Библиографический список
1. Загвязинский, П. И. Теория обучения : Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001. — 192 с.
2. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М. : «Просвещение», 2004. — 186 с.
3. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М. И. Мах-мутов. — М. : «Педагогика», 2010. — 368 с.
4. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе
УДК 372.016 Л. П. Хальзова, преподаватель
Юрюзанского технологического техникума (ЮТТ), Челябинская обл., г. Юрюзань, e-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ УСПЕХА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье рассматриваются варианты этапов создания ситуации успеха для студентов при изучении физики; предпринята попытка раскрыть возможности ситуации успеха для личностного роста студента, значимость формирования межличностных отношений.
Ключевые слова: ситуация успеха, психолого-установочный этап, исходно-диагностический этап, информационно-просветительный этап, содержательно-технологический этап, экспертно-диагностический этап, контрольно-измерительный этап, бригадный метод решения задач.
Проблемы, возникающие у студентов в процессе обучения вообще и физике в частности, вызвали необходимость изучать и применять ситуации успеха в учебе как условие, обеспечивающее формирование у обучающихся позитивного образа себя, уверенности в собственных силах, доверия к преподавателю.
Изучив литературу по исследуемой нами теме [1-3 и др.], мы утвердились во мнении, что успех — это мощный источник внутренних сил обучающегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. (Как известно, древнегреческая мудрость гласит: «Невозможно научить, но можно научиться».)
Именно ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Ситуация успеха, педагогические технологии сотрудничества, на наш взгляд, очень важны в компетентностном подходе в обучении, ведь их суть заключается в том, чтобы специалист «на выходе» не только соответствовал опреде-
ленным рыночным ожиданиям, но был успешной личностью, мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.
Технология создания ситуации успеха представляется состоящей из следующих этапов:
1) психолого-установочного;
2) исходно-диагностического;
3) информационно-просветительного;
4) содержательно-технологического;
5) экспертно-диагностического;
6) контрольно-измерительного.
1. Психолого-установочный этап. С первых уроков прилагаются усилия к созданию благожелательной атмосферы, к установлению личностно-эмоционального контакта.
Студентам предлагается пройти психологический эксперимент из теста Дембо: «Перед вами вертикальная шкала. На северном полюсе — самые умные люди, на южном — самые глупые. Найдите свое место на этой шкале».
самые умные
самые глупые
После паузы раскрывается доска с заранее приготовленным результатом.
Все разместили себя немного выше середины! А иначе и быть не может. Ближе к северному полюсу размещают себя обычно слабоумные, психически больные люди, а ближе к южному — либо глупые, либо находящиеся в глубокой депрессии, либо мудрецы типа Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Любой человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, размещает себя именно чуть выше середины.
Какой вывод можно сделать из этого объясняющего эксперимента? Общаясь, мы должны помнить, что разговариваем с человеком, который о себе хорошего мнения. Это необходимо подчеркивать всем видом, построением фраз во время беседы, выражением лица и т. д.
Далее студентам сообщается, что педагог искренне уважает их выбор будущей специальности, такой необходимой в современном инновационном обществе.
2. Исходно-диагностический этап. На втором этапе проводятся контрольные срезы, анкетирование, тестирование (здесь и в дальнейшем приводятся результаты тестирования одной из учебных групп СПО 2015/16 учебного года).
Анкетирование студентов в начале учебного года в очередной раз показало, что главной причиной своих низких знаний и умений при изучении физики студенты считают отношения с учителем (60 %); 20 % причины неудач объяснили сложностью предмета, 16 % — «сложностями в жизни» (чаще всего это проблемы в семейных взаимоотношениях), и лишь 4 % (один студент!) считают, что виноваты сами: не учили, не делали домашних заданий (рис. 1).
80 60 40 20 0
Виноват учитель
Трудный предмет
77777777771
11111111 ггп
'не до учебы Виноват я было"
Рис. 1. Причины низкой успеваемости по физике по результатам анкетирования студентов
Таким образом, задача для преподавателя ясна: помочь студентам организовать свой учебный процесс, чтобы обучение становилось активной самостоятельной деятельностью, а каждый студент — личностью, востребованным специалистом.
