СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО И НПО
МАЛЬГИНА С.Ю.
В данной статье рассматриваются основные подходы к формированию системы оценивания и контроля в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО. Для построения системы оценивания представлен сравнительный анализ обучения на компетентностной основе и традиционного обучения. Предложена модель системы оценивания и контроля в рамках освоения профессионального модуля, позволяющая диагностировать сформиро-ванность компетенций обучающихся учреждений НПО и СПО.
This article discusses the main approaches to the formation of evaluation system and control in the implementation of Federal AllUnion State Educational Standard PVE and SVE. To construct a system of evaluating presented the comparative analysis of competence-based learning and traditional learning. A model system for evaluation and monitoring within the professional development module that allows you to diagnose the competencies of students of institutions of formation of PVE and SVE.
Система оценивания и контроля является основным элементом управления образовательным процессом в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и предназначена для регулярного оценивания качества его результатов. Спроектированная система оценивания и контроля должна обеспечивать:
- упорядочение и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения на основе развития накопленного опыта в образовательном учреждении;
- открытость и прозрачность процесса оценивания и контроля;
- формализацию процесса оценивания с целью структурирования, планирования и реализации непрерывного контроля результатов обучения;
- реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе;
- формирование у студентов мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;
- развитие у обучающегося способностей к самооценке, как средству саморазвития и самоконтроля;
- рейтингование обучающихся по степени формирования компетенций, включающих, как учебные результаты (знания, умения, навыки), так и личностные качества (дисциплина, ответственность, инициатива и др.);
- получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам информации об учебных достижениях обучающегося.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей обучающимся - обрести уверенность в своих познавательных и профессиональных возможностях, педагогическому коллективу - об успешности собственной педагогической деятельности.
Для построения системы оценивания и контроля в рамках внедрения ФГОС НПО и СПО проведен сравнительный анализ систем оценивания обучения на компетентностной основе и традиционного обучения (таб.1).
Анализ международного и отечественного опыта внедрения модульных программ, сравнительный анализ систем оценивания обучения на компетентностной основе и традиционного, позволяет разработать модель системы оценивания и контроля в рамках освоения профессионального модуля. Совокупность показателей оценки и выбранные методы и процедуры
контроля освоения профессионального модуля должны быть направлены на диагностирование сформированности соответствующих общих и профессиональных компетенций (рис.1).
Таблица 1. Сравнительный анализ систем оценивания обучения на компетентностной основе и традиционного обучения
Параметры Обучение на компетентностной основе (ФГОС) Традиционное обучение (ГОС)
Объект оценивания Компетенции (знания, умения и практический опыт как основа формирование компетенций) Знания, умения, навыки
Субъект оценивания Обучающийся Обучающийся, преподаватель (мастер)
Ответственный за оценивание Обучающиеся (самооценивание, взаимооценивание), внешний и внутренний эксперт (преподаватель, мастер производственного обучения, работодатель и пр.) Преподаватель, мастер производственного обучения
Критерии оценивания Набор объективных качественных критериев, разрабатываются и доводятся до обучаемого заранее Набор количественных параметров (например, количество допущенных ошибок в ответах);
Особенности процедуры оценивания Экспертное наблюдение в ходе всего процесса обучения; Экспертная оценка в контрольных точках (контрольная работа, зачет, экзамен и т.д.) Сбор личных достижений в течение всего обучения Экспертная оценка в контрольных точках освоения модуля (контрольная работа, экзамен, зачет и т.д.)
Значение оценивания Оценивание является обучающим фактором, направленным на повышение мотивации обучающегося Оценивание является контролирующим фактором
Период оценивания Период готовности обучающегося продемонстрировать освоенные компетенции Период, обозначенный в учебном графике
Рис.1 Модель системы оценивания и контроля профессионального модуля
При разработке системы рабочая группа колледжа руководствовалась следующими подходами к процедурам оценивания и аттестации:
- поэтапный и накопительный характер результатов;
- систематичность, открытость и прозрачность системы оценивания;
- критериальный характер оценивания;
- индивидуальность и дифференциация оценивания результатов;
- независимость и объективность оценивания.
В обучении, основанном на компетенциях, оценка представляет собой процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося в течение всего периода обучения. Процесс оценивание предполагает демонстрацию и подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности.
