СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СПА-САЛОНОВ КРАСОТЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
© Горячкина К.В.1
Новосибирский государственный университет экономики и управления,
г. Новосибирск
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что системный анализ помогает реализовать поставленную цель намного быстрее и эффективнее. Целью применения системного анализа является повышение степени обоснованности принимаемого решения, рассмотрение множества вариантов, среди которых производится обоснованный выбор.
Применение системного анализа к решению проблемы продвижения наукоемкой продукции вполне обоснованно. Такой подход позволяет расчленить проблему организации продвижения на составные части, правильно поставить цели, рассчитать коэффициенты относительной важности, а также разработать оптимальный комплекс работ и мероприятий для разрешения, как составных частей, так и всей проблемы в целом.
Таким образом, можно определить цель данного исследования как создание оптимального плана действий по созданию и продвижению спа-салонов красоты на инновационный рынок.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: выявить проблемную ситуацию, детализировать проблему, решить проблему с помощью методов системного анализа.
Объектом исследования служит наукоемкая продукция.
Предмет исследования - процесс продвижения такой продукции.
Ключевые слова системный подход, управление, прогнозирование, инновации.
С помощью системного анализа можно исследовать различные социально-экономические процессы и системы для лучшего понимания проблемы и поиска мероприятий по ее разрешению. В данной расчетной работе с помощью методов системного анализа рассматривается проблема создания инновационного спа-салона. Т.к. данная проблема имеет множество аспектов, предполагающих различные варианты их решения, она может считаться достаточно сложной и противоречивой.
Продвижение является неотъемлемой частью комплекса маркетинговых мероприятий, не уделяя должного внимания которому, выход нового продукта на рынок обречен на провал. Исключительная важность продвижения вытекает из его воздействия на потенциального покупателя: прежде всего, продвижение ставит своей целью проинформировать покупателя о новом
1 Студент кафедры Современного естествознания и наукоемких технологий.
товаре, вышедшем на рынок. Это следует из определения самого продвижения. Под продвижением понимается любая форма коммуникации с целью продажи [1].
В свою очередь, умение правильно продвинуть любой продукт на рынок, правильно воспользоваться логическими элементами системного анализа при достижении какой-либо цели во многих случаях помогает достичь эффективного конечного результата. Поэтому в данной работе было решено применить системный анализ для достижения цели «Создать инновационный спа-салон красоты ».
На первом этапе работы было построено дерево целей по созданию инновационных спа-салонов красоты, которое представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Дерево целей
Далее следует этап по определению коэффициентов относительной важности подцелей, то есть их удельного веса в составе главной цели.
Был проведен опрос экспертов, по ходу опроса нужно было присвоить ранги подцелям, учитывая следующее задание: «Расставить альтернативы в порядке, который представляется наиболее рациональным, и присвоить каждому из них числа - ранги. При этом ранг 1 получает наиболее предпочтительная альтернатива, а ранг N - наименее предпочтительная».
В таблице 1 представлена матрица опроса экспертов.
Это значит, что более важной подцели должно соответствовать большее число (в отличие от присвоения рангов в исходной матрице опроса), поэто-
му было необходимо выполнить расчет преобразованных рангов по формуле (Рангтах - Рангэксперга), как показано в табл. 2 [2].
Таблица 1
Матрица опроса экспертов для подцелей 1-го уровня
Подцели Эксперты
1 2 3 4 5
Разработать дизайн проект 2 2 1 1 1
Оформить помещение 3 1 2 4 3
Провести анализ рынка 1 3 3 2 2
Организовать работу салона 4 4 4 3 4
Таблица 2
Матрица преобразованных рангов для подцелей 2-го уровня
Подцели Эксперты Сумма КОВ
1 2 3 4 5
Разработать дизайн проект 2 2 3 3 3 13 0,433
Оформить помещение 1 3 2 0 1 7 0,233
Провести анализ рынка 3 1 1 2 2 9 0,3
Организовать работу салона 0 0 0 1 0 1 0,034
30 1,00
На основе анализа КОВ видно, что эксперты определили важнейшей составляющей в достижении главной цели «Создать инновационный спа-салон красоты» осуществление мероприятий по подцели «Разработать дизайн проект» (0,433).
