Вестник «Opjiey»-kst
Г.А. Дильдибекова,
старший преподаватель кафедры
дошкольного, начального обученияи воспитания личности АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»,
Р. С. Хажиева,
директор ГККП «Ясли-сад №4» г.Костаная
He?ii?i свздер: денсаулыц, психо-логиялыц денсаулыц, балалар, сабац, технологиялыц карта, пснхологиялыц жайлылъщ, зняткерлж жайлылъщ, табыс.
Ключевые слова: здоровье, психологическое здоровье, дети, занятие, технологическая карта, психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, успех.
Keywords: health, psychological health, children, lessons, technological map, psychological comfort, intellectual comfort, success.
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Макал ада бшм мазмунын жацарту факторлары-ньщ 6ipi ретшде Кдзакстан Республикасындагы мек-тепке дешнп бшм беру уйымдарында психологи-яльщ жайлыльщты куру сурактары карастырылган. Технологияльщ карта - уйымдастырылган оку урдюш баскарудьщ HerÍ3Í ретшде дэстурл1 техноло-гиядан заманауи сабакты етюзудеп психологияльщ жайлыльщты куру болып табылады.
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы создания психологического комфорта в дошкольных организациях образования в Республике Казахстан как обновление содержания образования. Технологическая карта является основой управления организованной учебной деятельности как переход от традиционной технологии проведения занятия к технологиям нового времени, как фактор создания психологического комфорта.
Annotation
The questions of creating the psychological S comfort in pre-school organizations in Republic of ¿ Kazakhstan as one of the facts of the new content S of education are discussed in this article. The á technological map is the basis for the management 2 of organized learning activity, as a transition from ^ traditional technology of conducting classes to Щ technologies of the new time as a factor in creating О of the psychological comfort.
организации. Педагог дошкольной образовательной организации должен знать и использовать в работе много здоровьесберегающих образовательных тех-
05
М
Новое качество образования может быть достигну- м
у
то лишь при создании определенных условии, направ- з; ленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Все это требует от педагогов дошкольного образования особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Зна- ^ ния по сохранению и укреплению здоровья - важная ^ составляющая профессиональной компетентности к современного педагога дошкольной образовательной
с
n=t
е с и п
нологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в определенных условиях успех конкретного ребенка [1, с. 13 8].
Понятие «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Основываясь на существующих определениях, здоровье можно понимать как динамичное равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции [2,с.5]. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В их классификации есть психолого-педагогические технологии, связанные непосредственной работой педагога-дошкольника в процессе организованной учебной деятельности, воздействием, которое он оказывает на своих воспитанников: учет индивидуальных психофизических особенностей; создание доброжелательного психологического микроклимата в детском коллективе; релаксационные паузы и т.д. [1, с.139].
Современные требования ГОСДВО Респу-_ блики Казахстан предполагают качественные Е новые позиции ребенка и педагога дошколь-5 ного образования, и это очень важно понять. 5 Определены требования к уровню подготовки
2 воспитанников: создание психологических ус-О ловий, обеспечивающих сохранение и укре-= пление здоровья детей, в том числе детей с = особыми образовательными потребностями. О Основной целью Типовой учебной программы
— дошкольного воспитания и обучения Респу-Щ блики Казахстан является: формирование у детей духовно-нравственных ценностей, знаний,
^ умений и навыков в соответствии с их воз-
3 растными и индивидуальными возможностя-О ми, воспитание общечеловеческих ценностей, С патриотизма и толерантности, основанные на ^ общенациональной идее «Мэцгшк Ел», а так
- же социально-психологическую, личностную, = волевую, физическую и интеллектуальную ^ подготовку к школе [2, с.8].
Организованная учебная деятельность (за-х нятие) проводимая на основе технологической £ карты, как переход от традиционной техноло-~ гии проведения занятия к технологиям нового
)рлеу»-к81 -
нрсмс 1 ш - один из факторов создания психологического комфорта. В учебной деятельности психологический комфорт достигается за счет интеллектуального комфорта. Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблем и задач, в их соответствии возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления. На учебном занятии интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны педагога, верой в собственные возможности и т. д. [5, с 14 ].
