Научная статья на тему 'Создание новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики Узбекистан'

Создание новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯНГИ ИШ ўРИНЛАРИНИ ЯРАТИШ / АҳОЛИНИНГ БАНДЛИГИ / МЕҳНАТ ТАЛАБ қИЛАДИГАН ИқТИСОДИЁТ ТАРМОқЛАРИ / ИқТИСОДИЁТ ўСИШИ / САНОАТДА ИШЛАШ / СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / CREATION OF NEW JOBS / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION EMPLOYMENT / ТРУДОЕМКИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / LABOR-INTENSIVE SECTORS OF ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / PRODUCTIVITY IN INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гайбуллаев Феруз Хамидович, Архипова Ольга Ремировна

Мақола Ўзбекистонда меҳнат талаб қиладиган иқтисодиёт тармоқларда янги иш ўринларини яратишнинг устувор йўналишларга бағишланган. Иқтисодиёт тармоқларида янги иш ўринларини яратиш тенденциялари ва уларнинг ўсишига бўлган тўсиқларни бартараф этиш ҳамда иқтисодиёт тармоқларида янги иш ўринларни яратиш бўйича захиралар ва ўсишга хизмат қилувчи манбалар кўриб чиқилган.Статья посвящена приоритетным направлениям в создании в Узбекистане новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики. Рассмотрены тенденции создания новых рабочих мест в отраслях экономики и проблемы, препятствующие их росту, а также выявлены резервы и источники роста создания новых рабочих мест в отраслях экономики.The article is devoted to the top priority directions of new jobs in labor-intensive sectors of economy of Uzbekistan creation. The trends of creation of new jobs in the economy sectors and the problems preventing their amount growth have been studied, and the reserves and new sources of growth of new jobs creation in economy sectors have been ascertained.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики Узбекистан»

ГАЙБУЛЛАЕВ Феруз Хамидович,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований;

АРХИПОВА Ольга Ремировна,

старший научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований

СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В ТРУДОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

УДК 331.5.024.54

ГАЙБУЛЛАЕВ Ф.Ц., АРХИПОВА О.Р. УЗБЕКИСТОНДА МЕХНАТ ТАЛАБ КИЛАДИГАН ИКТИСОДИЁТ ТАРМОКЛАРДА ЯНГИ ИШ УРИНЛАРНИ ЯРАТИШ

Мак,ола Узбекистонда мех,нат талаб к,иладиган ик,тисодиёт тармок,ларда янги иш уринларини яратишнинг устувор йуналишларга баFишланган. Ик,тисодиёт тармок,ларида янги иш уринларини яратиш тенденциялари ва уларнинг усишига булган тусик,ларни бар-тараф этиш х,амда ик,тисодиёт тармок,ларида янги иш уринларни яратиш буйича захиралар ва усишга хизмат к,илувчи манбалар куриб чик,илган.

Таянч иборалар: янги иш уринларини яратиш, ах,олининг бандлиги, мех,нат талаб к,иладиган ик,тисодиёт тармок,лари, ик,тисодиёт усиши, саноатда ишлаш.

ГАЙБУЛЛАЕВ Ф.Х., АРХИПОВА О.Р. СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В ТРУДОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья посвящена приоритетным направлениям в создании в Узбекистане новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики. Рассмотрены тенденции создания новых рабочих мест в отраслях экономики и проблемы, препятствующие их росту, а также выявлены резервы и источники роста создания новых рабочих мест в отраслях экономики.

Ключевые слова: создание рабочих мест, занятость населения, трудоемкие отрасли экономики, экономический рост, производительность в промышленности.

GAYBULLAEV F.H., ARHIPOVA O.R. CREATION OF NEW JOBS IN LABOR-INTENSIVE SECTORS OF ECONOMY OF UZBEKISTAN

The article is devoted to the top priority directions of new jobs in labor-intensive sectors of economy of Uzbekistan creation. The trends of creation of new jobs in the economy sectors and the problems preventing their amount growth have been studied, and the reserves and new sources of growth of new jobs creation in economy sectors have been ascertained.

