ГОРЯЧИХ М.В.
СОЗДАНИЕ И АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В КРЫМУ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы образования свободных экономических зон. Описаны подходы к оценке соответствия региональной среды условиям создания свободных экономических зон. Крыму отведена роль региона, в котором будет действовать льготный режим налогообложения для создания благоприятной сферы для привлечения инвестиций. Это, в свою очередь, позволит развиваться региону, пополнять бюджет полуострову и повышать благосостояние населения Крыма. У Российской Федерации богатый опыт в создании СЭЗ. На ее территории уже действует семнадцать особых экономических зон. Они отличаются и по географии размещения — от Санкт-Петербурга до Хабаровска, и по приоритетным направлениям развития: туризм, технологии, логистика, промышленность. Для Крыма выбрана модель Калининградской ОЭЗ, т. к. у обеих зон выгодное географическое расположение и есть выход к морям (в Крыму — к Черному, в Калининграде — к Балтийскому). Крым — очень привлекательный регион для вложения инвестиций. Раскрыты аспекты создания и начального функционирования такой зоны в Крымском федеральном округе. В статье рассмотрены налоговые и таможенные льготы для участников свободной экономической зоны.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, региональная среда, инвестиционный проект, капитальные вложения, налоговые льготы, декларация, регион, технопарк, инвестиции, земельный налог.
GORYACHIKH M.V.
CREATION AND ASPECTS OF FUNCTIONING OF FREE ECONOMIC ZONES IN THE CRIMEA
Abstract, The manuscript d iscusses the issues of estab I ishing free economic zones, Approaches for the evaluation of correspondence of the regional environment to the conditions of creating free economic zones are descri bed, The Cri_ mea has the role of a region where there will be a special favorable tax rate used to create a favorable zone to attract i nvestm ents, This, in turn, will allow the region to deve lop, add to the budget of the peninsula, and im prove the wel_ fare of Crimean population, The Russian Federation has rich experience in creating Free Econom ic Zones, There are already seventee n such speci al economic zones active on its territory, They are d ifferent both in their geograp hy fro m St, Petersb urg to Kha barovsk, and in their priority areas of focus of devel opment _ tourism, technol og ies, l ogistics, manufacturing, The model of Kaliningrad Speci al Economic Zone is chosen as a model for the Crimea as both have advantageo us geograph ical position and both h ave access to seas (to the Black Sea in the Crimea, and to the Baltic Sea in Kaliningrad), The Crimea is a very attractive regio n for i nvest ments, The aspects of estab lishment and the beginning of functioning of this zone in the Crimea Federal District are described, The manuscript discusses the taxa~ tion and customs benefits for participants of the free economic zone,
Keywords, a free economic zone, regional environment, an investment project, capital investments, taxation benefits, a declaration, a region, a technology park, investments, a land tax,
Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. В начале 90-х годов в мире функционировало более тысячи таких зон. По оценкам западных специалистов [1, с. 488], через них проходит до 30% мирового товара. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственно производства в СЭЗ важнейшим направлением экспансии.
Много свободных экономических зон создано в Китае, что способствует подъему его экономики. Торговый оборот свободных зон составляет около 8% объема мировой торговли [2, с. 328].
При многочисленных примерах успешного функционирования СЭЗ имеют место неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале разного рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать.
В Российской Федерации имеется длительный опыт создания и функционирования свободных экономических зон. На ее территории уже действует 17 особых экономических зон. Они отличаются и по географии размещения — от Санкт-Петербурга до Хабаровска, и по приоритетным направлениям развития: туризм, технологии, логистика, промышленность.
РШОИАПЫН! ЯСОЫ1ИЫ Я Р10 Ь Р А ¿О ВЛН1Я 510101111, №1, 2016
Например, одной из первых в России была образована СЭЗ в Калининградской области. После дезинтеграции Советского Союза эта область стала фактически заграничной территорией России в окружении суверенных европейских государств, а впоследствии — анклавом внутри пространства Европейского союза [3].
Крыму отведена роль региона, в котором будет действовать льготный режим налогообложения для создания благоприятной сферы для привлечения инвестиций. Это, в свою очередь, позволит развиваться региону, пополнять бюджет полуострова и повышать благосостояние населения Крыма.
