УДК 338.34 UDC 338.24
Экономические науки
СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОГО НЕФТЯНОГО БЭНЧМАРКА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Маханько Галина Валентиновна
д. э. н., доцент, профессор кафедры экономики и ВЭД
Spin:4229-4773
AuthorID:380317
Павлова Юлия Павловна студент кафедры ВЭД
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия [email protected] [email protected]
В статье рассматриваются вопросы энергетической безопасность России в условиях санкций и глобализации современной экономики в мировом сообществе. Обосновывается, что энергетическая безопасность - основной фактор политической и социально-экономической стабильности каждого государства. Не составляет исключение и Россия. Она уже много лет является крупнейший мировой нетто-экспортером нефти и газа, в основном из-за слабости экономической системы, рассмотрены основные проблемы нефтеперерабатывающей сферы, дано определение энергетической безопасности, анализируется энергетическая безопасность России в условия кризиса. Дается оценка экспорта отечественных товаров, рассматривается резервы регионов по уровню добычи нефтяных ресурсов, определен рейтинг крупнейших нефтяных компаний по уровню среднесуточной добычи нефти. Сделан вывод, что для успешного продолжения экспорта, перераспределение значительных нефтяных запасов между регионами внутри страны потребуется сравнительно длительный период, не один и не два года. Выявлено, что уровень отечественного производства не в полной мере способен обеспечить потребности потребителей необходимыми продуктами надлежащего качества, для чего Россия осуществляет политику модернизации и реконструкции топливно-энергетического комплекса. Россия уже на протяжении многих лет является одним из лидирующих экспортеров нефти, рассмотрены основные показатели нефтяного сектора, дано определение, экономической безопасности, энергетической безопасности. Анализируется энергетическая безопасность России в условия кризиса, а также условиях глобализации мировой экономики. Дана краткая характеристика политики энергетической безопасности Российской Федерации. Дается оценка, как мирового нефтяного сектора, так и российского нефтяного сектора, на основе этой
Economics
ESTABLISHMENT OF THE RUSSIAN OIL-BANK PREMIER AS ONE OF WAYS TO INCREASE ENERGY SECURITY IN RUSSIA
Makhanko Galina Valentinovna
Dr.Sci.Econ., Associate Professor, Professor of the
Department of Economics and Foreign Economic
Activity
Spin:4229-4773
AuthorID:380317
Pavlova Yulia Pavlovna
Student of the Foreign economic activity department Kuban State Agricultural University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia [email protected] P avj [email protected]
The article deals with the energy security of Russia in conditions of sanctions and the globalization of the modern economy in the world community. It is substantiated that energy security is the main factor of political and socio-economic stability of each state. Russia is not an exception. For many years it has been the world's largest net exporter of oil and gas, mainly due to the weakness of the economic system, the main problems of the oil refining industry are considered, given The definition of energy security, the energy security of Russia is analyzed in the conditions of the crisis. An estimation of the export of domestic goods is given, the reserves of the regions are considered according to the level of extraction of oil resources, the rating of the largest oil companies is determined by the level of average daily oil production. It is concluded that for a successful export, the redistribution of significant oil reserves between regions within the country will require a relatively long period, not one or two years. It was revealed that the level of domestic production is not fully capable of providing consumers with the necessary products For which Russia implements the policy of modernization and reconstruction of the fuel and energy complex. Russia has been one of the leading oil exporters for many years, the main indicators of the oil sector have been examined, the definition of economic security and energy security has been defined. The energy security of Russia is analyzed in the conditions of the crisis, as well as the globalization of the world economy. A brief description of the energy security policy of the Russian Federation is given. An assessment is given of both the world oil sector and the Russian oil sector, based on this assessment, a conclusion has been drawn about the deteriorating conjecture of the oil industry. A correlation-regression analysis of the effect of oil prices on the quotes of the Russian ruble was conducted, and on the basis of the findings it was
оценки сделан вывод об ухудшающейся конъектуре нефтяной отросли. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния цен на нефть на котировки российского рубля, и на основе полученных данных сделан вывод, что российская экономика находится в достаточной сильной зависимости от цен на нефть. Рассмотрен и описан возможный вариант снижения такой зависимости через увеличение роли СПбМТСБ на международной арене и создания нефтяного бенчмарка в Российской Федерации
concluded that the Russian economy is in a sufficiently strong dependence on oil prices. The possible variant of reducing such dependence through the increase in the role of SPIMEX in the international arena and the creation of an oil benchmark in the Russian Federation is considered and described
Ключевые слова: НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ, САНКЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Keywords: NATIONAL ENERGY SECURITY, ENERGY SECURITY, ENERGY SELF-SUFFICIENCY, SANCTIONS, GLOBALIZATION
Doi: 10.21515/1990-4665-131-009
В настоящее время в динамически развивающемся мире большое значение играет безопасность общества как внутри отдельно взятой страны, так и защита ее независимости на международной арене. Для обеспечения безопасности в целом необходимо, чтобы все институты общества взаимодействовали между собой эффективно, принося определенную пользу обществу.
