ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 4 (144), 2015
УДК 351/354 (470.316)
СОЗДАНИЕ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ СОГЛАСНО ЗАКОНУ 5 МАЯ 1903 г.
© Александр Владимирович ЕЛИЗАРОВ
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Российская Федерация, аспирант, кафедра отечественной истории, e-mail: elizarov.a89@mail.ru
Рассматриваются причины необходимости изменений в деятельности органов правопорядка в России на рубеже XIX-XX вв. Большее внимание уделяется процессу реформирования местных правоохранительных органов Российской империи в начале XX в. путем создания уездной полицейской стражи. Говорится о уездных полицейских структурах, действующих до создания уездной полицейской стражи (сотские, десятские, урядники), рассматривается структура управления уездной полицией. Главным документом по изменению деятельности уездной полиции стал закон «Об учреждении полицейской стражи» от 5 мая 1903 г. Анализируется данный закон, что позволяет составить представление о принципах формирования и комплектации личного состава, требованиях, предъявляемых к кандидатам, поступающим на службу в новый полицейский орган, о численности подразделений, об управлении и финансовом обеспечении вновь создаваемой структуры. Опираясь на архивные данные канцелярии Ярославского губернатора и анализируя содержащиеся в них рапорты уездных исправников, докладные записки Московского военного окружного артиллерийского управления, поручения губернатора, частично рассматривается вопрос вооружения стражников на примере Ярославской губернии, называя основные виды используемого оружия в командах стражников.
Ключевые слова: уездная полицейская стража; закон; правоохранительные органы; револьвер; массовые выступления; Государственный совет; урядник; уездный исправник.
Социально-экономическая и политическая ситуация в России в начале XX в. выявила необходимость реформирования уездной полиции. Полиция на местах не справлялась с поставленными перед ней задачами. Массовые рабочие выступления в Киеве, Санкт-Петербурге, Харькове, Одессе, Николаеве, Баку, Тифлисе и других городах империи подавлялись с помощью военных гарнизонов. Полиция не могла в зародыше пресекать подобные выступления, именно поэтому Министерство внутренних дел проинспектировало местные правоохранительные органы. Не удовлетворившись полученными результатами, которые отражали явную их запущенность, правительство выработало предложения по устранению недостатков и в 1902 г. внесло на рассмотрение в Государственный совет проект закона «Об учреждении полицейской стражи». Тем самым именно 1902 г. стал отправной точкой в истории создания уездной полицейской стражи. Пройдя все стадии рассмотрения в Государственном совете и получив одобрение, закон был принят 5 мая 1903 г.
К началу XX в. органы уездной полиции представляли из себя структуру, объединенную в уездное полицейское управление. Ру-
ководил деятельностью уездного полицейского управления уездный исправник, назначаемый на должность губернатором [1, с. 9]. Уезды делились на более мелкие административно-полицейские единицы: станы, участки (сотни) и селения. В каждый стан по представлению уездного исправника губернатором назначался становой пристав.
21 марта 1879 г. был образован институт полицейских урядников в губерниях, управляемых в соответствии с «Общим учреждением». Полицейские урядники назначались в помощь становым приставам «для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за сотскими и десятскими». Полицейский урядник подчинялся становому приставу и ведал определенной частью стана [1, с. 25, 26]. В соответствии с инструкцией 1878 г. урядникам предписывалось «охранять общественное спокойствие и следить за проявлением каких бы то ни было действий и толков, направленных против правительства, власти и общественного порядка, равно подрыву в обществе доброй нравственности и прав собственности» [2, с. 57, 58].
Становому приставу подчинялись «нижние чины» - сотские и десятские, которые ежегодно выбирались самим населением на
сельских сходах по одному от 100-200 дворов и 10-20 дворов соответственно. В их должностные обязанности входили: надзор «за благочинием»; контроль за чистотой воды в водоемах; надзор за порядком в торговле; осуществление противопожарных мер. С 1878 г. сотские и десятские стали подчиняться полицейским урядникам.
