Научная статья на тему 'Создание интегрированных образовательных структур кластерного типа'

Создание интегрированных образовательных структур кластерного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / КЛАСТЕРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкина Ольга Владимировна

Обоснована необходимость создания интегрированных образовательных структур кластерного типа, определены цели, задачи и принципы формирования образовательных кластеров, рассмотрены вопросы управления в интегрированной образовательной структуре кластерного типа.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article necessity of creation of the integrated educational structures of cluster type, a definite purpose, problems and principles of formation educational кластеров are proved, management questions in the integrated educational structure of such type are considered.

Текст научной работы на тему «Создание интегрированных образовательных структур кластерного типа»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буянов, В.П. Управление рисками (рисколо-гия) [Текст] / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.А. Михайлов. - М.: Экзамен, 2002. - 384 с.

2. Мызрова, К.А. Современные тенденции развития высшего образования [Текст] / К.А. Мыз-рова // Креативная экономика. - 2011. - № 9. -С. 48-52.

3. Сергеев, И.Б. Оценка и прогнозирование эффектов интеграции при объединении горных компаний [Текст] / И.Б. Сергеев, Т.В. Пономаренко // Науч-

но-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. -№ 1(114). - С. 84.

4. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. -895 с.

Соколков, Е.А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании [Текст] / Е.А. Соколков, А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина. - М.: Университ. книга, 2008. - С. 178.

УДК 334.7

О.В. Курочкина

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

КЛАСТЕРНОГО ТИПА

В списке стран, наиболее динамично развивавшихся в последние десятилетия, в основном представлены те, которые сделали ставку на развитие национальных систем образования и наукоемкие технологии. Однако в России между наукой и технологией до сих пор еще остается много нерешенных проблем и противоречий. В настоящее время главная проблема, связанная с новыми технологиями, заключается не в том, «как это сделать», а «кому это нужно» или «как это продать». Опыт показал, что непосредственно с рынком конечной продукции ученые иметь дело не хотят, не могут и не должны. Трансфер технологий от научной лаборатории к рыночным производителям требует разделения функций и наличия целого ряда специализированных промежуточных звеньев.

В соответствии с представлениями автора важным вкладом университетов в инновационную деятельность в России может стать развитие на их базе интегрированных образовательных структур кластерного типа (ИОСКТ), которые преследуют две важнейшие цели: подготовка профессиональных кадров для всей

цепочки создания и трансфера новых технологий; привлечение средств потенциальных работодателей и корпораций в систему высшего образования.

В экономическую теорию понятие «кластер» было введено Майклом Портером: «кластер -это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3]. Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.

В результате формируется кластер - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, способствующих росту конкурентоспособности друг

друга. Для экономики всего государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается, что обеспечивается в том числе сильными позициями отдельных кластеров, тогда как при их отсутствии даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.

В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:

- новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя научно-исследовательские работы и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий;

- происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;

- взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности;

- людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации [5].

Выделяют три основных вида кластеров:

- кластеры с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т. д.);

- кластеры с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных фирм или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта;

- отраслевые кластеры в различных видах производства с высоким уровнем агрегации (например, фармацевтический кластер) или еще более высоким уровнем агрегации (например, аэрокосмический кластер) [4].

Наличие кластеров позволяет национальным отраслям развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая их даже технически более развитым странам. Все фирмы из кластера взаимосвязанных отраслей делают

инвестиции в специализированные исследования, развитие родственных технологий, информацию, развитие инфраструктуры и человеческие ресурсы, что проявляется в синергетиче-ском эффекте. В рамках государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и обеспечивают продвижение производимых ими товаров и услуг на международные рынки. Это способствует повышению международной конкурентоспособности страны в целом благодаря ряду преимуществ, присущих кластерной форме взаимодействия крупных, средних и малых предприятий по всем направлениям деловых связей.