Key words: creation of new jobs, population employment, labor-intensive sectors of economy, economic growth, productivity in industry.

Создание рабочих мест, активное осуществление целенаправленных мер для реализации трудовых прав граждан считается одной из приоритетных задач политики нашего государства. Ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в нашей стране, программы по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения служат важной основой в решении вопросов трудоустройства.

Занятость - своеобразный индикатор, по которому можно судить о национальном благополучии, эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Поэтому в Узбекистане этот вопрос рассматривается в числе приоритетов государственной политики.

Целью настоящего исследования является оценка ситуации в сфере занятости, выявление резервов создания новых рабочих мест и разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизмов создания рабочих мест в трудоемких секторах промышленности.

В настоящее время руководством страны уделяется пристальное внимание вопросам развития социальной сферы, с целью последовательного повышения занятости и реальных доходов населения. Данный вопрос является одной из основных составляющих разработанной руководством страны Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах1.

Начало новому этапу в сфере занятости -одной из важнейших задач, стоящих перед государством, положило Постановление

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 г. № ПП-2960 «О мерах по повышению персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за результативность и эффективность проводимой работы по обеспечению занятости населения». Постановление принято в целях надлежащего выполнения поручений, исходящих из доклада Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год.

Данное постановление направлено на усиление персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за проведение целенаправленной и системной работы по созданию новых рабочих мест, оказанию практического содействия предприятиям отраслей экономики и субъектам предпринимательства в развитии и расширении их деятельности, решение на этой основе вопросов трудоустройства неза-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 11

нятого населения, особенно выпускников профессиональных колледжей.

В соответствии с этим постановлением, с 1 июля 2017 года введена принципиально новая система материального стимулирования руководителей на местах. Согласно этого порядка - председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хо-кимам областей, городов и районов за выполнение или невыполнение прогнозных параметров роста занятости населения, соответственно, выплачивается премия или взыскивается штраф вразмере15 процентов от должностного оклада. А к первым заместителям председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, городов и районов, а также руководителям территориальных органов экономического комплекса применяются аналогичные меры поощрения и взыскания в размере 20 процентов от должностного оклада.

Важным моментом Постановления является то, что критерием роста занятости населения определено трудоустройство на постоянных, устойчивых рабочих местах, охваченных системой государственного социального страхования, трудового и пенсионного законодательства. Именно такая занятость предоставляет гражданам все возможности для полноценного использования действующего законодательства по защите трудовых прав, учета трудового стажа для расчета пенсионных выплат, получения налоговых льгот при оплате кредитов на приобретение жилья и обучение в высших учебных заведениях, а также других законодательных норм, необходимых в повседневной жизни населения.

Механизм, предусмотренный данным постановлением, является важным вкладом в обеспечение занятости населения. Эффективное и своевременное выполнение ежегодно принимаемой в нашей стране программы занятости, через внедрение новых методов стимулирования ответствен-

ности руководителей органов исполнительной власти на местах - должно способствовать повышению доходов населения, улучшению качества жизни наших граждан, а также расширению базы налоговых поступлений и пенсионных отчислений.

В Узбекистане ежегодно реализуется специальная программа создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, разрабатываемая правительством и утверждаемая парламентом, в стране ведется целенаправленная и системная работа в этом направлении. Так, по данным Министерства труда1 в республике за 2016 год всего создано:

1. В соответствии с целевыми программами - 393,6 тыс. рабочих мест, из них в промышленности - 130,7 тыс., сфере услуг - 69,5 тыс., сельском хозяйстве - 55,5 тыс. Восстановление деятельности бездействующих предприятий обеспечило создание 44,3 тыс. рабочих мест. При этом задействованы механизмы реализации целевых «дорожных» карт по улучшению финансово- экономического состояния низкорентабельных и убыточных, а также ликвидации бесперспективных предприятий с последующей их реализацией новым собственникам при условии создания производственных мощностей и 8 рабочих мест.

2. За счёт кредитов коммерческих банков, выделенных на создание малых предприятий и микрофирм, обеспечена занятость 196,7 тыс. человек.

