ОРОБИНСКАЯ Д.С.
Создание художественных фильмов об Арктике как проявление культурной дипломатии холодной войны
D. OROBINSKAYA
Feature arctic films making as a demonstration of Cold War Cultural Diplomacy
Сведения об авторе:
Оробинская Дарья Сергеевна, ассистент кафедры всеобщей истории Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (Архангельск) [email protected]
Author:
Darya Sergeevna Orobinskaya, аssistant of the General history department, Higher School of Social Sciences, Humanities and International Communication, Northern (Arctic) federal University named afterM.V. Lomonosov (Arkhangelsk) [email protected]
Аннотация
В данном исследовании проводится анализ художественного кинематографа арктической тематики периода холодной войны (1946-1990) с точки зрения теории культурной дипломатии. Для наиболее полного понимания вопроса в работе раскрыта область применения понятия «культурная дипломатия» к периоду холодной войны в целом и художественному кинематографу в частности. Также в статье дана общая характеристика холодной войны как специфического многофакторного процесса и исторического периода. Из-за междисципли-нарности темы в литературный обзор вошли работы разных отраслей науки. В первую очередь - тексты, изучающие художественное кино как исторический источник. Методика исследования включает в себя количественные и качественные методы и основана на историческом подходе. Проводится общий статистический анализ партнёрского взаимодействия в сфере создания кино. Целью данного исследования является анализ проявлений культурной дипломатии в художественном арктическом кинематографе периода холодной
войны. Для наибольшей наглядности в статье приводятся конкретные примеры лент, созданных противостоящими политическими лагерями. Также были определены лидирующие жанры в арктической тематике. Аналитическая часть завершается оценкой совместного проекта СССР и США «Пленник земли» 1990 г. В выводах затронуты особенности проявления культурной дипломатии через сферу кино.
Abstract
In this study, we analyze arctic films of the Cold War period (1946-1990) from prospective of the cultural diplomacy theory. In this paper, expose the concept of "cultural diplomacy" for the most complete understanding of the issue. The article also provides a general description of the Cold War as a specific multifactorial process and historical period. The literature review includes works from different scientific fields because the topic is interdisciplinary. First of all, such studies include texts that study art cinema as a historical source. The research methodology includes quantitative and qualitative methods and it based on a historical approach. In addition, we have a general statistical analysis of partnership interaction in the film creation's field. The aim of this study is to analyze the cultural diplomacy manifestations in the Arctic art cinema of the Cold War period. There are specific examples of films created by opposing political camps in the article. We identified the leading genres in the Arctic theme. The analytical part ends with an evaluation of the joint project of the USSR and the United States "Prisoner of the Earth" in 1990. The conclusions touch upon the special aspects of the cultural diplomacy manifestation through the sphere of cinema.
Ключевые слова:
культурная дипломатия, международные отношения, холодная война, художественный кинематограф, Арктика, геополитика. Keywords:
cultural diplomacy, international affair, the Cold War, feature films, the Arctic, geopolitics.
Культурная дипломатия как отдельное научное понятие стало активно применяться в результате разносторонних политических процессов ХХ в., однако на практике подобный вариант взаимодействия существовал давно. Сегодня культурную дипломатию рассматривают в большей степени как способ налаживания позитивных контактов между странами. Тем не менее изначально Фредерик Баргхорн прорабатывал идеи о культурной дипломатии на основе материалов холодной войны1. В своём исследовании «Советское культурное наступление: Роль культурной дипломатии в советской внешней политике» он определял подобный вид дипломатии как манипуляцию культурной составляющей в целях пропаганды. Если учитывать также идею Ежи Онуха о том, что культурная дипломатия - «это продажа имиджа страны средствами культуры»2, то подобная модель ещё больше сочетается с реалиями холодной войны. Именно продвижение собственного образа мышления и действия было характерно для стран периода всестороннего противодействия. В период холодной войны такой метод влияния культурных явлений на международные отношения зачастую характеризуют как «мягкую силу» в противовес жёсткому противостоянию. Её обозначают как один из факторов, который уменьшает уровень политической и экономической напряжённости между странами3.
