Научная статья на тему 'Создание ГИС-проекта маркетингового исследования объектов фоторынка г. Новосибирска'

Создание ГИС-проекта маркетингового исследования объектов фоторынка г. Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
161
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кулик Е. Н., Алферова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание ГИС-проекта маркетингового исследования объектов фоторынка г. Новосибирска»

УДК 681.3

Е.Н. Кулик, С.С. Алферова СГГ А, Новосибирск

СОЗДАНИЕ ГИС-ПРОЕКТА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ФОТОРЫНКА Г. НОВОСИБИРСКА

В последние годы геоинформационные технологии находят свое применение во многих сферах деятельности, в рамках которых решаются задачи сбора, хранения и обработки информации о социально -экономических системах. Этому способствует все большая доступность и достоверность исходных данных, а также появление мощных и достаточно простых в использовании современных программных продуктов.

Геоинформационные методы и технологии обработки информации являются инструментальным средством для управления бизнес информацией любого типа с точки зрения ее пространственного расположения и весьма эффективны при решении маркетинговых задач.

В сфере бизнеса появилось достаточно много ГИС-приложений (ГИС демографического анализа, обеспечения связи с клиентами и партнерами, доставки товаров и маршрутизации, выбор расположения бизнес-объектов и пространственного анализа их размещения), в том числе и для маркетингового анализа и планирования.

Главное в маркетинге - с одной стороны - это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; с другой -активное воздействие на рынок и спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Главная задача данного проекта -эффективное представление маркетинговой информации для выявления, количественной оценки и реализации существующих и потенциальных возможностей фоторынка г. Новосибирска с целью сбалансирования спроса и предложения. ГИС инструменты для анализа рынка могут помочь определить, какие продукты и услуги наилучшим образом соответствуют конкретной местности.

В проекте для решения маркетинговых задач с помощью геоинформационных технологий применялись картографические источники данных и статистические материалы. Пространственному анализу в данном проекте подвергались объекты фоторынка, их местоположение, распределение и их связи со смежными/соседними объектами и объектами других тематических слоев. Программным продуктом, используемым при обработке пространственной информации и решении задач, являлся продукт ArcView GIS компании ESRI, Inc.

Любая технология создания ГИС-проекта начинается с решения задачи сбора данных. В данном проекте были использованы атрибутивные данные об объектах фоторынка (ОФР) г. Новосибирска, переданные председателем Новосибирского филиала Российской ассоциации маркетинга, директором центра аналитических исследований «Социум» П.В. Храповым,

пространственные и атрибутивные данные на территорию г. Новосибирска:

гидрография, леса, парки и скверы, кварталы, маршруты городского

муниципального транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи),

остановочные пункты маршрутов городского транспорта.

Для редактирования и

обновления информации об

ОФР, представленной в виде

таблиц, использовалась

справочная информация из

городской системы «Дубль

ГИС». После редактирования

атрибутивной таблицы

менялась ее структура для

автоматического адресного

геокодирования объектов.

В силу того, что данные

на территорию г.

Новосибирска были переданы

в формате MapInfo, а

пространственный анализ

предполагалось проводить в

системе ArcView GIS 3.2a, был

проведен процесс

реструктурирования данных

для перевода их в формат

Shape File.

Информация о маршрутах

коммерческого транспорта

были добавлена в

атрибутивные таблицы

пространственных объектов

маршрутной сети

муниципального транспорта.

Параллельно выполнялась

корректировка

пространственных объектов,

представляющих сегменты

маршрутов транспорта.

При подготовке данных об

остановочных пунктах

городского транспорта главной

задачей являлось обеспечение

взаимного пространственного

^ л т-г ~ согласования их положения с

Рис. 1. Пространственный анализ

¡г положением маршрутов:

взаимного расположения объектов F

фоторынка

присвоение точечным объектам остановочных пунктов атрибутивных значений принадлежности к определённым маршрутам городского транспорта. Параллельно производилась корректировка пространственных и атрибутивных данных (в графическом окне менялось неточное положение остановочных пунктов или вводились недостающие остановочные пункты, с занесением в таблицу их новых атрибутивных значений).

Зададимся вопросом: На чем будет основывать клиент-обыватель свой выбор при решении вопроса, услугами какого конкретного ОФР воспользоваться? Вероятнее всего, путем оценки его удаленности с учетом района города (центральная часть или удаленные районы). Для решения такого запроса наглядными окажутся плотностные характеристики расположения ОФР для трех категорий площадных участков (ячейки с шагом 250, 500 и 1 000 м). Слои соответствующих регулярных сеток представлены графической и атрибутивной информацией.

5500 6000 6500 7000 7500

5500 6000 6500 7000 7500

О Остановочные пункты городского транспорта 100 0 100 200 300 400 500 600 Метры

■ Объекты фоторынка ЩЩ Перспективные зоны расположения объектов фоторынка

Рис. 2. Перспективные зоны размещения объектов фоторынка

Для маркетингового анализа также были произведены следующие расчеты:

- Количества ОФР, находящихся в площадных участках регулярной сетки;

- Общего количества остановочных пунктов городского транспорта, находящихся в площадных участках регулярной сетки;

- Отношения количества маршрутов городского транспорта к количеству ОФР;

- Максимального количества маршрутов городского транспорта, проходящих через площадной участок регулярной сетки при его пересечении с сегментами маршрутов (последовательно для каждого вида транспорта).

Для расчета удаленности ОФР от остановочных пунктов городского транспорта на расстоянии 250 и 500 м выполнялось построение буферных зон по пространственным запросам. Отдельно рассчитывалась удаленность каждого ОФР от ближайшего остановочного пункта. Полученная информация отражена в атрибутивной части данных об ОФР.

Построение буферных зон выполнено с радиусом 250 м относительно тех остановочных пунктов, через которые проходит более 10 маршрутов городского транспорта.

Построение буферных зон оказывается эффективным для целей:

- Отображения зон обслуживания каждым ОФР г Новосибирска;

- Выявления областей перспективного расположения новых ОФР, основываясь на предположении, что перспективными являются территории вдоль оживленных маршрутов, не имеющие по близости действующих ОФР.

© Е.Н. Кулик, С.С. Алферова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.