение методов искусственного интеллекта, инструментов виртуальной реальности, развитие цифровой образовательной инфраструктуры в учебных учреждениях, а также обеспечение широкополосного доступа к Интернету и использование анализа больших данных (Ватьян А.С., Гусарова Н.Ф., Добренко Н.В., 2022, с. 99).

Основными движущими силами цифровой трансформации на современном этапе являются новые цифровые продукты и сервисы, а также информационно-управленческие технологии. Однако ключевую роль в этих изменениях играют отраслевые цифровые платформы. Ожидается, что внедрение технологий будет способствовать переходу к персонализированному образовательному процессу, при котором обучающиеся смогут самостоятельно выбирать и осваивать индивиду-с= альные образовательные программы на сертифи-~ цированных образовательных платформах, что ^ определяется драйвером цифровой трансформа-^ ции «Содержание образования». Для формиро-^ вания таких программ будут использоваться со-

ответствующие рекомендации, разработанные на основе обработки больших массивов необходимых данных с помощью информационных технологий и искусственного интеллекта. Важную роль в данном процессе сыграет цифровое портфолио учащегося, которое позволит фиксировать результаты освоения образовательных программ и все достигнутые им успехи (драйвер цифровой трансформации «Оценка образовательных результатов»). Цифровое портфолио станет инструментом для формирования пакета документов, необходимого для поступления в высшие учебные заведения и профессиональные образовательные организации. Важной частью цифровой трансформации образования является разработка новых систем для управления учебным процессом, что предполагает использование программных решений для администрирования и мониторинга образовательных курсов. Основная цель таких приложений заключается в обеспечении широкого доступа к качественному образованию, а также создании условий для более гибкой организации обучения.

Цифровая трансформация образования также обусловит необходимость разработки и внедрения новых организационных моделей образовательных учреждений, где цифровые технологии будут интегрированы во все аспекты работы учреждения, формируя единую систему управления и обучения (драйвер цифровой трансформации «Умный лицей»).

Ожидаемые результаты цифровой трансформации включают следующие изменения:

1) Ученики смогут активно использовать цифровой образовательный контент, что позволит им индивидуализировать образовательные траектории с применением технологий искусственного интеллекта, адаптируя процесс обучения под свои потребности;

2) Для педагогов существенно снизится нагрузка по выполнению рутинных задач благодаря автоматизации проверки домашних заданий, внедрению электронных расписаний и систем электронного документооборота, что, в свою очередь, откроет больше возможностей для профессионального развития и повышения квалификации;

3) Родители получат доступ к улучшенным инструментам для взаимодействия с образовательными учреждениями, что повысит прозрачность и эффективность коммуникации;

4) Государственные органы смогут перейти на новую модель управления системой образования, опираясь на цифровые формы отчетности и данные, что обеспечит более точное и оперативное принятие решений;

5) Школы будут способны внедрять индивидуальные образовательные траектории для каждого учащегося, используя современные цифровые инструменты и платформы.

Таким образом, цифровая трансформация образования представляет собой процесс адаптации образовательной системы к требованиям, вызовам и возможностям информационного общества

и цифровой экономики (Гнатышина Е.В., 2017, с. 8)

Вместе с тем, в научной и педагогической среде дискуссионным остаётся вопрос о рисках циф-ровизации образования.

Сегодня ситуация складывается зачастую таким образом, что ребёнок входит в цифровое пространство на этапе, когда не осознаёт свои способности и предпочтения, не может критически отнестись к информации, не владеет достаточными навыками работать с информацией и осваивать необходимые жизненные компетенции.

Так, в научных публикациях обсуждаются такие негативные тенденции как: утрата способностей школьников воспринимать большие тексты, им приходится по нескольку раз их перечитывать для понимания смысла, утрата умственных способностей - школьники, пользующиеся интернет-ресурсами для получения информации, не запоминают её, а только то, где можно её найти; снижение социальных навыков; проблемы с развитием речи у учащихся; нивелирование невербальной стороны общения; отчужденность от культурного наследия, гражданской ответственности (Кондакова И.В., 2022, с. 86)

Анализ возможных рисков, связанных с внедрением цифровых технологий, в том числе тех, которые были упомянуты ранее, а также предложения по управлению этими рисками изложены в методических указаниях Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся использования современных цифровых технологий в рамках реализации основных общеобразовательных программ (https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-18052020-n-r-44-ob-utverzhdenii/ Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий»)

Следовательно, цифровизация и становление ценностно-смысловых ориентиров функционирования в цифровой среде являются актуальной социальной проблемой на современном этапе развития образования, решаемой, в том числе, с созданием условий для развития у обучающихся гибких (мягких) компетенций.