Вторая мировая война стимулировала формирование особой политической системы противостояния на мировом уровне. Разделение держав на два конфронтационных лагеря во главе с Советским Союзом и Соединёнными Штатами, балансирование на грани «горячей» войны обусловило возникновение особых способов взаимодействия и реализации внешней политики. В результате борьбы пропаганд сложился особый культурный пласт материала, изучение которого позволяет выявить особенности ключевых агитационных образов противостояния.
Культурная дипломатия проявляла себя в холодной войне по-разному. В первую очередь страны одного политического блока стремились к всестороннему взаимодействию в сферах науки, культуры и общества. Советский Союз активно организовывал дружественные визиты иностранных гостей для того, чтобы продемонстрировать высокий уровень жизни в социалистической стране. Страна
Cultural Diplomacy, Political Influence, and Integrated Strategy // Strategic Influence: Public Diplomacy, Counterpropaganda, and Political Warfare / Ed. Michael J. Waller. Washington, DC, 2009. P. 82-87.
Арт-блог [Электронный ресурс] URL: https://theater-light.ru/ezhi-onux-kulturnaya-diplomatiya-eto-prodazha-imidzha-strany-sredstvami-kultury.html (дата обращения: 27.05.2021).
Mc Daniel C.P. American-Soviet Cultural Diplomacy: the Bolshoi Ballet's American Premiere. Lanham, 2015. 256 с.
активно участвовала в международных научных и художественных выставках. Формирование образа себя и своей культуры происходило через активное противопоставление с культурой конфронтационного лагеря. «В буржуазной культуре, и особенно в Соединённых Штатах, глубоко пустила свои ядовитые корни человеконенавистническая идеология расизма, идеология превосходства "американской расы"», - отмечал секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов в 1948 г. 1
Период холодной войны с начала 1960-х гг. стал временем активной поддержки американским правительством национального искусства, а также общего роста интереса к нему. Тогда же в общественной среде начинаются активные рассуждения о роли искусства в формировании мировоззрения. А. Хекшер, американский меценат и спикер, рассуждал в своём докладе президенту Дж. Кеннеди «Искусство и национальное правительство»: «Мы стали осознавать себя народом не только потому, что сделались сильнее, но и потому, что благодаря развитию искусства почувствовали уровень развития национального благосостояния»2. Американская культура активно проникает в другие страны и становится массовой. Национальные идеалы продвигались через музыку, литературу, прессу, спорт и даже танцевальное искусство. Не менее показательным объектом изучения является художественное кино, которое и станет предметом исследования. Его цель - анализ проявлений культурной дипломатии в художественном арктическом кинематографе периода холодной войны.
Теоретическую базу работы составляют междисциплинарные исследования на стыке истории, культурологии и политологии. А.И. Горячев, Л. Магуир, А.М. Филитов, Н.М. Сирота, У. Гэддис характеризуют холодную войну как исторический период и время для складывания особых образов и явлений3. М. Ферро, К.Э. Разлогов активно анализировали фильмы как исторические источники, рассматривали их в культурно-историческом
Цит. по: Юдина А.М. «Джазовая дипломатия» США в 1950-1960-е гг.: из опыта использования американской «мягкой силы» в эпоху холодной войны // Вестник РГГУ Сер. «Политология. История. Международные отношения». 2014. № 18 (140). С. 98. Heckscher A. The Arts and the National Government: Report to the President. Senate. Document No. 28. 88th Congress, 1st Session. Washington, DC, 1963. P. 1. Давыдов М.Е. Эволюция взглядов Дж.Л. Гэддиса на причины холодной войны // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 90-94; Горячев А.И. Холодная война как глобальный идеологический конфликт // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 88-96; Сирота Н.М. «Холодная война» как форма международного конфликта: эволюция феномена // Гуманитарные науки. 2015. С. 61-64; Филитов А.М. Холодная война: историографические дискуссии на Западе. М., 1991. 198 с.; Maguire L. The cold war and entertainment television. Cambridge, 2016. 276 p.
