Библиографический список
1. Дубынин А.Р., Огнев Д.В. Пути формирования и управле- 2. Левицкий А.А., Огнев Д.В. Методические аспекты управ-ния целевым амортизационным фондом промышленного ления эффективностью лизинговой формы финансирова-предприятия: монография. Ангарск: Изд-во АГТА, 2006. ния: монография. Ангарск: Изд-во АГТА, 2006. 161 с. 143 с.
УДК 330:421
СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТЬЮ В РФ
© Н.А. Руш1, Г.И. Дмитриев2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены актуальные вопросы реализации правовых норм Российской Федерации, регулирующих ведение государственного кадастрового учета земельных участков как объектов недвижимости. Показана необходимость совершенствования ведения кадастра на современном этапе развития процедур в сфере управления недвижимостью.
Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости; государственный кадастровый учет земельных участков; Росреестр; государственная регистрация.
CREATION AND OPERATION OF A SINGLE ACCOUNTING AND MANAGEMENT SYSTEM FOR ESTATE PROPERTY IN RUSSIAN FEDERATION N.A. Rush, G.I. Dmitriev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper deals with the pressing issues concerning the implementation of legal norms of the Russian Federation controlling the cadastral registration of lands as real estate objects. It is indicated that the present development stage of property management procedures requires improved cadastral registration. 6 sources.
Key words: state real estate cadastre; cadastral registration of land plots; Rosreestr (Russian State Register); state registration.
Создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации и государственного кадастрового учета недвижимости - очень сложная и многоплановая задача. Поэтому в рамках представленных исследований мы рассмотрели лишь некоторые ее аспекты. Главным объектом недвижимости во всем мире считается земля и только потом все, что прочно с ней связано. Говоря о земле, мы понимаем этот термин шире, чем принято считать в обыденности, то есть под землей и земельными отношениями мы понимаем отношения в сфере недвижимости в целом.
Современное понимание государственного земельного кадастра отражено в специальном законе, принятом Госдумой, - Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о ГКН) [1]. Это систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Россий-
ской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Ведение кадастра представляет собой важную функцию органов государственной власти по управлению земельным фондом в Российской Федерации, оно обусловлено необходимостью учета недвижимости вообще и всех земельных ресурсов государства в частности.
Таким образом, цель предпринятого исследования - изучение и анализ нормативно-правовых актов и специальной литературы, посвященных вопросам регулирования ведения кадастра как земли, так и недвижимых строений и (или) сооружений, прочно связанных с ней.
1Руш Наталия Александровна, магистрант, тел.:89025786861, e-mail:naruha@yandex.ru Rush Natalya, Undergraduate, tel.: 89025786861, e-mail: naruha@yandex.ru
2Дмитриев Геннадий Иннокентьевич, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.:89500774858, e-mail:dgi@istu.edu
Dmitriev Gennady, Associate Professor of the Department of Expertise and Real Estate Management, tel.: 89500774858, e-mail: dgi@istu.edu
Поставленная цель может быть достигнута путем рассмотрения порядка и принципов осуществления государственного кадастрового учета недвижимости в Российской Федерации, актуальных вопросов реализации правовых норм, регулирующих ведение государственного кадастрового учета недвижимости и земельных участков, а также путей совершенствования законодательства.
В ходе проведения нормативно-правовой и организационной реформы в нашей стране стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами. Недостатки действующего законодательства в сфере регулирования учета недвижимости и земель Российской Федерации сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив. И, наконец, самое главное. В нашей стране является проблемой получение гражданами земельного участка для строительства собственного жилья, несмотря на то, что Россия относится к числу стран с высокой землеобеспеченностью, как самое большое по площади государство мира (17,1 млн кв. км) со слабым заселением (8,7 чел. на кв. км).
Актуальность настоящего исследования обусловлена новым качественным состоянием правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации в целом и касающихся правового регулирования государственного учета земель в частности. Кроме того, в представленном исследовании предпринята попытка анализа правовой базы регулирования отношений по государственному учету земель в Российской Федерации на современном этапе развития процедур в сфере управления недвижимостью.