Для Крыма выбрана модель Калининградской ОЭЗ, т. к. у обеих зон выгодное географическое расположение и есть выход к морям (в Крыму — к Черному, в Калининграде — к Балтийскому). Крым — очень привлекательный регион для вложения инвестиций. Уже сейчас есть много желающих развить на полуострове свой бизнес или инвестпроект, но сдерживают санкции. Возможно, через 5-10 лет, когда санкции будут отменены, многие захотят использовать любую возможность, чтобы поучаствовать в развитии региона.
Конечно, региональная среда Крымского федерального округа во многом соответствует условиям организации СЭЗ [4]:
1. Крым имеет благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам, что подтверждается развитой сетью транспортного сообщения, наличием выходов к Черному и Азовскому морям, геофизических и ландшафтных особенностей территории, особенностей географического строения (полуостровная территория), уникального природно-ресурсного потенциала. Однако есть и отрицательные моменты: отсутствие потенциала для расширения транспортной системы региона, неудовлетворительное покрытие и низкие технические параметры автомобильных дорог, низкий уровень конкурентоспособности портов Крыма, высокий износ портовых терминалов, что требует значительной модернизации.
2. Крымский регион достаточно обеспечен объектами производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, имеется значительный потенциал для расширения вышеуказанной инфраструктуры. К недостаткам следует отнести довольно низкий уровень качества услуг, предоставляемых объектами социальной инфраструктуры, а также значительный моральный и физический износ объектов производственной инфраструктуры.
Наличие потенциала для развития инновационной и предпринимательской среды является положительной тенденцией экономического развития [5, 6]. Однако наблюдается снижение темпов развития АПК, объемов локального промышленного производства.
29 ноября 2014 года был принят федеральный закон от 29.11.2014 № 377-Ф3 (ред. от 31.12.2014) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [7]. В нем регламентируется создание такой зоны сроком на 25 лет с возможностью продления и предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Пока существующим законом в СЭЗ Крыма разрешается любая предпринимательская деятельность, кроме добычи полезных ископаемых и разработки месторождений континентального шельфа РФ.
Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов по целому ряду причин. Например, достаточно серьезный вид имеют сопутствующие различным направлениям бизнеса преференции и льготы, среди которых:
- 2% максимальной налоговой ставки на прибыль в первые 3 года деятельности;
- предоставление возможности в течение первого десятилетия оплачивать страховые взносы с зарплаты в размере 7,6%;
- возможность в течение 10 лет иметь нулевую ставку налога на имущество организаций;
- налоговая ставка при упрощенной системе налогообложения в 2015-2016 годах — нулевая, в следующую пятилетку — 4%;
- земельный налог не уплачивается первые 3 года работы.
Такие налоговые сюрпризы призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на Крымском полуострове. Правительство России стремится создать
шшш.грре.ги
95
Горячих М.В. СОШНИ I ЛСЛКЧЫ ФЛШОШРОБЛШП В КРЫМУ
для местного бизнеса новые стимулы и возможности, помочь адаптироваться под российские законы и современные условия. Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкционные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму и сделать условия максимально выгодными и привлекательными как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров.
Пока на практике условия для работы в свободной экономической зоне на новой российской территории еще не полностью отработаны, поэтому говорить о плюсах и минусах достаточно сложно. Ясно, что в ходе настройки новой системы необходимо будет принятие дополнительных законов, поправок или же внесение некоторых изменений в уже существующие законы — в зависимости от полученного первого опыта и сопутствующих нюансов. Зато уже сегодня можно назвать условия вхождения в зону экономической свободы довольно простыми.
Следующим пунктом идет ожидание принятия решения соответствующими органами и окончательное вынесение заключения. Порядок и сроки рассмотрения зависят от размеров капитальных вложений. При сумме вложений более 100 млн руб. заявка с проектом договора и приложенной документацией направляется на рассмотрение в экспертный совет по вопросам СЭЗ в течение 7 дней. В совете рассмотрение заявки происходит в течение 15 дней, при этом орган может вменить заявителю внесение каких-либо изменений в поданную декларацию. При заявленной сумме менее 100 млн руб. заявку обязаны рассмотреть высшие исполнительные органы власти Севастополя или Республики Крым — в зависимости от места регистрации заявителя. Рассмотрение производится в течение 7-дневного периода.
