Научная статья на тему 'Создание и деятельность школ нового типа в Согдийской области в условиях независимости Таджикистана'

Создание и деятельность школ нового типа в Согдийской области в условиях независимости Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2252
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЫ НОВОГО ТИПА / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЦЕИ / КОЛЛЕДЖИ / ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ШКОЛЫ / ТАҳСИЛОТИ МАКТАБӣ / НАМУДҳОИ НАВИ МАКТАБҳО / ТАҳСИЛОТИ ГАЙРИДАВЛАТӣ ЛИТСЕЙҳО / ГИМНАЗИЯҳО / КОЛЛЕҷҳО / МАКТАБҳОИ ХУСУСӣ / МАКТАБҳОИ ПРЕЗИДЕНТӣ / SCHOOL EDUCATION / NEW TYPES OF SCHOOLS / NON-STATAL SECTOR OF EDUCATION / LYCEUMS / COLLEGES / PRIVATE SCHOOLS / PRESIDENTIAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидов Расул Абдукадирович

Рассмотрена проблема создания и функционирования школ нового типа в Согдийской области Республики Таджикистан в период государственной независимости. Констатировано, что с обретением независимости в стране изменилась структура среднего общего образования. Появились новые школы государственно-частного и негосударственного типа (гимназии, лицеи, президентские школы, школы для одаренных детей и др.). Приведены данные о системе общего среднего образования республики, в которой стали функционировать учреждения, ориентированные на детей с высокими качественными запросами и обеспечивающие обучение на более сложном уровне. Раскрыты особенности функционирования негосударственных школ нового типа в Согдийской области, проанализированы данные об уровне обучения, обеспеченности школ помещениями, компьютерной техникой, педагогическими кадрами, учебной литературой. Акцентировано внимание на мерах по совершенствованию основных направлений, форм, количественных и качественных показателей образовательной деятельности школ нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION AND ACTIVITIES OF NEW TYPES OF SCHOOLS IN SUGHD VILOYAT IN THE PERIOD OF TAJIKISTAN INDEPENDENCE

The article dwells on the issues concerned with creation and functioning of new types of schools in Sughd viloyat of Tajikistan Republic in the period of state independence. It is stated that an acquisition of independence was followed by the changes in the frameworks of general secondary education. There appeared new schools of both statal-private and non-statal types (gymnasia, lyceums, presidential schools, schools for gifted children and etc.). The author adduces the data about the system of general secondary education in the republic, institutions oriented on the children with highly qualitative demands started to be functioning providing the education of elevated standard. The author reveals the peculiarities of functioning referring to non-statal schools of the new type in Sughd viloyat, he analyzes the data appertaining to tuition standard, provision of schools with classroom space, computer technique, pedagogical staff, educational literature. The author lays a special emphasis on measures bound to be targeted at a perfection of basic streamlines, forms, qualitative and quantitative indices in educational activities effectuated by the new types of schools.

Текст научной работы на тему «Создание и деятельность школ нового типа в Согдийской области в условиях независимости Таджикистана»

07 00 00 ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ва АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ и АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 HISTORICAL SCIENCES and ARCHEOLOGY

07 00 02 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07 00 02 HOME HISTORY

УДК 94 (575.3) ББК 63.3 (2 Тад) 64-7

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ НОВОГО ТИПА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

ТАШКИЛ ВА ФАЪОЛИЯТИ МАКТАБХ^ОИ НАМУДИ НАВ ДАР ВИЛОЯТИ СУГД ДАР ШАРОИТИ ТОЦИКИСТОНИ СОХИБИСТИКДОЛ

CREATION AND ACTIVITIES OF NEW TYPES OF SCHOOLS IN SUGHD VILOYAT IN THE PERIOD OF TAJIKISTAN INDEPENDENCE

Хамидов Расул Абдукадирович,

ст. преподаватель кафедры методики преподавания истории и права ХГУ им. акад. Б. Гафурова (Таджикистан, Худжанд)

Хомидов Расул Абдуцодирович,

сармуаллими кафедраи методикаи таълими таърих ва ^уцуци ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров (Тоцикистон, Хуцанд)

Khamidov Rasul Abdukadirovich,

senior lecturer of the department of history and law methods of teaching under Khujand State University named after acad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: vestnik-tsulbp@mail. ru

Ключевые слова: школьное образование, школы нового типа, негосударственный сектор образования, лицеи, колледжи, частные школы, президентские школы.

