УДК 332
Панарин Андрей Александрович
кандидат экономических наук, докторант. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения [email protected] Andrey A. Panarin
Candidate of Economic Sciences, doctoral candidate. Cinema and television St. Petersburg State University [email protected]
Создание систем взаимодействия экономических и инновационных показателей
Creation of systems of interaction of economic and innovation indicators
Аннотация. В данной статье излагаются методические подходы к формированию системы взаимодействующих экономических, инновационных и иных показателей экономико-математическими методами, адекватно отражающей деятельность учреждений профессионального образования.
Ключевые слова: экономико-математическая система, взаимодействующие экономические и инновационные показатели, системный анализ
Abstract. sets out the methodical approaches to formation of system of the inter-existing economic, innovative and other indicators of economic-mathematical methods, adequately reflecting the activities of institutions of professional education.
Key words: economic-mathematical system, interacting economic and innovation performance, system analysis
Развитие системного анализа в количественных и качественных взаимодействиях параметров экономико-математической системы возможно в способности создаваемой системы к преобразованиям состава факторов (параметров), к изменениям, связанными с влиянием негативных факторов макросреды, с необходимостью анализа и выбора альтернативного варианта экономического и инновационного развития.
Основными взаимодействующими элементами (показателями) формируемой экономико-математической системы выступают результаты, затраты, эффективность экономической и инновационно-инвестиционной деятельности учреждения, экономического вида деятельности сферы профессионального образования. При этом показатели данной экономико-математической системы могут выражать обобщающие результаты, затраты, эффективность деятельности и детализирующие их параметры, как частные характеристики анализируемых видов деятельности.
Включение в экономико-математическую систему результатов и затрат деятельности социально-экономической системы сферы профессионального
образования корреспондируется с наполнением входной и выходной частей реальной системы, в первом случае, - затратными характеристиками, во втором случае - результативными [4].
Кроме того, системный анализ объединяемых в модель идентификаторов экономической, инновационной и инвестиционной деятельности учреждений профессионального образования в целях обеспечения объективности результатов анализа предъявляет требования к сопоставимости стоимостных показателей, единообразию методов их определения.
Разнообразие формируемых систем (моделей) показателей, как по составу, так и числу включаемых в нее факторов, зависит от целевой ориентации системы на достижение поставленной цели. Количественные и качественные характеристики цели формируемой системы показателей, их системный анализ в существенной мере зависит от наделения системы целевым функционалом, который взаимодействует с группой экономических и инновационно-инвестиционных параметров, соединенных в системы экономико-математическими методами. В этом случае достижение среднесрочной величины целевого функционала (фактор-функции) возможно при таком изменении величин взаимодействующих друг с другом параметров их системы, которые соответствовали бы прогнозному значению целевого функционала.
Наличие обоснованных по численным величинам экономических и инновационно-инвестиционных показателей в экономико-математической модели (системе) предоставляет исчерпывающую информацию для принятия менеджментом учреждения профессионального образования управленческих решений, направленных на достижение цели социально-экономической системы.
Построение нескольких экономико-математических моделей взаимодействующих показателей с различными целевыми функционалами (фактор-функциями) и соответствующих им по силе влияния на достижение их среднесрочной прогнозной величины, на наш взгляд, расширяют возможности менеджмента учебного заведения профессионального образования для получения более значительной и точной информации об учете различных взаимовлияний параметров модели (системы) друг на друга и тем самым способствуют оптимальному распределению располагаемого ресурсного потенциала, повышению эффективности его использования в различных нестабильных состояниях внешней среды.
Создание систем взаимодействующих экономических и инновационно -инвестиционных показателей, с динамических позиций активно реагирующих на изменение влияний факторов внешней среды, позволяет всесторонне анализировать и приводить в балансовое соответствие располагаемые виды ресурсов и планируемые к достижению целевые функционалы (стоимостные объемы оказываемых услуг, рентабельность активов) [1].
Способность экономико-математической системы показателей к динамическим изменениям количественных значений её элементов позволяет формировать объективную информационную основу управления образовательным процессом профессиональных учебных заведений, отображения сложных взаимосвязей ресурсных и технологических элементов реальной социально-
экономической системы. При этом интерпретация и установление количественных изменений во взаимодействии показателей экономико-математической системы в процессе системного анализа осуществляется менеджментом учреждений профессионального образования на более упрощенной и статистически доступной основе по сравнению с реальной социально-экономической системой, её сложными причинно-следственными взаимосвязями многочисленных факторов, влияющих на её текущее функционирование.