На сотрудников уездной полиции возлагались в основном функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, соблюдению правил охоты, правил содержания населенных пунктов, санитарных норм, правил торговли. В городах, подведомственных уездному полицейскому управлению, несли службу городские и участковые приставы и полицейские надзиратели.
Чтобы расширить функции, численность, боеспособность и профессионализм уездной полиции, как уже говорилось выше, был принят закон от 5 мая 1903 г. «Об учреждении полицейской стражи». В полном собрании законов Российской империи, в томе XXIII, приведен текст закона, который гласит: «Государственный Совет в Соединенных Департаментах Законов, Гражданских и Духовных Дел, Государственной Экономии и Промышленности, Науки и Торговли и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра внутренних дел об учреждении в 46-ти губерниях Европейской России полицейской стражи, мнением положил: I. Для охранения благополучия, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции, образовать временно, впредь до общего переустройства местного управления, в губерниях: Архангельской, Астраханской, Бессарабской, Виленской, Витебской, Владимирской, Вологодской, Волынской, Воронежской, Вятской, Гродненской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Киевской, Ковен-ской, Костромской, Курской, Минской, Мо-гилевской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Подольской, Полставской, Псковской, Рязанской, Самарской,
С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярослав-
ской уездную полицейскую стражу...» [3, с. 477]. Также в ст. 781, регламентирующей создание уездной полицейской стражи, следует четкое указание каждой составляющей деятельности и организации нового органа. Анализ данных параграфов статьи дает полное представление о том, каким Министерство внутренних дел и Государственный совет, в первую очередь, хотели бы видеть новую полицейскую структуру.
По кадровому составу уездная полицейская стража должна была состоять из урядников и стражников. В п. 2 статьи дается представление о численности стражников и урядников в губерниях, в которых они вводились: «В каждой волости состоят один урядник и необходимое число стражников. Общее количество стражников во всех вышепоименованных губерниях определяется по расчету не более одного стражника на каждые 2500 душ населения обоего пола» [3, с. 477]. Так, мы можем сделать вывод, опираясь на данные общероссийской переписи населения 1897 г., что на Ярославскую губернию, население которой составляло на тот момент 1071355 человек, должно было приходиться приблизительно 429 стражников [4]. По такому же принципу можно вычислить численность стражи и урядников по остальным 45 губерниям и общее количество в целом по стране.
Высшее заведование уездной полицейской стражей было отдано в распоряжение министра внутренних дел, в губерниях она была подчинена губернаторам, в уездах -исправникам, в станах - становому приставу. Также над стражниками стоял урядник, который был для них старшим по званию. Пристав и урядник должны были контролировать работу стражников в волостях, следить за исполнением службы. Кроме пеших урядников и стражников предполагалось создание конных отрядов. Об этом говорится в п. 6 закона от 5 мая: «Урядники и стражники могут быть как конные, так и пешие. Определение числа конных урядников и стражников и распределение их по губерниям предоставляется Министру внутренних дел» [3, с. 478].
В законе перечислены также основные требования к претендентам, желающим поступить на действительную службу в полицейскую стражу. Так, в п. 8 и 9 говорится: «8) В уездную полицейскую стражу назна-
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 4 (144), 2015
чаются русские подданные, достигшие двадцати пяти лет от роду и обладающие здоровым телосложением, преимущественно из отставных или уволенных в запас нижних воинских чинов. Кроме того, от поступающих в стражу требуется: 1) для урядников -умение составлять протоколы, общее знакомство с полицейской службой и с обязанностями полиции по преследованию преступлений и 2) для стражников - умение читать и писать и общее достаточное развитие. 9) Не могут быть назначаемы в уездную полицейскую стражу: состоящие под следствием или судом, а равно понесшие наказания за преступные деяния, влекущие за собой по закону тюремное заключение или более строгое наказание.» [3, с. 478]. Из этих пунктов видно, что Министерство внутренних дел и Государственный совет, разрабатывая и утверждая закон, придавали большое значение благонадежности нового органа. Согласно п. 8 и 9 закона стражником мог стать только грамотный человек, знающий воинскую службу. Такие жесткие рамки для кандидатов на начальном этапе осложняли формирование нового органа.
