ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научная статья УДК 721.011
https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-3/122-130
Создание туристских троп в Приморском крае|
Сергей Александрович БаглаевИ, Юлия Дмитриевна Горошко, Оксана Викторовна Павлова
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация И [email protected]
Аннотация. В статье разработан подход к созданию туристских троп на примере пилотного проекта облагораживания мыса Тобизина. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая создание туристских троп. Представлены результаты опроса населения Владивостока о востребованности туристских троп. Рассмотрена проблема недостаточности методических документов по созданию туристских троп, а также предложен генеральный план облагораживания мыса Тобизина. Ключевые слова, туристская тропа, туризм, облагораживание троп, мыс Тобизина, генеральный план, Приморский край
Для цитирования. Баглаев С.А., Горошко Ю.Д., Павлова О.В. Создание туристских троп в Приморском крае // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2024. № 3(60). С. 122-130.
CREATIVE CONCEPTS OF ARCHITECTURAL ACTIVITY
Original article
Creation of hiking trails in Primorsky Krai
Sergey A. BaglaevH, Julia D. Goroshko, Oksana V. Pavlova
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation И [email protected]
Abstract. The article develops an approach to the creation of tourist trails using the example of a pilot project for the improvement of Cape Tobizin. The legal framework regulating the creation of tourist trails is analyzed. The results of a survey of the population of Vladivostok on the demand for hiking trails are presented. The problem of insufficiency of methodological documents for the creation of tourist trails is considered, and a master plan for the improvement of Cape Tobizin is proposed.
Keywords, hiking trail, tourism, improvement of trails, Cape Tobizin, master plan, Primorsky Krai
For citation: Baglaev S.A., Goroshko J.D., Pavlova O.V. Creation of hiking trails in Primorsky Krai. FEFU:
School of Engineering Bulletin, 2024, no. 3(60), pp. 122-130. (In Russ.).
Введение
Туристские тропы - неотъемлемая часть формирования городской среды и близлежащих территорий. Большое количество людей заинтересовано в проведении своего отдыха на свежем воздухе. Тяга к новым знаниям и путешествиям заложена в человеке с самого рождения. В последнее время туристским тропам уделяется много внимания со стороны органов власти, но информационной базы по созданию троп все еще недостаточно. Из-за дефицита информации о лучших практиках по облагораживанию туристских троп в стране наблюдается стихийное облагораживание туристских троп, что приводит к отсутствию единой концепции развития туризма в стране и, как следствие, снижению уровня туристического потока.
© Баглаев С.А., Горошко Ю.Д., Павлова О.В., 2024 122 | ISSN 2227-6858
Целью данной статьи является предоставление решения к созданию туристских троп на основе анализа лучших практик, правового и нормативного материала по регулированию и созданию туристских троп.
Ежегодное увеличение показателей туристической активности граждан свидетельствует о том, что у людей есть желание и потребность в путешествии и познании страны. В России существует огромное количество мест для посещения туристами - точек притяжения. Одной из таких точек притяжения является Дальний Восток и, в частности, Приморский край, который богат красивыми и уникальными природными объектами. Но ввиду удаленности от центральной части России и территориальных особенностей инфраструктура Дальнего Востока недостаточно развита по сравнению с другими регионами. Проблема также еще заключается и в отсутствии комфортного доступа жителей и туристов к интересным местам Дальнего Востока, то есть наблюдается разрыв связи между людьми и точками притяжения. Данная проблема в свою очередь является следствием другой проблемы - отсутствия универсальной процедуры по созданию туристских троп, включающей в себя все этапы реализации данного проекта, начиная от его инициации и заканчивая введением в эксплуатацию. Таким образом, потребности и желания людей в путешествии по родным достопримечательностям в значительной мере не удовлетворяются.
