УДК 911.3
DOI: 10.24411/1728-323X-2019-11071
СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
А. С. Некрич, кандидат географических наук, научный сотрудник, a.s.nekrich@igras.ru, ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
С. К. Костовска, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь, silvakos@igras.ru, ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
Д. Б. Татарков, кандидат исторических наук,
директор, ditar25@mail.ru,
НОЦ «Центр морских исследований
и технологий» Института общественных наук
и международных отношений Севастопольского
государственного университета,
г. Севастополь, Россия,
В. И. Двухшорстнов, заместитель директора,
noccmit@gmail.com,
НОЦ «Центр морских исследований
и технологий» Института общественных наук
и международных отношений Севастопольского
государственного университета,
г. Севастополь, Россия
Р. Д. Панов, инженер-исследователь, аспирант, romanpanov1994@gmail.com, ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
Эколого-географическое просвещение становится актуальным направлением в современном образовательном процессе, создающим устойчивую платформу для успешного академического сотрудничества и способствующим развитию базы для подготовки высококвалифицированных исследователей. Опыт по созданию площадок для эколого-географического просвещения успешен в мировой практике и активно внедряется на территории России в виде школ, серии лекционных курсов, полевых мастер-классов. В настоящей статье авторы делятся своим опытом проведения школы эколого-географического просвещения, которая была организована в ходе экспедиции «Крым — 2018». Одна из главных черт школы — формирование у молодых исследователей целостного представления о природной и социально-экономической среде, развитие способности к адекватной оценке состояния компонентов ландшафта и инфраструктурных объектов, а также выработка системы мер, нацеленной на оздоровление экологической обстановки и улучшение социально-экономической ситуации исследуемых территорий. Слушатели школы получают не только новые знания, но и расширяют свое мировоззрение, познавательную активность и мастерство. Особую значимость в процессе эколого-географического просвещения приобретают профессиональные пробы. В частности, формирование представлений о географических профессиях в условиях максимальной приближенности к реальной среде, в которых работают географы. Школа способствует дальнейшему закреплению на практике теоретических знаний по приобретению навыков полевых ис-
Введение. Современное эколого-географическое образование находится в постоянном поиске новых ориентиров, связанных с вовлечением молодых ученых в исследовательский процесс. В новых мировых и российских инициативах реализуются необходимые и достаточные условия для создания постоянно действующих школ, способствующих расширению возможностей эколого-географического образования и повышения его качества [2]. Такие школы объединяют специалистов из научных организаций и молодых исследователей через выполнение научно-образовательных полевых экспедиций. Одновременно происходит поддержание и сохранение научных традиций, развитие интеллектуального потенциала, аккумуляция знаний, создание современного исследовательского пространства [2, 3]. Процесс запуска таких школ осуществлен рядом зарубежных и российских организаций [4—6]. Действуют программы европейского сотрудничества в области научно-технических исследований (COST) и программы европейского научного фонда (ESF). Продлены программы «Горизонт» (Horizon), программы непрерывного обучения «Молодежь в действии», а также программы по формированию партнерств в области передачи знаний (Великобритания). Поддерживается программа изучения Канады (ФГБУН Институт США и Канады РАН, Министерство иностранных дел в Канаде), программа «Ландшафты будущего» (Институт окружающей среды, Австралия), программа подготовки специалистов по окружающей среде (Центр по образованию в
следований. В частности, происходит ознакомление участников эколого-географического просвещения с актуальными методами исследований, используемых в географической науке для анализа природной и антропогенной среды. Полевые исследования в рамках эколого-географического просвещения, как правило, имеют ярко выраженную региональную составляющую. В комплексе такой подход позволяет детализировать знания о территории исследования с акцентом на краеведческое направление.