К основным задачам, которые решают ИОСКТ, можно отнести:

- повышение эффективности и качества образования;

- подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям, специалистов среднего звена и высшей квалификации по заказу работодателей определенной отраслевой направленности и эффективное использование их по назначению;

- создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;

- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

Принцип создания ИОСКТ:

- единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой;

- непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе с сокращенными сроками их усвоения;

- инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных

исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных;

- организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями ИОСКТ, равенство и учет их интересов.

Очевидно, что в настоящее время профессиональное образование не может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов. Интегрированное образование - это механизм практической реализации обратной связи между промышленностью и образованием и суть его в том, что предприятия сами должны принимать активное участие, в том числе финансовое, в подготовке своих будущих кадров. Университет может дать своим выпускникам фундаментальное академическое образование, но не всегда располагает высококвалифицированными кадрами в какой-либо конкретной области, способными дать им практические навыки для того, чтобы они могли сразу и полноценно включиться в работу того или иного предприятия. Преодолеть этот разрыв можно, развивая систему интегрированного образования как систему образования за счет средств «заказчика» образовательных услуг, с привлечением его производственной базы и специалистов. По сути, это возрождение на новом этапе и в новых условиях зарекомендовавшей себя отечественной системы - системы совместной подготовки специалистов на базе фундаментального университетского образования и финансовых, производственных и кадровых возможностей и потребностей заказчиков.

На наш взгляд, взаимодействие системы образования и действующего производства, реального бизнеса в рамках ИОСКТ будет стимулировать профессиональный рост профессорско-преподавательского состава вузов. Ведь экономика и производство развиваются со скоростью, не сопоставимой со скоростью изменений в системе образования. В отличие от фундаментальной науки объем получаемых в ходе университетского образования специальных технологических знаний в современном мире значительно уменьшен. Именно в контакте с ре-

альным бизнесом вузовские преподаватели должны обновлять свои профессиональные навыки.

Возможно, низкая эффективность отечественной системы высшего образования является одной из причин того, что при одинаковой численности исследователей на тысячу занятого населения в России и странах ЕС эффективность западных исследований и разработок (число Нобелевских лауреатов, публикаций и патентов, динамика роста инноваций, доля наукоемких технологий) в разы превосходит российские показатели. Другой важной причиной является низкий уровень материального поощрения. На материальное поощрение научных работников, чьи результаты используются в производстве и приносят реальный доход, тратится 10 % прибыли в Германии, 12,5 % - в США, более 16 % -в Швейцарии, т. е. конкретная деятельность, приводящая к повышению доходности, стимулируется. Именно предлагаемая система интегрированного образования предоставляет реальные возможности дифференциации уровня оплаты вузовских преподавателей в зависимости от качества и ценности предоставляемых ими образовательных услуг и степени их отдачи в реальных инновационных процессах [1].

Развитие системы интегрированного образования с привлечением в первую очередь инновационно-ориентированных компаний и предприятий будет стимулировать преподавательскую активность наиболее одаренных и компетентных преподавателей вузов. Интегрированное образование обеспечивает условия для ранней ориентации на конкретную высококвалифицированную профессиональную деятельность, отсутствие продолжительной стадии послевузовской адаптации, гарантированный высокий материальный уровень и перспективы профессионального роста для наиболее талантливых и профессионально мотивированных выпускников вузов.

Безусловно, при реформировании сферы образования следует перейти к активной политике создания новых государственных учебных учреждений и интегрированных комплексов в наиболее перспективных инновационных отраслях экономики. Формирование ИОСКТ -сложный и ответственный процесс. Выбор

формы интеграции, определение состава участников, разработка стратегии совместной деятельности имеют определяющее значение для всей последующей деятельности объединения. Именно на этом этапе создаются предпосылки для эффективного совместного функционирования хозяйствующих субъектов - участников интегрированной структуры, здесь же могут закладываться основы будущих конфликтов.

