__________ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕДЛОЩАДКИ_______________
А.Г. Кузнецова
J-
СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УРОВНЕВОИ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ на обеспечение ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС
Аннотация. Автор описывает уровневую модель повышения квалификации, обеспечивающую введение на территории Хабаровского края Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), выделяет условия введения стандартов, описывает особенности команд спинаута: муниципальные (школьные) команды - командно-сетевой каскад; учителя, берущие 1 класс - индивидуально-сетевая очно-дистанционная модель; руководители ОУ - фасеточная модель.
Ключевые слова: модели повышения квалификации, уровни, условия реализации модели, механизм командносетевого каскадного обучения, индивидуально-сетевая очно-дистанционная модель; фасеточная модель; спинаут; докурсовое задание; «Интенсивная школа»; послекурсовое задание.
Условия введения стандартов нового поколения как крупной системной инновации сверху требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса. От руководителей - способности к гибкой и мобильно меняющейся организации целостного образовательного процесса; повышения ответственности за условия и качество реализации образовательных программ; выстраивания договорных отношений с родителями и социальными партнёрами.
Итак, условия введения новых стандартов и задача, которую мы для себя определили, явились для нас требованиями для определения характеристик модели повышения квалификации:
1) массовость и скорость должен обеспечить каскад;
2) точность воспроизводства информации на разных ступенях каскада - технологии мультипликации;
3) наиболее сложные изменения (в профессиональном мировоззрении и профессиональной позиции) как залог прочности и необратимости вне административного давления - гуманитарные технологии;
4) укоренение инноваций - командный принцип обучения и деятельности;
5) оптимизация процессов коллективного поиска новых технологических решений - сетевой принцип и обобществления интеллектуальной продукции;
6) превращение образовательных учреждений в обучающуюся организацию - технологии управления знаниями.
Кадровые условия реализации модели
В 2009 году на базе Хабаровского краевого института развития образования мы создали отдел по введению ФГОС, получивший статус краевой командыспинаута под руководством выпускницы Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, Master of Educaition Ж. Б. Куз-
нецовой. В составе команды - учёные, методисты и управленцы, специалисты в области дидактики, теории воспитания и психологии. В нашей модели спинаут - это кроссфункциональная (т. е. объединяющая для решения одной задачи специалистов разных структурных подразделений, выполняющих различные функции) команда, работающая над задачей технологизации и внедрения инновации. С одной стороны, большая автономия в управлении командой позволяет руководителю команды быстро принимать решения в соответствии с условиями ситуации, не тратя времени на согласования, а с другой стороны, в случае неудачи ошибка команды не повредит деятельности всей системы.
Цель деятельности командыспинаута - обеспечение введения на территории Хабаровского края Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) как системной инновации. Организационная сторона введения стандартов осуществляется муниципальными командами и администрацией образовательных учреждений. А вот содержательная и технологическая стороны требуют вдумчивой инновационной работы педагогов и методистов, поскольку новые требования к образовательным результатам заставляют разрабатывать, например, учебные задания и контрольно-измерительные материалы на новых методологических основаниях.
Эта командаспинаут создала по договорённости с руководителями муниципальных органов управления образованием и краевых учреждений целую сеть команд на муниципальном и краевом уровне, которые получили техническое задание на разработку конкретного инновационного продукта.
Минимизация рисков в деятельности дочерних команд осуществляется путём сетевых коммуникаций и регулярных конференций с координирующим органом - Краевым координационным советом по организации введения ФГОС в Хабаровском крае.
Следующая вводная характеристика нашей модели повышения квалификации - целевые группы.
72
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Мы выделили три целевые группы:
1) муниципальные (школьные) команды - командносетевой каскад;
2) учителя, берущие 1 класс - индивидуальносетевая очно-дистанционная модель;
3) руководители ОУ - фасеточная модель (в отличие от накопительной, где содержание выстраивается на основе выбора самого обучающегося руководителя, в фасеточной логика и набор необходимых модулей определяются в соответствии с дорожной картой введения ФГОС).
Теперь о том, как работает наша модель повышения квалификации.