Ecological and geographical education becomes a relevant trend in the modern educational process creating the steady platform for successful academic cooperation. This education contributes to the development of sustainable base for highly qualified young researchers. One of the main tasks of the eralogical and geographical education is to strengthen skills offield research. In particular, young scientists carry out ecologically-focused research, obtain new data, and study environmental methods. Field research has a strong regional component. It also allows tasting professional skills at a local scale during the course of eralogical and geographical education. In particular, young researchers are given the information about geographical professions in the real conditions where geographers work. At the same time, young scientists study methods which are widely used in geographical science for environmental, social, and economic analyses. In fact, eralogical and geographical education allows young researchers to create a complete conception of the environment, to develop the systems of measures aimed at ecological situation improvement on the explored territories.
Ключевые слова: академическое сотрудничество, география, полевые экспедиции, эколого-геогра-фическое просвещение.
Keywords: eralogical and geographical education, field research, geography, scientific cooperation and association.
сфере окружающей среды, Индия). Реализуются национальные стратегии развития научных исследований. Расширяются стратегии по интернационализации науки и научных исследований. Подписаны пакты в области высшего образования до 2020 года и совместные инициативы по научным исследованиям и инновациям, соглашения об академическом сотрудничестве [5]. Организовываются молодежные экспедиции по выявлению природных и антропогенных факторов, воздействующих на состояние экосистем (Институт изучения экосистем, США). В России развиваются проекты, в которых экологическое просвещение выполняет одну из центральных миссий: Арктический плавучий университет (Северный (Арктический) федеральный университет им. Ломоносова), Балтийский плавучий университет (Российский государственный гидрометеорологический университет), Каспийский плавучий университет (Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства), Флотилия плавучих университетов (Саратовский государственный технический университет им. Гагарина), Байкальский плавучий университет (МГУ им. Ломоносова), Плавучий университет Волжского бассейна (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), Экспедиция «Крым - 2018» (НОЦ «Центр морских исследований и технологий» Севастопольского государственного университета). Действуют летние палаточные кемпинги--школы, тематические мастерские и эко-форумы: «Территория смыслов» (на берегу р. Клязьмы, Владимирская область), «Селигер» (Валдай), Летние экологические школы «Исследователь», «Русский репортер» (при поддержке Объединенного института ядерных исследований в Дубне).
Деятельность в рамках вышеуказанных инициатив открывает широкое пространство для эколого-географического просвещения, обмена практическими навыками между молодыми учеными и состоявшимися специалистами по следующим направлениям:
1. Ознакомление с особенностями ландшафтной среды и социально-экономического развития территорий.
2. Повышение осведомленности о современной геоэкологической обстановке, уязвимости уникальных природных ландшафтов в ходе их хозяйственного освоения, путях снижения антропогенной нагрузки и повышении рентабельности природоохранных технологий для обеспечения экологическо-сба-лансированного природопользования.
3. Проведение исторического экскурса преобразований территории в ракурсе регионально-политических, экономических и социальных изменений.
4. Обучение практике проведения полевых исследований через повышение научно-профессиональной квалификации молодых ученых и получения дополнительных знаний непосредственно на территории выполнения изыскательных работ.
5. Приобретение молодыми исследователями новых навыков изучения среды с одновременным повышением внутри- и междисциплинарной мобильности в ходе проведения краткосрочных полевых работ.
6. Проведение научно-исследовательских работ и обмен знаниями в процессе непрерывного профессионального взаи-
модействия в полевых условиях с состоявшимися учеными.
7. Развитие исследовательского потенциала через образовательные полевые школы, мастер-классы, фестивали и лекции.
Объекты и методы. В связи с развитием в мировой и отечественной географической образовательной среде тренда на «изучение через исследование» особую актуальность приобретают мобильные школы по эколого-географическому просвещению в рамках экспедиций.
Опыт организации таких школ успешно реализуется в России [5]. Положительным примером является школа по эколого-географическому
просвещению, проводимая в рамках экспедиции «Крым — 2018», которая была организована НОЦ «Центр морских исследований и технологий» (НОЦ «ЦМИТ») Института общественных наук и международных отношений Севастопольского г о-сударственного университета (СевГУ) и стартовала под эгидой путешественника Ф. Ф. Конюхова [4]. Целью экспедиции стало историко-географи-ческое исследование Крымского побережья и прилегающей к нему акватории, а также проведение системы мероприятий, нацеленных на эколого-географическое просвещение (см. рисунок).
