Научная статья на тему 'Создание современной среды обитания – первостепенный фактор освоения Арктики и её богатств (проектные предложения академика В.Н. Ржевского)'

Создание современной среды обитания – первостепенный фактор освоения Арктики и её богатств (проектные предложения академика В.Н. Ржевского) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плавучие города / строительство городов / комфорт / мобильное жильё / быстровозводимость / автоматизация / транспортные связ / floating cities / city building / comfort / mobile housing / rapid erection / automation / transport links

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ржевская Елена Александровна

Сегодня, говоря об освоении Арктики, необходимо в корне поменять представление о строительстве в этом регионе. Обустройство данной территории потребует её заселения, строительства современных комфортных городов и посёлков, а также новых портов, промышленных предприятий и транспортных коммуникаций. Академик Российской академии художеств В.Н. Ржевский уже многие годы занимается проектами быстровозводимых и мобильных жилых комплексов. Архитектор предлагает строительство вдоль берегов Ледовитого океана пяти «крупных» городов с населением от 5 до 10 тысяч человек, на расстоянии 600–800 км друг от друга, между которыми разместятся малые поселения, рассчитанные на 500–1000 жителей, и военные полярные базы: от 300 до 500 человек личного состава. Другим большим проектом В.Н. Ржевского по освоению районов Крайнего Севера является проект крупнейшего на Севере морского порта Печенга в Мурманской области. Это должен быть первый современный международный порт в цепочке портов на Северном морском пути вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of a modern habitat is a primary factor in the development of the Arctic and its riches (project proposals of academician V.N. Rzhevsky)

Today, when talking about the development of the Arctic, it is necessary to radically change the idea of construction in this region. The development of this territory will require its settlement, the construction of modern comfortable cities and towns, the construction of new ports, industrial enterprises and transport communications. Academician of the Russian Academy of Arts V.N. Rzhevsky has been engaged in projects of prefabricated and mobile residential complexes for many years. Architect proposes the construction of five “large” cities with a population of 5 to 10 thousand people along the shores of the Arctic Ocean, at a distance of 600–800 km. from each other, between which small settlements will be located, designed for 500–1000 inhabitants; and military polar bases: from 300 to 50 personnel. Another major project of V.N. Rzhevsky for the development of the Far North is the project of the largest Seaport in the North of Pechenga in the Murmansk region. It should be the first modern international port in the chain of ports on the Northern Sea Route along the shores of the Arctic Ocean.

Текст научной работы на тему «Создание современной среды обитания – первостепенный фактор освоения Арктики и её богатств (проектные предложения академика В.Н. Ржевского)»

РЖЕВСКАЯ Е.А.

Создание современной среды обитания -первостепенный фактор освоения Арктики и её богатств (проектные предложения академика В.Н. Ржевского)

E. RZHEVSKAYA

The creation of a modern habitat is a primary factor in the development of the Arctic and its riches (project proposals of academician V.N. Rzhevsky)

Сведения об авторе:

Ржевская Елена Александровна, кандидат искусствоведения, учёный секретарь Научно-организационного управления по координации программ фундаментальных научных исследований и инновационных проектов Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии художеств (Москва) [email protected]; [email protected]

Author:

Elena Aleksandrovna Rzhevskaya, Candidate of Art History, Scientific secretary of the Scientific-organizational coordination programs for fundamental research and innovation projects of the Russian Academy of Arts, member-correspondent of the Russian Academy of Arts (Moscow)

[email protected]; [email protected] Аннотация

Сегодня, говоря об освоении Арктики, необходимо в корне поменять представление о строительстве в этом регионе. Обустройство данной территории потребует её заселения, строительства современных комфортных городов и посёлков, а также новых портов, промышленных предприятий и транспортных коммуникаций.

Академик Российской академии художеств В.Н. Ржевский уже многие годы занимается проектами быстровозводимых и мобильных жилых комплексов. Архитектор предлагает строительство вдоль берегов Ледовитого океана пяти «крупных» городов с населением от 5 до 10 тысяч человек, на расстоянии

600-800 км друг от друга, между которыми разместятся малые поселения, рассчитанные на 500-1000 жителей, и военные полярные базы: от 300 до 500 человек личного состава.