Приморский край является объектом особого внимания президента Российской Федерации в силу большого потенциала экономического и туристического развития. Приморский край является также стратегическим регионом Российской Федерации. По результатам исследований Приморский край занял седьмое место в «Национальном туристическом рейтинге -2022», составленном журналом «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг». Приморье стало единственным Дальневосточным регионом, который вошел в десятку. По итогам 2022 года туристический поток в Приморском крае составил более 3 млн человек (около 20% от общего числа туристов на Дальнем Востоке), прогноз на 2023 год - 3,8 млн человек. Правительство Приморского края выделяет туристскую деятельность как одно из наиболее приоритетных направлений социально-экономического развития Приморья в рамках основных принципов государственного регулирования развития туризма и туристской деятельности. Также туризм является одним из приоритетных направлений «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 и 2050 гг.» [1]. На 2023 год на территории Российской Федерации учреждено 18 территорий опережающего развития (ТОР), на которых установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, 17 из которых находятся на территории Дальневосточного Федерального округа, в том числе 4 - на территории Приморского края.
По поручению президента Российской Федерации о рассмотрении вопроса по созданию условий для развития национальной системы туристических троп планируется внесение изменений в Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и в Земельный кодекс РФ «по обеспечению правового регулирования создания системы туристских троп в РФ», в связи с чем возникает необходимость в подготовке методической базы по созданию туристских троп для выполнения законодательства. Таким образом, тема проекта обретает особую значимость и актуальность.
Из законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и в Земельный кодекс Российской Федерации: «Туристская тропа - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности или по искусственным сооружениям, используемая для организации движения туристов и экскурсантов, обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), предназначенная для передвижения пешком или посредством велосипедов, лыж, верховой езды1.
1 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации"» (подготовлен Минэкономразвития России 15.09.2023). URL: https://base.garant.ru/56970780/
Авторы научных статей по результатам своих исследований заявляют о необходимости создания сети туристских троп по всей территории страны. Некоторые из них отмечают, что важность данного действия заключается не только в привлечении дополнительного туристического потока, но и в стратегическом освоении территории при условии создания комплексной инфраструктуры региона [2]. Авторы А.Д. Абалаков, В.В. Дроков и др. в своей работе [3] уделяют особое внимание важности создания туристских троп для снижения негативной нагрузки на национальные парки и заповедники. В развитие данного тезиса авторы представленной работы говорят о необходимости создания инфраструктуры для развития туризма в пределах особо охраняемых природных территорий с целью грамотного распределения туристических потоков и возможности наиболее полного использования рекреационного потенциала территории. Такая необходимость является одной их приоритетных и высокоэффективных видов эколого-сберегающей деятельности в рамках концепции развития системы природных территорий. В работе [4] авторы подчеркивают, что туризм по своей сути маршрутен, чем принципиально и отличается от других видов деятельности. Создание маршрута - туристской тропы - является определяющим действием в сфере туризма.
Другие авторы [5] отмечают, что туристские маршруты являются важнейшей составляющей туристско-рекреационного пространства, поэтому при совершенствовании пространственной организации туристско-рекреационной системы, регулирования туристских потоков и реализации кластерного подхода в туризме властям следует обратить более пристальное внимание на развитие маршрутной концепции туристско-рекреационного пространства.
Исследование [6] показывает, что под влиянием факторов внешней среды туристы стали больше ценить качество окружающей среды, имеют желание действовать ответственно и выступают за повышение экологичности путешествий. По результатам исследования [7] авторы приходят к выводу, что в процессе жизнедеятельности у человека возникает «чувство обязанности заниматься экологически чистой деятельностью», которое определяется как важная внутренняя характеристика, которая может мотивировать человека к совершению ряда действий, направленных на защиту окружающей среды, таких как путешествие экологически безопасными видами транспорта, практику экологически чистого проживания и отдыха, сокращение потребления электроэнергии и увеличение использования экологически чистой упаковки. Это позволяет говорить о необходимости создания приемлемых условий для реализации концепции устойчивого туризма на природных территориях, что предполагает изменение бизнес-модели туристских территорий и поведенческих паттернов потребителей туристских услуг. По оценкам Ростуризма [8] доля экотуризма составляет не более 2% от всего российского туристского рынка, однако привлекательность природных территорий как объектов туризма возрастает, что требует от них переоценки существующих управленческих практик для обеспечения эффективного диалога всех заинтересованных сторон по вопросам развития устойчивого туризма.
