УДК 339.5.01
СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
«ЕДИНОГО ОКНА» В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
СОЮЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А.А. Костин, О.В. Костина, О.А. Москаленко
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы создания и функционирования национального «единого окна» в России с учетом участия в Евразийском экономическом союзе и изложены рекомендации по устранению существующих проблем, включая технические, правовые и организационные аспекты.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, механизм «единого окна», гармонизация, упрощение, уровни взаимодействия.
THE CREATION AND FUNCTIONING «SINGLE WINDOW» IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION: PROBLEMS AND PROSPECTS
A.A. Kostin, O.V. Kostina, O.A. Moskalenko
Abstract. The article is devoted to topical problems of establishment and operation of national single window in Russia with the participation in the Eurasian economic Union and outlines recommendations to address existing challenges, including technical, legal and organizational aspects.
Keywords: Eurasian economic Union, the mechanism of a single window, harmonization, simplification, levels of interaction.
На протяжении нескольких лет как в теории, так и на практике идет дискуссия о необходимости построения механизма (системы), который позволил бы не только максимально упростить перемещение товарами и транспортными средствами таможенной границы, сокращая при этом издержки участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), но также позволил бы повысить результативность мер, осуществляемых контролирующими органами.
Наиболее актуальным и перспективным направлением в сфере государственного управления считается развитие электронного взаимодействия «бизнес - государство» B2G в рамках предоставления не только государственных услуг, но и исполнения органами власти контрольных функций, что вполне возможно при применении
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
механизма «единого окна». При этом необходимо упростить таможенные формальности, форсировать сложности полного перехода на электронный документооборот во взаимодействии с участниками ВЭД, автоматизировать использование таможенных процедур и создать условия для внедрения и функционирования «единого окна».
Электронное взаимодействие в рамках исполнения органами власти контрольных функций требует особого рассмотрения, так как затрагиваются вопросы юридической правомерности и практической обоснованности так называемых «электронных решений» принимаемых этими органами. Проведем анализ такого взаимодействия на примере Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России).
В рамках предоставления государственных услуг и выполнения контрольных и других функций ФТС России проводится работа по обеспечению возможности подачи, приема, контроля и выпуска декларации на товары в электронном виде, улучшения качества Интернет-декларирования, повышения уровня его комфортности для бизнеса. Функционирующая ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть в ФТС России (далее - ЕАИС) позволяет охватить все таможенные органы Российской Федерации: от Центрального информационно-технического таможенного управления до пунктов пропуска через таможенную границу. Отметим, что ЕАИС объединяет и позволяет реализовать ФТС России функциональные возможности в рамках системы таможенных органов, однако по-прежнему острой остается проблема межведомственного взаимодействия с другими органами государственной власти, задействованными в процессе пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Полагаем, указанную задачу возможно решить в рамках создания и введения в действие механизма «единого окна», причем не только на национальном, но и на наднациональном уровнях.
Основная цель создания механизма «единого окна» в сфере таможенного регулирования для России (равно как и для других стран - членов ЕАЭС) заключается в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях:
1. Осуществление электронного документооборота и электронной обработки всех внешнеторговых документов в ходе трансграничного перемещения товаров и транспортных средств.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
2. Обеспечение оптимального времени на проведение таможенных операций, связанных с трансграничным перемещением товаров и транспортных средств, и контрольных мер, в том числе - таможенного контроля.
В общем виде механизм функционирования «единого окна» в ЕАЭС представлен на рисунке 1.
Как видно, «электронная таможня» как операционный центр «единого окна» занимает одно из центральных мест в использовании процесса электронного документооборота, для чего требуется наделить таможенные органы соответствующими функциями.
В частности, рассматривая различные определения понятия «единое окно», можно прийти к выводу, что оно - система, дающая возможность всем участникам трансграничного торгово-логисти-ческого процесса упростить и сократить процесс прохождения таможенных формальностей, а именно - в единой форме и в единой структуре предоставлять всю необходимую информацию для совершения импортных, экспортных и транзитных операций.
Применительно к современным реалиям такой единой структурой могут выступить таможенные органы, опосредующие электронную таможню. Их выбор в качестве организующего информационно-аналитического центра не случаен, так как предпосылки для этого были сформированы давно: согласно п. 1 ст. 103 ТК ТС таможенные органы обеспечивают общую координацию проведения государственного контроля, в том числе таможенного, сопряженного с проведением действий надзорного характера другими контролирующими государственными органами. В то же время в ходе прибытия на таможенную территорию товаров и транспортных средств ответственный перевозчик одновременно с представляемыми при таком прибытии с документами передает таможенному органу также документы, необходимые для осуществления иных видов контроля. Выполнение указанных действий основывается на положениях Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 394-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам РФ».
