I ИСТОРИЯ УДК 94(470+571.513
СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВОВ
В СССР (1987 - 1989 ГГ.)
Е. В. Тышта
CREATING THE NORM OF LAW FOR COOPERATIVES IN THE USSR (1987 - 1989)
E. V. Tyshta
Данная статья посвящена анализу процесса формирования нормативно-правовой основы модернизации советской экономики, появлению в ней новых элементов: кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности. Автор рассматривает их как ценности эпохи Перестройки и приходит к следующему выводу, что период 1987 - 1989 гг. можно охарактеризовать как поверхностную модернизацию, когда вводились отдельные элементы рыночного хозяйства: кооперативы, индивидуальная трудовая деятельность, возможность более активно организовывать приусадебное хозяйство, но структурные изменения в экономике СССР не произошли.
The paper analyses the process of forming the legal basis for modernization of the Soviet economy, the emergence of new elements of cooperatives movement and individual enterprise. The author considers them as values of the era of Perestroika and comes to the conclusion that the period of was 1987-1989 characterized by superficial modernization, when some elements of the market economy were observed: cooperatives and individual labour activity, but structural changes did not appear in the economy of the USSR.
Ключевые слова: нормативно-правовой акт, кооператив, модернизация, Перестройка, индивидуальная трудовая деятельность.
Keywords: normative legal act, cooperative store, modernization, Perestroika, individual labors activity.
Период реформирования советского общества 1985 - 1991 гг. традиционно именуется термином «Перестройка». В современной историографии преобладают два основных подхода к изучению этого периода: субъективный, так называемая «революция элит» и теория модернизации, которая характеризует историю как многофакторный процесс преобразования одного типа общества в другое. Основоположником данного подхода в России является профессор МГИМО В. В. Согрин. Реформирование эпохи «Перестройка» он рассматривает как этап российской модернизации, которая берет начало в XVIII в. Причем первый период (1985 - 1987 гг.) автор характеризует как модернизацию внутри социалистической системы, без структурных преобразований, когда некоторые элементы современного западного общества появляются главным образом в экономической сфере. Второй этап (1987 - 1991 гг.) - период, когда структурные изменения происходили во всех сферах советского общества: в экономической, политической, социальной и духовной [15, с. 4 - 5].
М. С. Горбачев, автор «Перестройки», рассуждая о её сути, подчеркивал: «Перестройка охватывает не только экономику, но и социальные отношения, политическую систему, духовно-идеологическую сферу, стиль и методы работы партии, всех кадров» [2, с. 71]. Определение самого термина «перестройка» до сих пор является дискуссионным. Так, А. Н. Медушев-ский трактует перестройку как «процесс реформации - широкого общественного движения, иногда именуемое «религиозной революцией», которое началось с выступления религиозных диссидентов против индульгенций, привилегий и коррупции аналога католической церкви - КПСС» [6, с. 25]. На наш взгляд данное определение носит скорее философский, чем исторический характер. Используя метод аналогии, автор дает определение категории «Перестройка» через использование другого исторического термина «Реставрация». Некоторые авторы, рассуждая о «Пере-
стройке», вообще не вникают в понимание данного термина. Так, доктор философских наук А. Андреев, сравнивая и анализируя события середины 1980-х и 2000-х гг., находит в них много общего и трактует преобразования второй половины 1980-х гг. как «попытку реконструкции командно-административного социализма» [1, с. 135]. С. А. Залеская в своей монографии период 1985 - 1991 гг. именует «началом системных реформ» [3, с. 5].
На наш взгляд, рассуждая о перестройке, необходимо различать «политику перестройки» и сам ее процесс. По мнению одного из её основоположников, члена Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлева: «Политика перестройки - есть осуществление замыслов руководства, а перестройка образа жизни есть реакция страны на эту политику, совсем не адекватная ей» [16, с. 4]. Авторы данной работы рассматривают перестройку в контексте кризиса коммунизма: отказ от коммунизма и переход к капитализму; гибрид коммунизма и капитализма; и восстановление нормального коммунизма. В нашей стране, по мнению авторов, осуществлялась второй вариант, в котором «сверху» внедряются рыночная экономика и «демократия» [16, с. 8]. Однако это лишь усугубило кризис, который привел к распаду советской социалистической системы.