Рассмотрена проблема создания и функционирования школ нового типа в Согдийской области Республики Таджикистан в период государственной независимости. Констатировано, что с обретением независимости в стране изменилась структура среднего общего образования. Появились новые школы государственно-частного и негосударственного типа (гимназии, лицеи, президентские школы, школы для одаренных детей и др.). Приведены данные о системе общего среднего образования республики, в которой стали

функционировать учреждения, ориентированные на детей с высокими качественными запросами и обеспечивающие обучение на более сложном уровне. Раскрыты особенности функционирования негосударственных школ нового типа в Согдийской области, проанализированы данные об уровне обучения, обеспеченности школ помещениями, компьютерной техникой, педагогическими кадрами, учебной литературой. Акцентировано внимание на мерах по совершенствованию основных направлений, форм, количественных и качественных показателей образовательной деятельности школ нового типа.

Калидвожахр: таусилоти мактаби, намудуои нави мактабуо, таусилоти гайридавлатй литсейуо, гимназияуо, коллецуо, мактабуои хусуси, мактабуои президенты.

Мацола ба омузиши масъалауои ташаккул ва фаъолияти мактабуои миёнаи типи нав дар вилояти Сугди Цумуурии Тоцикистони соуибистицлол бахшида шудааст. Таъкид шудааст, ки баъди ба даст овардани соуибистицлоли дар сохтори таусилоти умумии цумуури тагйиротуо ба амал омаданд. Мактабуои намуди нав чи дар ниуодуои давлати ва чи дар ниуодуои гайридавлатии таусилот (литсейуо, гимназияуо, коллецуо, мактабуои хусуси, мактабуои президента, мактабуо барои хонандагони лаёкатманд)ба вуцуд омаданд. Дар мацола маълумотуо доир ба низоми таусилоти миёнаи цумуури,аз цумла дар бораи муассисауои таълимии барои талабагони нисбат ба дониш талаботи зиёд дошта гирд оварда шудаанд. Муаллиф хусусиятуои ба худ хоси фаъолияти мактабуои намуди навро дар вилояти Сугд шару дода, таулили дарацаи таусилот, таъмин будани ин намуди мактабуо бо бинои таълими, техникаи компютери, кадруои педагоги ва дастрасии адабиёти таълимиро анцом додааст. Дар мацола тадбируои амалишуда дар самти такмили сифати таълим, нишондодуои сифативу мицдори дар фаъолияти мактабуои намуди нав барраси шудаанд.

Key words: school education, new types of schools, non-statal sector of education, lyceums, colleges, private schools, presidential schools

The article dwells on the issues concerned with creation and functioning of new types of schools in Sughd viloyat of Tajikistan Republic in the period of state independence. It is stated that an acquisition of independence was followed by the changes in the frameworks of general secondary education. There appeared new schools of both statal-private and non-statal types (gymnasia, lyceums, presidential schools, schools for gifted children and etc.). The author adduces the data about the system of general secondary education in the republic, institutions oriented on the children with highly qualitative demands started to be functioning providing the education of elevated standard. The author reveals the peculiarities of functioning referring to non-statal schools of the new type in Sughd viloyat, he analyzes the data appertaining to tuition standard, provision of schools with classroom space, computer technique, pedagogical staff, educational literature. The author lays a special emphasis on measures bound to be targeted at a perfection of basic streamlines, forms, qualitative and quantitative indices in educational activities effectuated by the new types of schools.