Формирование любой интегрированной структуры требует не только организационных, но и финансовых ресурсов, причем наиболее затратны такие этапы, как проработка вопросов интеграции и юридическое оформление объединения. Следует констатировать, что одна из существенных проблем формирования интегрированных структур сопряжена именно с дефицитом финансовых ресурсов для проработки вопросов интеграции и организации ее практического осуществления.

В условиях инвестиционного дефицита одно из предназначений ИОСКТ заключается в привлечении внешних и мобилизации внутренних финансовых ресурсов для реструктурирования и развития участников объединений.

Ключевым же фактором остается сложившееся в России противоречие между ограниченными краткосрочной перспективой интересами банков и средне- и долгосрочными задачами развития предприятий. Отмеченные выше проблемы с внешними финансовыми ресурсами актуализируют задачу рационального использования внутрикорпоративных источников финансирования, прежде всего это касается реинвестирования средств, поступающих в распоряжение головной организации в интегрированной структуре.

Серьезнейшим недостатком отечественных интегрированных структур остается отсутствие эффективных механизмов рефинансирования конечной прибыли. Получив контроль над финансовыми потоками в рамках корпоративного объединения и успешно аккумулируя его прибыль, головные организации зачастую используют ее преимущественно в своих интересах. Для обеспечения общекорпоративного порядка распределения прибыли, гарантирующего реин-

вестирование полученных средств, необходимо соответствующим образом скорректировать механизмы ценообразования на соответствующие образовательные услуги и социальную продукцию, а также обязать госпредставителей в органах управления головных организаций инициировать принятие в рамках объединений конкретных регламентов распределения конечной прибыли.

Полноценная интегрированная структура должна иметь четкие и измеримые стратегические, финансовые и операционные цели, которые могут быть использованы в процессе управления как критерии оценки эффективности менеджмента.

В ИОСКТ под управлением следует понимать определенный стиль управления и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и менеджеры вновь создаваемых структур принимают решения, касающиеся целей образовательной деятельности. При этом стиль управления представляет собой поведение:

- «мотивированное потребителем» - означающее, что ИОСКТ разрабатывают и предоставляют образовательные программы в соответствии с запросами и пожеланиями целевых групп потребителей и что оценивание конечных результатов их деятельности осуществляется с позиции потребителя;

- «ориентированное на будущее» - означающее стратегическую ориентацию деятельности ИОСКТ, что предполагает разработку и реализацию ими стратегических решений, определяющих будущее образовательного процесса;

- «направленное на конкуренцию» - указывающее на настоятельную необходимость для ИОСКТ собирать информацию о реальных и потенциальных действиях конкурентов, функционирующих на рынке профессионального образования, и использовать ее в процессе принятия решений.

Важное требование к сотрудникам ИОСКТ - это стратегическая ориентация их деятельности, синхронизация планов подразделений, ответственных за реализацию целей образовательного процесса. Особенность управления

в таком образовательном учреждении состоит в том, что менеджеры сами определяют и реализуют стратегию развития в рамках согласованных условий деятельности. Вместе с тем менеджеры созданных интегрированных образовательных структур занимаются непосредственно планированием. При этом план разрабатывается по каждому направлению деятельности ИОСКТ и предполагает постановку долгосрочных целей, определение необходимых средств и методов их достижения. Наряду с этим важным преимуществом стратегического управления является объединение процесса разработки стратегии и процесса ее реализации, которые осуществляются на одном уровне и в каждой интегрированной структуре.

К числу основных принципов управления ИОСКТ относятся: оргструктура, ориентированная на потребителя; внутреннее предпринимательство; децентрализация полномочий и интегральной ответственности; децентрализация работ; регулирование внутренних отношений на основе контрактов.

