Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
отметить, что законодатель не очень активно использует свое право над расширением каталога прав по вопросам собственного регулирования, например по вопросам социальной защиты граждан Республики Марий Эл.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67. 5 апр.
2. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014 г. № 31. Ст. 4398.
3. Конституция Республики Марий Эл: принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г. // Марийская правда. 1995. 7 июля.
4. Булуктаева Б. Ю. Вопросы предметов регулирования и внутренней структуры конституций и уставов (основных законов) субъектов Российской Федерации: общее и особенное //
Вестник юридического факультета южного федерального университета. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет». 2015. № 1(3). С. 32-38.
5. Гаврюсов Ю. В. Имплементация российского законодательства о федерализме в Конституции Республики Коми 1994 г. // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 139-145.
6. Демидов А. А. Институт прав и свобод человека и гражданина и его отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2013. № 4(4). С. 1-8; Режим доступа: http:// esj.pnzgu.ru
7. Карасев А. С. Несудебная защита прав человека: понятие, способы, механизм действия // Вестник Саратовской академии права. 2008. № 3(61).
8. Степаненко А. С., Умнова (Конюхова) И. А. Легитимность конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в контексте их защиты органами конституционного контроля в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. М.: Юрист, 2011. № 4(22). С. 23-29.
I. S. Tatarinova, V. S. Tatarinova
PLACE OF THE MARI EL REPUBLIC' CONSTITUTION IN THE SYSTEM OF DEMOCRATIC VALUES
OF THE RUSSIAN STATE
In this article the concept of democratic values is disclosed through protection of the constitutional and legal basis of human rights and freedoms. Based on constitutional recognition of the federal structure of Russian Federation, authors investigate the relation of Constitution of the Russian Federation and Constitution of Mari El, as an authorized act in the development of mechanisms of human rights' protection.
Key words: democratic values, human rights, federalism, mechanisms of human rights' protections, Constitutions, charters, objects of reference.
TATARINOVA Irina Sergeevna - Commissioner on Human Rights in the Republic of Mari El, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: ombudsman@Rov.mari.ru
TATARINOVA Valery Sergeevna - 4th year student of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies of Kazan (Volga) Federal University, Kazan.
E-mail: lera_tatarinova_a@mail.ru
УДК 342.4(73)
СОЗДАНИЕ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США В 1787-1789 гг.
Ярыгин Андрей Андреевич,
кандидат исторических наук, доцент Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: andreiyarygin@yandex.ru
Статья посвящена истории создания и принятия конституции США в конце XVIII века. В ней рассматриваются различные проекты государственного устройства, которые легли в основу конституции, дается анализ ряда ее статей, отмечается ее значение для истории США.
Ключевые слова: Конституция, президент, Конгресс, Верховный суд, федерализм.
Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, является первой писаной конституцией в истории человечества. Она была принята
в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Основы буржуазной демократии существовали лишь в немногих европейских
38
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Ярыгин А. А.
странах. Эта конституция появилась на свет почти за два года до Великой французской революции. Для своего времени она, безусловно, была выдающимся документом хотя бы потому, что оформила создание на американском континенте единой демократической республики.
Конституция США 1787 г. - одна из самых старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из самых наиболее «жестких»: за двести лет в нее было внесено всего двадцать семь поправок, десять из них были внесены единовременно в 1791 году - так называемый Билль о правах. В противоположность юридической конституции существует, по мнению американских теоретиков, «живая конституция». Другими словами, Конституция 1787 года действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов президентов.
Принятию Конституции предшествовал долгий период британской колонизации Северной Америки. Она началась в XVII столетии: первым поселением стал Джеймстаун (1607), в 1620 г. был основан Новый Плимут, в 1628 г. - колония бухты Массачусетс. В дальнейшем освоение новых земель преимущественно вдоль атлантического побережья шло стремительными темпами.