3. Сфера индивидуального предпринимательства в январе-декабре 2016 года обеспечила занятость 141,3 тыс. человек.

4. Развитие различных форм надомного труда, в том числе в кооперации с предприятиями по трудовым договорам, ремесленничества и семейного предпринимательства способствовало трудоустройству 146,5 тыс. незанятых граждан, преимущественно женщин, инвалидов и других социаль-

1 http://opendata.natlib.uz/files/vazirliklar/mehnat_ уа7^ид^Бргаука_ро_Нодат_2016_дос1а.рс^

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 11

Рис.1. Динамика численности постоянного населения Республики Узбекистан (на начало года)1

но уязвимых категорий населения, а также возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов.

5. В фермерских и дехканских хозяйствах производство продовольственных и непродовольственных товаров позволило охватить занятостью более 119,1 тыс. человек.

Наибольшее количество новых рабочих мест появилось в самых густонаселенных регионах Узбекистана -Самаркандской, Ферганской, Ташкентской, Кашкадарьинской, Андижанской и Бухарской областях и в г. Ташкенте.

Тенденции создания новых рабочих мест в отраслях экономики2.

По состоянию на 1 января 2017 года численность населения Узбекистана составила

1 Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан

2 Все расчеты произведены по данным Госкомстата Республики Узбекистан, представленным в статистических бюллетенях: «Труд и занятость в Узбекистане» (ежегодное издание), «Статистический ежегодник Республики Узбекистан» (раздел «Трудовые ресурсы и занятость населения) за 1997-2007 гг. и 2005-2015 гг., ежегодного доклада «Социально-экономическое положение Республики Узбекистан» (раздел «Трудовые ресурсы и занятость населения), а также по данным «Основных показателей социально-экономического развития Республики Узбекистан» (начиная с 1991 года), представленным на сайте Госкомстата stat.uz.

32,1 млн. человек, увеличившись в течение 1991-2016 гг. более чем в 1,5 раза. Причем, если в 2000-2009 годах численность росла в среднем на 338,6 тыс. чел. в год, то за 20102016 годы среднегодовой прирост составил 505,6 тыс. чел. (рис.1).

В течение этого периода отмечался рост доли экономически активного населения (с 39,7% до 43,7%) в общей численности населения. При этом численность занятого населения по отношению к численности экономически активного населения снизилась с 99,8% до 94,8% при росте доли занятых в численности населения республики с 39,6% до 41,4%. Это свидетельствует о повышении предложения рабочей силы и увеличении потребности в новых рабочих местах (табл. 1).

Переход Узбекистана на рыночные отношения привел к изменению спроса на рабочую силу вследствие диверсификации структуры экономики, появления и развития частного бизнеса, фермерского движения, ускоренного развития сферы услуг и сервиса. В результате, в течение 1991-2016 годов в структуре занятости снизилась доля занятых в промышленности (с 15,1 до 12,9%) и сельском хозяйстве (с 39,3 до 27,7%), образовании, культуре, искусстве, науке и науч-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 11

Таблица 1. Трудовые ресурсы за 1991-2016 гг., %1

Показатели 1991 2000 2005 2010 2015 2016

Доля возрастной группы экономически активного населения в общей численности населения 39,7 36,2 38,9 42,2 43,6 43,7

Доля занятых в экономике:

- в численности населения республики 39,6 36,1 38,8 39,9 41,4 41,4

- в численности возрастной группы экономически активного населения 99,8 99,6 99,7 94,6 94,8 94,8

Структурные сдвиги занятости по отраслям экономики за 1990-2016 гг., в %2

ном обслуживании (с 13,9 до 12,5%) и возросла доля занятых в строительстве (с 8,9 до 9,6%), секторе услуг населению (с 2,4 до 3,8%), торговле и общественном питании (с 5,8 до 11,4%), транспорте и связи (с 5,1 до 5,5%), финансах, кредитовании и страховании (с 0,3 до 0,5%). При этом наиболее значительно выросла доля численности занятых в торговле и общественном питании (почти в 2,0 раза) и других отраслях (в 2,7 раза), а снизилась в сельском хозяйстве (на 11,6 п.п.) (рис. 2).