Безопасность, в широком смысле можно толковать, как состояние определенного объекта, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению состояния объекта или к невозможности его дальнейшего функционирования и развития.
Безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Говоря о национальной безопасности государства, необходимо определить ее состояние, в которой она существует. Для этого существует ряд
показателей, по которым становится возможным оценить состояние национальной безопасности сраны [9]. К ним относятся:
- удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов;
- доля инновационных технологий в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
- продолжительность жизни;
- валовой внутренний продукт на душу населения;
- соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения;
- уровень инфляции;
- уровень безработицы;
- доля расходов в валовом внутреннем продукте на наукоемкое производство;
- доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру и спорт;
- процентное соотношение территорий, не соответствующих экологическим нормам [2].
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
В силу высокого воздействия внешних факторов на национальную безопасность любой отдельно взятой страны невозможно говорить о развитие такой страны в изоляции от мирового сообщества. Именно поэтому, теперь каждая страна зависит от ряда других стран, т.е. не может быть самодостаточной. Так, например, Япония полностью зависит от стран-
экспортеров сырьевых и энергетических ресурсов. Основываясь на этом, можно заключить, что каждая страна формирует собственную экономическую стратегию развития, учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. Вследствие этого преимущество, заложенное в стабильности безопасного ведения бизнеса, становится не только весомым фактором конкурентоспособности национальной экономики и повышения благосостояния граждан, но и жизненно важным условием существования и развития суверенного независимого государства.
Именно поэтому возникает необходимость детального изучения всех аспектов экономической безопасности, то есть конкретного состояния экономики, причин спада или роста экономической активности, конкурентоспособности национальной продукции, уровней производства, стабильность финансово-кредитной системы, удовлетворение экономических потребностей, осуществления контроля государства в экономической и вспомогательных сферах, использования национальных ресурсов. Так же неотъемлемой частью экономической безопасности является обеспечение защиты национальных экономических интересов на международной арене.
Экономическая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Обеспечение экономической безопасности в частности для Российской Федерации предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [5].
Нормативно-правовой основой обеспечения исполнения в стране деятельности по обеспечению экономической безопасности служит Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (действующая
редакция,
2016)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0% BE%D0%BC%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F %D0%B 1 %D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D 1 %81 %D0%BD%D 0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C - cite note-1.
Проанализировав исторические литературные издания, а также тенденции развития экономики, можно выделить следующие угрозы экономической безопасности Российской Федерации:
1. Низкая конкурентоспособность отечественных товаров.
2. Экспортно-сырьевая модель развития экономики.
3. Низкий уровень внедрений инновационных технологий в производство.
4. Высокий износ основных средств производства.
5. Незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала.
6. Дестабилизация национальной бюджетной системы.
7. Неблагоприятный инвестиционный климат внутри страны.
8. Истощение природных ресурсов.
9. Низкая профессиональная подготовка работников.
10. Высокий уровень коррумпированности экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент экономическая безопасность Российской Федерации находится под угрозой. Именно поэтому необходима разработка экономических реформ, инновационных проектов и внедрение новых технологий на производствах.
После событий на Украине, введенных санкций и сложной обстановкой на международной арене, в частности в условиях международной угрозы терроризма, топливно-энергетическая отрасль РФ, приносящая большие доходы экономике, потерпела большие убытки. А резкие скачки цен на нефть создали большие проблемы для осуществления экономической реформы. Таким
образом, для России встает вопрос не только об обеспечении экономической безопасности, но и энергетической.