К особенностям английской колонизации следует отнести то, что практически все американские колонии были основаны не правительством, а торговыми компаниями либо частными лицами, которые действовали на основании хартий, дарованных королевской властью. В этих документах закреплялись территориальные границы колоний, а также такие принципы политической власти, как право колоний на самоуправление и на выбор тех политических форм, которые в наибольшей степени способствовали их процветанию. Практически все королевские хартии признавали за переселенцами права и привилегии подданных Британии. Так, еще в 1606 г. в первой из хартий, дарованных Вирджинской торговой компании, подчеркивалось, что «жители колонии и их потомки будут в полной мере пользоваться всеми свободами, привилегиями и правом на личную неприкосновенность, как если бы они проживали и родились в Королевстве Англия или в любом из других наших владений» [7, с. 180-224; 8, с. 385-394].
Постепенно появлялись ростки нового американского права. Еще в 1629 г. Генеральной ассамблее колонии залива Массачусетс было предоставлено право издавать все виды «полезных и разумных указов, законов, статутов, а также ордонансов, постановлений и предписаний» при условии, что они не будут противоречить английскому праву. В 1641 г. в Массачусетсе был принят первый кодифицированный акт -«Свод свобод». Этот документ содержал широкий перечень прав и свобод, который не только воспроиз-
водил традиционные «английские вольности» (равенство перед судом, право на суд присяжных, принцип состязательности в уголовном процессе, право на апелляцию судебных решений и т. п.), но и ввел новые нормы, неизвестные праву той эпохи. Новый, расширенный свод законов Массачусетса - «Книга общих законов и прав» - был принят в 1648 г. и в дальнейшем служил образцом для аналогичных «кодификаций» других колоний [6, с. 255].
Вместе с тем, следует отметить, что рецепция английского общего права в североамериканских колониях до середины XVIII века имела свои особенности. В отличие от судов Англии, колониальные суды, как заметил В. Г. Каленский, были не столько органами правосудия, сколько органами административной власти. В их функции, помимо правосудия, входили такие важные полномочия, как сбор налогов, контроль за коммерцией, землеустройство, надзор за сиротскими домами, руководство общественными работами и многое другое [2, с. 115-116.].
Но в то же время ужесточились и формы колониального господства. Во второй половине XVII столетия хартии, дарованные большей части колоний, были отменены. Противоречия между колониями и метрополией нарастали и к середине 1774 г. достигли критической черты.
5 сентября 1774 г. в Филадельфии был созван I Континентальный конгресс для формирования общей позиции в борьбе за права колоний. Его участников объединяло стремление как можно скорее разрешить конфликт с метрополией, желательно мирными средствами и с частичным сохранением колониальных форм правления, но при более широких гарантиях прав колонистов. Эта позиция, характерная для первого этапа американской революции, отразилась и на решениях Конгресса. В принятой им Декларации прав указывалось, что американцам должны принадлежать все те привилегии, которые имели британские подданные [3, с. 120-121; 5, с. 38].
Англия восприняла умеренные требования колоний как бунт и приняла решение подавить его силой. В свою очередь II Континентальный конгресс, собравшийся в Филадельфии для выработки общего решения о противодействии английской политике принимает решение о создании армии и провозглашении независимости американских колоний от метрополии. Рождается новое государство, и начинается война за независимость. Перед американской революцией стояли задачи ликвидации колониальной зависимости, устранения остатков феодальных отношений, утверждения новых принципов и форм политической власти. В ходе революционной войны были не только успешно решены эти задачи, но и подтверждена главная цель. На политической карте мира появилась новая независимая страна - Соединенные Штаты Америки.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
39
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
Первый конституционный опыт молодой республики был неудачен. 15 ноября 1777 г. II Континентальным конгрессом было принято решение о конфедеративном принципе организации страны. В качестве основного закона американского государства были одобрены так называемые Статьи Конфедерации. Механизм политической организации конфедерации был несовершенен. Фактически существовал только орган представительства - однопалатный Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел от двух до семи представителей и лишь один голос. Сами штаты фактически были независимы в проведении внешней и внутренней политики, что вело к сепаратизму и конфликтам между ними. Несостоятельность Статей Конфедерации стала очевидной практически с первых же дней. Но что-либо изменить Конгресс не мог. Внести дополнения или изменения в Конституцию можно было только с согласия всех штатов, что в условиях острых противоречий между ними было задачей невыполнимой. Недовольство существующей системой росло. Конгресс не способен был обеспечить должную поддержку армии. Штаты отказывались выделять необходимые средства и не выполняли решения Конгресса. Экономические связи между штатами были разрушены. Г лубокий экономический и политический кризис ставил под угрозу само существование Соединенных Штатов.