Как показал анализ различных источников (До-брякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г., 2018), общепринятого понятия гибких компетенций, как и их исчерпывающего и единого перечня, нет. Вместе с тем, несмотря на большой спектр их трактовок, различных подходов и оснований для квалификации, педагоги-практики (Добрякова М.С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г., 2018), считают, что именно эти компетенции станут основополагающими (ключевыми) компетенциями 21 века.

В основном, рассматривается следующий перечень «гибких» компетенций. Четыре ключевые компетенции современного мира, или «4К»: креативность, которая подразумевает способность находить нестандартные решения, создавать прин-

ципиально новые продукты и принимать решения в условиях, когда традиционные подходы не работают; критическое мышление, включающее навыки адаптации к изменяющимся обстоятельствам, умение ориентироваться в информационных потоках, проверять достоверность данных, устанавливать взаимосвязи между фактами, мыслить рационально и принимать обоснованные решения; коммуникация, представляющая собой способность эффективно взаимодействовать, аргументированно защищать свою позицию, устанавливать контакты для дальнейшего сотрудничества и решения жизненных и профессиональных задач; кооперация, заключающаяся в умении эффективно работать в коллективе и сотрудничать с другими людьми, работать на общий результат, понимать свою роль и вклад в работу, в том числе, в роли лидера и в роли участника команды. (Ши-пилов В., 2020)

Но нужно помнить, что эмоциональный интеллект, который остаётся уникальной чертой человека и недоступен для машин, включает в себя навыки совместной креативной деятельности, способность к служению другим, а также понимание и осознание эмоций, намерений, мотивации и потребностей как окружающих людей, так и своих собственных. И именно эти способности играют важную роль в успешном решении практических задач. (Гапешин Д., 2020)

Обучаемость - способность к постоянному обучению в течение жизни, включающая в себя мотивацию к освоению новых знаний, развитые когнитивные функции, а также метакогнитивные навыки, позволяющие анализировать собственные процессы обучения, позволяет реализовать собственные потребности на более высоком уровне (Джегутанова, Н.И., Коблева, А.Л., 2021, с. 9)

В отдельных отечественных исследованиях гибкие компетенции называют универсальными, как следует из предварительных выводов международного отчета о тенденциях трансформации школьного образования, представленного группой авторов (Ермаков Д.С., 2020, с. 165-171)

Универсальные навыки рассматриваются в сочетании с новыми типами грамотности, включающими следующие направления: базовая инструментальная грамотность, охватывающая навыки чтения, математическую, вычислительную и алгоритмическую грамотность, а также ключевые современные знания и умения, такие как гражданская, финансовая, правовая, экологическая и научно-технологическая грамотность, наряду с грамотностью в области здоровья. (Ермаков Д.С., 2020, с. 165-171)

При овладении обучающимися основными компетенциями у них формируются так называемые «гибкие» навыки. В рамках инновационного проекта Лицея было принято определение, предложенное Д.С. Ермаковым (Ермаков Д.С., 2020, с. 165171): «Гибкие навыки» представляют собой комплекс универсальных социально-психологических компетенций, которые не связаны с конкретной

сз о со "О

1=1 А -1 о

сз т; о т

О от

З

и о со

профессией, но обеспечивают успешное выполнение деятельности, повышение ее эффективности и производительности в целом.