Энергетическая безопасность — это состояние защищенности жизненно важных «энергетических интересов» личности, общества и региона от внутренних и внешних угроз. Эти интересы сводятся к бесперебойному обеспечению потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества».
Глобальный характер понятию «энергетической безопасности» придает в основном экологический фактор, приобретающий особую роль в мировом сообществе после экологического кризиса в Мексиканском заливе в 2010 году. Однако также на энергетическую безопасность влияют и ряд других факторов, такие как: истощение подтвержденных запасов нефти; низкий уровень инвестиций в отрасль; необходимость обновления оборудования и введение в эксплуатацию новых технологий; растущая виртуализация рынков сырья за счет развития «фьючерсных» контрактов и других подобных финансовых инструментов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что доминирующим аспектом в обеспечении энергетической безопасности является добыча и потребление нефти. В современном мире можно выделить три основных кластера потребления нефти: Северная Америка, Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Ведущую роль в формировании мирового спроса на нефть играет Северная Америка, на которую приходится 30% мирового потребления нефти. Данные о главных потребителях нефти представлены на рисунке 1 и таблице 1.
25%
Южная Корен
Рисунок 1 - Мировое соотношение потребления нефти Таблица 1 - Потребление нефти по странам мира в тыс. барр./сутки за 2016 г.
[15]
Страна Потребление тыс. барр.\сутки
США 19000
Китай 10120
Япония 4530,8
Индия 3510
Россия 3320
Бразилия 3100
Саудовская Аравия 3000
Канада 2430
Германия 2400
Южная Корея 2325
Мексика 2045
Иран 1870
Франция 1770
Индонезия 1660
Великобритания 1510
Италия 1315
Сингапур 1300
Испания 1205
Австралия 1085
Таиланд 1005
Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) ожидают, что мировой спрос на нефть вырастет на 1,4 млн барр./сутки в 2017 году до 96,1 млн барр./сутки. В 2017 году, согласно прогнозам, мировой спрос достигнет 97,4 млн барр./сутки.
Согласно опубликованному на сайте British Petroleum отчету, доказанные запасы нефти к 2016 г. составили 1655,56 млрд. баррелей (см. рис. 2) [15].
По состоянию на 1 января 2017 года чуть меньше 80 процентов доказанных запасов нефти приходится на восемь стран. Из них шесть стран входят в состав ОПЕК и лишь только две (Канада и Россия) не являются членами ОПЕК. Мировым лидером по доказанным запасам является Венесуэла (по большей части за счет тяжелой/битуминозной нефти). Если же брать в расчет только легкую традиционную нефть, то несомненным лидером будут страны Ближнего Востока. В совокупности на них приходится 47,3 процентов доказанных запасов нефти. Указанные данные показаны на рисунке 3 [7].
Европа 1%
Евразии 7%
Центральная и Южная Америка
2Q% Средний Восток
Рисунок 2 - Мировые запасы нефти
Рисунок 3 - Запасы нефти в странах мира (по состоянию на 01.01.2016)
С середины 2014 года из-за переизбытка сырья на рынке, вызванного, в частности, слабым ростом мирового потребления и ростом добычи сланцевой нефти в США, цены на нефть снизились двукратно и достигли к концу года пятилетнего
минимумаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%8B % D0%BD%D0%B0 %D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C - cite note-opec_monthly_oil_market_report_MOMR-2014-12-10-24. Дополнительной
причиной снижения стал отказ ОПЕК снизить квоты на добычу в ноябре 2014. Средняя цена нефти Brent в 2014 году составила 99,3 долларов за баррель, однако уже в 2015 года цена упала до 50 долларов за баррель, а в 2016 году (включая октябрь месяц) в среднем до 44,74 долларов за баррель.
Официально, ценовая политика на нефть образуется на Лондонской фьючерсной электронной площадке rcE Futures, а уже на базе данных котировок устанавливается стоимость фьючерсного контракта на данный товар. Именно этот фьючерс именуется кодом «BR», а его курс приближен к официальной лондонской цене. Ценовая политика акций напрямую зависит от
стоимости самой нефти. Стоимость данного товара, как в прочем и любого другого зависит от спроса и предложения.
