Научная статья на тему 'Создание новых продуктов на предприятиях пищевой промышленности'

Создание новых продуктов на предприятиях пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3139
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание новых продуктов на предприятиях пищевой промышленности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Создание новых продуктов

на предприятиях пищевой

*

промышленности

Ю.О. Охорзина

ООО «Кондитерская фабрика «Красная Сибирь»

Комплексный подход к созданию нового продукта проявляется также в поэтапном структурировании процесса и сокращении временных затрат путем использования сетевых и календарных графиков, помогающих координировать деятельность по созданию продуктов с привлечением специалистов из других отделов предприятия.

При этом каждый продукт воспринимается как отдельный проект, требующий полного комплекса работ: разработку рецептуры, упаковки, описания технологического процесса, ТЭО и т. д. и, соответственно, требующий координации деятельности специалистов, осуществляющих эти операции.

Для начала рассмотрим обобщенную и укрупненную схему создания нового продукта на предприятиях пищевого производства с указанием числа необходимых этапов, количеств рабочих дней, затрачиваемых на каждый этап, и служб, необходимых для реализации каждого этапа (см. таблицу). Число этапов и сроки их прохождения вычленены, описаны и оценены по срокам на основании экспертных оценок и опыта автора.

Опишем каждый этап. Как мы уже выяснили, появление идеи нового продукта - это труд объединения данных, поступающих из разных подразделений предприятия, - из отдела маркетинга, снабжения, планово-экономического отдела, от инженерных и производственных служб. Главная задача инновацион-

ного отдела - не только вычленить продукт, который потенциально будет восприниматься как новый потребителем и будет востребован рынком, но и оценить возможности выпуска интересующего продукта в рамках конкретного предприятия.

Инновационный отдел составляет технического задание, необходимое для координации деятельности различных служб, привлекаемых в ходе процесса разработки нового продукта. На основании данных, предоставленных различными службами, составляется календарный план реализации проекта с контрольными точками (по которым оценивается соответствие проекта запланированным срокам и целям) и назначением ответственных за этапы, а в результате делается заключение о необходимых сроках разработки нового продукта.

Далее необходимо не только разработать рецептуру и определить сырьевые составляющие продукта, но и детализировать разработку рецептуры, что подразумевает деятельность, включающую в себя: поиск и анализ базовой рецептуры, определение перечня сырьевых компонентов, необходимых для закупки. А поскольку продукт новый, часто есть необходимость поиска поставщиков сырьевых компонентов, особенности взаимодействия с которыми также влияют на процесс разработки продукта.

Схема создания нового продукта

Код операции Название этапа Привлекаемые службы Количество затрачиваемых рабочих дней

1 Предварительный этап Инновационный отдел 47

2 Разработка рецептуры Технолог инновационного отдела 54

3 Разработка упаковки Дизайнер, менеджер по упаковке 56

4 Разработка технологического процесса Технолог инновационного отдела, производственное подразделение, инженерная служба 55

5 Разработка ТЭО Планово-экономический, финансовый отделы 4

6 Принятие решения о внедрении нового продукта Совет директоров предприятия 21

7 Выполнение плана внедрения проекта ИТОГО Производственное подразделение, инженерная служба, отдел маркетинга, рекламы, служба продаж 207 444

* Окончание. Начало см. в № 2, 2007 г. 22 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 3/2007

Важный элемент разработки - дегустирование пробной партии продукции как экспертами внутри предприятия, так и потенциальными потребителями, на основании выводов которых может корректироваться сама идея продукта. Этот этап - часть согласований, принимаемых под руководством Совета директоров на различных этапах принятия решения о продолжении внедрения нового продукта.

Хотя такой этап, как разработка упаковки, выделен в специальный раздел, зачастую конечному потребителю сложно отдельно рассматривать содержимое и оболочку, так последнее всегда влияет на первое, и поэтому автор считает, что, например, два различных этапа -разработку рецептур и разработку упаковки - целесообразней проводить одновременно, или хотя бы одновременно тестировать результаты деятельности. Создание упаковки - специфический и важный элемент создания нового продукта, поэтому проводится и коллегиальное обсуждение возможной упаковки и рассмотрение различных вариантов форм упаковки, разработка конструкции, проведение испытаний макета.

Отдельная проблема - выбор названия продукта, поскольку именно словесная информация является основным коммуникативным средством производителя, с помощью которого он может обратиться к целевой аудитории. Определение стоимости упаковки и расчет стоимости продукта с упаковкой, а также выбор и согласование оптимального макета и дизайна также занимают определенный период времени и требуют согласований с вышестоящим руководством.

Особенность этапа «Разработка технологического процесса» - подключение к разработке технологов действующего производства, на основании информации которых разрабатывается технологический процесс, необходимый для запуска нового продукта, и согласуется план включения дополнительной ассортиментной позиции в производство, после чего возникает необходимость заказа и доставки сырья для выработки опытной партии продукта.

Нужно также неоднократно проводить расчеты технико-экономического обоснования в ходе реализации проекта: предварительное, после проведения оценки закупки необходимого оборудования и научно-исследовательской деятельности, после тестирования утверждения рецептур, с определением основных финансовых показателей, следом за выпуском пробных образцов и утверждением вида упаковки, а также заключительное, после одобрения проекта.

Далее за описанием максимально полного окончательного варианта техни-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

ко-экономического обоснования, на основании которого принимается решение о внедрении нового продукта, дается описание выполнения плана внедрения, который включает разработку (в случае необходимости таковой) технического задания на проектирование нового производства и, соответственно, проектирование и реализацию проекта нового производства. Также в это время формируется план продаж, и в случае необходимости составляется план продвижения (рекламные и РК-мероприятия, направленные на повышения информирования потребителя о новом продукте). Также дается оценка сложности создания адекватного плана продвижения и продаж для региональных предприятий с ограниченным бюджетом.

