В статье рассматриваются проблемы создания и реализации комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения».
Ахметзянова Гульнара Марсовна,
директор МОУ СОШ № 82 Октябрьский район г. Красноярск
СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ «ИНТЕГРАТОРЫ УСПЕХА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Для чего создана и как реализуется комплексная модель «Интеграторы успеха образовательного учреждения»?
Ключевые слова: творческий потенциал; уровни профессионального творчества; рейтинговая оценка творческих результатов деятельности; креативно-личностный результат; компетентностный подход; проблемно-проектный подход; креативная педагогика; идеи рефлексивно-гуманистической ориентации
Соответствие школьного образования целям опережающего развития
Данная статья является результатом рефлексии концептуальных моделей, изложенных в:
■ Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 года, Москва, Большой Кремлёвский дворец);
■ разделе «Облик современной модели образования к 2020 году: Общее образование» проекта «Современная модель образования ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»;
■ проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Рефлексия данных документов показывает, что в современный период главным результатом внедрения базовых параметров модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.
Общество и экономика знаний существенно изменили требования к образованию. К предметноориентированному обучению добавился акцент на общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности. Знания быстро устаревают, и школа должна сформировать в ребенке понимание, что нужно стать самому себе постоянным учителем.
В рамках разработки концептуальной модели общего образования встает ряд вопросов.
В первую очередь об универсальной (отмеченной во всех странах) неэффективности общего образования уже в течение многих десятилетий. Причем в первую очередь о неэффективности государственного школьного образования:
■ абсолютный акцент на процесс, а не на результат;
■ зубрежка вместо понимания, осмысления;
■ отсутствие мотивированности к обучению у детей, вытеснение познавательного интереса принуждением;
■ вытеснение духовного воспитания резонерством, системой наказаний, трансляцией социальных мифов;
■ отсутствие даже попыток сформировать в детях способность к творчеству, к самостоятельным действиям, к инициативе, к критическому мышлению и т.д.
Все это в высокой степени присуще и нашей российской школе. И осознание этого вызывает тревогу у все более широкого круга родителей, которые ввиду бездействия образовательных властей ищут собственные пути решения указанных проблем через репетиторство, квазиэкстернаты; детей натаскивают на ЕГЭ вместо эффективного обучения, растет спрос на услуги частных (негосударственных) школ и т.д.
В образовании современного развитого (и не только) мира происходят радикальные сдвиги с их нарастающим акцентом не столько на знаниевое, сколько на компетентностное обустройство личности.
Компетенции в контексте этих сдвигов - это:
■ креативность,
■ критическое мышление,
■ продвинутые интеллектуальные навыки,
■ адаптивность к вызовам (рефлексия),
■ бесстрашие к ответственности и бремени,
■ доверие (без него не уживешься ни в одной команде),
■ соответствие универсальному нравственному стандарту, содержащемуся во всех цивилизационных типах ценностных систем.
Что же тогда представляет собой «правильное образование», которое служит знаниевому обществу и знаниевой экономике?
Продуктом «правильного образования», которое служит знаниевому обществу и знаниевой экономике является выпускник школы, который «заточен» под са-моформирование, под развитие в себе знаниевого работника.
Этот тип выпускника создается образованием, в ходе которого учитель:
■ обеспечивает глубокое когнитивное обучение;
■ развивает в детях креативность, изобретательность, стремление к собственному исследованию, к идентификации проблем и поиску их самостоятельного или кооперативного решения, к работе в сетевых структурах и командах, подготавливает их к принятию риска;
■ учит легко встречать изменения и справляться с ними, либо адаптироваться к ним;
■ укореняет веру в процесс сотрудничества и взаимодействия;
■ воспитывает чувство долга, стремление постоянно улучшать свою организацию, искать применение своим знаниям, либо самостоятельно наращивать те знания, которые стали предметом личного увлечения или интереса;
■ поощряет и развивает способность и постоянное стремление к самообучению (Любимов Л.Л.).
Стратегическое видение
Стратегическое видение - образ будущего состояния образовательного учреждения, который посредством системы существенных характеристик дает профессиональное качественное представление об их успехе в конкретной стратегической перспективе.
Основной вопрос относительно стратегии образовательного учреждения, который должен задавать себе руководитель, звучит так: «Как мы видим систему образования, образовательное учреждение, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?» Ответы на этот вопрос составляют стратегическое видение.
Видение, как правило, представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей.
Стратегическое видение - взгляды руководителя и персонала образовательного учреждения на то, какими видами деятельности они собираются заниматься и каков долгосрочный курс.
Стратегическое видение - это внутренний документ, необходимый руководителю и персоналу образовательного учреждения, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития. Если миссия ориентируется на потребителя, то видение образовательного учреждения акцентирует внимание на принципах деятельности, которые позволяют реализовать эту миссию.