Основными свидетельствами, подтверждающими сформированность компетенций являются:
- наличие готовой продукции (изделий), соответствующей определенным критериям качества (образцу, эталону);
- деятельность обучающегося, оцениваемая экспертами по заданным критериям, а также контролируемая и оцениваемая самим обучающимся;
- результаты выполненных заданий в рамках теоретического курса, лабораторного практикума, практики и пр.;
- результаты проектных работ;
- результаты экзамена по междисциплинарному курсу;
- результаты квалификационного экзамена (практического);
- результаты экспертизы портфолио личных достижений обучающегося.
Следует отметить, что стандартная процедура итоговой и промежуточной аттестации не позволяет оценить достижение тех планируемых результатов, которые необходимо формировать у обучающихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания образовательного учреждения.
Одним из важных инструментов оценивания является «портфолио» -портфель индивидуальных образовательных достижений. Портфолио (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за весь период его обучения. Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий - «электронное портфолио», а также формы, ориентированные на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций».
Для экспертизы личных достижений обучающихся, нами было разработано и внедрено в практику работы колледжа «электронное портфолио», состоящее из трех основных частей:
1) «портфолио документов»- включает в себя коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, демонстрирующих прогресс обучающегося в профессиональной деятельности;
2) «портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
3) «портфолио отзывов» - включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, возможно, однокурсниками и др. Портфолио представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем [1].
Как показывает практика, портфолио позволяет демонстрировать процесс осмысления
обучающимися собственного опыта и может включать дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки. Такая форма портфолио, является формой самомони-торинга и целесообразна для системы контроля и оценивания в образовательном учреждении. Одной из целей такого мониторинга становится формирование общих компетенций, связанных с профессиональным саморазвитием, направленных на развитие способностей к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самооценке и рефлексии.
На практике, процесс формирования своих личных достижений был передан обучающимся, сами обучающиеся ответственны за постоянным пополнением своего портфолио, что позволило повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и способностей, а следовательно повысить ответственность обучаемого за результаты своего обучения.
Интегрированный характер сформированности компетенций в рамках профессионального модуля требует разработки целостной системы средств измерения. При этом надо принимать во внимание, что непосредственной оценки сформированности компетенций предложить невозможно, наиболее правильным осуществить переход на бально-рейтинговую систему оценивания и внедрение электронного документооборота (электронного журнала), где на каждого обучающегося фиксируется рейтинговая оценка его учебных достижений и выражение в баллах уровень сформированности соотвествующих компетенций.
Процесс оценивание предполагает демонстрацию и подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности. В соответствии с предметом и объектом оценивания определяется характер заданий, ориентированный на проверку и оценку результатов освоения профессионального модуля (таб.2).
Таблица 2.Характер заданий, необходимых для проверки результатов освоения профессионального модуля
Предмет Объект Характер заданий
Вид профессиональной деятельности Продукт деятельности обучающегося Комплексное задание, воспроизводимое реальную или имитационную профессиональную деятель-ность;защита портфолио
Практический опыт Процесс учебной деятельности обучающегося Практическое задание, направленное на решение локальной профессиональной задачи; защита портфолио
Умения Задания, направленные на решение типовых задач
Знания Тесты, задания на воспроизведение, понимание и анализ информации
Учитывая интегрированный характер сформированности компетенций в рамках профессионального модуля, сформирована целостная система средств измерения: критериальные показатели по каждой группе компетенций (таб. 3), бально-рейтинговая оценка учебных достижений, структурная матрица комплексной оценки, формы и методы системы оценивания.
ВПД = J ПК • ОК (1)
Д - вид профессиональной деятельности конкретного модуля;
ПК (профессиональные компетенции) трактуются как способность профессионально действовать на основе практического опыта, умений и знаний;
ОК (общие компетенции) в совокупности с профессиональными компетенциями способствуют успешному выполнению профессиональных действий на основе практического опыта, умений и знаний.
Для определения критериальных показателей системы оценивания объединены в некоторые группы общие и профессиональные компетенции (таб.3), представляющие собой целостную систему взаимосвязанных и направленных на единый результат компетенций.
В ходе исследования были определены наиболее важные ключевые показатели, оказы-
вающие существенное влияние на формирование тех или иных компетенций. По каждому из этих показателей определен процент допустимого искажения, как максимально допустимый размер ошибки в освоении профессионального модуля по каждой группе компетенций, который позволяет эксперту сделать вывод об освоении или неосвоении профессионального модуля. Процент допустимого искажения устанавливается на основании профессионального мнения экспертов, чем важнее та или иная компетенция для подготовки специалиста, тем более низкий процент допустимого искажения (таб. 4), а следовательно, более высокий процент существенности по каждой группе компетенций.
