Никитина Н.Н.
Кандидат исторических наук, доцент каф. Истории Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Никитин А.Ю.
Старший преподаватель каф. Информатики и информационных технологий Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Кимлаева Т.С.
Магистрант Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Создание музейных комплексов на территории бывших дворянских усадеб после Революции 1917 года как способ сохранения отечественного культурного наследия*
Проблема сохранения исторической памяти России на сегодняшний день является одной из основных для российского государства, что отражается в политике сохранения памятников культурного наследия, в том числе, старинных дворянских усадеб и их художественного наполнения на различных уровнях государственной власти и издании нормативно-правовых актов федерального значения по сохранению памятников старины1.
В 2002 году был издан Федеральный закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 20 октября 2022 года, в котором прописаны особенности и требования к охране и защите памятников культурного наследия страны2.
За свою многовековую историю дворянская Россия накопила в себе немало культурных ценностей, начиная от дворянских традиций (балов,
1 Постановление Правительства от 03 марта 2012 N 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» // URL: https://base.garant.ru/70149760/? (последнее посещение 01.11.2022).
2 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/12127232/ (Дата обращения: 17.02.2023).
*
© Никитина Н.Н., Никитин А.Ю., Кимлаева Т.С., 2023.
творческих вечеров), семейных преданий, убранств дворянских имений и усадеб (барельефов, фресок, колоннад, садов и парков), заканчивая предметами интерьера, фамильными портретными галереями, коллекциями книг и рукописей, посуды и мебели, одежды и ювелирных изделий, художественных произведений. Всё это, создавало особенную атмосферу и культурное пространство, характеризующее целую эпоху; отличало собственной чертой, тот или иной дворянский род, конкретную семью этого рода.
С одной стороны, коллекционирование предметов искусства, в частности, художественных картин отечественных и зарубежных художников, скульптур, формирование домашних библиотек, в том числе, с имеющими большую ценность неизданными рукописями, покупка заграничной мебели, оружия - это возможность дворян реализовать свои творческие таланты, воплотить в жизнь и показать свой изящный вкус, создав особый интерьер своих усадеб художественными произведениями.
С другой стороны, при знакомстве с воспоминаниями владельцев усадеб можно сделать вывод о том, что коллекционирование для представителей дворянских родов являлось веянием времени, с помощью которого можно было показать свой статус. Действительно, позволить себе купить оригиналы картин зарубежных художников могли лишь дворяне высокого ранга, но в то же время, даже те, кто не мог этого сделать, все равно не отказывались от этой деятельности и пополняли свои коллекции предметами отечественного искусства.
Революционные события октября 1917 г. резко изменили привычный усадебный уклад. После издания Декретов новой власти по инвентаризации и реквизиции предметов старины в 1918 году многие коллекции и отдельные усадебные сокровища стали вывозиться в государственные музеи, в частности, Румянцевский музей в Москве, Государственный исторический музей, но, уже тогда зародилась идея, создать в наиболее знаменитых и богатых провинциальных усадьбах местные музеи.
Прежде всего, власти особое внимание при создании местных музеев обращали на усадьбы известных писателей и художников, в частности, можно отметить усадьбы Поленово, принадлежавшую художнику В.Д. Поленову, и Ясная Поляна Тульской губернии, которой владела до революции семья писателя Л.Н. Толстого.
Ещё при жизни художника В.Д. Поленова в 1924 году было издано Постановление Совета Народных Комисаров РСФСР о передаче усадьбы в пожизненное пользование семьи Поленовых. После смерти В.Д. Поленова в 1927 году первым директором музея стал его сын Дмитрий Васильевич Поленов.
В настоящее время одним из экспонатов музея являются документы, характеризующие вопрос, о судьбе коллекций усадьбы Поленово после смер-
ти художника.
Как показывают данные письменные источники, в 1928 году была проведена инвентаризация коллекции картин В.Д. Поленова, которые остались в музее, после его смерти. В данной описи представлены данные о 35 картинах, включая такие полотна, как «Голова Христа», «На Клязьме», «Таруса», «Христос на берегу озера», «Кипарисы», «Горы», «Лава», «Долина Оки» и другие. Что интересно, рядом с названием каждой картины указана её цена и общая стоимость всех картин - 455 рублей3.
В 1937 году произошло событие, которое вновь поставило под угрозу само существование музея-усадьбы В.Д. Поленова: его сын, Дмитрий Васильевич, вместе с женой были арестованы за «связь с антинародными элементами» и дом Поленовых вместе с многочисленными коллекциями на несколько лет остался без хозяев4.