В ходе работы школы нами была организована тематическая мастерская для молодых слушате-
Задачи:
Рис. Направления работы Школы эколого-географического просвещения в процессе реализации экспедиции «Крым — 2018»
лей в формате результативного диалога на уровне «эксперт-студент». Учебный процесс осуществлялся в специально организованном и технически оснащенном штабе имени Ф. Ф. Конюхова и соответствовал задачам по реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [8].
Методы предоставления и закрепления информации выбирались с учетом профильной подготовки участников школы — воспитанников элитного Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Кадетской школы-интерната Крымский кадетский корпус» (г. Алушта). Молодые слушатели получили новые знания об историко-географичес-ких и военно-исторических объектах Крымского полуострова: «Киммерия» (Керченский полуостров), «Таврика» (южный берег полуострова), «Херсонесида» (юго-запад полуострова), «Скифия» (степные северо-западные районы полуострова) и «Феодоро» (горные районы полуострова). Рассмотрели нарушения природной среды и выявили недостатки при экологическом зонировании курортных городов. Ознакомились с методами, применяемыми в современной географии.
В процессе просвещения был сделан акцент на современную социально-экономическую географию (далее — СЭГ), которая в своих исследованиях использует как общенаучные и общегеографические, так и присущие исключительно ей методы и подходы [7]. При этом наблюдается некоторое различие в используемых методах между социальной географией и экономической географией — основными частями СЭГ. Хотя социальная география в основном использует традиционные методы социально-экономической географии: описательный, сравнительный, аналитический, картографический, статистический, анкетирование и т.д., в новейших подходах к исследованиям начинают преобладать качественные, а не количественные методы. Для экономической географии характерно преобладание количественных методов.
Из многочисленных методов СЭГ авторы заострили внимание на полевом методе. Значимость данного метода в СЭГ падает ввиду развития методов дистанционного анализа и разработки ГИС. Тем не менее для многих отраслей СЭГ использование данного метода все еще остается актуальным, особенно для исследований на микроуровне. Например, оно все еще актуально для исследований в географии транспорта.
В ходе обучения слушателям были продемонстрированы способности мобилизации исследовательских отрядов в ходе экспедиции
«Крым — 2018», важность оперативного развертывания базовых лагерей и временных постов для полевых географо- и экол ого-ориентированных работ по маршруту следования экспедиции.
Полученные в ходе проведения школы эко-лого-географического просвещения знания позволили будущим курсантам оценить уязвимость природной среды перед антропогенным воздействием, отметить высокий потенциал развития современных научных исследований для рационального использования природных ресурсов.
Особое внимание в процессе обучения было уделено внедрению практических методов исследования, которые реализуются в ходе полевых экспедиций:
1) фиксация физико-географических различий и нарушений компонентов ландшафта в полевых дневниках и на электронные носители информации;
2) сбор, систематизация, сравнение, обобщение и классификация информации о воздействии экономического, транспортного и социального факторов, провоцирующих трансформацию природной среды;
3) анализ аспектов греко-скифской культуры ведения хозяйства;
4) осмотр объектов, имеющих военно-историческую, природную, социальную и культурную ценность.
Результаты и обсуждение. Воспитанники-кадеты были ознакомлены со структурой географии как научной дисциплины, освоили методы получения географической информации, применяемые в полевых условиях и для анализа инфраструктурных объектов, имеющих стратегический потенциал.
Важную роль для будущих курсантов имела информация о методах анализа транспортной инфраструктуры Крымского полуострова — как важного стратегического объекта.