3. Информационно-просветительный этап. На этом этапе студентам сообщается следующая информация:
- учебный план, по которому предстоит работать;
- электронный адрес сайта с методическими рекомендациями по выполнению самостоятельных внеаудиторных заданий;
- график консультаций преподавателя;
- о том, что честный троечник так же уважаем, как отличник.
На данном этапе используются игровые ситуации, занимательные опыты, сообщается о фактах наблюдения за физическими явлениями и применения их в быту, на производстве, в будущей специальности.
Такая работа осуществляется и в дальнейшем, но наиболее важное значение она имеет в самом начале, на самом первом уроке. Ведь на этом этапе необходимо вызвать у студентов интерес к предмету, пробудить желание учиться.
4. Содержательно-технологический этап.
Наибольшие возможности для создания в процессе обучения ситуаций успеха, конечно же, имеются на данном процессуальном этапе.
1. Домашнее задание, например, может быть следующим: придумай для своего соседа по парте 10 примеров перевода 1°С в Ж и наоборот. Такие задания постепенно приучают студентов к работе в статической паре, вызывают интерес к тому, чтобы побыть в роли учителя, формируют чувство ответственности за выполнение домашнего задания.
2. Во время проведения физических диктантов используется самопроверка и самоанализ.
3. Чтобы студент хорошо ответил на уроке, можно накануне назначить его выступающим по его собственному желанию. При необходимости (слабые знания, чувство неуверенности) можно провести индивидуальную консультацию после занятий.
4. Один из приемов педагогической технологии сотрудничества состоит в следующем:
- не выставлять сразу в журнал отрицательные оценки, а давать шанс исправить их в дополнительное время;
- оберегая самолюбие студентов, не называть фамилии тех, кто получил оценку ниже тройки. Перечислив фамилии тех, кто получил «5», «4», «3», можно произнести фразу: «Остальные пока материал усвоили недостаточно хорошо, еще поработают...» — и назвать дату, когда оценку можно исправить.
Так учеба для студента перестает быть несчастьем или стихийным бедствием. Начинает действовать прием «заражение учебой» (по А. С. Белкину).
5. Часто работа в статических парах организуется следующим образом:
1) на доске или на слайде записаны вопросы, которые необходимо осветить при опросе, закреплении или изучении нового материала;
2) для студентов гр. «А» (сильные) и гр. «Я» (слабые) могут быть подготовлены индивидуальные карточки с заданиями;
3) деятельность студентов может быть следующей:
- чтение материала из учебника или рабочей тетради;
- подготовка к ответам;
- ответы на письменные вопросы соседа;
- заслушивание ответов соседа;
- совместное решение задач, упражнений;
- совместный ответ преподавателю или другим студентам;
- подготовка вопросов и опрос других студентов.
Подобная работа в статических парах позволяет студентам общаться между собой. Каждый из них получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, осмысливать содержание ответа партнера, задавать вопросы и отвечать на них.
6. Физика — наука экспериментальная. Для демонстрации опытов (как реальных, так и виртуальных) полезно привлекать студентов — сначала одного-двух, наиболее способных к этой работе, затем постепенно расширяя круг студентов-лаборантов.
Фронтальные лабораторные работы, а тем более работы физического практикума, организованы таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность и приблизить студентов ко второй, высшей ступени понимания, дающей ясное представление о связях явлений в изучаемой области.
К каждой работе составлены подробные инструкции, включающие теоретические вопросы по данной теме. Прежде чем получить оборудование, малая группа подробно объясняет преподавателю или студенту-лаборанту, как необходимо проводить эксперимент, каков ожидаемый результат. В этом случае выполнение работы не занимает много времени и результат намного выше, точнее, чем если бы сразу же были выданы приборы и студенты без должного понимания приступили к выполнению задания.
7. Уроки-практикумы по решению задач часто проводятся бригадным методом. Бригады (малые группы студентов по 5-6 человек) создаются к концу первого полугодия, когда, с одной стороны, преподаватель уже знает способности и умения студентов, а с другой — студенты ознакомились с возможностями друг друга. Формируют бригады назначенные преподавателем «начальник цеха» и «бригадиры» — лучшие студенты, обязательно пользующиеся авторитетом в группе. Состав бригады определяется с учетом пожеланий и способностей студентов. В дальнейшем и состав бригады, и назначения на «должности» могут варьироваться.