Порядок и принципы осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в Российской Федерации
Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра, то есть основополагающие начала такой деятельности, закреплены в ст. 4 Закона о ГКН. К принципам ведения кадастра относятся:
1) единство технологии ведения кадастра на всей территории РФ;
2) обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений;
3) сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Рассмотрим каждый из принципов подробнее.
Согласно первому принципу кадастр на всей территории Российской Федерации ведется по единой системе и технологии. Это означает, что вне зависимости от того, в каком субъекте РФ ведется государственный кадастр, методы его ведения, внесения в него сведений, их хранения, а также порядок предоставления информации в пределах страны одинаковы. Установлены единые формы документов и их пере-
чень (состав), который определен ст. 13 Закона о ГКН. Тем самым достигается полнота и достоверность сведений кадастра. Заметим, что у отдельных исследователей это требование вызывает сомнение. Как отмечает В.А. Евсегнеев, дело в том, что природные и экономические условия на территории РФ далеко не одинаковы - от полупустынь на юго-востоке европейской части страны до северных и северо-восточных тундр. Различными являются способы и обычаи использования земли в разных географических условиях. Это диктует неодинаковые подходы и к выделению кадастровых единиц - подлежащих описанию земельных участков, и к содержанию этих описаний, и к методам оценки земель. Отсюда должно вытекать не просто право внесения в кадастр дополнительных сведений со стороны региональных и местных органов власти, но и необходимость составления разных земельных кадастров по разным почвенно-климатическим зонам, на которые распадается территория России [2].
На наш взгляд, данная точка зрения, несмотря на правильную постановку вопроса, несостоятельна. Во-первых, конституционные требования единого экономического пространства страны обусловили жесткий государственный характер, а не муниципальную форму этой системы. Во-вторых, многообразие характеристик ведения современного государственного кадастра недвижимости позволяет внести все необходимые особенности кадастровых единиц. Если допустить, что в Российской Федерации велось бы несколько разных кадастров, с уверенностью можно сказать, что возникли бы многочисленные разногласия, противоречия, что в конечном счете привело бы к ошибкам и необходимости исправления всей системы. В настоящее время одной из проблем учета недвижимости (в том числе земельных участков) является то, что в системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения различий в идентификацию объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
Таким образом, единство системы и технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации - исторически проверенный принцип осуществления кадастрового учета земель и земельных участков.
Второй принцип, по сути, объединяет два положения: в соответствии с первым информация, содержащаяся в кадастре, является доступной и открытой для сторонних лиц, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен Законом о ГКН (п. 8 ст. 4); второй положение означает, что государственный кадастр недвижимости постоянно обновляется, поэтому он является источником актуальных и достоверных сведений. Непрерывность процесса внесения в кадастр изменяющихся характеристик земельных участков сопровождается и непрерывностью совершенствования нормативно-правовой базы такой
деятельности.
Как подчеркивается в Руководящих принципах партнерства государственного и частного секторов в области управления земельными ресурсами: «Информация о земле и ее ресурсах - само существо каждого государства. Надлежащее понимание гражданами взаимосвязей между государством и обществом требует, чтобы такая информация была легкодоступной и могла легко использоваться» [3]. Поэтому согласно п. 1 ст. 8 Закона о ГКН сведения государственного кадастра недвижимости носят открытый характер. Однако при реализации данного принципа полномочные органы должны обеспечивать выполнение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, иных правовых актов и методических документов, определяющих организацию режима секретности и порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну (перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» [4]).
Кадастр содержит сведения, имеющие практическую пользу не только для государственных органов, его ведущих, но и для других органов управления в области использования и охраны земель, налоговых органов и др. Они необходимы для правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов). В получении этих сведений бывают заинтересованы также участники торгов, аукционов и конкурсов при совершении сделок с земельными участками (купля-продажа, ипотека и др.). Во всех названных случаях органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, обязаны предоставлять запрашиваемые сведения заинтересованным в них лицам и организациям. Решение о выдаче сведений принимает орган, ведущий кадастр. Если в выдаче документов будет, по мнению заявителя, отказано незаконно, он может обжаловать действия должностных лиц (государственных служащих) в суд (арбитражный суд) на основании Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [5].
Следует отметить, что реальная работа данного принципа возможна лишь с уменьшением бюрократизма и при открытости всей системы государственной информации.