К тому же, сразу же после этого председателем Комитета по делам искусств П.М. Керженцевым было подписано Постановление «О ликвидации музея в десятидневный срок», но его арест приостановил исполнение данного документа, что во многом предопределило судьбу музея. Дочери народного художника В.Д. Поленова все это время ходили по государственным инстанциям и боролись за сохранения отцовского наследия и за возвращение музею и его экспонатам защиту как памятнику культурного наследия. И в 1939 году дом-музей В.Д. Поленова был передан на баланс Тульскому Облисполкому и начал работу уже как государственный музей с платным посещением. В связи с этим, было издано Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О принятии в дар государству от наследниц народного художника В. Д. Поленова художественных ценностей»5.
Данный факт подтверждает сохранившийся на сегодняшний день Акт от 08 августа 1940 года «О передаче в дар музею В.Д. Поленова семьей художника мемориальных предметов и работ В.Д. Поленова и членов его семьи»6. Сделка была осуществлена между дочерями художника Н.В. Поленовой, О.В. Поленовой, Е.В. Сахаровой и новым директором Музея имени В.Д. Поленова - М.Ф. Карелиным.
3 См. Приложение 1. Документ. Опись картин, оставшихся после народного художника Василия Дмитриевича Поленова. 3.01.1928 г. // Сайт Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова // URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33854977 (Дата обращения: 30.01.2023).
4 Там же. С. 6.
5 О музее. // Сайт Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова // URL: https://polenovo.ru/o-muzee/ (Дата обращения: 31.01.2023).
6 См. Приложение 2. Документ. Акт 8 августа 1940 г. о передаче в дар музею В.Д. Поленова семьей художника мемориальных предметов и работ В.Д. Поленова и членов его семьи. // URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33854984 (Дата обращения: 31.01.2023).
Данный документ даст полную информацию о материалах, переданных музею и о их количестве. Согласно Акту, Музею были переданы, во-первых, художественные работы народного художника В.Д. Поленова, их них, 470 рисунков.
Особым пунктом в Акте передачи материалов значится архив В.Д. Поленова, включающий двенадцать пунктов: 291 чертеж и пояснения к книгам, музыкальные работы, в том числе 652 ноты, 89 тексов к нотам, 61 афиша и письма7.
Кроме того, в музей были переданы 693 репродукции картин и гравюры, 12 групповых фотографий семьи, письма В.Д. Поленова и письма к нему, 56 листов тетради с записями и всемирной историей Ф. Шлоссера, книжка «Памяти С.И. Мамонтова», адресная книжка В.Д. Поленова8. Интересными экспонатами музея, переданными в его распоряжение, согласно акту, стали 10 визитных карточек различных художников.
Таким образом, все коллекции народного художника В.Д. Поленова были полностью переданы на хранение уже Государственного музея имени В.Д. Поленова.
Но с началом Великой Отечественной войны вновь остро встал вопрос о сохранение культурного достояния и коллекций музея, так как недалеко от бывшей усадьбы, в Тарусе, размещались немецкие войска, которые каждый день осуществляли обстрел усадьбы. В связи с этим было принято решение вывезти половину сокровищ на станцию в Тарусе, где, как неудивительно, коллекции до конца войны оставались в сохранности, закрытые в обычном вагоне на амбарный замок9.
Вторая половина была оставлена в Большом доме музейного комплекса. И, что интересно, за всю войну, ни один снаряд не попал в постройки и не уничтожил коллекции музея, поэтому после войны все экспонаты вновь вернулись на свои прежние места.
Среди бывших усадеб Московской губернии смогли доказать свою историко-культурную значимость для государства обладавшие усадебными коллекциями музейного значения такие усадьбы, как Архангельское, Большие Вяземы, Захарово, Останкино, Кусково, Мураново, Остафьево, Царицыно, Середниково, Ольгово и другие.
По свидетельствам П. Рузвельт, за 1918-1925 год из 19 существующих музеев-усадеб большая часть располагалась именно в Московской губернии^_
7 Там же.
8 Документ. Акт 8 августа 1940 г. о передаче в дар музею В.Д. Поленова семьей художника мемориальных предметов и работ В.Д. Поленова и членов его семьи // URL: https:// goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33854984 (Дата обращения: 31.01.2023).
9 Дворцы и усадьбы. Еженедельное издание. 2011. № 18. С. 7.
10 Рузвельт П. Судьба усадеб России и их сокровищ. 1917-1930// Русская усадьба: Сб
Усадьба Ольгово славилась коллекциями, которые были собраны сразу четырьмя поколениями рода Апраксиных, а Остафьево, принадлежавшее С.Д. Шереметьеву, стало музеем, посвященным деятельности писателей, которые здесь жили и создавали свои художественные произведения. Среди них, поэты Пётр Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин и Николай Карамзин11.