Однако в современном мире цены на нефть складываются не только благодаря закону спроса и предложения. С развитием бумажного рынка нефти определенное влияние на формирование цены на нефть имеют действия участников биржевого рынка, зачастую носящий спекулятивный характер.
Вследствие развития торговли производными нефтяными контрактами произошло вливание больших объемов капитала на нефтяной рынок, который превратился из классического во фьючерсную разновидность финансового рынка и приобрел высокую волатильность, свойственную валютно-финансовым рынкам. Биржевой способ ценообразования нефти привел к тому, что цена на нефть начала определяться её ценностью как финансового актива и стала тесно коррелировать с такими факторами как фондовые индексы, курс доллара и его инфляционные ожидания [4].
Рынок нефти - наиболее значительный сырьевой рынок, влияющий на все страны, он также как и финансовый рынок, является важнейшей составной частью экономики любой страны. Так как за последние несколько десятилетий Россия превратилась в узконаправленное сырьевое государство, то ситуация в нефтяной отрасли может определять состояние всей экономики РФ. Очевидно, что сильное влияние на динамику валютного курса оказывает именно цена на нефть.
Промышленно развитые страны в 2015 г. экспортировали 220 млн. т сырой нефти. Удельный вес этой группы стран в мировой торговле нефтью составил 10,5%. Для этих стран характерен преимущественно внутрирегиональный экспорт: в Северной Америке осуществляются поставки из Канады в США, в Европе - из Великобритании и Норвегии в другие европейские страны. Основными экспортерами нефти в этой группе стран являются Канада (100 млн. т), Норвегия (74 млн. т) и Великобритания (30 млн.
т).
Из всего объема экспорта стран с плановой и переходной экономикой, составившего в 2016 г. 350 млн. т, 98% или 344 млн. т пришлось на долю стран бывшего СССР, в том числе из России экспортировано 235 млн. т.
Несмотря на происходящую в планетарном масштабе «сланцевую революцию», развитие новейших технологий в сфере извлечения нефти и газа из сланцевых пород, всемирно известные нефтегазовые компании по-прежнему сохраняют лидирующие позиции по объемам добычи энергоресурсов (см. табл. 2).
Таблица 2 - Добыча нефти крупнейшими нефтедобывающими странами (млн
тонн)
2014 2015 2016 % от мировой добычи
Саудовская Аравия 538,4 543,4 569,4 13,0
США 448,0 522,8 567,2 13,0
Россия 531,1 534,1 540,7 12,4
Канада 195,0 209,6 215,5 4,9
Китай 210,0 211,4 214,6 4,9
Ирак 153,2 160,3 197,9 4,5
Иран 169,6 174,7 182,6 4,2
ОАЭ 165,5 166,6 175,5 4,0
Кувейт 151,5 150,8 149,1 3,5
Венесуэла 137,6 138,2 135,2 3,1
Основу российской нефтяной отрасли составляют 9 крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Наиболее мощными из них являются нефтяные компании «Газпром нефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «ТНК-ВР».
Запасы нефти России составляют около 87% на суше и 13% на море. На море - это в основном Восточно-Арктическое, Карское, Печорское и Охотское моря (см. рис. 4).
Рисунок 4 - Морские запасы России
Основную часть своей нефти Россия не потребляет на внутреннем рынке, а продает за границу. В январе-ноябре 2016 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 488,6 млрд. долларов США (65,8% к январю-ноябрю 2015г.), в том числе экспорт - 311,9 млрд. долларов (67,9%), импорт - 176,7 млрд. долларов (62,3%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 135,3 млрд. долларов США (в январе-ноябре 2015 г. -положительное, 175,8 млрд. долларов). Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта топливно-энергетическими товарами в январе-ноябре 2016 г. составил 26,5%.
На фоне роста физических объемов добычи и экспорта в России за 11 месяцев 2016 года совокупная экспортная выручка от продажи нефти и нефтепродуктов в России снизилась на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Несмотря на такое сокращение валютной выручки, падение цен на нефть в 2016 году для российских нефтяных компаний было в значительной мере компенсировано девальвацией рубля и изменением налогового законодательства. Это позволило компаниям сохранить рублевые доходы примерно на прежнем уровне.
Снижение стоимости на энергоносители приводит к сокращению долларовых доходов нефтяных компаний РФ и, как следствие, к снижению курса рубля.