В условиях реформирования системы школьного образования в независимой Республике Таджикистан изменились требования к содержанию образования, сформировались новые государственные образовательные стандарты, изменились условия

образовательной деятельности. Эти новшества привели к новым педагогическим результатам и повлекли за собой дополнительную актуализацию поиска новых подходов к развитию типологии образовательных учреждений.

После распада СССР и объявления Таджикистаном государственной независимости у отдельных категорий граждан также изменился спрос на образование. Спрос на образование стал беспрецедентно разнообразным и дифференцированным. С переходом общества к рыночным отношениям и к более демократическим преобразованиям образовательные возможности в стране расширились. Появилось большое количество зарубежных и местных частных курсов, программ, учебных заведений и других школьных образовательных инициатив.

В Согдийской области, особенно в ее городах, отношение к образованию и подготовке кадров стало интенсивно меняться в сторону разнообразия. Стремительно оформились различия в доходах населения, в свете чего поменялись интересы учащихся и отношение их семей к образованию. Поэтому система образования, учитывая это разнообразие, была вынуждена принять во внимание запросы населения, особенно в тех областях, где образование позволяло выпускникам рассчитывать впоследствии на более высокое служебное положение и заработную плату.

Начиная с 1991 года, в условиях, когда государственное образование перестало быть обязательным и всеобщим и его показатели резко снизились из-за сокращения бюджетных ассигнований, появились новые типы школ государственно - частного характера и совместные с зарубежными странами образовательные учреждения (лицеи, гимназии, колледжи). Эти школы нового типа стали предоставлять возможности для получения образования высокого качества на основе новых знаний и лучших условий обучения для тех, кто был готов платить за обучение. Очевидным стало и то, что образование стало рыночным продуктом со всеми вытекающими из этого последствиями в смысле доступа и качества. Поэтому в системе общего среднего образования республики стали функционировать учреждения, ориентированные на детей с высокими качественными запросами, обеспечивающие обучение на более сложном уровне (относительно образовательного стандарта) - лицеи, гимназии и т.д., а также специальные образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

Первоначально, когда в республике стали создавать разнообразные типы образовательных учреждений, они не имели четких различий между собой. Частные школы, лицеи, гимназии, центры, комплексы стали появляться по инициативе снизу - т.е. педагогических коллективов и родительской общественности. Названия школ нового типа скорее всего, определяли только их статус. Но постепенно ситуация менялась, школам нового типа стали присущи профильность, академизм, селективность, высокое качество обучения. Формирование негосударственного сектора образования произошло в результате развития рыночных отношений. Возникновение школ нового типа - это результат отрицания единообразной государственной образовательной системы, неспособной решать задачи, связанные с радикальной трансформацией жизни в стране. Перемены, произошедшие в социальной жизни, изменили общественные потребности в образовании, и определенная категория граждан потребовала снятия прежнего единообразия и стандартов системы образования, в результате чего появились новые виды образовательных учреждений. Учитывая высокий уровень преподавания в школах нового типа, правительством Республики Таджикистан было дано поручение Министерству

образования расширить сеть таких учебных заведений во всех регионах республики. Начиная с 1992 года в ряде городов республики, в т.ч. в Худжанде, были созданы совместные таджикско-турецкие лицеи.

Согдийская область не отставала от других территорий республики в организации новых, инновационных образовательных учреждений, в этом деле она даже опережала другие регионы страны. В реализации приоритетных направлений программы развития образования ведущее место занимало создание инновационных видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, частных школ). По сведениям отдела образования Ленинабадской (Согдийской) области, в 1992 году в городах и районах области функционировали 12 гимназий или гимназических классов, а также 2 лицея. (1)

К новому типу школ относились и специальные президентские школы для одаренных детей. Такие формы школ стали функционировать под попечительством Президента Республики Таджикистан. На территории Согдийской области первая школа такого типа была открыта в городе Пенджикенте в 1995/96 учебном году под названием «Президентский лицей-интернат для одаренных детей Республики Таджикистан». (3)