2
контексте1. Отдельно можно назвать исследователей, которые раскрывают понятие культурной дипломатии и его применимость к конкретным историческим периодам: К.М. Табаринцева-Романова, М. Леонард, Ф. Барг-хорн2, Е. Онух3.
В целом исследований по данной теме явно недостаточно, так как изучение произведений искусства именно в рамках культурной дипломатии началось относительно недавно.
Мы использовали ряд известных методов. Историко-хронологиче-ский метод позволил поместить изучаемые материалы в исторический контекст и проанализировать изменяемость образов с течением времени и со сменой политической обстановки. Важную роль играет и историко-сравнительный метод, который позволил сопоставить разные варианты проявления культурной дипломатии, а также особенности взаимодействия стран и смену образов. Историко-типологический метод позволил систематизировать фильмы об Арктике по различным критериям; выявить наиболее распространённые темы в кино; типичных для арктического кинематографа персонажей и т. п. В работе также задействован историко-диахронный метод (в интерпретации И.Д. Ковальченко) для характеристики «динамики исторических систем на фоне более сложной системы»4. А именно - кинематографической системы как более простой на фоне развивающейся холодной войны как более сложной системы. А.В. Фёдоров в своём исследовании замечает, что there is no method can not be considered exhaustive to media text analysis5 («ни один метод не может считаться исчерпывающим для анализа медиатекста». - Перевод авт.), так как каждый фильм представляет собой сложную, многослойную структуру, для изучения которой необходимо учитывать многочисленные взаимовлияния искусства, политики, науки и экономики. Следовательно, чем больше разнообразных методов будет применено
Разлогов К.Э. Парадоксы коммерциализации // Экран и сцена. 1991. № 9. С. 10; Фер-ро М. Кино и история // Вопросы истории. 1993. № 2. С. 47-57.
Баргхорн Ф. Советский образ Соединённых Штатов: преднамеренное искажение / Пер. И.С. Поляковой // Политическая лингвистика. М., 2008. С. 149-156. Арт-блог [Электронный ресурс] URL: https://theater-light.ru/ezhi-onux-kulturnaya-diplomatiya-eto-prodazha-imidzha-strany-sredstvami-kultury.html (дата обращения: 27.05.2021); Баргхорн Ф. Советское культурное наступление: Роль культурной дипломатии в советской внешней политике. М., 1961. Вып. 1. 180 с.; Табаринцева-Ро-манова К.М. «Новые» виды дипломатии XXI в.: культурная дипломатия в современном международном дискурсе // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2019. № 3 (36). С. 26-37; Leonard M. Diplomacy by Other Means // Foreign Policy. 2002. № 132 (Sep. -Oct.). Р. 48-56.
Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 2014. С. 153-154.
Fedorov A. The Western World in the Soviet cinema during the Cold War // Propaganda in the World and Local Conflicts. 2014. Vol. (2). Is. 2. P. 112.
при изучении/обработке конкретного фильма, тем более полную картину сможет получить исследователь.
Из всех картин, созданных под влиянием холодной войны, особенно выделяется арктический кинематограф, то есть ленты, так или иначе формирующие образ Арктики для противостоящих держав. Так, Арктика в целом играла значимую роль для противоборствующих блоков как малоосвоенная территория, где можно было продемонстрировать свои достижения. Активная милитаризация Севера в период холодной войны придала этим землям новые черты. Арктика стала восприниматься американским общественным мнением в первую очередь как кратчайший путь до территории противника, как незащищенная территория с возможностью проникновения в США советских шпионов. Также активно развиваются темы опасных научных и военных испытаний на арктических землях. В СССР в это же время активно продвигаются идеи покорения Арктики советскими гражданами. Последнее было возможно только при высоком уровне технического прогресса Советского государства. В художественном кино возникают сюжеты со строительством сети полярных станций, футуристические прогнозы относительно Севера, картины о прошлых покорителях Северного полюса.