Перечисленные выше компетенции и «гибкие навыки» в методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации по внедрению современных цифровых технологий в образовательные программы определяются как одна из ключевых характеристик, формирующих «запрос» на преобразование системы общего образования в России. Эти методические рекомендации выделяют семь приоритетных компонентов цифровой трансформации, которые описывают деятельность образовательных организаций с точки зрения внедрения цифровых технологий:

1) доступность цифровой инфраструктуры;

2) обеспечение доступности цифровых инструментов, сервисов и ресурсов для учебной и административной деятельности;

3) использование цифровых платформ для управленческих задач;

4) интеграция цифровых технологий в учебный процесс (перспектива всех участников образовательного процесса);

5) поддержка цифровой грамотности обучающихся, включая безопасное использование сети Интернет и регулярное применение цифровых устройств и сервисов;

6) развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере цифровых технологий;

7) управление цифровой трансформацией образовательного учреждения, включающее формирование общего понимания процессов цифро-визации и разработку регламентов использования цифровых технологий на уровне школы. (Фру-мин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Ремо-ренко И.М., 2018, с. 3-4)

Кроме того, в методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации по внедрению современных цифровых технологий в образовательные программы подчеркивается необходимость внедрения проектного подхода и создания структур, обеспечивающих внутреннюю координацию, организационно-управленческую, аналитическую и экспертную поддержку в рамках процесса цифровой трансформации. Также предложена примерная поэтапная модель интеграции цифровых решений в деятельность образовательных организаций. (Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М., 2018, с. 6-7)

Эти рекомендации полностью учтены в региональном инновационном проекте, реализуемом на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 97 г. Челябинска» (Лицей). Целью данного проекта является создание условий (нормативных, организационных, „ информационно-технологических, методических = и кадровых), обеспечивающих полноценную циф-~ ровую трансформацию образовательного процесса са в Лицее.

OJ

т^ Для достижения поставленных целей в рамках £ проекта решаются следующие задачи:

- Обеспечение цифровой трансформации сайта Лицея на основе современных цифровых решений, создающих единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса и улучшающих управление образовательной организацией (драйвер цифровой трансформации «Умный лицей»);

- Разработка и реализация образовательных программ, курсов внеурочной деятельности и элективных курсов, интегрированных с цифровыми образовательными ресурсами, одобренными Минпросвещения РФ и Министерством образования Челябинской области (драйвер цифровой трансформации «Содержание образования»);

- Совершенствование системы внутренней оценки качества образования, включая: 1) опера-ционализацию «гибких» компетенций обучающихся в цифровой среде и разработку соответствующих оценочных инструментов (драйвер цифровой трансформации «Оценка образовательных результатов»); 2) оценку цифровой активности учащихся и работников образовательного учреждения (драйвер цифровой трансформации «Цифровые портфолио»);

- Постоянное повышение квалификации руководителей и педагогов Лицея в области цифровых технологий и их применения в образовательной деятельности (драйвер цифровой трансформации «Кадры для цифровой трансформации образовательного процесса»);

- Презентация и продвижение результатов инновационного проекта на региональном и национальном уровнях.

Ключевым компонентом проекта перехода от цифровизации к цифровой трансформации является драйвер цифровой трансформации «Умный лицей», разрабатываемый совместно с компанией inSmart, представляет собой комплексный цифровой сервис, включающий CRM-систему для автоматизации процессов управления, корпоративную социальную сеть, облачные хранилища и документы, а также инструменты для управления образовательными процессами и коммуникациями.

Инновационный проект по предусматривает два основных направления развития:

1. Оборудование учебных помещений системой управления климатом и освещением, включая датчики движения и аварийных ситуаций, управление которыми будет осуществляться через мобильное приложение с использованием голосовых команд.

2. Создание нового сайта Лицея, который обеспечит единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса, с использованием CRM-системы для автоматизации управления и коммуникации.

Кроме того, на отдельных этапах реализации проекта по переходу от цифровизации к цифровой трансформации планируется привлечение учащихся к участию в проектной деятельности. Важным аспектом является взаимодействие с ро-

дителями, ориентированное на формирование их готовности и мотивации для работы в цифровой среде Лицея.

Ключевыми драйверами следующего этапа реализации регионального проекта являются цифровизация содержания образовательных программ и усовершенствование внутренней системы оценки качества обучения на основе использования цифровых образовательных ресурсов.