К числу первых негосударственных школ нового типа в Согдийской области относятся: лицей № 1 города Худжанда, гимназия № 1 и лицей № 2 города Исфары; лицей № 1 Спитаменского района; лицей № 1 Матчинского района; гимназия № 18 Зафара-бадского района; частная школа П. Пулатова; частная школа «Дониш»; таджикско-турецкий лицей города Худжанда; частная гимназия «Нур» Бабаджангафуровского района. (6) Эти учебные заведения добились хороших результатов в обучении и получили признание на республиканском уровне. Данный факт говорит о том, что лицеи и гимназии, созданные в Согдийской области, стали первыми экспериментальными площадками в республике. В 1995 году при лицее №1, а также в средних общеобразовательных школах №№ 4, 13, 20, 21, 24 города Худжанда были открыты платные (коммерческие) классы. (10) В других школах из-за отсутствия финансов и неразработанности правового механизма учебные заведения нового типа созданы не были.

Говоря о создании школ нового типа, известный таджикский историк Г.Х. Хайдаров еще тогда констатировал: «К сожалению, в этом вопросе допускается много неразберихи, спешки, примитивизма... в одном здании, как правило, принадлежащем государственной общеобразовательной школе, «обустраиваются» и хозяин - общеобразовательная школа, и гимназия, а порою и лицей; четкую грань (разницу) в их деятельности очень нелегко определить; гимназии и лицеи не имеют своих учебных программ, нацеливающих гимназистов на более глубокое освоение учебных дисциплин с ориентиром их подготовки для поступления в вузы» (17, с. 445).

В 2009 году в городе Чкаловске (ныне Бустон) была открыта президентская школа для одаренных детей, и в первый год в неё на конкурсной основе были приняты на учебу 696 детей из разных городов и районов области. Учебный корпус президентской школы рассчитан на 1296 учащихся. Школа была построена за счет бюджетных средств Согдийской области на общую сумму 12 млн сомони (13, с.76).

Для ведения педагогической работы в данную школу привлечены самые передовые учителя-новаторы области. В президентской школе активно внедряются новые информационные технологии и передовые методики инновационной системы обучения. По данным за 2010 год, в этой школе функционировали 2 компьютерных класса, оснащенных 30 компьютерами каждый. Компьютерные классы были подключены к

глобальной сети Интернет. Кроме того, 30 классов этой школы оснащены компьютерами и телевизорами, которые широко применяются в процессе обучения (5).

В президентской школе создана электронная библиотека, оснащенная 30 компьютерами, с общим объемом в 46 тыс. электронных книг. Электронные версии учебных пособий преподавателей президентской школы - учителя математики А. Рахмонова «Единый государственный экзамен в России», учителя физики Ш. Хошимовой «Трудно решаемые задачи по физике», учителя русского языка и литературы Дж. Карибабаевой «Русские писатели и поэты» и др. также использовались в учебном процессе. В школе действовал кружок компьютерной грамотности, в который были вовлечены 48 учеников, разделённых на 4 подгруппы. С ними в течение месяца проводились занятия в объеме 16 часов. В президентской школе функционируют различные учебные кабинеты, спортивные залы, научно-исследовательский центр, телевизионная студия и т.д., которые позволяют организовать учебный процесс на высшем уровне (9, с.278-279).

В 2010/2011 учебном году в Согдийской области функционировали 58 школ нового типа, из них 35 гимназий и 23 лицея (с общим числом учащихся 29 062 человека), (14, с. 23) а также 18 частных школ (с 5411 учащимися). (2, с. 510) Если в 2004 году на территории Согдийской области в 10 негосударственных школах (лицеях и гимназиях) обучались 2 365 учащихся, то в 2011 году количество негосударственных школ достигло 70 и в них обучались более 34 тысяч учащихся (11).