Согласно п. 12 закона месячное жалование урядника (без квартирных) составляло от 25 до 33 руб., рядового стражника - от 16 до 20 руб. «Министру внутренних дел предоставляется сверх того назначать чинам уездной полицейской стражи, в случае надобности, добавочное содержание в размере до 30 % основного оклада» [5, с. 478]. Для понимания соразмерности получаемого чинами уездной полицейской стражи жалования, сопоставим его с приблизительным жалованием по виду деятельности на начало XX в.: прислуга получала от 3 до 10 руб. в месяц; рабочие - от 8 до 15 руб. в месяц; врачи в земской больнице - 80 руб. в месяц; простые служащие почты, земские учителя младших классов, помощники аптекарей, санитары, библиотекари - 20 руб. в месяц [5]. Из приведенных данных можно заключить, что жалование чинов стражи было сопоставимо с жалованием младших чинов государственных служащих. Данный факт нельзя отметить как минус, скорее его можно назвать рациональным в подходе к становлению нового органа. Данные последующих лет свидетельствуют об увеличении жалования стражникам.
Порядок обмундирования и вооружения стражников и урядников также прописывался в законе. В п. 18 говорится: «Чины уездной полицейской стражи носят форменную одежду установленного образца. Урядники вооружаются на средства казны шашками и револьверами, а стражники шашками. Стражникам предоставляется, сверх казенного вооружения, иметь собственные револьверы» [3, с. 479]. Следует отметить, что не все принятые на службу в уездную полицейскую стражу должны были носить форму этой структуры, исключения предоставлялись казакам. Подтверждение этому можно встретить в циркуляре от 22 декабря 1906 г. за № 74 «О форме обмундирования и вооружения казаков, поступающих на службу в полицейскую стражу» [6, с. 6].
Основным вооружением стражи, согласно докладной записке Московского военного окружного артиллерийского управления Ярославскому губернатору, были: 3-линейная винтовка образца 1891 г.; 4,2-линейные винтовки системы Бердана; 4,2-линейные револьверы системы Смита и Вессона и револьверы системы Нагана [7, с. 163]. Как уже отмечалось, п. 18 вменял стражникам иметь собственные револьверы, закупочная цена которых на конец XIX в. составляла 3032 руб., что было равно месячной зарплате урядника [8]. Конечно, средства на закупку вооружения выдавались из государственной казны в виде кредита стражнику, но ежемесячные отчисления из жалования на погашение последнего били по кошельку правоохранителей.
После введения уездной полицейской стражи тем же законом от 5 мая 1903 г. упразднялись должности полицейских урядников (вместо них вводилась должность -урядник уездной полицейской стражи) и сотских, которые полностью прекратили свое существование как структура. Десятские же теперь исполняли полицейские обязанности исключительно в местах своего постоянного пребывания. Лишь в случаях сопровождения арестованных или при содействии в поддержании порядка при массовых собраниях народа могли быть привлечены к службе вне этих мест.
Следуя тексту закона, введение уездной полицейской стражи в 46 губерниях предполагалось провести в 2 этапа. В течение 1903
и 1904 гг. стража должна была быть введена в Виленской, Воронежской, Вятской, Екате-ринославской, Киевской, Курской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Полтавской, Саратовской, Тамбовской, Харьковской, Херсонской и Черниговской губерниях [3, с. 479]. Данным губерниям отдавался приоритет. Во всех остальных команды уездной полицейской стражи должны были быть учреждены в течение 1905-1908 гг.: «в сроки и постепенности по ближайшему усмотрению министра внутренних дел с таким расчетом, чтобы расход на изъясненную надобность в каждом году не превышал ассигнованных на нее средств» [3, с. 479]. Так, в Ярославской губернии команды стражников были учреждены лишь в 1905 г.
