СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОХОДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕЧЕТОВА В.Б.,
соискатель, Северо-Осетинский государственный университет им. Коста Хетагурова, e-mail: [email protected];
КИЯЩЕНКО Т.А.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Южно-Российский институт-филиал РАНХ и ГС, e-mail: [email protected]
В Российской Федерации в настоящее время (с 1992 г.) функционирует система национального счетоводства (СНС). В этой системе оценка результатов деятельности производится по доходам без материальных затрат и повторного счета. Статья посвящена проблемам системы национального счетоводства в Российской Федерации. В новой системе оценок существует ряд проблем, которые явно снижают возможности СНС. Согласно открытиям экономической теории, в экономике страны наряду с состоянием равновесия может присутствовать и неравновесное состояние, и его надо фиксировать. Однако на практике это состояние не оценивается.
Ключевые слова: СНС - система национальных счетов, механизм расчета показателей аппрок-симетрии оценки результатов экономической деятельности; ВВ - валовой выпуск - объем произведенного продукта, показатель включает материальные затраты и повторный счет; ПП - промежуточный продукт -показатель, характеризующий объем материальных затрат при производстве продукции; ВРП - валовой региональный продукт, показатель объема производства и оказанных услуг на уровне региона; ВДС - валовая добавленная стоимость, включает элементы доходов в виде: доходов наемных работников и валовой прибыли и валовых смешанных доходов. При добавлении чистых налогов переходит в показатель ВВП.
The Russian Federation currently operates a system of national accounting (SNA) and the 1992 performance assessment made by income without material costs and double counting. The article deals with the problems of national accounting systems used in the Russian Federation. These problems have arisen because of the underutilization of discoveries economic theory. The paper proposes to use additional indicators to assess the state of the economy.
Keywords: SNA - System of National Accounts, the mechanism of calculating approksimetrii assessment of economic activity; BB - total output - the amount of product produced, the rate includes material costs and double counting; PP - intermediate - an indicator showing the volume of material inputs in the production process; GRP - gross regional product, the rate of production and the services provided at the regional level;
GVA - Gross value added, includes the elements in the form of income: income of employees and gross profit and gross mixed income. When adding net taxes goes into the GDP.
Коды классификатора JEL: E01, E13.
В Российской Федерации с 1992-1993 гг. начала функционировать новая, современная система оценки результатов экономической деятельности страны по доходам. Создание современной оценки результатов экономической деятельности Российской Федерации по доходам базируется на нормативно-правовых актах1 перехода российской статистики на современную, международную систему учета.
1 Электронные средства информации. Интернет-ресурсы. Информационно-правовой портал «Гарант». http:www.garant.ru. Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3708-1 от 23 октября 1992 г Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.1992 г № 46, ст. 2620. Указ Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 г «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». «Собрание законодательств РФ» 05.05.2008 г № 18. Указ Президента № 825 РФ от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». «Собрание законодательств РФ» 06.10.2007 г. № 40. ст. 3822. «Парламентская газета» № 186. 08.10.2007.
© В.Б. Кречетова, Т.А. Киященко, 2012
TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
С момента принятия Государственной программы перехода на международную систему учета и статистики, в РФ произошел существенный переход от оценки макроэкономической системы по показателям объема количества продукции и общей стоимости совокупного общественного продукта (СОП) к показателям дохода в оценке валовой добавленной стоимости (ВДС), без повторных счетов и материальных затрат. Главным показателем современной оценки по доходам рыночной экономики является ВВП, который принципиально отличается от СОП социалистической экономики своим прямым назначением - рассчитать доходы в стране.
Этот переход естественен, поскольку произошла и смена приоритетов в РФ: от удовлетворения общества в количестве продукции к созданию механизмов зарабатывания доходов. В связи с тем, что доходы являются главным экономическим элементом всей системы оценки результатов экономической деятельности РФ, произошли кардинальные изменения в методологии регулярных расчетов результатов экономической деятельности страны.
Российская Федерация в новых условиях работает практически 20 лет, и сам незначительный срок новой оценки уже сам по себе проблематичен для реализации новых идей в Российской Федерации. Естественно, недостаток опыта накладывает особый отпечаток на общую оценку макроэкономической системы страны, и именно поэтому, в данной статье ставится задача определения основных проблем реализации новой оценки по доходам и нахождению выхода из этих проблем.
В оценке макроэкономической системы по доходам существует ряд проблем, решение которых позволило бы приблизить общие теоретические достижения в этой области, методологию расчетов и практику применения всей этой системы к оптимальному варианту связи между теорией, методологией и российской практикой. Речь идет об устранении известных противоречий в самой теории и методологии современной оценки результатов экономической деятельности и применительно к российской практике.