Работа бригады может быть организована несколькими способами.
А. Индивидуальная дифференцированная работа с расчетной задачей.
Бригадир получает пакет с задачами разного уровня и выдает их членам бригады с учетом их возможностей. Существует правило пяти минут, в течение которых каждый студент сам
ищет пути решения задачи и не имеет права обратиться за помощью. В этот момент в кабинете соблюдется тишина.
После пяти минут в кабинете становится шумно, но этот шум радует, ведь студенты разбираются в том, что непонятно, сами. За помощью к преподавателю обращаются редко. Решение задачи оформляют на отдельном месте бумаги, что удобно для дальнейшей проверки.
При подведении итогов бригадир устно оценивает деятельность каждого члена бригады, выдает дальнейшие рекомендации по решению задач. Если бригадир не помогает разобраться в решении задачи, а сам ее решает, то бригада получает ноль баллов.
Бригадир получает оценку за организацию деятельности бригады, за то, насколько дифференцированно он выдал задачи членам бригады, учел уровень их способностей, навыков и умений, установил позитивный стиль общения и т. д.
Деятельность бригадиров оценивает начальник цеха по тем же критериям.
Б. Работа всей бригады с качественными заданиями и вопросами по теме у доски.
Эта работа предполагает проверку знаний студентов. Она проходит в быстром темпе, ведет к появлению спортивного азарта. К такой работе студенты готовятся дома, чтобы не подвести всю бригаду.
Задания написаны на доске для каждой бригады отдельно и закрыты чистым листом бумаги, поэтому, выходя к доске, студент не знает вопроса, на который будет отвечать. За подсказку с места команда получает ноль баллов. Если студент не знает ответа, он может сесть на место, а за него ответит следующий, но это расценивается как ошибка, за которую вычитается один балл. Если ответ дан неправильно, но сама бригада исправила его, то ошибкой это не является.
Оценки за работу выставляют начальник цеха и преподаватель.
Пробуя подобный вариант, преподаватель опасался возможности нетактичного (возможно и грубого) комментария неправильных ответов. Единичные факты имели место быть, но пресекались другими студентами.
В. Изучение нового материала.
При изучении нового материала бригадам могут быть выданы либо одинаковые задания, либо разные. В любом случае организуется живой обмен полученными знаниями.
Подобные уроки способствуют созданию атмосферы сотрудничества, переходящей в свободное общение, личностному росту каждого студента.
8. Студентам, пропустившим занятия, предлагается работа с инструктивными карточками. Выглядят они, например, так.
1. Прочтите §...
2. Запишите в тетради вывод формулы.
3. Запишите, как читается эта формула.
4. Разберитесь в решении следующей задачи (подробно объясняется решение задачи).
5. Самостоятельно решите задачу №. (задача аналогична рассмотренной выше, но с другими данными).
6. Попробуйте решить задачу № . (эта задача сложнее предыдущей, так как содержит необходимость преобразования формулы).
Подобная деятельность позволяет студентам более конкретно усваивать пропущенный материал, прививает навыки самостоятельной работы с текстом.
9. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
На одном из первых уроков студентов нацеливают на постоянную самостоятельную работу в течение всего курса. Преподавателем в конце аудиторного занятия после сообщения домашнего задания напоминаются темы самостоятельной внеаудиторной работы (при необходимости проводится подробный инструктаж по выполнению работы). Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы для студентов содержатся на сайте ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум».
Студенты ведут дополнительную тетрадь или папку с листами А4 для внеаудиторных работ. Формы изложения материала: составление плана параграфа; ответы на вопросы; составление конспекта (краткого или подробного); составление диаграмм, таблиц, плана-конспекта; решение задач; подготовка сообщения; написание реферата; изготовление презентации и др.
Оценка внеаудиторной самостоятельной работы происходит систематически, по мере изучения тем и разделов; она может быть снижена при нарушении сроков сдачи работ.
Итоговый контроль самостоятельной внеаудиторной работы студентов осуществляется на одной из предэкзаменационных консультаций. В прошлом учебном году к анализу педагога были добавлены краткие эссе студентов «Вне-аудиторка...».