Как и большинство вышеупомянутых усадеб, усадьба Ольгово после революции 1917 года была национализирована, и само здание усадьбы со всеми коллекциями перешло в ведение Обольяновского волостного земельного комитета. И, по свидетельствам Т.Е. Павловой, главный дом усадьбы перешел под охрану Отдела по делам Музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по Просвещению12.
С апреля 1919 года началась масштабная работа по обустройству и открытию музея-усадьбы Ольгово сотрудниками Всероссийской коллегии по делам музеев разнообразных направлений - искусствоведами, историками, художниками, чтобы сохранить типичный для коллекций усадьбы Ольгово исторический потенциал и, в результате, уже в мае 1920 года была проведена первая экскурсия по музею.
Как показывают источники, пришедший на пост директора музея в декабре 1926 года Николай Дмитриевич Россет так высказывался о состоянии коллекций музея к этому времени: «Всюду невероятно грязно, картины развешаны и вкривь, и вкось, — рядом с картиной 40-х гг., мещанская фотография конца века, чехлы со стильной мебели не снимаются и летом, выявляя не стиль 20-х годов, а «музей чехлов», комплексы обстановки безграмотны, безыдейны, случайны; всюду битком набита мебель и, все-таки, нет «именья», нет стиля таких-то годов»13.
К началу 1930-х годов, в связи с нерентабельностью работы музея, сокращением числа посетителей, малым финансированием на содержания музейного комплекса, музей-усадьба Ольгово пришла в упадок и уже не была похожа на прежнее дворянское гнездо, не внешне, не внутренне, поэтому, 29 июля 1926 года было принято решение о закрытие музея в Ольгове и передаче музейных коллекций в музей в Дмитрове14.
И в результате музей-усадьбу Ольгово «заняли под санаторий; мебель частью вывезли в Дмитров, частью растащили, частью продали тут же на
ОИРУ. - М.: Улей, 2009. Вып. 15 (31). С. 19.
11 Рузвельт П. Судьба усадеб России и их сокровищ. 1917-1930// Русская усадьба: Сб ОИРУ. - М.: Улей, 2009. Вып. 15 (31). С. 19.
12 Павлова Т.Е. Руины усадьбы Ольгово // Наше наследие. №12. 2015. // URL: http://www. nasledie-rus.ru/podshivka/11205.php?ysclid=ldy84kki6x602981231 (Дата обращения: 10.02.2023).
13 Там же.
14 Там же.
месте за бесценок...»15, и, хотя, Н.Д. Россет пытался защитить усадебные сокровища от разорения, направляя многочисленные докладные о состоянии дел в Ольгове в Московский отдел народного образования, на тот момент, как показывают источники, сохранность музейных экспонатов уже никого не волновала, поэтому, с апреля 1927 года начался вывоз музейных ценностей в Дмитров.
Т.Е. Павлова приводит конкретные цифры о численности и составе тех коллекций, которые были вывезены из усадьбы. Общее число их составило 980 вещей: это 250 предметов мебели, 152 экспоната оружия, 286 картин и рисунков, 177 предметов из бронзы и металла, 45 фарфоровых изделия16. Но значительная часть ценностей была передана во временное пользование «Дому отдыха».
Ценности из усадьбы, которые были вывезены из усадьбы Ольгово в Дмитров, в дальнейшем были переданы в другие музеи, сведения о переводе представлены в таблице ниже.
Таблица 1. Экспонаты, вывезенные из усадьбы Ольгово в другие музеи России.
№ п/п наименование музейного экспоната Количество Место хранения № ордера и дата передачи
1 Портреты из русской военной серии 22 Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Санкт-Петербурге № 2006 от 10.07.1963
2 Фарфор, оружие, живопись 36 Клинский народный музей №1885 от 30.07.1962
3 Фарфор 12 Владимиро-Суздальский музей-заповедник №1866 от 4.06.1962
4 Ружья и масляные лампы 4 Государственный музей А.С.Пушкина в Москве №1715 от 22.03.1961
5 Мебель, литографии, портрет 35 Государственный музей А.С.Пушкина в Москве №1307 от 30.09.1958
6 Портреты, фарфор 93 Государственный музей А.С.Пушкина в Москве №3626 от 27.04.1979 г.
7 План Брасово 2 Орловский областной краеведческий музей №1385 от 27.02.1959
15 Греч А.Н. Венок Усадьбам. // Памятники Отечества. 3-4 выпуск. 1994. С. 96.