Создание уездной полицейской стражи задумывалось как важная веха процесса реформирования органов уездной полиции. Несмотря на то, что закон 5 мая 1903 г. заложил правовые основы деятельности уездной полицейской стражи, уже на первых этапах стало понятно, что он требует дальнейшей доработки и усовершенствования.
1. Шелкопляс В.А. Карательный аппарат России во второй половине XIX в. Мн., 1994.
2. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / гл. ред. А.Г. Горлов. М., 1996.
3. Об учреждении в 46-ти губерниях европейской России полицейской стражи: Высочайше учрежденное мнение Государственного совета № 22906 от 5.05.1903 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Спб., 1905. Собрание III. Т. 23.
4. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Пространство, число наличного населения и плотность. URL:
http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus1897_01.php (дата обращения: 12.10.2014).
5. Цены и жалования в России в начале XX в. URL: http://www.talers.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=81 &Itemid=108 &showall=1 (дата обращения: 12.10.2014).
6. ГАЯО (Государственный архив Ярославской области). Ф. 73. Оп. 7. Д. 796.
7. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 4521.
8. Револьвер Наган образца 1895 г. URL: http:// weaponland.ru/load/revolver_nagan_obr_1895_g oda/120-1-0-650 (дата обращения: 13.10.2014).
1. Shelkoplyas V.A. Karatel'nyy apparat Rossii vo vtoroy polovine XIX v. Mn., 1994.
2. Organy i voyska MVD Rossii: kratkiy is-toricheskiy ocherk / gl. red. A.G. Gorlov. M., 1996.
3. Ob uchrezhdenii v 46-ti guberniyakh evrop-eyskoy Rossii politseyskoy strazhi: Vysochayshe uchrezhdennoe mnenie Gosudarstvennogo so-veta № 22906 ot 5.05.1903 g. II Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii (PSZRI). Spb., 19Q5. Sobranie III. T. 23.
4. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. Prostranstvo, chislo na-lichnogo naseleniya i plotnost'. URL: http:// demoscope.ru/weekly/ssp/rus 1897_Q 1 .php (data obrashcheniya: 12.1Q.2Q14).
5. Tseny i zhalovaniya v Rossii v nachale XX v. URL: http://www.talers.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=81&Itemid=1Q8 &showall=1 (data obrashcheniya: 12.1Q.2Q14).
6. GAYaO (Gosudarstvennyy arkhiv Yaroslavskoy oblasti). F. 73. Op. 7. D. 796.
7. GAYaO. F. 73. Op. 4. D. 4521.
8. Revol'ver Nagan obraztsa 1895 g. URL: http:// weapon-
land.ru/load/revolver_nagan_obr_1895_goda/12Q -1-Q-65Q (data obrashcheniya: 13.1Q.2Q14).
Поступила в редакцию 20.12.2014 г.
UDC 351/354 (470.316)
CREATION OF COUNTY POLICE GUARDS ACCORDING TO LAW OF 5 MAY 1903
Aleksander Vladimirovich ELIZAROV, P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation, Postgraduate Student, Native History Department, e-mail: elizarov.a89@mail.ru
Are reviewed the reasons of changing in activity of local law-enforcement agency of at the edge of XIX-XX century. Great attention is paid to process of forming of local enforcement agency of Russian Empire at the beginning of XX century by creation of county police guards. It is told about county police arrangements, working until creation of county police guards (country constables, constables, village constable), is reviewed structure of management by county guards. Main document on changing of activity of county police became law "About establishment of police guards" from 5 May 1903. Is analyzed the text of law, that lets to get the idea about the principles of options of personal structure, demands shown to candidates, going to serve into new police department, about amount of units, control and financial providing of new police unit. Basing on archive data of Chancellery of the governor, and analyzing the contained reports of county ispravnic, memorials of Moscow military district artillery control, commission of governor, partly is reviewed the question about the armory of guards at the example of Yaroslav province, naming basic types of the used armor in teams of guards.
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 4 (144), 2015
Key words: county police guards; law; law; enforcement agency; revolver; mass action; State council; constable; county ispravnik.