В этих условиях задачу спасения государства взял на себя Филадельфийский Конституционный конвент. В мае 1787 г. 55 его делегатов, представлявших 12 штатов (Род-Айленд отказался участвовать в его работе), приступили к разработке новой конституции вопреки прямо выраженному требованию Конгресса только пересмотреть Статьи Конфедерации. В их числе были такие выдающиеся представители той эпохи, как Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон,
Р. Мэйсон, А. Гамильтон, Г. Моррис, Д. Дикинсон,
Э. Рэндольф, Д. Ратледж и др. 44 делегата из 55 были членами II Континентального конгресса. Примерно половина их сражалась против Англии в составе континентальной армии или милиции штатов. Восемь подписали Декларацию независимости. Практически все занимали те или иные посты в органах государственной власти штатов. Более половины имели юридическое образование [5, с. 73-74].
Основной спор на Филадельфийском конвенте развернулся между сторонниками двух конституционных моделей, которые получили названия «Вирджинский план» и «Нью-Джерсийский план» (по названиям штатов, которые представляли делегаты -авторы проектов).
В «Вирджинском плане» (его авторство принадлежало в основном Мэдисону) основной упор делался на создание системы федеральных органов, которые обладали бы значительными полномочиями. Федеральное правительство должно было состоять из трех
40
разделенных властей - законодательной, исполнительной и судебной. Представительство штатов в парламенте было поставлено в зависимость от численности населения и взносов штатов в федеральный бюджет. Наиболее радикальным предложением «Вирджинского плана» было наделение федерального парламента правом принимать законы по всем вопросам, «по которым отдельные штаты некомпетентны либо могут разрушить гармонию Соединенных Штатов». Указанное полномочие было подкреплено правом федерального парламента отменять законы штатов в случае их противоречия Конституции США. В частности, федеральное правительство предлагалось наделить правом вето на законы, принимаемые законодательными органами штатов, в случае необходимости применять военную силу против отдельных штатов. Исполнительная федеральная власть концентрировалась в руках Президента, который одновременно исполнял и функции премьер-министра. Важнейшая роль отводилась и верховной судебной системе, основанной на принципе несменяемости судей и призванной уравновешивать исполнительную и законодательную власть. Как видим, этот план был во многом построен на идеях английских и французских просветителей.
«План Нью-Джерси», предложенный У. Патерсоном, отражал интересы мелких штатов. Патерсон предлагал внести некоторые изменения в Статьи Конфедерации, в том числе закрепить верховенство федерального законодательства, не изменяя сути документа. Права штатов предлагалось обеспечить, закрепив равное представительство от каждого штата в законодательном органе. Таким образом, отдельные штаты сохраняли бы большую самостоятельность. Выдвигались и предложения о конституционной монархии по английскому образцу, но они были быстро отвергнуты.
Дебаты о форме и структуре будущего государства носили бурный характер. Дело доходило до прямых оскорблений и угроз [1, с. 93-126]. Но у создателей будущей Конституции хватило политической мудрости и такта соединить лучшие стороны обоих проектов и создать на их основе единый документ -«Коннектикутский компромисс», примиривший противников. Он закрепил гарантии прав малых штатов, что позволило перейти к дальнейшему, более спокойному обсуждению будущей формы правления. 26 июля конвент прервал свое заседание на время работы комитета по вопросам деталей проекта. Было предложено подготовить первоначальный вариант Конституции. К 6 августа проект был готов. Он состоял из преамбулы и 23 статей, вобравших в себя предложения «Вирджинского» и «Нью-Джерсийского» планов, а также отдельные нормы Статей Конфедерации и конституций штатов. В основе этого документа были положены следующие политико-правовые принципы
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Ярыгин А. А.