Реализация третьего принципа ведения государственного кадастра недвижимости осуществляется в рамках Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) [6]. Сведения государственного кадастра недвижимости являются государственным информационным ресурсом и, соответственно, частью государственной информационной системы, которая согласно п. 1 ст. 14 Закона об информации создана «...в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами...». С учетом предыдущего принципа общедоступности кадастр является открытым государственным информационным ресурсом, и информация, содержащаяся в нем, может
сопоставляться со сведениями из других государственных информационных ресурсов.
Государственный кадастр недвижимости создан и постоянно обновляется как интегрированный источник, содержащий полные и актуальные сведения о земельных участках, позволяющие получать на их основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования делают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что оказывает существенное влияние на повышение эффективности решений, принимаемых как структурами власти и управления, так и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
На наш взгляд, к числу принципов осуществления деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости следует отнести и обязательность государственного кадастрового учета земельных участков. Полноценный фундаментальный земельный кадастр можно получить только при обязательном учете всех земель Российской Федерации, где бы они ни располагались и в чьем бы пользовании (собственности, аренде и т.д.) они ни находились. Никто не имеет права скрывать или отказываться от предоставления полномочным органам запрашиваемых ими сведений, необходимых для ведения кадастра (за исключением сведений, представляющих коммерческую тайну).
Актуальные вопросы реализации правовых норм, регулирующих ведение государственного кадастрового учета земельных участков, и совершенствования законодательства
Кадастровый учет земельных участков, то есть описание их правовых и экономических характеристик, придает этим сведениям официальное, правовое значение после того, как они занесены в Единый государственный реестр земель.
Органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, не только имеют право, но и обязаны в целях обеспечения полноты и достоверности кадастра проверять все те сведения о земельном участке, которые поступают от их правообладателей (собственников, землепользователей, арендаторов и др.). Если возникают какие-либо сомнения о границах земельного участка, размере его площади, наличии сервитутов, обременений и т.д., проводятся необходимые землеустроительные действия по установлению этих существенных сведений, их соответствия данным государственной регистрации и другим документам.
Не должно быть противоречий в записях, которые ведутся органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в Едином государственном реестре земель, с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При выявлении каких-либо противоречий в характеристиках земельного участка и в правах на него производится приостановка
действий по государственному кадастровому учету земель. Об этом в письменной форме с указанием причин отказа (приостановления) в государственном кадастровом учете земель сообщается собственнику (землепользователю, землевладельцу, арендатору) земельного участка, который обязан позаботиться об устранении обнаруженных ошибок, неточностей и искажений в учетных данных. Если в течение предоставленного Законом о ГКН срока (не более одного месяца - п. 2 ст. 20) заявитель не устранит причины, вызвавшие приостановление кадастрового учета, то ему в письменной форме дается отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
По своим юридическим последствиям приостановление кадастрового учета и отказ от его проведения существенно различаются. Приостановление -это своеобразный переговорный процесс между местным органом Росреестра и заявителем, в положительном и скорейшем разрешении которого заинтересованы обе стороны. При отказе органа Росреестра оформить учет земельного участка в кадастре переговоры и переписка прекращаются. Спор в этих случаях переносится в суд (арбитражный суд), в то время как спор о приостановлении кадастрового учета земель не подведомственен суду.
Органы Росреестра вправе отказать заявителю в кадастровом учете земельного участка только в тех случаях, которые предусмотрены п. 3 ст. 20 Закона о ГКН: если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям российского законодательства; если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. В остальных случаях нарушения порядка государственного учета земельных участков местный орган Росреестра не вправе отказывать заявителю в проведении учета земель. Он обязан совместно с ним добиться устранения несоответствий сведений о земельном участке с установленными в законодательстве требованиями.
Ведение государственного кадастрового учета недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации имеет следующие недостатки:
• не решается задача повышения эффективности выполнения на федеральном уровне отчетных, аналитических и контрольных функций Росреестра;
• отсутствует возможность передачи информации в Федеральную налоговую службу в целях ее оперативного использования для прогнозно-аналитических и контрольных функций налоговых органов;
• требуются дополнительные затраты на обработку в автоматизированном режиме экстерриториальных запросов и усложняется предоставление сведений организациям и гражданам об объектах государственного кадастрового учета независимо от места их нахождения;
• развитие государственного кадастрового учета объектов недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации в определенной степени зависит от экономического состояния региона и, как следствие, кадастровые информационные системы регионов будут развиваться разными темпами и иметь различия по техническим возможностям.