Первая и главная проблема оценки всей макроэкономической системы заключается в неточностях расчетов показателя ВВП. Эта проблема признана многими специалистами в области расчетов ВВП и не требует особых доказательств, они очевидны. Речь идет о процентах недобора ВВП, который по разным источникам составляет от 20 (Росстат) до 45% (МВД) общего объема ВВП Российской Федерации. Недоучет ненаблюдаемой экономики (ННЭ) искажает измерение важных макроэкономических показателей и приводит к тому, что значительно снижает уровень социальной поддержки населения страны.
Причин ННЭ много, главная из которых неумение собрать в стране налоги. Однако, по нашему мнению, это неумение собрать налоги напрямую связано с отсутствием расчета показателя результатов экономической деятельности на муниципальном уровне, в виде ВМП с последующим переходом от общего ВМП к ВРП и далее к ВВП. Решение проблемы ННЭ отчасти мы видим в отсутствии регулярных расчетов ВМП на муниципальном уровне с последующим суммированием полученного результата и переходом от ВМП к ВРП и далее к ВВП страны.
Наряду с этой проблемой, в макроэкономической системе при оценке результатов экономической деятельности по доходам существует проблема несовпадения подходов в теории на макро- и микроуровнях. Макроэкономические концепции дохода, лежащие в основе исчисления основных показателей СНС, не совпадают с расчетами дохода, которые используются в практике бухгалтерского учета. Дело в том, что положения бухгалтерского учета вообще и в отношении категории доходов в частности устанавливаются Министерством финансов для определения налогооблагаемого дохода и решения других фискальных задач и рассчитываются как показатель денежных доходов населения на базе баланса денежных доходов и расходов, исходя из суммы денежных расходов.
Ввиду этого существуют расчеты дохода на макро- и на микроуровне, и между ними нет прямой связи в том смысле, что показатели доходов на макроуровне не могут быть получены путем простого суммирования показателей доходов на микроуровне. Наряду с указанными выше проблемами в современной оценке результатов экономической деятельности (СОРЭД) существует еще ряд проблем, которые необходимо устранить с помощью совершенствования статистики и проверки методологии и российской практики оценок с помощью открытий теории.
Нельзя отрицать и тот факт, что в общей системе расчета присутствуют некоторые методологические несоответствия, которые, в первую очередь, связаны с проблемами расхождений в общих оценках стоимостных объемов. Так, на практике имеются расхождения между объемами произведенных и нереализованных товаров, поскольку деньги за нереализованные товары не могут быть использованы ни на зарплату, ни в виде прибыли, и эти объемы только увеличивают остатки на складе готовой продукции. Но, поскольку они, эти товары, изготовлены, цена за эти товары вошла в стоимостной объем, но не вошла в объем потребленного продукта.
Следовательно, проблем в СОРЭД России достаточное количество, и эти проблемы, особенно в части современной оценки результатов экономической деятельности, необходимо решать незамедлительно. Перечисленные выше проблемы СОРЭД не дают возможности полноценно использовать имеющийся потенциал СНС и точно определить стоимостной объем ВВП и ВРП в стране.
Направления совершенствования СОРЭД затрагивают многие вопросы системы оценок: вопросы организации современной статистики в стране и изменения статуса ее в новых условиях; совершенствования региональной и муниципальной статистики, особенно муниципальной, поскольку таковой в стране практически нет. Но самые большие проблемы существуют в самой практике регулярных расчетов, связанных с современной оценкой результатов экономической деятельности государства на разных уровнях управления экономикой.
Методология и практика регулярных расчетов в системе оценок результатов экономической деятельности страны (СОРЭД), часть в системе национальных счетов (СНС), часть вне СНС на муниципальном уровне, нуждаются в постоянном совершенствовании. Даже не потому, что они являются, очевидно, несовершенными, а потому, что всякая статистическая методология и практика расчетов должна постоянно совершенствоваться, чтобы соответствовать требованиям времени.
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ.
51
В первую очередь необходимо достроить СНС до муниципального уровня, вернее, муниципальный уровень встроить в СНС. Модернизацих статистики в части современной оценки результатов экономической деятельности должна состоять из двух этапов.
На первом этапе модернизации необходимо просто рассчитывать муниципальный продукт (ВМП) в стране и оценивать деятельность муниципальных образований не только по Указу 607, но и по этому показателю, что позволит постоянно оценивать вклад каждого муниципального образования в общие итоги по региону. На первом этапе модернизации статистики в части современной оценки результатов экономической деятельности (СОРЭД) необходимо просто рассчитывать муниципальный продукт (ВМП) в стране и оценивать деятельность муниципальных образований не только по Указу № 607, но и по показателю ВМП, что позволит постоянно оценивать вклад каждого муниципального образования в общие итоги по региону.