и идеалы. Прежде всего - это республиканизм как принцип конституционного устройства, что для того времени было революционным явлением в юридической и политической практике. Он обеспечивал верховенство законодательной власти и выборное ответственное правительство, сменяемое в установленные сроки.
Суть второго принципа в том, что Конституция установила систему дуалистического федерализма, в основу которой положено относительно жесткое разделение компетенции Союза и образующих его штатов. Федерализм гарантировал подчинение штатов решениям высших органов федерации в вопросах общегосударственного значения и сохранение за ними права решать задачи внутреннего значения. Ограниченный характер суверенитета штатов проявляется в следующем: а) они лишены права на сецессию, т. е. выход из федерации; б) действует принцип «всеобщего межгражданства», т. е. гражданин одного штата считается гражданином любого другого и всего государства; в) законодательные полномочия штатов ограничены: есть исключительная сфера федеральной компетенции, и за Конгрессом США сохраняются также т. н. «подразумеваемые полномочия» по изданию законов, «каковые будут необходимы и уместны»; г) установлено верховенство федерации в экономической и политической сферах, например, закреплено право вмешательства федерации в дела штатов для поддержания в них «республиканской формы правлений», частое использование федеральных вооруженных сил для предотвращения «внутренних волнений» в штатах [4, ст. IV].
Третье положение - это верховенство общефедерального права, т. е. положение о том, что «Конституция и законы США, изданные на ее основе, заключенные договоры признаются верховным правом страны и судьи каждого штата должны руководствоваться ими, хотя бы в конституции или законах какого-либо штата содержались противоречащие им положения» [4, ст. VI].
Четвертой идеей конституции стал принцип разделения властей, который был во многом заимствован у английских и французских просветителей, прежде всего Дж. Локка и Ш. Монтескье. В конституции он представлен следующими моментами: 1) четкое размежевание компетенции конгресса, президента и судебных органов; 2) различные способы формирования этих органов власти (избрание президента и конгресса путем всеобщих выборов, а независимость судебной власти обеспечивается пожизненностью назначения судей, которое производит президент, но лишь с согласия верхней палаты конгресса); 3) наличие системы «сдержек и противовесов», т. е. процедур, позволяющих одной ветви власти контролировать в определенной мере другую; 4) признание равенства всех властей, т. к. ни одна из них не может рассмат-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
риваться как высшая по отношению к другой [4, ст. II, ст. III].
«Отцы-основатели» стремились придать Конституции особую устойчивость. С этой целью в нее была включена статья, гласящая: «Конгресс, когда бы ни сочли это необходимым две трети членов обеих палат, может предлагать поправки к настоящей Конституции или - по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов - может собрать конвент для предложения поправок; эти поправки в обоих случаях будут иметь юридическую силу... после их ратификации законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях оных в зависимости от того, какую форму ратификации предложит конгресс...» [4, ст. V].
Таким образом, был закреплен особо сложный, отличавшийся от обычной законодательной процедуры порядок принятия поправок к Конституции, и она была гарантирована от политически скоропалительных текстуальных изменений. Потребовалось еще несколько лет для того, чтобы выработать и принять первые десять поправок к конституции, обеспечивающих буржуазно демократические права граждан США, такие, как свобода слова, печати, собраний, защита от произвольного ареста и ряд других.
Конституция США, одобренная Филадельфийским конвентом 17 сентября 1787 г. и вступившая в силу 4 марта 1789 г., - первая конституция Соединенных Штатов Америки как федеративной республики, обладающей полной международной правосубъектностью. Конечно, она не была идеальной. Первоначально она не говорила о свободах и правах для женщин, чернокожего населения и коренного населения Америки. Но трудно представить, чтобы создатели этого документа мыслили в конце XVIII века моральноэтическими и правовыми категориями века XXI. Но главное - это была первая в мире конституция, которая обеспечивала устойчивое государственное устройство и развитие республиканского государства. Уже в конце XVIII века она оказала влияние на создание конституционных документов Франции и Польши, а в последующую эпоху оказала влияние на подготовку конституций значительного числа мировых государств, в том числе и России.