В качестве образца была представлена частная исследовательская задача, выполняемая автором настоящей статьи Р. Д. Пановым в ходе экспедиции «Крым — 2018», — оценка качества дорожного покрытия по м аршруту следования экспедиции. Оценка состояния дорожного покрытия реа-лизовывалась следующим образом: в процессе передвижения на каждом отрезке длинной в 1 км проводился подсчет числа дефектов (неровностей) дорожного покрытия, а также осуществлялась общая оценка ровности, шероховатости, сцепных качеств полотна. Оценка проводилась визуально. Данный пример показал участникам эколого-географического просвещения, как совмещение экспертно-оценочного и полевого методов при
проведении эконом-географического исследования позволяет получить, пусть и в приблизительном варианте, общую картину состояния дорожного покрытия на дорогах южного Крыма.
Слушатели установили причинно-следственные связи, формирующие современную экологическую и экономическую обстановку на Крымском полуострове. Оценили современные особенности компонентов ландшафтов, характер и направленность нарушений природной среды. Проанализировали социально-экономическую ситуацию прибрежных районов Крыма, рассмотрели рациональность применения альтернативных источников энергии, особенности системы расселения и транспортных путей, осуществили экскурс в историко-патриотическое развитие. Участники школы ознакомлены с проблемами, сопровождающими развитие населенных пунктов по траектории следования экспедиции «Крым — 2018», а также рассмотрели возможные пути и направления для их решения.
Особое внимание было отведено задаче ведения полевых дневников экспедиции, что позволяет оперативно и точно отображать современную ситуацию, фиксировать ключевые объекты наблюдений с учетом их местоположения в ландшафтном пространстве, оценивать эколого-гео-графическую и культурно-историческую составляющую исследуемых территорий. Полевые записи рассматриваются как важный источник при написании комплексных научных отчетов о выполняемых работах, а литературные, исторические, картографические и статистические данные — это необходимый дополнительный материал. Полевые дневники и полученные результаты позволяют в оптимальном формате представить собранную информацию для д альнейшего анализа и написания научных публикаций. Важным стало формирование у слушателей эколого-ори-ентированного подхода при работе с данными, получаемыми в полевых условиях [1].
Эффекты от работы школы. Эколого-геогра-фическое просвещение не ограничивалось только школой, лекциями и мастер-классами. Одновременно осуществлялись эколого-ориентирован-ные мероприятия, водноспортивные праздники «Морская душа», фестивали профессионального ориентирования « Морское наследие». Все мероприятия способствовали повышению популяризации знаний об экологической ситуации на Крымском полуострове и формированию рационального отношения к его уязвимой природе.
Заключение. Эколого-географическое просвещение способствует достижению нескольких взаимосвязанных целей:
1. Повышение востребованности знаний в сфере географии и экологии и их активного применения при решении практических задач.
2. Формирование практической самостоятельности и эколого-географического мышления у молодых исследователей, чей профессиональный интерес даже не связан напрямую с полевыми экспедиционными исследованиями.
3. Заинтересованность молодого поколения в исследовании уникальной природы и познания особенностей функционирования ландшафтов, находящихся под антропогенным давлением.
4. Укрепление навыков по сбору, классификации и анализу данных в полевых условиях, а также корректному отображению получаемой информации в записях полевых дневников.
5. Подготовка высококвалифицированных кадров, способных вырабатывать целостное представление об объектах исследования.
Эколого-географические школы обеспечивают подрастающее поколение необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируется не только экологическое мышление, но повышается экологическая культура, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Формируется поколение, убежденное в значимости региональной составляющей при проведении исследований, в том числе и регионального менталитета, культуры, исторических процессов. Региональные процессы (природные, социальные, экономические, исторические) рассматриваются комплексно, как неотъемлемая часть геопространства. Полученные знания о методах проведения географических работ заложили базу для активного участия молодых исследователей в экологической деятельности с учетом культуры природопользования. Решающую роль в работе школы приобрела теоретическая подготовка, которая строится таким образом, чтобы у слушателей сложилось комплексное и всестороннее представление о территории исследования и его специфике.