Формула (2) позволяет определить минимальный балл, определяющий степень выраженности каждой компетенции, по формуле (3) определяется минимальный балл, определяющей степень выраженности всей совокупности общих и профессиональных компетенций, позволяющий экспертам сформировать мнения об освоении профессионального модуля.
а" ~ 100%'
• /п
асред- ~ 100%п
Для суммирования различных показателей разработана и апробирована структурная матрица комплексной оценки, позволяющая суммировать показатели на каждом из этапов экспертного наблюдения и оценки (таб. 5).
ЛПР - экспертное наблюдение и оценка в ходе лабораторно-практических работ;
УПр - экспертная оценка в ходе разработки и публичной защиты учебного проекта;
УП - экспертное наблюдение и оценка в ходе учебной практики (учитывается оценка в первую очередь от руководителя практики в организации / предприятии)
ПП - экспертное наблюдение и оценка в ходе производственной практики (учитывается оценка в первую очередь от руководителя практики от организации / предприятия);
КЭ - экспертная оценка в ходе квалификационного экзамена;
МДК - оценка экзамена по междисциплинарному курсу;
ПоРт - экспертная оценка портфолио (личных достижений);
*-количество баллов.
Средний показатель по каждому столбцу определяет степень выраженности (сформиро-ванности) компетенций обучающегося.
Таблица 3. Фрагмент таблицы критериальных показателей группы компетенций
Компетенции Баллы Критерии
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий 0К.02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем 2 Четко организована собственная деятельность для выполнения практического задания, задание выполнено в соответствии с целями и средствами
1 Организована собственная деятельность с некоторыми замечаниями для выполнения практического задания,задание выполнено
0 Задание не выполнено
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий 0К.04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач 2 Самостоятельно осуществлен поиск необходимой информации для выполнения практического задания, задание выполнено
1 Осуществлен поиск информации с некоторыми рекомендациями для выполнения задания, задание выполнено
0 Не осуществлен поиск информации, задание не выполнено
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий 0К.06. Работать в команде, эф- 2 Бесконфликтно и эффективно умеет организовывать свою работу в команде для выполнения задания, задание выполнено
1 Свою работу умеет организовывать в команде для
фективно общаться с коллегами, руководством, клиентами выполнения задания с некоторыми замечаниями, задание выполнено
0 Не умеет организовывать свою работу в команде для выполнения задания, задание не выполнено
1 Выполнено практическое задание с некоторыми замечаниями, умеет находить возможные ошибки и способы их устранения
0 Задание не выполнено
Таблица 4. Фрагмент таблицы определения минимального
уровня освоения компетенций.
Компетенции (п -количество компетенций) Максимальное количество баллов (4 ) Процент допустимого искажения (et) Процент существенности ( In ) Минимальный уровень (в баллах) (at )
ПК.2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий 2 10 90 1,8
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем 2 20 80 1,6
ОК.04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач 2 50 50 1
ОК.Об. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами 2 30 70 1,4
Таблица 5.Структурная матрица комплексной оценки
ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОКШ ПМ 1.1 ПМ 1.2 ПМ.1^
ЛПР * * *
УПр * * *
УП * *
ПП * *
КЭ *
МДК * *
ПоРт * *
Итого * * * *
Только на основе комплексной оценки, осуществленной с помощью рассмотренных средств измерения, можно сделать вывод о сформированности компетенций обучающегося в рамках одного профессионального модуля или всего обучения в целом.
Библиографический список:
1. Комплект форм представления информации. Портфолио выпускника учреждения профессионального образования: Методическое пособие/ Сост. Окунцева Е.С., Шакирова Е.Б., Ши-нявская С.И. - Екатеринбург: РРЦ РПО, 2008. -32 С.
2. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. -М.: Федеральный институт развития образования, - М.: 2008. - 64 С.
3. Олейникикова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие/ О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н.Коновалова, Е.В. Сартакова. Изд.2-е, перераб. и доп.М.:Альфа-М;ИНФА-М,2010.-256 С.
4. Методика проектирования системы оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся: Методическое пособие/ Сост. Агафонов В.Г., Ждановских М.И., Усова Т.И., Шавалиев А.Н., Шакирова Е.Б., Шинявская С.И. - Екатеринбург: РРЦ РПО, 2008. - 64 С. Ключевые слова: критериальное оценивание, портфолио, самооценивание.
Keywords: criteria! assessment, portfolios, self-assessment.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