1 Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан

2 Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан

Анализ динамики функционирования рынка труда Республики Узбекистан за 2010-2016 годы выявил следующие тенденции:

• численность постоянного населения Узбекистана выросла на 2 997,7 тыс. чел. или на 10,3%. При этом численность населения в экономически активном возрасте увеличилась на 1735,8 или на 14,4%, что свидетельствует о росте доли молодежи. Это увеличивает совокупное предложение рабочей силы из-за возрастающей численности населения в трудоспособном возрасте, численность которого увеличилась на 14,6%. Как показывает мировой опыт, аналогичные сдвиги в возрастной струк-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 11

туре населения открывали «демографическое окно» экономических возможностей (вставка 1);

• выросла доля трудоспособного населения в общей численности населения с 56,5% до 60,5%, что характеризует процесс роста предложения рабочей силы и усиливает потребность в новых рабочих местах;

• доля экономически активного населения в общей численности трудоспособного увеличилась с 68,8% до 72,2%;

• в результате структурных преобразований и диверсификации экономики в общей численности занятых заметно выросла доля занятых в малом бизнесе (МБ) - с 65,5% до 78,1%.

Всего за 2010-2015 годы в экономике Узбекистана было вновь создано 2834,2 тыс. рабочих мест, из них в промышленности 829,8 тыс. рабочих мест или 29,3% от общего их количества. Абсолютное большинство рабочих мест было создано в легкой промышленности (35,6%), промышленности строительных материалов (14,8%), машиностроении (14,5%) и пищевой промышленности (14,2%).

Проблемы развития рынка труда. При наличии определенных позитивных изменений в количественных и качественных параметрах рынка труда и занятости, имеются

1 Аналитический доклад 2013/05 «Занятость в Узбекистане: вызовы и перспективы», ЦЭИ.

проблемы, обусловленные как нестабильностью мировой экономики в условиях глобализации внешнего рынка, так и внутренними причинами:

• нехватка создаваемых новых рабочих мест при росте предложения рабочей силы. Это явилось результатом роста доли молодежи на фоне низкой доли пожилого населения, что усиливает потребности в новых рабочих местах при снижении доли занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения с 68,6% (2010 год) до 68,4% (2016 год);

• капиталоемкий характер экономического роста, связанный с масштабным развитием топливно-сырьевых отраслей с наименьшим потенциалом создания рабочих мест;

• недостаточное количество вновь создаваемых рабочих мест. В развитых странах создается 10-15% новых рабочих мест в год (в % к общей численности занятых). В Узбекистане в 2015 году этот показатель составил 1,6%;

• неустойчивость созданных новых рабочих мест. Реально, с учетом ликвидации рабочих мест, доля вновь созданных рабочих мест в численности занятых составила в 2015 году 0,6%;

• высокая трудовая и маятниковая миграция при невысоком уровне миграции постоянного населения расширяет объёмы неформальной занятости по найму, теневой экономики и упущенных налоговых поступлений в бюджет;

• слабая взаимосвязь между образовательными учреждениями высшего и среднего специального образования и рынком труда - создает дисбаланс между структурой подготовки кадров и спросом на выпускников. В результате значительная часть молодежи трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования или становится потенциальным кандидатом на переобучение

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 11

Вставка 11

Сущность этого феномена заключается в том, что при наличии меньшего числа иждивенцев относительно населения трудоспособного возраста страна получает возможность производить дополнительные инвестиции, способствующие ускорению экономического роста и снижению уровня бедности. Страны Юго-Восточной Азии («азиатские тигры»), Китай, Индия, а также Бразилия и др. успешно воспользовались «демографическим окном» возможностей, перейдя в разряд быстро растущих стран мира в течение жизни одного поколения._

и получение второй специальности, а также втягивается в неформальную занятость.

В сегодняшних условиях демографического развития Узбекистана1 одним из показателей качественных сдвигов в структуре экономики должен стать рост доли трудоемких отраслей, развитие которых характеризует уровень трудоемкости производства продукции, работ и услуг и оценку их вклада в процессы занятости населения.

