СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Т.Н. Могильниченко
На первоначальном этапе массовый переход старшей школы в статус профильной сопровождался значительными трудностями. Руководители и педагоги школ столкнулись как с несформированностью целостной нормативной базы, так и с отсутствием пакета учебно-методических комплексов потенциально востребованных элективных курсов. Справедливости ради следует отметить, что в последнее время все чаще стали публиковаться учебные и методические пособия к элективным курсам. Однако это не избавляет учителя, выбравшего тот или иной курс, от его уточнения в 38 связи с особенностями конкретной школы, от адаптации к особенностям учащихся данного класса, от модернизации под свое педагогическое кредо. Более того, по-прежнему ряд по-настоящему востребованных элективных курсов так и не появился на книжных полках. Поэтому острота проблемы внедрения в школьную практику элективных курсов несколько сгладилась, но не исчезла полностью. Вероятно, следует отнести эту проблему или ее некоторые аспекты к разряду постоянных. Так, например, требует постоянного внимания обеспечение методической готовности педагогов преподавать элективный курс. Если к основ-
ной специальности учителя-предметника готовят в течение нескольких лет, то к преподаванию элективного курса (прежде всего дополняющего или углубляющего содержание той или иной учебной дисциплины) учитель должен подготовиться сам. И обязанность руководителей школы помочь ему в этом, организовав соответствующую научно-методическую работу. В связи с деятельностной направленностью профессиональной компетентности педагогов одним из наиболее эффективных способов ее повышения является вовлечение учителей в проектную деятельность по формированию учебно-методического комплекса элективного курса. Сознательное участие учителей в разработке и внедрении в образовательный процесс элективного курса способствует повышению их профессиональной компетентности как способности эффективно осуществлять атрибутивные для педагога виды деятельности, основанные на целостном когнитивном, предметно-практическом и личностном опыте.
В нашей школе открыты классы, спрофилированные на поступление в Российскую экономическую академию им. Г В. Плеханова и Московский банковский институт. В этих классах преподаются элективные курсы, формирующие знания по основам банковского
Преподаватель_ХК|_
ВЕК
1 / 2008
дела, бухгалтерского учета, информационных систем и технологий экономики. Кроме того, учителями разработано несколько элективных курсов, дополняющих и углубляющих общеобразовательную подготовку учащихся по литературе, алгебре, русскому и английскому языкам. Однако нами была установлена потребность в элективном курсе гносеологической, «собственно ученической» направленности, способствующем формированию у старшеклассников умений приобретать, организовывать и применять знания на практике. В качестве такого спецпредмета был выбран курс «Азбука логичного мышления». Учебное пособие к данному курсу и рабочая учебная программа написаны С.Г. Воровщиков [1], четыре варианта тематического планирования и поурочных разработок, сформированы и апробированы учителями трех школ г. Москвы [2]. Кроме того, апробация проходит и в других школах Южного, Юго-Западного и Западного округов г. Москвы. Нас привлекло то, что учебный курс призван способствовать целостному освоению основных ценностных, теоретических и технологических позиций деятельностного компонента учебно-познавательной компетентности старшеклассников.
Учебное пособие автор делит на три блока: теоретико-технологический блок — основной текст; контрольно-аналитический блок — аппарат организации усвоения; справочно-вспо-могательный блок — дополнительный текст.
Предназначение первого, теоретико-технологического, блока данного пособия состоит в развитии у старшеклассников совокупности учебно-логических умений, позволяющих осознан-
но разрешать проблемные мыслительные ситуации, которые возникают в процессе учения. Из всего многообразия таких затруднений автор определил всего шесть проблемных мыслительных ситуаций, которые и являются основными темами курса. Это затруднения в определении существенного, причины и следствия, аспектов сравнения, предмета рассуждения, составлении классификации, доказательности рассуждений.
Второй, контрольно-аналитический, блок представлен и последней главой пособия, посвященной самопознанию некоторых сторон логического мышления, и творческими заданиями рубрики «Проверьте себя!». Каждая тема учебного пособия завершается разнообразными творческими заданиями, позволяющими закрепить сформированные знания и умения в деятельности.
Третий, справочно-вспомогатель-ный, блок, по замыслу автора, способствует эффективному освоению первых двух. В каждой теме есть разделы «Примите к сведению», «Из истории человеческой мысли». Содержит по- 39 собие хрестоматию, биографический справочник, список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
В связи с тем, что в границах осуществляемой экспериментальной деятельности предполагается не только сформировать и апробировать новую версию учебно-методического комплекса данного курса, но и отработать содержание и механизм управленческо-методического сопровождения разработки и внедрения в образовательный процесс элективного курса, в основу исследовательского проекта положены следующие исходные позиции:
1 / 2008
Преподаватель XXI
ВЕК
1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в «Концепции модернизации содержания образования» признана в качестве ключевой образовательной компетентности. Ее деятельностный компонент представлен, прежде всего, общеучебными умениями.