Эколого-географическое просвещение способствует повышению мотивации подрастающего поколения к процессу обучения, формированию профессиональных компетенций, развитию личностных качеств бережного отношения к природе, выработке современной экологически-ориентированной системы ценностей, ответственного подхода к освоению природной среды. Просвещение должно быть непрерывным и представлять собой взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития экологически грамотной личности. Обязательным компонентом должна стать практико-ориентированная деятель-
ность, которая позволяет выявить экологические, социальные и экономические проблемы, изучить их характер различными методами географических исследований, а также разработать методы по их смягчению или ликвидации. Эколого-географическая школа представляет широкие возможности для реализации таких задач и выполнения в будущем социально- и эколого-значимых проектов. Курс на создание подобного рода школ связан с актуализацией задач, стоящих перед устойчивым развитием всех территорий России. В перспективе действие такого рода школ позволит формировать прочные научно-практические связи с центрами, университетами и научными организациями через обмен опытом специалистов, которые осуществляют эколого-географическое просвещение молодых исследователей.
Совместные инициативы в аспекте эколого -географического просвещения становятся особенно действенны через проведение полевых экспедиций, в которых молодое поколение может
отрабатывать навыки и умения применения междисциплинарных теоретических знаний на практике.
Статья подготовлена по материалам исследований по темам ГЗ№ 0148-2019-0007«Оценка физико-географических, гидрологических и биотических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования» и № 0148-2019-0008 «Проблемы и перспективы территориального развития России в условиях его неравномерности и глобальной нестабильности». Эколого-географическое просвещение и анализ нарушений природной среды проводила А. С. Некрич (в г. Алушта, Республика Крым) в рамках темы ГЗ № 0148-2019-0007, обучение навыкам полевых исследований на территории Крыма по пути следования экспедиции проводила С. К. Костовска — по ГЗ № 0148-2019-0007, анализ состояния дорожной сети на Крымском полуострове осуществлял Р. Д. Панов по ГЗ № 0148-2019-0008.
Библиографический список
1. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 162 с. ISBN 978-5-4365-2474-0
2. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Костовска С. К., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Экологическое и геоэкологическое образование в России: состояние и перспективы // Проблемы региональной экологии. — 2017. — № 3. — С. 26—30.
3. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Основные экологические понятия как основа экологического образования // Проблемы региональной экологии. — 2016. — № 4. — С. 57—61.
4. Межвузовский культурно-просветительский проект учебно-практическая экспедиция «Крымская кругосветка — 2018» (17 мая — 1 июня 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sevsu.ru/images/novosti/_2018/07_july/ 26_07/itog.pdf (дата обращения: 20.11.18)
5. Некрич А. С., Костовска С. К. Специфика международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды: стимулы и ограничения // «Человек и природа». Мат-лы XXVII Меж-ной междис-ной конф. «Проблемы социо-естественных исследований» и Меж-ной междис-ной молод. шк. «Стратегии экологической безопасности», 2017. С. 99—104.
6. Некрич А. С., Костовска С. К., Татарков Д. Б., Двухшорстнов В. И. Формирование экспедиционно-образователь-ного кластера через проведение полевых и морских исследований: экспедиция Крым — 2018 // Человек и природа. Материалы XXVIII Международной междисциплинарной конференции Проблемы глобализирующегося мира / под ред. Ковалевой Н. О., Костовска С. К., Некрич А. С., Салимгареевой О. А. МАКС Пресс, Москва, 2018. — С. 85—87.
7. Тархов С. А. Социально-экономическая география: ее сущность, предмет изучения и методы // Региональные исследования. — 2013. — № 3 (41). — С. 9—13.