Последним организационным вопросом является получение свидетельства о включении участника в единый реестр СЭЗ. Именно с этого времени заявитель становится полноправным участником и получает право на осуществление предпринимательской и иных видов деятельности на территории свободной экономической зоны в условиях специальных режимов. Возможности и условия регулируются рамками заключенного договора.
Участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что необлагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается со следующего месяца после постановки имущества на учет.
К такого рода имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находится большое количество имущественных владений.
Первые годы существования фирмы, особенно крупной, можно назвать по праву критическими. В это время требуются существенные инвестиции в капитал; фирма пытается выйти на рынок, найти свою нишу, адаптироваться к рыночному механизму. Кроме того, складывается сама структура организации, вырабатываются определенные схемы регулирования деятельности, стандартов качества и пр. Часто в первые пять лет своего существования крупные предприятия, и прежде всего промышленные, терпят убытки ввиду высоких постоянных издержек производства. Поэтому освобождение от налога на имущество дает шанс предприятиям быстрее встать на ноги и достичь экономической точки безубыточности.
С точки зрения экономической теории налог на имущество можно рассматривать как налог на собственность предприятия, что равносильно налогу на стоимость капитала [8, с. 449]. Общие издержки фирмы (ТС) при обязанности платы этого налога составляют:
ТС = юЬ + гК + гтК (1)
где: Ф
— расходы на труд;
РШСИЛПЫЫ! ЯРОЬИНЫ IPiO bPAiCi ВЛН1Я ilOIOilfl, №1, 2016
^ — объем используемого труда; г
— стоимость капитала;
тг
— объем используемого капитала;
^ — ставка налога на стоимость капитала (на имущество); &К
— сумма налоговых выплат. Формулу (1) можно также записать в следующем виде:
ТС = юЬ + (г + г )К
( ) (2).
trK „ ,
налоговых выплат — . Т аким образом:
При отмене налога на имущество расходы (издержки) фирмы уменьшаются на величину
сим образом: TC = wL + rK ^
Это эквивалентно снижению цены капитала K .
Далее для удобства предположим, что производственная функция предприятия — резидента ОЭЗ имеет вид функции Кобба-Дугласа:
Q(L, K) = LaK Р (4)
Q « а р а р
где — объем выпуска, а и — некоторые числа, причем > 0, > 0.
Далее, используя функции (2)-(4), можно построить модель зависимости оптимального
Q
выпуска от и от затрат на используемые ресурсы. Равновесия фирмы меняется, что ведет к увеличению выпуска. Но увеличение выпуска, в свою очередь, означает увеличение предложения, следствием которого является снижение цен. Так как речь идет о крупном производстве, то создание ряда ОЭЗ, по всей вероятности, приведет к общему увеличению выпуска тех отраслей, в рамках которых будут действовать эти предприятия, а возможно, и к серьезному росту совокупного выпуска в экономике (ВВП).
Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же — расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот — 3 года с того месяца, как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий. Во-первых, если речь идет о производстве, то размер земельного участка имеет прямое отношение к размеру предприятия. Так, чем крупнее будет производство, тем более значительные площади оно потребует, а значит, тем больше земли будет взято в аренду. Во-вторых, чем больше арендуемые площади, тем выше сумма налоговых выплат.
Функция издержек фирмы, обязанной выплачивать земельный налог, выглядит так:
TC = pC + pF + tF
Р P (5),
где:
p
— цена земли (рента);
F (field)
— количество арендуемой земли;
t
— налог на землю;
C
— другие ресурсы, используемые для производства;
Р
— цена этих ресурсов;
tF
— сумма налоговых выплат.
www,rppe,ru
97
Горячих М.В. СОШНИ I ЛСЛКЧЫ ФЛШОШРОБЛШП В КРЫМУ
Запишем выражение (5) в следующем виде:
TC = pC + (р +1 )F
(6).
Для предприятия, освобожденного от выплаты земельного налога, издержки будут меньше на величину налоговых выплат:
TC = pC + pF
Р Р (7),
что равносильно снижению цены земли.