Однако обвал рубля означает, что по сравнению с другими товарами, производимыми в России, цена, получаемая Россией за экспортируемую нефть, увеличилась. А сюда входят затраты на отечественное оборудование и оплату труда, необходимые для производства российской нефти. И хотя из-за отсутствия доступа к западным рынкам капитала, оборудованию и технологиям способность нефтяных компаний погашать долги (особенно это касается «Роснефти») и инвестировать в долгосрочные проекты значительно сократилась, разница между долларовыми прибылями и рублевыми поступлениями (то есть общая рентабельность), возможно, смягчает влияние санкций.
На фоне ухудшения геополитической обстановки, западных санкций в отношении РФ и осеннего падения цен на нефть по итогам 2014 г. рубль упал по отношению к доллару и евро на 72,2% и 51,73% соответственно, до 56,24 рубля за доллар и 68,37 рубля за евро. В 2015 г. самые крупные дневные падения официального курса по отношению к доллару были зафиксированы 6 февраля (на 4,83%, 3,16 руб.) и 22 апреля (на 4,76%, 2,45 руб.). При этом больше всего российская валюта росла по отношению к доллару 24 апреля (на 3,83%, 2,05 руб.) и 7 февраля (на 3,74%, 2,57 руб.). По отношению к евро самые крупные падения рубля были зафиксированы 25 августа (на 5,85%, 4,48 руб.) и 5 июня (на 4,79%, 2,83 руб.), самый сильный рост - 24 января (на 5,1%, 3,87 руб.) и 24 апреля (на 4,5%, 2,59 руб.). Изменения за 2016 г. представлены в таблице 3.
В этих достаточно неблагоприятных условиях в России по итогам 2016 года был поставлен новый рекорд по объемам добычи нефти — 8 сентября производство впервые превысило 11 миллионов баррелей в день.
В современных условиях математико-статистические исследования становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных знаний о механизме изучаемых явлений. Объективно существующие зависимости и взаимосвязи между экономическими явлениями большей частью описаны только вербально. Значительно важнее количественно измерить тесноту причинно-следственных связей и выявить форму влияний. Для исследования интенсивности, вида и формы причинных влияний широко применяется корреляционный и регрессионный анализы [13].
Парный регрессионный анализ зависимости курса рубля (У) от цен на нефть (X) был проведен, основываясь на данных Центрального Банка России и биржевых котировок на нефть. Были взяты максимальные значения за месяц в течение 2015 года (табл. 3).
Таблица 3 -Значения рубля и цен на нефти в течение 2016 г.
Месяц Котировка рубля Цена за баррель нефти, долл.
Январь 83,5913 38,99
Февраль 79,4951 37,00
Март 75,8994 42,54
Апрель 68,8901 48,50
Май 67,0475 50,51
Июнь 66,7491 52,86
Июль 67,0512 50,75
Август 66,8816 51,22
Сентябрь 65,8684 50,14
Октябрь 63,396 53,73
Ноябрь 65,9591 50,49
Декабрь 65,2382 57,52
Согласно данным регрессионного анализа зависимости рубля от нефти коэффициент детерминации на сегодняшний день составляет 0,877613412, то есть корреляция равняется -0,93681, что довольно много. Чем ближе значение коэффициента детерминации к 1, тем теснее связь между рублем и нефтью (рис. 5).
■ Котировка рубля И Цена за баррель нефти, долл.
100 ВО 60 40 20 0
Рисунок 5 - Зависимость котировок рубля от цен на нефть
Основываясь на данных регрессионного анализа, можно сделать вывод, что экономика России напрямую зависит от мировых цен на нефть. Именно этот фактор и лежит в основе обеспечения не только экономической безопасности, но и энергетической.
Основными ориентирами в энергетической безопасности России и долгосрочном развитие страны следует считать масштабные структурные преобразования в экономике, в частности в секторе промышленного производства, что на данном этапе развития страны предусматривает Энергетическая стратегия России до 2030 г. (ЭС-2030). [3].
Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:
- энергетическая безопасность;
- энергетическая эффективность экономики;
- бюджетная эффективность энергетики;
- экологическая безопасность энергетики.