В создании частных школ нового типа принимали активное участие предприниматели Согдийской области. Так, в течение 2008-2010 гг. предпринимателями были созданы следующие частные школы: частная школа «Гулчини маърифат» города Худжанда, рассчитанная на 550 ученических мест, на общую сумму 400 тыс. сомони (основатель - М. Зиёбоев); частная школа «Паймони азизон» в городе Худжанде, рассчитанная на 480 ученических мест, на общую сумму 748,3 тыс. сомони (основатель - А. Пулатов); частная школа «Кавсар» в городе Худжанде, рассчитанная на 340 ученических мест, на общую сумму 550 тыс. сомони (основатель С. Саидмуродов); частная школа «Амид» с русским языком обучения в Бабаджангафуровском районе, рассчитанная на 600 ученических мест (основатель - С. Исомаддинов); частная школа «Сафина» в Бабаджангафуровском районе, рассчитанная на 240 ученических мест (основатели - братья Абдугафаровы) (13, с. 86).

Здесь уместно констатировать и тот факт, что при создании школ нового типа была сделана ставка на элитарное образование и коммерциализацию образовательных услуг, что создавало серьезные барьеры для повышения образовательного уровня детей из малообеспеченных слоев общества. Большинство негосударственных частных школ в Согдийской области функционирует в арендуемых помещениях. Анализ состояния инфраструктуры частных средних школ показывает, что ни одна из них не находилась в аварийном или требующем капитального ремонта здании, все они были благоустроены.

По сравнению с государственными общеобразовательными школами негосударственный школьный сектор был лучше обеспечен помещениями, компьютерной техникой, педагогическими кадрами, учебной литературой. Например, в гимназии «Кавсар» города Худжанда учебный корпус рассчитан на 340 учеников, имеется столовая на 120 мест и 2 спортивных площадки (баскетбольная и волейбольная). Учебный корпус гимназии состоит из 22 классов и предметных кабинетов. В компьютерном классе 12 комьютеров подключены к глобальной сети Интернет. В библиотеке гимназии в 2010 году насчитывалось более 2 551 книги, из них 1 829 учебников (493 книги на таджикском языке и

1390 - на русском языке), 550 книг художественной литературы и 178 учебно -методических книг (7, с. 224). Это дало возможность негосударственным и частным школам (лицеям и гимназиям) значительно повысить качество обучения.

О высоком уровне обучения в школах области нового типа свидетельствует выпуск школами учащихся с аттестатами с отличием, с золотыми и серебряными медалями, а также достижения учащихся на олимпиадах республиканского и международного уровня, высокий процент поступления выпускников в высшие учебные заведения. Так, гимназия имени А. Азизова города Исфары, функционирующая под руководством известного педагога-новатора Абдухафиза Азизова (учитель химии), превратилась в одно из лучших средних общеобразовательных учебных заведений республики. Впечатляют достижения учеников гимназии. В период существования гимназии 75 учеников стали победителями Республиканских школьных олимпиад, 126 удостоились золотых и серебряных медалей и получили аттестаты с отличием, 1 003 выпускника поступили в высшие учебные заведения, что составляет 95 процентов от общего количества выпускников (4).

Ученики лицея - интерната города Пенджикента (образован в 2000 году), ежегодно участвуя в олимпиадах, завоевали призовые места. В частности, в 2010 году ученики лицея-интерната Шифои Мероджиддин (по русскому языку) и Умедаи Нарзулло (по праву) заняли первые места на Республиканской олимпиаде учащихся общеобразовательных школ, а в 2011 году Суннат Эшов (по химии) и Шахло Тохирова (по английскому языку) стали победителями и удостоились золотых медалей Республиканской олимпиады. Кроме того, 5 учеников лицея-интерната были удостоены серебряных и бронзовых медалей. Несколько учеников лицея - интерната в 2011 году активно участвовали в Международной олимпиаде, которая проходила в городе Екатеринбурге Российской Федерации, и вернулись с золотыми и серебряными медалями. С 2006-го по 2011-й год лицей -интернат Пенджикента окончили 359 выпускников, из них 296 поступили в вузы республики и 12 - в вузы зарубежных стран (15).