2. «Программа общеучебных умений школьников» (Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г.) выступает в качестве несущей конструкции выстраивания учебно-методического комплекса [1, 291-312]. Данный курс формирует и развивает не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать, составлять план, тезисы, реферат, делать доклад и т.д.
3. Известно, что умение по своему характеру предполагает всегда сознательное установление взаимоотноше-
40 ний между целью деятельности, способами и условиями ее выполнения; по структуре — это система различных знаний и навыков; по механизму реализации — самостоятельный перенос известных способов деятельности в новые условия. Кроме навыков в структуру умений входят знания, которые используют для выбора состава и комбинаций навыков, а также знания, необходимые для осуществления определенной деятельности [3, 15-19]. В связи с этим формирование и развитие общеучебных умений предполагает обязательное предъявление ученикам теории корректного осуществления того или иного умения.
4. Учебно-методический комплекс элективного курса должен включать учебную программу, тематический план, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации для учителя, хрестоматию, аннотированный список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся [4, 40].
5. Методические особенности данного курса заключаются: в прагматическом характере обучения, направленного на решение одной из злободневных проблем образовательного процесса; в активном участии учащихся в реализации спецкурса, во многом определяющих акценты и интонации изучаемого материала; в консультационном характере обучения, который предполагает индивидуальное и групповое дидактическое сопровождение участия старшеклассников в коллективных проектах, написании рефератов, выполнении других творческих работ учащимися [5, 104-107].
6. Эффективная деятельность педагогов школы по формированию и развитию общеучебных умений основывается на овладении учащимися ценностями познавательной культуры, на целостном видении общеучебных умений и освоении школьниками теоретических и технологических позиций их осуществления. Это предполагает разработку учебно-методических комплексов специальных курсов в полной школе. Ценности, знания и умения, освоенные учениками на специальных занятиях, позволят учителям-предметникам более эффективно совершенствовать и использовать общеучебные умения в границах традиционных учебных дисциплин.
7. Предполагается активное вовлечение педагогов школы (2—3 учителя), которые будут преподавать данный
Преподаватель^_
ВЕК
1 / 2008
курс, в обсуждение и корректировку содержания учебного пособия, проектирование и апробирование методических рекомендаций по преподаванию данного курса. В результате такой совместной деятельности повысится профессиональная компетентность учителей, необходимая для эффективного формирования и развития учебно-познавательной компетентности старшеклассников, сформируется методическая готовность учителей преподавать данный курс, а сам курс приобретет методическую устойчивость и реализм.
8. Эффективной формой управ-ленческо-методического сопровождения разработки и внедрения в образовательный процесс элективного курса является управленческая технология как процесс, спроектированный и реализованный в виде целесообразной последовательности стандартизированных процедур и составляющих их операций, обеспеченных необходимыми ресурсами и инструментарием деятельности.
Следует признать, что реальные условия школьного образования позволяют говорить лишь о стартовом этапе развертывания деятельности по развитию учебно-познавательной компетентности учащихся (компетентностно-ориентированные ГОСы находятся на стадии разработки и обсуждения, не в полной мере сформированы учебно-методические комплексы компетент-ностно-ориентированных курсов, недостаточно подготовлены педагоги к компетентностно-ориентированному образованию и т.д.). Таким образом, подобный элективный курс может стать эффективным средством координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных
дисциплин по развитию приоритетных компонентов учебно-познавательной компетентности старшеклассников. Однако определение содержания и механизма управленческо-методи-ческого сопровождения разработки и внедрения в образовательный процесс элективного курса требует длительной опытно-экспериментальной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. — 2-е изд., перераб. — М.: «5 за знания», 2007. — 352 с.
2. Воровщиков С.Г. и др. Элективный курс «Азбука логичного мышления»: тематическое и поурочное планирование/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, О.В. Федотова, А.Б. Шихирева, Т.Г. Филатова, О.В. Вологина, Е.В. Баженова. — М.: ЮОУО, 2006. — 182 с.
3. Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий// Педагогика. — 1994. — № 2.
4. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / / Педагогика. — 2005. — № 5.
5. Орлова Е.В. Полезная книга // Педагогика. — 2007. — № 2. ■
41
1 / 2008
Преподаватель XXI
ВЕК