В зарубежной научной литературе [9] активно исследуются вопросы адаптации туристской деятельности природных охраняемых территорий к вызовам современности в рамках концепции устойчивого развития. Исследования показывают, что эффективность применения элементов экотуризма влияет на уровень посещаемости иностранными туристами национальных парков, а также на рост доходов регионов от туризма. Авторы предполагают, что оптимизировать количество туристических посещений, оказывающих влияние на рост доходов от туризма, можно при помощи технологий искусственного интеллекта, основанных на больших данных.
Социологический опрос жителей г. Владивостока
и разработка генплана облагораживания территории мыса Тобизина
Для создания подхода к облагораживанию туристских троп необходимо учесть востребованность облагораживания в определенном географическом месте, а также геологические условия и антропогенную нагрузку.
Для определения востребованности применения подхода к облагораживанию туристских троп выбран мыс Тобизина на острове Русский в г. Владивостоке. Проведен опрос среди жителей города о причинах посещения мыса, результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты опроса населения о причинах посещения
Fig. 1. Results of the population survey on reasons for visiting
Согласно результатам, причины посещения граждан мыса Тобизина многогранны, что подтверждает уникальность и популярность данной территории.
По вопросу в части возникающих сложностей во время посещения мыса Тобизина, результаты опроса представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты опроса населения о возникающих трудностях
Fig. 2. Results of the population survey on the difficulties encountered
Согласно проведенному опросу, 98% опрошенных сталкиваются с трудностями, которые являются следствием непроработанности вопроса создания туристских троп.
Был задан вопрос о востребованности облагораживания мыса Тобизина (рис. 3).
Таким образом, 85% выразили одобряющую позицию и написали предложения по облагораживанию :
1) установить мусорные урны и общественные туалеты;
2) установить настилы и скамьи для отдыха;
3) установить лестницы и пандусы в сложных для прохождения местах;
4) установить видовые площадки и ограждения в опасных местах;
5) установить объекты инфраструктуры (велопарковки, точки питания, прокат сапов и велосипедов).
Хотели бы вы, чтобы мыс Тобизина был благоустроен?
■Да
- Нет Не знаю
Рис. 3. Результаты опроса населения о востребованности облагораживания
Fig. 3. Results of the population survey on the demand for improvement
С учетом предложений от респондентов по благоустройству территории был разработан генплан облагораживания мыса Тобизина.
Схема очередности застройки территории предполагает деление благоустройства на две очереди, так как они являются отдельными зонами с большим туристическим потенциалом (рис. 4).
V
Рис. 4. Очередность застройки
Fig. 4. Construction order
В рамках первой очереди предполагается благоустройство пляжа бухты Карпинского, который является точкой входа на тропу м. Тобизина, с парковкой, вело-парковкой, установкой лавочек, мест отдыха с навесом, мест отдыха с кострищем и прогулочной тропой у побережья (рис. 5).
Рис. 5. Генплан первой очередности застройки
Fig. 5. General plan of the first stage of development
В рамках второй очереди планируется облагораживание тропы, проходящей непосредственно по всему мысу: от основания до конца общей протяженностью 3 километра, которое будет включать в себя видовые площадки, места отдыха, безопасные зоны для фотосьемок, информационные указатели, а также другие удобные опции для посетителей (рис. 6). Все это позволит привлекать в край не только жителей близлежащих территорий, но и гостей города и даже пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Причем велика вероятность того, что в последующем гости города станут его жителями с учетом открывающихся возможностей.
40 мин
Туристская тропа
Время ходьбы
Видовые площадки
Места отдыха
Мыс Тобизина — скалистый и обрывистый является восточным входным мысом бухты Новый Джигит.