При создании фильмов об Арктике деятели киноискусства из разных стран часто объединяли творческие усилия. Подобное сотрудничество не только укрепляло политические связи между государствами, но и демонстрировало общие тенденции восприятия Севера разными лагерями. Взаимодействие проходило на разных уровнях, создатели искали актуальные идеи в политических, исторических, фольклорных мотивах.
Если обратиться к общим тенденциям взаимодействия создателей арктического кино, то можно отметить следующие особенности. В первую очередь, активное сотрудничество на фоне создания фильмов происходило между странами одного политического блока. Например, США предпочитали создавать фильмы совместно с Канадой, Японией, Великобританией, Францией, Австрией. Советский Союз сотрудничал со странами социалистического лагеря и более дружественно настроенными европейскими державами, например с Италией. В то же время со скандинавскими государствами взаимодействовали как Советский Союз, так и Соединённые Штаты. К 1990-м гг. - началу периода снижения остроты противостояния государств - появились и совместные советско-американские работы. Яркий пример такого кино - картина «Пленник земли» (1990).
Для анализа проявлений культурной дипломатии в холодной войне важно проследить не только официальные линии сотрудничества
государств в кинематографической сфере, но и имагологическую основу политики государств. В художественных фильмах транслируется определённый образ самого себя, своего противника. Через кино можно составить определённую картину мира (настоящего и прошлого), которая в целом предпочтительнее для данного социума. В период холодной войны стираются границы войны и мира, образ конфликта максимально динамичен и театрализован. Север же становится особенным пространством в войне, изолированным от социума пространством для противостояния. Это, безусловно, прослеживается в кинематографических сюжетах. Также важно определить, является ли для изучаемых стран Заполярье частью их собственной территории или же это для них абсолютно отчуждённое пространство. Однако, если какие-либо образы представляются в сознании нации как чуждые или противоположные, это не означает, что подобные моменты ею полностью отрицаются. Они так или иначе входят в общую картину мира. Следовательно, в процессы культурной дипломатии нужно включить и образную составляющую кино.
В американском кинематографе арктической тематики можно выявить преобладание фильмов следующих жанров: фантастика, «хоррор», приключенческое кино. Это можно объяснить как популярностью подобных жанров в целом, так и особенностями представления Арктики посредством киносюжетов. В сотрудничестве со скандинавскими странами - Данией, Швецией, Норвегией - было создано много работ в поджанре monster movie, то есть фильмов, сюжет которых строится вокруг огромного монстроподобного существа. Подобные ленты приходят в американский послевоенный кинематограф после сближения с культурой Японии. На фоне событий и страхов холодной войны фантастическая угроза начинает выступать метафорой реальной угрозы. На первый план выходит опасность ядерного вооружения и проводимых в Арктике научных, военных испытаний. Именно в результате тестирования подобного оружия происходит своеобразное пробуждение или же создание монстров. Для подобных сюжетов характерны также диалоги персонажей, раскрывающие место конфликта (холодной войны) в общеисторическом процессе и место современного человека во вселенной. Технологии, созданные человеком, принесут гибель нашей планете или спасут её от возможной угрозы? Это одна из ключевых дилемм таких работ. В некоторых картинах гигантские монстры и роботы напрямую используются враждующими сторонами для получения превосходства. Секретные советские военные базы в Арктике тоже стали частью общего образа. Подобные сюжеты можно увидеть в таких
картинах, как «Животное от 20 000 морских саженей»1, «Рептиликус»2, «Смертельный богомол»3.