Соответственно анализ коэффициентов эластичности, значения которых рассчитываются через соотношения среднегодовых темпов прироста численности занятых к темпам прироста валовой добавленной стоимости, произведенной в отраслях, позволяет выявить резервы роста новых рабочих мест во взаимосвязи со среднесрочными приоритетами развития трудоемких отраслей, имеющих наибольшие возможности роста занятости. Если эластичность занятости высокая (от 0,5 и выше), то это свидетельствует о значительном влиянии роста экономики или отрасли на создание новых рабочих мест.

За 2010-2015 годы среднегодовые темпы роста производства в промышленности Узбекистана составили 5,46%, а занятостив в промышленности лишь - 2,41%. При этом, значение коэффициента эластичности занятости2 находилось в пределах 0,443, что свидетельствует о наличии значительных резервов роста занятости и повышения степени влияния экономического роста на процессы создания новых рабочих мест.

Как показывает анализ, численность занятых в промышленности за период 2010-2015 годов возросла на 8,8%, что на 3,5 п.п. ниже, чем по экономике в целом и, на 14,4 п.п. ниже прироста занятых в сельском хозяй-

1 Устойчиво высокие темпы прироста населения и возрастающий потенциал трудоспособного населения, усиление проблем занятости.

2 Отношение средних темпов прироста занятости к средним темпам прироста добавленной стоимости.

3Расчеты автора к аналитическому докладу «Совершенствование механизмов по созданию новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики».

стве. Вклад промышленности в прирост численности занятых по экономике в целом не превышает 11%. Эти тенденции обусловлены сохранением доминирующей роли менее трудоемких базовых отраслей в формировании объемов добавленной стоимости, на долю которых приходится более 70% общего ее объема и менее 40% от всей численности занятых в промышленности.

Резервы роста занятости в трудоемких отраслях промышленности. Необходимо отметить, что в Узбекистане недостаточно используется имеющийся потенциал и резервы роста обрабатывающих отраслей, ускоренное развитие которых может внести большой вклад в решение проблем занятости.

К отраслям, имеющим лидирующие позиции по уровню трудоемкости, относятся, в первую очередь, обрабатывающие отрасли индустриального сектора экономики, включая легкую, химическую промышленность, а также промышленность строительных материалов, имеющих высокий потенциал развития на основе углубления переработки промышленного сырья до готовой продукции. Эти отрасли в среднесрочной перспективе могут обеспечить опережающую динамику развития перерабатывающих производств и, тем самым, значительно расширить возможности вовлечения трудовых ресурсов в производственные процессы. Необходимо отметить, что в среднесрочной перспективе активизация процессов углубления переработки минерально-сырьевых ресурсов рассматривается в качестве новых источников промышленного роста и создания устойчивых рабочих мест.

Следует отметить, что химическая промышленность является ключевой отраслью в решении вопросов углубления межотраслевой кооперации, что обуславливает ее доминирующую роль в обеспечении мультипликативных эффектов на развитие всей промышленности и, как следствие обеспечение более устойчивых рабочих мест. Переориентация приоритетов развития химической промышленности на производство технологически сложной химической продукции с более

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 11

высокой степенью готовности будет оказывать положительное влияние на изменение структуры промышленного производства в направлении увеличения доли перерабатывающих отраслей, характеризующихся более высокими параметрами трудоемкости.1

Анализ факторов развития промышленности строительных материалов и оценки сложившихся соотношений между объемами продукции низких переделов цемента и продукции его переработки в сопоставлении со среднемировыми показателями, свидетельствуют о больших резервах дальнейшего углубления переработки сырья и создания на этой основе новых производств. Процессы трансформации структуры производства строительных материалов, обеспеченные за счет опережающего выпуска продукции глубоких переделов, отражающих совершенствование переработки сырья от простейших форм его добычи и обогащения до выпуска готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью2 будут оказывать большой эффект на рост занятости.