16 Павлова Т.Е. Руины усадьбы Ольгово // Наше наследие. №12. 2015. // URL: http://www. nasledie-rus.ru/podshivka/11205.php?ysclid=ldy84kki6x602981231 (Дата обращения: 10.02.2023).
№ п/п наименование музейного экспоната Количество Место хранения № ордера и дата передачи
8 Документ на четырёх листах по Брасовско-му хозяйству 1 Орловский областной краеведческий музей №1385 от 27.02.1959
9 Предметы мебели XIX века 12 Ярославский мемориальный музей Н.А.Некрасова в Карабихе № 674 от 11.12.1950
10 Фарфор, бронзовые подсвечники 39 Государственный музей «Домик Лермонтова» в Пятигорске №392 от 22.04.1948
11 Предметы мебели ХУШ-Х1Х веков 13 Московский областной краеведческий музей №292 от 26.09.1946
12 Оружие 12 Московский областной краеведческий музей №3574 от 12.09.1978
13 Фарфор и фаянс 44 Московский областной краеведческий музей №3574 от 12.09.1978
14 Мебель, фарфор, портреты 16 Музею истории и реконструкции Москвы №3626 от 27.04.1979
В Дмитровском музее сегодня хранится значительное количество ценностей из усадьбы Ольгово, включая предметы мебели, работы как российских, так зарубежных авторов, собрание портретов, а также предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков, что до сегодняшнего дня сохраняет память о некогда пышной дворянской усадьбе17.
Конечно, рассматривая усадебные музеи, нельзя обойти стороной такие музейные комплексы, как Архангельское, Останкино и Кусково. Данные музеи-усадьбы были национализированы 23 октября 1918 года изданием Декрета «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково»18.
На открытие на территории бывшей усадьбы музейного комплекса влияли такие факторы, как сложившиеся отношения с советской властью последних владельцев этих усадеб и их вклад в отечественную культуру; определение ценности коллекций той или иной усадьбы для историко-культурного развития государства; возможность и объём финансирования, который требуется для сохранения коллекций в первозданном виде, а также, заинтересованность посетителей музея в данной экспозиции.
17 Павлова Т.Е. Руины усадьбы Ольгово // Наше наследие. №12. 2015. // URL: http://www. nasledie-rus.ru/podshivka/11205.php?ysclid=ldy84kki6x602981231 (Дата обращения: 10.02.2023).
18 Сайт музея-заповедника «Архангельское» // URL: https://arhangelskoe.su/the_ museum/history_museum/ (Дата обращения: 12.02.2023).
Благодаря труду и неравнодушию сотрудников музеев-усадеб до наших дней дошли уникальные экспонаты, включенные в сокровищницу культурно-исторического наследия России.
Таким образом, создание музеев - усадеб в послереволюционный период позволило спасти и сохранить культурные ценности нашей страны.
Библиографический список:
[1] Опись картин, оставшихся после народного художника Василия Дмитриевича Поленова. 3.01.1928 г. //
Сайт Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова // URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33854977 (Дата обращения: 30.01.2023).
[2] Сайт Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника
Василия Дмитриевича Поленова // URL: https://polenovo.ru/o-muzee/ (Дата обращения: 31.01.2023).
[3] Рузвельт П. Судьба усадеб России и их сокровищ. 1917-1930// Русская усадьба: Сб ОИРУ. Вып. 15 (31).
- М.: Улей, 2009. С. 19.
[4] Сайт музея-заповедника «Архангельское» // URL: https://arhangelskoe.su/the_museum/history_museum/
(Дата обращения: 12.02.2023).
[5] Акт 8 августа 1940 г. о передаче в дар музею В.Д. Поленова семьей художника мемориальных предметов
и работ В.Д. Поленова и членов его семьи // URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33854984 (Дата обращения: 31.01.2023).
[6] Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках исто-
рии и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https:// base.garant.ru/12127232/ (Дата обращения: 17.02.2023).
[7] Постановление Правительства от 03 марта 2012 N 186 «О федеральной целевой программе «Культура
России (2012 - 2018 годы)» // URL: https://base.garant.ru/70149760/? (Дата обращения: 01.11.2022).
[8] Павлова Т.Е. Руины усадьбы Ольгово // Наше наследие. 2015. № 12. // URL: http://www.nasledie-rus.ru/
podshivka/11205.php?ysclid=ldy84kki6x602981231 (Дата обращения: 10.02.2023).
[9] Павлова Т.Е. Руины усадьбы Ольгово // Наше наследие. 2015. № 12. // URL: http://www.nasledie-rus.ru/
podshivka/11205.php?ysclid=ldy84kki6x602981231 (Дата обращения: 10.02.2023).