К категории фантастического кино об Арктике можно отнести сюжеты о космическом присутствии на Северном полюсе. Общий посыл таких работ имеет схожие черты с monster movie. Инопланетные технологии воспринимаются как возможности для победы той или иной стороны в холодной войне. Фильмы избирают именно Арктику и Север территорией контакта с инопланетными существами из-за малонаселённости этих мест, больших расстояний, на которых может появиться летательный объект, а также условной «близости» полюса с космическим пространством. Инопланетные силы проявляют себя в следующих картинах: «Нечто»4, «Атомная подводная лодка»5, «Летающая тарелка»6.
В американском приключенческом кино периода холодной войны были распространены сюжеты, раскрывающие тему взаимного шпионажа и противодействия разведок конфликтующих лагерей. Кинокартина «Огненный лис» (1982), совместная работа США, Австрии и Гренландии, повествует о проникновении американского разведчика на территорию СССР для похищения секретной разработки - самолёта, управляемого силой мысли. Однако самолёт «понимает» только мысли на русском языке, поэтому для выполнения миссии выбирается подготовленный русскоговорящий военный. При подготовке операции разведка США сравнивает Комитет государственной безопасности (КГБ) Страны Советов с огромным чудовищем, мимо которого можно проскочить, если ты маленький. Советский Союз представлен в картине как монументальная держава, наводнённая полицией, военными и сотрудниками спецслужб. Советские учёные и техники, создавшие новейший самолёт, характеризуются как талантливые люди, но, как только они закончат свою работу, «их сошлют куда-нибудь далеко только из-за религиозных убеждений»7. Противник в этой работе является сильным, опасным и достойным соперником. Аляска и арктическое пространство выступают в фильме как рубеж, до которого герою нужно добраться, чтобы попасть на «свою»
«Животное от 20 000 морских саженей» (The Beast from 20,000 Fathoms, реж. Эжен Лурье, 1953).
«Рептиликус» (Reptilicus, реж. Сидни В. Пинк, США - Дания, 1961). «Смертельный богомол» (The Deadly Mantis, реж. Нэйтан Юран, 1957). «Нечто» (The Thing from Another World, реж. Кристиан Найби, Ховард Хоукс, 1951). «Атомная подводная лодка» (The Atomic Submarine, реж. Спенсер Гордон Беннет, 1959).
«Летающая тарелка» (The Flying Saucer, реж. Микель Конрад, 1950). «Огненный лис» (Firefox, реж. Клинт Иствуд, 1982) // Кинопоиск [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/9218/ (дата обращения: 29.06.2021). Сюжет демонстрируется на: 51:47.
территорию. Зрелищная воздушная гонка над Арктикой завершается победой американского пилота. Данный пример демонстрирует раскрытие в арктическом кино популярной темы создания противником супероружия. Примечательно также и то, как в ленте показаны государство-противник и советские люди.
Если говорить о советском арктическом кино периода холодной войны, то необходимо отметить преобладание в нём героико-ориенти-рованных сюжетов. При сотрудничестве со скандинавскими странами были популярны фольклорные и этнические темы. Биографический художественный фильм о Фритьофе Нансене «Всего одна жизнь» был снят совместно СССР и Норвегией. Знаменитый исследователь раскрыт в сюжете как авторитетный учёный, значимый политик и достойный человек. Примечательно, что фильм был снят в 1968 г., то есть в достаточно острый период холодной войны. Однако эта работа через главного героя транслирует мысль о том, что человек важнее политики.
Также в арктическом кино активно поднималась тема истории северных районов, особенно в военный период. Советско-норвежская работа «Под каменным небом» (1974) с участием Евгения Леонова и Олега Янковского основана на реальном историческом событии - освобождении советского Заполярья и выходе к российско-норвежской границе, боях за киркенесские шахты. Согласно материалам производства, в написании сценария и съёмках участвовали очевидцы военных событий. Тем не менее тема являлась довольно острой для обеих сторон, поэтому съёмочный процесс выстраивался на стратегии компромисса. В целом фильм можно характеризовать скорее как демонстрацию совместной советско-норвежской позиции по вопросу освобождения Киркенеса. Сюжет построен на солидарности двух стран, однако сам фильм имеет слабый центральный конфликт и не очень выразительных персонажей. Главное место занимает именно идея сотрудничества СССР и Норвегии тогда, во время освобождения шахт, и сейчас. Примечательно также, что съёмки картины про Крайний Север по большей части проходили в тёплом климате - в Крыму.