На втором месте по весомости оказалась подцель «Провести анализ рынка» (0,3). Третье место эксперты определили цели «Оформить помещение» (0,233), и четвертое место - «Организовать работу салона» (0,034).
При определении КОВ подцелей второго уровня используется та же система, что и на первом уровне. Рассматривается последовательно разбиение подцелей 1 -го уровня на составные части. При этом сначала определяется пропорция, в которой данная подцель разбивается на составные части, а затем в такой же пропорции разделяется КОВ вышестоящей подцели.
Расчет коэффициентов относительной важности позволяет наглядно просмотреть в процентах (%) насколько важна та или иная подцель при достижении главной цели.
Также КОВ выступает как показатель уровня достижения цели, данные представлены в табл. 3.
Проведя анализ коэффициентов весомости мероприятий, необходимых для реализации целей, был составлен список работ, представленный в табл. 4.
Таблица 3
Достижение следующих подцелей как продвижение к цели на определенный %
№ Подцели %
1 Разработать дизайн проект 17,3
2 Составить финансовый план 14,3
3 Утвердить проект реконструкции помещения 11,7
4 Определить места расположения салона 10,95
5 Выполнить реконструкцию помещения 6,3
6 Установить инновационное оборудование 6
7 Определить объем потока клиентов спа-салона 12
8 Провести анализ услуг и цен конкурентов 18
9 Подобрать необходимый персонал 1,36
10 Закупить инновационные расходные материалы 2,04
Таблица 4
Список работ сетевого графика
Обозначение работы Название (содержание) работы Длительность работы (дней) Предшествующие работы
А1 Самостоятельно разработать дизайн проект 2 А2
А2 Самостоятельно составить финансовый план 2
A3 Заключить договор с «Ремонт-54» для утверждения реконструкции помещения 1 А1
А4 Самостоятельно определить место расположения салона с помощью сети Internet 3 А2
А5 Заключить договор с «Ремонт-54» для выполнения реконструкции помещения 1 А3
А6 Установить инновационное оборудование из специализированного магазина «Stormoff» 3 А5
А7 Самостоятельно определить объем потока клиентов спа-салона, используя информацию специализированные форумов 3 А4
А8 Провести анализ услуг и цен конкурентов по опыту зарубежного салона красоты «Gaudi» 3 А7
А9 Самостоятельно подобрать необходимый персонал, раздав объявления о поиске работников 5 А8
А10 Закупить инновационные расходные материалы в специализированном магазине «Stormoff» 1 А6
На основе списка работ был построен сетевой график, представленный на рис. 2, V1 означает начало проекта, а V10 - его окончание.
На рисунке буквой «Е» обозначены ранние сроки свершения событий, «L» - поздние. Возможный наиболее поздний срок выполнения всего проекта по определению равен полному сроку выполнения проекта, т.е. L ^оконч) = E (^эконч). Для нахождения L(Vi) необходимо от позднего срока свершения последующего события L(Vi+1) отнять продолжительность работы, проведенной между этими двумя событиями.
Рис. 2. Сетевой график
На данном этапе был разработан план мероприятий и по нему построен сетевой график. На графике представлен порядок выполнения необходимых работ с указанием их длительности и последовательности.
Список литературы:
1. Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. -Новосибирск, 2009.
2. Андерсон К., Керр К. Менеджмент, ориентированный на потребителя. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1 2 © Енгибарян А.В/, Шутилов Ф.В.2
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Статья рассматривает роль человеческого фактора в менеджменте, проблемы, возникающие в связи с этим в ходе принятия и реализации управленческих решений, раскрывает влияние пола, темперамента и волевых характеристик личности на сущность и содержание управленческих решений.
Ключевые слова: управленческие решения, воля, темперамент, человеческий фактор.
1 Студент.
2 Доцент кафедры Производствтенного менеджмента и эконокики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук, доцент.