Для осуществления государственной политики в сфере энергетики используются такие методы как:
- улучшение экономической среды в сфере ТЭК;
- создание новых технических регламентов и государственных стандартов;
- стимулирование инвестиционной деятельности в энергетической сфере;
- решение вопроса о собственности в энергетической сфере.
Важность и значимость разработки и реализации эффективной стратегии
обеспечения финансово-экономической безопасности, соответствующей национальным интересам России, в условиях геополитического кризиса и санкционной политики ведущих мировых держав многократно возрастает.
На сегодняшний день российский рубль не является свободно конвертируемой валютой, что обуславливает, в свою очередь, невозможность экспортировать российские энергоносители за отечественную валюту. Сегодня отечественные нефтепродукты торгуются на мировом рынке в долларах США, из-за чего прибыль от экспорта нефти зависит от обменного курса валюты. При колебаниях валютного курса возможны даже случаи убыточности при экспорте нефти и нефтепродуктов. А так как выручка от экспорта нефти является одной из основных доходных статей бюджета России, зависимость от курса валюты ставит под удар всю экономику страны в целом.
Для решения сложившейся ситуации в экономике страны необходимо соединить объективно сильную позицию российской экспортной нефти на глобальном рынке с новым механизмом ценообразования, создав тем самым новый маркерный сорт - российский нефтяной бенчмарк. Это поможет не только контролировать цены на нефть, но и влиять на них. Так же это увеличит привлекательность российской нефти, что приведет к увеличению спроса на нее. Данный инструмент призван заложить основы нового механизма ценообразования на нефть марки Urals посредством прямого рыночного
формирования цены, без привязки к другим нефтяным бенчмаркам, а также путем преодоления разрыва между рынками физической и «бумажной» нефти.
Маркерные сорта нефти - это сорта нефти с определенным составом (содержание серы, плотность), цены на которые широко используются при установке цен при покупке и продаже различных видов сырой нефти для удобства производителей и потребителей нефти.
В мире существует три основных маркерных сорта: Brent Blend, West Texas Intermediate (WTI) и Dubai Crude. К ним привязано ценообразование почти 90% добываемой в мире нефти. При этом на долю Brent приходится более 50%. Однако, добыча в северном море снижается. Это старое и иссякающее месторождение. В ближайшие 10 лет Brent, вполне возможно, уже не будет выполнять функцию эталона, и Россия может хотя бы предпринять попытку занять его место. Тем более, что очень значительная часть Urals поставляется в Европу.
Для осуществления создания нового нефтяного бенчмарка необходимо, чтобы цена отвечала ряду критериев, таких как:
1. Цена должна определяться без привязки к другим сортам.
2. Цена на нефть должна формироваться прозрачно и конкурентно.
3. Рынок должен быть регулируем, иметь четкие правила.
4. Заключаемые договоры должны быть стандартизованы.
Все указанные требования могут быть соблюдены, если цена на российскую нефть будет формироваться в результате торгов на российской бирже. Основой цены будет выступать поставочный биржевой контракт, обеспеченный транспортировкой.
Положительные черты нового механизма ценообразования российской нефти:
1. Более высокая система гарантий на фьючерсном рынке.
2. Благодаря большому числу участников, имеющих различные интересы, манипулирование фьючерсами дополнительно затруднено.
3. При поставочном фьючерсном контракте обеспечивается надежная связь между фьючерсным и физическим рынками.
4. Повышенная привлекательность фьючерсных рынков на нефть для различных финансовых участников.
5. Наличие широкого круга участников, имеющих в распоряжении значительные капиталы, но при этом имеющих разнонаправленные интересы, стабилизирует рынок, затрудняет манипулирование и, в результате, создает механизм справедливого ценообразования.
Таким образом, биржевой фьючерсный контракт (с поставкой) -наилучший инструмент для формирования бенчмарка на российскую нефть. Его преимуществам на российской бирже можно отнести:
1. Приближение к мировым стандартам ценообразования нефти.
2. Более тесная связь с физическим рынком, которая уменьшает возможность манипуляции ценами на нефть.
3. Регулирование Банком России.
4. Российские стандарты ценообразования.
5. Открытость и прозрачность составления контрактов.
Чтобы успешно запустить проект, необходимо достижение максимальной ликвидности на бирже, что снизит дополнительные риски. Отсутствие дополнительных затрат и незначительный уровень рисков сыграет решающую роль в привлекательности данного проекта.