Используя в качестве методологической основы теорию модернизации, под Перестройкой мы понимаем процесс внедрения в советскую социалистическую общественную систему элементов модернизированного (современного) общества, который также включает в себя формирование общественного сознания и нормативной базы модернизационного перехода.
Исследование эпохи перестроечного процесса возможно на трех уровнях:
- глобальный, то есть с точки зрения его места в контексте истории. В таком случае ценностью явля-
ются основные тенденции макроуровня исторического процесса;
- средний, данный вариант предполагает в качестве основной ценности - тенденции самой Перестройки;
- сиюминутный, в котором ценностью выступает её повседневность и субъективность.
Цель данной статьи - анализ процесса формирования законодательства, которое было призвано регулировать новые, модернизируемые сферы экономической системы советского общества, такие как кооперативное движение и индивидуальная трудовая деятельность. В качестве исторических источников выступают различные нормативно-правовые акты, принятые как союзным, так и российским руководством. Исследовательская работа проводилась на среднем уровне, то есть изучались основные ценности эпохи Перестройки.
Реформированием общества, будь то экономическая, политическая или социальная сфера, должно опираться на нормативную основу. Истоки будущих преобразований были заложены в серии нормативно-правовых актов, принятых вначале 1980-х гг. Но начало полномасштабного и открытого реформаторского процесса связано со сменой руководства политической элиты, когда её возглавил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Замысел реформ первого этапа был изложен Генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Впоследствии он был развит на последующих форумах, а наиболее полно представлен на XXVII съезде КПСС, который состоялся в 1986 г. Идеологическим стержнем первого этапа стало «ускорение», что говорит об убежденности авторов реформ в том, что первоосновы советского общества здоровы, требуется только ускорение.
О том, что на первом этапе перестройки руководство страны не планировало системных преобразований, говорит следующий факт. В ходе принятия государственного плана экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 гг. [9] рассматривались только традиционные показатели, характерные для командно-административной системы. В качестве инноваций можно отметить введение пункта, посвященного государственной и кооперативной торговле. По-прежнему в РСФСР было развернуто Всесоюзное социалистическое соревнование за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки [7].
Итак, первый этап Перестройки характеризовался модернизацией внутри социалистической системы при отсутствии структурных изменений. Приход к власти молодого, энергичного Генерального Секретаря СССР во многом отражал стремление как советского общества в целом, так и его правящей элиты к структурным преобразованиям. Задачами реформирования являлось преодоление стагнации, разрешение тех проблем, которые десятилетиями копились в советском обществе. Главной целью было объявлено ускорение социально-экономического развития страны. Для этого планировалось на первый план выдвинуть проблемы интенсификации производства и решения других экономических задач.
Проведение реформы в рамках командно-административной экономики вызывало определенные за-
труднения. Так, медленно перестраивался стиль и методы работы министерств и ведомств, до производственных объединений в большом количестве доводились утверждаемые и расчетные показатели, не предусмотренные условиями проводимого эксперимента, предприятия не несли экономической ответственности за выпуск морально устаревшей продукции.
Особенностью данного этапа стало несоответствие поставленных целей и методов их достижений. Для того чтобы догнать уровень экономического развития Западных стран, предполагалось использовать командно-административные методы, без какого-либо заимствования экономических и политических механизмов западной цивилизации. Упор делался на укрепление производственной и исполнительной дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также «жесткий» контроль над производственной продукцией.
Структурные изменения в экономической системе советского общества начинаются в 1987 г. после XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. В соответствии с решениями данного представительства в стране была развернута работа по ускоренному развитию производства товаров народного потребления. Но из-за особенностей советской экономики уровень обеспечения населения товарами народного потребления, их качество и ассортимент не соответствовало потребностям общества. Руководство страны вынуждено было признать эту проблему. В качестве решения было предложено создание кооперативов как дополнения к действующей системе государственных предприятий, которые могли бы организовать мелкосерийное производство товаров, пользующихся повышенным спросом у населения, и гибко реагировать на его изменения. Законодатели давали следующие определение данного объединения «Кооператив - является организация граждан СССР, добровольно объединившихся на основе коллективного труда и самоуправления в целях совместного выполнения работ по бытовому обслуживанию населения» [14].