В рамках этого направления разрабатываются программы внеурочной деятельности (на уровнях начального, основного и среднего общего образования), а также программы элективных курсов на уровне среднего общего образования», в которых планируемые метапредметные и личностные результаты освоения учащимися программ детализируются и дополняются с ориентацией на «гибкие» компетенции, которые должны формироваться в условиях цифровизации образования.

Все данные программы будут носить надпред-метный и (или) межпредметный характер, реализованы с использованием или на основе цифровых образовательных ресурсов.

В связи с тем, что основные общеобразовательные программы, реализуемые в Лицее, ориентированы на естественнонаучную и технологическую направленность, включая обучение одарённых детей, ведётся разработка и реализация программ внеурочной деятельности и элективных курсов. Эти программы направлены на подготовку учащихся к освоению информационно-коммуникационных технологий на углублённом уровне, включая разработку собственных цифровых ресурсов, с использованием аналогичных подходов к формированию планируемых мета-предметных и личностных результатов.

Все указанные выше программы планируются к реализации в формате групповых проектов. На уровне среднего общего образования отдельные проекты реализуются одарёнными учащимися как индивидуальные. Использование проектных технологий, работа учащихся в команде, где каждый заинтересован в достижении общего, командного результата, эффективное использование командой потенциала цифровой образовательной среды, будет способствовать формированию и развитию «гибких» компетенций учащихся.

С целью преемственности такой работы на уровнях начального, основного и среднего общего образования реализуется следующая организационно-содержательная стратегия: тематика, направленность, последовательность курсов внеурочной деятельности будут определяться в соответствии с комплексом «гибких» компетенций, которые должны освоить учащиеся на каждом уровне школьного образования. Для достижения этой цели образовательные результаты, представленные в формате «гибких» компетенций, будут сформированы в ходе промежуточной аттестации по итогам освоения обучающимися программы начального общего образования, части программы основного общего образования

на уровне 7-го класса, а также программ основного и среднего общего образования.

Учащимся 8-9-х классов, демонстрирующим высокие способности в области освоения современного уровня IT-технологий, предлагаются соответствующие программы внеурочной деятельности.

На уровне среднего общего образования разрабатываются и внедряются программы элективных курсов и курсов внеурочной деятельности, основанные на дифференциации обучения старшеклассников в соответствии с их способностями, интересами и мотивацией к обучению. В том числе, предусмотрены элективные курсы для одарённых учащихся в области современных цифровых технологий.

С учётом того, что разработка курсов основывается на исследовании интересов учащихся, практически все обучающиеся вовлекаются в процесс освоения программ внеурочной деятельности.

Ключевыми факторами, определяющими следующий этап реализации регионального проекта, выступают процессы цифровизации образовательного контента, а также усовершенствование механизмов внутренней системы оценки качества обучения. Это предполагает активное использование цифровых образовательных ресурсов, что позволит повысить объективность и точность оценки образовательных результатов, а также оптимизировать сам процесс обучения, обеспечивая его соответствие современным стандартам и требованиям.

В части обновления содержания и систем оценивания образовательных результатов по учебным предметам с учётом направленности лицейских программ обеспечена интеграция рабочих программ по математике, физике, химии, информатики с образовательными ресурсами цифровых платформ, рекомендованными Минпросве-щения РФ и Минобразования Челябинской области. Данные программы разработаны в различных форматах: для он-лайн обучения только на цифровой платформе, в формате смешанного обучения, и в формате очного обучения в лицее. Методика разработки и реализации таких программ будет представлена для учителей всех учебных предметов, и организована соответствующая работа на последующих этапах реализации инновационного проекта по цифровой трансформации. На сегодняшний день все рабочие программы учебных дисциплин разработаны в данных форматах.

С целью оценки уровня сформированности планируемых «гибких» навыков у учащихся в условиях цифровой образовательной среды разработана соответствующая система оценивания, включающая в себя критериальную базу, процедуры оценки и оценочные материалы в рамках компетенции Лицея. Данная работа выстроена с учетом результатов и (или) соответствующих процедур оценивания, проводимых в Челябинской области в рамках региональной системы оценки качества.