Назван мыс в честь Ивана Романовича Тобизина (1808—1878), вице-адмирала и командира
Ревельского порта (Ревель — старое
название Таллина, столицы Эстонии).
Рис. 6. Генплан второй очередности застройки
Fig. 6. General plan of the second stage of development
Последовательность мероприятий по созданию туристских троп
Даный перечень мероприятий по созданию туристских троп основан на изучении лучших практик, которые являются универсальными для применения на других территориях. Концепция предлагаемого подхода состоит из очередности этапов, представляющих собой образ «действие-результат» (табл. 1).
Таблица / Table 1
Перечень мероприятий по созданию туристских троп
List of activities for the creation of tourist trails
№ пп Этап Описание Результат
1 2 3 4
1 Инициация проекта Возникновение идеи, обсуждение основных результатов и общей концепции проекта Устав проекта
2 Планирование проекта Определение целей и задач проекта, выделение основных этапов работы для реализации проекта, составление дорожной карты на основании выделенных этапов Дорожная карта, цели и задачи проекта
3 Поиск заказчика Поиск заинтересованных лиц, потенциальных инвесторов и пользователя результатов проекта Договор с заказчиком о реализации проекта
4 Разработка концепции по облагораживанию территории Описание основных и дополнительных требований по облагораживанию территории Концепция по облагораживанию территории
5 Согласование проекта с заказчиком Согласование концепции проекта с заказчиком. Внесение корректировок (при необходимости) Согласованный проект/подписанный Устав проекта всеми заинтересованными сторонами
6 Поиск подрядчика Проведение конкурса по поиску подрядчика Выбор подрядчика
7 Создание ведомственного проекта Подготовка паспорта проекта, подача паспорта проекта на утверждение в агентство проектного управления Приморского края, прохождение проверки и утверждение Паспорт проекта, присвоение проекту статуса ведомственного
8 Подготовка проектной документации Подготовка документации проекта (паспорт проекта, генплан облагораживания, проектно-смет-ная документация), которая послужит основой для реализации проекта Проектная документация
9 Согласование проекта с Правительством Приморского края Согласование территории и характера проведения планируемых работ с Правительством ПК Договор на выполнение проекта
10 Получение финансирования Подача заявления на финансирование в бюджетную комиссию, получение финансирования по результату рассмотрения заявки Договора финансирования
11 Составление договора с подрядчиком Передача подготовленной проектной документации подрядчику, заключение договора о выполнении работ по реализации проекта Договор с подрядчиком
12 Создание и облагораживание туристской тропы Проведение работ по созданию и облагораживанию туристской тропы согласно разработанному проекту Выполненные работы по созданию и облагораживанию тропы
Окончание табл. 1
1 2 3 4
13 Открытие тропы Проведение праздничных мероприятий по открытию тропы Открытая тропа
14 Анализ практики, совершенствование подхода Проведение анализа результатов работы, выявление положительных и отрицательных аспектов работы Корректировка этапов работы
15 Облагораживание туристских троп в Приморском крае Облагораживание туристских троп на территории Приморского края по аналогии с реализованным проектом при помощи предложенного подхода Масштабирование проекта по краю
16 Создание сети туристских троп на Дальнем Востоке Облагораживание туристских троп на территории Дальнего Востока при помощи разработанного подхода Масштабирование проекта на Дальнем Востоке
Предлагаемый подход по мнению авторов является универсальным инструментом для развития туризма на территории Приморского края и может быть использован другими регионами Дальнего Востока, что позволит сделать жизнь людей на отдаленных территориях страны более комфортной и интересной.
Заключение
Вносящиеся изменения в законодательстве Российской Федерации в области троп означает повышенное внимание власти к туристским тропам в силу их значимого влияния на экономику и заселение территорий через отрасль туризма. Государство заинтересовано в закреплении населения на отдаленных территорий, а это значит, что необходимо решать вопрос развития инфраструктуры во всех направлениях. Одним из предлагаемых решений является простой подход по созданию туристских троп, который учитывает географические особенности, специфику региона и желания граждан.
