13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378+519.1 ДОРОФЕЕВА В.И.
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected] СИМАНЕВА Т.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378+519.1 DOROFEYEVA V.l.
Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Informatics, Orel State
University
E-mail: [email protected] SlMANEVA T.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Informatics, Orel State University E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОНЛАЙН КУРСА ПО ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И СЕРВИСАМ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
CREATION AND IMPLEMENTATION OF ONLINE COURSE ON DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES AND SERVICES FOR THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Обсуждаются вопросы разработки онлайн курса «Цифровые образовательные ресурсы и сервисы в учебном процессе» и приводятся результаты анализа педагогических данных, полученные на основе опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровые образовательные ресурсы, онлай курс, цифровые сервисы
The issues of developing an online course «Digital educational resources and services in the educational process» are discussed and the results of the analysis ofpedagogical data obtained on the basis of experimental research are presented.
Keywords: digital transformation of education, digital educational resources, online course, digital services.
Масштабные процессы перехода к цифровой экономике, к использованию новых информационных технологий во всех сферах жизни общества, делают актуальным и значимым вопрос о цифровой трансформации образования как важнейшего средства для решения поставленной задачи. Построение цифровой образовательной среды является в настоящее время одной из основных стратегических направлений государственной политики Российской Федерации [1, 2]. Стратегия цифровой трансформации образования в нашей стране направлена на решение целого комплекса задач [3]. Цель трансформации образовательного процесса -максимальное использование потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий [4-6]. Проектирование, разработка качественного онлайн-курса и поддержание его функционирования требуют наличия определенных ИКТ-компетенций и времени у его создателя-преподавателя [7, 8].
Рассмотрим этапы разработки актуального онлайн курса «Цифровые образовательные ресурсы и сервисы в учебном процессе», который является дисциплиной учебного плана направления подготовки магистров «Педагогическое образование». Разработчик онлайн курса должен спроектировать педагогический сценарий курса, структурируя необходимую информацию в виде:
а) таблицы об общих данных о курсе (таблица 1):
б) таблицы о структуре курса «Цифровые образо-
вательные ресурсы и сервисы в учебном процессе», его содержании, интерактивных ресурсах курса, способах взаимодействия с обучающимися, формах оценивания результатов их деятельности, методических рекомендациях студентам, материально-технических условиях реализации (Таблица 2).
Разработка содержания онлайн курса «Цифровые образовательные ресурса и сервисы в учебном процессе» фактически началась с 2016 года, причем, прототипом этого курса стала учебная дисциплина «Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя», разработанная для будущих учителей математики, информатики и физики. Каждый год содержание курса дорабатывалось с учетом появления новых образовательных ресурсов и сервисов. Кроме того, было понятно, что при недостаточном объеме планирования аудиторной нагрузки, с одной стороны, и огромных дидактических возможностях современных цифровых технологий, с другой, невозможно сформировать у студентов умение использовать цифровые образовательные ресурсы и сервисы на системной основе. Анализ мирового опыта, опыта российских вузов и своего опыта преподавания по организации учебного процесса в условиях цифровой трансформации образования, позволил внести изменения в алгоритм управления учебным процессом, отойти от традиционной модели обучения, методов и форм, к модели смешанного обучения, на основе созданного
© Дорофеева В.И., Симанева Т.А. © Dorofeyeva V.I., Simaneva T.A.
Таблица 1. Общие данные о курсе
НАЗВАНИЕ КУРСА Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и сервисы в учебном процессе
О КУРСЕ Цель курса - получение представления о существующих цифровых образовательных ресурсах и сервисах для организации процесса обучения, получение навыков работы с цифровыми инструментами и ресурсами для достижения образовательных целей
ФОРМАТ акад. часы: ауд.45.2, лек. 12, лаб. раб. 32, ср. 62.5, экзамен Общая трудоемкость курса 4 з.е
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование; Направленность Цифровая трансформация образования
ТРЕБОВАНИЯ Для изучения данного курса слушатели должны обладать базовыми знаниями и умениями в области информационно-коммуникационных технологий в объеме курса информатики вуза и иметь представления об использовании ИКТ в образовании, желательно иметь знания по общим вопросам педагогики обучения.
ПРОГРАММА КУРСА Список тем (разделов) курса Цифровые образовательные ресурсы. 2. Дистанционные образовательные технологии. 3. Цифровые инструменты и сервисы для создания образовательного контента. 4. Разработка онлайн курса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ - формирование знаний об особенностях цифровых образовательных ресурсах и сервисах для организации образовательного процесса; - формирование умений оценить применение цифрового инструмента для определенных образовательных целей; - формирование умений выявить проблему в обучении и подобрать нужные цифровые решения; - развитие навыков разработки электронных ресурсов с использованием цифровых инструментов; - знать особенности цифровых инструментов для организации научно-исследовательской деятельности - уметь разрабатывать онлайн курсы.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 способен осуществлять проектирование научно-методических и учебно-методических материалов; ПК - 3 - способен организовывать научно-исследовательскую деятельность обучающихся
ПРЕПОДАВАТЕЛИ Симанева Татьяна Александровна, канд. педагогических наук, доцент кафедры информатики
Таблица 2.