Физико-математический лицей №1 города Худжанда (образован в 1991 году) занимает ведущее место среди школ города. Его ученики, успешно сдав экзамены, ежегодно поступают в высшие учебные заведения. Так, в 2009 году лицей окончили 111 учеников, из них 104 поступили в вузы (86 - в республиканские и 18 - в зарубежные высшие учебные заведения). Ученики лицея активно участвуют в олимпиадах. В 2010 году 17 учеников лицея стали победителями городского тура олимпиады, 10 учеников заняли призовые места на областном туре олимпиады. На Республиканской олимпиаде заняли первые места ученики лицея Равшани Мунаввара (по информационным технологиям) и Джумаев Хасан (по математике). Ученики лицея активно участвовали в работе Малой академии наук. В течение 2008-2010 гг. 119 учеников лицея в рамках Малой академии наук написали научные работы по различным предметам, из них были успешно защищены 66 научных работ на областной сессии и 31 - на республиканской сессии, и ученики удостоились дипломов Малой академии наук I, II и III степени (8, с. 242).

Школа - гимназия «Нур» Бабаджангафуровского района была образована в 1997 году (учредитель - ООО «Нурафшон», генеральный директор - Нурулло Усмонов). В 2010 году в ней обучались более 200 учеников. Занятия ведут известные учителя Согдийской области. Школа оснащена необходимым оборудованием, в ней действуют 2 компьютерных класса. Уникальность гимназии заключается в том, что её ученики проходят практику в производственных отраслях компании «Нур». Ежегодно ученики

гимназии становятся призерами областных и республиканских олимпиад. Так, с 2002 по 2010 год 329 учеников гимназии участвовали в районных олимпиадах, 148 - в областных, 36 - в республиканских и 4 - в Международных олимпиадах, большинство из них занимали призовые места. (16, с. 239) Практически все выпускники поступают в вузы республики и зарубежных стран.

ООО «Нурафшон» в 2002 году на базе пустующего детского сада посёлка Палас организовало школу-интернат при гимназии «Нур». Обучением и воспитанием детей занимаются опытные педагоги из разных регионов Согдийской области. В школе -интернате учатся дети из городов Худжанд, Чкаловск, Душанбе и Бабаджангафуровского, Истаравшанского, Матчинского, Айнинского районов и т.д. В школе - интернате созданы необходимые условия для обучения и воспитания детей. Для воспитанников интерната организовано четырёхразовое питание. Дети ежедневно обеспечиваются свежим молоком, яйцами и фруктами, которые поставляются шефствующей организацией - ООО «Нурафшон».

В первой половине дня дети посещают уроки, а во второй половине дня участвуют в кружковых занятиях, воспитательных часах, подвижных играх, просмотрах кинофильмов и в разных других увлекательных занятиях, направленных на обогащение мышления и навыков учащихся. В интернате функционируют также учебная мастерская, спортивные площадки и физкультурный зал (19).

До 2004 года в гимназии «Нур» ученики обучались бесплатно. Все расходы на содержание школы брал на себя учредитель- фирма «Нур». С 1-го сентября 2004 года обучение осуществляется на платной основе. Зарплата учителей этой гимназии была в 5 раз выше, чем в обычной школе. Кроме того, учителям за проверку письменных работ вместо 10% выплачивалась надбавка в сумме 30%. Если ученик занимал призовое место, то учителям выплачивалась премия в размере от 50 до 150 сомони. Предоставлялись льготы и ученикам. Если ученик занимал первое место на районной олимпиаде, он освобождался от платы за обучение в объеме 25%, если побеждал на областной олимпиаде

- на 50%, если на Республиканской олимпиаде - на 100%. (12, с. 6).