Другим большим проектом В.Н. Ржевского по освоению районов Крайнего Севера является проект крупнейшего на Севере морского порта Печенга в Мурманской области. Это должен быть первый современный международный порт в цепочке портов на Северном морском пути вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

Abstract

Today, when talking about the development of the Arctic, it is necessary to radically change the idea of construction in this region. The development of this territory will require its settlement, the construction of modern comfortable cities and towns, the construction of new ports, industrial enterprises and transport communications.

Academician of the Russian Academy of Arts V.N. Rzhevsky has been engaged in projects of prefabricated and mobile residential complexes for many years. Architect proposes the construction of five "large" cities with a population of 5 to 10 thousand people along the shores of the Arctic Ocean, at a distance of 600-800 km. from each other, between which small settlements will be located, designed for 500-1000 inhabitants; and military polar bases: from 300 to 50 personnel.

Another major project of V.N. Rzhevsky for the development of the Far North is the project of the largest Seaport in the North of Pechenga in the Murmansk region. It should be the first modern international port in the chain of ports on the Northern Sea Route along the shores of the Arctic Ocean.

Ключевые слова:

плавучие города, строительство городов, комфорт, мобильное жильё, быстро-

возводимость, автоматизация, транспортные связи.

Keywords:

floating cities, city building, comfort, mobile housing, rapid erection, automation, transport links.

В последнее время вопрос об освоении арктического побережья стоит очень остро. Огромные природные богатства этого региона привлекают внимание многих стран, причём не только лежащих у берегов Северного Ледовитого океана. Здесь находятся 25 % всех мировых ресурсов сырья и топлива: углеводородов, ценных руд, алмазов и т. д. Кроме того, Северный морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии в два раза короче, чем через Суэцкий канал и Индийский океан, тем более что ввиду

климатического потепления тяжёлые льды отступают, делая фарватер более доступным1. Да и современный отечественный ледокольный флот позволяет проводить караваны круглый год.

В связи с этим возникает необходимость обеспечения безопасности, охраны наших границ и экономических зон добычи полезных ископаемых и морских ресурсов. Эксперты утверждают: «Не начать масштабное развитие Арктики как можно быстрее нельзя. В случае промедления защита российской части Арктики от посягательств других стран на её развитие обойдётся нам ещё дороже. Развитие Арктики становится вопросом безопасности страны и её суверенитета»2. Несколько лет назад были созданы специальные арктические войска. Министерство обороны приступило к созданию дивизии береговой обороны на Чукотке, Новой Земле, острове Котельном. Зона действия новых частей будет простираться вдоль Северного морского пути вплоть до острова Врангеля. Для этого уже проведена реконструкция аэродрома «Угольные копи» в Анадыре. Также принято решение усилить Тихоокеанский флот новыми противолодочными кораблями на Камчатке.

Развитие Арктики становится вопросом безопасности страны и её суверенитета. Обустройство этой территории потребует её заселения, строительства современных комфортных городов и посёлков, а также новых портов, промышленных предприятий и транспортных коммуникаций.

Заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств, лауреат премии «Золотое сечение» Валерий Николаевич Ржевский (род. 1951) уже многие годы занимается проектами быстровозводимых и мобильных жилых комплексов.

Ещё в середине 1980-х гг., когда В.Н. Ржевский был военным архитектором 1-го Центрального Военпроекта, ему поручили обустройство посёлков ликвидаторов Чернобыльской трагедии. Тогда у страны не было такого жилья, к сожалению, и сейчас на примерах недавних наводнений и пожаров на Дальнем Востоке и в Сибири мы видим наличие этой проблемы.

Сегодня, говоря об освоении Арктики, необходимо в корне поменять представление о строительстве в этом регионе. Нужны новые, современные методы и материалы. По мнению академика В.Н. Ржевского, «мы решим эту проблему, как только данный вид строительства перейдёт в стадию автоматизированного, промышленного производства. Полностью

Лукин Ю. России нужно делать ставку на перевозку собственных грузов // Арктический вектор. 2011. № 7. С. 7.

См.: Тараканов В.Ю., Герасимов А.Ю., Герасимов Ю.Н., Лившиц И.Л. Пилотный инвестиционный проект развития Российской Арктики // Стратегия развития и национальная безопасность. М., 2014. С. 5.