Рассмотрим два возможных варианта совершенствования действующего законодательства о государственном кадастре недвижимости.
Первым вариантом является переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту. Преимуществами этого варианта по сравнению с действующей системой учета недвижимости являются:
- объединение данных обо всех объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне субъекта Российской Федерации и обеспечение непротиворечивости сведений;
- построение действенной системы контроля деятельности органов государственного кадастрового учета при проведении учетных операций, что существенно повышает гарантии прав граждан и юридических лиц при обороте недвижимости;
- организационно-технологическое разделение мест непосредственной работы с клиентами и мест принятия решений по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.
Вторым вариантом является создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне. Этот вариант исключает возможность ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.
Положительным в этом варианте является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.
Интеграция на федеральном уровне актуальной и полной информации государственного кадастра не-
движимости, возможность оперативной передачи ее в Федеральную налоговую службу повышают эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций не только Росреестра, но и налоговых органов. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия решений.
Следует отметить, что реализация этого варианта предъявляет более высокие требования к технической инфраструктуре, но его применение будет компенсироваться положительным эффектом.
При разработке новейшего законодательства за основу принят второй вариант, предусматривающий создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне.
В заключении подчеркнем, что актуальными направлениями по совершенствованию системы государственного кадастрового учета земельных участков являются:
- продолжение работ по разработке и принятию нормативно-правовой базы, в том числе обеспечивающей введение в действие норм и правил ведения государственного кадастра недвижимости, формирования объектов кадастрового учета, а также развитие
института налоговой оценки объектов недвижимости;
- реализация переходных процессов по переносу информационных ресурсов из ранее созданных кадастров и реестров в базы данных государственного кадастра недвижимости;
- создание инфраструктуры государственного кадастрового учета, включая организационное развитие системы и внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;
- осуществление мероприятий по совершенствованию структуры Росреестра.
В конечном счете общим результатом совершенствования системы кадастра недвижимости будет являться: активизация сделок на рынке земли и иной недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятие эффективных решений по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости. Результатом будет являться развитие рыночных институтов, в том числе института кадастровой, а в дальнейшем, и рыночной оценки объектов недвижимости.
Библиографический список
1. О государственном кадастре недвижимости: федер. закон от 24.07.2007 г. № 221 -ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.).
2. Евсегнеев В.А. Земельный кадастр: вопросы правоприменения // Право и экономика. 2006. № 1.
3. Завидов Б. Д. Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия: учеб.-практ. и аналит. коммент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1йр://ау-ие.ги/каЬа8^-Е.р1р?Ь=каЬаБ^-z_2_1.htm
4. О Государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 13 октября 1997. № 41. Ст. 4673.
5. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: закон РФ от 27.04.1993 г. № 48661 (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) // Сборник законодательных актов Российской Федерации. 1993. Вып. VIII. Ст. 117.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 31 июля 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.
УДК 621.1: 005.6
АЛГОРИТМ И МОДЕЛЬ ВЫБОРА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОМПАНИИ
©А.А. Сабаева1, М.А. Семенов2, В.В. Скоморохов3
1,2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 3ОАО «Иргиредмет»,
664025, Россия, г. Иркутск, б. Гагарина, 38.
Рассмотрена схема движения документов в торговой компании. Выявлены проблемы традиционных и электронных технологий документооборота, на основе чего обоснована необходимость внедрения систем электронного документооборота (СЭД). Сформированы критерии для выбора оптимальной СЭД в соответствии с требованиями заказчика. Предложены модель и алгоритм выбора подобных систем для торговой компании.
1 Сабаева Анна Андреевна, студент. Sabaeva Anna, Student.
2Семенов Михаил Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (S952)405174.
Semenov Mikhail, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, (S952)405174. Скоморохов Виталий Викторович, заведующий лабораторией математического моделирования и компьютерных технологий. Skomorokhov Vitaly, Head of the Laboratory of Mathematical Modeling and Computer Technologies, "Irgiredmet" JSC.