В этой связи следует отметить то, что взаимодействие показателей сформированной экономико-математической системы должно даже при ограниченном составе её параметров соответствовать требуемому уровню значимости и адекватности отображаемой деятельности учреждения профессионального образования, так как в противном случае принимаемые управленческие решения не будут соответствовать курсу достижения планируемых целевых ориентиров экономического и инновационного развития объекта управления.
Повышение адекватности взаимодействия ресурсных и технологических элементов социально-экономической системы (учреждения профессионального образования) с параметрами экономико-математической модели показателей может быть соблюдено при удовлетворении менеджментом требований к формированию взаимодействующей системы экономических и инновационно-инвестиционных параметров деятельности учреждения профессионального образования.
К таким требованиям можно отнести то, что:
• экономические показатели деятельности учреждений профессионального образования должны отвечать условиям сопоставимости с каким-либо базовым периодом времени, количественной измеримости и установленной значимости в пределах конкретных величин измерения;
• влияние факторов (параметров) модели (системы) и целевого функционала (фактор-функции) друг на друга не должны противоречить формализованному их выражению и отвечать логике экономической и инновационно-инвестиционной взаимозависимости в экономико-математической системе, их объединяющей;
• целевой функционал системы взаимодействующих показателей может выступать обобщающим результатом экономической, инновационно-инвестиционной деятельности организации профессионального образования, уровнем эффективности используемых ресурсов;
• изменение численной величины одного из факторов (параметров) экономико-математической системы показателей в процессе противодействия и нейтрализации негативного влияния факторов внешней среды на экономическую и инновационную деятельность учебного заведения профессионального образования должно повлечь и изменение численных значений параметров системы, включая целевой функционал, в пределах используемых объемов трудовых, материально-технических и информационных ресурсов, соответствующих производимых количественным интерпретациям взаимодействия показателей в системе [3].
Осуществление системного анализа состава включаемых в модель (систему) показателей инновационно-инвестиционной и экономической деятельности организации профессионального образования, а также определение их количественных взаимодействий возможно в экономико-математической модели, формализованный общий вид которой может быть представлен выражением:
yx=f(xi),
(1)
где yx - целевой функционал (фактор-функция); xi - i-ые взаимодействующие параметры (показатели) формализованного выражения 1 (/=1,2,3,...,и).
Каждый из xi параметров их системного объединения выступает в качестве независимой переменной, характеризующей количественную величину своей динамики или статики изменений в деятельности субъекта хозяйствования.
Создание системы взаимодействующих показателей экономико-математическими методами не должно ограничиваться лишь несколькими статистически определенными или отчетными параметрами экономической, инновационно-инвестиционной деятельности организации профессионального образования, но и не должно расширяться до тех пределов, которые менеджменту представляются возможными для учета влияния обобщающих, частных экономических и инновационных идентификаторов, детализирующих по классификационным признакам другие общие и частные показатели [2].
Кроме того, общее число независимых переменных в формализованном выражении (1) должно удовлетворять значимости, адекватности и точности создаваемой системы показателей не за счет роста состава параметров xi, а исходя из логики введения менеджментом в систему тех экономических и инновационно-инвестиционных измерителей деятельности организации профессионального образования, которые на время изменения создания системы показателей позволяют принять управленческое решение об изменении объема располагаемого ресурсного потенциала, о повышении степени интенсивности его использования по времени. При этом адекватному и статистически обоснованному взаимодействию независимых переменных xi (формула 1) могут содействовать лишь те методы их объединения в систему, которые учитывают возможность изменения их динамического состояния в ответ на изменение инновационного и экономического состояния макросреды.
Литература:
1. О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления. -М.: Изд-во «Букс», 2008.
2. Пекарская О.А. Использование регрессионной модели в подготовке кадров для гостиничного бизнеса //Журнал правовых и экономических исследований. № 4. 2012. - С. 162-165.
3. Смирнов С.Б., Голубев А.А. Рационализация механизма планирования высшего профессионального образования. - СПб.: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012.
4. Шлёнскова Е.С. Система стратегического управления развитием сферы услуг. Монография. - СПб.: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012.
Bibliography
1. O'Connor, J., J. McDermott Art systemic thinking. - Moscow: Publishing House of the «Books», 2008.
2. Pekarskaya OA Using a regression model in training for the hospitality industry // Journal of Legal and Economic Studies. Number 4. 2012. - Р. 162-165.
3. Smirnov, SB, AA Golubev Streamlining scheduling mechanism of higher education. - St. Petersburg. Univ «Studio» NP-Print «in 2012.
4. Shlenskova ES Strategic management system development services. Monograph. - St. Petersburg. Univ «Studio» NP-Print «in 2012.