10. На взгляд преподавателя, наибольшие возможности для реализации ситуации успеха имеет проектная деятельность.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, поисковыми и исследовательскими, но в любом случае работа над проектом активно совершенствует личность студента.
11. В конце первого семестра студентам было предложено анонимно ответить на вопрос: «Почему вам сложно изучать физику?».
Ответы были следующими:
- «не умею решать задачи»;
- «не хочу учить»;
- «большой объем материала»;
- «не слушаю на уроках»;
- «лень учиться»;
- другие причины («устаю», «не успеваю», «пропускаю занятия» и др.).
Анализируя ответы, видим, что большей частью причины неуспеха в учении на этом
В формулировке показателей ситуации успеха не должны использоваться слова «знать», «уметь», «излагать», поскольку знания, умения и изложение еще не означают овладение ситуацией: можно знать, но не быть способным применять это знание во внеучебной, нетипичной ситуации.
Формулировка показателей оценки результата освоения ситуаций успеха должна осуществляться с учетом правил:
- диагностируемости;
- преимущественного использования различных форм отглагольных существительных
Основными средствами контроля при создании ситуации успеха остаются:
- экспертное наблюдение;
- тестирование.
Рекомендации коллегам, пожелавшим работать в ключе проблемы:
1) поверить в то, что все без исключения обучающиеся талантливы;
промежуточном этапе студенты видят в себе, а это указывает на возможность перемен к лучшему. Помочь осуществиться этим переменам, конечно же, могут ситуация успеха и педагогическая технология «Педагогика сотрудничества».
5. Экспертно-диагностический и контрольно-измерительный этапы.
На взгляд преподавателя, при создании ситуации успеха экспертно-диагностический и контрольно-измерительный этапы возможно и необходимо объединить, так как показателем является процесс, а не продукт практической деятельности. В этом случае критерием может служить соответствие усвоенных алгоритмов деятельности.
Например:
(соответствие, обоснованность, выбор, организация, .).
Следует помнить, что ситуация успеха проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались.
Это означает, что содержание заданий, уточняющих показатели ситуации успеха, должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности.
Таблица планирования для рассмотренного в данной работе бригадного метода решения задач может выглядеть так:
2) формируя субъект-субъектные отношения, обеспечивать эмоциональную поддержку студентов на каждом уроке, на каждом этапе урока, во внеурочной деятельности;
3) изменить характер подготовки к учебным занятиям: в центре внимания педагога должно быть не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации деятельности
Суть ситуации Основные показатели результатов подготовки (уроки-практикумы: решение задач)
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем - рациональность планирования и организации решения задачи; - соответствие выбранного способа решения алгоритму; - своевременность сдачи решенной задачи; - обоснованность выбора формулы и способа решения; - рациональность организации рабочего места и подбора инструментов деятельности и т. д.
№ Тип Сущность Варианты, разновидности Примеры
7 «Роль» Демонстрация деятельности в роли специалиста Имитационно-игровой вариант Групповая имитационная игра, включающая роли всех участников технологического процесса
студентов по его добыванию, обеспечивающих устойчивые общие компетенции;
4) руководство преподавателя должно не ограничивать, а стимулировать деятельность студента;
5) обязательно проводить экспертизы на основе анализа разнообразных личностно ориенти-
Библиографический список
рованных тестов, самоанализа студентов и педагогического наблюдения;
6) самое важное — необходимо знать современных молодых людей, их личностные особенности, ценностные ориентации и в зависимости от этих знаний выстраивать оптимальную педагогическую линию поведения.
1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] : книга для учителя / А. С. Белкин. — М. : Просвещение, 1991.
2. Блага, К. Я — твой ученик, ты — мой учитель [Текст] : книга для учителей / К. Блага, М. Шебек ; пер. с чеш. [и послесл.] Д. М. Прошуниной. — М. : Просвещение, 1991.
3. Глассер, У. Школы без неудачников [Текст] / У. Глассер ; пер. с англ. — М. : Прогресс, 1991.
4. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться [Текст] / Ю. П. Азаров. — М. : Политиздат, 1989.
5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. — Киев : Радян-ська школа, 1988.