Цель, которая была поставлена перед новыми формами хозяйствования в постановлении Совмина СССР, была весьма рыночная «... более полное удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и развития инициативы граждан» [8]. В феврале 1987 г. Совет министров СССР разработал нормативную базу для деятельности кооперативов по производству товаров народного потребления, кооперативов по бытовому обслуживанию населения, и создания кооперативов общественного питания. Данные кооперативы как форма коллективной собственности создавались при управлениях (отделах) исполкомов местных советов, либо при производственных объединениях (организациях). Инициаторами создания могли выступать граждане, но требовалось согласие исполкома местного совета. В кооперативы принимались в основном граждане, не занятые в общественном производстве: пенсионеры, домохозяйки, студенты и учащиеся. В кооперативах могли работать по трудовому соглашению работники предприятий, организаций и учреждений в свободное от основной работы время. Исполкомы или предприятия, при которых создавались кооперативы, должны были на безвозмездной основе обеспечить их арендой или без-
возмездным пользованием зданием, помещением и оборудованием. Необходимые для начала деятельности кооперативов средства на закупку материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам, должны были формироваться за счет выдаваемых Госбанком СССР краткосрочных кредитов. В вышеуказанных нормативно-правовых актах устанавливались следующие принципы функционирования кооперативов в СССР:
- деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования в соответствии с принятыми на общем собрании членов кооператива уставом;
- самостоятельное формирование цены на производимые товары и оказываемые услуги;
- кооперативы были в праве самостоятельно разрабатывать и утверждать планы, которые в последствии обязаны были представить в органы управления той организации, при которой был создан кооператив;
- ставка подоходного налога в местный бюджет составляла в течении первого года поле создания в размере 2 - 3 %, в течении второго года 3 - 5 %, а последующие годы - 10 % дохода кооператива за вычетом расходов на сырье, материалы, амортизацию, оплату услуг сторонних организаций, транспортных расходов и расходов за пользование кредитом и т. д.;
- заработная плата членов кооператива определяется в соответствии с количеством и качеством труда, личным вкладом в создание дохода;
- членам кооперативов разрешалось использовать для его нужд личный автомототранспорт, оборудование, инструмент, то есть разнообразные средства производства [14].
Закон о кооперации вступил в силу с 1 июля 1988 г.
Помимо этого, на общесоюзным уровне были одобрены примерные уставы кооперативов по отдельным видам деятельности. Данные типовые уставы очень подробны. Они содержат главы, посвященные условиям создания кооператива, членству в кооперативе, правах и обязанностях членов кооператива, производственно-хозяйственной деятельности, образованию и использованию средств кооператива, организации, оплаты и дисциплины труда, социальному обеспечению членов кооперативов, управлению кооперативом, принятию и регистрации устава кооператива, прекращению деятельности кооператива. Столь подробная регламентация, с одной стороны, это забота о развитии кооперативного движения, так как из-за отсутствия социального опыта оно могло либо деформироваться в криминальные структуры, либо просто не получить дальнейшего развития. С другой стороны, руководство страны пыталось сохранить новое экономическое течение под своим контролем, чтоб рамки дозволенного не были преодолены. Но тем не менееэто был революционный шаг, который вводил в экономическую систему советского общества элементы рыночной системы: инициатива, свободное ценообразование, зачатки предпринимательской деятельности.