Технологическая карта является основой управления организованной учебной деятельностью (занятие) и имеет три этапа деятельности : мотивационно-побудительный, организационно - поисковый и рефлексивно-корригирующий. В ней так же определена деятельность педагога, направленная на активные познавательные действия дошкольника. От педагогического влияния зависит насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка» [6, с.27 ]. Содержательной основой занятия по технологической карте является процесс усвоения знаний, включающий структурные элементы: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, рефлексию. В мотивационно-побудительном этапе деятельность педагога направлена на создание проблемной ситуации с помощью различных методов и приемов (например, сюрпризного момента), а деятельность детей - радость от сюрпризного момента, принятие решения оказания помощи. В организационно-поисковом этапе деятельность педагога направлена на организацию решения детьми проблемной ситуации. Деятельность детей направлена на проведение поисковой деятельности по решению проблемной ситуации созданной в первом этапе ОУД. На последнем рефлексивно-корригирующем этапе педагог помогает детям осознать степень участия каждого ребенка в решении проблемной ситуации,
- Вестник «'
а дети испытывают чувство радости и удовлетворение от совместной деятельности по решению проблемной ситуации. Можно отметить, что все 3 этапа технологической карты направлены на создание психологического комфорта у детей в организованной учебной деятельности дошкольной образовательной организации. Все вышесказанное является реализацией требований Государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения 2016г. Республики Казахстан, в котором отмечено, что организованная учебная деятельность дошкольной образовательной организации основана на психолого-педагогической диагностике достижений ребенка, сотрудничестве, взаимопонимании, радости и увлеченности, создания психологического комфорта [4, с.З].
Состояние и ощущение психофизиологического комфорта человека в среде связано со стабильностью внутреннего состояния организма, отражается на здоровье человека. Об этом интересно писал Лев Мечников в своей статье «Душевная гигиена»: «Чувство радости или благосостояния, например, вызывает в мускулах вообще, и в особенности в грудных мускулах, усиленную эластичность, позволяющую нам дышать вольнее; чувство горя, беспомощности, вызывая всеобщее мускульное сокращение, затрудняет кровообращение и дыхание... . В этом смысле мы вправе сказать, что наше обычное душевное настроение обуславливает до известной степени самое анатомическое строение тела» [7,с. 16].
На занятии в детском саду должно происходить не воздействие, а взаимодействие, создание ситуации успеха. Это позиция сотрудничества, сотворчества. Можно сказать, что продолжительное комфортное состояние, сопровождающееся приятными субъективными ощущениями, несет за собой сохранение здоровья человека. Так, Э. Фромм замечал, что фактически счастье и несчастье являются выражением состояния целостного организма, полноты личности. Счастье связано с жизнеспособностью, глубиной чувств и мышления, продуктивностью в деятельности, остротой ума. У несчастного человека недостаточно раскрыты эти способности и недостаточна полнота деятельности, несчастье парализует наши психические функции. Счастье же, напротив, способствует полноте их осуществле-
ния [5, с. 15].
Особо следует остановиться на психологии общения в ходе занятия, стиле общения как одного из факторов создания психологического комфорта ребенка. Здесь непременно следует учитывать действия педагога дошкольной образовательной организации: соотношение побуждения воспитанников к деятельности (положительные эмоции, установки стимулирующие интерес), такт педагога, психологический климат в группе (умение поддерживать атмосферу радостного, делового общения), самоорганизация педагога: собранность, настрой, педагогическая находчивость, оптимистический подход и т.д. [1, с. 139].
Человеческие взаимоотношения-это источник здоровья, активности, уверенности человека, веры в собственные силы и возможности, развития уникальности, преодоления неврозов, проявления творчества. В таких взаимоотношениях происходит изменение человека и в его мыслях, и в поведении, и на сознательном уровне, и на более глубоком, внутреннем, что дает ему возможность справиться с жизненными трудностями более конструктивными способами, приносящими удовлетворение. Под помогающими отношениями К. Роджерс понимает «отношения, в которых, по крайней _ мере, одна из сторон стремится к поощрению Е другой к личностному росту, развитию, созре- < ванию, улучшению жизнедеятельности и со- 5 трудничества» [8, с. 44].