В ноябре 2016 года Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) запустила торги поставочными фьючерсами на нефть российской марки Urals. Поставки будут осуществляться из порта Приморск.
Urals — экспортный сорт российской высокосернистой нефти, получаемой путем смешивания в трубах «Транснефти» потоков из Урала, Поволжья и Сибири. Urals до этого момента фактически не имела собственной
индикативной цены, стоимость ее поставок определялась на основе цены нефти марки Brent с дисконтом (как правило, $1-3 на баррель).
Объем контракта - 1000 баррелей, поставочная партия - 720 тыс. баррелей (100 тыс. тонн), валюта контракта - доллар США. Рубли, наряду с другими активами, принимаются в обеспечение заключения биржевых сделок.
Проблема методологии расчета цены на российскую нефть в том, что при оценке Brent расчетное агентство ориентируется на реальные сделки с физической нефтью, количество же их незначительно, и в результате котировка подвержена влиянию отдельных игроков. После открытия торгов ситуация должна поменяться - привязки нет, дисконта соответственно тоже. Цена сорта Urals будет более стабильна, и гораздо менее зависима от колебаний сорта Brent. Российская нефть высокого качества - содержание серы в не 1.5%, хотя по стандарту до 1.6%. Близкие по качеству к ней - Иракская и Иранская.
В целом компании получат дополнительную прибыль, и в конечном итоге в бюджет Российской Федерации так же пойдут дополнительные доходы. Плюс ко всему купить фьючерс на бирже может любой желающий, минимальная партия для поставки - 720 тысяч баррелей.
Таким образом, для преодоления сложившейся кризисной ситуации в России необходимо разработать эффективную экономическую политику, которой государство сможет придерживаться в своих действиях. Одни из ярких примеров рычагов влияния на состояние нефтяной отросли Росси, а в следствии и на всю экономику в общем, является преобразование нефтеперерабатывающего комплекса.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-Ф3 (действующая редакция, 2016) (дата обращения 16.10.2016).
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.
4. Абдуллаев Ш. Анализ факторов, оказывающих влияние на мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе / Ш. Абдуллаев // Журнал «Рынок ценных бумаг». Режим доступа: http://www.rcb.ru/rcb/2008-18/14797/7phrase_id =755367
5. Василенок В. Л. О некоторых угрозах экономической безопасности России // В. Л. Василенок, В. Н. // Санкт-Петербург - 2015г.
6. Воропай Н. И. Энергетическая безопасность. Термины и определения / Отв. ред. Н И. Воропай. - М.: ИАЦ Энергия, 2005. - 60 с.
7. Высоцкий В.И. Нефтегазовая промышленность мира, справочно-информационный обзор // [Электронный ресурс]
8. Зыков К.С. Энергетическая безопасность как составляющая экономического развития России // Мат. междунар. науч.-практ. конф. «Экономическая и энергетическая безопасность регионов России». — Ч.1. — Пермь, 2003.
9. Мельников А.Б. Сущность и особенности обеспечения внешнеэкономической безопасности РФ в современных условиях // А.Б. Мельников, М.А. Свитенко // Журнал: «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» номер 11-2 // Наука и образование - 2015 - 53-57 с.
10. Мельников А.Б. Влияние мировых энергетических кризисов на энергетическую безопасность Евросоюза и пути ее достижения // А.Б. Мельников, Е.И. Артемова, В.В. Антонов // Журнал: «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» номер 3 // Наука и образование - 2012 - 181-188 с.
11. Мохсен М. Цены на нефть и бюрократия / М. Мохсен // Журнал «Россия в глобальной политике» - М. - 2015.
12. Савельев В. А. Методика оценки энергетической безопасности регионов на примере Ивановской области // Повышение эффективности работы энергосистем: Тр. ИГЭУ. Вып. 5. — М.: Энергоатомиздат, 2002.
13. Семенов А.Т. Эконометрика. / А.Т. Семенов, Н.В. Воронович - Новосибирск - 2006
г.
14. Сокотущенко Н. Прогноз нефтяных цен // Экономические стратегии - 2015.
15. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/energy-economics/statistical-reviewof-world-energy-2013.html
16. [Электронный ресурс] Режим доступа - OPEC - World Oil Outlook
17. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.globalfirepower.com/
18. [Электронный ресурс] Режим доступа - Официальный сайт Банка России (cbr.ru) (дата обращения 01.03.2016).