Аналогично рассуждениям, приведенным выше для освобождения от налога на имущество, в данном случае получим производственную функцию:
Q(C, F ) = CyFs Y s Y> 0 s> 0
где и — некоторые числа, причем и .
Однако, как уже было сказано выше, размер земельного участка зависит от предполагаемого производства. Кроме того, фирма имеет право использовать этот участок земли только для размещения на нем производства, т. е. не может сдать его в аренду. Следовательно, при снижении расходов на землю предприятие, скорее всего, не будет увеличивать земельные площади, а потратит высвободившиеся средства на приобретение других факторов производства. Таким образом, мы можем ожидать, что у фирмы изменяться предпочтения относительно предельной нормы технологической замены MRSP (Marginal Rate of Substitution in Production) [8, с. 452].
Наконец, расходы на капитал и на землю представляют собой переменные и фиксированные издержки предприятия соответственно. Следовательно, при прочих равных условиях снижение фиксированных и переменных издержек ведет к снижению общих издержек, что, в свою очередь, предполагает увеличение прибыли. Для фирмы — резидента ОЭЗ предельные и средние издержки будут ниже, чем для фирмы, действующей на остальной территории России. Это означает, что ее выпуск будет больше. Если предположить, что фирма продает свой товар на конкурентном рынке, то есть рыночная цена равна минимуму средних издержек, то ее прибыль будет нулевой. Однако для фирмы — резидента ОЭЗ цена будет выше минимума средних издержек, следовательно, она получит положительную прибыль.
Страховые взносы в Крымской СЭЗ оплачиваются в размере 7,6% на протяжении 10-летнего отрезка времени. Такая льгота распространяется на резидентов, которыми статус участника СЭЗ был получен не позднее 3-летнего периода от даты образования свободной экономической зоны на крымском полуострове. Соблюдение всех правил, условий, льгот будет всесторонне контролироваться. Но хотя все налоговые проверки будут производиться Федеральной налоговой службой, любые внеплановые проверки должны строго согласовываться с Министерством по делам Крыма и отдельными экономическими органами субъектов.
Регистрация участников свободной экономической зоны Крыма началась в феврале-марте 2015 года, в апреле были вручены первые сертификаты участникам. Мероприятие прошло в рамках Ялтинского международного экономического форума. В июне 2015 года СЭЗ полуострова включала всего 15 резидентов. По данным Министерства экономического развития Крыма, на рассмотрении региональных властей к середине прошлого года находилось инвестиционных проектов на 60 млрд руб. За последние 10 месяцев в республике уже были заключены соглашения о реализации инвестиционных проектов на 42 млрд руб.
В Крыму составили схему размещения земельных участков, подлежащих застройке за счет внебюджетных инвестиций. Об этом сообщало Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. Всего было отобрано 164 земельных участка общей площадью 1 615 га, из которых 80 находятся в государственной собственности республики (797 га) и 84 — в муниципальной собственности (818 га). Каждый земельный участок имеет схему размещения, описание (паспорт объектов), фотоснимки. «Использование этих участков предполагается для развития сельского хозяйства, рекреации, размещения объектов дорожного сервиса и промышленности», — сообщают в министерстве. Планируется, что продажа прав на большинство отобранных участков будет проводиться с 2015 по 2020 год. Торги планируется проводить преимущественно по продаже права аренды земельных участков, чтобы не потерять
PrnoiAiiE'iHí ipotiiati ÏÏPÏO ЬРАЙО ВАНЖЯ 3J:OIO:ÎIÏ:E, №1, 2016
поступлений от них в бюджеты в будущем. Планируется получить не менее 325 млн руб., из которых 1,5 млн руб. — в бюджет республики, 323,5 млн руб. — в муниципальные бюджеты.
Первая таможенная декларация по процедуре, предусмотренной для свободной экономической зоны, оформлена в Крыму винодельческой компании «Легенды Крыма». Резидент свободной экономической зоны осуществляет деятельность, связанную с выращиванием винограда технических и столовых сортов, а также зерновых культур на территории Республики Крым. Под таможенную процедуру было помещено сельскохозяйственное оборудование, используемое на виноградниках. Декларация на товары была подана в электронном виде и выпущена в сроки, установленные законодательством Таможенного союза. Инвестор намерен заложить 850 га виноградников на территории Сакского района для выращивания технических и столовых сортов винограда. Объем инвестиций составит не менее 964 млн руб.
