Фарходов Ж. У. студент магистратуры
ТГТУ
Топалиди В.А., к.т.н.
доцент ТГТУ
СОЗДАНИЕ УДОБНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ГОРОДЕ
Аннотация. В данной статье приводится информация о преимуществах применения электромобилей в качестве пассажирского транспорта. Приведены статистические данные по использованию электромобилей во всем мире. Также перечислены проблемы, связанные с нехваткой зарядных станций. Приведены меры, применяемые для популяризации использования электромобилей в Республике Узбекистан.
Ключевые слова: электромобиль, окружающая среда, зарядные станции, зелёная экономика, солнечная энергия.
Farkhodov J. U. master student TSTU Topalidi V.A. associate professor TSTU
CREATING A CONVENIENT INFRASTRUCTURE FOR ELECTRIC
VEHICLES IN THE CITY
Annotation. This article provides information and the benefits of using electric vehicles as a passenger transport. Statistical data on the use of electric vehicles around the world are given. The problems associated with the lack of charging stations are also listed. The measures taken to promote the use of electric vehicles in the Republic of Uzbekistan are given.
Key words: electric car, environment, charging stations, green economy, solar energy.
В последние десять лет мир отказывается от автомобилей, работающих на обычном топливе, и переходит на электромобили, работающие на электричестве. Целью этого является улучшение состояния окружающей среды и развитие автомобильной промышленности и, следовательно, создание лучшей инфраструктуры для электромобилей.
Норвегия лидирует среди стран, где электромобили пользуются наибольшей популярностью. В прошлом году 86,2% автомобилей, проданных в стране, были электромобилями. Этот показатель достиг 45% в Швеции и 29,8% в Нидерландах.
По данным Госкомстата, за последние четыре года из зарубежных стран в Узбекистан ввезен 6 151 электромобиля. За прошедший период текущего года было ввезено 1 тысячи 314 электромобилей. Из них в городе Ташкенте обслуживают население 4 тысячи 923. Специалисты утверждают, что двигатель электромобилей не выделяет вредных газов в окружающую среду. Самое главное, он снижает потребление условного топлива в 33 раза за счет его электрической мощности. Если электромобиль заряжать дома, 1 километр будет стоить в среднем 45 сумов. 100 километров будут стоить 4500 сумов. Для сравнения, 10 литров бензина Аи-92 стоит порядка 95-108 тысяч сумов. Нефть и другие затраты пока не учитываются.
Еще одним удобством этих автомобилей является то, что в случае столкновения с электромобилем электромобиль автоматически остановится в результате отключения аккумуляторов датчиком столкновения. Кроме того, меньшее количество запчастей повышает его надежность. В результате снижаются затраты на ремонт и техническое обслуживание.
Машина полезна для природы и окружающей среды, стоит дешевле топлива, проста в управлении и хорошо спроектирована во всех отношениях! Поэтому гражданам предоставляется ряд льгот на ввоз электромобилей в Узбекистан. Не секрет, что и сейчас в некоторых регионах нашей страны случаются перебои с электричеством. Это вызывает серьезные проблемы с зарядкой электромобилей. Однако вторая сторона проблемы заключается в том, что у многих людей возникают проблемы с поиском запчастей, когда их машина ломается. Кроме того, еще одной проблемой является отсутствие зарядных станций. Не у всех есть условия для зарядки дома. Это невозможно, особенно для тех, кто живет в многоквартирных домах.
Исходя из этих требований, в рамках развития «зеленой экономики» в нашей республике реализуется ряд инновационных проектов. В частности, разрабатывается проект по созданию и развитию скоростных зарядных устройств для электромобилей с использованием солнечной энергии. Для информации стоит отметить, что электромобили были ввезены в Узбекистан в 2018 году, а первая зарядная станция была установлена в 2020 году. В октябре 2020 года первая многорежимная зарядная станция для электромобилей была установлена сетью супермаркетов Makro в Узбекистане. После этого Узбекистан появился на «Plugshare» — карте мира, на которой показано, где можно заряжать электромобили по всему миру.