Структура курса «Цифровые образовательные ресурсы и сервисы в учебном процессе»
Разделы Подразделы Компоненты
1. Цифровые образовательные ресурсы. 1. Документы, регламентирующие использование цифровых ресурсов в образовании. Понятие цифрового образовательного ресурса. Классификация ЦОР. Презентация .Конспект. .
2. Открытые образовательные ресурсы: обзор контента. Коллекция ЦОР. Образовательное видео. Электронные учебные пособия Презентация. Конспект. Тест1.
2. Дистанционные образовательные технологии. 1. Документы, регламентирующие использование дистанционных образовательных технологий. Организация дистанционного обучения. Конспект. Презентация.
2. Цифровые образовательные платформы (серверы) для дистанционного обучения Видео. Презентация. Конспект. СР. Тест 2.
3. Цифровые инструменты и сервисы для создания образовательного контента и организации учебного процесса. 1.Универсальные пакеты прикладных программ. Презентация. Конспект. Лабораторная работа. СР
2. Сервисы хранения информации Видео. Презентация. Конспект. Лабораторная работа. СР
3. Сервисы организации коллективной работы с документами Видео. Презентация. Конспект. Лабораторная работа. СР
4. Сервисы планирования и управления деятельностью. Видео. Презентация. Конспект. Лабораторная работа. СР
5. Сервисы структурирования и визуализации информации Видео. Презентация. Конспект. Лабораторная работа. СР
6. Сервисы для создания интерактивных упражнений, игр, кроссвордов, викторин. Видео. Презентация. Конспект Лабораторная работа. СР
7. Сервисы сетевой коммуникации. Видео. Презентация. Конспект. Лабораторная работа. СР. Тест 3
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Продолжение Таблицы 2
4. Разработка онлайн курса в среде LMS Moodle 1. Общие сведения о разработке онлайн курса в среде Moodle. Видео. Презентация. Конспект. СР (разработка проекта).
2.Создание информационного контента по разделам курса Презентация. Конспект. Лабораторная работа. СР (разработка проекта)
3. Разработка контролирующих заданий по разделам курса Презентация Конспект, Лабораторная работа СР (разработка проекта)
4. Управление учебным процессом на основе смешанной модели обучения Презентация Конспект, Лабораторная работа СР (разработка проекта),Тест 4.
Итоговое занятие Защита проекта.
автором онлайн ресурса. На нем размещены все теоретические, практические и тестовые материалы ко всем читаемым курсам.
Кроме того, в процессе обучения студенты работают над проектом, тема которого определяется в самом начале курса и проходит через все изучаемые темы, активизирует познавательную активность и творческую деятельность учащихся, формируя на системной основе навыки устойчивого использования ЦОР и сервисов в будущей профессиональной деятельности. Оптимизация алгоритма управления учебным процессом, к настоящему времени, при тех же аудиторных часах, позволила практически в два раза увеличить объем изучаемого материала.
На первоначальном этапе обучения будущих педагогов, студентов физико-математического факультета группы 71ПГО-мф по тематическим модулям будущего онлайн курса, было выявлено их мнение об эффективности использования цифрового ресурса по сравнению с традиционными средствами обучения. Данная анкета была проведена, в последствие, три раза, в общей сложности всего 4 раза, после изучения каждой из тем курса. Проведенный анализ динамики изменения мнения студентов в ходе изучения тем онлайн-курса выявил кардинальное изменение мнения учащихся об эффективности ЦОР и сервисов в процессе обучения математике, физике и информатике. Данные анкетирования приведены на рисунке 1.
J -.'.ъй£ютmviniriif. процесс обучения (в %)
Способствует шквищенню гавдств а ■:> ЬТЧГ:еыл(Е %)
Дает возможность ]Гч i [щался посгущсгьнэввзе (в %)
С поео Йствует-усв оеешю учебного TTc&nujaet raiffpit Jr4i чип ifl к
и тр eri зтэт an н^юши п nepBEift этап изучения
цо so
втор эй этап И7учсз:пя
Данные анкетирования свидетельствуют о том, на начальном этапе изучения тем онлайн-курса среди будущих педагогов, не имеющих опыта использования ЦОР, было распространено мнение о том, что это позволяет сократить время на подготовку к уроку, однако, студенты, по мере изучения материала курса и уже с достаточным опытом применения ЦОР и сервисов, реже указывают на этот эффект. А с повышением опыта по применению ЦОР и сервисов, будущие педагоги становятся более уверены в том, что это может повысить интерес учащихся к предмету, и будет способствовать усвоению учебного материала и повышению качества обучения, а также даст возможность для индивидуализации учебного процесса.
При этом сравнение динамики изменения мнений студентов, обладающих на начальном этапе изучения курса практически нулевым опытом применения ЦОР и сервисов в образовательном процессе (студенты 4 года обучения), показывает, что по мере изучения содержания онлайн-курса, и увеличением опыта использования информационных технологий существенно меняется мнение студентов об эффективности ЦОР в сравнении с традиционными средствами обучения (рис. 2).