В Севастополе 14 апреля 2015 года был подписан первый договор с участником СЭЗ — ОАО «Южный берег». Компания будет производить в Севастополе бутилированную воду из местных источников. Объем инвестиций в развитие бизнеса составит около 30 млн руб.
Статус участника свободной экономической зоны на 1 июля 2015 года в Крыму получили 44 предприятия. Общий объем заявленных вложений на реализацию инвестиционных проектов составляет порядка 3,5 млрд руб. При этом планируется создать более 2,5 тыс. рабочих мест.
На 23 октября 2015 года из 220 заявок физических и юридических лиц на проекты в СЭЗ по 191 подписаны договоры на начало реализации проектов, 26 заявок на рассмотрении. Общий объем капитальных вложений — более 50 млрд руб.
Представленные субъектам хозяйственной деятельности СЭЗ в Крыму налоговые и таможенные льготы являются для современной России беспрецедентными и значительно превосходят возможности особой экономической зоны в Калининградской области, особенно в области малого и среднего бизнеса.
Основываясь на результатах научно-прикладных исследований, автором выделены в качестве основных результатов функционирования свободных экономических зон развитие интеллектуального капитала, инвестиционной привлекательности и деловой активности и др., которые проявляются в развитии человеческого капитала и формировании инновационной и предпринимательской среды как структурных условий экономики региона. Реализация разработанного экономико-организационного механизма развития экономики Крыма обеспечит реализацию основных приоритетов социально-экономического развития, в качестве которых рассматриваются формирование индустрии гостеприимства, развитие агропромышленного комплекса и наукоемкой промышленности на основе сбалансированного использования при-родно-ресурсного потенциала, учитывая социальные интересы общества.
Литература
1. Экономика: учеб. пособие. 5-е изд. /Под редакцией Э. А. Кузнецова. — Х.: Одиссей, 2010. — 512 с.
2. Райзберг Б. А. Основы экономики: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 408 с.
3. Иванова В. Н. и др. Особая экономическая зона в Калининградской области: несовершенство основ законодательной базы //Экономические науки. — 2015. — № 6 (127). — С. 90-97.
4. Барков Я. И. Стратегическая программа развития экономики Крыма как комплекс свободной экономической зоны с поляризацией рекреационной сферы // Экономика регионов. — 2011. — № 1 (34). — С. 140-150.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 377-Ф3 «Оразвитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
6. Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата /
H. М. Розанова. — М.: Юрайт, 2015. — 492 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
References:
I. Economy: Textbook. Fifth Edition (2010) /Edited by E.A. Kuznetsova. KH.: Odyssey. 512 p.
2. Raizberg B.A. (2003) Basic economics: Proc. allowance. — M.: INFRA-M. 408p.
3. Ivanova V.N. (2015) Special Economic Zone in the Kaliningrad region: the imperfection of the legislative base foundations/Economics. №6 (127). P. 90-97.
4. Mihurinskaya E.A. (2011) Approach to conformity assessment of regional environmental conditions of the organization of free economic zones / Economics and Management. No.3. P. 74-80.
5. Mihurinskaya E.A. (2010) Free economic zones as a tool for development of a socially oriented region / Economy of Crimea 's economy. No.2 (31). P. 45-51.
www.rppe.ru
99
Горячих М.В.
СОШНИ I ЛСЯКЧЫ ФЛШОШРОБШП C5Ö Б КРЫМУ_
6. Barkov, Y. I. (2011) The strategic development program of Crimea's economy as a complex of a free economic zone with the polarization of recreational sphere // Economy regions. No. 1 (34). P. 140-150.
7. The Federal Law of the Russian Federation on Nov. 29. 2014 No.377- FZ "On the development of the Crimean Federal District and the free economic zone in the territory of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol".
8. Theory of industrial markets (2015) Textbook for Academic Bachelor / N.M. Rozanova. M.: Yurayt Publishing, 492 p. — Series: Bachelor. Academic course.