Согласно карте «Plugshare», в Узбекистане насчитывается около полусотни зарядных станций для электромобилей. В нашей столице они установлены в 22 Ташкентских областях и по 8 в Самаркандской, Каршинской, Наманганской, Каганской, Ферганской и Невоинской областях. Но этого недостаточно. Например, если вы хотите поехать из Ташкента в Нукус, у вас будет возможность зарядить машину только в Булунгурском районе Самаркандской области. Это расстояние составляет около 300 километров. Не все электромобили доберутся туда. Придется подождать еще как минимум три часа, чтобы найти зарядное устройство. Он преодолевает расстояние в 500 километров с полной энергией. Среднее время, необходимое для полной зарядки, составляет 5-7 часов, на местных станциях быстрой зарядки ждать 30 минут. Однако водители электромобилей ждут больше на зарядных станциях в регионах. Самая большая проблема на сегодняшний день — отсутствие зарядных станций для электромобилей. На данный момент электромобили - удобная машина для города.
Для всех нас не секрет, что есть ряд новостей об общественном транспорте. В 2020 году были закуплены и доставлены в нашу столицу Ташкент 20 электробусов King Long производства китайской компании Yutong, в связи с чем заработали несколько маршрутов. В Ele ctrobus может разместиться 110 человек. Для инвалидов предусмотрены низкозольные пандусы, поэтому преодоление расстояния в 200-260 км занимает 2-4 часа. Главное, что он экологически чистый и имеет более 10 вспомогательных
камер для водителя. На данный момент ведутся работы по первому этапу проекта. В частности, планируется закупить первые 100 единиц силового оборудования для электробусов длиной 10,5 метра, построить парк электробусов.
В рамках целевых индикаторов развития общественного транспорта до 2025 года:
доля общественного транспорта в объеме пассажирских перевозок будет увеличена с 21% до 43%;
объем ежедневных пассажироперевозок на общественном транспорте достигнет 2,7 млн пассажиров;
интервал времени в движении общественного транспорта сокращается в 2 раза;
Будет закуплено 1063 автобуса и 673 электробуса.
С 1 января 2023 года будет введена новая система финансирования по критериям «пассажирский маршрут», «пассажиропоток» и «качество».
Во исполнение Указа Президента от 16 февраля 2023 года «О мерах по реформированию системы общественного транспорта» определена закупка 200 18-метровых и 500 12-метровых автобусов на газовом топливе и 300 12-метровых электробусов для городского общественного транспорта Ташкента.
В апреле 2023 года в г. Ташкент ввезено 233 автобусов из 1000 запланированных. 133 из них работают на сжатом природном газе, а 100 электробусы.
Министерствам, бюджетным организациям и органам местного самоуправления предложено заменить служебные автомобили не менее чем на 10% к 2025 году полностью электрическими автомобилями к 2030 году.
Вывод: Одним словом, отсутствие зарядных станций для электромобилей и электробусов по всей нашей стране является одним из факторов, препятствующих популяризации автомобилей. В целях устранения этой проблемы 28 марта текущего года между Комитетом по экологии и компанией «Мегаватт Моторс» был подписан меморандум. Планируется, что проект будет осуществляться на основе государственно -частного партнерства. Мы верим, что если этот проект будет реализован, то
все вышеперечисленные проблемы будут устранены, а электромобили станут популярными.
Использованные источники:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан № 59 от 16.02.2023 «О мерах по реформированию системы общественного транспорта».
2. Bogdan Ovidiu Varga, Calin Iclodean Florin Mariasiu. Electric and Hybrid Buses for Urban Transport. Springer International Publishing Switzerland 2016.
3. Sumedha Rajakaruna. Plug In Electric Vehicles in Smart Grids. Springer Science+Business Media Singapore 2015.
4. https://kun.uz