Радость К. Изард отождествляет с чув- О ством психологического комфорта и благопо- ~ лучия, которая переживается как приятное, —
гп щ
желанное, полезное, позитивное чувство [9, с. о 152].
щ
«Радость заставляет человека с особой -
ьг
остротой ощутить свое единство с миром. Ра- и
дость - это обостренное чувство сопричастно- Е
сти, собственной принадлежности к миру» [9, 3
с. 153]. В комфортном состоянии можно выде- о
лить следующие компоненты: устойчивое на- о
строение, положительные чувства и эмоции, м
позитивное переживание событий, стабиль- — ный повышенный физический тонус.
Для психологического комфорта детей в ^
организованной учебной деятельности очень х
важно создание ситуации успеха. Успех - -
источник внутренних сил ребенка, рождаю- §
щий энергию для преодоления трудностей и ~
желания учиться. Создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение детей дошкольного возраста, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка... Эта ситуация особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложненно внешними и внутренними причинами, поскольку позволяет стать агрессию, преодолеть изолированность и пассивность ребенка.
Выделяется несколько основных типов ситуаций успехов: неожиданная радость, общая радость, радость познания.
Интерес и удовольствие, сопровождающее его, рождают ситуацию успеха, которая есть «главный нерв гуманизации обучения, воспитания» [10, с. 6]. Психологический механизм ситуации успеха включает как обязательные следующие элементы: желаемую для ребенка цель, переживание чувства определенной степени напряжения, возможность преодоления возникающих трудностей, разрешение их, переживание радости успеха, неоднократность повторения подобной ситуации [10, с. 6].
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (утвержденная приказом Министерства образования и науки Респу-_ блики Казахстан от 12 августа 2016 г.№ 499 ) Е ориентирована на приобщение детей к обще-5 человеческим ценностям и воспитанию гуман-5 ной, активной и добропорядочной личности. 2: Это - позиция гуманистической педагогики и О психологии. Её основной тезис - стремление = человека к самовыражению, самоактуализа-= ции. На способность к самовыражению ока-С зывает влияние психологическое здоровье че-— ловека. А сегодня проблема психологического Щ здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономиче-3 ских условий жизни и другими факторами. А О главный фактор - дефицит культуры общения С и взаимопонимания людей, доброты и внима-= тельности друг к другу [3, с. 6].
Понимая это, педагогический коллектив = должен нацеливать все силы на обеспечение ^ физического, психоэмоционального и мораль-х ного комфорта детей. Одним из важнейших х направлений в работе педагогов является со-£ здание для детей комфортного психологиче-~ ского климата. Очень важно, с каким настрое-
)p:iey»-kst -
t шсм ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду.
ЛИТЕРАТУРА
1.Андрющенко, Е.В. Здоровьесберегающие технологии: создание психологического комфорта на уроке [Текст]/Е.В. Андрющенко // Народное образование. - 2014. - №9. - С. 139140.
2.Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. [Текст] О.В. Хухлаева // М., Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
3.Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 г.№ 499), -[Текст]/ Астана. - 175 с.
4.Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучени-я(с изменениями от 13.05.2016 г. Постановление Правительства Республики Казахстан от «13» мая 2016 года № 292), Астана [Текст], -2016.-38с.
5.Ниязбаева, H.H. Психологическое обоснование обеспечения комфорта младших школьников в образовательной деятельности. [Текст]/ H.H. Ниязбаева \\ Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 94-95.
6.Ситаров, В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. [Текст] / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов // М., 2000,-213с.
7.Мечников, Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; [Текст ] / Мечников Л.И. // Статьи. М., 1995. - 118с.
8.Маслоу, А. По направлению к психологии бытия. [Текст] / А. Маслоу // М., 2002. - 188с.
9.Изард К.Э. Психология эмоций. [Текст] / К.Э. Изард // СПб., 1999. - 202с.
Ю.Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. [Текст] / A.C. Белкин // М., 1991,- 189с.