8. Федеральные государственные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.ru (дата обращения: 20.11.2018)
THE CREATION OF THE BASE FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT OPTIMIZATION IN RUSSIA THROUGH EœLOGICAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION
A. S. Nekrich, Ph. D. (Geography), Research Scientist, a.s.nekrich@igras.ru, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,
R. D. Panov, Research Engineer, Postgraduate, romanpanov1994@gmail.com, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,
S. K. Kostovska, Ph. D. (Geography), Scientific Secretary, Senior Research Scientist, silvakos@igras.ru, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,
D. B. Tatarkov, Ph. D. (History), Director, ditar25@mail.ru, Center of Marine Research and Technologies at the Sevastopol State University, Sevastopol, Russia,
V. I. Dvukhshorstnоv, Deputy Director, noccmit@gmail.com, Center of Marine Research and Technologies at the Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
References
1. Kochurov B. I., Lobkovskiy V. Ä., Smirnov A. Ya. Effektivnost i kultura prirodopolzovanija [Efficiency and culture of environmental management]. Moscow: RUSAYNS, 2018. 162 p. ISBN 978-5-4365-2474-0 [in Russian]
2. Kochurov B. I., Lobkovskiy V. A., Kostovska S. K., Lobkovskaya L. G., Khaziakhmetova Yu. A. Ekologicheskoe i geoeko-logicheskoe obrazovanie v Rossii: sostojanie i perspektivi [Ecological and geoecological education in Russia: state and prospects]. Problemi regionalnoj ekologii. 2017. No. 3. P. 26—30. [in Russian]
3. Kochurov B. I., Lobkovskiy V. A., Lobkovskaya L. G., Khaziakhmetova Yu. A. Osnovnie ekologicheskieponjatija kak osnova ekologicheskogo obrazovanija [Basic ecological concepts as basis for ecological education]. Problemi regionalnoj ekologii. 2016. No. 4. P. 57—61. [in Russian]
4. Mezhvuzovskij kulturno-prosvetitelskij proekt uchebno-prakticheskaya ekspeditsija "Krimskaya krugosvetka — 2018" (17 maja — 1 iunija 2018 g.) [web resource] available at: www.sevsu.ru/images/novosti/_2018/07_july/26_07/itog.pdf, date of access: 20.11.18
5. Nekrich A. S., Kostovska S. K. Spetsifika mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere ohrani okruzhaushchey sredi: stimuli i ogranichenija [Specifics of the international cooperation in the sphere of environmental protection: development and restrictions]. Sb. Nauch. statej XXVII Mezhdunarodnoj mezhdistsiplinarnoj konferentsii "Problemi sotsioestestvennih issledovanij" i Mezhdunarodnoj mezhdistsiplinarnoj molodezhnoj shkoli "Strategii ekologicheskoj bezopasnosti" [Proceedings of the XXVII International interdisciplinary conference "Issues of socio-natural research " and the International interdisciplinary youth school "Strategies for environmental security"]. Moscow, MAKS-Press. 2017. P. 99—104. [in Russian]
6. Nekrich A. S., Kostovska S. K., Tatarkov D. B, Dvukhshorstnоv V. I. Formirovanie ekspeditsionno-obrazovatelnogo klastera cherez provedenie polevih i morskih issledovanij: ekspeditsiya "Krim — 2018" [Establishing of the educational-expedition cluster through field and marine research: expedition "The Crimea — 2018" Sb. Nauch. statej XXVIII Mezhdunarodnoj mezhdistsiplinarnoj konferentsii "Celovek i priroda: problemi globaliziruyushchegosja mira" [Proceedings of the XXVIII International interdisciplinary conference "Human and nature: problems of globalized world"]. Moscow, MAKS-Press. 2018. P. 85—87. [in Russian]
7. Tarkhov S. A. Sotsialno-ekonomicheskaja geografija: eyo sushchnost, predmet izuchenija i metodi [Human geography: its nature, subject, and methodology]. Regionalnie issledovanija, 2013. No. 3 (41). P. 9—13. [in Russian]
8. Federal state standard [web resource] available at: URL: http://fgos.ru, date of access: 20.11.2018.