Отдельного внимания требует анализ ситуации начала отгрузок нового продукта, так как именно в это время возможно получить максимально полную и точную информацию о том, что удалось, а что не получилось в новом продукте. А поскольку автор рассматривает создание продукта как бесконечный процесс, то вслед за запуском одного вида, или параллельно с ним, идет разработка и запуск следующего нового продукта и т. д. Соответственно, возникает необходимость отслеживать состояние новых продуктов, корректировать политику их продвижения и, при необходимости снимать неудачные продукты с производства и анализировать причины возникающих ситуаций. Основные инструменты в этом виде работ: текущий анализ результатов продаж, осуществляющийся одновременно с регулярными замерами дистрибуции нового продукта; экспертные интервью с оптовыми и розничными фирмами, информация которых дополнят и расширяет понимание ситуации.

В таблице «Схема создания нового продукта» приводится обобщенное описание операций, необходимых для разработки и внедрения нового пищевого продукта. Сроки указаны исходя из опыта автора и экспертных оценок. Как мы видим, срок разработки нового продукта при таком подходе - более 444 рабочих дней или почти 2 года. Более того, далеко не всегда создание продукта проходит столь быстро - затягиваются и неоднократно повторяются согласования, процесс разработки и переработки внешнего вида изделия, дизайна упаковки и т. д.

Если мы рассмотрим данную модель создания продукта в виде сетевого графика, то мы получим линейную структуру, протяженную во времени, практически уходящую в бесконечность. Так выглядел бы процесс разработки нового продукта, если бы им занимался только один человек, например, главнй технолог.

В предлагаемом нами варианте, при комплексном подходе к разработке новых пищевых продуктов с привлечением специалистов из разных подразделений производственного предприятия (технологов, инженеров, маркетологов, рекламистов, финансистов, экономистов, специалистов по продвижению и продажам продукции), задействовано большое количество людей, которые берут на себя часть выполняемых работ и могут делать определенные этапы работ параллельно таким образом, что многие производственные процессы можно проводить одновременно. Вследствие совмещения и редукции ряда этапов производственного процесса (так проектная деятельность осуществляется постоянно) возможно существенное ускорение процесса разработки и сокращение сроков вывода на рынок продуктов до 237 дней.

Таким образом, совмещение этапов разработки нового продукта приводит к сокращению длительности процесса до 133 рабочих дней.

Возможно и дальнейшее свертывание графика. В том же случае, если мы разрабатываем одновременно несколько продуктов, возможно наложение графиков путем совмещения процессов разработки продуктов, предприятие может запускать новые ассортиментные единицы не одну за другой с интервалом в 3 мес, а чаще. Так, например, утверждая на одном и том же совещании разработку идеи по проекту С, можно одновременно рассмотреть дизайны упаковки по проекту В и тут же оценить реализацию плана продвижения по проекту А. Таким образом, время, затраченное на разработку продуктов, еще больше сокращается.

Соответственно, если мы выполняем одновременно несколько проектов в соответствии с календарными графиками, мы, с одной стороны, можем контролировать все процессы и этапы их прохождения, с другой стороны, сокращается время между появлениями на рынке различных новых продуктов, обозначенных под проектами А, В и С.

Разработанная авторская методика по ускорению процесса создания и внедрения новых продуктов на базе проект-менеджмента была апробирована на ООО «Кондитерская фабрика «Красная Сибирь» (г. Новосибирск). Четыре года назад на предприятии сменился состав менеджеров, осуществляющих оперативное управление. Итогом стали изменения сбытовой, ценовой, производственной, маркетинговой политики. Произошла модернизация мощностей, изменилась концепция развития. В результате ассортимент выпускаемой продукции стал шире, а объем производства за последние 4 года увеличился в 3 раза. На данный момент доля фабрики на

рынке Новосибирска в нескольких сегментах составляет не менее 35 %. Подобные изменения во многом стали возможны вследствие создания небольшой группы, занимающейся исключительно разработкой новой продукции и привлекающей по мере необходимости специалистов других структурных подразделений. Экономический эффект от внедрения новой продукции по упрощенной схеме и с параллельным проведением отдельных этапов в рамках проект-менеджмента может быть представлен количественными и качественными характеристиками.

В целом можно сделать заключение о том, что методика внедрения новой продукции по упрощенной схеме и с параллельным проведением отдельных этапов в рамках проект - менеджмента дает существенный экономический эффект, который варьируется в зависимости от качества и количества разработок. Также, хотя разработанная методика и может применяться на любых средних и мелких предприятиях пищевой отрасли, экономический эффект в зависимости от конкретного предприятия, условий его функционирования и сложившейся системы продаж может различаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. БаркерА. Алхимия инноваций. - М.: Вершина, 2004.

2. БусыгинА.В. Деловое проектирование и управление проектом. - М.: Бусыгин, 2003.

3. ВасильеваЛ.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. - М.: КНОРУС, 2005.

4. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: Теис, 2003.

5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001.

6. Кристенсен Клейтон М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

7. Магомедов М.Д., Рыбин А.В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. - М.: Дашков и К, 2006.

8. Мазур И., Шапиро В., Ольдерогге Н. Управление проектами. - М.: Омега-Л, 2004.

9. Пинто Д. Управление проектами. -СПб.: Питер, 2004.

10. Стегаличев Ю.Г., Балюбаш В.А., За-марашкина В.Н. Технологические процессы пищевых производств. Структурно-параметрический анализ объектов управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

11. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. - М.: Макс-пресс, 2003.

ПИЩЕВАЯ ПРОMЫШЛEHHОСТЬ 3/2007 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.