ВКЛАД АВТОРОВ | CONTRIBUTION OF THE AUTHORS Авторы внесли равный вклад в создание данной статьи. The authors contributed equally to this article.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ | CONFLICT OF INTERESTS Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2050 г // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. №. 2(63). С. 19-38.
2. Путрик Ю.С., Первунин С.Н. Туристская тропа как эффективное средство освоения территории и составная часть туристской инфраструктуры региона // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. №. 2(7). С. 86-91.
3. Абалаков А. Д. и др. Сеть экологических троп в Прибайкальском национальном парке как инструмент организации туристской деятельности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 1. С. 48-58.
4. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник. 2009. №. 2. С. 78-88.
5. Конышев Е.В. и др. Туристские маршруты как компонент туристско-рекреационного пространства Кировской области // Успехи современного естествознания. 2021. №. 7. С. 39-46.
6. Королева О. В. Экологические тропы как фактор развития устойчивого туризма на природных территориях // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2022. №. 1(13). С. 24-34.
7. Bashir S., Khwaja M.G., Mahmood A. Mores of the customer base for ecotourism industry: Development and validation of a new measurement scale // PloS one. 2021. Т. 16. № 2. Ст. e0246410.
8. В правительстве назвали долю экологического туризма на российском рынке. Опубл.: 23.05.2021 // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60a9c9569a79470f951a03a3 (дата обращения: 17.05.2024).
9. Eddyono F. et al. Optimization model: the innovation and future of e-ecotourism for sustainability // Journal of Tourism Futures. 2021. № 20.
REFERENCES
1. Baklanov P.Ya., Romanov M.T. Strategy for the socio-economic development of the Primorsky Territory until 2050. Customs policy of Russia in the Far East, 2013, no. 2(63), pp. 19-38. (In Russ.).
2. Putrik Yu.S., Pervunin S.N. Tourist trail as an effective means of developing the territory and an integral part of the tourist infrastructure of the region. Russian regions: a look into the future, 2016, no. 2(7), pp. 86-91. (In Russ.).
3. Abalakov A.D. et al. A network of ecological trails in the Baikal National Park as a tool for organizing tourism activities. Modern problems of service and tourism, 2013, no. 1, pp. 48-58. (In Russ.).
4. Zyryanov A.I., Korolev A.Yu. Logic of tourist travel and development of standard routes. Geographical Bulletin, 2009, no. 2, pp. 78-88. (In Russ.).
5. Konyshev E.V. et al. Tourist routes as a component of the tourist and recreational space of the Kirov region. Advances in modern natural science, 2021, no. 7, pp. 39-46. (In Russ.).
6. Koroleva O.V. Ecological trails as a development factor influence the influx of tourists in the vacation area. Professor's Journal. Series: Recreation and tourism, 2022, no. 1(13), pp. 24-34. (In Russ.).
7. Bashir S., Khwaja M.G., Mahmood A. Mores of the customer base for ecotourism industry: Development and validation of a new measurement scale. PloS one, 2021, vol. 16, no. 2, art. e0246410.
8. The government named the share of eco-tourism in the Russian market. Published: 05.23.2021. RBC. (In Russ.). URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60a9c9569a79470f951a03a3 (accessed: May 17, 2024).
9. Eddyono F. et al. Optimization model: the innovation and future of e-ecotourism for sustainability. Journal of Tourism Futures, 2021, no. 20.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ | INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Баглаев Сергей Александрович - магистр, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация)
Sergey A. Baglaev, Master's Degree, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russian Federation)
Горошко Юлия Дмитриевна - бакалавр, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация)
Julia D. Goroshko, Bachelor's degree, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russian Federation)
Павлова Оксана Викторовна - кандидат технических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация) И [email protected].
Oksana V. Pavlova, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russian Federation)
Статья поступила в редакцию / Received: 28.02.2024. Доработана после рецензирования / Revised: 05.05.2024. Принята к публикации / Accepted: 20.09.2024.