Картина совместного советско-британско-итальянского производства «Красная палатка» (1969) основана на реальных событиях и рассказывает о крушении дирижабля «Италия», на котором к полюсу отправилась итальянская полярная экспедиция под руководством У. Нобиле. Отдельно повествуется об организации спасательных операций многими странами. Красную палатку на белом снегу искали лётчики Норвегии, Швеции, Италии, СССР. В фильме продемонстрирован подвиг советского ледокола «Красин», первым прибывшего на помощь экспедиции. Сюжет красочно демонстрирует отправление ледокола, поиски
потерявшейся экспедиции и само освобождение изо льдов выживших людей. В фильме также поднимается вопрос о вине Нобиле за гибель части экипажа, своеобразный товарищеский суд проходит над ним в будущем. Путешественник отвечает, что перед ним был выбор 50 на 50: высадиться на полюс или улететь, но он выбрал риск. Без таких рискованных поступков не совершается великих открытий, поэтому сюжет полностью оправдывает Умберто Нобиле. Последние кадры демонстрируют красоту и опасность Арктики. Особую роль играет также образ арктического путешественника Амундсена в исполнении Шона Коннери. Полярный герой гибнет при поисках экспедиции Нобиле, восклицая, что «людям нечего делать в Арктике»1. Тем самым этот персонаж усиливает поднятый в фильме вопрос о том, стоит ли исследование Севера таких человеческих жертв.
«Пленник земли» (1990) - особый фильм для данного исследования. Это - совместная американо-советская приключенческая драма, основанная на произведении Джеймса Олдриджа. По сюжету, американский военный самолёт замечает потерпевшего крушение во льдах лётчика. Недолго думая, один из американцев - Ройс - спрыгивает к пострадавшему на парашюте. Самолёт оказывается советским. Так раненый русский и американский военные остаются вдвоём против арктической стихии. Постепенно герои начинают общаться. Они рассказывают друг другу о своих семьях и о том, как проходит жизнь в их странах.
Кинокартина является знаковой для данного исследования, так как она характерна для периода разрядки. Неслучайно два персонажа противоборствующих недавно держав оказались вместе в изолированном от других пространстве. Их диалоги характеризуют всё течение холодной войны: сначала они ссорятся, периодически доходя до максимального обострения конфликта. При этом персонажи с каждой беседой всё лучше и лучше понимают друг друга: осознают, что для каждого значимо. Примечательно, что даже в периоды максимальной агрессии американец не бросает русского, а продолжает нести. По сути, фильм состоит из дискуссии, которая приводит героев к выводам о том, что нет смысла продолжать противостояние. После этого путешествия для них начинается новая жизнь.
Критика системы сменяется дискуссией о человеческих ценностях: «Ваша система не работает, это весь мир знает. Горстка людей наверху
«Красная палатка» (реж. Михаил Калатозов, 1969) // Кинопоиск [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/13521/ (дата обращения: 29.06.2021). Сюжет демонстрируется на: 1:48:30.
учит вас, как жить и что думать»1. «Это моя страна и моя Нина. Только я могу их ругать, не ты»2, - отвечает русский. Он выдвигает свои аргументы: «Это всё глупости - свобода! Если ты так свободен, почему ты не уходишь? Ты застрял здесь, как и я. Ты - пленник этой земли»3. Последние слова можно воспринимать более глобально: все мы живём на этой земле, и мы в каком-то смысле её пленники.