При разработке видения руководитель и персонал образовательного учреждения должны определить:
■ как они видят будущее системы образования, образовательного учреждения;
■ в каком направлении они должны развиваться;
■ какими станут в будущем используемые образовательные технологии;
■ какое положение в системе образования должно занять образовательное учреждение в долгосрочной перспективе.
Сформулированное стратегическое видение значительно снижает риск случайных решений и обеспечивает согласованность действий руководителей, педагогов, обслуживающего персонала с общей политикой системы образования, образовательного учреждения.
Стратегическая ориентация - ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации.
В рамках стратегического видения нами разработана комплексная модель «Интеграторы успеха образовательного учреждения», в которую включены 16 ключей.
Реализация национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа»: Интеграторы успеха школы
Комплексная модель «Интеграторы успеха образовательного учреждения» появилась в рамках проводимого нами исследования «Модернизация управленческой системы в ходе становления сотворче-ских процессов в школе», методологической базой которого стал индивидуально-творческий подход.
Основные понятия индивидуально-творческого подхода - различные стороны уникальности человека как творческого субъекта: предмет - творческий акт; объяснительный принцип - рефлексия; метод - рефлепракти-ка; результат - инновации и новообразования.
Основные понятия индивидуально-творческого подхода: творчество; творческий потенциал; рефлексивно-творческое усилие; акмеологиче-ское и педагогическое творчество; профессиональнотворческие способности; уровни профессионального творчества; этапы психолого-педагогического творчества; стадии профессионального роста; искусство профессиональной импровизации; сотворческая деятельность; творческое проектирование; творческий результат в «продукте»; рейтинговая оценка творческих результатов деятельности; модернизация; модификация; рационализация; новация; инновационный процесс; траектории профессионального формирования творческой индивидуальности в продукте; регуляция творческой активности; креативно-личностный результат; способы жизни человека: жизнеисчерпание, жиз-непорождение, жизнетворчество (саморазвитие, социотворчество, культуротворчество, смыслотворчество); компетентностный подход; проблемно-проектный подход; гуманистическая педагогика сотворчества; креативная педагогика; сотворческий процесс в образовательной и экспериментальной деятельности; сотворчество учителя и ученика в образовательном процессе; проблемно-проектный менталитет всех участников сотворческого процесса; психолого-педагогические идеи рефлексивно-гуманистической ориентации; ценности и реальные прецеденты педагогического гуманизма, творчества и профессионализма.
«16 ключей - интеграторов успеха школы» выглядят следующим образом:
Ключ 1. Реализация модели компетентностно-ориентированного образования.
Ключ 2. Реализация модели психолого-педагоги-ческих технологий развития личности.
Ключ 3. Реализация модели здоровьеформирующего образования.
Ключ 4. Реализация модели средового подхода в воспитании.
Ключ 5. Реализация модели инновационных форм организации образовательного процесса.
Ключ 6. Реализация модели профессиональной компетентности педагогов.
Ключ 7. Реализация модели демократического уклада школы.
Ключ 8. Реализация модели социального самоопределения личности учащихся.
Ключ 9. Реализация модели эффективного взаимодействия школы с родителями, властью и институтами гражданского общества, партнерами.
Ключ 10. Реализация модели рефлексивного управления школой.
Ключ 11. Реализация модели экспериментальной (внедренческой) площадки Федерального института развития образования (ФИРО).
Ключ 12. Реализация модели формирования бюджета, ориентированного на результат (БОР).
Ключ 13. Реализация модели личной и организационной систем сбалансированных показателей.
Ключ 14. Модернизация управленческой системы в ходе становления сотворческих процессов в школе.
Ключ 15. Реализация модели управления качеством.
Ключ 16. Реализация модели проектной деятельности учащихся.
Суть программного инновирования социальных систем
Для реализации комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» в рамках сотворческой стратегии мы применяем программное инновирование образовательных учреждений как образовательных систем - один из наиболее продуктивных подходов, разработанных сегодня на базе и в контексте инновационной методологии.
Наблюдаемые эффекты подобного рода работы, которая проводилась нами ранее лишь в отдельных случаях, позволили нам поставить задачу программного обслуживания комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» с целью развития и трансформации ее в инновационную само-развивающуюся систему.