В заключение необходимо сделать следующие выводы:
Объединение 13-ти штатов в государственных рамках единого федерального республиканского государства - акт большого исторического значения. Это была первая в мировой истории буржуазная федерация. Для конца XVIII века она отличалась редким демократизмом. Он проявился хотя бы в том, что за штатами были сохранены достаточно широкие права. «Отцы-основатели» стремились обеспечить одновременно целостность и эффективность государства. Федеральному правительству в Союзе были добровольно
41
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
делегированы штатами важнейшие внутри- и внешнеполитические полномочия. При этом они сохранили достаточно широкие права в рамках своей компетенции.
Основой будущей конституции США стали идеи и теории европейских просветителей XVII-XVIII вв. Однако сильной стороной конституции 1787 г. является умелое применение американской политической реальности конца XVIII в. и социально-экономической, а также политической реальности, сложившейся в молодом американском государстве в конце
XVIII в. Сбросившие колониальную власть американские колонии не пошли по пути слепого копирования английских конституционных норм. Однако они удачно сохранили принцип вертикального построения власти.
С другой стороны, опыт войны за независимость, инициатива народных масс нашли свое отражение в противовесе исполнительной власти со стороны законодательных органов в лице законодательной и судебной власти. Конечно, в конце XVIII в. трудно было бы представить прямой демократический характер практического применения конституции. Она не была совершенной, двухступенчатые выборы президента, цензовые ограничения при выборах главы исполнительной власти и конгрессменов придавали конституции консервативный характер и на первых порах ограничивали политические права широких слоев трудящегося населения. Однако в самой конституции заложены механизмы самосовершенствования и расширения демократических свобод. Уже в середине
XIX в. политические права избирать и быть избранными получает все белое население, а после гражданской войны и черное. В XX в. признаются политические права женщин, индейцев и национальных меньшинств.
Важное значение имело и принятие принципа независимости судебной системы. Конституция закладывает за Верховным судом право на отмену любых указов президента и законов Конгресса, если они про-
тиворечат конституции. Этим правом Верховный суд пользовался в истории США неоднократно.
Вместе с тем нельзя не отметить, что на конституционном Конвенте депутаты выражали интересы прежде всего состоятельных слоев американского общества. Но особенностью построения американского общества стало то, что большая часть состоятельных людей в недавнем прошлом сама вела свое происхождение от законтрактованных слуг (сервентов), фермеров, наемных служащих и др. Их состояние, как правило, возникало в ходе освоения американского континента, и поэтому демократические представления не были чужды членам Континентального Конгресса. В их работе еще сохранялся потенциал революционной Америки, поднявшей знамя войны за независимость против Англии. Во многом именно этот факт и объясняет гибкий характер конституции, ее способность к самосовершенствованию.
Литература
1. Исаев С. А. Джеймс Мэдисон. Политическая биография. СПб.: Наука, 2006. 551 с.
2. История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983. 328 с.
3. История США / отв. ред. Н. Н. Болховитинов. М.: Наука, 1983. Т. I. 688 с.
4. Конституция США 1787 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957. 512 с.
5. Лафитский В. И. Конституционный строй США. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения, 2007. 320 с.
6. Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. М.: Наука, 1980. 190 с.
7. Три века колониальной Америки / Б. Н. Комиссаров, А. А. Петрова, О. В. Саламатова, А. А. Ярыгин. СПб.: Изд-во Санкт Петербургского ун-та, 1991. 250 с.
8. Ярыгин А. А. Колониальная политика Стюартов в Северной Америке в нач. 17 века ее особенности // Формирование единого пространства образования в России: прошлое, настоящее, будущее. II Арсентьевские чтения. Чебоксары: ЧГУ, 2009.
А. А. Yarygin
CREATION AND ADOPTION OF THE US CONSTITUTION IN THE PERIOD FROM 1787 TO 1789
The Article is devoted to the history and adoption of the U. S. Constitution in the late 18th century. The article discusses various projects of governmental structure, which formed the basis of the Constitution, the analysis of a number of its articles is given. The author also considers its significance for the history of the United States.