Рис. 1. Мобильные военные базы, заставы и городки полной заводской готовности

заводское изготовление жилых и производственных блоков с помощью роботостроения (3Б-принтеров) позволит перевести строительную индустрию на новый технологический уровень»1.

Система построения новых заполярных поселений должна быть привязана к местам добычи и переработки полезных ископаемых и природных ресурсов, а также должна удовлетворить все потребности Северного морского пути. Важным фактором является и охрана наших границ и экономических зон.

Академик В.Н. Ржевский предлагает строительство вдоль берегов Ледовитого океана пяти «крупных» городов с населением от 5 до 10 тысяч человек, на расстоянии 600-800 км друг от друга, между которыми разместятся малые поселения, рассчитанные на 500-1000 жителей, и военные полярные базы: от 300 до 500 человек личного состава (рис. 1).

Все эти поселения должны быть связаны единой транспортной системой. Президент РФ В.В. Путин в своём послании Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. объявил о необходимости запуска проекта «Северный широтный ход» - магистрали, которая соединит полуостров Ямал с Уралом и северо-западом России2. Одновременно необходимо развивать новые виды транспорта: пневмотранспорт, экранолёты, закрытые туннельные автомобильные и железные дороги.

Записано со слов В.Н. Ржевского 12 декабря 2020 г. Личный архив автора. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 1935 года».

Для обеспечения энергией необходимо строительство плавающих атомных электростанций, которые у нас есть и уже успешно работают.

Конечно, возможны и другие, «чистые» источники, типа ветряков, однако нужно будет разработать специальный арктический вариант.

Арктические города подразумеваются с искусственным климатом -это города «под куполом»1.

Стоит учитывать, что новые «переселенцы» приедут в Арктику прежде всего работать. Поэтому создание комфортных условий и экономических выгод при работе в тяжёлом полярном климате - обязательное условие!

Необходимо строительство городов с полным циклом всех услуг и, прежде всего, комфортного жилья: детских учреждений, спортивных площадок, бассейнов, кафе, ресторанов, кинотеатров, специальных центров, КБО и т. д. Что касается жилья, то, очевидно, примером может служить система круизных лайнеров, где относительно небольшие каюты с тщательно продуманной планировкой, инженерным обеспечением и изысканным дизайном интерьеров создают их обитателям комфортные условия.

Так же будет решена и система питания. Энергия плавающих атомных электростанций позволит иметь собственное производство продуктов питания (включая зелень, овощи, мясо птицы и рыбы) - это снизит зависимость от «северного завоза»... Конечно, должна быть предусмотрена и система удаления и переработки мусора.

Ещё одна идея - это создание в Заполярье системы спутников с зонтами - отражателями Солнца, которую придумал С.П. Королёв и которая должна была бы вступить в строй в 2000 г.2 Рано или поздно эта программа будет осуществлена, и полярники даже в полярную ночь будут просыпаться по солнышку! А это очень важный психотерапевтический фактор на Севере.

1 См.: Калеменева Е. Города под куполом: советские архитекторы и освоение Крайнего Севера в 1950-1960-е годы // Bulletin Nr. 7 Конструируя советское? Доклады научной конференции студентов и аспирантов. 20-21 апреля 2012. СПб., 2013. С. 93-109.

2 Королёв С.П. Исследование космического пространства // Творческое наследие Сергея Павловича Королёва. Избранные труды и документы. М., 1980 [Электронный ресурс] URL: http://www.korolev-s-p.ru/sp02.htm#b04 (дата обращения: 13.07.2021). См. также: Спутники-осветители для Заполярья // Журнал «Всё о космосе». 2018. 11 января [Электронный ресурс] URL: https://aboutspacejornal.net/2018/01/11/% D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BE %D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F% D1%80%D1%8C%D1%8F/ (дата обращения: 13.07.2021); Учёные предложили освещать Заполярье спутниками-отражателями // РИА Новости. 2018. 11 января [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20180111/1512438016.html (дата обращения: 13.07.2021).

Рис. 2. Академик Российской академии художеств В.Н. Ржевский (слева), Герой Российской Федерации и Герой Советского Союза А.Н. Чилингаров (2-й слева), российский космонавт, Герой Советского Союза А.Н. Баландин (2-й справа). 2011 г.

