Льговская Е.Б. Преподавател ь Педагогический колледж №9 «Арбат»
Москва, Россия
Создание педагогических условий для работы по изобразительному творчеству в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)
Аннотация. Целью статьи является выявление основных направлений в создании педагогических условий для работы по изобразительному творчеству в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) с учетом современных тенденций в науке и практике.
Ключевые слова: художественное развитие, изобразительная деятельность, структурализм, синкретизм, синкретическое и мифологическое мышление, методология структурализма, интегративный подход.
Современные исследователи выделяют проблему поиска оптимальных условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности
[5].
В настоящее время необходимы поиски новых оснований для того, чтобы осмыслить личность и деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), роль воспитателя и заведующей в руководстве процессами образования и воспитания детей, созданием для этого необходимых условий [2].
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения изучалась В.Я. Волобуевой, О.М. Газиной, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Л.М. Денякиной, Л.В. Поздняк, В.И. Ядэшко, В.Г. Фокиной и др.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали педагоги прошлого. Фребель, Каменский. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время [2].
В дошкольном возрасте изобразительная деятельность только начинает формироваться. Она, в основном, синкретична, поэтому содержание рисунка, лепки ребенок передает с помощью слов, жестов, мимики; предметы, явления им еще недостаточно полно изображены. В единое целое увязываются три составляющие. смысловая, формальная и действенная, что в свою очередь, служит основой для выстраивания деятельности по трем направлениям. словесность, изображение и перформанс[4]. Воспитатель направляет внимание педагогов на характер оценки результатов деятельности и выделяет основные моменты. уважение к каждому «автору» своего рисунка, лепки, аппликации, поощрение его действий и результата творчества. Оценка с позиций «правильно - неправильно» приводит к негативному отношению других детей и лишает «автора» рисунка, лепки уверенности в своих силах. Итак, главное - создание благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в детском коллективе, а творчество этому способствует.
Творческое начало рождает в ребенке фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к новому, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
В настоящее время усилилась тенденция к доминированию интегративных процессов в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в различных областях науки. Исходя из этого, работа заведующей и старшего воспитателя в ДОУ с приоритетом художественно эстетического развития представляет целый комплекс проблем, решение которых возможно только при взаимодействии всех процессов. С другой стороны, интеграция, синтез искусств даёт возможность значительно обогатить творчество детей, способствует их общению, как в повседневной, так и в специально организованной культурной среде. Интегративный подход в творчестве ведет к повышению креативности, инициативности, целеустремленности, самостоятельности каждого ребенка [2].
Единство механизмов художественно-творческого мышления, детского «синкретического» мышления и мифологического мышления позволяет использовать структуры и закономерности мифологического мышления в качестве основы для формирования педагогических условий эффективного развития творческих способностей и творческой активности детей. В связи с этим наиболее эффективной для данных целей, является методология структурализма.
В свете этого важным педагогическим условием художественно-творческого развития детей становится освоение детьми способов извлечения из своего личного опыта исторически сложившихся культурных моделей и первообразов в качестве строительного материала для собственного творчества
Вопрос о том, в каком именно качестве должна использоваться методология структурного исследования феноменов культуры и искусства в педагогике, разрешается на базе крайне важного для нас положения Р.Арнхейма о том, что изобразительная деятельность ребенка младшего возраста является экспериментальной - экспериментом в области нахождения формальных структур или моделей для отражения своего жизненного визуального опыта
[4].
Для развития творческих начал в деятельности воспитателей старший воспитатель организует семинары, проводит консультации, занятия-практикумы [3]. Специфика руководства изобразительным творчеством дошкольников заключается в том, что педагоги должны сами пройти семинары-практикумы, на которых им предстоит ознакомиться с художественными материалами, различными техниками рисунка, лепки, аппликации. Знание особенностей процесса рисования красками поможет педагогу узнать плотность мазка, способ наложения цветов при создании композиции на цветном фоне гуашевыми красками; нежность, прозрачность оттенков в рисунке акварелью; четкость линий в графическом изображении и т.д. Знание выразительных свойств художественных материалов обогатит собственное творчество каждого педагога. С другой стороны, ему легче будет направлять творческую деятельность ребенка. Так как в современной методике опосредованные методы педагогического руководства занимают ведущее место, воспитатель может принимать активное участие в процессе творчества, выполняя собственную сюжетную или декоративную композицию [2].
В каждом детском дошкольном образовательном учреждении имеется комплект репродукций картин, художников, скульптура мелкой пластики, изделия народных
ремесел. Этот «художественный фонд» должен постоянно пополняться. Чтобы он активно «работал», предлагаем старшему воспитателю организовывать выставки тематического характера в изостудии. Тематические выставки целесообразно сочетать с продуктами детского творчества, чтобы ребята могли увидеть картины художников рядом со своими цветными пейзажами или натюрмортами [2].
В методическом кабинете следует иметь книги по изобразительному искусству, чтобы воспитатели могли заниматься самообразованием. Искусствоведческая литература поможет также подготовить доклад, обогатить знания воспитателей об искусстве прошлого и настоящего. Старшие дошкольники с интересом могут рассматривать репродукции картин, иллюстрации в книгах.
Если в ДОУ работает психолог, старший воспитатель обращает его внимание на детские рисунки, анализ которых помогает вовремя раскрыть тревожность, обратить внимание на возможное неблагополучие, дискомфорт ребенка, обстановку в семье, особенности эмоционального самочувствия дошкольника.
Результаты детского изобразительного творчества являются важным фактическим материалом и помогают старшему воспитателю проследить динамику развития деятельности (рисования, лепки, аппликации) каждого ребенка, ее художественно-образный характер [2].
Составление «творческого портрета» каждого ребенка с учетом его способностей даст возможность воспитателю увидеть результаты работы в области эстетического развития личности ребенка, наметить дальнейшие перспективы.
На каждом возрастном этапе необходимо фиксировать динамику художественного развития детей с помощью творческих заданий, диагностических методик.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 г. - 392 с.
2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006. - 255 с.
3. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. М., 2002.
4. МедковаЕ.С. Материалы курса «Как разбудить в ребенке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства)»: лекции 5 - 8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 56 с.
5. Интернет: Бубнова А.А. Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области «Художественное творчество» с учётом ФГТ. URL: http://forum-mpado.ru/participants/tezis-menu.html# ednl