19. [Электронный ресурс] Режим доступа - Официальный сайт Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи Режим доступа - http://spimex.com (дата обращения 03.04.2016).
20. [Электронный ресурс] Режим доступа - информационно-аналитический портал «Нефть» http://www.oilru.com.
21. [Электронный ресурс] Режим доступа - официальный сайт Международного Энергетического Агентства http://www.iea.org.
22. [Электронный ресурс] Режим доступа официальный сайт Министерства энергетики РФ - http://minenergo.gov.ru.
References
1. Federal'nyj zakon «О bezopasnosti» ot 28.12.2010 N 390-FZ (dejstvujushhaja redakcija, 2016) (data obrashhenija 16.10.2016).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 «О Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii».
3. Jenergeticheskaja strategij a Rossii na period do 2030 goda.
4. Abdullaev Sh. Analiz faktorov, okazyvajushhih vlijanie na mirovye ceny na neft' v dolgosrochnoj perspektive / Sh. Abdullaev // Zhurnal «Rynok cennyh bumag». Rezhim dostupa: http://www.rcb.ru/rcb/2008-18/14797/7phrase_id =755367
5. Vasilenok V. L. O nekotoryh ugrozah jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii // V. L. Vasilenok, V. N. // Sankt-Peterburg - 2015g.
6. Voropaj N. I. Jenergeticheskaja bezopasnost'. Terminy i opredelenija / Otv. red. N.I. Voropaj. - M.: IAC Jenergija, 2005. - 60 s.
7. Vysockij V.I. Neftegazovaja promyshlennost' mira, spravochno-informacionnyj obzor // [Jelektronnyj resurs]
8. Zykov K.S. Jenergeticheskaja bezopasnost' kak sostavljajushhaja jekonomicheskogo razvitija Rossii // Mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Jekonomicheskaja i jenergeticheskaja bezopasnost' regionov Rossii». — Ch.I. — Perm', 2003.
9. Mel'nikov A.B. Sushhnost' i osobennosti obespechenija vneshnejekonomicheskoj bezopasnosti RF v sovremennyh uslovijah // A.B. Mel'nikov, M.A. Svitenko // Zhurnal: «Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki» nomer 11-2 // Nauka i obrazovanie - 2015 - 53-57 s.
10. Mel'nikov A.B. Vlijanie mirovyh jenergeticheskih krizisov na jenergeticheskuju bezopasnost' Evrosojuza i puti ee dostizhenija // A.B. Mel'nikov, E.I. Artemova, V.V. Antonov // Zhurnal: «Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki» nomer 3 // Nauka i obrazovanie - 2012 - 181-188 s.
11. Mohsen M. Ceny na neft' i bjurokratija / M. Mohsen // Zhurnal «Rossija v global'noj politike» - M. - 2015.
12. Savel'ev V.A. Metodika ocenki jenergeticheskoj bezopasnosti regionov na primere Ivanovskoj oblasti // Povyshenie jeffektivnosti raboty jenergosistem: Tr. IGJeU. Vyp. 5. — M.: Jenergoatomizdat, 2002.
13. Semenov A.T. Jekonometrika. / A.T. Semenov, N.V. Voronovich - Novosibirsk - 2006
g.
14. Sokotushhenko N. Prognoz neftjanyh cen // Jekonomicheskie strategii - 2015.
15. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa http://www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/energy-economics/statistical-reviewof-world-energy-2013.html
16. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa - OPEC - World Oil Outlook
17. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa http://www.globalfirepower.com/
18. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa - Oficial'nyj sajt Banka Rossii (cbr.ru) (data obrashhenija 01.03.2016).
19. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa - Oficial'nyj sajt Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj Tovarno-syr'evoj Birzhi Rezhim dostupa - http://spimex.com (data obrashhenija 03.04.2016).
20. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa - informacionno-analiticheskij portal «Neft'» http://www.oilru.com.
21. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa - oficial'nyj sajt Mezhdunarodnogo Jenergeticheskogo Agentstva http://www.iea.org.
22. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa oficial'nyj sajt Ministerstva jenergetiki RF -http://minenergo.gov.ru.