Таким образом, становление кооперативного движения можно считать началом модернизационных изменений в советской экономике, когда в ней стали развиваться элементы рыночной системы хозяйствования. Число действующих кооперативов за два года
увеличилось в 5,3 раза, достигнув 38,9 тысяч, количество кооперативов, зарегистрировавших свои уставы, возросло до 64,4 тысяч. Объем реализации кооперативной продукции составил 3,3 млрд рублей. В кооперативную деятельность было включено 708 тыс. человек [10]. Согласно тексту постановления Совмина РСФСР «О Состоянии развития кооперативов в РСФСР», основная часть кооперативов функционировала в сферах производства товаров народного потребления, бытового обслуживания населения и общественного питания. В 1988 - 1989 гг. стали появляться строительные кооперативы, кооперативы по производству и переработке сельскохозяйственных продуктов, оказанию медицинских услуг. Тем не менее кооперация второй половины 1980-х гг. не смогла стать фактором насыщения рынка высококачественными товарами и услугами. В общем объеме производства непродовольственных товаров народного потребления на их долю приходится около 0,5 % [10]. К тому же отмечались и негативные стороны деятельности кооперативов: выпуск товаров низкого качества либо без маркировки, личное обогащение некоторых кооператоров, плохая бухгалтерская отчетность, не возможность банков взыскать ссуды с членов нерентабельных кооперативов.
Говорить о том, что кооперативы были типично рыночным предприятиям, не приходится, государство с одной стороны способствовало модернизационным инновациям, с другой стороны, накладывало на них ограничения. Так, в октябре 1989 г. в закон СССР «О кооперации в СССР» были внесены следующие изменения и дополнения. В частности, разрешалось местным советам народных депутатов устанавливать предельные цены на основные потребительские товары, производимые и реализуемые кооперативами, включая кооперативы системы потребительской кооперации. Государственный контроль за ценами осуществлялся в случаях, когда продукция кооператива реализуется предприятиями и организациями по договору по исполнению государственного заказа либо изготавливается из сырья или материалов, поставленных кооперативу из государственных ресурсов, при продаже кооперативом товаров, выделяемых из государственных фондов. Кооперативы, приобретающие товары по импорту, реализуют эти товары населению по ценам, не превышающим уровень цен, установленных для аналогичных товаров советского производства [4].
Помимо попыток регулировать ценообразования, руководство страны пыталось контролировать торгово-закупочную деятельность кооперативов. В своем постановлении Верховный Совет СССР от 17 октября 1989 г. подтверждал неизменную линию руководства страны на развитие кооперативного движения и создания стабильных и равноправных условий хозяйствования с государственными предприятиями. Но при этом признавал в качестве противоречия основным принципам деятельности кооперативов использование их для спекулятивной деятельности и получения доходов, используя трудное экономическое положение, сложившееся в стране. В качестве борьбы со спекуляцией данное постановление запрещало кооперативам осуществлять торгово-закупочную и посредническую деятельность, связанную со скупкой в розничной и
оптовой сети государственной торговли и потребительской кооперации промышленных и продовольственных товаров и их перепродажей [11].
Следующим направлением, целью которого была легализация предпринимательской деятельности, стало принятие в 1988 г. закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Согласно данному закону, в СССР «индивидуально трудовая деятельность допускается в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а так же других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей» [5]. Не допускалась индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов. Индивидуальной трудовой деятельностью разрешалось заниматься совершеннолетним гражданам, участвовавшим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся. Исполнительный комитет района, города или поселка имел право выдавать разрешения на индивидуальную трудовую деятельность сроком не более 5-ти лет. Претендент должен был получить регистрационное свидетельство или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного или городского совета народных депутатов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны были уплачивать налоги с доходов, получаемых от этой деятельности. Закон также четко регламентирует сферы хозяйствования, в которых разрешена либо запрещена индивидуальная трудовая деятельность. Так, в ст. 16 вышеуказанного закона перечисляются виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, оказание которых запрещается индивидуальным предпринимателям. Это «ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов и янтаря либо изделий с применением таких материалов; содержание игорных домов, аттракционов, бань, организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаний; ремонт всех видов оружия» [5].
Для реализации закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» правительство предприняло ряд мер, в частности регламентировало процесс выдачи
кредитов гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью. Так, «на приобретение сырья, материалов, инструментов, а так же на оплату инструментов и иного имущества, получаемого в аренду или напрокат, в сумме до 2000 рублей в срок до 12 месяцев, с взиманием за пользованием кредитом 3 % годовых. А на приобретение иного имущества в сумме до 3000 рублей на срок до 24 месяцев, с погашением начиная с седьмого месяца со дня выдачи суды и взиманием 2 % годовых» [12].