Воспитательная работа в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением предметов, школах для одаренных детей отличалась большим разнообразием условий для их воспитания. С появлением новой государственной символики Республики Таджикистан оживилось гражданское воспитание. Практически во всех школах проводились воспитательные часы, творческие вечера, встречи с известными личностями и т.п. Так, в 2009-2010 учебном году в частной школе «Амид» Бабаджангафуровского района мероприятия воспитательного характера проводились по темам: «Наследие Рудаки», «Мы

- наследники Саманидов», «Великие мыслители Таджикистана», «Мой народ-моя гордость», «Книга - источник нравственности», «Таджикские писатели и поэты о красоте нравственности», «День независимости», «День Флага» и другим, посвященным празднованию исторических дат Республики Таджикистан. В школе проходили семинары и конференции под девизом: «Мы разные, но равные», «Мы живем на одной планете», конкурс сочинений на темы «Интернет в жизни молодежи», «Великая Победа» и др. В школе очень содержательно проводилась Неделя памяти, посвященная Великой Победе предков над фашизмом. В рамках Недели организовывались конкурсы военной песни, выразительного чтения, музыкально-литературные композиции, торжественное возложение цветов к памятникам павшим воинам Таджикистана, готовились альбомы и

фильмы о воинах-ветеранах, конкурсы стенгазет, проводился прием обучаемых в детские организации «Ахтарон» и «Ворисони Сомониен» и другие мероприятия (18, с. 216-219).

В школе особое внимание уделялось проведению воспитательных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, с участием родителей учащихся организовывались различные спортивные мероприятия: «Офарин», «Сильные, смелые, ловкие», «Мама, папа, я - спортивная семья» (18, с. 221).

Таким образом, в суверенном Таджикистане органы государственной власти придают большое значение сфере школьного образования, и в особенности созданию школ нового типа. С первых лет государственной независимости возникло и интенсивно увеличивается число учебных заведений разнообразных типов (лицеи, гимназии и частные школы). Органы образования осуществили целенаправленные меры по совершенствованию основных направлений, форм, количественных и качественных показателей образовательной деятельности школ нового типа.

Придавалось особое значение улучшению качества преподавания, расширению сети образовательных учреждений нового типа, укреплению материально-технической и информационной базы учебных заведений, обеспечению средних общеобразовательных школ учебной литературой нового поколения и современными информационными технологиями. Школы нового типа заняли достойное место на отечественном рынке образовательных услуг. Деятельность неправительственных и частных школ направлена на решение важных задач общества, таких как создание условий для опережающего развития учащихся, вовлечение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность, обеспечение индивидуального подхода в обучении.

Список использованной литературы:

1. ГАСО. Ф. №70. оп.10. Д. №702. Л. 67.

2. Джалолов, С. Сегодня и завтра школы и образования / Образование -будущее Таджикистана. - Худжанд, 2011. - С. 506-520 (на тадж. яз).

3. Из истории просвещения Республики Таджикистан. URL: http://cisedu.spb.ru/sng/filial-rt.html (Дата обращения: 23.07.2015).

4. Интервью с А. Азизовым, г. Исфара. 12. 06. 2012.

5. Интервью с директором президентской школы г.Чкаловска М. Муиновой, г. Чкаловск (ныне Бустон), 10.06.2015.

6. Интервью с начальником Управления образования Согдийской области С. Джалоловым (2007- 2014 гг.), г. Худжанд, 11.04.2013.

7. Кенджаев Р. «Кавсар» - образцовое учебное заведение/ Образование- будущее Таджикистана. - Худжанд, 2011. - С. 222-226 (на тадж. яз.).

8. Муким, Воуид. Храм науки и просвещения / Образование - будущее Таджикистана. -Худжанд, 2011. - С. 241-244 (на тадж. яз.).

9. Новые технологии в школе / Образование-будущее Таджикистана.- Худжанд, 2011. - С. 278-279 (на тадж. яз.)

10. Отчет Областного отдела народного образования Ленинабадской области за 1995 год / ГАСО. Ф. №70. Оп. 10. Д. №696. Л.12.

11. Председатель Согда провел августовское совещание учителей. URL: http://www.news.tj/ru/news/predsedatel-sogda-provel-avgustovskoe-soveshchanie-uchitelei (Дата обращения: 27.07.2015.).

12. Саиднисои, Курбан. Храм просвещения // Точикони чауон. - 2011. - №5 (5). - С. 6-7.