Для решения задачи по обеспечению стопроцентной готовности педагогических работников к введению ФГОС НОО используется каскадная технология обучения, которая позволяет за короткое время обучить максимальное количество специалистов. Чтобы обеспечить координацию и слаженность действий по введению ФГОС, ведётся обучение муниципальных и школьных команд. В состав муниципальной команды входят: специалист управления образованием, ответственный за введение ФГОС НОО, специалисты муниципальной методической службы, руководители образовательных учреждений и учителя начальных классов.
В состав школьной команды входят: руководитель образовательного учреждения, заместитель директора по учебной работе, руководитель методического объединения учителей начальных классов, учителя начальных классов.
Описание механизма командно-сетевого каскадного обучения
Первая ступень каскада. Начинается каскадное обучение с подготовки муниципальных команд, которые для следующих ступеней каскада будут выполнять функцию тьюторов.
Затем муниципальная команда готовит аналогичный семинар и проводит его для всех школьных команд города или района. Таким образом, организуется вторая ступень каскадного обучения.
На третьей ступени каскадного обучения подготовленная школьная команда проводит аналогичный семинар для педагогического коллектива образовательного учреждения. Раздаточные дидактические материалы модельного семинара помещаются во внутреннюю информационную сеть системы образования (разных уровней) и находятся в свободном доступе для всех заинтересованных в обучении специалистов.
В качестве организационной формы обучения выбран модельный семинар. Содержание модельного семинара составляют компетенции, необходимые и достаточные для успешного выполнения практической деятельности руководителей и педагогов по введению и реализации ФГОС.
В модельном семинаре предусмотрено три этапа:
первый этап - учебно-образовательный;
второй этап - проектно-аналитический (или проектный);
третий этап - экспертный.
На первом этапе осваиваются методы (общие способы) выполнения практической деятельности по введению и реализации ФГОС - путём сочетания экспресслекций, работы с кейсами, смысло-деятельностных игр, дебатов и пр.
Анализ содержания практической деятельности на этапе введения ФГОС показал, что основным видом деятельности является проектирование (разработка) конкретных педагогических продуктов. Поэтому на втором этапе организуется проектирование конкретных педагогических продуктов(план мероприятий, основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП) и т. п.).
На третьем этапе продукты педагогического проектирования предъявляются на пленуме участникам семинара для экспертизы, выявления лучших образцов и их последующего распространения с помощью сетевого транслятора «Простые решения».
Участники краевого модельного семинара получают все необходимые методические материалы для проведения соответствующего муниципального семинара для школьных команд.
Для второй целевой группы - учителей, берущих 1 класс, мы используем индивидуальносетевую очно-дистанционную модель и технологию «Интенсивная школа».
Поскольку педагогу приходится работать с собственными профессиональными нормами, мировоззрением, поведенческим репертуаром, то здесь не годится командно-сетевая модель. Командная работа используется только на отдельных этапах обучения, а в целом мы помогаем педагогу определить индивидуальный путь профессионального развития - будет ли он совпадать на определённых этапах с группой или нет, но он будет персональным.
Образовательное событие, в котором ведётся подготовка учителей, состоит из трёх этапов:
1. Индивидуальный дистанционный - докурсовое задание на изучение базовых документов и теоретических материалов с выполнением творческого задания: аналитического эссе.
2. Очный групповой - по технологии «Интенсивная школа».
3. Сетевой коллективнораспределённый - послекурсовое задание с обсуждением в сетевом сообществе и в интернет - конференциях.
В организационной стороне такого образовательного события также присутствуют элементы каскада, для этого в крае подготовлено 45 тьюторов, в том числе и с помощью виртуального университета издательства «Просвещение».
Несколько слов о технологии «Интенсивная школа», которая используется на втором этапе. Это образовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения, основанное на деятельном включении участников в решение практических задач. Её компоненты:
Первый компонент: тьютор, главный, ведущий обучение. Он проводит очные встречи (тьюториалы), отвечает на вопросы в интернет -конференциях, оценивает и комментирует письменные работы, проводит индивидуальные консультации.
Второй компонент: рабочие (учебные) тетради. В «Интенсивной школе» нет привычных учебных пособий или рекомендаций, вместо них педагоги получают «Рабочие тетради». В них содержатся задания для практикума, теоретический материал, который необходим для обучения.