сз о со -а

I=i А -1 о

сз т; о m

О от

З

ы о со

При этом, учитываются возможности цифровых образовательных платформ, в которых представлены соответствующие системы оценивания. Следовательно, формируется и (или) совершенствуется внутренняя система оценка качества образования в Лицее в обстоятельствах цифровой образовательной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения мотивации к учебной, педагогической и управленческой деятельности в условиях цифровой образовательной среды, а также для мониторинга цифровой активности педагогов, учащихся и административного персонала лицея, в рамках инновационного проекта по цифровой трансформации разработана система цифровых портфолио. Эти портфолио размещены на официальной интернет-платформе лицея и становятся важным инструментом оценки и отслеживания результатов работы участников образовательного процесса.

Одним из ключевых направлений является повышение квалификации педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Это становится особенно актуальным в связи с изменением роли учителя, чьи функции всё больше акцентируются на наставничестве, тьюторстве и воспитательной работе, а также на организации значимых образовательных мероприятий как в онлайн-пространстве, так и в традиционной учебной среде.

С учетом современных задач, стоящих перед педагогами в подготовке учащихся к жизни и работе в условиях цифрового общества, формат повышения профессиональной компетентности педагогов подвергается изменениям. В этом контексте выделяются два важных аспекта, связанных с управлением временем, как одним из ключевых ресурсов в условиях быстрого развития технологий и цифровой трансформации общества. Эти аспекты включают:

- Непрерывное повышение квалификации, которое направлено на оперативное устранение профессиональных пробелов, выявляемых как самими педагогами в процессе самоанализа, так и при поддержке наставников. Это предполагает самостоятельное или неформальное обучение через дополнительные профессиональные программы, доступные на различных информационных платформах, предлагающих широкий спектр образовательных возможностей (Р.А. Илаева, А.Р. Масалимова, 2022);

- Повышение квалификации, соответствующее миссии, задачам и приоритетам образовательного учреждения, с особым акцентом на инновационные практики в рамках цифровой трансформации (Стариченко, Б. Е., 2019, с55)

Для этого была разработана система организа-„ ции научно-методической работы в школе, в кото-с= рую вовлекаются все педагоги, создавая единое ~ пространство для профессионального развития; сэ персонифецированно определены курсы повыть шения квалификации (в том числе стажировки) £ на цифровых образовательных платформах и ре-

сурсах учреждений дополнительного профессионального образования, которые ориентированы на решение актуальных задач школы и педагогов, а также на упреждающее развитие профессиональных навыков в условиях грядущих изменений и нововведений.

Оба этих аспекта интегрированы в мероприятия инновационного проекта с применением организационных механизмов (включая организацию работы тьюторов, реализацию программы научно-методической работы по тематике проекта, и внедрение персонализированных программ повышения квалификации для педагогов, выполняющих функции тьюторов) и механизмов стимулирования непрерывного профессионального развития педагогов.

Наличие у Лицея значительного опыта в области инновационной деятельности является важным условием для успешной реализации проекта по таким сложным направлениям, как цифровиза-ция и цифровая трансформация образовательного процесса.

В Лицее действует программа «IT ШКОЛА SAMSUNG», направленная на подготовку будущих технических специалистов, что соответствует актуальным потребностям образовательной сферы. Основной задачей программы является помощь учащимся старших классов в выборе профессии и повышение их интереса к IT-технологиям и инновациям (http://s-it-sch74.ru/). В рамках этого курса школьники осваивают основы информационных технологий, учатся программировать на языках C и Java, а также разрабатывать мобильные приложения для Android-платформ, включая игры, социальные и утилитарные приложения.

МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» является участником всероссийской детской организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего»», входящей в национальную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России». Это сотрудничество способствует развитию интеллектуальных и творческих навыков учащихся.

Кроме того, Лицей включен в число ассоциированных членов Южно-Уральского научного центра РАО (https://docs.cspu.ru/nauka/yunc-rao/6.pdf), что укрепляет его участие в научно-образовательных инициативах.

Для проведения внешней оценки и анализа результатов реализации инновационного проекта, а также для распространения полученного опыта и методов работы в условиях цифровизации, Лицей сотрудничает с сетью региональных инновационных площадок. Это взаимодействие способствует улучшению образовательного процесса и его адаптации к условиям цифровой трансформации.

