Научная статья на тему 'Создание системы повышения квалификации педагога – основное условие реализации принципа «Учение длиною в жизнь»'

Создание системы повышения квалификации педагога – основное условие реализации принципа «Учение длиною в жизнь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание системы повышения квалификации педагога – основное условие реализации принципа «Учение длиною в жизнь»»

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА -ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «УЧЕНИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

С. А. Сергеева

Образование - фундамент для дальнейшего развития и становления любого человека, целостный непрерывный процесс длиною в жизнь. Образование и становление человека начинается с его рождения и продолжается всю его жизнь. Кирпичики для успешного развития закладываются в школьные годы. Именно в школе ребенок учится учиться, что дает ему возможность в дальнейшей жизни успешно применять усвоенные стратегии для своего становления и развития. В соответствии с идеями Концепции устойчивого развития образование не заканчивается и после школы, и даже после окончания высшего учебного заведения. Сегодня успешность профессиональной деятельности человека, укрепление его социального положения, продвижение по службе невозможны без развития личности. Данная проблема особенно актуальна для учительской профессии. Стремительное обновление информации, движение науки вперед, тесное общение и взаимодействие с представителями молодого поколения требуют от учителя постоянного саморазвития и личностного самосовершенствования.

Образование в России в настоящее время переживает период модернизации, обновляется его содержание, развивается методическая база. Обучение детей предполагает постоянное учение самого учителя. За последние годы претерпели существенные изменения подходы к обучению иностранным языкам и методика преподавания предмета. Это значит, что учителю иностранного языка необходимо меняться как учителю, а главное -искать возможности повышения своей квалификацию и совершенствования мастерства в преподавании предмета.

Решать проблему повышения квалификации учителям немецкого языка в России помогает Гете-институт, филиалы которого есть в Москве и Санкт-Петербурге. В ряде городов есть возможность посещать семинары, которые проводят мультипликаторы Гете-института; есть такая возможность и в нашем городе - Пскове. Активное участие в работе семинаров, конкурсах Гете-института создают условия для языковой и методической стажировки в Германии. На протяжении ряда лет на семинарах в г. Пскове, Москве, Санкт-Петербурге, Любеке, Мюнхене (Германия), участницей которых мне посчастливилось быть, были рассмотрены актуальные вопросы преподавания немецкого языка: «Германия сегодня» (2008), «Формирование автономной учебной деятельности при обучении немецкому языку как иностранному» (2009), «Работа с журналом vitamin de на уроке немецкого языка» (2010), «Обучение аудированию» (2010), «Mehr Autonomie: Еще больше автономии» (2012), «Деятельностный подход в обучении немецкому языку» (2013).

270

Модернизация сферы образования, владение современными

ИКТ-технологиями, мобильность позволяют современному учителю повышать свою квалификацию, принимая участие в онлайн-курсах, вебинарах. Гете-институт предлагает учителям немецкого языка целый спектр онлайн-курсов повышения квалификации: дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей немецкого языка. Онлайн-курсы не только расширяют кругозор о современных методах и технологиях преподавания, но и совершенствуют умения в применение ИКТ на уроках и внеурочной деятельности. Полученные профессиональные знания возможно

апробировать и активно использовать как на уроках, так и внеклассных мероприятиях. Владение современными технологиями, которыми вооружает профессиональная команда преподавателей Гете-института, позволяет современному учителю проводить уроки, направленные на максимальное развитие коммуникативных способностей и языковой практики. В моей практике преподавания немецкого языка к таким урокам можно отнести урок -игру «Станции», презентацию различных учебных проектов «Моя книга» (6 класс), «Мое расписание уроков» (5 класс, 1-й год обучения; «Проблемы окружающей среды», 7 класс) и многие другие.

Для современного учителя важной составляющей профессионального роста является обобщение и распространение педагогического опыта: своим опытом делюсь со студентами, проходящими в лицее практику, и со своими коллегами. Своеобразным обобщением накопленного профессионального опыта, с другой стороны попыткой «измерить» мастерство и понять, в каком направлении следует двигаться дальше, является методический Портфолио учителя, который мною был представлен на городской выставке «Педагогические инновации - основа конкурентоспособности муниципальной системы образования».

Таким образом, система повышения квалификации для русских учителей немецкого языка, созданная Гете-институтом, развивает профессиональные навыки учителя, обеспечивает мотивацию к движению вперед по пути педагогического поиска, оказывает социальную поддержку, создает условия для применения полученных знаний и методического опыта, пропагандирует ценность обновления образования каждого конкретного человека в целях его успешности и конкурентоспособности. Деятельность Гете-института - один из примеров деятельности образовательного учреждения по расширению и усилению международных, региональных объединений и сетей в целях поддержки программ образования и усовершенствования подготовки учителей для устойчивого развития.

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.