Среди основных характерных черт деятельности ИОСКТ следует отметить: собственный набор программ для целевых сегментов рынка; интегральная ответственность за результаты; индивидуальная стратегия, основные функции и внутренние связи в образовательном учреждении; внутренний контроль деятельности; предпринимательский подход и предпринимательское поведение. Эффективное управление рассматриваемыми структурами предполагает выполнение следующих условий:

- каждая ИОСКТ должна иметь ясную и четко сформулированную миссию, что позволяет, с одной стороны, фокусировать внимание на обслуживании целевых сегментов рынка, вырабатывать вполне конкретные и реальные планы действий, а с другой стороны - способствует предотвращению конкуренции между структурами в составе образовательного кластера;

- управление ИОСКТ должно осуществляться посредством установления прямых контактов и связей между высшим руководством образовательного учреждения и его структурами на основе контрактов;

- ИОСКТ должны иметь необходимую степень свободы для осуществления внешних контактов (например, при заключении контрактов с потребителями и с поставщиками);

- в ИОСКТ должны быть реальная и действенная система стратегического управления, опирающаяся на проверенные практикой методы планирования, а также целенаправленно реализуемая стратегия в управлении;

- информационная система управления в ИОСКТ предполагает учет доходов и расходов в каждой структуре, что требует от работников навыков учета и анализа соответствующих данных для оперативного контроля и принятия решений, а также обязательно предусматривает возможность осуществления контроля со стороны высшего руководства;

- синергетический эффект достигается на основе сочетания особого стиля управления со стороны руководства ИОСКТ, поддерживающего и стимулирующего инициативу и предпринимательское поведение в его структурах;

- система управления должна обеспечивать бесперебойное функционирование ИОСКТ даже в случае возникновения конфликтов между его структурами, а также разногласий между структурами и аппаратом управления.

Необходимо отметить, что решающим фактором конкуренции становится время на разработку образовательных программ и реализацию этих программ на рынке профессиональных образовательных услуг. Именно поэтому необходимо сокращать временные периоды разработки образовательных программ, в том числе за счет ускорения коммуникационных связей.

При создании ИОСКТ большое значение имеет проблема выбора той или иной организационно-правовой формы. Детальное понимание особенностей существующих организационно-правовых форм позволяет выбирать в каждом конкретном случае оптимальную форму, наиболее полно отвечающую целям деятельности создаваемой ИОСКТ и позволяющей ей максимально использовать преимущества юридической самостоятельности. При выборе организационно-правовой формы хозяйственной структуры, в рамках которой предполагается

реализация конкретного образовательного проекта, т. е. последовательного превращения идеи в товар через этапы исследований, разработок, маркетинга, реализации профессиональных образовательных услуг, необходимо учитывать следующие факторы: тип проекта; источники (конкретные или возможные) финансирования; финансовую стратегию учебно-научно-производственных структур и общие принципы организации работ; организационную, экономическую и социальную преемственность с предыдущими этапами разработки; согласованность действий.

Таким образом, последовательная, планомерная и системная реализация новых задач, принципов и мер по формированию новых организационно-правовых структур в сфере образования наряду с другими мерами, направленными

на совершенствование управления в сфере образования, является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата и осуществления важнейшей развивающей и стимулирующей функции государства в отношении национальной политики в области образования. При этом важно отметить и то, что ориентация на количественные и качественные показатели эффективности осуществления завершающих этапов реформ в долгосрочной перспективе может быть реальной и значимой в тех случаях, когда учтены вероятность и объемы достижения таких стратегий реформирования, как финансовая, экономическая, социальная, а также организационно-правовых изменений.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (государственный контракт № 02.740.11.0587).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катькало, B.C. Российское образование: институциональная структура, кадры, связи с бизнесом [Текст] / В.С. Катькало // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. - 2004. - Вып. 4 (№ 26).

2. Павлов, И.С. Обеспечение непрерывности начального, среднего и высшего профессионального образования [Текст] : сб. научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов. Вып. 4 / И.С. Павлов, М.А. Николаева - М.: МИПиП, 2008.

3. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. -М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.

4. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт [Текст] / авт.-сост. С.Ф. Пя-тинкин, Т.П. Быкова. - Минск: Тесей, 2008.

5. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития [Текст] Т.В. Цихан // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.