Таким образом, процессы культурной дипломатии периода холодной войны проявляют себя в кинематографе по-разному. В первую очередь само сотрудничество держав в рамках киноиндустрии было достаточно политизированным. Страны предпочитали делать совместные проекты со своими дипломатическими союзниками и избегать культурных контактов с противниками. Ситуация начала меняться только к началу 1990-х гг., когда снизилась международная напряжённость. Наиболее гибкой страной для сотрудничества была Норвегия, с которой взаимодействовали оба лагеря.
Кроме того, частью культурной дипломатии является и сюжетная составляющая художественного кино, образы действительности, которые создавались авторами. В целом можно отметить, что Арктика по-разному воспринимается в советском и американском кинематографе холодной войны. В американских работах создаётся образ Северного полюса как особого пространства, через которое пролегает кратчайший путь между двумя враждующими державами. Это условная точка соприкосновения, наиболее опасный участок планеты. Так, Арктика не случайно занимает особое место в культурном пространстве США времён холодной войны. Хоррор-кинематограф и фантастические фильмы зачастую поднимают тему ядерной угрозы и опасности новых технологий. К дискуссии предлагаются вопросы о роли человека в мире.
Зачастую Арктика рассматривается как точка возможного начала глобального конфликта - Третьей мировой войны.
Следует также отметить, что данное исследование является частью более масштабной работы «Холодная война в Арктике: сравнительная характеристика образов в американском и советском художественном кинематографе (1945-1991 гг.)».
«Пленник земли» (реж. Джон Берри, 1990) // Кинопоиск [Электронный ресурс] https://www.kinopoisk.ru/film/21108/ (дата обращения: 29.06.2021). Сюжет демонстрируется на: 56:18.
Там же. Сюжет демонстрируется на: 56:20. Там же. Сюжет демонстрируется на: 57:30.
Список использованных источников - кинофильмов
1. «Атомная подводная лодка» (The Atomic Submarine, реж. Спенсер Гордон Бен-нет, США, 1959 г.).
2. «Всего одна жизнь» (реж. Сергей Микаэлян, СССР - Норвегия, 1968 г.).
3. «Дух ветра» (Spirit of the Wind, реж. Ральф Лиддл, США - Франция, 1979 г.).
4. «Животное от 20 000 морских саженей» (The Beast from 20,000 Fathoms, реж. Эжен Лурье, США, 1953 г.).
5. «Кинг-Конг против Годзиллы» (Kingu Kongu tai Gojira, реж. Исиро Хонда, США - Япония, 1962 г.).
6. «Красная палатка» (реж. Михаил Калатозов, СССР - Италия, 1969 г.).
7. «Летающая тарелка» (The Flying Saucer, реж. Микель Конрад, США, 1950 г.).
8. «Нечто» (The Thing from Another World, реж. Кристиан Найби, Ховард Хоукс, США, 1951 г.).
9. «Огненный лис» (Firefox, реж. Клинт Иствуд, США - Австрия - Гренландия, 1982 г.).
10. «Пленник земли» (реж. Джон Берри, США - СССР, 1990 г.).
11. «Побег Кинг-Конга» (Kingu Kongu no gyakushu, реж. Исиро Хонда, США -Япония, 1967 г.).
12. «Под каменным небом» (реж. Кнут Андерсен, Игорь Масленников, СССР -Норвегия, 1974 г.).
13. «Последний динозавр» (The Last Dinosaur, реж. Александр Грассхофф, Цугу-нобу Котани, США - Япония, 1977 г.).
14. «Рептиликус» (Reptilicus, реж. Сидни В. Пинк, США - Дания, 1961 г.).
15. «Случай с Бедфордом» (The Bedford Incident, реж. Джеймс Б. Харрис, США -Великобритания, 1965 г.).
16. «Смертельный богомол» (The Deadly Mantis, реж. Нэйтан Юран, США, 1957 г.).
17. «Смерть среди айсбергов» (Orca, the Killer Whale, реж. Майкл Андерсон, США - Нидерланды, 1977 г.).
18. «Ужас под полуночным солнцем» (Invasion of the Animal People, реж. Вирджил В. Фогель, США - Швеция, 1959 г.).