Заключение

Используемые механизмы достижения цели и решения задач инновационного проекта позволяют

обеспечить устойчивость его результатов. По итогам исследования можно сделать вывод, что весь период реализации инновационного проекта по внедрению цифровой трансформации были созданы необходимые стартовые условия для создания новой модели школы (Лицея), в которой реализуются индивидуальные траектории развития учащихся с применением передовых цифровых технологий (осуществлён переход от цифровизации к цифровой трансформации). Основными ресурсами, обеспечивающими такой переход, стали компетентные, хорошо подготовленные к работе в цифровой образовательной среде кадры (педагоги, руководители); предоставленный на федеральном уровне доступный верифицированный цифровой образовательный контент, а также информационная система управления обучением.

На сегодняшний день обучающиеся активно используют цифровой образовательный контент, что позволило им индивидуализировать образовательные траектории с применением технологий искусственного интеллекта, адаптируя процесс обучения под свои потребности. Это позволило внедрять индивидуальные образовательные траектории для каждого учащегося, используя современные цифровые инструменты и платформы. У педагогов существенно снизится нагрузка по выполнению рутинных задач благодаря автоматизации проверки домашних заданий, внедрению электронных расписаний и систем электронного документооборота, что, в свою очередь, откроет больше возможностей для профессионального развития и повышения квалификации.

Таким образом, цифровая трансформация образования представляет собой процесс адаптации образовательной системы к требованиям, вызовам и возможностям информационного общества и цифровой экономики

Дальнейший анализ тенденций, особенностей и проблем цифровой трансформации педагогического образования может оказаться полезным не только в контексте развития педагогической науки и практики, но и в более широком цивилиза-ционном аспекте, если рассматривать цифровую трансформацию как глобальный процесс на этапе становления информационного общества.

Литература

1. Гнатышина Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8.

2. Кондакова И.В. Проблемы и риски цифровизации системы образования [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). URL: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/problemy-i-riski-tsifrovizatsii-sistemy-obrazovaniya.html (дата обращения: апрель 2023).

3. Фрумин И. Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра // Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ. 2018. № 2(19).

4. Ермаков Д. С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование. 2020. № 5. С. 165-171.

5. Гибкие навыки (soft skills) - компетенции будущего: метод. пособие / сост. М.П. Лопушенко; редкол.: Т.Ю. Якуба и др. Хабаровск: ДВГНБ. 2023. 36 с.

6. Илаева Р.А., Масалимова А.Р. Эффективные педагогические практики развития гибких компетенций младших школьников в сотрудничестве: учебно-методическое пособие / Р.А. Илаева, А. Р. Масалимова. Казань: «Печать-Сервис-XXI век». 2022. 67с.

7. Стариченко Б.Е. Обеспечение готовности учителей к формированию в школе будущих кадров цифровой экономики на основе концепции открытых образовательных ресурсов / Б. Е. Стариченко // Информатика и образование. 2019. № 10. С. 55-61.

8. Гапешин Д. Что такое soft skills и как их развить [Электронный ресурс].URL: https://skillbox.ru/ media/growth/chto_takoe_soft_skills_i_kak_ikh_ razvit/ (дата обращения: 22.08.2020).

9. Добрякова М. С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018 72 с.

10. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практ. рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М.: Российский учебник, 2019 76 с.

11. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/ soft-skills.shtml (дата обращения: 22.08.2020).

12. Джегутанова, Н.И., Коблева, А.Л. Развитие «гибких компетенций» педагога условиях проектирования безопасной развивающей образовательной среды: методические рекомендации / Н.И. Джегутанова, А.Л. Коблева. - Ставрополь: СГПИ, 2021-23 с.

13. Ватьян А.С., Гусарова Н.Ф., Добренко Н.В. Системы искусственного интеллекта. - СПб: Университет ИТМО, 2022. - 186 с.

CREATING CONDITIONS FOR THE INTEGRATION OF DIGITAL SOLUTIONS IN THE SCHOOL, ENSURING THE TRANSITION FROM DIGITALIZATION TO DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Usynin V.V., Solodkova M. I., Nushtaikina O.A.