В рамках данного направления предлагались реальные меры по совершенствованию экономической ситуации в стране весьма рыночными средствами, но без радикальных преобразований (модернизационно-го излома). На наш взгляд, данные меры были весьма перспективны, но в 1989 г. в общественном развитии нашей страны уже преобладали политические факторы, при которых отказ от социальной направленности политики государства был не возможен. Так как уже начавшаяся политическая модернизация основывалась на демократическом движении, политики, как правые, так и левые, боролись за внимание населения, и отказ от социально направленной политики означал бы политическую смерть.
Тем не менее, несмотря на нововведения, которые в некоторой степени соответствовали принципам рыночного хозяйствования, руководство страны заявляло о том, что «перестройка - это прямое продолжение дела Великого октября, она неразрывно связана с ним и едина в главном - целенаправленном созидании социализма» [13]. Перестройка как политика модернизации в экономической сфере включала в себя реализацию ленинского принципа демократического централизма, повышение роли трудовых коллективов.
Таким образом, период 1987 - 1989 гг. характеризуются поверхностной модернизацией, когда вводились отдельные элементы рыночного хозяйства: кооперативы, индивидуальная трудовая деятельность, возможность более активно организовывать приусадебное хозяйство, но структурные изменения в экономике СССР не произошли. Для этого этапа характерны половинчатость, противоречивость в принятиях решений, невозможность отказаться от активной социальной политики во время экономического кризиса.
Литература
1. Андреев А. От «Перестройки 1» к «Перестройке 2» // Россия и мусульманский мир. 2005. № 1. С. 128 -
136.
2. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Издательство политической литературы. 1988. 137 с.
3. Заельская С. А. Культурное пространство Южного Урала в условиях системных реформ. (1985 -2000 гг.). Оренбург, Из-во ОГПИ, 2011. 204 с.
4. Закон СССР от 16.10.1989. № 603 -1 «О внесении изменений и дополнений в закон СССР «О кооперации в СССР»».
5. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (в ред. Уаза Президиума ВС СССР от 14.03.1988 № 8614 - XI, с изм., внесенными Постановлением ВС РСФСР от 25.12. 1990 № 446-1).
6. Медушевский А. Н. Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории // Российская история. 2011. № 6. С. 3 - 30.
7. Постановление Совета Министров РСФСР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 25 августа 1986 г. № 374 «О мерах по развертыванию в РСФСР Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки».
8. Постановление Совмина СССР от 05.02.1987 г. № 162 с изм. от 13.04.1989 «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления».
9. Постановление Совмина СССР от 16.06.1986 № 700 «О государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 гг.».
10. Постановление Совмина РСФСР от 06.04.1989 № 115 «О состоянии развития кооперативов в РСФСР».
11. Постановление Верховного Совета СССР от 17.10.1989 от 17.10.1989 «Об упорядочивании торгово-закупочной деятельности кооперативов и регулировании цен на товары (услуги), реализуемые кооперативами населению».
12. Постановление Совмина СССР от 23.03.1987. № 351 «О предоставлении кредитов гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельности».
13. Постановление Верховного Совета СССР от 30.06.1987 г. № 7283 - XI «О перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны».
14. Примерный устав кооператива по бытовому обслуживанию населения. Одобрен постановлением Совета Министров СССР от 05.02.1987 г. № 161.
15. Согрин В. В. 1985 - 1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. 1995. № 2. С. 3 - 16.
16. Яковлев А. Н., Мигранян А. М., Поздняков Э. А. Перестройка: замыслы и результаты. Ростов н/Д. Изд-во Рост. ун-та, 1995. 176 с.
Информация об авторе:
Тышта Елена Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры теории и государства и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, [email protected].
Elena V. Tyshta - Candidate of Politology, Assistant Professor at the Department of Theory of the State and the Law, Katanov Khakass State University.
Статья поступила в редколлегию 16.02.2015 г.