Третий компонент: тьюториалы - очные встречи тьютора с командой (группой). Это свободное общение
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
73
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
в подгруппах, совместное решение casestudy (ситуационных задач), во время которого участники определяют пути решения возникших на практике затруднений. На тьюториалах развиваются навыки работы в команде, активного слушания, публичного выступления.
Четвёртый компонент: интернет - конференция, является основным средством обмена информацией между тьютором и другими слушателями в течение всего периода обучения. Обсуждаются прошедшие и планируемые тьюториалы. Обсуждаются результаты выполнения проектных работ обучающихся.
Пятый компонент: письменные задания, которые необходимо выполнить, задания на применение теоретического материала в своей практике.
Заключительное письменное (проектное) задание слушатели готовят по окончании ИШ. При выполнении заключительного задания необходимо использовать весь материал, изученный в рамках обучения.
Принципы проведения «Интенсивной школы» (ИШ):
Интенсивность - работа ИШ организуется максимально интенсивно, насколько это позволяют силы и средства педагогического коллектива и слушателей.
Деятельностный подход - освоение операций и общих способов действий.
Модельность - ИШ является испытательным полигоном для слушателей, где они могут опробовать различные модели (стратегии) действий в практических ситуациях.
Пролонгированность - ИШ строится таким образом, чтобы у неё возникало самодеятельное продолжение после окончания работы ИШ.
Результаты деятельности «Интенсивной школы»: увеличение интеллектуального и эмоционального ресурса; формирование индивидуального стиля мышления; развитие коммуникативных навыков; профессиональное самоопределение; повышение самооценки; повышение критичности мышления; развитие способности высказывать собственные мысли и отстаивать свою точку зрения; активное инновационное поведение.
Для третьей целевой группы - руководителей образовательных учреждений используется фасеточная модель повышения квалификации, в содержании которой определено два компонента. Первый направлен на подготовку к выполнению оперативных задач по организационному, кадровому и материальнотехническому обеспечению введения стандарта. Реализуется он через командно-сетевой каскад в модельных семинарах, траектория задана графиком модельных семинаров и дорожной картой введения стандартов.
Второй компонент содержания повышения квалификации руководителей носит стратегический характер, направлен на формирование новых профессиональных норм руководителя образовательного учреждения как эффективного менеджера. Реализуется он через «Школу эффективного менеджера», которую мы разработали в качестве регионального дополнения к федеральному проекту по формированию федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации руководителей.
Все образовательные события для всех целевых групп имеют ориентацию на конечный продукт, для хранения которого разработан и функционирует интерактивный ресурс, расположенный на сайте ХК ИРО, - виртуальная площадка презентации и обмена
опытом «Сетевой транслятор», на котором размещены шаблоны программ, диагностические и технологические карты, материалы для организации корпоративного обучения педагогов, разработки отдельных уроков и мероприятий и целые учебнометодические пакеты, включающие в себя не только сценарии уроков, но и все дидактические и контрольно-измерительные материалы к ним. Здесь же размещаются материалы школ - пилотных площадок.
Таким образом, формирующаяся в крае модель подготовки педагогических и руководящих работников представляется для нас наиболее сообразной условиям и задачам введения крупной системной инновации, которой являются стандарты нового поколения.
Литература
1. Винниченко Л. Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ//Экс-перимент и инновации в школе. - 2010. - № 4.
2. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 4.
3. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 4.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. -152 с.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35 с. - (Стандарты второго поколения).
6. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Концепция профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации деятельностного метода обучения.//Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - № 1.
7. Примерные программы начального общего образования [Текст]: в 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009 -. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-021422-3. Ч. 1. - 2009. - 315 с.
8. Примерные программы начального общего образования. [Текст]: в 2 ч./[Рос. акад. образования]. - М.: Просвещение, 2008 -. - (Стандарты второго поколения). Ч. 1. - 2008. - 315 с.
9. Сафонова Н. А., Глявина О. И., Китова Л. А. Конструирование новой профессиональной позиции педаго-га.//Инновационные проекты и программы в образовании - 2009-№ 1.
10. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 4.
11. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС.//Экспери-мент и инновации в школе. - 2011. - № 4.
12. Скорик В. П. Формирование профессиональной компетентности управленца как фактор, способствующий развитию школы.//Инновационные проекты и программы в образовании -2009.-№ 1.
13. Чернобай Е. В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды//Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 2.
74
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011