Суть программного инновирования образовательных учреждений выглядит следующим образом:
■ ориентация на сущностное обновление, трансформацию всего образовательного учреждения и его связей с непосредственной средой: локальные, пусть даже достаточно эффективные изменения каких-то частей образовательных учреждений имеют тенденцию к замедлению и ослаблению в контексте «старой» неизменной системы, а также возможность причинения ущерба целому;
■ принцип «высокой планки» или «предельной цели»: стратегические цели, разрабатыва-
емые для образовательных образовательных учреждений их представителями, должны быть на пределе возможного; в контексте инновационной методологии это соответствует «макси-норме»;
■ принцип «пульсирующего инновирования»:
программное инновирование образовательных учреждений представляет собой серию рефлексивно-инновационных тренингов или сессий как стратегически организованных шагов, в рамках которых происходит интенсивное взаимодействие консультантов и членов педагогического коллектива, а также последних друг с другом;
■ принцип «кумулятивной мотивации»: каждое действие консультантов, каждый метод и каждое событие этого процесса формируется и осуществляется таким образом, что у членов педагогического коллектива возрастает мотивация к дальнейшим позитивным изменениям; «мотивационный вектор» методологических средств закладывается при их конструировании;
■ принцип «итеративного (циклически повторяющегося) программирования»: концепция комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» разрабатывается на первых этапах работы и задает стержень всего комплекса дальнейших действий; стратегический план реализации «Модели-2020», в которую разворачивается эта концепция, на каждом шаге работы корректируется с учетом актуального состояния всего образовательного учреждения, включая результаты предыдущего инновирования; таким образом, реальная стратегия формируется итеративно, с учетом реальных результатов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления;
■ принцип «выращивания инновационного ядра»:
• люди, испытывающие острую неудовлетворенность и желание изменить ситуацию, составляют инновационный ресурс образовательных учреждений;
• одно из главных назначений программного инновирования образовательных учреждений - увеличение этого ресурса и реализация его потенциала;
• в ходе программной работы «выращивается» инновационная команда образовательных учреждений: от создания ядра -носителя концепции обновления, до формирования инновационной структуры, пронизывающей все образовательные учреждения;
• таким образом, выращивание инновационных команд образовательных учреждений является одним из главных приоритетов реализации комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения».
Шаги в реализации комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения»
На этапе практической реализации комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» возникнут наиболее сложные технологические проблемы, так как реализация предполагает прежде всего выявление живых носителей исходной проектной идеи.
В самом общем смысле практическая реализация комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» связана с целенаправленным формированием разного рода ресурсов:
■ интеллектуально-волевого;
■ нравственно-позиционного;
■ профессионально-деятельностного;
■ организационного;
■ управленческого и др.
Без ресурсов этого типа никакое материальнофинансовое обеспечение разработки и реализации комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» не спасет, мы получим лишь фантазийную, бумажную программу.
Первый шаг реализации связан с проектированием совместности реализаторов комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения». Совместность - это «все-в-одном-месте»; конечно же, не в одном физическом пространстве или в одной организации, но в едином смысловом пространстве, границы которого очерчивает и задает исходная проектная идея (замысел) программы развития. Построение совместности - особая работа с профессиональным сознанием каждого, входящего в реализацию комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения», работа по выявлению их целей, ценностей, общекультурных представлений, профессиональных позиций; их согласование и структурирование в рамках ответственно принимаемых всеми участниками концептуальных оснований модели.
Суть этой работы связана прежде всего с выявлением:
■ носителей адекватного модели содержания (кто вы?);
■ предмета и способа их профессиональной деятельности (что и как вы делаете?);
■ возможностей перепрограммирования своей деятельности в рамках модели (что и как вы собираетесь делать?).
Иными словами, построение совместности модели - это:
■ своеобразная конверсия сознания;
■ рассекречивание стереотипов и скрытых установок;
■ формирование новых организованностей сознания (именно здесь впервые образуется интеллектуальный, мировоззренческий, волевой ресурс, без которого всякий проект останется «бумажным»).
Второй шаг реализации связан с выращиванием жизнеспособной - теперь уже структурированной общности людей, которые уже были участниками
концептуализации проектной идеи, а теперь становятся ее реализаторами. Такая общность не может быть симбиотической (эмоционально-чувственной) или клубной (капризно-вкусовой). Прежде всего она должна быть позиционной общностью, где каждый является собственником своей профессиональной деятельности, «прозрачной» по своим целям и устройству для каждого другого. Только в этом случае возможна деятельностная кооперация, возможно становление коллективного субъекта (хозяина, автора) - носителя программы реализации инновационного проекта, возможно формирование, таким образом, особого ресурса - организационного, основы подлинно практического преобразования самого образования.
Третий шаг реализации - это институализация сложившейся профессионально-деятельностной общности участников комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» в виде конкретных социальных организованностей (команд, коллективов, ассоциаций), которые оказываются «живой субстанцией» модели. При определенных условиях конкретная институция (как принцип соорганизации «держателей» модели) может быть нормативно закреплена в качестве вполне определенных «институтов проектирования педагогических инноваций, экспертизы инновационных образовательных проектов и оргуправленческого консультирования по их реализации в образовательной практике».
Таким образом, технология проектирования -создания и реализации комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» есть
синтез поступательного и спирального одновременно движения сразу в трех пространствах:
■ в пространстве мышления-идеального конструирования (концептуализация, программирование, планирование),
■ в пространстве реальной деятельности образовательной общности, единство которой задается общим смыслом этой деятельности и конкретной кооперацией внутри нее,
■ в пространстве мыследеятельности, аккумулирующей в себе арсенал средств, техник и способов коллективно-распределенной проектной работы в образовании.
■ проектирование;
■ стратегическое управление, в том числе:
• конструирование;
• педагогические коммуникации.