Расчеты валового муниципального продукта в настоящее время в РФ пока что осуществляются в опытном режиме, в отдельных муниципальных образованиях РФ. В Европейском союзе (ЕС) этот показатель рассчитывается уже в 1000 образований, подобных нашим муниципалитетам, и он стал единым целым для характеристики экономической деятельности на мезоуровне, т. е. таким же показателем, как ВВП и ВРП.
В ЕС, используется специальная номенклатура территориальных единиц, разработанная для целей статистики (Nomenclature of territorial units for statistics - NUTS). Она обеспечивает единый подход к территориальному делению экономической территории Европейского союза и фактически представляет собой территориальную классификацию, используемую в странах Европейского союза для формирования территориальных счетов. NUTS является иерархической классификацией, включающей пять уровней, в том числе три региональных (NUTS 1-3) и два местных (NUTS 4-5). На практике в странах ЕС уровни территориальных единиц, так или иначе, привязаны к сетке административно-территориального деления. В ЕС входят 77 регионов высшего уровня (NUTS -1), 206 регионов второго уровня (NUTS -2) и более 1000 регионов - третьего уровня (NUTS - 3).
На втором этапе модернизации СОРЭД необходимо, чтобы общая сумма стоимостного объема производства и оказанных услуг на федеральном уровне (ВВП РФ) рассчитывалась по общим региональным показателям с федеральными досчетами (как это делается сейчас), но не на основании «Счета-производства» по Ф-1-предприятие, а на основании рассчитанных ранее муниципальных продуктов (ВМП).
Следовательно, общий конечный продукт в РФ, в виде ВВП должен равняться сумме регионального продукта, рассчитанного на основании показателя ВМП муниципального уровня, через региональный продукт. Один показатель должен быть результатом сложения другого показателя и т. п. Региональный продукт — результатом муниципального, а федеральный продукт результатом регионального продукта, рассчитанного по муниципальным показателям. Кстати, два уровня, федеральный и региональный, именно так и связаны между собой в системе национальных счетов, но только региональный в настоящее время не учитывает показателей муниципального уровня, а рассчитывается прямым способом по формам отчетности Ф-1-предприятие.
Поэтому можно считать, что в РФ создаются только предпосылки закольцевать всю систему общей оценки результатов экономической деятельности, потому, что на муниципальном уровне существует проблема этой оценки в виде частичной (неполной) оценки, без показателя конечного продукта в виде ВМП.
После муниципального уровня идет региональный уровень, на котором также множество проблем в оценке регулярных расчетов в самих расчетах доходов. В силу особенностей, присущих региональной экономике и ограничений информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики, система национальных счетов в полном объеме в настоящее время не может быть реализована на региональном уровне. Тем не менее, в РФ видится целесообразным проведение расчетов отдельных обобщающих показателей, методологически основанных на принципах и определениях СНС. Проведение подобных расчетов позволяет оценивать положения и вклады регионов в экономику страны, анализировать региональную структуру отраслевого выпуска, выделять приоритеты регионов при распределении инвестиций.
Но для реализации такого подхода необходима модификация программ обработки налоговой отчетности, собираемой соответствующими ведомствами, и, как сказано ранее, необходима замена получения информации от предприятий (Ф-1-П) к налоговым организациям. Единство системы национального и регионального счетоводства, с добавлением муниципального счетоводства, обусловлено общей экономической системой Российской Федерации.
Принципы и порядок ведения бухгалтерского учета не позволяют оценить выпуск и затраты на производство территориально-обособленных структурных подразделений (ТОСП), входящих в такие подразделения (фирма зарегистрирована в данной области, а ее структурные подразделения находятся в других областях).
В связи с этим обстоятельством, особенность формирования ВРП области, в настоящее время, для счета производства состоит в необходимости получения на региональном уровне данных о выпуске продукции и услуг с учетом территориального аспекта местных единиц, т.е. выпуск товаров и услуг по «хозяйственным» и «чистым» видам экономической деятельности. Следовательно, следует очистить от выпуска ТОСП, расположенных на других территориях, добавить выпуск ТОСП, расположенных на территории данного региона, но относящихся к предприятиям, расположенным на территории других субъектов РФ.
Это только некоторые проблемы СНС и обеспечения этой системы теоретическими открытиями. Если экономика страны будет его рассчитывать точно, при этом сопоставляя совокупный спрос и совокупное предложение, то Российская Федерация потенциально может увеличить объем ВВП на 20-30 %, находя эти объемы из скрытых ресурсов теневой экономики.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. № 3708-1.
2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Зинценко В.И. Индексы цен и инфляционные процессы. Новосибирск: Наука, 2006.
5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
6. Национальные счета России в 2000-2008 гг./ Под ред. В.Л. Соколина. М.: КНОРУС, 2009.
7. Национальное счетоводство: Учебник / Под ред. Г.Д. Кулагиной М.: Финансы и статистика, 2007.