Я экстра по npiciciiscan-o ЦОР (4 эгш!
Есгьдосгато'сшЕЙош.п-, л частолспопгоута ЦОР (J этап)
ЕстьнеБлп-ШЕй опыт i;2 этшУ i 1 ет5л кгогсгдене нймя и 0й«й£ай ЦОТ (1 этзп)
ь -г
к -
^ —^—{
Рис. 1. Динамика изменения мнения студентов об эффективности использования ЦОР и сервисов в учебном процессе в зависимости от изучения тем онлай курса (%).
3 10 20 30 -10 50 СО 70 60
■ Де.ЦОР существенно эф^сзггзшнее
Думаю/гтоЦОР н традиционные средства одинаковы по эффективности
РН$тня считаю, чтоЦОР з*сенее эффективны
■ 3 атрудзпгось ссгв етгеть
Рис. 2. Динамика изменения мнения студентов об эффективности ЦОР по сравнению с традиционными средствами обучения в зависимости от опыта их использования (%).
Можно сделать вывод о том, что эффективность использования ЦОР связана не только с их качеством, но и с опытом будущих учителей по использованию ЦОР, овладением методикой организации образовательного процесса с использованием ЦОР.
Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанное и апробированное содержание для онлайн курса является оптимальным и позволяет сформировать устойчивые навыки системного использования цифровых образовательных ресурсов и сервисов в профессиональной деятельности будущих учителей и в процессе обучения.
В результате анализа педагогических данных полученных на основе опытно-экспериментального исследования, была констатирована положительная динамика системного использования ЦОР и сервисов в проектной и учебной деятельности бакалавров, констатирован для большинства группы высокий интерес к данной дисциплине.
Библиографический список
1. Концепция развития единой информационной образовательной среды в российской федерации. 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/30132939- Koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federaciivvedenie.html. - Дата обращения: 30.10.2021 r.
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» (утв. 24.12.2018): [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/. - Дата обращения: 31.10.2021 r.
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/. - Дата обращения: 30.10.2021 г.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
5. Симанева Т.А., Дорофеева В.И., К вопросу о цифровой трансформации образования // Международную научно-практическую конференцию «Информатизация образования - 2021» (23-25 июня 2021 г., Липецк: ФГБОУ ВО ЛГТУ 2021. С. 201-206.
6. Симанева Т.А., Топченко Р.К. Проектирование и реализация цифрового образовательного ресурса по изучению темы «Рекурсия» в школьном курсе информатики // Естественные и гуманитарные науки в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-14 мая 2021 г. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева». 2021. С. 302-308.
7. Симанева Т.А., Дорофеева В.И., БулгаковаМ.С. Исследование эффективности модели учебного процесса по формированию индивидуальной траектории обучения информатике с использованием цифрового образовательного ресурса // Информатизация образования - 2020. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения патриарха российского образования, великого педагога и математика, академика РАН С.М. Никольского (1905-2012 гг.). Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева». 2020. С. 181-186.
8. Симанева Т.А., ДорофееваВ.ИБулгаковаМ.С., БулгаковВ.В. Построение концептуальной модели проектирования индивидуальной траектории обучения информатике с использованием образовательного веб-приложения // Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 г., С. 171-174.
References
1. The concept of development of a unified information educational environment in the Russian Federation. 2013. [Electronic resource]. - Access mode: http://docplayer.ru/30132939- Koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federaciivvedenie.html. - Access date: 30.10.2021.
2. Passport of the national program «Digital Economy of the Russian Federation» (approved on 24.12.2018): [Electronic resource] -Access mode: https://digital.gov.ru/ru/. - Date of treatment: 10/31/2021.
3. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030»: [Electronic resource].- Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/. - Date of treatment: 10/30/2021
4. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on November 25, 2013) «On Education in the Russian Federation».
5. Simaneva T.A., Dorofeeva V.I. On the issue of digital transformation of education // International scientific and practical conference «Informatization of education - 2021» (June 23-25, 2021, Lipetsk: LGTU. 2021. С. 201-206.
6. Simaneva T.A., TopchenkoR.K. Design and implementation of a digital educational resource for the study of the topic «Recursion» in the school course of computer science // Natural and humanitarian sciences in the modern world. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference on May 13-14, 2021 Orel: Orel State University. 2021. Pp. 302-308.
7. Simaneva T.A., Dorofeeva V.I., BulgakovaM.S. Study of the effectiveness of the model of the educational process in the formation of an individual trajectory of teaching computer science using a digital educational resource // Informatization of education - 2020. Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 115th anniversary of the birth of the Patriarch of Russian education, the great teacher and mathematician, Academician of the Russian Academy of Sciences S.M. Nikolsky (1905-2012). Orel: Orel State University. 2020. Pp. 181-186.
8. Simaneva T.A., Dorofeeva V.I., Bulgakova M.S., Bulgakov V.V. Construction of a conceptual model for designing an individual trajectory for teaching computer science using an educational web application // Scientific notes of Orel State University. No. 1 (86), 2020, Pp. 171-174.