[10] Греч А.Н. Венок Усадьбам // Памятники Отечества. 3-4 выпуск. 1994. С. 96.
Reference
[1] Inventory of the paintings left after the people's artist Vasily Dmitrievich Polenov. 01/3/1928 // Website of
the State Memorial Historical, Artistic and Natural Museum-Reserve of Vasily Dmitrievich Polenov // URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33854977 (01.30.2023).
[2] Website of the Vasily Dmitrievich Polenov State Memorial Historical, Artistic and Natural Museum-Reserve //
URL: https://polenovo.ru/o-muzee/ (01.31.2023).
[3] Roosevelt P. The fate of the estates of Russia and their treasures. 1917-1930 // Russian estate: Sat OIRU. Issue.
15 (31). - M.: Ulei, 2009. P. 19.
[4] Website of the Arkhangelskoye Museum-Reserve // URL: https://arhangelskoe.su/the_museum/history_mu-
seum/ (02.12.2023).
[5] Act of August 8, 1940 on the donation to the museum of V.D. Polenov by the family of the artist of memo-
rial objects and works by V.D. Polenov and members of his family // URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=33854984 (01.31.2023).
[6] Federal Law of June 25, 2002 N 73-FZ "On objects of cultural heritage (monuments of history and culture)
of the peoples of the Russian Federation" (with amendments and additions) // URL: https://base.garant.ru/ 12127232/ (02.17.2023).
[7] Decree of the Government of March 03, 2012 N 186 "On the federal target program "Culture of Russia (2012 -
2018)" // URL: https://base.garant.ru/70149760/? (01.11.2022).
[8] Pavlova T.E. Ruins of the Olgovo estate // Our heritage. 2015. № 12. // URL: http://www.nasledie-rus.ru/pod-
shivka/11205.php?ysclid=ldy84kki6x602981231 (10.02.2023).
[9] Pavlova T.E. Ruins of the Olgovo estate // Our heritage. 2015. № 12. // URL: http://www.nasledie-rus.ru/pod-
shivka/11205.php?ysclid=ldy84kki6x602981231 (10.02.2023).
[10] Grech A.N. Wreath of Estates // Monuments of the Fatherland. 3-4 issue. 1994. 96 p.
Никитина Н.Н.
Кандидат исторических наук, доцент каф. Истории Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Никитин А.Ю.
Старший преподаватель каф. Информатики и информационных технологий Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Кимлаева Т.С.
Магистрант Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Создание музейных комплексов на территории бывших дворянских усадеб после Революции 1917 года как способ сохранения отечественного культурного наследия
Аннотация. Проблема сохранения исторической памяти в современном российском обществе делает актуальным обращение к изучению истории такого феномена российской культуры, как дворянская усадьба. Многочисленные коллекции, накопленные в усадьбах, составляют важную часть усадебной культуры, что делает важным изучение формирования усадебных коллекций и их судеб после октября 1917 года.
В статье рассматривается процесс музеефикации бывших дворянских усадеб после октября 1917 года. Особенности этого процесса были обусловлены содержанием первых декретов советской власти и их реализацией местными властями.
На примере создания Дома - музея В.Д. Поленова и музея - усадьбы Ольгово (Московская область) подробно освещаются региональные особенности и заслуги музейных работников по сохранению культурного наследия страны.
Ключевые слова: дворянская усадьба, усадебная культура, усадебные коллекции, историческая память, музейный предмет, музей - усадьба Оль-гово, музей - усадьба Поленово.
Nikitina N.N.
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department. History of Kaluga State University.
Nikitin A.Y.
Senior teacher of the department Informatics and Information Technologies of Kaluga State University.
Kimlaeva T.S.
Graduate student of the Institute of History and Law of Kaluga State University.
Creation of museum complexes on the territory of the former noble estates after the Revolution of 1917 as a way to preserve the national cultural heritage
Abstract. The problem of preserving historical memory in modern Russian society makes it relevant to study the history of such a phenomenon of Russian culture as a noble estate. Numerous collections accumulated in estates constitute an important part of the estate culture, which makes it important to study the formation of estate collections and their fate after October 1917.
The article deals with the process of museumification of the former noble estates after October 1917. The features of this process were due to the content of the first decrees of the Soviet government and their implementation by local authorities.
On the example of the creation of the House - Museum of V.D. Polenov and the museum-estate of Olgovo (Moscow region) highlights in detail the regional features and the merits of museum workers in preserving the cultural heritage of the country.
Key words: noble estate, estate culture, estate collections, historical memory, museum item, museum-estate Olgovo, museum-estate Polenovo.