13. Сангинов, Дж. Школа в эпоху созидания / Образование -будущее Таджикистана. -Худжанд, 2011. - С.67-91 (на тадж. яз.).

14. Статистический сборник сферы образования Республики Таджикистан за 2010-2011 уч. год. - Душанбе, 2011. - 482 с. (на тадж. яз.)

15. Султонов, Б. Храм добра и знания./ URL: http://www.omuzgor-news.tj/?p=2444 (Дата обращения: 29.01.2013).

16. Усмонов, Н. Суть вопроса /Образование - будущее Таджикистана.- Худжанд, 2011. - С. 233-240 (на тадж. яз.).

17. Хайдаров, Г.Х. История таджикского народа: ХХвек.-Худжанд, 2001. -508 с.

18. Шагаев, И. Открытие /Образование - будущее Таджикистана. -Худжанд, 2011. - С. 213-221.

19. Школа-интернат «Нур». URL: http://www.nur.tj/intemat_nur.html (Дата обращения: 15.07.2015).

Reference Literature:

1. State Archive of Sughd Viloyat, file 70, inventory 10, case 702, sheet 76.

2. Djalolov S. Today and Tomorrow of School and Education // Education Being the Future of Tajikistan. - Khujand, 2011. - pp. 506 - 520 (in Tajik).

3. From the History of Tajikistan Republic Enlightenment. URL: http://cisedu.spb.ru/sng/filial-rt.html (date of request: 23.07.2015).

4. Interview with A. Azizov. -Isfara. 12.06.2012.

5. Interview with the headmistress of Chkalovsk Presidential School Muinova M. - Chkalovsk (now Buston). 12.06.2015.

6. Interview with the chief of Sughd viloyat educational managerial office Djalolov S. (2007 - 2014). - Khujand, 11.04.2013.

7. Kenjayev R. «Kavsar» as an Exemplified Educational Establishment // Education Being the Future of Tajikistan. - Khujand, 2011. - pp. 222 - 226 (in Tajik).

8. Mukim, Vokhid. The Temple of Science and Enlightenment // Education Being the Future of Tajikistan. - Khujand, 2011. - pp. 241 - 244 (in Tajik).

9. New Technologies in School // Education Being the Future of Tajikistan. - Khujand, 2011. - pp. 278 - 279 (in Tajik).

10. The Accounting Report of Sughd Viloyat Educational Managerial Office for 1995 / State Archive of Sughd Viloyat, file 70, inv.10, case 696, sheet 12.

11. The Council Chairman Has Conducted August Conference-Meeting of Teachers. URL: http://www.news.tj/ru/news/predsedatel-sogda-provel-avgustovskoe-soveshchanie-uchitelei (date of request: 27.07.2015).

12. Saidnisoi, Kurbon. The Temple of Enlightenment // Tojikoni Jahon (the Tajik World). 2011, - # 5 (5). - pp. 6 - 7. (in Tajik).

13. Sanghinov Dj. School in the Epoch of Creation // Education Being the Future of Tajikistan. -Khujand, 2011. - pp. 67 - 91 (in Tajik).

14. Statistical Collection of the Sphere of Education of Tajikistan Republic in 2010/11 School Year. -Dushanbe, 2011. - 482pp. (in Tajik).

15. Sultonov B. The Temple of Good and Knowledge URL: http://www.omuzgor-news.tj/?p=2444 (date of request: 29.01.2013).

16. Usmonov N. The Gist of the Question // Education Being the Future of Tajikistan. - Khujand, 2011. - pp. 233 - 240 (in Tajik).

17. Khaydarov G.Kh. The History of the Tajik Nation: the XX-th Century. - Khujand, 2011. - 508 pp.

18. Shagayev I. Discovery //Education Being the Future of Tajikistan. - Khujand, 2011. -pp. 213 - 221.

19. «Nur» Boarding-School. URL: http://www.nur.tj/internat_nur.html (date of request: 15.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.