Данный вывод подтверждается стремлением Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) создать максимально прибли-
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рисунок 1. Порядок электронного взаимодействия участников процесса трансграничного перемещения товаров и транспортных средств
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
женные условия для аккумуляции процессов именно в таможенных органах. Так, согласно Решению Коллегии ЕЭК от 22 декабря 2015 г. № 171 «О перечне приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов ЕАЭС», функционирование национальных сегментов «единого окна» в ЕАЭС должно осуществляться, исходя из установленных при их формировании приоритетов и особенностей взаимодействия B2G, что отражено на рисунке 2.
Заметим, что в недавнее время процесс создания «единого окна» в ЕАЭС получил необходимый импульс в виде принятия определенного перечня документов, направленных на регулирование процессов электронного документооборота.
В частности, вступивший в силу 1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС определил для интегрированной системы государств-членов ЕАЭС в числе основных задач по организации электронного взаимодействия следующее:
- создание и обеспечение формирования общих информационных ресурсов, а также механизма интегрированного информационного межгосударственного обмена данными и электронными документами;
- создание и ведение на основе унифицированной системы классификации и кодирования единой системы НСИ ЕАЭС;
- формирование механизма информационного взаимодействия уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль и проч.
При этом Договором о ЕАЭС вводится новый институт -«доверенная третья сторона» - сущность которого раскрывается в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. № 73 «О Концепции использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов»: «доверенная третья сторона - организация, наделенная в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС правом осуществлять деятельность по проверке электронной цифровой подписи в электронных документах в фиксированный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ». Помимо этого, детальное
£
£
1. Получение предварительного решения по классификации товара по единой ТН ВЭД ЕАЭС.
2. Получение предварительного решения о стране происхождения товара.
3. Включение и исключение юридических лиц из реестра таможенных переводчиков.
4. Присвоение статуса уполномоченного экономического оператора.
5. Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары.
6. Внесения изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.
7. Направление уведомления о выпуске (об отказе в выпуске, приостановлении выпуска) товаров.
8. Получение разрешения на совершение грузовых операций с товарами.
9. Подача, регистрация и отказ в регистрации транзитной декларации, сертификата о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, при помещении товаров под указанную таможенную процедуру
1. Получение разрешения на ввоз/вывоз/ транзит подлежащих государственном ветеринарному контролю (надзору) грузов.
2. Получение фитосанитарного сертификата страны-эеспортера.
3. Получение свидетельства о государственной регистрации продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю.
4. Получение сведений о выданных и принятых (зарегистрированных) документах об оценке соответствия.
5. Получение заключения (разрешительного документа) на ввоз и/или вывоз отдельных видов товаров.
6. Получение лицензии на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров.
7. Получение заявки о регистрации нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих.
8. Включение объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.
9. Получение сведений из реестра объектов интеллектуальной собственности
3 блок «оплата, платежи и электронная коммерция»
1. Регистрация сделки (паспорта сделки, учетного номера контракта) заинтересованными лицами для целей валютного контроля
в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, являющихся агентами валютного контроля.
2. Предоставление сведений о репатриации денежных средств в соответствии с законодательством РФ
1. Получение перевозчиками допуска к осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом.
2. Направление предварительной информации при перевозках товаров различными видами транспорта, в отношении которых приняты решения ЕЭК
Рисунок 2. Приоритетные для унификации процедуры взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами РФ в рамках функционирования механизма «единого окна»
регулирование вопросов, связанных с реализацией «единого окна» в ЕАЭС, обусловило принятие ряда нормативных правовых актов Коллегией ЕЭК, например: Решение Коллегии ЕЭК от 30 сентября 2014 г. N° 180 «О Порядке ведения и применения реестра структур электронных документов и сведений, используемых при реализации информационного взаимодействия в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза»; Решение Коллегии ЕЭК от 6 ноября 2014 г. № 200 «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общих процессов»; Решение Коллегии ЕЭК от 27 января 2015 г. № 5 «Об утверждении Правил электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли»; Решение Коллегии ЕЭК от 9 сентября 2015 г. № 63 «О Методике анализа, оптимизации, гармонизации и описания общих процессов в рамках ЕАЭС»; Решение Коллегии ЕЭК от 28 сентября 2015 г. № 125 «Об утверждении Положения об обмене электронными документами при трансграничном взаимодействии органов государственной власти государств-членов ЕАЭС между собой и с ЕЭК» и др.
Большинство документов регулируют так называемую техническую сторону вопроса электронного взаимодействия соответствующих служб в рамках ЕАЭС, однако указанный аспект вскрывает проблему формирования единых правил делопроизводства, единого формата электронного документа и формирования электронного архива документов.