Municipal Autonomous Educational Institution «Lyceum No. 97 of Chelyabinsk»

The article describes the key aspects of designing a digital school model within the framework of innovative activities of a general education organization as a regional innovation platform. The article reveals approaches to solving the problems of creating a flexible school management system and a personalized educational pro-

СЭ

о

CO

-a

I=i А

-i

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

cess, introducing new forms of educational practices, methods and technologies in a digital educational environment, including those based on digital transformation drivers ("Smart Lyceum", "Digital Portfolio", "Education Content", "Personnel for Digital Transformation of the Educational Process"). The purpose of the study is to describe the conditions (regulatory, organizational, information technology, educational and methodological, personnel, material and technical) that ensure a full-fledged digital transformation of the educational process in MAOU "Lyceum No. 97 of Chelyabinsk". A distinctive feature of this study is its adaptability, which allows taking into account the individual needs and level of training of each participant in educational relations. The scientific novelty of the study lies in the development of a new model of an educational organization in which all areas of integration of digital solutions ensure the transition from digitalization to digital transformation of the educational process. As a result, it is expected that this model will allow for the systematic implementation of digital technologies in the educational process of MAOU "Lyceum No. 97 of Chelyabinsk".

Keywords: digitalization, digital transformation, digital school model, innovative project, educational process, drivers of digital transformation.

References

1. Gnatyshina E.V. Digitalization and Formation of Digital Culture: Social and Educational Aspects // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No. 8.

2. Kondakova I.V. Problems and Risks of Digitalization of the Education System [Electronic Resource] // The World of Pedagogy and Psychology: International Scientific and Practical Journal. 2022. No. 11 (76). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ problemy-i-riski-tsifrovizatsii-sistemy-obrazovaniya.html (date accessed: April 2023).

3. Frumin I. D., Dobryakova M.S., Barannikov K.A., Remoren-ko I.M. Universal Competencies and New Literacy: What to Teach Today for Success Tomorrow // Modern Analytics of Edu-

cation. Moscow: National Research University Higher School of Economics. 2018. No. 2(19).

4. Ermakov D. S. «Flexible» skills in school education // Public education. 2020. No. 5. Pp. 165-171.

5. Flexible skills (soft skills) - competencies of the future: method. manual / compiled by M.P. Lopushenko; editorial board: T. Yu. Yakuba et al. Khabarovsk: DVGBN. 2023. 36 p.

6. Ilaeva R. A., Masalimova A.R. Effective pedagogical practices for developing flexible competencies of primary school students in cooperation: a teaching aid / R.A. Ilaeva, A.R. Masalimova. Kazan: «Pechat-Service-XXI century». 2022. 67 p.

7. Starichenko B.E. Ensuring the readiness of teachers to form future personnel of the digital economy at school based on the concept of open educational resources / B.E. Starichenko // Computer Science and Education. 2019. No. 10. Pp. 55-61.

8. Gapeshin D. What are soft skills and how to develop them [Electronic resource]. URL: https://skillbox.ru/media/growth/ chto_takoe_soft_skills_i_kak_ikh_razvit/ (date of access: 08/22/2020).

9. Dobryakova M. S., Yurchenko O.V., Novikova E.G. Skills of the 21st century in the Russian school: the view of teachers and parents. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2018 72 p.

10. Competences «4K»: formation and assessment in the lesson: practical. recommendations / author-compiler. M.A. Pinskaya, A.M. Mikhailova. Moscow: Russian textbook, 2019, 76 p.

11. Shipilov V. List of soft skills and ways to develop them [Electronic resource]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/ dev_val/soft-skills.shtml (accessed on 08/22/2020).

12. Dzhegutanova, N.I., Kobleva, A.L. Development of «flexible competencies» of a teacher in the context of designing a safe developing educational environment: methodological recommendations / N.I. Dzhegutanova, A.L. Kobleva. - Stavropol: SGPI, 2021-23 p.

13. Vatyan A.S., Gusarova N.F., Dobrenko N.V. Artificial intelligence systems. - SPb: ITMO University, 2022. - 186 p.

o m

u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.