Key words: Constitution, President, Congress, Supreme Court, federalism.
YARYGIN Audrey Andreevich - Candidate of History, Associate Professor, the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: andreiyarygin@yandex.ru
42
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Шерстнев В. Л.
УДК 342.41+947
СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: ОЧЕРК
Шерстнев Владимир Леонидович,
заместитель директора МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс» по научно-методической работе, депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
Е-mail: vowa.sherstneff@yandex.ru
Конституция Республики Марий Эл отмечает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Цель данной статьи - показать культурное достояние г. Козьмодемьянска, отметить работу механизмов в рамках Конституции Республики Марий Эл по сохранению и использованию культурного наследия, а также подчеркнуть достигнутые результаты.
Ключевые слова: Конституция Республики Марий Эл, г. Козьмодемьянск, культурное наследие, музей, Республика Марий Эл.
Козьмодемьянск - самый древний город Республики Марий Эл, он был основан в 1583 году, располагается на правом берегу р. Волги.
Выгодное географическое расположение г. Козьмодемьянска, его хорошие природные условия для жизнедеятельности и проживания человека способствовали тому, что Козьмодемьянск стал городом, имеющим богатое историко-культурное наследие, привлекательное для изучения и знакомства с ним. Однако это накладывает определенную ответственность на современников по сохранению и использованию культурного богатства г. Козьмодемьянска.
Культурное наследие г. Козьмодемьянска
Козьмодемьянск имеет относительно хорошо сохранившуюся историческую часть, которая сформировалась в конце Х1Х - начале ХХ вв. Данная территория города является примером градостроительства второй половины Х1Х в., что позволяет сегодня возвести ее в ранг памятника градостроительства Х1Х-ХХ вв. Город имеет планировочную структуру, которая характеризуется расположением домов и улиц исторической части на террасах, склонах и верхнем плато берега р. Волги. Также есть отдельные улицы, которые располагаются в городских оврагах: улица Больничная и Кирпично-заводская.
На территории г. Козьмодемьянска находится более ста памятников истории и архитектуры, статус их определен реестром памятников Республики Марий Эл. Из этого числа можно выделить: памятники церковной архитектуры, здания, построенные для образовательных учреждений, и здания, построенные под жилье с помещениями для торговли и хозяйственных нужд. Из числа зданий, построенных под жилье, выделяются купеческие усадьбы городского типа и крестьянские усадьбы, которые находятся в основном на Юркино - так условно местные жители называют бывшую ямскую слободу, которая сегодня представ-
ляет собой пример городской и сельской застройки конца Х1Х - начала ХХ вв.
Важное культурное наследие г. Козьмодемьянска сосредоточено в его музеях. Козьмодемьянская картинная галерея, которая располагается в Художественно-историческом музее им. А. В. Григорьева, является венцом культурного наследия города. Коллекции изобразительного искусства, собранные основоположником художественной галереи горномарийским художником Григорьевым Александром Владимировичем, картины русских, зарубежных и местных художников имеют огромное значение в культурной среде народов России, Марий Эл.
Козьмодемьянский музей этнографии им. В. И. Романова, основанный в 1983 г., является кладезью культурного наследия марийского народа. Разнообразная научно-исследовательская, фондовая работа сотрудников этнографического музея способствует планомерной популяризации идентичности марийского народа в большой семье народов России и народов мира. Музей способствует развитию этнотуризма в г. Козьмодемьянске.
Козьмодемьянский музей купеческого быта, основанный в 1995 г., является своеобразным памятником козьмодемьянскому купечеству, сыгравшему в свое время важную роль в развитии культуры в г. Козь-модемьянске. Этот музей также отображает культуру русского населения г. Козьмодемьянска Х1Х-ХХ вв.
Козьмодемьянский музей сатиры и юмора в своей работе представляет юмор и сатиру населения страны, республики и народов других стран, активно популяризует роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Сотрудники музея активно участвуют в региональном фестивале сатиры и юмора «Бендериада».
Сотрудники МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс» в настоящее время работают над созданием Козьмодемьянского музея археологии. Они готовы принять участие и в разработках других музеев в рам-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
43