При этом следует отметить, что речь идет о смешанном документообороте, а не о переходе с бумажного документооборота только к электронному документообороту. Исходя из этого, необходимо принимать во внимание тот факт, что делопроизводство в странах-членах ЕАЭС, работающих в одном правовом поле, существенно различается в зависимости от их ресурсообеспеченности и готовности использовать современные технологии.
К другим проблемам использования электронных документов в электронном взаимодействии следует отнести:
- разнообразие форматов обмена (XML, текст, бинарные данные);
- различие каналов взаимодействия (веб-сервисы, электронная почта, файловый обмен);
- различие сценариев обмена и отсутствие унифицированных регламентов;
- необходимость online-взаимодействия [4].
Возможное решение указанных проблем - формирование дополнительных требований к специализированным сервисам доверенных третьих сторон для использования при трансграничном взаимодействии типа B2G и B2B [3].
Поддерживаем позицию А.А. Кирилловых в том, что практика использования электронных документов в прогрессивных странах и сообществах основывается на трех законах: об электронной цифровой подписи, об электронном документе, об электронной коммерции [2, 23-36]. Стоит отметить, что в настоящее время в России принят только первый, хотя отдельные аспекты электронного делопроизводства и документооборота регулируются гражданским, налоговым, банковским и другим законодательством.
Расширение таможенных границ, развитие информационных таможенных технологий в рамках ЕАЭС определяют потребность в наличии специального законодательства, призванного регулировать отдельные механизмы упорядочения информационного потока. Решению обозначенных задач может способствовать дальнейшее развитие нормативной основы электронной формы взаимодействия бизнеса и государства в лице таможенных и иных органов исполнительной власти.
Помимо прочего, для Российской Федерации важность участия в процессе формирования национального сегмента «единого окна» в рамках ЕАЭС ставит задачу не только унификации B2G процедур, но и В2В процессов с учетом возможности их совместимости с другими информационными системами и продуктами, а также дальнейшей интеграции в механизм «единого окна» без каких-либо ограничений доступа и реализации. Указанное, в свою очередь, позволит минимизировать и впоследствии устранить риски несоответствия взаимодействия заинтересованных сторон в рамках «единого окна».
Согласимся с А.В. Бондаренко, отмечающим: «информационное взаимодействие должно выражаться не только в обмене информацией, но также в выработке совместных подходов к разработке
информационных систем и технологий, в том плане, что процесс информационного взаимодействия является всего лишь одним из этапов единой логистической цепи доставки товаров от продавцов до покупателей» [1, 42-45].
В связи с этим, если в процессе разработки порядка информационного взаимодействия не учитывать особенностей и последовательности совершения внешнеторговых таможенных операций, возможно лишь создание информационных систем, направленных на решение локальных вопросов взаимодействия, а не формирование действенного механизма «единого окна», позволяющего на практике упростить порядок государственного контроля, в том числе в сфере таможенных отношений.
Безусловно, помимо технической составляющей, механизм «единого окна» потребует согласования национальных нормативных правовых актов и международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, проведение масштабной организационно-структурированной работы, связанной с созданием, апробацией и дальнейшим совершенствованием процесса электронного взаимодействия участников трансграничного перемещения товаров и транспортных средств на совершенно новых условиях в рамках «единого окна».
Библиографический список
1. Бондаренко А.В. Вопросы информационного взаимодействия участников ВЭД и уполномоченных государственных органов // Инициативы XXI века. 2011. № 3.
2. Кирилловых А.А. Законодательство об электронных документах и их архивах: проблемы становления и перспективы развития // Законодательство и экономика. 2015. № 11.
3. Харахордин Ю.В. О регламентации унифицируемых процедур B2G в рамках функционирования национальных механизмов «Единого окна»: выступление зам. директора Департамента информационных технологий ЕЭК, . Москва, 19 января 2016 г. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/SiteAssets/roundtables/rb.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
4. Хотько А.Н. Использование сервисов доверенной третьей стороны при трансграничном информационном взаимодействии: нормативное регулирование в ЕАЭС и принципы реализации / Выступление директора Департамента информационных технологий ЕЭК, г. Санкт-
Петербург, 15 сентября 2015 г. URL: http://www.pki-forum.ru/files/files/ archive_2015/03 %20hotko.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
А.А. Костин
кандидат экономических наук, доцент заместитель декана (по научной работе) факультета таможенного дела Российской таможенной академии (г. Люберцы Московской области) E-mail: [email protected]
О.В. Костина
кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры гражданского права Российского
государственного университета правосудия (г. Москва)
О.А. Москаленко
кандидат экономических наук доцент кафедры таможенных Белгородского университета
операций и таможенного контроля кооперации, экономики и права