Данными проектами академик В.Н. Ржевский поделился со знаменитым полярником, Героем Советского Союза и РФ А.Н. Чилингаровым (рис. 2), который поддержал идеи В.Н. Ржевского и пригласил его участвовать со своим проектом на Международном арктическом форуме в Архангельске в 2011 г.

Так в 2011 г. проект криптоклиматического города «Умка» (город с искусственным климатом на 5 тысяч жителей, в котором всё предусмотрено для полноценной жизни и работы в комфортных условиях в Ледовитом океане на острове Котельном) был представлен форуму и Президенту Русского географического общества (рис. 3).

Конструктивно город «Умка» представляет собой каркасно-контей-нерное сооружение с большепролётными пространственными фермами. Здесь всё, вплоть до мебели и оборудования, выполнено на заводах-изготовителях и может быть собрано на свайном поле в любой точке побережья. Доставка всех конструкций и модулей осуществляется по Северному морскому пути.

Также группа архитекторов под руководством В.Н. Ржевского (С. Курочка, Р. Кириллов, А. Ржевский, К. Якубова, М. Крайнюкова) разработала целую линейку полярных баз разной вместимости и назначения

Рис. 4. База МЧС на 150 человек

Рис. 5. Проект международного морского порта Печенга

для Министерства обороны и МЧС, однако эти базы и посёлки могут использоваться и в гражданских целях - для полярников, нефтяников и т. д. (рис. 4).

Проект имел большой успех как в нашей стране, так и за рубежом (например, 1-я программа телевидения Китая посвятила этому проекту целых 40 минут!). И, по словам академика В.Н. Ржевского, «к нашей радости, через два года действительно на острове Котельном в Ледовитом океане началось строительство! Правда, это была не наша "Умка", а пока небольшая полярная база МО. К сожалению, выполненная частной строительной компанией. В результате мы имеем безликие сооружения, построенные без продуманного генплана. Такие дорогостоящие и значимые проекты должны разрабатываться специальными проектными организациями»1.

Другим большим проектом В.Н. Ржевского по освоению районов Крайнего Севера является проект крупнейшего на Севере морского порта Печенга в Мурманской области (рис. 5). Это должен быть первый современный международный порт в цепочке портов Северного морского

Записано со слов В.Н. Ржевского 12 декабря 2020 г. Личный архив автора.

пути вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Цель проекта - реализация «Комплексной Инвестиционной Программы Международный морской порт "Печенга"» - стратегически значимого для России проекта по строительству незамерзающего морского порта с прилегающей инфраструктурой и предприятиями по переработке сырья в формате государственно-частного партнёрства. Его разработка осуществлялась отечественной строительной фирмой «Фактор» под руководством Любови Гемба и Василия Тараканова.

Этот проект способствует в первую очередь социально-экономическому развитию всей Мурманской области и является плацдармом для освоения Арктики. Порт сможет принимать до 2 тысяч больших судов в год (дедвейтом до 50 тыс. т). В порту предусматривается создание семи основных морских терминалов - здесь будет осуществляться перевалка минеральных и строительных материалов, нефтепродуктов, контейнеров, металлических грузов, зерновых грузов и т. д.

Проектом также предусмотрено строительство нового города на 37 тысяч жителей. Архитектурный образ города - «яркий, разноцветный букет». Дома переменной этажности запроектированы с учётом рельефа сопок, что создаёт живописный характер застройки. Другим важным фактором является то, что многие центральные улицы перекрыты платформами и защищены от сурового климата Заполярья.

Новый город - это не только жильё, это, конечно, все жизненно важные общественные здания, полная шкала социальных объектов: от детских садов до спортзалов, бассейнов и ресторанов, поликлиник и больниц. В целом Печенга - это уникальный проект опережающего развития целого региона России1.

Таким образом, все проекты академика Российской академии художеств В.Н. Ржевского для Арктики имеют комплексный системный и научный подход к строительству жилья в условиях климата Крайнего Севера.

Ржевская Е.А. Арктика: край романтиков Севера, неземной красоты и неизведанных богатств // Вестник МАГ. 2021. № 2 (69). С. 90-93; Тараканов В.Ю., Герасимов А.Ю., Герасимов Ю.Н., Лившиц И.Л. Пилотный инвестиционный проект развития Российской Арктики // Стратегия развития и национальная безопасность. 2014. № 10. С. 5-25 (включая 3-ю страницу обложки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.