Легкая промышленность Узбекистана также имеет огромный нереализованный потенциал для своего развития, связанный в значительной степени с возможностью глубины переработки сырья, в первую очередь хлопка-волокна. Развитие легкой промышленности в среднесрочном периоде будет осуществляться в соответствии с Программой мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы3 и дополнительными мерами по стимулированию уско-

1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.06.2016 г. № ПП-2547 «О мерах по увеличению производства готовой экспортоориен-тированной химической продукции на основе глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов на 2016-2020 годы»

2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.09.2016 г. № ПП-2615 «О Программе мер по дальнейшему развитию строительной индустрии на 2016-2020 годы».

3 Указ Президента Республики Узбекистан от 4

марта 2015 г. №УП-4707 «О программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 20152019 годы».

ренного развития предприятий текстильной промышленности4.

Углубление переработки сырья будет оказывать значительное воздействие на рост промышленного производства. Фактор опережающего развития более трудоемких производств будет оказывать большое влияние на динамику развития и занятость, в том числе по критериям оценки степени воздействия должна составить более 50% от общего прироста производства.

Перспективы создания новых рабочих мест в трудоемких отраслях промышленности. В целях эффективной реализации потенциала индустриального сектора экономики в процессах повышения занятости населения необходимо обеспечить достижение целевых приоритетов структурных преобразований промышленности, которые предполагают реализацию мер по опережающему развитию обрабатывающих отраслей на основе более полной реализации возможностей их конкурентных преимуществ. В основе развития этих отраслей выступает фактор роста и широкие возможности вовлечения потенциала углубленной переработки используемого сырья. В качестве приоритетного экономического развития в ближайшие пять лет выдвигаются такие отрасли как легкая, пищевая, а также комплекс производств, ориентированных на выпуск продукции более высоких переделов на базе местных сырьевых ресурсов в химической промышленности и промышленности строительных материалов. Это позволит сформировать группу производств с полным циклом переработки сырья - от добычи до производства продукции с высокой степенью готовности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка имеющегося потенциала и резервов создания новых рабочих мест показывает, что наибольшие резервы и конкурентные преимущества сосредоточены в наиболее трудоемких отраслях промышленности,

4 Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.12.2016 г. № ПП-2687 «О Программе мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 20172019 годы».

опережающее развитие которых позволит создать новые более продуктивные рабочие места. Прогнозная оценка создания новых рабочих мест в 2018-2020 годах показала, что в соответствии с параметрами роста промышленного производства в промышленности в целом должно быть создано 158,8 тыс. рабочих мест. Наибольшее количество рабочих мест будет создано в легкой промышленности - 53,7 тыс., промышленности стройматериалов - 27,4 тыс., пищевой - 23,4 тыс. и других1.

Активизация использования имеющегося потенциала и резервов создания новых рабочих мест потребует корректировки приоритетов текущей инвестиционной, кредитно-денежной и промышленной политики. Прежде всего, в направлении расширения использования рыночных механизмов распределения инвестиционных ресурсов, улуч-

шения инвестиционного климата и создания других необходимых условий для увеличения притока частных инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности, что позволит обеспечить увеличение темпов создания новых рабочих мест и решение проблем занятости населения.

В целом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что переориентация инвестиций в сектор обрабатывающих отраслей промышленности будет способствовать созданию новых рабочих мест. Для достижения этой цели, необходимо принять дополнительные меры, направленные на расширение использования рыночных механизмов распределения инвестиционных ресурсов, улучшения инвестиционного климата и создания других необходимых условий для увеличения притока частных инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности.

Список литературы:

1. Аналитический доклад 2013/05 «Занятость в Узбекистане: вызовы и перспективы», ЦЭИ.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 4 марта 2015 г. №УП-4707 «О программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы».

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.06.2016 г. № ПП-2547 «О мерах по увеличению производства готовой экспортоориентированной химической продукции на основе глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов на 2016-2020 годы».

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.12.2016 г. № ПП-2687 «О Программе мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017-2019 годы».

5. Доклад Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год: «Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя».

6. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. (Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. №УП-4947).

7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 г. №ПП-2960 "О мерах по повышению персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за результативность и эффективность проводимой работы по обеспечению занятости населения".

1 Аналитический доклад «Совершенствование механизмов по созданию новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики», ИПМИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.